Архитектура бурятии: Архитектурные объекты России — список с фото, названиями и описаниями. Интересные архитектурные объекты России на портале «Культура.РФ»

Содержание

Архитектурные объекты России — список с фото, названиями и описаниями. Интересные архитектурные объекты России на портале «Культура.РФ»

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.

РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — .

Системное сообщение

Мы используем сookie

Во время посещения сайта «Культура.РФ» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

Архитектура Улан-Удэ | это.

.. Что такое Архитектура Улан-Удэ?

Содержание

  • 1 Архитектура Улан-Удэ
    • 1.1 XVIII век
    • 1.2 XIX век
      • 1.2.1 Усадьбы
      • 1.2.2 Соборная площадь
      • 1.2.3 Налогообложение недвижимости
    • 1.3 XX век
      • 1.3.1 Советский период
      • 1.3.2 Административное деление
      • 1.3.3 Постсоветский период
  • 2 Улицы исторической части города
    • 2.1 С юга на север
    • 2.2 С запада на восток
    • 2.3 Названия улиц
  • 3 Площади города
  • 4 Архитекторы
  • 5 Примечания
  • 6 См. также
  • 7 Литература

Архитектура Улан-Удэ

Удинский острог построен по разным данным в 1677, 1678 или 1680 году. К 1716 году с запада к пятибашенному острогу пристроили новую стену. На новой площади расположились строения с плотной квартальной застройкой. С возведением стен вокруг поселения Удинск превратился в крепость наиболее распространенного в Сибири типа — «двойной острог».

XVIII век

Одигитриевский собор

По свидетельствам П. С. Палласа в 1770-е годы острожная крепость всё ещё стояла на горе, но все её жители переселились в слободу.

C 1780 года в городе проводятся ярмарочные торги. С 1786 года они проводятся два раза в год (позднее Верхнеудинская ярмарка). Верхнеудинск постепенно превращается в основной перевалочно-складской и товарораспределительный центр, становится крупным торговым центром

[1]. Улицы города называются фамилиями крупных купцов, проживающих на этих улицах: Лосевская, Голдобинская, Курбатовская и т.д. Ярмарочные торги происходят на Базарной площади, ныне Площадь Революции 1905 года.

В 1792 году город делился на две части: городовую и слободскую. В городовой части сохраняется острог, в слободской части располагались пять провиантских магазинов, канцелярия, казармы, винный подвал, питейные дома, торговые лавки, богадельня, четыре административных здания, 110 обывательских домов, две деревянных и одна каменная церкви. Город развивался вдоль реки Уда. Главной улицей города была Соборная, ныне улица им Л. Л. Линховоина.

В 1741 году началось строительство Одигитриевского собора — первого каменного здания в городе. От собора к Нагорной площади прокладывается Большая улица. Позднее она стала называться Большая Николаевская, ныне улица имени Ленина — центральная улица города. Одигитриевский собор стал высотной доминантой города. Положение собора было принято за исходную точку при распределении сетки улиц в градостроительных планах XVIII и XIX веков.

Строительство деревянной кладбищенской Троицкой церкви началось в 1770 году[2]. В 1786 году немного севернее деревянной Спасской церкви началось строительство каменной церкви. Строительство завершилось в 1800 году. Церковь находилась в районе улиц Калинина и Линховоина (бывших Спасской и Соборной)[3].

У церквей образуются свободные пространства, которые играли роль архитектурно-композиционных узлов. В начале XVIII века деревянные церкви в стиле шатровых, кубоватых церквей русского Севера.

Во второй половине XVIII века формируется стиль сибирское барокко.

В последней трети XVIII века в российских городах проводили мероприятия по упорядовачиванию застройки, согласно указу Екатериы II от 25 июля 1763 года «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо». План застройки города 1765 года не был принят. План регулярной застройки города приняли в 1780 году. В качестве перспективного направления была выбрана местность в нагорной части. Храмы со своими площадями были приняты в качестве центральных зданий и архитектурных доминант, которые завершали перспективу улиц.

К 1790-м годам в городе насчитывалось 110 домов и проживало 4710 человек[4]. В исторической части города кварталы правильной геометрической формы, улицы прямые и ровные. Улицы ориентированы вдоль рек Уда и Селенга.

XIX век

Первые каменные жилые здания появились в городе в начале XIX века.

В 1810 году был издан альбом «Собрания высочайше апробированых фасадов» (Образцовые проекты). Городничим предписывалось иметь экземпляр альбома. Особое внимание предписывалось уделять внешнему виду центральных частей города, главных улиц. Для строительства и реконструкции зданий в первой половине XIX века требовалось разрешение полиции и санкция Иркутской строительной комиссии. В 1853 году указ Сената дал право городничим разрешать строительство обывательских домов, имеющих до 5 окон включительно.

В 1816 году был принят новый проект застройки Верхнеудинска. Проект разрабатывал иркутский губернский архитектор Я. Кругликов. Первые планы застройки города определили планировку, которая сохранилась до современности в исторической части города. Проект предусматривал периметральную застройку кварталов, с непрерывным фронтом декоративно оформленных фасадов вдоль главной линии улиц.

