Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы
Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
1. Кто такая Монтессори и что это за система?
Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».
Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.
Мария Монтессори / Фото: Wikimedia CommonsПосле института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.
Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.
Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.
2. Что такое сенситивные периоды? Их много?
Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:
1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.
2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.
3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.
4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.
5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.
6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.
Занятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Фото: Flickr (NSW State Archives)3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?
По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.
Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.
Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.
4. Что такое обучение даёт детям?
Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.
Монтессори-материалы / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.
5. Где этому учат?
Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.
Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет
Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.
В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.
Подготовленная среда Монтессори-класса / Фото: Wikimedia Commons (Ilya WWW)Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.
6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?
Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.
Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.
Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы
Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись
7. В чём минусы такой системы?
Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.
С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.
Монтессори-среда / Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)8. Кому это не подходит?
Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.
Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.
9. Где узнать про систему Монтессори больше?
Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.
Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.
Занятия по системе Марии Монтессори
Мария Монтессори родилась в Кьяравалле (Италия). Она была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук. Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и, несмотря на критику в последующие годы, остаются популярными во многих странах мира.
Монтессори начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь и c детьми, у которых не было отставания в умственном развитии.
После того как работа Монтессори в римском доме ребёнка получила известность, на её метод обратили внимание в Северной Америке (около 1913 г.), позднее этот интерес остыл.
Мария Монтессори, помимо Италии, долгие годы жила и работала в Каталонии и Нидерландах.
Из Нидерландов, где она находилась с 1936 года, Монтессори, по приглашению Теософского Общества, отправилась в Индию, где она читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале, которая работала во время Второй мировой войны. После Индии она поселилась до конца своей жизни в Нидерландах, где она умерла в 1952 г. (Ноордвейк-ан-Зе).
Международная Монтессори-Организация (AMI) была также основана в Нидерландах в 1929 году (действует по сей день).
Мария Монтессори была великим педагогом, всю свою жизнь, без остатка, посвятившая детям. Родилась она в Италии, в середине 19 века, и была первой в истории этой страны женщиной — доктором медицины. Работая в детском саду с ослабленными и больными детьми, наблюдая за ними, Мария Монтессори пыталась облегчить им жизнь, помочь им догнать сверстников. Она пыталась создать им игрушки, которые бы не только развлекали их, но и развивали их воображение, их пальчики.
Игры Монтессори включают в себя материалы по сенсорике, практической жизни, математике, развитию речи, письму и чтению. Но в первую очередь ее игры направлены на развитие образного мышления. В них ребенок научается на глаз оценивать количество и объем предметов независимо от формы, которую они принимают. А манипуляции с мелкими предметами развивают когнитивную карту мозга малыша.
Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз — “помоги мне это сделать самому”.
Таким образом, Монтессори удалось создать образовательную систему, которая основана на самопостроении личности ребенка самим ребенком, исходя из его собственного внутреннего потенциала.
Также, наблюдая за детьми, Мария Монтессори выделила возможные особенности психического развития: впитывающее мышление и возрастную сензитивность (чувствительность).Впитывающее мышление
При работе с детьми Монтессори заметила, что ребенок обладает совсем иной формой мышления, отличной от разума взрослого, которую она и назвала впитывающим мышлением. Мышление ребенка – это губка, которая без разбора впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на “хорошие” и “плохие”, “полезные” и “бесполезные” и т.д. Исходя из этого предметная и социальная среда, окружающая ребенка, приобретает огромное значение. И если взрослый хочет, чтобы ребенок хорошо развивался, то он должен создать вокруг ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все, что нужно для полноценного развития: огромное количество разнообразных сенсорных впечатлений, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы положительного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.
Сензитивные периоды
Это периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии детей. На эти основополагающие стадии развития взрослый не в состоянии никак повлиять извне. Но если у ребенка не было возможности развиваться в соответствии с директивами своих периодов, то он упустил единственный случай естественным образом приобрести определенную способность. И больше ему такой возможности не представится. В процессе развития всех детей возникают сензитивные периоды, но время их возникновения, длительность и динамика протекания различны у разных детей.
— период развития речи (0–6 лет)
— период восприятия порядка (0–3)
— период сенсорного развития (0–5.5)
— период восприятия маленьких предметов (1.5–2.5)
— период развития движений и действий (1–4)
— период развития социальных навыков (2. 5–6)
Представляем для ознакомления с занятиями кгигу “Педагогика Монтессори”
1. Предисловие
Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого — педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали Материалы для развития чувств, представленные здесь одновременно с другими развивающими материалами. Монтессори-материалы являются составной частью, так называемой педагогической “подготовительной среды”, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.
Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов. Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально — эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.
Дидактические материалы служат, прежде всего, тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.
Для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.
В созданной согласно Монтессори “подготовительной среде” ребенок может упражнять все физические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться. Посредством упорядочивания подготовительной среды он учится приводить в систему свой прежний опыт.
Правильное воспитание добивается не того, чтобы заставить ребенка воспринять одно за другим изолированные знания, а чтобы связать приобретенный опыт в единое целое. Истинная сущность разума состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Связи становятся понятными, противоположность ясной, противоречия осознанными, выводы сделанными, а поведение контролируемым. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в “знание, ставшее плотью”. Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение: “В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве”.
Материалы отвечают стремлению к движению у детей. Маленький ребенок узнает свое тело, строит схему своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению все более точных и гармоничных движений.
Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.
Монтессори-материалы способствуют “поляризации внимания”, направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом, достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.
Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости.
Приглашаем вас войти в Монтессори-класс, где и создается подготовительная среда — царство кубиков, бусинок, цилиндров и треугольников.
2. Упражнения в практической жизни
2.1. Введение
В первые годы жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещать свое в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними. Он находится в сензитивном периоде развития точности движений.
Сначала движения неловки, часто бесцельные и негармоничны. Поэтому в процесс воспитания включается моторная активность. Первые действия, которыми ребенок овладел, становятся контролируемыми в результате целенаправленных упражнений. Моторное развитие зависит от индивидуального темпа движения ребенка.
Для формирования точности движений важно создать подготовительную среду, учитывая моторные потребности ребенка. Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений, чтобы тем самым способствовать координации и совершенствованию движений. Следует так подобрать соответствующие предметы для упражнений по формированию у детей навыков практической жизни, чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности. Для того чтобы дети получали большую радость и удовлетворение от собственной деятельности, предусмотрены: переливание воды, чистка металлических предметов, завязывание бантов. С другой стороны, надо создать возможность для совместной деятельности детей: уход за цветами или чистка ботинок. Жизнь в саду дает многочисленные возможности свободного применения сложных движений в социальной группе, таких, как приготовление завтрака, помощь при одевании и раздевании.
Наряду с индивидуальными упражнениями ребенок участвует в деятельности совместно с другими детьми. Эта деятельность помогает ребенку осознать процесс движений в группе, таких, как ходьба по линии. Другие групповые упражнения, например, беседы и ролевые игры, способствуют усвоению ребенком форм социального поведения во всем их разнообразии и сложности: это и приветствие, и умение оказать и попросить помощь, выразить уважение, уладить конфликт. Таким образом, ребенку даются необходимые вспомогательные ориентиры.
Монтессори подбирает упражнения в практической жизни, часть которых происходит из повседневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увлечением независимости растет уверенность в себе.
Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, величине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям. Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его жизни дома. Для малыша такая деятельность является самоцелью: он вытирает из одного только желания тереть, не ожидая прямого результата. Для более старшего будет важен результат действий. Он обращает внимание на порядок вокруг себя.
Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Его движения становятся гармоничнее и экономичнее. Учитесь проводить занятие или упражнение медленно и тщательно анализирует его так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной.
Привлекательная форма упражнений помогает ребенку, например, сначала научиться процедуре одевания и раздевания. Это сложное действие, и выполнение его затруднено. Поэтому ребенку требуется на одевание и раздевание длительное время, достаточное, чтобы он мог его осуществить.
Наведение порядка в среде, где находится ребенок, благоприятствует усвоению им образцов социального поведения и созданию внутреннего духовного строя. Чем более независим ребенок от помощи взрослых, тем больше у него освобожденных творческих сил для развития и построения образцов собственного поведения в обществе.
Цели упражнений в практической жизни можно обобщить следующим образом:
· направляют стремление детей действовать в разумном русле;
· координируют, совершенствуют и гармонизируют поведение в целом;
· способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самоценности;
· развивают чувство ответственности перед окружающими. Одновременно формируют внутренний духовный строй. Дополнительно к этому возникает ощущение специфики поведения в обществе с той или иной культурой.
2.2 Переливание воды
Материал: поднос, лейка из прозрачного материала с отметкой уровня воды, сосуд с большим отверстием, тряпка.
Цель: развитие координации движений. Помочь сориентироваться в окружающем мире.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. (Если лейка переполнена, то переливание воды затрудняется). Лейка и сосуд стоят рядом друг с другом. Важен порядок на рабочем месте. Учитель берет лейку за ручку, поднимает ее высоко, наклоняет над сосудом и медленно наливает воду, пока сосуд не наполнится. Слабым рывком он переводит лейку в прежнее положение, берет другой рукой тряпку, вытирает оставшиеся капли и снова ставит лейку на стол. Он берет наполненный сосуд, поднимает его на высоту лейки и выливает воду назад в лейку. Затем вытирает тряпкой оставшиеся капли и снова ставит сосуд на стол. Особенно интересный пункт! Учитель показывает упражнение, медленно и четко выполняя движения, и обязательно с явным интересом к своему занятию. Введение нельзя прерывать, пока ребенок не поймет весь ход действия. Он предлагает ребенку повторить упражнение и наблюдает за ним при этом. В заключение упражнение можно варьировать, взяв большее число сосудов или сосуд с другими свойствами, например, с маленьким отверстием.
Переливание воды 2
Материал: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан с маркированным краем, тряпка.
Цель: обратить внимание на различные объемы сосудов.
Возраст: около четырех лет.
Как работать с материалом. Лейка наполнена подкрашенной водой до маркировки (маркировка — 1 единица измерения). Уровень воды будет лучше виден. Учитель берет лейку и медленно льет воду в мерный стакан. При этом он обращает внимание на маркированный край. Когда уровень воды достигнет маркированного края, учитель оставляет лейку и переливает воду из мерного стакана в первый сосуд, затем снова обратно в лейку. Так один за другим он поступает со всеми сосудами. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах.
Дальнейшие упражнения: лейка содержит, например, 4 единицы измерения объема воды
Контроль над ошибками: пролитая вода. Контроль с помощью мерного стакана.
Применение:
· налить питье;
· лить пену.
2.3. Рамки с застежками
Деревянные рамки с различными застежками: большие пуговицы, маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который наматывается на крючки и петли, застежки из ремешков, застежки-“липучки”.
Материал. В качестве примера приводим работу с застежкой “бант”. Квадратная деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которых пришиты по 5 тесемок. Тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой.
Цель: развязывание и завязывание бантов, развитие моторики, координация движений.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Учитель начинает снизу вверх развязывать один бант за другим. Он берется за концы завязок и тянет их в разные стороны. Завязывание банта — очень сложное действие. Через анализ хода событий и повторение ребенок яснее понимает ход действия. Он развязывает снизу вверх все узлы, откидывает в разные стороны половинки ткани и расправляет завязки с разных сторон. Двумя руками он берется за половинки ткани в уголках и совмещает их на середине. Он берет две нижние завязки и кладет их друг на друга крест — накрест. Действия с завязками выполняют не всей рукой, а только кистью. То же самое происходит со всеми остальными завязками. Затем учитель просовывает конец верхней завязки под нижнюю и тянет за него. Так получается узел. Из одной завязки он образует петлю и держит ее у самого узла большим и указательным пальцами. Большим и указательным пальцами другой руки он ведет свободную завязку спереди назад вокруг петли и просовывает ее через возникшее отверстие над узлом. Затем учитель выполняет действие с двумя петлями одновременно, так, чтобы из них получился бант с равными концами. Ребенок может повторить упражнение полностью или только часть.
Контроль над ошибками: половинки ткани не подходят друг другу. Бант развязывается сам собой.
Применение: завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка. Помощь в приобретении самостоятельности.
2.4. Чистка металла
Материал: подстилка на подносе, жидкое средство для чистки металла в бутылке, ящичек с шариками ваты или кусочками наждачной бумаги, по чашке для грязной ваты и небольшого количества чистящего средства, тряпка для полировки, не слишком маленький латунный предмет без украшений.
Цель: развитие координации движений. Чистка предметов из металла.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Учитель подготавливает с ребенком рабочее место. Совместное начало может дать ребенку дополнительный стимул к выполнению упражнения. Все предметы, которые нужны ребенку, должны находиться в поле его зрения. Прежде всего, учитель пододвигает маленькую бутылку с чистящим средством. При этом он держится за крышку. Большая бутылка была бы дополнительной трудностью для ребенка. Он ставит бутылку на подстилку, откручивает крышку и кладет ее дном вниз. Наливает небольшое количество чистящего средства в чашечку, закрывает бутылку и ставит ее назад на поднос. Интересный пункт! Открывание, закрывание, наливание, завинчивание. Кроме того, так предотвращают опрокидывание бутылки. Ватным шариком учитель берет темного чистящего средства из чашечки, показывает ребенку небольшое количество чистящего средства на ватке и размазывает его медленными и тщательными круговыми движениями по поверхности предмета. Грязная вата кладется в заранее подготовленную чашечку. Особенно трудно взять не слишком много и не слишком мало чистящего средства. В то время, пока чистящее средство должно подействовать, учитель выливает остатки средства назад в бутылку и снова ее закрывает. Затем он берет ватный тампон и стирает чистящее средство с поверхности латунного предмета, показывает ребенку грязь на вате. Этот процесс повторяется до тех пор, пока вата не станет чистой. Интересный пункт! Учитель берет тряпку для полировки и натирает поверхность предмета до блеска, показывает предмет ребенку, проводит упражнения без перерыва, медленными точными движениями и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Учитель предлагает ребенку повторить упражнение с другой вещью и наблюдает за ним. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда упражнение закончено, учитель показывает, как очистить и убрать нужный материал. Только после уборки упражнение считается законченным.
Дальнейшие упражнения: усложнение упражнения при помощи маленьких, деформированных или украшенных предметов. Новые предметы или средства для работы могут способствовать тому, что ребенок дольше сохраняет интерес к делу.
Контроль над ошибками: грязная тряпка для полировки, блестящая вещь.
Применение: чистка дверной ручки, столового прибора.
2.5. Уход за срезанными живыми цветами
Материал: срезанные живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, вазы различной формы и величины, на подносе клеенчатая скатерть в качестве подстилки, посуда для отбросов, ножницы, лейка, тряпка.
Цель: создать представление о способах составления букета, обратить внимание ребенка на условия жизни растений, развитие эстетического чувства, развитие координации движений.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Совместно с ребенком учитель подготавливает рабочее место. Время подготовки следует сократить, тогда у ребенка остается интерес к самому упражнению. Он кладет срезанные цветы на подстилку и располагает все остальные материалы так, чтобы они были ясно видны. Порядок облегчает ребенку работу. Учитель просит ребенка наполнить лейку водой до половины. Ребенок и учитель выбирают для цветов подходящую вазу. Одной рукой учитель берет лейку, другой рукой — сложенную тряпку, легко прижимает ее к передней стороне лейки, чтобы поймать капли воды, пока в вазе для срезанных цветов не будет достаточно воды. Он показывает ребенку воду в вазе. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край вазы на клеенку, он вытирает. Берет цветок, удаляет нижние листья и обрезает кусочек стебля, ставит цветок в вазу и продолжает так до тех пор, пока все цветы не будут расставлены в вазе. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение, он вместе с учителем убирает рабочее место.
Контроль над ошибками: пролитая вода, выпадающие из вазы или слишком глубоко поставленные в нее цветы.
Дальнейшие упражнения. Уход за цветами, которые уже долго стоят в вазе. Составление букета на подставке, в которую втыкают цветы.
Применение: Украшения из цветов к празднику, например, украшение стола ко дню рождения.
2.6. Ходьба по линии
Материал: линия (полоса) шириной 3–4 сантиметра в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Большой диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Подходящие предметы для ношения: наполненная подкрашенная бутылка или стакан, колокольчик, свеча лучина цветы. Проигрыватель, пластинка с музыкой без выраженного ритма.
Цель: координация движений, тренировка равновесия. Сознательно прочувствовать собственное тело, испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию.
Возраст: около 3–6 лет.
Как работать с материалом. Дети сидят вокруг эллипса. Они удалены от него настолько, чтобы не касаться его ногами. Упражнение предлагается детям, которые в этом заинтересованы и своим поведением выражают готовность к покою. На ногах у них легкая обувь или гимнастические тапочки. Сапоги или тяжелые ботинки мешают ребенку при целенаправленной ходьбе. Предметы для ношения видны детям и находятся поблизости от эллипса. Учитель один раз проходит по линии, стараясь при этом обратить внимание ребенка на постановку всей ступни вдоль линии и на естественность ходьбы. Пальцы ступни и каблук находятся на линии. На этом примере ребенок понимает ход упражнения. Затем учитель одного за другим называет детей по имени и просит каждого начать упражнение. Постепенно все дети группы принимают участие в упражнении. Наблюдая, учитель замечает трудности отдельных детей и может потом тактично вмешаться, высказывая общие пожелания, например: “Мы стараемся наступать точно на линию”. Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. При этом отдельного ребенка не поправляют и не указывают на его ошибки. Во время упражнения может звучать тихая музыка. С музыкой ребенок может ощутить больший покой. Когда упражнение заканчивается, учитель предлагает каждому ребенку, проходящему мимо него, вернуться на свое место за линию. Таким образом постепенно заканчивается упражнение.
Дальнейшие упражнения: дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, цветы в корзине на голове. При ношении предмета внимание направлено не только на положение ступни, которую нужно поставить точно на линию, но и на руки, которые держат предмет. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Здесь основная трудность — поддерживать равновесие. При ходьбе по линии ребенок обращает внимание на то, чтобы делать равные шаги. При выполнении упражнения ребенок присматривается к тому, как это делают другие дети.
Контроль над ошибками: уход с линии. Вода пролита, колокольчик звенит, свеча гаснет. Столкновение с другим ребенком.
2.7. Упражнения в тишине
Материал: для этого упражнения не нужно никакого особенного материала. В упражнении могут быть использованы мебель и предметы, находящиеся в комнате.
Цель: ощутить полную тишину. Тренировка умения соразмерять свои действия и владеть собой. Восприятие слабого шума.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Учитель предлагает ребенку удобно сесть и не двигаться. Он говорит примерно следующее: “Все мы абсолютно безмолвны; рот закрыт; мы не двигаемся; руки остаются в покое”. Упражнение непригодно для мгновенного преодоления сиюминутной тревоги или беспокойства. Учитель ждет, пока все, в том числе и он сам, расслабятся. Предпосылка состоит в том, что ребенок, приобретая в других упражнениях навыки, полезные для повседневной жизни, уже отчасти научился владеть собой. Через несколько минут учитель зовет к себе детей по одному, называя каждого ребенка по имени тихим голосом. Ребенок встает и как можно тише идет к учителю. Для детей очень важно, чтобы их называли по именам. Им приходится слушать внимательно, чтобы расслышать свое имя.
Контроль над ошибками: кто-то из детей шумит.
Дальнейшие упражнения: в тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Учитель тихим голосом дает поручение одному из детей, которого он назвал. Для детей лучше, когда комната немного затемнена. При этом внимание и концентрация смещаются со зрительного восприятия на слуховое. Посредством упражнений в тишине можно создать совершенно особую атмосферу. Учитель должен использовать возрастающую способность к восприятию у детей: предложить им рассказ, рассматривание картинок, песню, молитву.
2.8. Упражнения, имеющие отношение к социальной жизни
Эти уп
Метод Монтессори в домашних условиях. Методика Марии Монтессори
Суть метода Монтессори заключается в следующих психологических принципах:
- Не нужно делать за ребенка то, что он может делать сам.
- Не нужно давать оценки деятельности ребенка. Свою деятельность он должен учиться оценивать сам;
- Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Сравнение ребенка возможно только с самим собой: каким я был вчера и каким я стал сегодня.
Как эти принципы реализовать, читайте в статье Тима Селдина.
Тим Селдин — председатель фонда Монтессори и Международного совета Монтессори. В детстве сам был учеником одной из монтессори-школ, позже работал педагогом и руководителем монтессори-школы. 40 лет опыта в преподавании по системе Марии Монтессори. Автор нескольких книг по воспитанию, в том числе бестселлера «Как вырастить удивительного ребенка». Отец троих взрослых детей.
Дети имеют встроенный двигатель для совершения открытий. Поощряйте своего ребенка наблюдать за окружающей средой и миром и удивляться всему вокруг. Мария Монтессори полагала, что все дети ведут себя как “маленькие ученые”: они стремятся наблюдать, познавать и делать открытия об окружающем их мире. Для знакомства с окружающим миром малыши, например, наблюдают, что происходит, когда они уронили игрушку из своего высокого детского стульчика или играют с водой в ванне. Этот двигатель для открытий продолжает развиваться вместе с тем, как дети растут и становятся более предприимчивыми: когда они используют грязь для создания пирогов во дворе или поселяют червяков посреди гостиной. Дети рождаются с чудесным воображением и острым желанием исследовать мир. Поощряйте это в вашем ребенке — помогайте ему обнаружить красоту и вдохновение во всем окружающем.
Метод Монтессори в раннем детстве
С точки зрения ребенка
Помните, что мир вашего ребенка простирается у него под ногами. Наблюдение за жизнью с этой точки зрения может помочь вам вновь открыть смысл удивления маленького ребенка. Следуйте примеру своего ребенка, и будьте готовы остановиться и исследовать что-либо, что захватило его интерес — божья коровка или цветок, например. Не беспокойтесь, когда вам кажется, что он бездельничает или делает что-то медленно — приспосабливайтесь к его темпу. Лучший способ для изучения детьми каких-либо процессов и явлений – непосредственное участие, а не разговоры о них. Лучше всего это работает для маленьких детей, но также это относится и к более старшим детям и подросткам. Когда дети маленькие, они не только изучают предметы и явления, но еще они учатся, как учиться. Ни одна книга, используя слова и иллюстрации, не сможет описать мир, существующий вокруг маленького ручья или под гниющим бревном. И ни одна книга не может заменить реальное и близкое знакомство с предметом или явлением. Книги и другие информационные материалы помогут детям для закрепления и расширения впечатлений, но фундамент должен быть заложен в процессе непосредственного наблюдения и практического опыта.
Знакомство с миром
Дети любят находиться на свежем воздухе, бродить, лазить по деревьям, собирать ягоды и шишки. Они любят помогать заботиться о растениях в огороде или кормить мелких животных, таких как утки, кролики и цыплята. Воспоминания этих дней, проведенных, путешествуя пешком с родителями в лесах, играя на берегу или гуляя по пляжу, собирая раковины, остаются на всю жизнь. Знакомство с миром у ребенка начинается с прогулок на улице в те моменты, когда вы вытаскиваете его из коляски. Найдите время, чтобы показать ему мир. Даже самые маленькие дети поглощают атмосферу и звуки улицы — облака, проплывающие наверху, вид и запах цветов в саду, ветер, шелестящий листьями в деревьях. Все это производит сильное и длительное впечатление. Будет ли это летом, осенью, весной, или зимой, — каждый сезон имеет свою собственную красоту. Обратите внимание на мелочи: крошечный цветок, пробившийся через снег, красивую ракушку, резной лист. По мере взросления ребенка, рассматривайте знакомые вещи более детально: “Смотри, там дом бабушки! Какие чудесные цветы выросли у нее возле двери!” или “ты видишь гнездо, которое построили птицы на дереве? Скоро они отложат яйца, и у них будут птенцы!”. Зимой, когда вы видите следы животных на свежем снегу, спрашивайте и рассуждайте, чьи это могут быть следы.
Стюарды планеты
Другая ключевая идея Монтессори состоит в том, что дети являются стюардами Земли и должны учиться заботиться об отдаленных местах, будь то тропические леса и ледники, или островки природы в городе или пригороде, а также сохранить их на будущее. Учите детей уважать и почитать все живое. В конце концов, мы все — часть природы, зависящей от неустойчивого равновесия мира. Например, мы часто учим детей думать о почве как о «грязи», слово, подразумевающее что-то противное многим людям. Учите их уважать хорошую, богатую почву и все живое, что она поддерживает на нашей планете. Подчеркните потребность рассматривать каждое живое существо с осторожностью. Учите своего ребенка не срывать листья и цветы бесцельно, чтобы выбросить их, но собирать их только с пользой. Нормально иногда собрать полевые цветы, затем засушить их или поместить в вазу с водой, чтобы сохранить их максимально долго. Учите своего ребенка ходить деликатно по земле, беря только то, в чем он нуждается. Учите его никогда не сорить. Если вы видите мусор на земле, соберите его и несите с собой, пока не дойдете до места, где можно его выбросить. Это особенно касается бутылок, битого стекла, банок и полиэтиленовых пакетов, которые не только неприглядны, но также и могут навредить животным.
Методика Марии Монтессори в домашних условиях
Маленькие дети хотят быть частью нашего мира. Для них работа является такой же забавой как и игра, если им предоставить возможность делать это. Лучший способ поощрить ребенка испробовать новые навыки состоит в том, чтобы медленно и доступно продемонстрировать действие в простых способах, которые он может понять. Дайте ему время попробовать и попрактиковаться. Не ругайте за ошибки, а позвольте исправить их. В этом заключается один из методов Монтессори. Попытайтесь смотреть на мир с точки зрения ребенка. Путем предоставления ему ясных границ и тщательных рекомендаций, вы можете позволить ему научиться делать какие-либо вещи для себя. Это разовьет у него чувство собственного достоинства и уверенность с независимостью.
Вопрос размера
Чтобы ребенку было легче осваивать новые навыки, найдите предметы и инструменты, которые будут подходить ребенку по размеру. Большинство задач для ребенка можно сделать намного легче, если подобрать им оборудование по размеру, который является подходящим для их возраста. Большинство родителей может найти зубные щетки для соответствующего возраста ребенка, но существуют также специальные детские чашки, вилки, ложки, лейки, веники и щетки, и даже тюбики с зубной пастой.
Реальные вещи
Дети могут легко убирать на место вещи, мыть овощи или научиться накрывать на стол. Методика Марии Монтессори почти не предусматривает запретов. Дети не всегда хотят делать то, что мы делаем, и не нужно заставлять ребенка мыть посуду, когда он действительно хочет играть. Но когда ребенок спрашивает или дает вам понять, что он действительно хочет помочь, будьте готовы показать и объяснить, что и как нужно делать. И, если вы нашли время, чтобы организовать на кухне удобное рабочее место для ребенка и приобрели несколько основных инструментов по возрасту ребенка, то, вероятнее всего, он будет возвращаться, чтобы помогать вам снова и снова.
Шаг за шагом
Многие из ежедневных навыков дети приобретают по ходу взаимодействия с людьми и предметами. Путем разбивания задач на маленькие шаги, вы можете помочь своему ребенку справиться с каждым уровнем сложности постепенно. Проявите этот подход, когда Вы хотите научить своего ребенка, как сортировать чистые носки в прачечной или поместить цветы в вазу. Думайте о каждом шаге и как вы можете сделать каждый из них простым. Не нужно пускаться в долгие объяснения: опишите каждый шаг несколькими словами, поскольку вы все равно демонстрируете его, таким образом, ребенок концентрируется на том, что вы делаете, а не что Вы говорите. Позвольте ребенку практиковаться, пока у него не начнет получаться каждый шаг. Обучение езде на велосипеде является хорошей аналогией. Когда дети готовы, родители часто дают им трехколесный велосипед и позволяют им учиться, как на него залезть и слезть, как держаться и крутить педали. Потом настает время, когда дети просят двухколесный велосипед, который теперь больше подходит им по возрасту. И теперь ребенок привыкает к новому велосипеду: дополнительные колеса помогают сохранить этот намного больший велосипед вертикально, и позволяют Вашему ребенку привыкать к педалям, рулю и тормозу. После того, как ребенок освоился, он попросит вас снять дополнительные колесики. Шаг за шагом этот процесс приобретения повседневного навыка овладевается благодаря разбиению задачи на более простые, объяснениям и поддержке от родителей. Такие уроки продолжаются на протяжении всего этапа взросления ребенка. Процесс обучения ребенка езде на велосипеде является наглядным примером для обучения его другим навыкам повседневной жизни, будь то управление финансами, решение конфликтной ситуации с друзьями или проведение вечеринки со сверстниками в подростковом возрасте. Возможно, одна из самых трудных вещей для родителей состоит в том, чтобы позволить детям продолжать практиковать новые навыки как часть их повседневной жизни без вмешательства. Мы никогда не предполагаем, что после того, как ребенок научился ездить на двухколесном велосипеде, ему захочется вернуться к дополнительным колесикам. Но при этом как часто мы продолжаем одевать и обувать ребенка еще долго после того, как он способен это сделать и без нашей помощи?
Чувство порядка
Ключевым элементом в выработке навыков повседневной жизни детей является навык сохранять все опрятным и аккуратным. Если в детстве ребенок научится складывать и убирать вещи на место после их использования, то чувство порядка сохранится у него на всю жизнь. Приучайте ребенка брать только одну игрушку или книгу с полки за один раз, и возвращать его на то же самое место после игры. Большинство из нас может быть поражено тем, с какой скоростью образуется вокруг нас хаос, если мы разбрасываем вещи и не убираем их на место. Дети особенно чувствительны к этому. В то время как они чаще всего и являются создателями беспорядка, большинство детей считает трудным убраться после себя. Самый эффективный подход должен вымыться, как Вы продвигаетесь. В то время как некоторые дети могут родиться с геном «аккуратности», другие дети могут научиться с самого раннего возраста играть аккуратно, при этом их творческие порывы и интерес к игре нисколько не меньше, чем у тех детей, которые привыкли хватать все игрушки сразу и разбрасывать их. Родители должны мягко, но твердо установить правило, что после того, как ребенок поиграл с какой-нибудь игрушкой, он должен возвратить ее на место, и лишь после этого брать другую. Конечно, некоторыми игрушками лучше играть в сочетании с другими, например, можно построить из конструктора гараж, и тогда понадобятся машинки. Правила остаются те же: поиграл – убери прежде чем перейти к следующей игре.
Можно использовать надписи или картинки на коробках, обозначающие, что там должно храниться. Это поможет запомнить ребенку место для каждой вещи. Вы можете также положить фотографию на каждую полку, показывающую, как должна выглядеть вся полка, когда все игрушки, игры, книги и другие вещи находятся на своем месте. Это позволит детям использовать фотографию как образец для наведения порядка.
Я настоятельно не рекомендую использовать ящики и коробки для всех игрушек подряд. Они замечательно подойдут для конструктора или мозаики, т.е. игр, содержащих множество мелких деталей. Но книги, мягкие игрушки, куклы и машинки лучше размещать на низких полках, до которых ребенок может доставать.
Места для работы/игры
Вы, вероятно, не хотите, чтобы ребенок разрисовал в гостиной пальчиковыми красками или устроил наскальную живопись на стенах. Поэтому продумайте места, где лучше заняться каким видом деятельности, не создавая при этом беспорядок или затрудняя ребенку уборку. Чем-то лучше заняться на кухне или в ванной, там, где довольно просто убрать пролитую еду или краску. Если ребенок играет в гостиной, то это должна быть не середина комнаты, где взрослым придется перешагивать через него. Какие-то игры, такие как мяч или снежки, допустимы только во дворе.
Заведите свой порядок и научите ему ребенка, в какие игры нужно играть в каких местах, вместо того, чтобы наказывать или ругать его за незнание. Если же вы увидели, что ребенок играет в неположенном месте, отведите его туда, где его деятельность будет уместна и объясните, почему в эту игру нужно играть именно здесь. Если же ребенок устроил беспорядок, разумно, в зависимости от возраста вашего ребенка, ожидать, что он уберет за собой или по крайней мере поможет.
Это не всегда срабатывает с малышами. С ними запрет является единственной защитой! Не позволяйте им получить доступ к чему-то, что они не должны использовать. Некоторыми игрушками хорошо играть на диване. Некоторыми — за столом. Во многие игры дети любят играть на полу. Постелите ребенку маленький коврик или одеялко и поясните, что это место для его игры. Правило таково, что за границы коврика нельзя разбрасывать игрушки. Если же ребенок решил построить гигантский город из конструктора и одного коврика ему явно маловато, то постелите два коврика вместе. В любом случае, ребенок должен знать, что место его игр четко ограничено, и это точно не вся комната или квартира.
Научите своего ребенка самого готовить себе место для игр (достать тот же коврик, постелить его) и потом убирать его. Подумайте о том, удобно ли и безопасно будет ребенку брать и нести каждую игрушку или посуду с полки туда, где ему отведено место для игр. Покажите ребенку, что некоторые игрушки лучше нести вместе с коробкой, а некоторые по одной. Учите своего ребенка заботиться об игрушках и другом имуществе. Вместо того, чтобы наказывать его, если игрушка ломается, или сразу покупать взамен новую, найдите время, чтобы показать крохе, как использовать вещи правильно. Если игрушка или что-либо еще уже сломано, посмотрите, может ли она быть восстановлена, и превратите процесс починки в очередной интересный урок. Поощряйте ребенка помогать вам восстанавливать вещи и научите его, как сделать простой ремонт самостоятельно. Продемонстрируйте, как вы лично заботитесь о своем доме и поощряйте своих детей делать то же самое на ежедневной основе.
Красивые игрушки
Дети реагируют на красоту природных материалов, таких как дерево, серебро и медь. Выберите игрушки, инструменты и другие предметы быта, которыми ребенок сможет пользоваться исходя из их размера, легкости в обращении и красоты. Когда вы выбираете поднос, кувшин, вазу или посуду, которые вы и ваш ребенок используете в повседневной жизни, избегайте дешевых пластиковых вещей, обратите свое внимание на наиболее привлекательные материалы, которые вы можете найти и позволить себе. Цель состоит в том, чтобы привлечь интерес вашего ребенка и создать домашнюю обстановку и уют. Приучайте ребенка к эстетике окружающих вещей, которые радуют глаз красотой и гармонией и логично вписываются в интерьер вашего дома.
Воспитание детей по методу Монтессори: научитесь наблюдать за ребенком
Как родители мы часто чувствуем потребность направлять наших детей, но Мария Монтессори полагала, что мы должны следовать за ними вместо этого. Сколько времени Вы проводите, наблюдая за вашим ребенком? Я не имею ввиду пригляд за ребенком в то время, как вы делаете что-то еще. Я хочу сосредоточить ваше внимание полностью на вашем ребенке в течение длительного периода. Нет никакого лучшего способа начать использовать методику Марии Монтессори в вашем доме, чем сидеть и наблюдать, на что ребенок смотрит, что он говорит и что делает. Дети нам так много покажут и расскажут о себе, своих потребностях и интересах, если только мы найдем время, чтобы обратить на них свое внимание.
Как наблюдать
Вы можете держать ноутбук или журнал, в котором будете делать примечания и вести учет ваших наблюдений. Регулярно освобождайте немного времени для наблюдения за вашим ребенком. Садитесь близко к нему так, чтобы вы могли легко видеть и слышать его и других детей, с которыми он играет. Делайте примечания время от времени о том, что вы видите. Если вы будете вести ваши заметки достаточно долгое время, то у вас сформируется интересный дневник о поведении вашего ребенка в различных возрастах, который поможет вам заметить, какие стереотипы поведения проявляются у ребенка в определенных ситуациях. Попытайтесь интерпретировать то, что означает поведение вашего ребенка. Когда вы замечаете, что ваш ребенок проявляет интерес к чему-то новому, попробуйте воздействовать на него без давления. Думайте о способах, которые помогут вызвать интерес к новым видам деятельности, которые позже могут превратиться в достижения и успехи ребенка.
Что наблюдать
Помните, единственная вещь, на которую вы можете день за днем рассчитывать с детьми, это то, что их предпочтения, интересы, поведение и изменение способностей невозможно предугадать. Каждый раз, когда вы наблюдаете за своим ребенком, попытайтесь забыть о предыдущем опыте, и обращайте внимание лишь на то, что происходит прямо сейчас. В то время, как ваш ребенок играет, заметьте, какие игрушки он выбирает. Как он использует их? Он склонен играть один или с кем-нибудь? Со сверстниками или со взрослыми? Вы замечаете какие-либо стереотипы поведения в течение долгого времени? Смотрите, как ваш ребенок перемещается по дому. Он двигается спокойно или носится, сломя голову? Существует ли комната в вашем доме, в которой ребенок предпочитает находиться? Что, как вам кажется, привлекает его в той комнате? Во время еды обратите внимание, что ваш ребенок больше всего любит. Может ли он пить, не проливая, и использовать вилку и ложку надлежащим образом? Как ваш ребенок ведет себя во время еды? Это время, когда он любит поговорить о своем дне? Во время наблюдения подумайте дважды, если собираетесь вмешаться в деятельность ребенка. Ваша цель в данном случае состоит в том, чтобы извлечь уроки и выводы для себя из того, что он делает, чтобы не продолжать подпрыгивать и исправлять его.
Воспитание детей по методу Монтессори позволит вырасти ребенку независимым от чужого мнения, уверенным в себе, самостоятельным, решительным и самодостаточным.
Домашняя Монтессори-среда | Халабудка
Домашняя среда для детей.
Наша комната еще не Монтессори-комната. Она терпит изменения. И по мере ее усовершенствования, я буду с вами делится фотографиями и своими наблюдениями.
Разберем какая же домашняя среда нужна ребенку.
Начнем с важного — удобная! Она должна быть удобная ребенку! Не нам с вами взрослыми, а именно ему. Наш мир создан сугубо для взрослых и многое дети просто не в состоянии делать без помощи. Кнопки лифта, включатели раньше тоже были на высоте роста взрослого, звонки, стулья и столы. Все сделано для взрослых. А дети жаждут быть самостоятельными. Давайте их уважать и доверять их способностям. Верить в них. Не делать все за них. Удобную комнату или небольшой уголок в комнате, но удобный именно ребенку, нам нужно сделать. Согласна, это сложного в большинстве квартир. Особенно если мечтать уместить в нем все игрушки. Но так ли они все нужны) Все предметы и полки под рост ребенка.
Стол и стул для занятий удобный малышу. Все подносики с тяжелым или графинчики с водой на нижние полки, чтоб ребенок почувствовал их. Все розетки закрываем, шкафы прикручиваем. Делаем безопасно. И тогда не будет так много запретов у ребенка, а лишь свобода действия и развития.
Игрушки и материалы должны быть доступны ребенку. Я бы еще сказала красивые и манили. Не нужна гора игрушек, в которой тяжело найти хоть что-то или часть чего-то. Они должны быть по возрасту. Тут вы сами чувствуете друг друга.
Физическая активность. Конечно это прогулки и всяческий транспорт для детей. Но и дома желательно иметь, но тут многое зависит от места в квартире, какой-то спортивный уголок.
Не перегружайте пространство. Ребёнок легче запоминает линейный порядок. Когда материал стоит друг за другом или друг на друге запомнить сложнее и неудобно брать. Для совсем малышей ставьте меньше подносов, игр, на достаточном расстоянии. Все что не используется сейчас, лучше на время прятать. Меняйте просто местами потом.
Зеленый контейнер как раз был в процессе переезда в кладовку. Черная тумба набита распечатками и тетрадками для занятий будет заменена подвесным кармашкам на стеллаж.
Отлично делать конечно зонирование, но опять все упирается в квадратные метры.
Зона чтения. У Монтессори четко написано как ее организовать. У нас как раз как таковой зоны нет. Но она уже запланирована. Ждем. Пока что дети сами берут книги и читают где им вздумается. Что мне тоже нравится. Но зону организую обязательно.
Верхний ряд полок будет закрыт коробками. Чисто с эстетической цели.
Зона уборки у нас находится в ванной комнате. Но в ближайшие дни будет перенесена в детскую. На крючки рядом со стеллажом повесим их непромокающие фартуки, щетку для уборки и савочек. Возможно эстетично будет и не очень, но точно удобнее, чем сейчас ходить каждый раз в ванную комнату. На этом пока все.
Про порядок и как к нему прийти поговорим в следующий раз. А также про детское пространство в других комнатах.
Метки: Геометрические формы, книги, книги о Монтессори, Монтесори понедельник, Монтессори, развивающие игры
Спальня Монтессори Вдохновение для вашего ребенка • diy mama
Спальня Монтессори , мы сделали это, друзья! Мы сделали большой скачок, переключив Софи (возраст 14 месяцев) в комнату, вдохновленную Монтессори. Называйте нас сумасшедшими, но мы очень взволнованы!
Спальня Монтессори
В минувшие выходные мы вынули кроватку Софи, чтобы пути назад уже не было! Пересаживать ребенка этого возраста в большую детскую кровать — не очень принято, но мы считаем, что для Софи это лучше всего. Это поможет ей лечь, когда она устала, или прочитать книгу, если она проснется в 6 часов утра (раньше, чем мама).
Ее комод остался почти таким же с самого начала. Ее ящики по-прежнему организованы, как в ее детской. Сумки и свитшоты находятся в легком доступе, а все необходимые принадлежности для смены подгузников находятся наверху комода. Белый шнур, свисающий в углу, — это ее фотоаппарат. Мы прикрепили комод к стене и прикрыли розетку, чтобы у нее не возникло соблазна возиться с вилками.
У Софи есть уголок для чтения у окна. Я уверен, что со временем в этой области появятся подушки, одеяла и предметы искусства, но сейчас ей нравится сидеть здесь и смотреть вместе с Медведем свои книги.Кроме того, автобус для сортировки животных в нижнем углу — ее любимая игрушка на все времена. Это передача от ее племянницы, и я не нашла ее нигде в Интернете, но если вы ищете игрушку для своего малыша, в Интернете есть похожие игрушки.
Новая кровать Софи — двусторонняя кровать Kura от IKEA. Есть так много интересных способов настроить эту кровать. Думаем сделать его более уютным с помощью какого-нибудь топа и штор. Мы кладем на стену временную подушку для тела, чтобы ей было удобнее.Она не любит одеяла, поэтому ее постельное белье — это простыня на резинке. Когда ее кровать стоит на полу, когда я вижу, как она протирает глаза или зевает, я могу сказать: « Вы хотите вздремнуть с Элмером (ее слоном)? », И она войдет в свою комнату и ляжет с ним .
Книжная полка Монтессори
Книжный шкаф Софи в минималистском стиле с некоторыми из ее любимых игрушек и книг. Я не так уж много книг складывала на полки, зная, что сейчас я положу все обратно на полки, когда она их опустошит.Мы хотели, чтобы у нее на полке были обучающие игрушки, которые могли бы расти вместе с ней, когда она научится лучше с ними играть. Минни на верхней полке — ее звуковая машина для сна, а Винни-Пух — моя старая лампа / музыкальная шкатулка, когда я был маленьким. В ее шкафу есть остатки библиотеки, еще игрушки и корзина. Все прикреплено к стене или закрыто на защелки, чтобы она не поранилась, играя в своей комнате.
Нам всем понравилось новое оформление комнаты Софи. Нам не хватало сна, пока она привыкла лежать в постели всю ночь, но мы только на второй день.
Когда вы переместили малыша в его большую кроватку? Как прошел переход? Какие-нибудь советы, как держать их в постели, но не блокировать им возможность вставать, когда они хотят? Пожелайте нам удачи в следующие пару недель! Мы будем курсировать между кроватью, детской кроваткой и рюкзаком и играть с путешествиями на праздники!
Магазин в этой комнате:
Двусторонняя кровать Kura
Книжная полка Kallax
Именная овсянка
Популярные сообщения для родителей по Монтессори:
Спальня Монтессори для дошкольников
Наша жизнь Монтессори
Наша жизнь Монтессори
Развитие моей системы хранения записей Монтессори
Я работаю и наблюдаю в классах Монтессори уже добрых пятнадцать лет и видел десятки различных способов отслеживать горы информации, генерируемой ежедневно .Я также немного помешан на информации и собираю идеи так, как будто они скоро закончатся (вы, , видели, мои доски Pinterest ?!) Сегодня я поделюсь с вами различными идеями, с которыми я экспериментировал на лет и результаты, которые я получил от них.
Этап I: амбициозный новый учитель
Я работал под руководством очень организованного учителя-супервизора два года в качестве ассистента и стажера. Ее методы произвели на меня огромное впечатление.Каждую неделю она составляла новый список уроков , набираемый по для каждого ребенка. В течение недели мы записывали работы, которые выбрал каждый ребенок, и какие уроки давал каждому ребенку. Вся эта информация была перенесена в мастер-переплет в конце недели. Если вы спросите ее, сколько именно раз ребенок проделывал розовую башню за три года, она ответила бы вам !
Я был очарован самой концепцией организации всех этих данных. На самом деле, сначала я был больше всего очарован , собрав все эти данные.Я посетил как можно больше семинаров по ведению документации и прочитал все книги, которые попадались мне в руки. К сожалению, специально для учителей Монтессори не так много. Я был восхищен и поражен работой доктора Марлен Бэррон « « Запись и отчетность: комплексная система учета детей младшего возраста ».
Вот мое любимое издание 2000 года, окрашенное водой.
Примечательно, что вы можете найти полное издание 1985 года бесплатно на Eric.ed.gov
Когда я перешел в новую школу и должен был создать свою собственную систему, я выложился изо всех сил. У меня были напечатанные планы уроков и ежедневные заметки. Я углубился в детали и попытался выяснить, сколько данных я могу собирать о каждом ребенке каждый день или неделю.
Взгляните на это безумие:
Верно, я пытался вести график уровня концентрации каждого ребенка в течение дня. Кто делает это ?!
Возможно, я переборщил, но все же осознавал важность ведения документации.Это отличное видео, на котором Анна Перри говорит о важности ведения документации в школах Монтессори.
Фаза II: Новый учитель ошеломлен
Ну, эта графическая система дала мне возможность примерно в середине сентября. Затем я вскинул руки, вырвал волосы, заплакал в подушку и сдался. У меня было слишком много дел. Собрать такой объем данных было невозможно. Поэтому я вернулся к простой сетке и написал все, что мог, когда у меня была возможность. Передача информации в подшивки не производилась.Индивидуальные занятия заранее не печатались. Каждый день на моем единственном листе бумаги выделялся квадрат размером в один дюйм, посвященный каждому ребенку. Я также использовал вариант стандартной зачетной книжки из магазина товаров для учителей. Имена студентов были написаны сбоку, а названия презентаций — вверху. Я использовал разные страницы для каждой области учебной программы (аналогичные тем, что были здесь).
Фаза III: Момент лампочки
Обстоятельства вынудили меня сократить объем моих записей до минимума.Когда после первого года самостоятельной работы с классом я поднялся на воздух, я понял, что это не имело большого значения. Я только возвращался и ссылался на свои записи несколько раз. Они мне действительно не были нужны. Вся необходимая информация была у меня в голове. Именно тогда я понял, как красивая последовательность материалов Монтессори и акцент Монтессори на следовании за ребенком поддержали меня. Одним быстрым взглядом на комнату я мог точно сказать, к какому материалу каждый ребенок готов к следующему и нужно ли мне оказывать дополнительную поддержку.Я мог вспомнить, давал ли я материал ребенку раньше и как он с ним справлялся. Мне не нужно было смотреть в свои записи для получения этой информации. Это чрезвычайно освободило меня, и я смог сосредоточиться на овладении моими фактическими педагогическими навыками в течение следующих нескольких лет.
Вот несколько фантастических советов от Соуззанна Зинка из Монтессори для всех по ведению записей Монтессори.
Этап IV: Организация
После нескольких лет без формализованной системы ведения учета я решил, что хочу снова попробовать свои силы.Моей части ОКР понравилась идея иметь много данных и организовывать их. Много лет спустя я написал здесь подробный пост о своей системе и даже продал ее как часть большого пакета инструментов для учителей.
Пару лет назад я снял видео с описанием моей системы для талантливых Аниты и Роба Амос, создателей Montessori Compass, когда они все еще находились на ранних стадиях разработки своего программного обеспечения.
Вот краткое изложение:
1. Подготовьтесь заранее
- Распечатайте ежемесячные календари для каждого ребенка на учебный год и поместите в папку с вкладками.
- Распечатайте список всех презентаций / материалов Монтессори (также называемых «Объем и последовательность»). Вы можете перечислить их по областям учебной программы, навыкам или приблизительному возрасту. Вы можете получить бесплатные печатные издания в The Helpful Garden, Teachers Pay Teachers и Maitri Learning. Одна из учителей в моей бывшей школе показала мне, как она организовывала обучение по годам, и я принял эту систему.
2. Сетка ежедневных наблюдений
Распечатайте сетку с достаточным количеством мест для каждого ребенка в классе. Печатайте на адресных этикетках , чтобы можно было отклеивать и наклеивать листы календаря вместо того, чтобы копировать информацию вручную в конце дня / недели. Вам нужно будет настроить размер сетки, чтобы метки аккуратно помещались на распечатанных календарных листах. В течение дня записывайте все относящиеся к делу заметки о наблюдениях. В конце дня очистите и приклейте ярлыки на лист календаря каждого ребенка. (Я использую Avery 5162, и мне нужно сделать два длинных разреза на листе, чтобы получить нужный размер для моего календаря.)
3. Еженедельный индивидуальный план уроков
Распечатайте сетку с достаточным количеством мест для каждого ребенка в классе. Опять же, распечатайте адресные этикетки. Во время планирования уроков запишите уроки, которые вы планируете преподавать каждому ребенку в течение следующей недели. В течение недели делайте пометки в своей сетке после того, как вы дадите урок. Запишите все представленные спонтанные уроки. На этапе планирования я использовала карандаш и писала карандашом, как только подарила его ребенку.В конце недели очистите и приклейте ярлыки уроков на лист календаря ребенка. Перейдите к разделу «Объем и последовательность» для каждого ребенка и сделайте пометку рядом с представленным уроком. Я использую простой треугольник для обозначения стадии мастерства. Одна сторона треугольника представляет «представлен», две стороны представляют «практику», а полный треугольник представляет «опытный / освоенный».
** Посмотрите видео, если вы хотите увидеть, как мы использовали интеллектуальную ручку Livescribe для ведения записей **
Этап V: Упрощение
Независимо от того, насколько мне нравятся данные, меня всегда беспокоит вопрос: «Что это за для ?» Как я писал ранее:
Самый первый шаг в настройке вашей системы учета — это выяснить вашу цель.Почему вы будете вести записи? Для кого они? Какую информацию вы хотите записать? Для чего вы будете использовать эту информацию? Есть ли требования закона? На эти вопросы будет ряд ответов. Некоторые школы требуют, чтобы определенная информация передавалась родителям каждый год. Другим учителям просто нужен способ отслеживать успеваемость своих учеников, чтобы они могли держать их в курсе и мотивировать.
У меня нет внешних требований к ведению индивидуальных записей студентов.Это все я и учителя, с которыми я живу в классе. Нет смысла собирать данные, если я / мы не вернемся к ним.
Мне снова нужна простая, минимальная система ведения документации. Но есть один глюк. Когда я стал (немного) старше и утратил свои привычки в отношении здорового питания и физических упражнений, я обнаружил, что не могу полагаться на свою память, как раньше. На самом деле, я не могу вспомнить ни одной чертовой вещи, пока не запишу это! Проклятия. Теперь мне ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужна система учета, но она должна быть очень простой и не полагаться на мою память.
За последние несколько лет я поэкспериментировал с несколькими решениями для ведения документации в Интернете и пока остановился на рабочем месте Монтессори. Уже год пользуюсь им всерьез и очень им доволен. (Отказ от ответственности: кроме того, что я являюсь их клиентом, я не связан с ними каким-либо иным образом, и меня не просили написать этот обзор). Я начал год, ежедневно вкладывая в него тонны информации, но все это занимало время и не приносило мне никакой пользы.
Теперь я просто делаю запись, если я лично работал с ребенком. Время от времени я буду добавлять анекдотические заметки, если они кажутся достаточно важными. Если я замечаю, что ребенок готов к новому уроку, но не могу представить его сразу, я могу добавить это в план урока ребенка парой щелчков мышью. Также очень легко увидеть, где именно находится ребенок в последовательности материалов.
Навигация по рабочему пространству Монтессори очень интуитивно понятна и упрощена. Несколько щелчков мышью (или касаний, если вы используете мобильное устройство), и все готово.
Если вы хотите поэкспериментировать с этим летом, Montessori Workspace позволяет бесплатно использовать все их функции для первых пяти студентов.
Мы активно используем фото и видео для документирования прогресса детей в понятной для родителей форме. Посмотрите наши общедоступные видео на наших каналах Vimeo и Youtube.
Примечание о системах электронного учета. Если вы собираетесь использовать одну из них, я думаю, у вас должна быть возможность напрямую вводить информацию в систему.Если вы записываете что-то на бумаге, а затем переносите это в свою электронную систему после школы, вы упускаете.
Дополнительные ресурсы для ведения записей Монтессори
Экспресс Монтессори Рекордс (MRX)
MRX — это веб-система учета Монтессори. Он существует дольше всех и очень популярен в крупных школах Монтессори. Это очень всеобъемлющий. Несколько лет назад я работал с ним недолго, но в нем было гораздо больше возможностей, чем мне нужно.В то время я также чувствовал, что его пользовательский интерфейс не был таким интуитивно понятным. С тех пор, наверное, все изменилось!
Компас Монтессори
Montessori Compass — еще одно комплексное решение для ведения учета онлайн для школ Монтессори. Он имеет множество функций и приятный пользовательский интерфейс. Он обладает фантастической способностью автоматически отправлять индивидуализированную информацию родителям. Сотрудники Montessori Compass также тесно сотрудничают с Фондом Монтессори.Они согласовали объем и последовательность действий Фонда со стандартами Common Core и интегрировали их в свое программное обеспечение. Wowzers!
Montescoring
У меня нет опыта работы с этой компанией, но Montescoring, похоже, создала продукт, о котором я мечтал уже 15 лет. Полка, которая автоматически сканирует и записывает, какой ребенок какое занятие на какое время брал ?! Вы должны посмотреть видео на их странице Как это работает, чтобы поверить в это. (Но я пришел к выводу, что такие данные для меня не так полезны.)
Обычная старая бумага и карандаш
Вот еще несколько идей для ведения записей с использованием старой доброй бумаги и карандаша
Красивое солнце Монтессори
К уроку
PS Монтессори
Внимательная Монтессори
Монтессори для всех
Сопутствующие товары
Щелкните изображения для получения подробной информации. (В этот пост могут быть включены партнерские ссылки. Полное раскрытие информации см. Здесь.)
Откройте для себя практические, сенсорные, языковые и математические упражнения
Монтессори — педагогическая педагогика, ориентированная на отдельного ребенка и его потребности.Концепции, лежащие в основе педагогики, были объединены доктором Марией Монтессори в начале 20 века. Ее концепции относительно обучения детей, основанные на их потребностях и личных интересах, привели к сегодняшнему образовательному методу Монтессори. В классе Монтессори 3-6 есть четыре области обучения:
В этом разделе работы ребенок находит материалы и упражнения из своей повседневной жизни, например, переливание воды из кувшина в стакан или обучение завязыванию завязки. шнурки. Эти занятия помогают ребенку должным образом позаботиться о себе, чтобы он мог чувствовать себя независимым и не полагаться на взрослых в своих основных потребностях.
Задания в этом разделе позволяют ребенку улучшить каждое из своих чувств. Он станет ребенком, который сможет ценить различия в цвете и текстуре, организовывать свои мысли и объекты в своей среде и у которого будет тонкое чувство высоты звука благодаря музыке, которую он может слышать вокруг себя.
Ребенка учат языку на определенной последовательности уроков, где он впервые узнает о различных звуках в слове. Затем ребенок изучает язык фонетически до момента, когда его учат различным «правилам» данного языка и исключениям из этих правил, которые ему необходимо знать, чтобы бегло читать и писать по буквам.
Ребенок сначала учится считать от 1 до 10, понимая, что эти числа представляют собой определенную сумму. Благодаря каждому материалу ребенок будет изучать сложение, вычитание, умножение и деление и действительно понимать, что каждый из них означает в их более глубоком смысле. Благодаря этому методу обучения Монтессори предлагает ребенку прочную и прочную основу для понимания математики.
В целом, то, что отличает этот метод обучения от традиционной формы обучения, которую мы используем сегодня, заключается в том, что учитель не стоит перед классом и не преподает каждому ребенку один и тот же урок одновременно.Каждому ребенку разрешено учиться в своем собственном ритме таким образом, чтобы он чувствовал себя так, как будто он на самом деле не учится и не учится.
Монтессори назвала этот способ обучения «подготовкой ребенка к успеху». Учитель должен помочь ребенку выполнить небольшие упражнения, в которых ребенок добьется успеха. Со временем сложность упражнений возрастает, но из-за того, что процесс выполнения настолько хорошо продуман, ребенок никогда не чувствует, что обучение — это борьба.