Интерьер усадьбы 19 века: Интерьер. Усадьбы XIX века: melanyja — LiveJournal

Интерьер. Усадьбы XIX века: melanyja — LiveJournal

?
Categories:
  • История
  • Архитектура
  • Путешествия
  • Дизайн
  • Cancel
Зимний дворец должен был поражать красотой и роскошью, это парадные покои, предназначенные для восхищения, но можно ли было в них работать и отдыхать? Недаром цари любили больше свои загородные резиденции.
Дворяне также имели иногда парадные особняки в Петербурге и что-то простое в провинции.
А часто и только самые простые усадебные дома в провинции. На картинах можно увидеть и самые шикарные, которые живописцы Зимнего дворца запечатлели для потомков, и скромные рисунки возможно крепостных, на которых семейный уют и дворянский быт.


Подключников Н. Гостиная в доме Нащокиных в Москве

Что мы видим – стены в большей степени однотонные, увешанные картинами, мебель однотипная, обивка становится разнообразнее со временем, а вот потолки разнообразные, хотя высота комнат часто невелика



Подключников Н. Кабинет П.Н. Зубова. 1840


Средин А.В. Комната в имении Белкино 1907.


Гостиная в усадьбе Знаменское-Раёк


Тыранов А.В. Интерьер в дворянском доме.


Ребу Ш. Авчурино. 1846


Интерьер в доме Соймонова на Малой Дмитровке в Москве. Неизв. художник.


Сверчков В.Д. Внутренний вид комнаты. 1859


Зеленцов К.А. В комнатах


Зеленцов К.А. Гостиная с колоннами


Неизвестный художник. Интерьер гостиной


Пич Л. Усадьба Поречье. Библиотека.


Пич Л. Усадьба Поречье. Музеум. 1855


Ракович А.Н. Интерьер. 1845


Тихобразов Н.И. Интерьер в имении Лопухиных. 1844


Тихобразов Н.И. Петербургский интерьер


Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Белая гостиная.
Это как раз о шикарных дворянских особняках, которые писали те же художники, что и Зимний дворец. Главный финансист империи, председатель государственного банка, человек, близкий царской семье, имел великолепный дворец в Петербурге, приобретенный потом для Великого князя Павла Александровича.


Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Золотая гостиная


Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Гостиная


Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Гостиная

Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Парадный кабинет.


Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Кабинет баронессы.


Премацци Л.Особняк-барона А. Л. Штиглица. Библиотека

Tags: живопись

Subscribe

  • Усадьба Захарово

    Воспользовались бесплатной электричкой и поехали в усадьбу Захарово, где расположен музей А. С. Пушкина. Обычно усадьбу рекомендуют посмотреть вместе…

  • Ливны

    Горд в Орловской области понравился. Заехали туда на пути из Ливненского монастыря Святой Марии Магдалины. Но в городе можно не только пообедать, но…

  • Елец

    Давно хотелось побывать в этом городе. И вот получилось на майских праздниках заехать в Елец. Город приятный, достаточно ухоженный, туристы есть.…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

  • Усадьба Захарово

    Воспользовались бесплатной электричкой и поехали в усадьбу Захарово, где расположен музей А. С. Пушкина. Обычно усадьбу рекомендуют посмотреть вместе…

  • Ливны

    Горд в Орловской области понравился. Заехали туда на пути из Ливненского монастыря Святой Марии Магдалины. Но в городе можно не только пообедать, но…

  • Елец

    Давно хотелось побывать в этом городе. И вот получилось на майских праздниках заехать в Елец. Город приятный, достаточно ухоженный, туристы есть.…

Что такое усадьба, советы по оформлению дачи в стиле усадьбы

Все чаще заказчики просят для загородного летнего дома интерьер в стиле «русской усадьбы». Но что под этим понимают?

Мы не будем рассуждать о великолепных дворцах придворной знати — вряд ли кто-то всерьез пытается их копировать на собственном участке. Скорее у российского заказчика есть запрос на ностальгический интерьер: летнего дома, сохранение или воссоздание провинциальной русской усадьбы (остатки таких имений разной степени сохранности разбросаны по всей России). Предлагаю разобраться, что именно мы воссоздаем и какими декоративными приемами добиваемся «эффекта усадьбы».

На фото: Графиня Екатерина Павловна Шереметева, баронесса Елисавета Сергеевна Делёр, граф Павел Сергеевич Шереметев и Иван Платонович Барсуков в Михайловском. Неизвестный автор, дата съемки: 10 июля 1886 года; © russiainphoto.ru

Что такое усадьба?
Русская провинциальная усадьба — это уникальный социокультурный феномен. В небогатых поместьях в глуши прошли детские годы целой плеяды русских писателей, художников, поэтов, мыслителей. Их воспоминаниям о родительском имении и фамильных традициях мы обязаны появлением в искусстве лирического образа русской усадьбы.

По мнению историков, расцвет русской усадьбы пришелся на конец XVIII -— первую половину XIX века. После подписания императором Петром III 18 февраля 1762 года указа «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (фактически освобождавшему от обязательной военной службы) и последующей «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», подписанной Екатериной Великой, среднее и мелкое дворянство потянулось в провинцию. Уволившись со службы, офицеры возвращались в родовые имения, чтобы возродить запущенные поместья.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Русская дача: От императорских коттеджей до фазенды на шести сотках

На фото: Усадьба Кусково, швейцарский домик. Дата съемки: 1886 год, фотоателье «Шерер, Набгольц и Кº»; © russiainphoto.ru

Наиболее распространенным на Руси был одноэтажный или двухэтажный деревянный усадебный дом с мезонином на кирпичном цоколе. Провинциальные дворяне не гнались за модой, не строили большие дома (их было трудно отапливать). Стены помещений были, как правило, деревянными, бревенчатыми или обшитыми тесом, а затем обтянутыми холстом.

Екатерина Владимирова

На фото: «Интерьер в доме Салтыковых», акварель, автор неизвестен.Спас-Угол, музей Салтыкова-Щедрина. Предоставлено Некоммерческим партнерством «Русская Усадьба» ©

Интерьер русской усадьбы
Мебель в доме собиралась поколениями семьи и нередко бывала разномастной: простые лавки и сундуки могли соседствовать со стульями и столами «столярной работы» и случайно купленными новомодными предметами интерьера. Кабинет хозяина усадьбы часто служил для отдыха, чтения и приема гостей-мужчин, на женской половине «принимали визиты» соседок-помещиц, занимались рукоделием. В парадном зале устраивали танцевальные вечера, в небольшом доме там же могла находиться и столовая.

Екатерина Владимирова

На фото: «Библиотека в готическом доме». Акварель Ш. Ребу, 1846 год. Предоставлено Некоммерческим партнерством «Русская Усадьба» ©

В интерьерах веяния моды чувствовались сильнее, чем в архитектуре. В контексте развития мирового искусства золотой век русской усадьбы пришелся на расцвет неоклассицизма и ампира. Для таких интерьеров характерны симметрия, сдержанные по сравнению с предшествующим барокко правильные формы, легкость.

Мебель простых линий, на тонких прямых ножках, классические мотивы в орнаментах листья аканта, розетки, вазоны. Общий колорит светлый, с преобладанием белого, пастельных оттенков голубого, желтого.

Граф М.Д. Бутурлин так описывал интерьер обычной помещичьей гостиной: «В двух простенках между окнами висели зеркала, а под ними тумбочки или ломберные столы,… перед диваном овальный большой стол, … в углу этажерка с лучшим хозяйским чайным сервизом, затейливыми дедушкиными бокалами, фарфоровыми куколками и подобными безделушками».

Архитектурная мастерская Petr & Pavel

Как воссоздать атмосферу усадьбы?
Как же повторить эту ностальгическую прозрачную атмосферу, не задаваясь целью создать историческую реконструкцию, а, скорее, передать романтическое настроение? Давайте внимательно вглядимся в рисунки, разберем по элементам составляющие интерьера.

1. Деревянные полы. В более зажиточных усадьбах использовали наборный паркет, в усадьбах попроще — простой деревянный пол, широкие доски натурального цвета.

ЧИТАЙТЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…
Houzz тур: Очарование старины, или иллюзия старой дачи

2. Лаконичная мебель. Используйте предметы на тонких прямых ножках, натуральных оттенков дерева. Отлично будет смотреться микс из мебели популярного сейчас модерна середины XX века и нескольких антикварных предметов, например, красивой горки или буфета, где вы сможете с гордостью демонстрировать свой фарфор.

Вообще, старинная мебель лучшее средство внести знаковые акценты эпохи в интерьер. Совершенно не обязательно обставлять все помещение антиквариатом, достаточно нескольких заметных вещей, которые будут играть главную роль на фоне остальных, намеренно нейтральных.

Совет: Создать атмосферу русской усадьбы можно и без аутентичной люстры эпохи Луи XVI или Наполеона. Подберите светильник времен «советского ампира» — на блошиных рынках и просторах интернета есть прекрасные вещи за вполне умеренные деньги.

Студия дизайна интерьеров Марии Карташовой

3. Обои «под старину». Стены можно оставить деревянными, а можно использовать обои: например, имитирующие фактуру ткани или с классическим орнаментом полосы, вазоны и гирлянды, цветы в стиле шинуазри. Отдавайте предпочтение светлым голубым, желтым, розовым тонам. У английских марок Little Green, Sanderson, Cole&Son вы найдете множество подходящих вариантов — часто это современные обои, воссозданные по сохранившимся историческим образцам.

4. Светлые двери и плинтус. Двери в рамках «усадебного» стиля лучше покрасить в оттенки белого. Приветствуются порталы в неоклассическом стиле: подходящие варианты есть практически у каждого производителя — от Union до «Волоховца». Напольный плинтус и потолочные карнизы тоже желательно сделать белыми, в цвет дверей, простых форм, без излишнего декора.

Лада Кулакова

4. Изразцы для оформления прихожей и санузлов. Поддержит усадебную тему знаменитая дельфтская плитка (бело-голубые расписные изразцы, завезенные в Россию из Голландии по приказу Петра I и чаще всего использовавшиеся в облицовке печей). Похожую плитку можно найти у разных производителей и в самых разных ценовых категориях — от настоящей ручной росписи до печатного рисунка.

Lavka-Design

На фото (этот и следующий кадр): Шторы — на самом деле совсем не шторы, а ивановские скатерти

6. Легкие шторы. Обратите особое внимание на оформление окон на большинстве акварелей того времени вы увидите легкие светлые гардины, а не тяжелые портьеры. Очень уместно будут смотреться в интерьере семейные фотографии в разноформатных рамах и «бабушкины» (вязаные крючком) салфетки.

Lavka-Design

7. Подходящая кухня. В усадебной жизни кухня была рабочим помещением, сейчас же это обычно часть гостиной или столовой, требующая соответствующего оформления. Я советовала бы сделать кухонную мебель или максимально простой, незаметной, «растворив» ее в помещении гостиной, или выбрать классические светлые филенчатые фасады, а фартук украсить изразцовыми плитками, которые послужат напоминанием о традиционной печке.

8. Большой овальный стол под уютным абажуром, за которым собирается на обед вся семья или съезжаются на долгие чаепития гости, атрибут усадебной жизни, архетип «дачного лета».

ЧИТАЙТЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…
Houzz-тур: Дача с яблоневым садом и бабушкиным наследством

Kirill Istomin Interior Design & Decoration

Совет: Самое главное в процессе оформления помнить про легкость и воздушность. Избегайте тяжеловесной мебели, сложных многоярусных портьер, точечных потолочных светильников (современные модели вполне позволяют спроектировать разные сценарии освещения с незаметной технической подсветкой). Белая или цветная крашенная мебель скорее примета Прованса, чем русской усадьбы, а вот тонетовские темные стулья и плетеное кресло на веранде помогут завершить образ.

Как писал Н.М. Карамзин, «всякая огромность противна сельской простоте. Домик,…со всех сторон осеняемый деревами, жилище прохлады и свежести, вот чего желаю!»

ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Что вы понимаете под «русским усадебным» стилем? Какие декоративные символы или предметы обстановки его четко определяют? Делитесь мнением в комментариях под статьей!

НазадДалее

3 из 7

НазадДалее

3 из 7

Польская усадьба в 19 веке: архитектура, традиции и атмосфера

Польская усадьба в 19 веке уже не была простым «архитектурным проектом». Те, кто владел усадебами, знали о прошлом и значении архитектурных решений и поэтому относились к ним как к жилому пространству, так и к инвестиции, например. как «носитель ценности». Это было особенно важно во время разделов, когда землевладельческая элита столкнулась с давлением разгосударствления.

by Maciej Rydel

 

Мы говорим об одноэтажной помещичьей усадьбе, а не о роскошном аристократическом дворце. Усадебный дом менялся на протяжении веков, но особенно сентиментальны для поляков классицистические одноэтажные усадебные дома с крыльцом с колоннами, расположенные где-нибудь в центральной Польше или в восточной части Речи Посполитой. Стоит совместить две нити понимания усадьбы: архитектурно-эстетическую с социальной и нравственной. Наряду с опорой на традиции и обычаи, создание помещичьей усадьбы обосновывалось особыми потребностями ее владельца.

Фото 1. «Постоянство польской усадьбы». Акварель Мацея Рыделя (2008 г. )

Усадебный дом обычно располагался на холме. Иногда он даже стоял на месте более старой усадьбы 16 века, от которой уцелел только подвал. Родовое гнездо обычно выходило на большую дорогу, вдоль которой шла аллея, обсаженная деревьями, чаще всего липовыми, каштановыми или грабовыми. Усадьба была обращена к солнцу, освещавшему ее с четырех сторон в течение дня.

Фото 2. Ворота и аллея, ведущие к усадьбе в Доброеве (Великопольша). Акварель Мацея Рыделя (2012)

Усадьбы, конечно, не могло быть без парка. Переходя через ворота и входя в тенистую аллею, ведущую к усадьбе, возникало определенное настроение. (фото 2) . Иногда строились парадные ворота, а над входом был виден герб владельца. Такой же герб мы видим над входом в усадебный дом.

Прямо перед этим входом была овальная или круглая лужайка, иногда окруженная живой изгородью с цветником в центре (фото 3) . Так образовался cour d’honneur , почетный двор, почти обязательный в XIX веке как символ престижа и достоинства помещичьей резиденции (фото 4) .

Фото 3. Лужайка у усадьбы в Смилове (Свентокшиское воеводство)

Кирпично-белый господский дом

Здание в стиле классицизма обычно окрашивалось в белый цвет (никогда не в синий – цвет крестьянских изб). Четырехколонный портик, выходящий за пределы одного внутреннего этажа, определил так называемый колоссальный архитектурный ордер.

Архитектуре господского дома свойственны три элемента: во-первых, план, во-вторых, форма корпуса (включая чрезвычайно важные пропорции высоты стен к высоте крыши). Третий элемент — эстетика центрального входа. Ассоциации польской усадьбы с колонным портиком, столь популярные сегодня, распространяются на здания, возводимые в стиле классицизма, начиная с последней четверти 18 века. Классицизм в Польше довольно рано доминировал в архитектуре церквей и дворцов; он прибыл в поместья с задержкой не менее двадцати лет.

Фото 4. «В Туловицах» – картина маслом Анджея Новака-Земплиньского, 1980 г. Туловице – прекрасный образец усадьбы в стиле классицизма начала 19 века, спроектированный ведущим польским архитектором Хилари Шпиловски

Возьмем присмотритесь к портику, неотъемлемому атрибуту классицистической усадьбы. Есть много типов портиков: мы знаем так называемый «регулярный / малый заказ» (фото 3) или «колоссальный заказ» (см. Туловице и Тарногору). Портики имели две, четыре, шесть или восемь колонн в дорическом, тосканском, ионическом и коринфском ордерах. Восьмиколонный ионический портик можно увидеть в Константинове 9.0003 (фото 5) . Наиболее популярен тосканский ордер (см. рис. 3, 4, 18). В скромных особняках приходской знати портик, а ранее деревянное крыльцо (фото 6) часто был самым основным элементом, указывающим на дворянский статус владельца. Сегодняшнее представление о богатстве и великолепии усадеб определенно преувеличено.

Фото 5. В Константинове на Подлясье мы имеем образец оригинального восьмиколонного портика в ионическом ордере и пристройку господского дома во второй половине XIX в.

век

Архитрав опирается на головы колонн. В тимпане либо окна, чаще всего в форме круга или полукруга, либо барельефы с изображением картуша герба владельца (фото 7) . Надписи встречаются редко, всего несколько предложений или год постройки усадьбы. Над входом в усадьбу в Пенчицах (Мазовецкое воеводство) характерная надпись: «Я польская усадьба, которая храбро сражается и преданно защищает» (фото 8) . На Воле Пенкошевской близ Скерневиц, на фасаде господского дома, под двумя гербами супругов Антония Гурских и Анны, урожденной Шембек, находится отрывок из эпической поэмы Яна Кохановского: «Позвольте мне, Господи, жить в этом доме гнездо, и дай мне здоровье и чистую совесть». Эта надпись была довольно популярна и появлялась при многих дворах.

Фото 6. Скромный деревянный господский дом в Меречовщине, Полесье, имеет типичную польскую крышу и деревянное крыльцо, предшественницу колонного портика. Здесь в 1746 году родился Тадеуш Костюшко, впоследствии герой Польши и Соединенных Штатов Америки (фото 19-го века). 30с)

Теперь посмотрим на крышу господского дома. Так называемые «польские крыши» использовались с 17 века. В отличие от мансардной крыши две верхние и нижние стороны польской крыши параллельны друг другу, что видно на иллюстрациях №. 1 и 6. Стрельцы, которые также привлекают внимание посетителей, — пережиток рыцарских времен. Затем оборонительные башенки, впоследствии миниатюризированные, выполняли уже не оборонительную функцию, а только жилую (см. рис. 1).

А внутри? В коридоре была своя особая атмосфера. Иногда его украшали рогами добытой дичи (фото 9) и большие шкафы для верхней одежды. Иногда в центре зала висел урожайный венок. Праздник урожая проводился в праздник Богородицы Травяной, 15 августа, когда праздновалось окончание уборки урожая. По этому случаю из лучших колосьев, цветов и фруктов делали венок, украшали лентами и благословляли в церкви и несли ко двору, где вручали наследнику. Венок обычно висел до следующего лета, создавая ощущение связи с землей, которая поддерживала тех, кто там жил. Иногда встречались и старые сундуки, которые в 19 веке играли лишь вспомогательную роль.века, когда шкафы вошли в обиход.

Фото 7. В тимпане усадьбы в Ктерах (Лодзинский район) – герб «Ястшембец» рода Водзинских

Из холла в гостиную (салон)

Как правило, хозяева пригласили своих гостей в гостиную (фото 10) . Там они встречали детей и других домочадцев, обычно живших вместе несколькими поколениями: бабушек и дедушек, теток и дядей-резидентов. Как правило, усадьба была многопоколенной (фото 11) .

В гостиной, кроме большой богато украшенной печи, диванов и кресел, стояло пианино, а стены были украшены картинами, характерным элементом каждой усадьбы. Обычно не было видно великих мастеров Италии или Франции, вместо этого преобладала графика, офорты и рисунки, а также масляные портреты предков. Иногда это были работы бродячих живописцев, которые переходили из усадьбы в усадьбу, где им предлагали пансион и ночлег для написания жанровых сцен, пейзажей и портретов домочадцев. Характерной особенностью усадебного дома было скопление сувениров, техники и мебели разных эпох. Владелец усадьбы редко покупал новую мебель сразу. Во многих усадьбах, как, например, в Туловицах, на стене висела доспех (фото 12) . На ковре национальные символы, горжет предка-рыцаря с Ченстоховской Богоматерью, а под ним скрещенные сабли и старые части доспехов. Эти традиции также передавались из поколения в поколение. Были созданы генеалогические деревья, обычно свёрнутые в ящики, а иногда и висевшие на стене господского дома (фото 13) .

Фото 8. Пенчице в Мазовии. Красивая надпись, восхваляющая польские усадьбы

Поскольку мы упомянули художников, путешествующих из усадьбы в усадьбу и предлагающих свои художественные услуги, стоит упомянуть одно известное имя: Бронислава Рихтер-Яновская. Она смогла передать атмосферу польского поместья как никто другой. Ее работа, связанная с польскими усадьбами, восходит к концу XIX в.века и до 1940-х гг. Сегодня ее называют «художницей польских усадеб», потому что она очень хорошо их знала и жила во многих из них. На заказ писала помещичьи усадьбы, романтические интерьеры, романтические сцены из жизни усадеб (фото 14) . После выпуска в 1930-х годах большой серии открыток с репродукциями ее картин Бронислава Рихтер-Яновская стала очень популярной художницей в период, предшествовавший Второй мировой войне. Было популярно рассылать эти открытки массово на Рождество и Пасху (см. рис. 24).

Фото 9. Зал в Ваплево-Вельке (Поморское воеводство) – усадьба Сераковских (фото 1912 г.)

Вернемся к усадьбе 19 века. Планировка комнат внутри нашей усадьбы двухпролетная, с холлом и овальной гостиной на оси, выступающей перед садовым фасадом (фото 15) . Комнаты расположены так называемой анфиладой, т.е. все они соединены между собой от первой до последней. В столовую хозяева и их гости входили из гостиной, когда стол уже был накрыт (фото 16) . Поскольку в усадьбах строго соблюдалась иерархия, столов обычно было два. Один в столовой, так называемый первый стол, за которым сидели домочадцы – жители усадьбы и их гости. Второй стол находился во флигеле, и там ели люди, не принадлежащие к семье, т.е. администраторы, учителя, слуги.

Фото 10. Гостиная усадьбы в Кошутах (Великопольша)

В столовую приносили еду из кладовой дворецкого, где она обычно раскладывалась в подходящую посуду. Был огромный шкаф, в котором хранилась вся посуда, столовые приборы и скатерти. Еще в начале 19ХХ века кухни располагались только во флигелях и в течение всего года, даже в самые холодные зимы, продукты приносили из флигеля в кладовую дворецкого. Только в первой половине века кухни стали включать в планировку усадеб, размещая либо в пристроенной к старому господскому дому части, либо в более крупных усадьбах – в подвале. Только в конце 19 века кухня получила полное право присутствовать в усадьбе.

После обеда хозяин пригласил гостей в свой кабинет, где обсуждал текущие дела с стюардом, получая его отчеты и отдавая распоряжения. Здесь он хранил самые важные сельскохозяйственные документы и календари, полные советов и рекомендаций по современным сельскохозяйственным и экономическим вопросам. Помимо картин, стены были украшены охотничьими трофеями. Некоторые офисы также функционировали как библиотека (фото 17) . В комнате будет камин и библиотечные шкафы от пола до потолка, отрегулированные местным плотником. В библиотеке будут сельскохозяйственные справочники, книги польских, французских и немецких писателей, альбомы с рисунками животных, трав, цветов и тетради с религиозными и патриотическими песнями.

Фото 11. Гостиная в усадьбе Сераковских в Ваплево Вельке. Владельцами были искусствоведы и коллекционеры. Во всем доме было около 400 картин

Желтая и лососевая комнаты

Для полноты образа усадьбы перечислим те комнаты, в которые нас скорее всего не пригласили бы: спальни, возможно с альковом, т.е. ниша с кроватью, кроме того, детские комнаты или комнаты бабушек и дедушек и жителей, и, наконец, комнаты для гостей. Было принято называть комнаты по цвету обоев на стенах. Так появились «лососевые», «синие» и «желтые» комнаты. Всего в усадьбе средних размеров площадью 400 м² было около 12 комнат. К этому следует добавить еще небольшую комнату, так называемую Зал, где хранились не только лекарства и травы, но и домашние варенья, ликеры, свечи и другие предметы первой необходимости. До середины 19го века чаще всего в усадьбе не было отдельной ванной или туалета. Люди мылись в спальне, где за ширмой стояло соответствующее оборудование. В больших усадьбах, помимо упомянутых выше помещений, имелись часовни, курительные и бильярдные. Существовали и так называемые «Школьные комнаты», так как дети получали первоклассное образование дома.

Фото 12. Паноплиум при усадьбе в Туловицах на Мазовии

Усадебный дом по определению был одноэтажным, в некоторых случаях имел жилую часть на чердаке. Обычно имелись дополнительные 2-3 комнаты для гостей или спальни (см. рис. 4 Туловице и 18. Тарногоура). Иногда огромные чердаки были складом ненужного хлама, всевозможных сундуков и чемоданов, старой мебели и королевством детских зимних игр.

Характерной чертой польских усадеб было их расширение. В 19 веке была пристроена небольшая башенка, уже тогда служившая дополнительными помещениями, напр. гостевые комнаты. Особняки часто оказывались маловаты для нужд владельца и иногда к ним пристраивали многоэтажную часть. Во второй половине XIX века некоторые усадьбы были расширены в соответствии с неоготическим стилем новыми частями в этом стиле (фото 5 и 18) .

Фото 13. Генеалогическое древо рода Дембиньских, герб «Нечуя»

Няни и учителя

В группу домочадцев среднего польского двора входили также часто очень развитые «педагогические силы»: няни, присматривающие за маленькими детьми, и воспитатели за старшими. Поскольку первые уроки проводились дома, учителей нанимали для обучения детей большему, чем просто письму, чтению и простой арифметике. После окончания учебы многие молодые дворяне зарабатывали на жизнь учителями в помещичьих дворянских семьях. В каноны придворной жизни входило обучение детей помимо школьной программы рисованию и игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, чаще всего на фортепиано. Многие известные польские художники работали учителями рисования у дворянских детей и таким образом зарабатывали себе на жизнь.

Фото 14. Бронислава Рихтер-Яновская: «Чтец». Художнику удалось прекрасно передать атмосферу интерьера усадьбы XIX века

Как ни парадоксально, на историю Польши большое влияние оказал эпизод из жизни Тадеуша Костюшко. В молодости он обучал рисованию дочерей друга своего отца Юзефа Сосновского. Особое внимание он уделял Людвике и так усердствовал в учении, что влюбился в нее, обратился к ее отцу, в то время смоленскому воеводе и литовскому полевому гетману, за руку дочери. К сожалению, его не приняли. Это было в 1775 году, после чего Костюшко уехал в Америку, чтобы в 1783 году стать генералом американской армии. 0005

Воспитание помещичьих детей отличалось аскетизмом, полным послушанием родителям, дедушкам и бабушкам и уважением к старшим. Неотъемлемыми канонами воспитания были почитание предков, привязанность к традициям и «гражданское» мышление, которое прежде всего предназначалось для воспитания ответственности.

Фото 15. План интерьера усадьбы в Кошутах (Великопольша)

Необходимо помнить, что в воспитании детей большое значение имели семейные традиции и привязанность к земле предков. Были места, где одни и те же семьи на протяжении нескольких столетий жили в одном и том же поместье. Так было, например, в Скотниках под Сандомиром, которые постоянно принадлежали семье Скотницких, по крайней мере, с 13 по 19 век.45 (фото 19) . Фамилия этой семьи происходит от названия села. Усадьбы были естественными музеями, потому что в их интерьерах была старинная мебель, картины, фарфор и родовое серебро, а иногда и коллекции, собранные их предками. В библиотеках хранились семейные и районные архивы, переписка с соседями, конторами и иногда даже королевскими дворами.

Фото 16. Столовая в усадьбе в Гланове (Малопольский край)

* * *

Отведав домашней водки, меда или ликера, дамы оставались дома для сплетен, а господа отправлялись осматривать хутор – гордость хозяина дома – конюшню, соединенную с каретным сараем, коровником, иногда даже на 120 коров, пивоварню, где варили пиво, и амбар с мелким зерном, свежемолотым в амбаре.

Поместья были прежде всего экономическим центром. Площадь земли на один господский дом в мелком хозяйстве составляла до 200 га, в среднем от 200 до 1000 га (наибольшее количество таких хозяйств) и свыше тысячи в крупных хозяйствах. Леса обычно были частью собственности. Средний размер недвижимости в 19Польша го века составляла приблизительно 400 гектаров.

Фото 17. Библиотека в поместье в Туловицах на Мазовии

Владислав Лозиньский, автор книги Życie polskie w dunych wiekach ( Польская жизнь в старые времена ), опубликованной во Львове в 1907 г. Важнейшей чертой господского дома является всеобщность и самостоятельность всего его бытия, обусловленная природой времени и вещей. Это был замкнутый в себе и в себе организм, состояние по собственной воле. Чтобы жизнь в нем была сносной, он должен был быть максимально независимым от внешнего мира, достаточным для себя. Все делалось дома. (…) В каждом господском доме изготавливали крепкий алкоголь, а также различные наливки, варили домашнее пиво. Стол был доставлен на месте; что не дал тебе лес, поле, огород, коровник, ты не съел. Дома они делали мед, прессовали воск, сушили мясо и рыбу, делали лекарства и даже изготавливали чернила».

Фото 18. Пример расширения господского дома в стиле классицизма с неоготической башенкой в ​​Тарногоре (Люблинское воеводство)

Во флигеле располагались гостевые комнаты, апартаменты для учителя, управляющего и экономки. Также во флигеле была прачечная. Таким очень скромным флигелем было здание усадьбы Скарбеков в Желязовой Воле, где нашел приют Николай Шопен, учитель французского языка и литературы. Именно в таком флигеле (который позже, в 1920-х годов, расширенный до размеров усадьбы для музейных целей), что родился гений Фредерика.

Фото 19. Семья Скотницких в гостиной господского дома в Скотниках. Владелец поместья, Максимилиан Скотницкий (первый слева), представляет 20-е поколение этой семьи, которая жила на одном месте с 13 века

В среднем польском поместье не было столько обслуживающего персонала. Конечно, многое зависело от достатка хозяев и количества проживающих в усадьбе людей. Основной штат состоял из кухарки, горничной хозяйки и хозяина, няни для детей, а когда они подросли, домашней воспитательницы. Управляющий управлял фермой, кучер и его помощник заботились о лошадях. В более крупных и очень богатых усадьбах и дворцах были экономки, дворецкие во главе с «мажордомо», садовники, костюмеры, лесничие, кузнецы и т. д.

Рецепт орехового пирога, взятый из записок одной прабабушки, начинается так: «Садитесь кухарки, пусть чистят орехи под пение». Идея заключалась в том, чтобы они не ели орехи, поэтому пение стало неотъемлемой частью рецепта.

Фото 20. Часовня в усадьбе в Карнёвицах под Краковом

Рядом с флигелем находился холодильный склад: землянка из соломы, где несколько слоев льда, срезанных зимой из пруда, сохраняли низкую температуру до следующей зимы, а где мясо, завернутое в белое полотно, можно было безопасно хранить долгое время, не опасаясь порчи.

В глубине парка обычно располагалась часовня, небольшая символическая (см. акварель – «символ длительности» – рис. 1) или большая семейная часовня, где по воскресеньям и праздникам проводились службы. Эти часовни имели гробницы в подвале, где хоронили умерших членов семьи (фото 20) .

Фото 21. План репрезентативной части парка в Луславицах (Малопольша) с аллеями, газоном, флигелем, старыми деревьями и прудом

Среди буков и платанов

Усадебные парки (фото 21) имели от одного гектара до нескольких гектаров, иногда переходящие в лес (фото 22) . Окружающий усадьбу парк – просто элемент окружающей природы. Вписать усадебный дом в окружающий ландшафт было очевидным императивом владельцев. Таким образом, помещик одновременно воспользовался преимуществами природного ландшафта, окружавшего его имение, и естественным образом оформил этот ландшафт в соответствии с принципом «окружи себя природной красотой и приумножь ее».

Фото 22. Луславице, часть парка

Гордостью парка и гордостью владельца были старые, многоветвистые деревья, чаще всего дубы, платаны, каштаны, липы, буки. Иногда парки были старше усадеб, особенно когда на месте старой усадьбы строили новую. Парк служил укрытием от ветров, потому что нужно помнить, что в средневековой традиции усадьбы строились на холмах для их лучшей защиты. А на холмах и холмах ветер может раздражать. Парк представлял престиж, как и ворота, двор, ступеньки к усадьбе и роскошный портик. Наконец, парк углубил эстетику сиденья. Чаще всего его изготавливали из местных растений, но некоторые привозили и экзотические деревья, что разнообразило разнообразие деревьев. Так называемый «английский» ландшафтный парк, образованный в XIX в.ХХ века имел четыре уровня: травы, цветы, кустарники и деревья, а соответствующие, свободные композиции создавали прекрасные «перспективы». В качестве элементов сада появились перголы, фонтаны, садовые скульптуры, искусственные горки, не говоря уже о сезонных цветочных композициях.

Фото 23. Луславице, беседка в парке

Не следует забывать об огороде и фруктовом саду, которые были важной частью хозяйства и также обеспечивали самодостаточность господского дома, о чем говорилось выше. Пруд также был важным элементом парка, по крайней мере, такого типа, который выполнял как рекреационные, так и экономические функции. Здесь хозяин держал рыбу, и не только к рождественскому столу. Над прудом расположена беседка, стоящая немного в стороне, чтобы не загораживать прекрасный вид (фото 23) .

Фото 24. Бронислава Рихтер-Яновская, «Wielkanoc we dworze» («Пасха в поместье»). Картина примерно 1930 года. В этой традиционной и красивой сцене не хватает только детей

Хозяин усадьбы хвастался своей великолепной арабской лошадью, выведенной графом Юлиушем Дзедушицким, купленной в Ярчевцах на Подолии. Многие помещичьи поместья славились великолепными конезаводами арабских лошадей. В то время польское разведение было известно во всей Европе. Конезавод графа Дзедушицкого в Ярчевцах (нынешняя Украина) был перенесен в Езуполь в конце XIX в.го века, а в 1920 году он стал основой государственного конезавода арабских лошадей в Януве-Подляском.

Тем временем в вышеупомянутой беседке супруга хозяина ждала своих гостей дальше, распорядившись накрыть стоящий там стол.

См. Также: «Польский усадьба» — символ традиции

Автор: доктор макей Rydel
Перевод: Алисджа Роуз и Jessica Sirotin 16

9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000

Акварели №: 1, 2. – Мачей Рыдель; № фотографий: 3, 5, 7, 8, 10, 11, 12. 13, 16, 17, 20, 22, 23 – Мачей Рыдель; Иллюстрации №: 6, 14, 15, 18, 19, 24 – архив Мацея Рыделя; Иллюстрация №: 4. Анджей Новак-Земплинский; Иллюстрации №: 9, 13 – Национальный музей в Гданьске, отдел в Ваплево-Вельке; Иллюстрации №: 21 – Lusławice Opus , Słowo/obraz/terytoria, Гданьск 2000, акварель: Дорота Панцерж-Лыскавинская. Все права защищены.

 

Д-р Мацей Ридель – Документалист польских усадеб и шляхетской истории. Автор 5 книг на эту тему. Автор более 150 статей и лекций о польской шляхте. Автор 20 фотовыставок (в том числе в Брюсселе, Яшунах, Литве и участие в выставке в Лондоне). Художник-документалист. Вице-президент Главного правления Ассоциации польских землевладельцев, вице-президент Гданьского отделения Ассоциации историков искусства. Награжден Рыцарским крестом ордена Возрождения Польши (2014 г.) за вклад в национальное наследие.

 

Исследуйте этот французский особняк XIX века

Когда Корал Майлз смотрит телевизионные программы, такие как «Побег в замок», она не может сдержать улыбку. «Это всегда было моей жизнью», — говорит она, объясняя, что в детстве ее семья переехала во Францию, когда ее родители купили старый монастырь в Бретани. В последующие годы ее мать Лесли восстановила еще несколько домов в Бретани и других местах Франции, включая Париж и долину Луары. Затем, 15 лет назад, они с Корал нашли этот атмосферный особняк на Луаре, построенный в 1850-х годах.

Когда-то дом великого дворянина пришел в упадок после долгих лет споров о наследстве. «Это была редкая возможность восстановить традиционный дом с действительно красивыми элементами», — объясняет Корал, добавляя, что некоторые из этих элементов даже старше, чем сам дом. В середине 20 века дом принадлежал мастеру-каменщику, который работал над восстановлением исторических зданий в этом районе. «Все вещи, которые больше не были нужны, он оставил себе и поместил в этот дом», — говорит она. «И у него был хороший глаз».


Вам также может понравиться Вдохновение для интерьера: реставрация дома в долине Луары


То же самое можно сказать о Корал и ее матери, которые вместе наполнили дом эклектичным набором антиквариата, подчеркивающего характер дома. . И при этом они следуют семейной традиции. «Моя бабушка была торговцем антиквариатом, настоящей эксцентричкой, у нее был магазин в лондонском районе Блэкхит в 1960-х, — говорит Корал. «Она спала полностью одетой за рулем своей машины, поэтому была готова отправиться на распродажу на рассвете».

Корал явно унаследовала как страсть к антиквариату, так и любовь к погоне, и она завсегдатай местных распродаж, брокантов и блошиных рынков, некоторые из которых расположены вдоль берегов реки. «Вы можете часами искать сокровища, а затем насладиться устрицами и хрустящим белым вином в прибрежном кафе», — говорит она.


Вам также могут понравиться ярмарки антиквариата и аукционы по всей Великобритании в этом месяце


Плоды этих поездок наполняют дом: куда ни глянь, интересные коллекции. В гостиной на каминной полке красуется великолепная старинная зеленая стеклянная посуда. Коллекция была начата ее бабушкой и продолжена Корал. В него входят 19Аптекарские бутылки 19-го века и аптечные банки 20-го века, некоторые с пробками из синего стекла, добавленными для украшения.

Стены кухни и высокая полка в холле украшены бело-голубой керамикой из Веджвуда, Спода и Лиможа, а также несколькими немецкими и голландскими изделиями. Некоторые предметы используются ежедневно, но многие из них слишком хрупкие, поэтому предназначены только для демонстрации. Пристрастие Корал к изысканному фарфору началось в юности, когда в 18 лет она привезла из школьной поездки в Санкт-Петербург целый чайный сервиз «Ломоносов». «Мне удалось запихнуть его в ручную кладь вместе с огромной банкой русских корнишонов, — вспоминает она.


Вам также может понравиться как создавать витрины из бело-голубого фарфора


Антикварные персидские ковры — еще одна страсть, и они нашли хорошее применение во всем доме. «Они придают комнате богатство и по ним приятно ходить», — говорит Корал, добавляя, что ей «успокаивает» сидеть и смотреть на замысловатые узоры. «В них так много деталей».

Больше всего поражает коллекция бабочек, украшающая стены столовой. Он был составлен двоюродным дедушкой Корал, энтомологом, который путешествовал по миру, документируя виды. Первоначально спрятанные в темных футлярах, Coral установила подносы, чтобы ими можно было наслаждаться. Несмотря на то, что Корал окружена таким количеством чудесного антиквариата, она утверждает, что коллекционирование — это не просто желание владеть вещами. «Речь идет о том, чтобы ценить их», — говорит она. «Проблема в том, что однажды начав или унаследовав коллекцию, трудно перестать пополнять ее…»

Как и в случае с домом, садом, к сожалению, пренебрегали, но, изучив его первоначальные посадки, Корал усердно работала над его восстановлением. В настоящее время он признан французским государством и открыт для публики вместе со знаменитыми соседями, такими как Шато д’Юссе и Шато де Вилландри. Последний проект Корал и Лесли — это переоборудование сарая для посетителей, в котором они проводят семинары, посвященные дизайну сада и творческим занятиям.

Информацию о курсах и проживании см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *