Домовая резьба: история символики и орнаментов
Домовая резьба – это разновидность народного творчества, которое применяется для украшения экстерьера частных домов. Но до внедрения христианства у него была другая роль. Люди верили, что символы, вырезанные на досках, защищают их от бед и болезней. В этой статье мы рассмотрим, когда и как возникла эта традиция, какие у нее особенности и что означали узоры, которые наносили на деревянные поверхности наши предки.
Содержание:
- История домовой резьбы
- Ключевые виды узоров
- Вспомогательные узоры
- Послесловие
История домовой резьбы
Первые упоминания о том, что люди начали украшать свои дома резными узорами, относятся к 8 веку нашей эры. Этим занимались викинги, которые жили на территории современной Норвегии и Дании. Сначала рисунки использовались для декорирования, но затем ситуация изменилась: викинги стали наносить руны на столбы жилищ и оружие, считая, что они придают людям силы.
На территории Руси традиция украшать дома резьбой возникла в 10 веке. Ее переняли у варягов, которые путешествовали по территории, торговали и вели оседлый образ жизни. Славяне создали собственные узоры, базировавшиеся на рунах, но придали им более мирское значение. Они начали изображать природу: солнце, небо, тучи, землю, животных, леса и пр.
Обратите внимание: постепенно домовая резьба у славян также приобрела мистические и магические свойства. Люди начали верить, что узоры защищают их от злых духов, болезней и неудач.
Славяне стали вырезать узоры на досках и размещать их над входными дверьми и окнами, чтобы внутрь не могла попасть нечистая сила. Постепенно сложились определенные традиции, которые распространились практически по всей славянской Руси.
Ключевые виды узоров
При помощи домовой резьбы предки передавали свои знания о картине мира и своих ценностях. Они обожествляли природные стихии, которые обеспечивали жизнь и защищали людей от смерти. Наиболее популярными мотивами стали:
- Солярные знаки. Изображение солнца встречалось повсеместно. В славянской мифологии ключевой фигурой был Дажьбог (бог света и тепла). Люди считали, что солнце – это главный источник жизни, и поклонялись ему. Его изображали в виде круга с пересекающимися внутри линиями или с лучами, стремящимися в разные стороны. Обычно его размещали в верхней части крыши, там, где сходились скаты. Кстати, двускатная крыша символизирует движение солнца по небу: сначала вверх, а потом вниз.
- Дождевые знаки. Также относится к основным символам, ответственным за плодородие. Обычно они наносились множественно и выполнялись в виде пересекающихся полос или капель. Дождевые символы размещались под солнцем, обычно на стыке фасада и фронтона. Также их наносили на вертикальные наличники, обрамляющие окна и двери.
- Знаки земли. Выполнялись в виде ромба или квадрата, которые символизировали поле. Поскольку славяне занимались земледелием и напрямую зависели от урожая, то этот символ был популярным. Обычно его размещали над окнами, ведь земля находится под дождем и солнцем.
Таким образом славяне передавали свое представление о мироустройстве: вверху солнце, внизу земля, посередине – вода. Солярные символы включали в себя свастику, которую называли коловратом. Она могла быть статической (лучи расходились строго вертикально или горизонтально) или динамической (в разные стороны). Также к солярным символам относился громовой знак (шестиконечный крест, описанный кругом). Поскольку он напоминал колесо, то его считали частью колесницы Перуна, на которой он ездил по небу.
Также в ходу был восьмилучевой коловрат, символизирующий Сварога, бога мудрости, который создал землю, людей и животных. Использовались картинки солнца в виде розеток или цветков, изображения креста – знака вечности, неба, жизни и двух начал (женского и мужского).
Обратите внимание: многие знаки изображались парно. Так передавалась дуальность всего сущего: верхнего и нижнего мира, дня и ночи, добра и зла, жизни и смерти.
Вспомогательные узоры
Кроме основных символов солнца, земли и воды использовались и вспомогательные:
- Изображение Мокоши (богини плодородия). Ее рисовали в виде женщины, которая подняла руки к солнцу. В некоторых вариациях она, наоборот, опускает ладони к земле. Вокруг нее изображали животных и птиц.
- Изображение Велеса. У славян он был богом подземного и морского мира. Несмотря на то, что он был антагонистом Перуна, изображением часто оформляли наличники, поскольку считалось, что бог дарует процветание и богатство.
- Изображения леса или Мирового дерева, которое является осью мира. В его корнях лежит мир Яви, в ветвях – Прави.
- Огнецвет или папоротник. Считалось, что он цветет только одну ночь в году. Если найти его, то можно было стать сильным, богатым и мудрым.
- Пространство. Его изображали при помощи нескольких скрещенных стрел. Эта картинка обычно символизировала стороны света или время дня.
Параллельно с этим славяне использовали и звериные знаки. Все они что-то означали. Например, лошадь – выносливость и силу, олень – длинную жизнь, ворон – мудрость, а сокол – отвагу.
Интересно знать: часто на наличниках изображались голуби, которые символизировали пару. Считалось, что этот элемент приносит в дом счастье и детей. Голубей до сих пор выпускают на свадьбах – они сохранили свое значение даже в 21 веке.
Послесловие
После распространения христианства славянские символы утратили свое магическое значение. Домовую резьбу начали использовать только для украшения, но даже сейчас в ней просматриваются древние мотивы и символы.
Сегодня домовая резьба переживает второе рождение. Появились новые техники, позволяющие создавать прорезные или классические наличники по шаблонам или трафаретам. Благодаря этому они стали доступнее – позволить себе украшения может абсолютно любой человек.
Читайте также
Презентация «Домовая резьба»
Материал опубликовала
#Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель-предметник #Среднее профессиональное образование
Презентация на тему: Домовая резьба
история Домовая резьба существует на просторах нашей Родины с древних времен Руси. Также ее иногда еще называют корабельной, потому что существует мнение, что резные украшения на жилые постройки перешли с деревянных кораблей. В те стародавние времена все имело огромное значение: любая закорючка. любая завитушка и зарубка… По преданиям и верованиям наших предков вырезанные на окнах, дверях и стенах знаки несли огромную смысловую нагрузку: одни отгоняли злых духов, другие способствовали плодородию и процветанию. Но разберемся во всем чуть подробнее. Первые попытки украсить жилище были самыми примитивными: делались простые зарубки, которые иногда складывались в простейшие узоры Затем люди стали наделять знаки чудодейственными магическими свойствами.
Как правило, первые простейшие знаки (зарубки) служили оберегами и были предназначены для охраны домашнего очага от различных бед, невзгод и злых духов. Таким образов древний человек пытался защитить свое жилище от природных стихий.Постепенно, с течением времени, спустя многие века, символический смысл знаков был утрачен и они превратились в различные орнаменты, тем самым формируя традиции, передававшиеся затем из поколения в поколение. Со временем те самые простейшие знаки-обереги в виде зарубок усложнялись, формировали орнаменты, изменялась технология нанесения, а затем постепенно появились и законы расположения отдельных фигур и знаков на наружных частях дома (наличники, фасады, конек) и интерьера.
Первоначальный защитный смысл знаков определял и их расположение. Поскольку в дом можно было попасть естественным образом через двери и окна, то именно их сперва и украшали символами оберегами. Хозяева верили, что через украшенные особым образом окна и двери не проникнет нечистая сила.
По характеру и технике выполнения в домовой резьбе различают следующие направления: Глухая рельефная резьба. Такой резьбой со сплошным «глухим» фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон, торцевые доски, закрывающие торцы бревен сруба и предохраняющие их от гниения. В основном, мотивами служили растительные, антропоморфные и зооморфные орнаменты. Переплетающаяся виноградная лоза, русалки, множество стилизованных листьев, птиц и зверей можно наблюдать на фасадах домов начала 20 века (во времена возрождения домовой резьбы).
Более ранние виды глухой резьбы сводятся преимущественно к геометрическим орнаментам различной сложности от простейших родовых, громовых и солярных знаков (изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца) до сложных повторяющихся переплетающихся мотивов из множества мелких элементов (треугольничков, пирамидок, ромбов). Прорезная или пропильная резьба. Такую резьбу еще часто называют ажурной за ее внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто не имеют внутренних площадей фигур — все это выпиливается (прорезается — отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали те же самые наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек. Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту.
Объемная или скульптурная резьба. Этой резьбой украшали носовую часть корабля, а позже, если верить некоторым источникам, привычка ставить скульптуру божества или тотемного животного перешла на гребни («коньки») крыш жилых домов. Примером объемной резьбы является изображение головы и верхней части туловища коня, оленя или большой птицы. Они символизировали доброе начало. Также нередки их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки — оберег от «дурного глаза» всех живущих в доме.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ ДОМОВУЮ РЕЗЬБУ: Для начала необходимо приобрести инструмент. Это может быть ручной или электрический лобзик с набором пилок или фрезер. Также понадобится дрель, наждачная бумага, а еще лак или краска, подходящие для наружных работ; кисточки для них. Необходимо замерить все части дома, которые предстоит декорировать. Согласно размерам набрать бруски толщиной 1,5-2,5 см. Важно следить, что они из твердой породы дерева, не имеют трещин, сучков и сколов.
После того, как шаблон выбран, необходимо его подогнать под нужные размеры. Можно воспользоваться графическими редакторами или сделать это самому. Из плотного картона вырезается шаблон, предварительно нарисованный или распечатанный из интернета. Это, как правило, небольшой фрагмент узора, многократно повторяющийся на наличнике или другом элементе дома. Его необходимо обвести карандашом на подготовленном и заранее ошкуренном бруске, после чего передвигать трафарет и обводить столько раз, сколько требует размер будущего элемента декора.
После того, как “выкройка” перенесена на дерево, нужно выпилить сначала форму изделия, то есть внешние контуры, после чего просверлить в будущих вырезах отверстия дрелью и расширить их до нужного размера и формы своим основным инструментом. От чего зависит результат и внешний вид изделия в технике домовой резьбы? Работа несложная, но кропотливая, требует терпения и аккуратности, ведь чем ровнее узор, тем лучше выглядит результат. Важно помнить о симметрии: например, правый и левый наличники окна надо вырезать зеркально, все узоры должны быть на одной высоте и одинаковой ширины. В этом случае дом получится действительно красивым, на него будет приятно смотреть и невозможно отвести глаз.
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Бесплатные информационные бюллетени SCIRP
Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.
ВершинаСимволы в резьбе по дереву и камню и символика в особняке Уотсона-Кертца
Особняк Уотсона-Кертца
Посетители особняка Уотсона-Кертца на территории Исторического центра Хагена в самом сердце «Улицы миллионеров» Эри, Западная 6 th Street, вы заметите, еще до того, как войдете, множество замысловатой резьбы на фасаде особняка из песчаника Медины, а также на декоративной деревянной отделке интерьера. Будучи новым сотрудником, я часто повторял «посмотри на работу по дереву», проводя экскурсии. Хотя сейчас я ограничиваюсь одним таким утверждением, вопросы посетителей и мое собственное любопытство заставили меня провести некоторое исследование резьбы, чтобы выяснить для себя, что все это значит.
Построенный в 1891 году особняк Уотсон-Кертз был домом для двух известных семей Эри между его завершением и 1941. Семья Уотсон поручила архитектурной фирме Green & Wickes из Буффало, штат Нью-Йорк, спроектировать их дом по адресу 356 West 6 th Street в Эри. Выбранный дизайн должен был быть романским в стиле Ричардсона. Ричардсоновский романский стиль получил свое название от архитектора Генри Хобсона (1838–1886), жившего в 19 –90 196 годах, который надеялся возродить романский стиль. Когда я описываю его посетителям, этот стиль можно охарактеризовать такими словами, как «большой», «мощный», «сильный» и «импозантный». Особняк Уотсона-Кертца, безусловно, все это. Мой сын сказал, что при первом посещении особняка он напомнил ему здание 19 века. 94 фильм Побег из Шоушенка. Здание, использованное в фильме, на самом деле было исправительной колонией штата Огайо или исправительной колонией Мэнсфилда в Мэнсфилде, штат Огайо, построенной в ричардсоновском романском стиле. Моя дочь подумала, что это похоже на Хогвартс из фильмов о Гарри Поттере . Другой посетитель сказал, что выглядел «предчувствием зла» и не имел особой «привлекательности». Я всегда считал дом красивым.
Исправительная колония штата Огайо, Мэнсфилд, Огайо
Хогвартс из «Гарри Поттера»
Подойдя к парадной двери особняка Уотсон-Кертз, посетители заметят несколько символов в каменном дверном проеме дома, лицо женщины и херувимов. Дом, помните, в романском стиле. Древние римляне были язычниками, которые поклонялись многим богам и верили в злых духов. Помнить об этом помогает. Верил ли Харрисон Уотсон в злых духов? Маловероятно, но стиль дома требовал этого. Считалось, что лица отгоняют зло и злых духов. Нет никаких документов, подтверждающих, что лицо женщины над парадным входом должно быть конкретным человеком, как предполагалось, но хороший историк продолжает искать. Херувимы символизируют плодородие.
Лицо женщины и херувимы, украшающие парадный вход в особняк Уотсон-Кертце
Массивная деревянная входная дверь, а также резьба по песчанику вокруг входа называются «яйцо и дротик» и повторяются по всему особняку. Яйцо и дротик символизируют плодородие и силу. «Дротик» — это наконечник копья на боку для силы. Оказавшись внутри, посетители увидят узор «яйцо и дротик», вырезанный на массивной и богато украшенной мантии над камином. Отделка и лепнина для яиц и дротиков все еще производятся, и сегодня их можно найти на многих лесопилках.
Яйцо и дротик на каминной полке в особняке Уотсон-Кертз.
Более сложная резьба по яйцам и дротикам в спальне миссис Уотсон.
В библиотеке особняка, используемой в качестве гостиной для семей, поражает декоративная резьба, окружающая камин. Здесь плодородие является главной темой. На этот раз для посевов. Миссис Уотсон была страстным садовником, и у семьи действительно был летний дом в городке Милкрик, в нескольких милях к западу от города, который они называли «фермой». Скорее всего, все это как раз соответствовало романскому мотиву.
Лицо, вырезанное из дерева по обеим сторонам камина в библиотеке, представляет собой «зеленого человека»; виноградные лозы или листья торчат из носа, тщательно видны виноград и другие растения.
«Зеленый человек» в окружении яйца и дротика в библиотеке.
Посетитель, осматривающий особняк, может спросить, были ли деревянные изделия ручной работы. Известно, что некоторые из них вырезаны на станке с использованием пантографа, простого копировального станка. Резьба по дереву плоская. Вырезанные вручную творения, такие как «зеленый человек» и сложная резьба на многих каминах, поднимаются и выполняются вручную. Неизвестно, были ли сложные изделия из дерева созданы на месте или за его пределами.
Еще две резьбы будут встречать посетителей в других комнатах особняка, например, короны с солнечными лучами и ракушки. Солнечные лучи, означающие восходящие солнца, символизируют вечную жизнь и победу над смертью, оба древних языческих символа.