Производство елочных игрушек в клину – Клинская ёлочная игрушка | Ёлочка

как работает новогоднее производство со 170-летней историей

Стеклодувное ремесло в Клину берет начало в 1848 году. С тех пор производство не сильно изменилось: большую часть работы умельцы по-прежнему выполняют вручную. Старейшим предприятием по выпуску стеклянных новогодних украшений считается фабрика «Елочка» в Высоковске. О том, как создают современные игрушки, сохраняя старинные традиции, и чем жители Подмосковья смогут украсить елки к наступающему Году земляной свиньи, читайте в репортаже портала mosreg.ru.

Что предлагают новогодние ярмарки в Подмосковье: угощения, развлечения и сувениры>>

В цехе только девушки

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

На стеклодува не учат в специальных учебных заведениях. Освоить хитрое ремесло можно прямо на фабрике. Большинство из здешних работниц так и сделали: пришли на производство после окончания школы.

«Раньше профессия стеклодува была сугубо мужской. Сейчас в этом цехе работают только женщины: уж очень монотонный и кропотливый труд, мужчинам не хватает усидчивости», — рассказывает коммерческий директор Яна Шачикова.

Получается не у всех. Нетерпеливые ученики через несколько месяцев сдаются, уходят. Остаются самые упорные. И они профессию, как правило, уже не меняют. На «Елочке» даже есть династии стеклодувов.

Новогодние ярмарки в Подмосковье. Карта>>

Преемственность поколений

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Особенно сложные фигуры, с припаиванием отдельных деталей, на фабрике делают всего два мастера. Одна из них — стеклодув четвертого разряда Лариса Корунова – работает на производстве уже 46 лет. В детстве она приходила в цех смотреть, как трудится мама. Потом девочка выросла, и сама стала выдувать игрушки на «Елочке». Здесь же работают сестра и племянница Ларисы.

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Представительница династии стеклодувов свой труд особо тяжелым не считает: «От любой работы устаешь. Зато моя — рядом с домом. И мне она нравится. Это же интересно, когда из простой стеклянной трубочки получается красивая игрушка. У меня дома елка украшена только нашими изделиями», — делится мастер. 

Путешествие по Подмосковью: древние монастыри, опасные подземелья и места киносъемок>>

Голыми руками

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

В стеклодувном цехе оглушительно работает вытяжка, и многие мастера надевают наушники. А руки не защищают, несмотря на то, что температура горелки 1200 градусов. Оказывается, стекло плохо проводит тепло и не обжигает кожу. Гораздо большую опасность производство представляет для дыхательных путей: при нагреве стекло выделяет вредные вещества. Поэтому стеклодув имеет право на досрочную пенсию. Однако многие работницы не спешат уходить: любят свою профессию.

«Маникюр только по праздникам»

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Следующий этап производства – металлизация – единственный процесс на фабрике, который не проводят вручную. С 1968 года стеклянные фигурки покрывает алюминием специальная машина. Сырьем служит обычная фольга, которая в вакууме и под высоким напряжением превращается в пыль и оседает на стеклянной поверхности.

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

В следующем цехе игрушки окрашивают. Работница погружает заготовки в краску голыми руками.

«Дело в том, что в любых перчатках изделия выскальзывают из рук. Проще потом отмыть пальцы ацетоном. А маникюр – только по праздникам», — объясняет Яна Шачикова.

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Во время разрисовки шаров и фигурок художники держат их за стеклянный усик, чтобы пальцами не размазать краску и блестящую присыпку. Его обрезают в последнюю очередь, когда игрушка высохнет. На место усика надевается колпачок или прищепка, затем готовое изделие упаковывают.

Прогулки на лошадях в Подмосковье: где обучиться езде и покататься верхом>>

Никаких Санта-Клаусов

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Качество производства елочных игрушек контролируют на каждом этапе. Мастера проверяют изделия на наличие точек, разводов и других дефектов. Разрисовщики сравнивают мельчайшие детали с эталоном. Важно не отступать от образца, ведь дизайн каждой игрушки утверждают на Художественно-экспертном совете Московской области. Статус народного художественного промысла, присвоенный изделиям фабрики «Елочка» в 2002 году, диктует свои правила: никаких диснеевских принцесс, Санта-Клаусов и свинки Пеппы. Символы наступающего года в ассортименте присутствуют, но в более традиционном исполнении.

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Фабрика производит около 600 видов игрушек. Ежегодно ассортимент обновляется примерно на 20%. Эскизы новых украшений тщательно отбирают на худсовете, причем к праздникам готовятся заранее. Так, сейчас дизайнерский отдел разрабатывает игрушки с символом 2020 года – мышью.