Город разделялся на три части: на собственно городскую часть, Заудинское предместье (Заудинская слобода) и предместье на левом берегу Селенги — Поселье. Поселье возникло в самом начале XIX века. В 1810 году в городской части было 12 улиц: Большая Набережная (ул. Смолина), Трактовая (ул. Ленина), Северо-Южная (Коммунистическая), Спасская (ул. Калинина), Набережная по Уде (Набережная), Соборная (ул. им. Л. Л. Линховоина), Мещанская (ул. Банзарова), Солдатская (ул. Свердлова), Троицкая (ул. Куйбышева), Гостиная (ул. Кирова), Ямская (ул. Каландаришвили), Луговая (Советская). В Заудинском предместье было шесть улиц: Перевозная (Большая — Центральная — им. И. В. Бабушкина), Набережная (Мостовая), Вознесенская (Производственная), Средняя (Мещанская — Гражданская), Каменная (Подкаменная), Косогорная (Станичная — Красно-гвардейская).

По данным за 1828 год в Поселье проживало 35 мещан и цеховых. В 1830-е годы в городской части возникли улицы Закалтусная (Профсоюзная) и Мокрослободская (ул. Балтахинова). К 1833 году в Заудинском предместье было уже девять улиц.

По плану 1839 года общая площадь территорий в пределах городской черты была определена почти в 12 тысяч десятин. Эта площадь города сохранилась до конца XIX века.

По проекту архитектора Сутормина 1846 года предполагалось осваивать нагорную и северную части города, прилегающую к Иркутскому тракту и реке Селенге. С 1833 года по 1867 год число зданий города увеличилось с 451 до 617.

Городовое положение от 16 июня 1870 года предоставило право городским управам утверждать планы и фасады частных зданий, выдавать разрешения на перестройку и наблюдать за правильным использованием построек.

Функцию парадной площади исполняет южная часть Базарной площади. Во время государственных праздников (коронации, празднование 900-летия крещения Руси и т.д.) здания на площади украшались знамёнами, фонарями, транспорантами.

С 1810 по 1895 год население города выросло с 3 до 5,5 тысяч человек. Количество жилых зданий выросло с 402 до 763, из них 55 были каменными.

Усадьбы

В XIX веке город был застроен усадьбами. Усадьбы с большим количеством надродных построек. В Заудинской слободе усадьбы мещан и казаков более скромные. В городской части главные дома усадьб могли быть двухэтажными, с фасадами, выходящими на улицу. В первом этаже размещались лавки, магазины, конторы. Во дворе усадьбы могли были быть: огород, конюшня, баня, сараи, амбары, погребы, подвалы, питейные заведения и другие постройки.

Во второй половине XIX века (после пожара 1878 года) в центральной части города вместо деревянных усадеб строятся каменные дома. Частично сохраняются флигели и некоторые надворные постройки.

Соборная площадь

Пожар 10 июня 1878 года уничтожил около 70 % — 75 % зданий города[5].

Одигитриевский собор был вплотную застроен деревянными жилыми зданиями, и пострадал во время пожара. После пожара было принято решение создать вокруг собора большую площадь. С юга площадь ограничивалась усадьбами Набережной улицы, с запада — Большой улицей, с востока домом №1 на улице Почтамтской (им. Л. Л. Линховоина) и усадьбой купца 2-й гильдии Александра Егоровича Мордовского (ул. им. Д. Банзарова, 20). В северо-восточном углу площади располагалась усадьба купца 1-й гильдии Александра Петровича Кулакова (ул. Д. Банзарова, 11) — не сохранилась. На северной границе площади находилась усадьба купца 2-й гильдии Василия Машанова (ул. Ленина, 15).

На Соборной площади проводились праздничные молебствия и мероприятия: в честь 300-летия присоединения Сибири, коронации и другие.

Налогообложение недвижимости

Земельные участки отдавались городам в аренду жителям на различные сроки: на 10, 12, 20 лет, на 40 лет с правом продления еще на 20 лет, на 99 лет, а также на срок, какой «городская дума найдет для себя удобным». Участки земли сдавались в аренду с торгов. Арендаторы могли строить на них жилые здания и другие постройки, придерживаясь правил устава строительного и действующих обязательных постановлений городской думы, изданных 12 сентября 1879 года.

Земельные участки также продавались с торгов в вечное и потомственное владение.

В 1876 году подушная подать была заменена налогом с недвижимого имущества всех владельцев. В городскую казны собирался сбор равный 1 % стоимости имущества.

XX век

Усадьба Л. Д. Розенштейна — Свердлова , 35. Памятник архитектуры.

3 января 1900 года началось регулярное железнодорожное сообщение по Забайкальской железной дороге. Город начинает осваивать новые пространства. Один из кварталов, примыкающий к Николаевской улице (ныне ул. Ленина), был оставлен не застроенным. Так возникла обширная Нагорная площадь.

В начале XX века на Нагорной площади С. И. Розенштейн строит каменный дом в стиле модерн. Дом Самуила Иосифовича Розенштейна стал первым в Верхнеудинске трёхэтажным зданием.

В 1906 году построен деревянный 9-пролетный мост арочного типа через Уду. Проект моста бесплатно разработал инженер Ю. Н. Эбергардт.

В 1908 году на Большой улице запрещено строительство деревянных домов.

К 1913 году численность населения города выросла до 17 тысяч человек, количество жилых зданий выросло до 2742, в том числе 141 каменное. Застраиваются берега рек. Появляется электрическое освещение. К 1917 году население Верхнеудинска выросло до 20 тысяч человек. Возникли поселок железнодорожников в районе вокзала, поселки Нижняя Берёзовка и Верхняя Берёзовка.

Фасады жилых домов с большими оконными проёмами, широко распространяются крытые веранды, балконы и открытые лестницы. Фасады и наличники окон богато украшаются резьбой.

Советский период

30 мая 1923 года образуется Бурят-Монгольская АССР, Верхнеудинск становится столицей республики.

В городе жилищный кризис. В городе действует Чрезвычайная Жилищная Комиссия (ЧЖК). ЧЖК была расформирована 10 сентября 1925 года[6]. За 10 лет (с 1914 года) население города выросло примерно в два раза за счёт беженцев. Новые жители города стихийно расселялись в «постройках хибарочного типа» вдоль железной дороге и на Батарейной горе[7].

4 сентября 1923 года обязательным постановлением №2 Прибайкальский губернский исполком обязал владельцев домов устроить по одинаковому образцу деревянные тротуары по улицам: Большая, Лосевская, Думская, Базарная, Проезжая, Мокрослободская, Троицкая, Большая Набережная[8]. 6 мая 1924 года обязательным постановлением №33 Городской исполком обязал владельцев и арендаторов домов по улицам Ленинской, Юного Коммунара, Монгольской, Коммунальной и Милицейской высадить деревья у своих домов[9].

7 ноября 1926 года на Нагорной площади (Площадь Советов) открылся Памятник павшим борцам за коммунизм. Долгое время он был единственным памятником в городе.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов границы города значительно расширились по северо-восточной и южной периферии застройки. Заметной стала застройка за линией железной дороги (появилось около 30 новых кварталов). Центром проведения общественных мероприятий оставалась площадь Революции.

В 1930-е годы в городе начинается крупное промышленное строительство. Численность жителей города значительно увеличивается. Размер жилой площади в Верхнеудинске в 1923 году составлял 6,93 м² на человека, а в 1939 году обеспеченность жильём снизилась до 4,77 м² на человека, что было ниже санитарной нормы, которая составляла 8 м². Почти все дома требовали капитального ремонта, имея в среднем до 75 % износа.[10].

Нагорная площадь застраивается административными зданиями (Дом Советов, 1931 год проект архитектора А. А. Оль) и становится вторым общественным центром города.

В 1934 году Верхнеудинск переименован в Улан-Удэ.

В 1934 и 1936 годах принимаются «Генеральные проекты планировки и застройки Улан-Удэ». Проект 1934 года был разработан проектным институтом Гипрогор. В середине 1930-х годов разварачивается капитальное жилищное строительство, прерванное Великой Отечественной войной. С 1923 года по 1941 год жилищный фонд города вырос с 121,3 тысяч м² до 382,4 тысяч м². Город застраивается фрагментарно, большими и малыми посёлками.

Предпринимаются попытки создания жилых комплексов. Например, при строительстве «соцгородка» ПВРЗ был создан свой общественный центр, застройка велась с учётом уловий рельефа и природного окружения. В 1934 — 1938 годах строится Дворец культуры ПВРЗ по проекту архитекторов П. Т. Фабрисова и Н. А. Шматько. Свои соцгородки были построены вокруг мехстеклозавода и мясокомбината.

В 1936 году построен мост через Селенгу.

В 1949 году был ещё один «Генеральный проект планировки и застройки Улан-Удэ».

В 1952 году на площади Советов завершилось строительство здания театра оперы и балета. Автор проекта архитектор архитектурно-проектных мастерских Моссовета А. Н. Фёдоров. Во второй половине 1960-х годов на площади были построены здания Совета Министров (архитекторы Р. А. Вампилов, А. Я. Галяутдинов), Бурятского управления строительства, новый корпус Дома Советов. 2 ноября 1971 года на площади был открыт памятник В. И. Ленину. Этим завершилось формирование ансамбля главной площади города.

В 1955 году было начато строительство железобетонного моста через реку Уда по проекту Н. Я.  Ярцева и Ш. А.  Клеймана[11].

В 1950-е годы осуществляется многоэтажная застройка по проспекту Победы. Троицкая церковь оказалась закрыта новыми зданиями. Город утратил один из своих выразительных силуэтов.

В 1960-е началось массовое крупнопанельное жилищное строительство.

В 1984 году при участии Иркутского политехнического института был разработан проект охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры города Улан-Удэ.

В 1986 году постановлением Совета Министров РСФСР утверждён Генеральный план города Улан-Удэ, разработанный институтом Ленгипрогор[12].

Административное деление
  • Советский район. Образован городской район Постановлением Президиума ВЦИК от 25 марта 1938 года. Переименован в Советский район Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 июня 1957 года.
  • Железнодорожный район. Образован постановлением Президиума ВЦИК от 25 марта 1938 года.
  • Заводской район. Образован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля 1945 года за счет разукрупнения Городского и Железнодорожного районов. Ликвидирован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 августа 1948 года с включением его территории в состав Железнодорожного района.
  • Октябрьский район. Образован Постановлением ВЦИК от 25 марта 1938 года под названием Пригородный район. Переименован в Октябрьский район Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 июня 1957 года.
Постсоветский период

С 1990 года город Улан-Удэ входил в список исторических городов России. В Улан-Удэ на государственной охране находятся 52 памятника истории, 177 памятников архитектуры и градостроительства, 3 памятника монументального искусства, 1 памятник археологии.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 года N 418/339 «Об утверждении перечня исторических поселений» город Улан-Удэ не был включён в список исторических поселений[13].

Улицы исторической части города

С юга на север

Старое названиеСовременное название
Набережная УдыНабережная
Соборная, Почтамтская, Первомайская (с 13 июня 1924 года[14])им. Л. Л. Линховоина
Мещанская, Мордовская, Бурятская (с 13 июня 1924 года)им Д. Банзарова (c 1947 года[15])
Солдатская, Сенная, Гоголевскаяим. Я. М. Свердлова
Троицкая, Милицейскаяим. В. В. Куйбышева
Гостинная, Базарная, Коммунальнаяим. С. М. Кирова
Ямская, Проезжая, Центросоюзная (с 1923 года[16])им.
Н. А. Каландаришвилли
Луговая, ДумскаяСоветская (с 13 июня 1924 года)
ЗакалтуснаяПрофсоюзная (с 13 июня 1924 года)
Приютская, им. Е. В. Лебедева (с 13 июня 1924 года)им. Н. А. Некрасова
Читинскаяим. М. Н. Ербанова
Воздвиженскаяне существует
Ново-Спасская, Рабочая (с 13 июня 1924 года)им. Сухэ-Батора
Лесная, Голдобинская, Трудовая (с 13 июня 1924 года)не существует
Кяхтинскаяне существует
Баргузинскаяне существует
Ново-Проезжая, Восточная, им. Троцкого (с 13 июня 1924 года)
Восточная (с 26 апреля 1929 года)[17]
им. М. В. Фрунзе

С запада на восток

Старое названиеСовременное название
ул. Свободы (с 4 февраля 1926 года[18])
Малая Набережнаяим. Шмидта
Большая Набережная, Романовскаяим. А. П. Смолина (с 1924 года[19])
Трактовая, Большая, Большая-Николаевскаяим. В. И. Ленина
Северо-Южная, Лосевская, Юного Коммунара, им. И. В. СталинаКоммунистическая (с 1961 года)
Спасскаяим. М. И. Калинина (с 13 июня 1924 года)
Мокрослободская, Монгольская (с 13 июня 1924 года)им. П. С. Балтахинова (с 1947 года)
Подгорнаяне существует
Селенгинская, ВоздвиженскаяПартизанская (с 13 июня 1924 года)
Курбатовская, Пожарная (с 13 июня 1924 года)не существует
Фроловская, Кооперативная (с 13 июня 1924 года)не существует
Иркутскаяим. Ц. Ранжурова
Покровская, Красная (с 13 июня 1924 года)не существует
Титовская, Сталинская (с 13 июня 1924 года), им. В. Володарскогоне существует
Железнодорожнаяим. В. Б. Борсоева

Названия улиц

Улицы города в XVIII — XIX веках называются фамилиями крупных купцов, проживающих на этих улицах: Лосевская, Голдобинская, Курбатовская и т.д. Представители сословий и социальных групп селятся компактными группами; так появляются улицы Мещанская, Разночинская, Солдатские. В Заудинской слободе названия улиц соответствовали характеру местности — Подкаменская, Подгорная, Проточная, Мостовая.

После установления в стране советской власти часть улиц, названия которыз были связана со старыми сосливиями, была переименована в Рабочую, Трудовую, Центросоюзную и т.д. В 1930-е годы часть улиц была названа именами участников Гражданской войны: им. Н. А. Каландаришвилли, А. П. Смолина, П. С. Балтахинова и советских деятелей: имени С. М. Кирова, М. В. Фрунзе. В годы пятилеток возникли улицы Лесопильная, Лесозаводская, Транспортная. После Великой Отечественной войны улицы называют именами Героев Советского Союза: В. Б. Борсоева, С. Н. Орешкова и т.д.

Площади города

Старое названиеСовременное название
Соборная (перед Одигитриевским собором)Площадь имени Д. Банзарова (занята автобусной остановкой)
Базарная площадь, Октябрьская площадь (с 13 июня 1924 года)Площадь Революции
Нагорная площадьПлощадь Советов
Калининская площадьНе существует. На площади построен колхозный рынок
Батарейная площадьНе существует.
Краснознамённая площадь (с 4 февраля 1926 года)Не существует. Находилась в Нижней Берёзовке (теперь пос. Вагжанова)
Площадь 1905 года (с 4 февраля 1926 года)Не существует.
Площадь Славы
Комсомольская площадь
площадь им. В. И. Ленина. Возникла в 1961 году на ул. Родины

Архитекторы

  • Лосев, Антон Иванович (1763 – 1829) — иркутский губернский архитектор. По его проекту построены гостинодворские ряды.
  • Паув, Николай Августович — отставной коллежский регистратор. По его проектам в Верхнеудинске было построено несколько зданий; в том числе: усадьба И. Ф. Голдобина (ул. Ленина, 26), арка «Царские ворота», усадьбы на ул. Набережная, 28, ул. Ленина, 3 (1879 год).
  • Котов, Афанасий Сергеевич — городской техник до 1917 года, городской архитектор в 1920-е годы.
  • Минерт, Людвиг Карлович — в 1950-е главный архитектор «Бурят-монголпроекта».
  • Вампилов, Андрей Романович — С 1951 года архитектор, главный архитекто­р института «Бурятгражданпроект».
  • Путерман, Леонид Натанович — автор генеральных планов города Улан-Удэ 1966, 1986 и 2007 годов, автор проспекта Победы[20].
  • Зильберман, Павел Григорьевич — начальник Управления архитектуры Улан-Удэ, главный архитектор города с 1966 года по 2000 год.
  • Итыгилов, Владислав Павлович — главный архитектор города с 2000 года по 2010 год[21].

Примечания

  1. Миллер И. Е. «Путешествие надворного советника И. Е. Миллера из Иркутска в Нерчинск в августе месяце 1811 года, им самим записанное.//Дух журналов. Спб 1816
  2. Жалсараев А. Д. «Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX столетий.»//Улан-Удэ, 2003
  3. Е.С. Митыпова История православной церкви в советский период (1917)
  4. Краткая энциклопедия истории купечества и коммерции Сибири. – Новосибирск, 1994. Т. I, кн.2,
  5. Куйтунов (Паршин Н. В. Летопись Верхнеудинска.//Сибирь. 1878
  6. Чрезвычайная Жилищная Комиссия распущена//Бурят-Монгольская правда. №208 (600) 11 сентября 1925 года. стр.6.
  7. Вопросы городской жизни и строительства // Бурят-Монгольская правда. № 123 (221) 3 июня 1924 года. стр. 2-3
  8. Бурят-Монгольская правда. Верхнеудинск. №11 16 сентября 1923.
  9. О древонасаждении //Бурят-Монгольская правда. Верхнеудинск. №111 20 мая 1924. стр 2
  10. Иминохоев А. М. История повседневности и динамика качества жизни населения Верхнеудинска/Улан-Удэ в 1920-1930-е гг.//Диссертация. Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Улан-Удэ. 2009
  11. Виктор Харитонов Реки и мосты //Новая Бурятия. Улан-Удэ. 15.08.2010
  12. Генеральный план города Улан-Удэ.
  13. Приказ Министерства культуры Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 г. N 418/339 г. Москва «Об утверждении перечня исторических поселений»
  14. Постановление Верхнеудинского горсиполкома Совета рабочих и Красноармейскийх депутатов № 39 от 13.06.1924// Бурят-Монгольская правда №142 27 июня 1924
  15. Пройдусь по улице Банзарова…
  16. Постановлением горсовета Верхнеудинска от 21 октября 1923 года улица Проезжая в честь юбилея Центросоюза была переименована в Центросоюзную.//Бурят-Монгольская правда//Верхнеудинск. №52 3 ноября 1923 года. стр.3
  17. Постановление Президиума Верхнеудинского горсовета №12 от 26 апреля 1929 года \\ Бурят-Монгольская правда. №107, 15 мая 1929 года, стр.4
  18. Постановление Исполкома Верхнеудинского Городского совета рабочих и красноармейских депутатов №1 \\ Бурят-Монгольская правда. № 111 (784) 20 мая 1926 года. стр. 5
  19. Постановления горсовета //Бурят-Монголская правда. Верхнеудинск. №103. 10 мая 1924 года. стр .3.
  20. Леонид Путерман 90-е и нулевые. Нерешаемые задачи города//Новая Бурятия. 21.02.11
  21. Мария Красикова Ветер перемен в архитектуре города 09.02.2010

См. также

  • Список улиц Улан-Удэ

Литература

  • Гурьянов В. К. По Большой, Большой-Николаевской // НПЦ охраны памятников Республики Бурятия. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998
  • Минерт Л. К. «Архитектура Улан-Удэ», Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1983;
  • ‘ Минерт Л. К. Памятники архитектуры Бурятии. //Новосибирск. Наука. 1983
  • Дондуков Ц. Улан-Удэ — столица Советской Бурятии.-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1961.
  • Танский М. В. Странички из прошлого Улан-Удэ. (Верхнеудинск в 70-80-х гг. XIX в.). — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1966.
  • Натаев П. Л. Улан-Удэ. Краеведческий очерк.- Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1983.

Дух Бурятии

«Это твоя машина?» — спрашивает молодой милиционер, показывая на телефоне фотографию нашей машины скорой помощи.


«Наши», отвечаем совсем обалдевшие, «Что случилось?»
«Неправильно припарковался», — отвечает молодой человек и ведет нас на «место преступления», где передает нас кому-то гораздо более высокого ранга.

Темный мундир с полами, усыпанными золотыми эмблемами, офицерская фуражка с красным околышем. Загорелый лоб, скрещенный с нахмуренными бровями, комично контрастирует с добрым круглым лицом. Впрочем, мы не смеемся.
«Здесь нельзя парковаться!», — кричит он нам сразу.
«Но почему? Нет ни знака, ни чего-то подобного».
«Не могу! Это правительственное здание, так что нельзя!»
«Ну, хорошо, все в порядке. Но знака нет, откуда нам знать?
«Не могу, говорю!» С опасно багрового лица падает поток слов, которые мы уже не можем понять. Минута растерянного молчания с обеих сторон и, наконец, вопрос полицейского:
«Да?»
«Да что? Мы ничего не поняли!»
Очередной поток слов, разочарование и снова: «мы не понимаем». Наконец полицейский поворачивается к нам спиной и идет к черной машине без опознавательных знаков. Наверное, чтобы получить свой Калашников.
Но нет. Офицер возвращается с более молодой и стройной копией себя, которая держит в руке телефон.
«Покажите паспорта, документы машины. Я сделаю фото, а ты уезжай».
Послушно отдаем бумаги, прыгаем обратно в машину и покидаем место происшествия.
На следующий день по дороге в музей кто-то энергично машет нам рукой с обочины. Из-под офицерской шапки с красным околышем нам широко улыбается знакомое лицо. В Улан-Удэ у нас завязались первые дружеские отношения.

Столица Автономной Республики Бурятия в России – Улан-Удэ – является естественной остановкой на маршруте Байкал – Монголия. Именно здесь сконцентрированы все культурные и интеллектуальные сливки Бурятии. Его развитие, как и всего Транссибиря, отчасти было вызвано неудачной антисоветской революцией декабря 1825 г. В рамках репрессий солдаты-участники были отправлены в Сибирь. Происходившие из аристократических семей, эти весьма образованные люди стали применять свои навыки по месту ссылки. Они обучали сельскому хозяйству, открывали больницы, школы и университеты. Их жены, верно отправившиеся за ними, основали питомники. Беда декабристов стала благом для забайкальцев и бурят, которые и по сей день считаются одним из самых образованных меньшинств в России.

Специфическая архитектура Улан-Удэ – идеальное отражение культур, которые смешались в горниле города. К берегам реки Удэ прижались раскинувшиеся поселения из деревянных бурятских домов. Над ними – широкий, многополосный мост с крупными фигурами леопардов и оленей на въездах. Мост ведет к типичному постсоветскому центру города с серыми многоквартирными домами, хаотично отлитыми стеклянными торговыми центрами, позолоченными или мраморными статуями местных героев и городской площадью с роскошными правительственными и культурными зданиями.

В центре города сосредоточена фигура Ленина. При этом – вокруг его почти восьмиметрового роста, весом 42 тонны голова – самая большая в мире.

Взгляд гигантской головы устремлен на куда более красивое здание Бурятского государственного академического театра оперы и балета. Построенный в круглом плане, с высоким входом и крышей, украшенной фигурами всадников, он выходит на круглую площадь с освещенным фонтаном, играющим фрагменты самых известных опер и балетов. Судя по количеству людей, это одно из любимых мест отдыха семей с детьми, которые всегда передвигаются на самокатах, роликовых коньках, скейтбордах и всем, что имеет колеса.

Рядом находится Музей истории Бурятии. В нем рассказывается история сегодняшней республики от монгольских времен до русского царизма, до автономной республики в составе Российской Федерации. Одна из выставок посвящена культурным и религиозным влияниям, веками пронизывающим друг друга в районах Бурятии.

По сути, Бурятия, земля, расположенная в южно-центральной части Сибири и простирающаяся от Байкала до Монголии, сама по себе является лучшим живым музеем. Достаточно выехать за пределы Улан-Удэ.

Забайкальские деревни – это живые картинки со страниц русских сказок. Деревянные домики, похожие на спички, притаились среди буйной зелени холмов или плоских, как стол, полей и лугов. Каждое из них плотно опоясывает тесаный деревянный забор. В каждом доме, даже самом бедном, есть разноцветные доски. Белое кружево резных украшений окружает все окна.

В каждом коттедже есть вольеры для животных. Днём пустует, так как скот на пастбищах. Иногда охраняется пастухами на лошадях. Иногда оставляли свободно бродить. Вечером всегда в одно и то же время, через середину дороги, между движущимися машинами стада возвращаются в вольеры.

Между поселками, в таежном лесу, прячутся другие деревянные постройки – беседки, украшенные разноцветными створками. В этих беседках нет скамеек. На нем только стол с деньгами и едой. Это дары духам, обитающим в этом святом месте.

Буряты – потомки монголов – исповедуют философию жизни под названием тенгеризм (Тенгри – Могучее Синее Небо), согласно которой Небо является верховным божеством и сотворило миры. И видимое, и невидимое; оба населены духами. Они живут вокруг нас: в животных, горах, лесах, реках и людях — их называют душой. Практиковать тенгеризм — значит соблюдать баланс между духами, поэтому все и всех следует глубоко уважать — будь то живой сосед, или протекающая мимо река, которую из уважения нельзя загрязнять, или лес, который нельзя быть обрезанным по той же причине.

При нарушении этого баланса требуется вмешательство шамана – духовного проводника, избранного духами. Решение об избрании духов проявляется тяжелой «шаманской болезнью», обрушившейся на избранника, или ударом молнии.

Историко-политические и религиозно-культурные сложности не обошли стороной Бурятию. Под их влиянием изменился тенгеризм. Он стал жертвой других религий, философий жизни и политики. Коммунизм почти истребил его, как и тибетский буддизм. Несмотря ни на что, тенгеризм в Бурятии – пусть и в видоизмененном виде – живет и держится лучше, чем когда-либо. Его «беседки для духов» функционируют вместе с буддийскими ступами и купольными православными соборами.

Бурятия — чужая земля, достаточно гибкая, чтобы адаптироваться к существующей ситуации, но без потери идентичности. Он может манипулировать временем – он вроде бы существует здесь и сейчас, но время в нем словно остановилось. Действительно – духи наблюдают за Бурятией.

Бурятия и Улан-Удэ [Путеводитель]

Обновлено:

17.09.2020

Путешественники, отправляющиеся в Россию в рамках транссибирских туров, часто не имеют представления о том, что им на самом деле посчастливится увидеть, испытать , и узнайте, пока там. Он ограничивается только балалайками и матрешками? Конечно, нет!

В самой большой стране мира есть много уникальных уголков, поэтому загадочная Бурятия является одним из самых необычных мест в России, где сочетаются уникальные культуры. , захватывающие дух пейзажи и чистая природа с великолепным озером Байкал как вишенка на торте.

Плавильный котел, в котором смешиваются столетия переплетающихся культур и религий, место, которое можно справедливо отнести к «менее пройденным путям мира», место, которое когда-то было домом для «потерянного» города, которого не было на картах и ​​который был закрыт для посещения. иностранные гости, край с бесподобной природой… Бурятия вас обязательно удивит!

В этом древнем и великолепном месте есть все для любителей природы: нетронутая красота сибирской тайги, всемирно известное пресноводное озеро Байкал, кристально чистые реки и водопады, величественные заснеженные вершины Саянских гор, свежий воздух, наполненный запах полевых цветов и трав. Что не любить?

Чудеса природы Бурятии

  • Сибирская тайга;
  • Озеро Байкал;
  • Саянские горы;
  • Горный хребет Чамар-Дабан;
  • Ушканьи острова;
  • Полуостров Святой Нос.

Несколько фактов о Бурятии

Многие задаются вопросом, является ли Бурятия на самом деле страной (небольшой спойлер: это не так). Республика Бурятия является субъектом Российской Федерации и входит в состав Сибирского федерального округа России. Его административный и культурный центр — Улан-Удэ.

Местоположение

Так где же именно находится Бурятия? Если говорить о расположении Бурятии, то она выгодно расположена на перекрестке путей между Россией, Монголией и Китаем, что объясняет богатое природное, историческое и культурное наследие региона. Если вы посмотрите на карту мира, то увидите, что по своим размерам Бурятию можно смело сравнить с Германией.

Погода

Климат Бурятии резко континентальный с холодной, сухой и морозной зимой и жарким летом с обильными осадками в июле и августе. Средняя температура летом +18,5 ℃ (+64,4 °F), зимой -22 ℃ (-7,6 °F). Для этого региона не характерны резкие перепады погоды, поэтому вы легко сможете спланировать активный отдых во время своего транссибирского путешествия.

Озеро Байкал

В Восточной Сибири между Иркутской областью на северо-запад и Бурятией на юго-восток расположено еще одно чудо планеты, древнейшее (20-25 млн. 7 футов) пресноводное озеро Байкал.

Происхождение названия неизвестно, но люди из разных регионов создали свои варианты: богатый огонь (монгольский), богатый озерный (тюркский), глубокая вода (якутский), северное море (китайский). Одно можно сказать наверняка: это сокровище, внесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, безусловно, стоит посетить и, несомненно, должно быть включено в ваш маршрут путешествия по России!

Краткие факты о Бурятии

  • Что это? Республика Бурятия является субъектом Российской Федерации и входит в состав Сибирского федерального округа России.
  • Где это? Расположен на пересечении дорог между Россией, Монголией и Китаем.
  • Какая погода? Средняя температура летом +18,5 ℃ (+64,4 °F), зимой -22 ℃ (-7,6 °F).

Невероятный Улан-Удэ

Во время поездки в Бурятию посетить ее сердце, Улан-Удэ, просто необходимо! Это столица Республики Бурятия и дом для бурят, эвенков и русских. Будучи крупным центром региона, Улан-Удэ является одним из самых привлекательных городов Восточной Сибири, который имеет отчетливую азиатскую атмосферу, возможно, из-за культурного смешения и близости к Монголии. Здесь вы точно почувствуете больше Азии, чем России, так как половина живущих здесь людей — буряты.

История

Знаете ли вы, что всего несколько десятков лет назад Улан-Удэ был закрыт для всех иностранцев? Давайте углубимся в историю города и разгадаем эту тайну вместе! Основанный в 1666 году как казачий форт Удинск (позже Верхнеудинск), город процветал благодаря своему статусу важнейшей остановки на пути чайных караванов из Китая через Троицкосавск (ныне Кяхта).

После переименования в Улан-Удэ в 1934 году он был городом-призраком вплоть до 1980-х годов из-за секретных военных заводов. Даже сейчас на картах города остаются загадочные пробелы. Готовы открыть для себя затерянную жемчужину России?

Улан-Удэ сегодня

Сегодня бурятская столица Улан-Удэ со своим неповторимым азиатским духом, завораживающей архитектурой и неповторимой монголо-буддийской культурой встречает с распростертыми объятиями туристов со всего мира! Это идеальное место для знакомства с чудесами и мистикой востока Сибири.

Безусловно, Улан-Удэ обладает особой атмосферой, отличной от любого другого города России, а также имеет свои национальные праздники, фестивали, спорт, фольклор и быт. Это по-прежнему значительный торгово-промышленный центр и третий по численности населения город Сибири, расположенный на 5640-м километре (9 км).076-я миля) Транссибирской магистрали.

Лучшие места для посещения в Улан-Удэ

На самом деле достопримечательности Улан-Удэ встречаются буквально на каждом шагу. Среди мест, где стоит остановиться, — Улан-Удэнский этнографический музей , забавный музей под открытым небом, в котором представлено более 11000 экспонатов. В центре города туристы могут ощутить очарование собора Смоленской иконы , в то время как этот собор использовался как антирелигиозный центр во времена Советского Союза, сейчас он восстановлен до своего первоначального назначения.

Кроме того, приготовьтесь увидеть главный бренд-мейкер Республики Бурятия, один из суровых советских реликвий — самую большую статую Владимира Ленина , которая создает необычный и интересный контраст с сильным восточным влиянием.

Кроме того, город окружен обширным лесом, обычным для сибирского региона и идеальным для любителей природы. Итак, хотите ли вы исследовать старый город или отправиться в поход, Улан-Удэ — прекрасное дополнение к любому отпуску в России!

Буряты и их необычная культура

Хотя большинство иностранцев, увидев бурята, скорее всего, даже не догадаются, что он или она русский, буряты — особенно сердечный и яркий народ, один из древнейших коренных родов России. и среди крупнейших сибирских народностей. Неотъемлемая часть культуры юга Центральной Сибири, население Бурятии оценивается более чем в 500 тысяч человек.

Буряты бережно хранят свое историческое наследие и бережно передают свои уникальные обычаи из поколения в поколение. Интересно, что буряты являются потомками монгольских племен, населявших эту местность более тысячелетия. Многие местные традиции были созданы монголами, в том числе вертикальное письмо и кочевой образ жизни.

Разноцветие

Первая отличительная черта, которая бросается в глаза иностранцам, это насыщенность бурятской культуры красками. Они активно используются в своих религиозных обрядах, и каждый цвет имеет свое особое значение, даже ткани, используемые для бурятского традиционного костюма, тоже очень яркие и яркие.

Буряты верят, что у каждого есть свой цвет, который присваивается человеку по году его рождения. Во время поездки в Бурятию у вас также есть уникальная возможность узнать о своем особом цвете! Сделать это можно в самом известном бурятском буддийском храме Иволгинском дацане, о котором мы расскажем чуть позже. Так что следите за обновлениями!

Гостеприимство

Отдельного упоминания заслуживает традиционное сибирское гостеприимство. Все культурные особенности вы сможете увидеть сами, посетив этническую бурятскую деревню и русскую старообрядческую деревню, которые являются обязательными для посещения всеми гостями Бурятии.

Не упустите возможность познакомиться с очаровательным характером и бытом местных жителей, побаловать себя вкусной органической бурятской едой (приготовленной по старинным рецептам) и поддаться очарованию необычной бурятской музыки, наполненной звуки буйного ветра и пение русского старообрядческого хора, аккредитованного ЮНЕСКО как часть нематериального культурного наследия.

Буряты
Буряты — особо сердечный и жизнерадостный народ, один из древнейших коренных родов России и одна из крупнейших сибирских народностей. Неотъемлемая часть культуры юга Центральной Сибири, население Бурятии оценивается более чем в 500 тысяч человек.

Бурятия Язык

Бурятия приветствует всех теплым «Мендэ!» на губах это эквивалент английского «Привет!». Видеть? Вы уже выучили свое первое слово на бурятском языке, давайте соберем еще больше во время путешествия по этому необычному уголку России! Бурятский язык – еще одно чудо края, которое вы не встретите больше нигде в мире!

Важно отметить, что территория была колонизирована в 17 веке русскими, которые искали богатства, меха и золото. Это оказало последовательное влияние на уклад местной жизни и привело к формированию бурятского этноса. Более того, советская идеология оказала значительное влияние на традиционную культуру, религию и, конечно же, на язык бурят. Кириллица была принята в качестве бурятского литературного языка, и хотя бурятский язык все еще используется, можете ли вы поверить, что он классифицируется ЮНЕСКО как находящийся под угрозой исчезновения? Советское правительство ограничило его использование во времена СССР, и в результате количество говорящих сократилось, несмотря на снятие ограничения в конце Советского Союза.

Религия в Бурятии

События, происходившие в истории Бурятии, оставили глубокий след в судьбах ее народа, его системе общественных отношений, культуре и, конечно же, религии. Весь регион окутан легендами и рассказами о местных волшебных духах и их гипнотизирующих заклинаниях. Хотите узнать о них больше?

Бурятия – место, где на протяжении столетий бок о бок развивались самые разные религии и культуры, в том числе буддизм, шаманизм, русское православие, старообрядчество. Религиозные системы бурят возглавлялись шаманами и изначально основывались на обожествлении природы, вере в духов и их магические силы. Шаманизм и буддизм играют важнейшую роль в современной системе верований бурят. Буряты из южной части региона находятся под влиянием тибетского буддизма, тогда как шаманизм более развит на западе.

Однако в ходе истории эти две религиозные системы переняли многие черты и аспекты друг друга, такие как разноцветные ленты и материал, привязанный к ветвям и палкам, символизирующим молитвы. Отправляясь на Байкал, вы наверняка встретите деревья, увитые разноцветными лентами, так что теперь вы знаете, что это больше, чем просто элемент декора.

Настоящим чудом в буддийском мире является явление Пандито Хамбо-ламы Даши Доржо Итигелова, чье нетленное тело после погребения было поднято на поверхность Земли и оставалось неповрежденным более 80 лет!

Это явление широко обсуждалось в СМИ, проводилось множество круглых столов и конференций, даже был создан фильм и собрано множество материалов о жизни и деятельности Итигелова, но даже сейчас никто не может дать внятного объяснения эта тайна. Хотите попробовать разгадать и этот секрет? Навестить этого великого учителя и увидеть его драгоценное нетленное тело можно в самом известном буддийском храме Бурятии – Иволгинском дацане.

Иволгинский дацан (или Хамбын Сумэ) — крупный буддийский монастырский комплекс, центр буддийской традиционной сангхи России, крупнейшей буддийской общины Бурятии.

Этот храм — уникальный памятник истории и архитектуры, расположенный в Республике Бурятия в поселке Верхняя Иволга, в 36 км от центра Улан-Удэ.

Эту достопримечательность ежегодно посещает множество паломников и туристов из разных стран. В настоящее время в дацане проводятся хац-богослужения, посвященные важнейшим событиям буддийской истории.

Вы можете стать свидетелем ежедневных ритуалов, которые устраиваются в честь защитников и хранителей учений и древних обрядов, оберегающих верующих от различных негативных сил.

На территории монастыря расположены резиденция Хамбо-ламы, здание библиотеки, учебные корпуса буддийского университета Даши Чойнхорлин имени Дамбы Дарьи Заяевой, музей памятников буддийского искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *