Как 4-летняя Юля потерялась в Беларуси и спустя 20 лет нашлась в России
Рязанская студентка Юлия Горина не выглядит на свои 24 года, скорее похожа на школьницу. Но ее биографии хватит на кинороман.
Четырехлетней девочкой в Беларуси Юлю потерял отец и подобрали цыгане. Потом они ее тоже бросили — на рязанском вокзале. Ребенок попал в милицию, оттуда — в детский распределитель. Маячил детдом, но судьба сжалилась — девочку взяли в приемную семью, ставшую родной. Юля выросла, окончила школу, родила свою дочь, а недавно будущий муж за 15 минут сделал то, чего 20 лет не удавалось сделать, — нашел ее родителей.
Произошло это как бы в шутку, на спор. Юлин жених — 31-летний рязанский юрист Илья Крюков. Борется с несправедливостью, вскрывает язвы общества, мелькает в прессе. Юле стало обидно: «Про тебя пишут, ты всем помогаешь, а я 20 лет родителей найти не могу». Илья немного подумал, взял телефон и одним пальцем натыкал запрос в «Гугл»: поиск, девочка, Юлия. Второй результат в выдаче оказался ориентировкой МВД Беларуси: с 1999 года разыскивается Моисеенко Юлия Викторовна. Совпали имя, отчество, возраст и шрам на лбу. Илья позвонил по указанному в ориентировке телефону, там запросили фотографии взрослой Юли. Окончательную точку поставила экспертиза ДНК.
— Белорусы искали в пределах своей страны, а в России найденышей передают органам опеки, которые больше заняты устройством ребенка в интернат или приемную семью, чем поисками его родных, — объяснил Илья. В конце августа он с невестой поехал в Беларусь по указанному в ориентировке адресу. В Пуховичском РОВД их ждали пожилая женщина с горькими складками у рта и седой мужчина. «Юля, доченька!» — дальше Людмила Моисеенко говорить не смогла, разрыдалась.
— Всю жизнь я думала, что родители меня бросили. Переживала, плакала, когда мамонтенок в мультике пел: «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети». Думала: как же так, почему я оказалась потерянной? Хотела посмотреть родителям в глаза, — говорит Юля. — Посмотрела — оказались нормальные люди. Отец просил у меня прощения. Я сказала, что никто ни в чем не виноват, все случилось так, как случилось, и закончилось хорошо. Бог все направил как надо. Это для меня главный урок из всей истории: нельзя отчаиваться, надо надеяться и верить. Бог поможет…
Юлю искали по всей Беларуси, а она ждала маму в Рязани. Фото: МВД Республики Беларусь
Первого октября 1999 года четырехлетняя Юля вместе с папой поехала в Минск продавать картошку. На обратном пути отец выпил и уснул в электричке. Когда на конечной его разбудили машинисты, дочки рядом не было. Милиция проверила все колодцы в округе, родители клеили ориентировки на станциях, пошли к гадалке. Та сказала, что Юля далеко, ходит со смуглыми людьми. «Я решила, что ее цыгане увели», — говорит Людмила. Ее муж поседел от стыда и горя, семья переехала подальше от железной дороги — не могла видеть поезда.
Отец попросил у меня прощения. Я сказала, что никто ни в чем не виноват, все случилось как случилось…
Версия с цыганами вполне реальна: Юля помнит, что ходила с мужчиной и женщиной, они просили милостыню, прятались от милиции и ночевали на вокзалах. Потом ее оставили на железнодорожном перроне Рязани-2. «Жди здесь», — сказал мужчина, сел в электричку и уехал.
— Вот тут это было, — Юля показала на край платформы с торговым павильоном из красного кирпича. — Тогда это был киоск… серый, по-моему. У него я и стояла.
Из милицейского протокола: «21 октября 1999 года в 10.35 милиционером Гальцевым доставлен в ЛОВД ребенок, обнаруженный на вокзале Рязань-2 без сопровождения взрослых и средств к существованию. Возраст примерно четыре года, говорить почти не умеет, особых примет нет. Одет в серые колготки, курточку, на голове платок. При себе имеет книжку со штампом библиотеки г. Мичуринска. Удалось установить, что ребенка зовут Юля. Примечание: вши, чесотка, обморожение всех конечностей».
Девочку передали в приемник-распределитель. Отогревшись, Юля вспомнила, что маму зовут Люда, а папу Витя. Так и записали — Викторовна. А фамилию дали самую русскую — Иванова. Из распределителя была прямая дорога в детдом, но Юле повезло: в приемник пришла Ирина Алпатова, очень хотевшая дочку. А родились у нее двое сыновей, причем врачи сказали, что младший долго не протянет. Она пришла и сказала: «Беру любую девочку». Ей вывели Юлю Иванову.
— Вот опять бог все устроил. Попади я в интернат, совсем по-другому все сложилась бы. Я очень благодарна опекунам — они стали мне настоящими родителями: занимались со мной, уроки делали, возили на море. Мучились, когда я была подростком, — улыбается Юля. Сыновья Алпатовых прикрывали сестренку, когда она бедокурила, брали вину на себя. После школы Алпатовы собирались удочерить Юлю официально, но та внезапно вышла замуж и стала Гориной. Муж вскоре куда-то делся, зато осталась дочка Кристина. Ей уже пять лет, а Юлия учится на фармацевта — как мама Ира.
Когда Илья нашел Юле родителей в Беларуси, девушка пришла к рязанской матери:
— Ты не будешь ревновать, если я с ними свяжусь?
— Я желаю тебе только хорошего, — ответила Ирина Алпатова. — Если не встретишься с ними, будешь жалеть всю жизнь.
Маме Люде и папе Вите Юля привезла платок ручной работы и теплый плед. Те передали ей домашнее варенье и куклу для внучки. Людмила Моисеенко регулярно общается с Кристиной по скайпу, умиляется: «Вылитая Юля в том же возрасте». Белорусы предложили дочке переехать к ним, та отказалась — ее жизнь в Рязани.
За свою находчивость Илья получил королевскую награду — Юля согласилась выйти за него замуж. Свадьба назначена на май.
— Осталось на нее заработать, — Илья крутит руль «Соляриса», лавируя в вялотекущем рязанском трафике. Правозащитная его деятельность доходов не приносит, на семейную жизнь Крюков зарабатывает работой в такси.
Кристина назвала Илью папой после первого же похода в кино. Так и сказала: «Будешь моим папой». Она пока не совсем поняла, откуда взялись новые бабушка с дедушкой, что разговаривают с ней с экрана компьютера, но и не возражает. Ей главное, что папа нашелся.
Юлия Моисеенко со своими биологическими родителями-белорусами. Они не виделись 20 лет. Фото: МВД Республики Беларусь
Как в союзном государстве ищут потерявшихся?
По информации МВД Беларуси, только в прошлом году в органы внутренних дел страны поступило 8290 заявлений об исчезновении людей. Из них 916 — дети. С начала этого года таких обращений чуть больше 4500, почти 570 из которых — о пропаже несовершеннолетних. Старший оперуполномоченный по особо важным делам Главного управления уголовного розыска криминальной милиции МВД Беларуси Сергей Кулешов привел и такие цифры:
— За 8 месяцев нынешнего года в России нами установлено только без вести пропавших 335 человек. Удалось, к примеру, найти женщину из Могилевской области, которая в 2016-м, никому ничего не сказав, уехала в Нижний Новгород. С ней все хорошо. Механизм же по поиску граждан таков. Если человек пропал, близкие сообщают об этом в милицию. Причем ошибочно полагать, что для того, чтобы заявить об исчезновении, следует ждать трое суток — заявление примут и в день исчезновения. Когда потерявшегося не находят в течение 10 суток, возбуждается уголовное дело, и гражданина объявляют в розыск.
Если есть основания полагать, что человек может находиться за пределами страны, его объявляют в межгосударственный розыск. Эти сведения попадают в межгосударственный информационный банк, ведет его Главный информационно-аналитический центр МВД России. В этой базе данных содержится информация обо всех гражданах, пропавших и объявленных в межгосударственный розыск государствами — участниками СНГ. На сегодня в нем более 6300 человек, которых ищут белорусские правоохранители. Кто-то втайне от родных ушел из дома и не вернулся, кто-то уехал на заработки за границу или сбежал за рубеж в надежде скрыться от правосудия и т.д.
База данных, уточняет офицер, постоянно обновляется и совершенствуется, появляются новые способы передачи информации: «Кроме того, у нас есть возможность проверять данные о генотипах пропавших людей по соответствующим учетам МВД России и других государств — участников СНГ».
По словам Сергея Кулешова, в межгосударственный розыск объявлена и пропавшая в 1999 году четырехлетняя белоруска, которая потерялась в электричке Минск — Осиповичи. Девочку искали в том числе и в России, в приграничных областях, говорит представитель МВД: «Тяжело сейчас комментировать события 20-летней давности. Ситуацию осложняло, к примеру, то, что когда девочку нашли в России, она смогла сообщить только свое имя и как зовут отца. Фамилия и дата рождения у нее уже были другие».
ОФИЦИАЛЬНО
Ольга Чемоданова, пресс-секретарь МВД Беларуси:
— Сейчас в Беларуси находится в розыске несколько десятков детей. Разыскное дело Юлии Моисеенко расследовалось 20 лет, теперь оно будет прекращено. Разыскивать ее похитителей не станут. Мы даже не думали, что девочку надо искать в России. А молодой человек догадался, что она может быть из другой страны, и смог найти нужные сведения.
«Я думала, что родители меня бросили». Пропавшая в Беларуси девочка нашлась в России через 20 лет
В 1999 году четырехлетняя белорусская девочка три недели ездила поездами с неизвестными людьми, пока те не бросили ее на перроне рязанского вокзала.
2 сентября МВД Беларуси обнародовало короткий ролик об истории Юлии Моисеенко (сейчас Горина): в 1999 году в четырехлетнем возрасте она пропала в Пуховичском районе Минской области. Девочку безрезультатно искали 20 лет, пока в Пуховичский РОВД не позвонил россиянин Илья Крюков. Он рассказал, что с Юлией все в порядке. Все это время она жила в России и ничего не знала о своей настоящей семье.
Взрослая уже девушка встретилась со своими родителями в Пуховичах. Белорусской службе Радио Свобода Юлия рассказала, как проходила встреча и какой была ее жизнь все эти 20 лет, а ее приемная мать Ирина Алпатова – о том, как воспитывали девочку.
Юлия: «Помню только, как меня нашли»«Эмоции основные были на прошлой неделе, – рассказывает Юлия. – Теперь я уже опомнилась. Видео только сейчас опубликовали, а так все на прошлой неделе случилось. Жизнь изменилась в лучшую сторону. Не каждому везет иметь две пары родителей».
Четырехлетняя Юля пропала 1 октября 1999 года. Девочка ехала с отцом в электричке. В какой-то момент мужчина заснул, а когда проснулся, дочери рядом уже не было. Дальше – заявление в милицию, безрезультатные поиски, подозрения милиции в адрес отца. Все это время Юля жила в новой семье и думала, что настоящие родители ее бросили.
«Я помню только, как меня нашли, – вспоминает Юлия события октября 1999 года. – Как я попала в Рязань. Меня высадил здесь с поезда незнакомый мужчина. Оставил на вокзале. Помню, как он меня просто спустил из вагона на перрон и поехал. Это я сейчас помню и помнила всегда. В детстве еще рассказывала своим родителям-опекунам, что я ездила поездами с какой-то парой. Что мы прятались от милиции, долго ходили. Меня же потеряли в Беларуси 1 октября, а в Рязани нашли только 21-го. То есть я три недели была с этими мужчиной и женщиной, с которыми мы прятались от милиции, скитались где-то».
«Начала жить с новым папой и мамой»
Юля не смогла объяснить милиционерам, которые нашли ее на перроне, что она из Беларуси. Об этом она сама узнала только в конце августа 2019 года. До сих пор была убеждена, что родилась в России неподалеку от Рязани.
«На вокзале меня нашли российские милиционеры, – продолжает Юлия. – Даже помню, как они меня отвезли в отделение и напоили чаем с печеньем. Это для меня было так неожиданно. Потом меня направили в центр, где занимаются детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию. Там дети находятся полгода, и если не находится семьи, то ребенка направляют в детский дом. В моем случае семья нашлась очень быстро. Точно сейчас не скажу, но, возможно, это случилось уже через две недели. Я начала жить в Рязани, с новым папой, мамой и еще с двумя братьями».
Юлия росла, зная, что ее воспитывает приемная семья. Говорит, что несколько раз пыталась искать настоящих родителей. Помнила какие-то детали, по которым их можно было найти. Теперь понимает, что в 1999 году российские милиционеры могли бы обратить внимание на некоторые особенности найденной ими девочки. Однако этого никто делать не стал.
«Я всегда помнила, что мою настоящую маму зовут Люда, а папу – Витя. Также помнила маленького мальчика. Теперь оказалось, что это был мой брат. В 1999 году ему было всего 6 месяцев. Я запомнила, как он спал в тазике. Еще я рассказывала, что у меня есть старшая сестра. Все это оказалось правдой. Единственное, чего я не помнила, – это то, где я жила. Поэтому меня искали в России, в Рязанской области. Я сама тоже искала, но не в Беларуси. Никто не мог даже подумать, что я не из России. Хотя мне рассказывали, что тогда, в 1999 году, я иногда говорила нерусские слова. «Цыбуля» [на белорусском языке – «лук»], например. Но никто не придал этому значения. Почему меня не стали искать в Беларуси – это большой вопрос, конечно».
Юлия говорит, что уже когда нашла информацию о себе на белорусских сайтах, сразу обратилась в российскую полицию. Просила проинформировать белорусскую сторону. Однако никакой реакции на ее обращение не было. Тогда она вместе со своим другом позвонили в Пуховичский РУВД. Реакция белорусской милиции была оперативной. Юлия приехала в Пуховичи, а там в РУВД ее уже ждали биологические родители. Здесь же девушке сделали ДНК-тест, который доказал, что она действительно та четырехлетняя девочка, которая потерялась в электричке 20 лет назад.
«Моим родителям эта история далась тяжелее»
«Сейчас я живу в Рязани, моя жизнь сложилась хорошо, – рассказывает Юлия. – Меня воспитали хорошие люди, я получила образование товароведа, сейчас получаю вторую специальность – фармацевта. У меня есть ребенок, я была замужем. Сейчас в разводе, но встретила Илью. Мы с ним не так давно познакомились, кстати».
Девушка говорит, что первая встреча с родными родителями и сестрой была очень эмоциональной. После Пуховичей они поехали в деревню, где жила семья до пропажи Юли. Сейчас родные родители собираются приехать к ней в Рязань. Зовут переехать назад в Беларусь, но девушка пока не думает об этом. Говорит, что чувствует большой стресс от переездов. Юлия считает, что это свойство могло появиться тогда, в четырехлетнем возрасте.
«Все были на эмоциях, все были в шоке, – говорит Юлия. – Родители приехали к зданию РУВД, они меня сразу узнали. О том, что я на самом деле из Беларуси и у меня там есть родители, я узнала в пятницу.
Я жила в Рязани, у меня были новые родители. Они дали мне все, что могли. В душе, конечно, был осадок. Где мои родные родители? Я думала, что меня бросили. Что те мужчина и женщина, которые возили меня три недели в поездах, это мои настоящие родители. Что мой отец тогда меня бросил на вокзале в Рязани. Всегда спрашивала себя, ищет ли он меня. Трудно было это все осознавать. Думала, что родные родители – бомжи, алкоголики. Хотелось просто посмотреть им в глаза. Узнать, что чувствуют эти люди. А тут получается, что меня искали, меня ждали. Я была в шоке».
В родной деревне, где не была 20 лет, Юлия неожиданно для себя вспомнила поле, где видела коров в четырехлетнем возрасте, чем очень впечатлила родных.
«Мы часа три проговорили в РУВД Пуховичей с родителями, – говорит Юлия. – Потом поехали в то место, где я родилась, возле Пуховичей. Родители через два года после моего исчезновения переехали в Чериковский район. Я посмотрела на станцию, с которой меня увезли. В дом, где родилась, сходила. Вспомнила немного. Про коров вспомнила, даже показала матери, где они паслись. Картинка в голове была. Я сразу показала, где было их поле”.
«Я нашел информацию о ней за 15 минут»
Юлин друг Илья, который помог ей найти родных родителей, рассказал белорусской службе Радио Свобода, как удалось найти родителей девушки.
«С Юлией мы познакомились несколько месяцев назад, – говорит Илья. – Она рассказала мне свою историю. Я решил попробовать поискать в интернете. Забил в поисковик ее имя, историю. Нашел через 15 минут всю информацию – на портале TUT.BY. Потом еще через другой сайт, там была ориентировка с 1999 года. Позвонил в Пуховичский РУВД, в дежурную часть. В среду позвонил, и в воскресенье мы уже приехали туда.
Белорусские милиционеры сразу начали сверять его информацию и очень быстро нашли Юлиных родителей, рассказывает Илья.
«Юлия ранее сама пыталась искать родных через интернет, – говорит он. – Но она искала только по России, на Россию ориентировалась. А я сразу общим поиском воспользовался – и все, нашел. Еще помогло то, что в Беларуси дела об исчезновении людей не сдают в архив. Если бы это было в России, то никто бы не искал. Все забыли бы давно, нафиг кому нужны тут такие дела. А в Беларуси – нет, всех продолжают искать».
Приемная мать Юлии: «Мой больной сын выжил, и я пообещала воспитать приемного ребенка»«Я радость испытываю сейчас, однозначно радость, – говорит Ирина Алпатова. – Особенно за Юлиных родителей. Я мать, у меня, кроме Юли, двое детей еще. Невозможно представить, какую боль они чувствовали. Нереальную боль. Поэтому я очень рада за них, за всех рада. Юля уже взрослый человек, она сама решает все в своей жизни. Я думаю, что в отношениях с родителями из Беларуси все будет хорошо. Я для нее сделала все, что могла. Убеждена, что все будет хорошо».
Белорусской службе Радио Свобода Ирина Алпатова рассказала, как нашла девочку и как ее растила.
Ирина всю жизнь проработала фармацевтом в аптеке. Муж – специалист в электрике. До появления в жизни Ирины маленькой Юли у пары уже было двое своих сыновей (сейчас им 30 и 33 года). Младший родился с большими проблемами со здоровьем. Ирина рассказывает, что именно это стало причиной удочерения маленькой Юли.
«Когда у меня родился второй ребенок, врачи сказали, что сын проживет год, – вспоминает Ирина. – Я молилась Богу, чтобы он оставил мне ребенка. И если так получится, то я возьму еще одного ребенка, которого мне Бог пошлет. Мой сын остался жить. Я долго не решалась выполнить обещание, но понимала, что это нужно сделать. Поэтому пошла в приемник-распределитель и просто сказала: дайте мне любого ребенка, я его воспитаю. Мне указали на Юлю. Показали пальцем, я никакого особого выбора и не делала. «Ее должны забрать из приемника в детский дом, поэтому забирайте, если хотите». Я взяла. С тех пор Юля жила с нами».
«Юля всегда думала, что родители оставили ее на перроне»
Конец 1990-х годов в российской Рязани был непростым временем. Семья Ирины не была зажиточной, но новые родители старались дать Юле все необходимое. При этом они не стали скрывать от девочки правду об удочерении.
«Тяжелые времена были. Конец 1990-х годов, – вспоминает Ирина Алпатова. – Юля какое-то время, когда уже с нами жила, прятала хлеб под подушку. Те недели, которые она провела с неизвестными людьми, похитившими ее, были очень тяжелыми. Мы от Юли никогда не скрывали, что она в приемной семье воспитывается. Она помнила о родителях своих, а мы решили поддерживать в ней эту память. Разумеется, мы думали, что у нее плохие родители. Мы исходили из того, что она нам рассказывала, из ее воспоминаний. Юля же думала, что они ее бросили на перроне. Но я всегда говорила: «Юля, молись за своих родителей. Твоя мама Люда, отец Витя. Молись за них». Юля, конечно, в подростковом возрасте обижалась на них. Не хотела молиться за родителей».
По словам Ирины Алпатовой, она надеялась найти Юлиных родителей все 20 лет. Единственное, была убеждена, что они ведут асоциальный образ жизни и встреча может быть неприятной.
«Все эти годы я старалась поддерживать в Юле память о родителях, – вспоминает приемная мать Юли. – Чтобы если вдруг что-то случится, мы были готовы к этому моменту встречи. Вдруг случится чудо и Юля найдет родителей. Вот это чудо и произошло. Хотя на такое чудо мы, конечно, не надеялись. Мы думали, что в лучшем случае она найдет каких-то бомжей. А оказалось, что они нормальные, хорошие люди, которые просто потеряли свою дочь».
Приемная мать рассказывает, что в их семье не было проблем из-за того, что двое детей были родными, а Юля – нет. Старшие братья помогали сестре с математикой и физикой, заботились о ней в школе. Юля не всегда могла справиться с тяжелыми предметами. А в подростковом возрасте добавились проблемы, причиной которых был пережитый в раннем детстве сильный стресс.
«Когда Юля была маленькая, она всегда за мной ходила, защищала меня. Если кто-то косо посмотрит, она бросалась сразу. Даже если муж в шутку как-то на меня набрасывался, она сразу реагировала. В школе спортом занималась, была спортивной девочкой. В Рязани у нас есть большая легкоатлетическая секция, Юля там несколько лет занималась. Ходила во Дворец пионеров, вышивала там. Она не была проблемной. Единственное, когда начался подростковый возраст, стало сложнее. Была обида, что родители ее якобы выбросили. Юля могла сказать, что если родит ребенка, то тоже может его выбросить. Для нас это был шок. Говорили ей, что так нельзя. Даже говорить так нельзя. А Юля отвечала, что раз с ней так поступили, то и она может. Подростковый возраст для всех тяжелый, а для нее был особенно тяжелым. Но как-то мы переступили через это. Сейчас все нормально, продолжаем дальше жить».
Ирина уже разговаривала с белорусскими родителями Юли по видеосвязи. Они очень благодарили ее за то, что Юля выросла в нормальной семье, что не бросила попыток найти своих настоящих родителей.
«Мы старались убрать из Юлиного сердца эту жестокость, – говорит Ирина. – Ходили в церковь с ней. Юля говорила, что хочет увидеть своих родителей, посмотреть им в глаза. Мы же даже не подозревали, что это нормальные люди. Юля помнила только каких-то бродяг. В ее памяти остались только те, кто высадил ее из поезда на перрон, кто заставлял попрошайничать в электричках. Она ничего не помнила о настоящих родителях».
Белорусские родители Юлии вскоре собираются приехать в Рязань.
Team — ToolFest
Мари Вутцлер
Инновации в политике
Мари изучала этнологию, политические и административные науки в Геттингенском университете им. Георга-Августа и Потсдамском университете. В своей магистерской диссертации она сосредоточилась на дизайн-мышлении в государственном секторе. Мари была частью исследовательской группы по футуризации политики в IASS Potsdam, а сейчас является менеджером проекта в Институте инноваций в политике в Германии.
Линкедин
Фредерик Гёртельмейер
Пользовательский опыт и инновации
Фредерик — психолог, дизайнер пользовательского опыта и энтузиаст стартапов. Он работал тренером по дизайн-мышлению и UX-дизайнером в таких компаниях, как SAP, Deutsche Telekom, Universal Music или Business Trends Academy. В настоящее время он является консультантом по стратегии в Boston Consulting Group, специализируясь на цифровых продуктах, венчурном строительстве, стратегии роста и инновациях бизнес-моделей.
Линкедин
Tassilo Boßmann
Бизнес-новатор
За последние годы Тассило накопил большой опыт в области гибких методов, бизнес-инноваций и цифровизации. Он получил двойную степень магистра в области управления инновациями и провел исследование цифровых бизнес-моделей. Тассило приобрел опыт работы в качестве дизайнера-мыслителя и накопил опыт работы как в стартапах, так и в корпорациях. В настоящее время он работает менеджером по продукту в Школе цифровых продуктов в Мюнхене.
Линкедин
Юлия Моисеенко
Дизайнер продуктов и UX
Юлия — дизайнер цифровых продуктов, специализирующаяся на исследованиях пользователей. Ранее она работала с продуктами электронной коммерции, HR Tech и Digital Banking, а в настоящее время разрабатывает инструмент, поддерживающий цифровую трансформацию в крупных организациях. Юлия является соорганизатором встречи по UX-дизайну в Берлине и руководит исследованием влияния дизайна, ориентированного на человека, на производительность продукта.
Линкедин
Стефан Латт
ИИ-стратег, ориентированный на человека
В качестве консультанта по инновациям и стратега по дизайну Стефан помогает компаниям согласовывать человеческие потребности с бизнес-целями и технологическими возможностями для создания новых продуктов и услуг. Имея опыт взаимодействия человека с компьютером и дизайн-мышления, он увлечен использованием технологий для создания значимой ценности. Он без ума от еды и в настоящее время пытается разработать более ориентированный на человека подход к разработке решений ИИ.
Линкедин
Фридерике Мёллер
Менеджер по цифровым продуктам
Фридерике имеет степень в области бизнеса и маркетинга и является сертифицированным тренером и фасилитатором HPI по дизайн-мышлению. Она работала в международной акселераторной программе для технологических стартапов, а также реализует собственные инновационные проекты в области банковского дела и безопасности аэропортов. Она также является президентом 180 DC Berlin, крупнейшей бесплатной консалтинговой компании для общественных организаций. [email protected]
Линкедин
Лидерство как метод управления в период перемен Текст научной работы на тему «Экономика и бизнес»
Доступно на сайте www. sciencedirect.com
ScienceDirect
Procedía — Social and Behavioral Sciences 166 (2015) 43 — 47
Международная конференция «Трансформация исследовательских парадигм в социальных науках» 2014
Лидерство как метод управления в период перемен
Аллаярова Жанар Сергеевна , Калашникова Татьяна Владимировна, Моисеенко Юлия Александровна
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, проспект Ленина, 30, Томск, 634050, Россия
Abstract
В статье представлен обзор концептуального понимания лидерства в развитии социального управления. Авторы различают понимание лидерства. Особое внимание было уделено ценностным теориям и современным моделям лидерства 21 века, где мир понимается как динамичный, постоянно меняющийся и рискованный. Лидерство рассматривается как процесс эффективного управления современной организацией.
© 2015TheAuthors. Опубликовано ElsevierLtd. Это статья в открытом доступе в соответствии с лицензией CC BY-NC-ND
(http://creativecommons. Org/licenses/by-nc-nd/3.0/).
Рецензирование под ответственностью Томского политехнического университета.
Ключевые слова: Лидерство, лидер, харизматический лидер, харизма, власть, ценность лидера, управление, эффективное лидерство
1. Введение
Общество и его природа тесно связаны с процессом организации группы, ее структурированием и формированием института власти. Исторически организованные группы общества подразделялись на доминирующее меньшинство и подчиненное большинство. Эти категории категорий могли быть основой для развития институтов власти в обществе.
В ходе своего развития человеческая цивилизация приобретала различные конфигурации распределения социальной власти. Власть стала важнейшей отправной точкой человеческой реальности, расслоение общества структурировало ее и составило множество иерархических моделей.
Более того, различные аспекты человеческого существования способствовали развитию разнообразия форм власти — экономической, политической, культурной и религиозной власти — а также развитию различных типов и стилей управления. Власть в обществе осуществлялась через персонификацию, в том числе благодаря формированию института лидерства.
В контексте властных отношений лидерство подразумевает устойчивое и неэкономное применение власти, обычно связанное с личными характеристиками лидера. Согласно Оксфордскому словарю термин «лидер» возник в XVIII веке и употреблялся по отношению к «авторитетному члену социальной организации, чье личное превосходство позволяет ему играть значительную роль в социальных процессах и ситуациях, в коллективе, группе и обществе
* Автор, ответственный за переписку Тел.: +7-903-951-5173 Адрес электронной почты: [email protected]
1877-0428 © 2015 Авторы. Опубликовано Elsevier Ltd. Это статья в открытом доступе по лицензии CC BY-NC-ND
(http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/).
Рецензирование под ответственность Томского политехнического университета.
doi: 10.1016/j.sbspro.2014.12.480
корректировка отношений; человек, способный влиять на других в целях интеграции коллективного сотрудничества, направленного на служение интересам этой группы» (Семигин, 1999). В разные исторические периоды образ вождя был самым увлекательным и заметным образцом для подражания, предметом критики, предметом концептуализации, а затем предметом научных исследований. Как и в прежние времена, сегодня большинство исследователей считают, что лидерство возникло на самом раннем этапе развития человеческой цивилизации. Это вечное, всеобщее и неизбежное чудо человеческой действительности есть и общеисторическое явление. На протяжении нескольких столетий лидерство было предметом философских дискуссий и исследований. Сегодня он по-прежнему привлекает исследователей.
Философы провели беседу на тему лидерства в обществе; они предложили параметры действий лидеров и создали модели совершенных паттернов лидерства. Природа лидерства была концептуализирована несколькими способами. Первоначально лидеры описывались как выдающиеся исторические личности. Геродот и Плутарх в своих биографических произведениях государей и знатных стратегов помещали своих персонажей в повествовательный центр исторического события. По Платону, правители Конфуция и Лао-цзы служили примерами философских моделей лидерства. Однако считается, что первая философская концепция лидерства была предложена итальянским философом XVI века Никколо Макиавелли.
В своем трактате «Государь», впервые распространенном в 1513 году, Макиавелли рассматривает различные модели власти; личность лидера представлена как объект его исследования. Н. Макиавелли создал образ вождя, личный авторитет которого является средством достижения определенной политической цели. По Макиавелли, государи должны учитывать стимулы человеческих действий, например, стремление к собственности, и управлять, «используя способность предсказывать скрытые желания человеческой души» (Макиавелли Н., 19).82).
Философ рассуждает об особых чертах своего идеального правителя: «Каждый государь должен желать, чтобы его считали скорее суровым, чем милосердным. Поэтому государь не должен возражать против того, чтобы взять на себя ответственность за аскетизм с целью сохранения единства и уверенности своих подданных; Однако он должен заботиться о том, чтобы не злоупотреблять этим милосердием, чтобы не быть презираемым, однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы, если он не завоюет любви, он избегал ненависти, потому что он может очень хорошо терпеть его боятся, пока его не ненавидят» (Макиавелли Н. , 1982).
Автор «Государя» охарактеризовал свое видение идеальных черт лидера как самовластно настроенного правителя («государя», который «первым захватил политическую власть» (Макиавелли Н., 1982), а также предложил методология достижения социального лидерства В XIX веке рост интереса к вопросам лидерства породил множество философских, психологических и социальных концепций, исследующих не только природу власти, но и ее антропологический аспект, в частности теории вождя и вождя. Более того, в XIX веке господствовало сверхчеловеческое понятие, которое могло бы стать своеобразным мерилом человека и вещей (Волобуева М.М., 2003). «личности. В произведениях Ницше мораль представлена как препятствие развитию в лидерство, и ход истории зависит о великих личностях, стремящихся к власти. В том же духе природа лидерства анализируется английским историком Томасом Карлайлом, чьи работы впоследствии заняли видное место в философии лидерства. По Карлейлю, лидерство связано с преклонением перед исключительной личностью — героем. Английский исследователь говорит: «Поклонение герою, робкое восхищение, идущее из глубины сердец, сильное, безграничное подчинение более великодушной, божественной ипостаси человека — не так ли это источник христианства?» (Moscovici S., 2004) Для Карлайла только исключительный человек, наделенный искренностью и интуицией, мог быть частью института лидерства.
Следует определить несколько методологических подходов к вопросам лидерства: социальный, политический и психологический подходы. Социальный подход рассматривает природу власти в ее высшей иерархической квинтэссенции и трансформации в обществе. Наибольший вклад в изучение лидерства с социальной точки зрения внесли Макс Вебер, Густав Ле Бон, Габриэль Тард и др. Французский философ и социолог Густав Лебон определяет лидера как «лидера толпы». Лидеры есть во всех сферах жизни, их можно разделить на две категории — лидеры сильной и краткосрочной воли и лидеры последовательной
будет. Лебон считал утверждение, повторение и социальную болезнь (когда массы в значительной степени вдохновляются идеями лидера) основным подходом влияния толпы. Габриэль Тард в своих работах «Социальные законы» и «Трансформация власти» стремился определить главные черты вождя или вождя. «Когда толпа восхищается своим вождем, когда армия восхищается своим полководцем, они на самом деле восхищаются собой, они присваивают себе высокую самооценку своего вождя» (Московичи С., 2004). Послушный характер общества предполагает наличие лидеров. Основные черты лидера определяются порожденным обществом. Немецкий социолог Макс Вебер представил более широкие характеристики лидера. В его теории критическими чертами являются страсть (целеустремленность), ответственность и глазомер (способность точно оценивать ситуацию)
Макс Вебер первым ввел социально-философский термин «харизматический лидер». Социализируя понятие «харизма», ученый определял его следующим образом: «.. черта личности, признаваемая исключительной; харизматичный человек оценивается как одаренный сверхъестественными, сверхчеловеческими или по крайней мере отличительными свойствами и чертами, недостижимыми для человека». другие. Он считается посланным Богом или образцом». (Психология и психоанализ власти, 1999)
Развивая концепцию харизматического авторитета, Макс Вебер утверждал, что в его основе лежит героизм, фанатичная преданность идее, святость и т. д.
Концепция Вебера о природе харизмы стала центром внимания в научном мире; она привела социально-политических психологов, в частности Жана Блонделя, к попытке внедрить концепцию харизматического лидера в политическую среду, создав теорию политического лидерства.
Австрийский ученый Зигмунд Фрейд считается основоположником психологического подхода к лидерству. Он опирался на личную психологию в исследовании социальных и политических институтов. По Фрейду, Эдипов комплекс составляет основу любого института власти. В модели Фрейда массам требуется лидер, подобный деспотичному отцу в семье; для него секрет лидерства заключается в «отцовстве». Стремление к власти австрийский ученый объяснил соперничеством между жестоким и собственническим отцом и его сыновьями. Как сообщает Фрейд, история развивается под влиянием великих лидеров.
Вслед за Фрейдом Карл Густав Юнг («Психология диктатуры»), Эрих Фромм («Авторитарная личность»), Теодор Адорно («Авторитарное государство»), Эрик Эриксон («Образы Гитлера»), Серж Московичи ( «Психология харизматичного лидера», Даниэль Ранкур-Лаферьер («Разум Сталина») и другие властные психологи и психоаналитики рассматривали вопросы лидерства. голоса» из подсознания. Эрих Фомм считал главной чертой лидера сильное стремление к удовлетворению садомазохистских потребностей. Теодор Адорно назвал доминирующую личность бунтарем и психопатом, сублимируя Эдипов комплекс. Серж Москович объявляет харизматичного лидера человеком, которым восхищаются и, в какой-то момент, кто, кажется, ведет себя ненормально.
В ХХ веке возрос интерес к изучению лидерства. Вопрос о природе феномена стал одной из актуальных и фундаментальных тем в исследованиях социальной, философской и политической антропологии. Социально-психологическому и политическому анализу института лидерства посвящены работы Гарольда Дуайта Лассуэлла, Фреда Ирвина Гринштейна, Джона МакГрегора, Д. Пейджа, Роберта Такера, Сесила Гибба, Фреда Фидлера и др. В философской и общественно-политической традиции России проблема лидерства рассматривалась в контексте идеологии народничества, разновидности утопического социализма, отражавшего антитезу двух возможных путей буржуазного развития: так называемого «прусского» (либерально-феодального) и «прусского» (либерально-феодального) Американский» (крестьянско-революционный) путь.
В 70-х годах у народников не было единого понимания форм и методов революции. Преобладающую роль играло повстанческое движение; в частности идея вождя из интеллигенции принадлежит бакунистам, считавшим, что толпа всегда готова к революции. Они предполагали, что единственной целью революционной интеллигенции является «объединение всех бунтовщиков нации в одном сокрушительном бунте, в национальной революции» (Бакунин М.А., 1907). Новая специфическая интерпретация социальных вопросов, в частности решения вождей-интеллигентов о пути развития страны, была порождена идеологами-народниками (Н. К.Михалковский, П.Н.Ткачев, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров) на основе веры в определяющие Влияние революционной интеллигенции на толпу.
Эту трактовку можно увидеть и в работах либерального народника Н.К. Михалковский. В своей статье «Герои и толпа» он обосновал тезис о том, что условия жизни общества обрекают массы на нищету, местничество и узость мыслительной деятельности. Опустошенное сознание и истощенная воля образуют из массы толпу; лидер-герой увлекает толпу на совершение либо подвига, либо преступления. В концептуальной интерпретации П.Л.Лаврова лидеры рассматриваются как движущая сила истории и описываются как критически мыслящие интеллектуалы.
Сегодня российские ученые Г.К.Ахин, Г.А.Авинзова, О.В.Великонова, Т.М.Рискова, Г.Г.Диленский, Е.Б.Шестопал и другие представители политической психологии изучают проблему современного государственного управления. В целом они рассматривают политическое лидерство как институт и изучают типологию политических лидеров, их личность, поведенческую мотивацию и другие вопросы. В отечественной социальной психологии проблемы лидерства изложены в работах Ю.Н.Емельянова, Н.С.Жеребовой, А.И.Кравченко, В.И.Зачепина. Они состоят из разработки описания функций лидеров, анализа типологии и стиля власти современных губернаторов, описания образа современной группы и социальной власти и т. д. Следует отметить, что изучение политического лидерства стало приоритетом в исследованиях общего лидерства.
Все теории лидерства и исследования, разработанные в XX веке, следует рассматривать вместе. Их границы относительны. Теории лидерства взаимно усиливают и влияют друг на друга. В конце 1970-х — начале 1980-х годов начался новый этап изучения лидерства и получили развитие теории лидерства, основанные на ценностях. Е.Кудряшова в своей диссертации предположила: «Основными характеристиками ценностно-ориентированного лидера являются последовательное самосовершенствование своей личности; партнерство, основанное на взаимном доверии с подчиненными, их наделение полномочиями и вовлеченность в принятие решений; мотивация всех участников управленческого процесса для демонстрации и развития лидерских качеств. Следствием этих действий будет эффективное и инновационное развитие организации» [7]. Роберт Гринлиф и Кристофер Ходжкинсон считаются авторами философского подхода к теории лидерства, основанного на ценностях, которая позже была развита прикладными работами Гилберта У. Фэйрхольма и Томаса и. Сьюзен Кучмарски.
Р. Гринлиф основал религиозное движение в исследовании лидерства, основанного на ценностях. Он сосредоточился на анализе действий религиозных лидеров, их влиянии на усиление социальной роли религиозных институтов, христианском лидерстве и вопросах богословия.
Основные идеи работы Гринлифа об этической стороне влияния лидеров на субъекты управленческого процесса оказали существенное влияние на ценностную теорию лидерства Ч. Ходжкинсона, опубликованную в его монографиях «На пути к философии управления». Администрация» (1978), «Философия лидерства» (1983 г.) и «Лидерство в образовании» (1991 г.). Следует подчеркнуть, что Ходжкинсон не только заложил методологическую основу ценностей администрирования, лидерства и менеджмента, но и доказал, что управление лидерством является трансформационным, основанным на ценностях и ориентированным на новые возможности, и его можно назвать «философией в действии». «.
Е.В.Кудряшова в своей работе «Лидер и лидерство» утверждает, что Ч. Ходжкинсон снабдил новую ценностную парадигматическую типологию четырьмя основными основаниями: предпочтениями, консенсусом, последствиями и политикой. Он предложил психологические и философские соответствия для каждого уровня и типа ценностей; в частности, он разработал уникальную типологию лидерства (выделены четыре архетипа лидера: карьерист, политик, техник и поэт) в ценностной теории и описал на ее основе процесс лидерства-администрирования. Более того, Ходжкинсон предложил функциональную типологию, определяющую круг философских обязанностей, существующих в управленческой практике, которые должен нести идеальный руководитель [8]. В 19В 90-е годы были опубликованы работы Фэрхольма «Лидерство, основанное на ценностях» (1995) и Кучмарского «Инновации: стратегии лидерства для достижения конкурентного преимущества» (1996). Новизна ценностных моделей заключалась в попытке осуществить философские изменения в теории ценностного лидерства. Эти изменения определят основные доминантные направления философии ценностного лидерства, сформируют набор ценностей и определят отношения между лидером и последователями (Кудряшова Е.В., 1996).
Установив основные философские ценности политики лидерства, Фэрхолм указал, что целью лидерства является интернализация основанной на ценностях политики, способствующей развитию самоуправления и
достижение организационных целей. Он также рассматривал лидерство как процесс, отражающийся в отношениях «лидер-ведомый».
С. и Т. Кучмарски расширили и дополнили диапазон ценностей лидерства, предложенный ранее Фэйрхолмом, такими политиками, как создание (построение) межличностных отношений; знание личных целей каждого участника процесса лидерства, чувство принадлежности к обществу; разрешение межличностных конфликтов; просвещение всех субъектов управленческого процесса по вопросам поведения и действий руководителей; предоставление возможностей для реализации талантов последователей; создание группы по интересам; диалогичность, взаимодействие с определенной обратной связью; соединение внутренней культуры с внешним представлением; демонстрация влечения к работе и поощрение изменчивости (Кудряшова Е. В., 1996).
XXI век вводит новые модели лидерства. Современные теории лидерства основаны на концепции «динамического, постоянно меняющегося, рискованного и сложного мира» (Daft R.L., 2006). Переход к новой философской парадигме, новому осмыслению мира и его восприятия создают новые концепции лидерства.
Заключение:
Проанализирована концепция лидерства как целостного феномена социального развития. Было выдвинуто представление о том, что проблема власти сопутствует проблеме лидерства в процессе эволюции социального управления. Выведены эволюция и соотношение теорий лидерства. Установлено, что в современных быстро меняющихся экономических ситуациях роль лидеров становится все более заметной в связи с происходящими постоянными, стремительными и непредсказуемыми изменениями. Таким образом, роль лидерства рассматривается как существенное и эффективное управленческое воздействие, которое приводит к результатам и ведет организацию вверх.
Онлайн-лицензия
Все авторы должны передать Онлайн-лицензию перед публикацией статьи. Это соглашение о передаче позволяет Elsevier защищать материалы, защищенные авторским правом, для авторов, но не отказывается от прав собственности авторов. Передача авторских прав распространяется на исключительные права на воспроизведение и распространение статьи, включая репринты, фотографические репродукции, микрофильмы или любые другие репродукции аналогичного характера и переводы. Авторы несут ответственность за получение от правообладателя разрешения на воспроизведение любых рисунков, на которые существует авторское право.
Литература
Семигин Г.Ю. (ред.) (1999). Политическая энциклопедия. Москва: 2. С. 628-629. Макиавелли Н. (1982). Избранные произведения. Москва.
Волобуева М.М. (2003). Философия харизматического лидерства и ее имплицитность в гуманитарной науке. Философия, 35, т.1, стр. 69-73 Москович С. (2004). Век толпы: Исторический трактат о психологии толпы. Москва. Психология и психоанализ власти (1999). Самара: 1-2. Бакунин М.А. (1907). Полное собрание сочинений.