По словам сотрудников фабрики, старинный дизайн елочных игрушек сейчас в моде. Мастерам регулярно приходится восстанавливать прежние формы. Например, очень популярен шар-прожектор. Кстати, высшим пилотажем в изготовлении такого изделия считается глубокая лунка.

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Интересно наблюдать, как меняются традиционные украшения «Елочки» с течением времени. В 1930-е годы фабрика выпускала набор «Чаепитие» — сложный, с множеством мелких деталей.

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

А так выглядит коллекция «Чаепитие» в современном исполнении.

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

В 1960-е годы был настоящий бум игрушек на космическую тему: звезды, ракеты, планеты, космонавты.

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

А вот как трансформировалась космическая тема в XXI веке.

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Как получить информацию об интересных спектаклях и концертах в Подмосковье>>

На работе каждый день —  Новый год

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Закрывается фабрика только раз в году – в июле. Все работники идут в отпуск одновременно. Период с августа по ноябрь на производстве считают «высоким сезоном». Но и в другие месяцы работа кипит. Спрос на новогодние игрушки большой, причем не только в России. С «Елочкой» сотрудничают предприятия из Казахстана, Узбекистана, Молдавии. Покупают клинские украшения даже в США и Новой Зеландии.

Чтобы к концу декабря обеспечить всех желающих праздничными фигурками, на фабрике «Елочка» каждый день посвящают Новому году.

Елочные базары Московской области. Карта>>

Елена Твердая

mosreg.ru

История фабрики ёлочных игрушек и экспозиции комплекса «Клинское подворье» ֎֎֎

Одной из достопримечательностей Подмосковья несомненно является единственный в России музей елочной игрушки «Клинское подворье» и знаменитая фабрика елочных игрушек «Ёлочка». Расположены они в старинном и очень красивом городе Клин.

Музей елочной игрушки состоит из 12 залов, которые расскажут Вам о зарождении и развитии стекольного промысла на Клинской земле. Вы попадете в новый мир с богатой историей елочной игрушки и понаблюдаете за непростой работой мастеров-стеклодувов и талантливых художников.

В первом зале нашего музея Вас встретит елочка, украшенная сахарными розами и яблоками. Традиция украшать рождественскую елку насчитывает не один век. В XIX веке праздничное дерево наряжали всевозможными сладостями, орехами, яблоками, забавными фигурками из бумаги, картона, ткани и фольги. Но постепенно становятся популярными стеклянные елочные украшения.

Одни из первых отечетвенных мастерских по производству стеклянных елочных игрушек находились в Круговской волости Клинского уезда. Богатые залежи кварцего песка в крае способствовали раннему развитию здесь стекольной промышленности. В 1848 году князь А.С. Меншиков, правнук А.Д. Меншикова, сподвижника Петра I, получает разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово близ Клина. С этого момента зарождается Клинский стеклодувный промысел.

На этом заводе изготавливали лампы, бутылки, стеклянные изделия для аптек. Стеклянная и хрустальная посуда с меншиковского завода прославилась по всей России чистотой выделки стекла, высоким качеством гранения и шлифовки хрусталя.

Крестьяне окрестных деревень, работавшие на этом заводе, овладев навыками ремесла, совместно с женами, со временем начали создавать самостоятельные мастерские по производству так называемых камушных изделий – «дутых» бус, серег, пуговиц и других мелких вещей.

Во втором зале Вы попадаете в крестьянскую избу конца XIX века. Вы увидите рабочее место мастера-стеклодува, кожаные меха, которые поддерживали огонь в горелке, металлические формы для изготовления бус.

Следущий зал рассказывает о периоде индустриализации в нашей стране. Характерные игрушки того времени – монтажные, ватные и картонажные. Войдя в стеклодувный цех, Вы сможете понаблюдать за процессом «рождения» стеклянной игрушки. Мастерица, вращая двумя руками стеклянную трубку – дрот, разогревает ее в пламени газовой горелки до тех пор, пока стекло не станет мягким, и начинает дуть через отверстие в трубке — усик. Происходит чудесное превращение стеклянной заготовки в шар, колокольчик, сердечко!

Заглянув в цех росписи, вы увидите, как художницы рисуют добрые улыбки Дедушкам Морозам, «укладывают» снег на крыши сказочных домиков, присыпают их «золотом» и «серебром».

Есть в нашем музее и музыкальный зал – Зал Щелкунчика. Его украшает нарядная рождественская елочка из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». Всемирноизвестный композитор Петр Ильич Чайковский некоторое время жил в нашем городе, и самые известные свои произведения он написал на Клинской земле. И именно здесь он закончил работу над музыкой к балету «Щелкунчик».

Елочные игрушки 40х-60х годов представлены в следущем зале. Это было непростое врямя для нашей страны – война и послевоенные годы. Новогодние украшения того времени выполнены в форме орденов, звезд, самолетов и дирижаблей с символикой СССР.

Конечно, в музее представлены и современные стеклянные игрушки фабрики народно-художественных промыслов «Елочка». Витрина с этими изящными и хрупкими украшениями переливается яркими красками, невозможно оторвать глаз от этой блестящей красоты!

В ком-то посещение сказочного музея пробуждает ностальгию об ушедшем детстве, кого-то погружает в романтические мечты. Елки-чудо, елки-фантазия встречают Вас как самых дорогих гостей и ослепляют своим великолепием!

Все посетители с удовольствием загадывают заветное желание возле 10-метровой елки – королевы Клинского дворца!

В мастер-классе дети и взрослые могут попробовать себя в роли специалиста по изготовлению новогоднего чуда, сами распишут настоящий стеклянный шарик и заберут его с собой на память о посещении необыкновенного музея!

Наш музей предлагает вам принять участие в ежегодных театрализованных и праздничных программах на любой вкус и возраст: «Рождественская сказка» — в новогодние каникулы, «Сударыня масленица» — веселые масленичные гуляния, «Дед Мороз и ЛЕТО» — зажигательная программа для детей, отдыхающих в летних лагерях, «Свадебный переполох» — развлекательно-познавательная программа, посвященная Дню семьи, любви и верности.

В течение всего года в фойе музея проводятся выставки работ клинских художников и мастеров прикладного искусства.

Также вы можете посетить наш фирменный магазин, в котором круглый год можно приобрести стеклянные новогодние украшения, изготовленные на предприятии народно-художественных промыслов «Ёлочка»!

На фабрике производят изделия ручной работы, которые выполнены в традиционном и современных стилях, игрушки отличаются богатством цветовой гаммы и разнообразием форм. Ждем вас в гости!

www.klinvk.ru

Музей фабрики ёлочных игрушек в г.Клин. Часть первая, как всё начиналось: foto_programmer — LiveJournal

В прошлый раз я вам показывал елочные игрушки на выставке на ВВЦ. А сегодня мы отправимся в подмосковный город Клин, Фабрика «Ёлочка» (сейчас ОАО) – старейшее предприятие по выпуску ёлочных украшений в России.

А начну я рассказ, как водится, с истории. Обычай украшения домов в Новогодие зелеными ветками – символами возрождения природы, «неоскудевающей благодати Божей» и одаривание друг друга подарками происходит из глубокой древности. Первые ёлки, наряженные яблоками и сахарными изделиями, встречались в некоторых областях Германии еще в первой половине 16 века.


1.

В России указ Петра 1 о праздновании Нового года устанавливал около домов и на воротах «учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых и можжевеловых», которые, однако, ничем дополнительно наряжать не предусматривалось. Сохранились отдельные свидетельства об устройстве ёлок для детей при дворе Павла I в самом конце 18 столетия.

2.

Украшенные свечами и игрушками ёлки появились в богатых русских домах только в 1830-1840-х годах.

Повсеместно же в городах и помещичьих усадьбах праздник с Рождественской ёлкой стал отмечаться в конце XIX — начале XX веков. Тогда ёлки наряжали восковыми свечами и сладостями для детей — конфектами, фигурнами пряниками, орехами, завёрнутыми в золотую фольгу. Покупные игрушки из стекла, картона, ваты и других материалов, изготовленные в основном в Нюрберге и Берлине, очень медленно входили в русский быт. Забегая вперед, напомню, как выглядели игрушки из картона, папье-маше и ваты. Это, конечно, не те, старые германские игрушки, а наши, производства 20-х годов прошлого века.

3.

Домики там всякие — туески
4.

Такая игрушка висела на ёлке у счетовода или бухгалтера
5.

Игрушки из папье-маше и ваты
6.

Игрушки из соломы
7.

Или просто из тряпочек
8.

Но это я немного забежал вперед, давайте вернемся к истории возникновения стеклянной игрушки. Кстати, а почему стеклянной? Ведь на ёлку вешали настоящие яблоки, конфеты и прочие фрукты. По окончании праздника гости все украшения съедали. Но в основном – яблоки, они поспособствовали рождению ёлочных игрушек. Это событие произошло в 1848 году в Тюрингии в городе Лауша, знаменитом своими стеклодувами. В Германии случился неурожай яблок, ну а дальше, думаю, все понятно: стеклодувы пришли на выручку и выдули вот такие шары, которые ну в точь-в-точь похожи на яблоки.

9.

Конечно, те шары были не такими лёгкими и красивыми. Толстостенное стекло, почти 7 мм – шары весили довольно прилично. Краска на основе солей свинца наносилась изнутри. Шары выдувались на керосинках, в 1867 году завод переходит на газовое оборудование.

Но вернемся в Россию. Одни из первых отечественных мастерских по производству стеклянных ёлочных игрушек находилась в Крутовской волости Клинского уезда. Богатые залежи в крае кварцевого песка, являющегося основным сырьем для производства стекла, способствовали раннему развитию здесь стекольной промышленности. В 1849 году в имении адмирала князя А.С. Меньшикова, правнука сподвижника Петра I — А.Д. Меньшикова, при сельце Александровка был открыт завод по производству стеклянной и хрустальной посуды, которым руководил инженер-технолог А.И. Егоров. На нем трудились около 176 мастеров, приглашенных с заводов Владимирской и Тверской губерний. Продукция завода славилась чистотой выделки стекла, высоким качеством гранения и шлифовки изделий из хрусталя.

10.

В числе прочего – продукция медицинского назначения. Фармацевтических заводов в то время не было, лекарства изготавливались непосредственно в аптеках. Вот такие аптекарские склянки пользовались большим спросом.

11.

Изменения наступили в 1861 году после отмены крепостного права. Рабочие получают возможность работать не только на заводе Меньшикова, но и на себя – возникает пустяшный промысел. Пустяком в ту пору назвали полую дутую стеклянную бусину.
Из таких пустяков состоят вот такие бусы:

12.

Бусы, которые мы сегодня видим на ёлках, пошли из Клина.
А теперь давайте посмотрим, как был устроен этот пустяшный промысел.
На столе мастера кружка-горелка, они использовались в артелях и после революции. Основа – обычная кружка, заливался керосин, фитиль из пакли,

13.

Через кожаный рукав соединялось с мехами.
14.

На заводе Меньшикова покупали вот такие трубки разного диаметра.

15.

Такая трубка называется стеклодрот.

У стекла низкая теплопроводность, поэтому трубку можно держать в руках и нагревать на горелке. В месте нагревания стекло становится пластичным, если в трубку подуть, то можно выдуть шарик. Затем во внутрь заливали краску. Когда краска высыхала, острым кумушком бусинку одну от другой отделяли. Потом дети нанизывали бусинки на холщевую нитку или на конский волос. У этой должности было название нискобус, не ищите это слово в интернете, я уже пробовал, Гугл не знает такого слова.

16.

17.
Возникает бусный промысел. Бусинка к бусинке, снизочка к снизочке, получалась –ожерелка.

18.

Если сейчас одежду и головные уборы расшивают бисером, то в то время расшивалось мелкими бусинками.
19.

Сначала бусы были на женщинах, а затем уже они появились на ёлках. А не наоборот, хе-хе.
Затем появляется идея формованных стеклянных игрушек. Каждая игрушка требовала вот такой большой литой металлической формы. Для каждой игрушки – своя форма.
20.

Такие формы были очень дорогими, поэтому такие игрушки не были очень распространены. Но это уже другая история. Как развивался игрушечный промысел в артелях – я расскажу вам в следующий раз.

foto-programmer.livejournal.com

Клинское подворье и фабрика «Елочка»

До Нового года остались считанные дни, и все с нетерпением ждут приближения самого любимого праздника. Дети пишут письма Деду Морозу, взрослые закупают подарки и думают о том, где и как будут проводить Новогоднюю ночь. Одним из самых интересных событий в новогодние праздники может стать поездка на фабрику елочных игрушек. Таких фабрик в регионе несколько. Мы советуем посетить старейшую из них — фабрику в Высоковске, но для начала заглянем в соседний Клин.

Клинское подворье

Если вы обожаете скученность, толпы народа, череду школьников из 3Б, 5А и 4Г, то канун Нового года — это самое время, чтобы ехать на фабрику елочных игрушек. Ну а если вам больше по нраву спокойствие и умиротворенность, то лучшее время для поездки — это лето. Но волшебство момента тогда будет утрачено. Впрочем, выход есть: вставайте пораньше и приезжайте прямо к открытию — к 9 утра.

Наша первая остановка — это выставочный комплекс «Клинское подворье». Здесь работает самый большой в России музей ёлочной игрушки. Паркуемся у домика в псевдорусском стиле и слезно просим администратора присоединить нас к какой-нибудь экскурсионной группе. Даже рано утром группы идут плотным потоком. Охранник сообщает нам, что сегодня будет более 40 автобусов со школьниками. Администратор управляет группами при помощи мегафона, у нее это получается мастерски — никто не теряется, все организовано на высшем уровне.

Нас прикрепляют к группе третьеклассников из Мытищ. Надо отметить, что дети ведут себя гораздо лучше сопровождающих их родителей. Экскурсовод начинает свой рассказ.

Впервые новогоднюю ель поставили в 1510 году в Риге. В Средние века речи об украшении новогоднего дерева стеклянными игрушками не шло. Слишком дорог был этот материал. Лесную красавицу наряжали засахаренными розами и яблоками. В ту пору Рига находилась под влиянием немецкого Тевтонского ордена. Германия и поныне является законодателем мод в области новогодних украшений.

Как известно, указ об отмечании «новолетия» первого января подписал еще Петр I в 1700 году. Но россияне не торопились тащить в дом ель. Темный еловый лес страшил наших предков, они считали ель символом смерти.
По прошествии ста с небольшим лет великая княгиня Александра Федоровна решилась установить праздничную ель в своих покоях. А в 1828 году она же организовала первую «детскую ёлку». Мода распространялась неспешно. Прошло целых 20 лет прежде чем ёлки из императорских дворцов перекочевали в дома дворян.

Примерно в это же время начали устраивать и публичные елки, например, в зданиях вокзалов. Елки устраивались в гимназиях и школах, несмотря на настороженное отношение Православной церкви, которая видела в этом проявление языческих обрядов.

В 1929 году в СССР отменили празднование Рождества. А новогодняя елка стала считаться буржуазным обычаем. Но продлился такой запрет не долго. Уже в 1935 году вышла статья в газете «Правда», призывающая комсомольцев организовывать праздники для детишек во всех городах и колхозах страны.

Именно в это время в СССР начинается массовое производство новогодней игрушки. Самыми массовыми и дешевыми были картонажные игрушки. Библейские сюжеты заменяются на героев русских сказок, а Вифлеемская звезда — на пятиконечную советскую звезду с серпом и молотом.

Специальные инструкции описывают сценарии новогодних праздников, выпускаются соответствующие маски.

По елочной игрушке можно изучать историю страны. В 1936 году в советских кинотеатрах выходит фильм «Цирк». Фильм понравился и народу, и Сталину. Тут же появляются елочные игрушки из папье-маше, изображающие цирковых персонажей.

Тогда же в СССР активно развивается авиация и воздухоплавание. На новогоднюю ель вешают парашюты, дирижабли и самолеты.

Через 20 лет выходит другой хит — «Карнавальная ночь» с Людмилой Гурченко. Песня «Пять минут» становится всенародно любимой. И в продажу поступают елочные игрушки на тему часов, отсчитывающих минуты до наступления Нового года.

В 1960-х годах Юрий Гагарин становится первым человеком, поднявшимся в космос, Валентина Терешкова — первой женщиной-космонавтом, а Алексей Леонов впервые выходит в открытый космос. Все эти исторические события находят отражения не только в официальной пропаганде, но и на новогодней елке.

В музее постарались воспроизвести интерьер советской квартиры, украшенной к Новому году. Обязательные гирлянды-бусы, звезда из оргстекла. Телевизор «КВН», лыжи у стенки…

Как мы уже упоминали, законодателем новогодней моды является Германия. А там, где мода, там и дизайнеры, модели, подиум, дефиле. У высоковской фабрики есть свои дизайнеры, их работы не раз становились победителями международных дефиле рождественских елок.

Новогодняя коллекция этого года посвящена сказке Золушка. А если быть точным, то ее экранизации, созданной на «Ленфильме» в 1947 году. Самая маленькая елочка — это ученик Феи, тот самый, которой произносит знаменитую фразу «Я не волшебник, я только учусь». За ним стоит Золушка в бальном платье, а позади нее — добрая Фея.

Коллекция Дедов Морозов и Снегурочек. Кажущийся нам исконно русским Дед Мороз стал приходить к детям на елку лишь перед самой революцией. А окончательно его образ сформировался уже в советское время, в тридцатых годах. Свою внучку, Снегурочку, добрый зимний волшебник представил публике лишь в 1937 году, тогда она была еще совсем маленькой девочкой, но со временем подросла и стала вечно юной девушкой уже в послевоенное время.

Заканчивается экскурсия в зале, где стоит огромная 10-метровая ель.

Здесь к гостям подворья приходит Дед Мороз. Дети с радостью помогают зажечь огоньки на елке, водят хоровод, а потом все — и дети и взрослые — загадывают желания. Чтобы они исполнились, нужно обязательно подержаться за посох с закрытыми глазами.

После экскурсии желающие могут пройти мастер-класс по росписи новогодней игрушки.

Во время экскурсии гости Клинского подворья проходят через помещения, где работают стеклодувы и художницы. Но чтобы по-настоящему познакомиться с процессом создания новогодней игрушки, надо ехать на производство — в Высоковск. Это следующий пункт нашей поездки.

Фабрика в Высоковске

Продолжим наше новогоднее путешествие и едем на фабрику елочной игрушки в соседний город Высоковск. Ехать недолго, примерно 15 километров. Дорога проходит по участку Клинско-Дмитровской возвышенности, для которой характерны наибольшие перепады высот вблизи Москвы, а следовательно, живописна в любое время года.

И вот мы у ворот фабрики. Народу здесь поменьше, чем в Клину, и работники уделяют нам больше внимания. Открывают ворота фабричной парковки и разрешают удобно припарковаться. Неожиданно и приятно. Начинаем осмотр.

До середины девятнадцатого века стеклянные елочные игрушки завозились в Россию из Германии, своего производства в нашей стране не было. В 1848 году князь Меньшиков получил разрешение на открытие стекольного производства в своем имении под Клином. Этому способствовали находящиеся здесь богатые залежи кварцевого песка. Завод выпускал, в основном, бутылки и лампы.

Предприимчивые крестьяне быстро переняли секреты стекольного производства и открыли в своих избах кустарное производство стеклянных изделий. В кустарных условиях было легко производить маленькие изделия, такие как бусы или серьги. Именно бусами и любили украшать рождественские ели. Технология производства за 150 лет не сильно изменилась. Исходный материал для создания изделия — это стеклянная трубка, которая называется стеклодрот. Трубка разогревалась в горелке, жар в которой создавался при помощи мехов. Ставшее пластичным стекло затем или выдувалось, или принимало форму в специальных небольших прессах, похожих на щипцы.

Мастерство стеклодувов передавалось из поколение в поколение. Наиболее предприимчивые и удачливые крестьяне создавали мастерские, в которых работали наемные рабочие. Именно поэтому высоковскую елочную игрушку можно отнести к народным промыслам.

После революции промысел не исчез, а наоборот, стал расти. Мастера-стеклодувы объединялись в артели. Для их профессиональной подготовки в одном из окрестных сел открыли училище, в котором готовили специалистов по созданию медицинской аппаратуры и елочных игрушек.

А к 80-м годам артели и небольшие производства Клинского района объединились в предприятие «Ёлочка». Пройдя через перестроечный кризис, после приватизации предприятие не закрылось, продолжило выпускать елочные игрушки. В 2002 году клинские стеклодувные традиции были отнесены к народным промыслам, а в 2008 открылось Клинское подворье, где мы уже побывали.

В здании фабрики действует небольшой музей. Здесь тоже можно ознакомиться с традиционной советской елкой. Посмотреть на самые модные в этом сезоне елочки.

Но самое интересное на фабрике, конечно же, — производство. Это и есть цель нашего визита, но к сожалению, фотографировать в цехах запрещено.

В Новый год случаются чудеса, в цехах вырастает елка в расцветке государственного флага, а у нас в памяти фотоаппарата появляется несколько снимков. Кстати, в левой нижней части снимка лежат те самые стеклодроты, которые превращаются в шары и другие елочные игрушки.

Цех, где работают стеклодувы. Технология за 150 лет не очень изменилась. Вот только вместо мужчин на производстве работают одни женщины, вместо мехов — газ и вместо печной трубы появилась принудительная вытяжка. От горелок и вытяжек в цеху очень шумно. Когда-то от шума защищались берушами, теперь же у всех наушники и приятная музыка.

Пожалуй, главное технологическое новшество — цех металлизации. Прозрачный стеклянный шар помещается в специальный бак. Туда же помещают вольфрамовые проволочки, на которые нанизана алюминиевая пищевая фольга (в точно такую же фольгу упаковывают шоколадки). Затем бак закрывают, откачивают воздух, создавая тем самым вакуум, и подают напряжение на вольфрамовые проволочки. Фольга плавится, и в баке создается аллюминиевый туман, который оседает на шарах, делая их блестящими.

Готовые шары, а также игрушки других форм, поступают в цех, где их окунают в нитрокраску, тем самым окрашивая основу. В цехе росписи художницы вручную расписывают игрушку. А чтобы создать эффект снега или позолоты — посыпают белыми, золотыми и другими посыпками.

На фабрике, как и в Клину, можно принять участие в мастер-классе. Игрушку для росписи вам дадут точно такую же, но рабочее места здесь более просторные. Если вы забыли оплатить мастер-класс маленькому ребенку, но он хочет творить — попросите у сотрудников какую-нибудь бракованную игрушку. Поверьте, брак будет заметен только профессионалам, а ребенок будет доволен. Если вам понравилось, то здесь же можно купить набор из четырех шаров и спокойно расписать их дома.

При фабрике также действует магазин с точно таким же ассортиментом, как в Клину, но карты здесь уже не принимают.


После посещения музея елочных игрушек, фабрики и мастер-классов вы наверняка получили заряд новогоднего настроения и теперь самое время заехать на елочный базар, купить понравившуюся ель или сосну и нарядить ее созданными собственноручно, современными и старыми игрушками. Не забывайте, что в каждой игрушке есть своя история, которая связана с историей семьи и страны.

Полную версию статьи об экскурсии на Клинское подворье и фабрику Елочка читайте на нашем сайте «Подмосковье выходного дня». В полной версии больше фотографий и информации, видео, карта и несколько полезных советов. 🙂

podmoskovye.livejournal.com

Музей ёлочной игрушки «Клинское подворье»

               Достопримечательности и интересные места

      Московская область, Клин, Староямская улица, 4
     Музей открыт с 9.00 до 17.30, кроме понедельника.
     Касса музея работает с 9.00 до 16.30.

     В старинном подмосковном городе Клине есть фабрика ёлочных игрушек «Ёлочка», а при этой фабрике есть единственный в России музей ёлочной игрушки «Клинское подворье».
     И совсем не обязательно ждать новогодних праздников, музей открыт в любое время года, чтобы подарить детишкам радость, а взрослым окунуться в свое детство, потому что в музее собраны игрушки разных лет. 
     Музей ёлочной игрушки состоит из 12 залов, которые расскажут о зарождении и развитии стекольного промысла на Клинской земле. Вы попадете в новый мир с богатой историей ёлочной игрушки и понаблюдаете за непростой работой мастеров-стеклодувов и талантливых художников.
     Одни из первых отечественных мастерских по производству стеклянных ёлочных игрушек находились в Круговской волости Клинского уезда. Богатые залежи кварцевого песка в крае способствовали раннему развитию здесь стекольной промышленности. В 1848 году князь А.С. Меншиков, правнук А.Д. Меншикова, сподвижника Петра I, получает разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своём имении Александрово близ Клина. С этого момента зарождается Клинский стеклодувный промысел.

     На этом заводе изготавливали лампы, бутылки, стеклянные изделия для аптек. Стеклянная и хрустальная посуда с меншиковского завода прославилась по всей России чистотой выделки стекла, высоким качеством гранения и шлифовки хрусталя.
     Крестьяне окрестных деревень, работавшие на этом заводе, овладев навыками ремесла, совместно с жёнами, со временем начали создавать самостоятельные мастерские по производству так называемых камушных изделий – «дутых» бус, серёг, пуговиц и других мелких вещей.

     А это крестьянская изба конца XIX века. Рабочее место мастера-стеклодува, кожаные меха, которые поддерживали огонь в горелке, металлические формы для изготовления бус.

     Музыкальный зал – Зал Щелкунчика. Его украшает нарядная рождественская ёлочка из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». Всемирно известный композитор Пётр Ильич Чайковский некоторое время жил в Клине, и самые известные свои произведения он написал на Клинской земле. И именно здесь он закончил работу над музыкой к балету «Щелкунчик».

     Войдя в стеклодувный цех, вы сможете понаблюдать за процессом «рождения» стеклянной игрушки. Мастерица, вращая двумя руками стеклянную трубку – дрот, разогревает её в пламени газовой горелки до тех пор, пока стекло не станет мягким, и начинает дуть через отверстие в трубке — усик. Происходит чудесное превращение стеклянной заготовки в шар, колокольчик, шишку или сердечко!
     Заглянув в цех росписи, вы увидите, как художницы рисуют добрые улыбки Дедушкам Морозам, «укладывают» снег на крыши сказочных домиков, присыпают их «золотом» и «серебром».
Сначала посетители музея видят игрушки 40-60 годов прошлого века.

     Карнавальные маски

     А эта Новогодняя ёлочка стояла в одной из обычных квартир.

     Переходя из зала в зал, мы прослеживаем историю нашей страны.
Далее стенды с современными ёлочными игрушками, которые можно купить в фирменном магазине при фабрике.

     В одном из залов приветствует гостей Снежная королева.

     Деды Морозы разных лет.

     А в этом зале, рядом с 20-тиметровой ёлкой, посетители загадывают своё самое заветное желание, которое обязательно сбудется!!!

     Прощальный кадр и переходим к витринам с подарками музею от детских садов, школ и учреждений.

     Уютно потрескивает огонь в камине музея ёлочной игрушки «Клинское подворье».

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


elvik-foto.ru

Корпоративная продукция | Ёлочка

Елочные игрушки достают раз в год для украшения дома. Их аккуратно раскладывают на столе, протирают, рассматривают, прежде чем вешать на елку и декорировать помещение новогодними венками или гирляндами. Это все происходит в преддверии Нового Года и Рождества, поэтому всегда ассоциируется с праздником, со светлыми радостными эмоциями. Вот почему новогодние шары с логотипом лучший сувенир для партнеров и клиентов.

Вам доступны следующие способы нанесения корпоративного изображения:

  • Тампопечать;
  • Ручная разрисовка;
  • Деколь.

Тампопечать

Для нанесения на ёлочный шар фирменного знака вашего предприятия мы используем метод тампопечати. Благодаря этому методу продукт приобретает более дорогой и престижный вид, что повышает его привлекательность для потребителя.

Последовательность выполнения нанесения методом тампопечати:

  • Изготавливается электронный макет изображения, которое будет наноситься на поверхность изделия. Макет изготавливается заказчиком в соответствии с требуемыми технологиями, либо исполнителем.
  • Затем с макета изготавливается стальное клише.
  • С клише изображение переносится на поверхность изделия посредством специального автоматического оборудования. С поверхностью сувенира контактирует тампон. Перед этим, он обмакивается в фотополимерное клише, впитывает краску и переносит её оттиск на само изделие.
  • Сушка изделия. В зависимости от используемых красок необходимо некоторое  время для просыхания краски.
Примеры тампопечати

Ручная разрисовка

Взяв в руки два шара «Ёлочки» и сравнив их, вы найдете множество мелких отличий, несмотря на общий рисунок и убедитесь, что мы создаем продукцию исключительно благодаря людям. Ручная разрисовка позволяет создавать эксклюзивные вещи маленькими тиражами.

Примеры ручной разрисовки

Деколь

Деко́ль (англ. Decal) — технология нанесения изображения на керамические или стеклянные изделия. Изображение переносится на керамику с бумажной основы, а затем фиксируется высокотемпературным обжигом. На бумажную основу изображение наносится способами шелкографии или офсетной печати.

Примеры деколи

www.yolochka.ru

Клинская фабрика ёлочных игрушек: travel_russia — LiveJournal

Ездили мы как-то в новогодние праздники в Клин в музей ёлочных игрушек «Клинское подворье». Там показывали как выдуваются стеклянные шарики, как разукрашиваются вручную игрушки. Жаль, что снимать в этих залах почему-то нельзя было. Вообще экскурсия была театрализованной для детишек: был и Дед Мороз и Баба-Яга. На нашу компанию из 6-ых взрослых приходился 1 ребенок :-). В конце мы поучаствовали в разукрашивании стеклянных шариков 🙂 и получили еще по одному шарику в подарок. Ну и напоследок в магазине фабрики «Ёлочка» я ессесно прикупила себе свеженькие игрушки на будущий год.


Это первый зал музея, где воссоздана русская изба и рассказывают, как были придуманы ёлочные бусы.

Такие картонные игрушки были у многих. У меня рыбка, мышка, ягненок есть и сейчас.

Ватные игрушки.

Где-то, надеюсь, в закромах у меня лежит такой поросеночек в одеялке.

Кое-что и из таких игрушек у меня дома осталось.

А вот и музейная сестричка моей звезды.

Ох, какой советский раритер с символикой. Не отказалась бы такой иметь сейчас.

Наверное многие здесь найдут свои игрушки.

А вот мои любимые новогодние открытки. Кое-какие есть и в моей коллекции.

А это залы с красивыми ёлками.

Эти свисают сверху вниз с потолка. Для тех,у кого мало в доме места — идеально 🙂

А мне понравилась такая идея с новогодними панно. Вот бы смастерить такое. Правда хранить будет негде, придется разбирать.

Коллекция Дедов Морозов и Снегурок. Мне почти все нравятся.

Ёлочка с современными игрушками, выпускаемыми клинской фабрикой.

А на волшебного петушка экскурсовод всем предложила наложить ладошку и загадать желание.

Вот такие 2 шарика мы с мужем на мастер-классе после экскурсии разрисовывали 🙂

travel-russia.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *