«Русский Вудсток» спустя 30 лет | Музыкальная жизнь
Фильм Юрия Дудя «Русский Вудсток – первый рок-фест в СССР» на YouTube наделал немало шума. Фильм – про двухдневный «Московский международный фестиваль мира» 1989 года в Лужниках с почти всеми мировыми звездами глэм-рока и хард-н-хэви тех лет. Никто не мог и представить, что такое возможно. Гастроли иностранных эстрадных звезд в СССР были редкостью несусветной, а уж рок-звезд, а уж рок-легенд… А тут – Ozzy Osbourne, Scorpions, Bon Jovi, Mötley Crüe, Cinderella, Skid Row! Просто невероятно было представить, что такие музыканты окажутся живьем в советской Москве.
Не стоит верить тем, кто убеждает сейчас, что никого тогда в СССР не знали и не слушали, кроме Оззи и Scorpions. Это неправда. Слушали. Даже в центре Москвы на Арбате легко можно было найти студию звукозаписи, где все эти группы до одной были представлены полной дискографией – только принеси свою бобину или кассету, и за умеренную плату все запишут. А хард-н-хэви-сообщество было куда многочисленнее нынешнего. Это была очень модная музыка.
Фильм Дудя детализирует тот двухдневный фестиваль 12 и 13 августа 1989 года до тех трещинок, что остались в памяти действующих лиц. Которых в фильме немного, и фильм справедливо упрекают в отсутствии голосов Клауса Майне, Ричи Самборы, Оззи, Томми Ли и других. Но этот упрек вряд ли справедлив. Для интернет-фильма личное участие Себастьяна Баха (вокалиста Skid Row) и Александра Маршала (Park Gorky), продюсеров Дока МакГи и Стаса Намина, журналиста Василия Стрельникова – уже много. Есть другое российское ютьюб-видео с такими же глыбами? Не уверен. Компенсируем отсутствие других звезд цитатами из журнала Rolling Stone, вспомнившего об этом фестивале в 2017 году. И напомнившего, что слово «рок» вообще не звучало в афишах и анонсах. Зато все проходило по части борьбы с алкоголизмом и наркоманией.
Соорганизаторы фестиваля Док МакГи и Стас Намин подробно рассказывают о том, как всеми хитростями добились разрешения на проведение рок-фестиваля в Лужниках, зажигание олимпийского огня (и это через 9 лет после бойкота Западом московской Олимпиады) и даже на размахивание огромными американскими флагами в танцпартере. А музыканты делятся воспоминаниями про всеобщий дефицит, тараканов в убогой гостинице «Украина» и неизбежных фарцовщиках.
За всеми этими душещипательными подробностями про отсутствие туалетной бумаги в СССР совершенно растворяется музыкальная суть события. Дудю, как человеку юному и не заставшему прелести того быта, интереснее про быт, а не про музыку. Он очаровательно несведущ почти во всем, что касается музыки. Это уже Док МакГи рассказывает о том, что в Москву привезли на 64 фурах вообще все: 16 000 тонн оборудования, сцены, видеоэкранов, еды, напитков, даже льда для напитков. 350 тысяч тех еще долларов потратили только на еду. 370 техников привезли для работы на стадионе. 3 миллиона долларов стоило оборудовать сцену, и еще от 6 до 10 миллионов – организовать видео- и аудиотрансляции, сделать компиляцию фестивального альбома.
МакГи, правда, умалчивает о том, сколько стоили права на трансляцию. Прямой эфир вели сразу три мировых канала, включая MTV и ShowTime, плюс CNN давало регулярные прямые врезки из Лужников (советские зрители ничего этого не видели, им показали лишь нарезки в разных телепрограммах, а российский MTV появится только через 9 лет). После фестиваля в телепрокат вышел фильм Moscow Music Peace Festival, и в продажу была выпущена компиляция из концертных записей. Так что сомневаться в том, что Док МакГи отбил все эти немалые затраты, не приходится. И это не считая 180 тысяч проданных на два дня билетов.
С технологической стороны многое для СССР было впервые. Впервые приехала такая качественная звуковая и световая аппаратура, что для рок-музыки критически важно. Очевидцы с замиранием сердца смотрели, как монтажники ходили с карабинами, рациями, переносным дизель-генератором и лазерной установкой, по которой выкладывались блоки сцены. Сейчас это стандарт, но 30 лет назад в СССР это было невероятно футуристично. Иностранные монтажники получали 200 долларов в час, что вгоняло в печальный транс советских людей. На саундчеки приходили наши рок-звезды вроде Дмитрия Варшавского («Черный кофе») и подавленно смотрели на это великолепие. А в финале концертов, когда играли Bon Jovi, еще и невиданная пиротехника жахнула…
В стилистическом отношении «Московский международный фестиваль мира» был не слишком разнообразен. Глэм и хард. Отчасти это было связано с тем, что менеджер Док МакГи привез в первую очередь группы, с которыми работал. В финале пели Bon Jovi, потому что главной задачей МакГи было «раскрутить» их в СССР (как и фильм Дудя – реклама их же предстоящих гастролей в России). А Стас Намин взял группы исключительно из своего Музыкального центра, только те, которые он сам продюсировал: «Парк Горького», «Бригада С», «Нюанс». Такой междусобойчик, но группы Намина были поразнообразнее. «Нюанс» представлял арт-рок, Гарик Сукачев вообще что-то аутентичное, а «Парк Горького» был экспортным вариантом русского хард-н-хэви.
Наконец, главная претензия многих зрителей – название. Отчего «Русский Вудсток – первый рок-фест в СССР»? Формально – нелепица. Рок-фестивалей в СССР хватало и до Лужников 1989 года. Уже прошел легендарный «Подольск‑87» с «Зоопарком», «ДДТ», «Калиновым мостом», «Настей» и др. В 1988 году стартовал Rock Summer (Glasnost Rock) в Таллине с участием английских, финских, итальянских и даже аргентинских групп, включая Steve Hackett и Leningrad Cowboys. А первый рок-опен-эйр прошел еще в конце 60-х под Пярну. Кто из них «Русский Вудсток»?
Так вот, «Русским Вудстоком» этот фестиваль прозвали сразу, причем и у нас, и за границей. Во флагмане тогдашней рок-журналистики – журнале «Ровесник» – статья Сергея Кастальского называлась «Вудсток на Москве-реке»: «Наверное, московский фестиваль не может быть аналогом Вудстока, даже точно – это не Вудсток. Но если взглянуть на него как на своего рода верстовой столб, у которого еще хоть немного рассеялись прежние страхи перед рок-музыкой… то, может быть, это и был наш Вудсток, Вудсток на Москве-реке?» Ему вторил Евгений Федоров в питерской «Смене»: «Атмосфера праздника, всеобщего единения и понимания… Видимо, этим же запомнился и легендарный Вудстокский фестиваль, 20-летие которого отмечается в этом году». «Эхо Планеты» писало: «Будет ли через 20 лет слово “Лужники” звучать для любителя современной музыки так же, как сегодня звучит “Вудсток”? Ответит время». Западные СМИ пестрели заголовками вроде «The 1989 Woodstock Festival – Moscow Style». Спустя 18 лет журнал Rolling Stone безапелляционно вынес в подзаголовок: «Русский Вудсток». Что и требовалось доказать.
Впервые в советской истории в Москву приехали мастодонты тяжелой сцены и отыграли два концерта невиданного доселе качества и размаха. Китайцы до сих пор на «Алиэкспрессе» продают футболки с принтами афиши того фестиваля… Так что пусть все-таки будет «Русский Вудсток».
Видео:
https://www.youtube.com/watch?v=yaCcVs9GVo0
Мэри Гормли (представитель A & R, Geffen Records):
Поехав в местный музыкальный магазин, вам придется принести свою кассету. Там были рукописные списки записей. Вы выбираете что-то из списка и платите за то, что бы вам продублировали оригинал на кассету. Но вы должны были принести свои кассеты.
Томми Ли, барабанщик, Mötley Crüe:
У русских поклонников музыки не так много концертов было. Поэтому реакция на фестиваль была не похожа на обычный рок-концерт где-нибудь в Айдахо. Это не типичная реакция, к которой мы привыкли. Они столько лет ждали такого события и думали, что такое не повторится больше.
Дэвид Брайан, клавишник, Bon Jovi:
Я открыл номер. Он выглядел как сортир. Еще была целая комната людей, подслушивающих, со всеми видами наушников и аппаратуры.
Скотти Хилл, гитарист, Skid Row:
Было ли отличной идеей послать кучу хэви-металлических музыкантов для представления «чистой» жизни, жизни без алкоголизма и наркотиков? Я так не думаю! Но это было обязательным для устроителей.
Рэйчел Болан, басист, Skid Row:
Я помню, что там не было душевой занавески и деревянного поддона на полу ванной. Включаем свет в душевой – и несколько дружелюбных тараканов рассеиваются.
Роб Аффусо, барабанщик, Skid Row:
Я хочу сказать вам, что водка в России экспоненциально сильнее, чем водка в Америке.
Рудольф Шенкер, Scorpions:
Это было для нас очень важно – показать россиянам, что в Германии рождается новое поколение, которое не идет с танками и ведет войну, а приезжает с гитарами, играет музыку и приносит любовь и мир.
Цитаты: Rolling Stone, 22 сентября 2017, перевод: Сергей Сычев
Woodstock (Вудсток) в Москве — афиша, отзывы, фотографии, официальный сайт, адрес
Адрес: г. Москва, Покровский б-р, 3, стр. 1
Метро: •• Китай-город • Чистые пруды
Официальный сайт: http://www.woodstock.ru
Телефоны: +748-03-43, 748-04-43
Округ: ЦАО
Район: Басманный
Вообще под этим словом в музыкальном мире принято иметь в виду вселенских масштабов рок-фестиваль. А в Москве это просто клуб. Раньше он находился в Камергерском переулке и значился весьма неформальным заведением. Теперь клуб переехал на Покровский бульвар и ютится в подвале по соседству с театром «Современник». Пытается не отставать от моды и выглядеть стильно. Но пока туда приходят большей частью любители бильярда и недорогого пива.Вход: в дни концертов или специальных программ — от 100 до 150 р., в другое время — свободный.
Кухня: европейская
Музыка: блюз, джаз, рок
Концерты – Ср, Чт, Пт, Сб, Вс, 22.00 — 24.00 (70 — 100 р.)
Дискотека пт, сб 0.00 — 6.00
Бильярд: 40 — 170 р.
Woodstock (Вудсток) порадует ценителей разнообразным меню и уютной атмосферой, располагающей к дружескому общению. Вас ожидает авторское меню от шеф-повара, изысканные блюда не разочаруют даже требовательных гурманов. Если вы ищете место, где можно отлично отдохнуть в приятной компании или устроить романтическое свидание, здесь вы найдете все для комфортного отдыха.
Средний чек заведения — , доступные цены позволят приятно провести вечер без чрезмерных затрат. На странице представлены фото интерьера ресторанных залов, оцените уютную оригинальную обстановку.
Ресторан находится в ЦАО, удобное расположение позволит без проблем добраться на личном автомобиле или общественном транспорте.
Полный адрес заведения: г. Москва, Покровский б-р, 3, стр. 1, можно заранее проследить маршрут на карте, чтобы сэкономить время.Чтобы заказать столик, позвоните по номеру телефона +748-03-43, 748-04-43, ресторан работает: . Место пользуется спросом у москвичей, поэтому бронировать столик лучше заранее, особенно в выходные и праздничные дни.
и поставить вашу оценку (текущая оценка: )
Геометрия звука: о концерте современной музыки в «ГЭС-2»
«Триумф джаза»: о международном фестивале Игоря Бутмана
Концерты академической музыки: лето 2022
Концерты популярной музыки: лето 2022
Лучшие концерты академической музыки: зима 2021/2022
Московский музыкальный фестиваль мира (TV Special 1989)
- TV Special
- 19891989
- 2H 10M
IMDB Рейтинг
8. 6/100011
84
ваш рейтинг
A Recap Fest Moscow Fest, A Moscow Fest, A Moscow Fest, A Moscow Fest, A Moscow Fest, A Moscow Fest, A Moscow Fest, A, A Moscow Fest, A Moscow Fest. Концерт хэви-метала, пропагандирующий войну с наркотиками в России после падения СССР. Выступления Bon Jovi, Skid Row, Motle… Читать всеПодведение итогов Московского фестиваля мира, концерта хэви-метала, пропагандирующего войну с наркотиками в Россия после падения СССР. Выступления Bon Jovi, Skid Row, Motley Crue и воссоединившихся Black Sabbath. Резюме Московского фестиваля мира, концерта хэви-метала, пропагандирующего войну с наркотиками в России, в После падения СССР с участием Bon Jovi, Skid Row, Motley Crue и воссоединившихся Black Sabbath.
IMDb RATING
8.6/10
84
YOUR RATING
- Director
- Wayne Isham
- Stars
- Rob Affuso
- Sebastian Bach
- Rachel Bolan
- Director
- Уэйн Ишем
- Звезды
- Роб Аффузо
- Себастьян Бах
- Рэйчел Болан
Photos
Top cast
Rob Affuso
Sebastian Bach
Rachel Bolan
Jon Bon Jovi
- Self (with Bon Jovi)
Eric Brittingham
- Self (Cinderella )
Дэвид Брайан
- Селф (с Бон Джови)
Фрэнсис Буххольц
Гизер Батлер
- Селф (Оззи Осборн Кастильо
Cinderella
- Сами
Fred Coury
- Self (Cinderella)
Scotti Hill
Matthias Jabs
Tom Keifer
- (Cinder Ellionell )
Томми Ли
- Селф (барабанщик Motley Crue)
Мик Марс
- Селф (гитарист Motley Crue)
Клаус Майне
- Директор
- Wayne Isham
- All Cast & Creat
- Производство, касса и многое другое на IMDBPRO
Сюжетная линия
.
Дата выпуска- 3 августа 1989 г. (США)
- США
- Английский
- Moscow, Russia
- Elektra Entertainment Group
Technical specs
- Runtime
2 hours 10 minutes
- Color
- Звуковой микс
Связанные новости
Внесите свой вклад в эту страницу
Предложите отредактировать или добавить отсутствующий контент
Еще для изучения
Недавно просмотренные
У вас нет недавно просмотренных страниц
Вечеринки и потасовки: за кулисами Московского фестиваля мира 1989 года
При покупке по ссылкам на нашем сайте мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
LR Ричи Самбора, Александр «Большой Саша» Минков из Парка Горького, Никки Сикс, Джон Бон Джови, Томми Ли (Изображение предоставлено: Рон Галелла / Getty Images)Если оригинальный Вудстокский фестиваль 1969 года, с его отвратительно обнаженными телами, раскованным употреблением наркотиков и беспрецедентным подходом к сдерживанию толпы – спускайтесь, братья и сестры, все это бесплатно! – был символом контркультурной «революции» конца XIX века.60-х, то не могло быть лучшего символа жадных, наркоманских, так называемых безопасных сексов 1980-х, чем Московский музыкальный фестиваль мира, прошедший ровно 20 лет — а казалось, несколько жизней — спустя.
Не говоря уже о Live Aid. Многие люди могут помнить это, но Live Aid с ее сверхцеленаправленным сбором средств и головокружительным глобальным влиянием была скорее возвратом к 60-м годам, чем подлинным выражением эпохи; культурная аберрация, которая намеренно променяла на меня чувство вины первых 80-х, чтобы вбить в голову почти анахроничный посыл: накормить детей, помочь бедным, притвориться, что Тэтчер и Рейгана никогда не существовало (и, пока вы этим занимаетесь, помогите возродить мою карьеру).
Московский Музыкальный Фестиваль Мира, однако, был по-настоящему эгоцентричным, приукрашенным мультимедийным событием пика 80-х; вдохновленный глубоко укоренившимся желанием осужденного международного наркоторговца избежать тюрьмы и горячими пожеланиями известных групп, карьерой которых он тогда руководил, не лишиться их Свенгали, их плохого папочки, их настоящего создателя денег.
Короче говоря, Московский Музыкальный Фестиваль Мира действительно интересовал только людей на сцене, а не тех, кто за ней.
Даже место проведения мероприятия казалось причудливым образом противоречащим господствовавшей рок-культуре, поскольку она существовала вплоть до 1989 года: с каких это пор московский стадион имени Ленина стал излюбленным местом проведения известных рок-групп?
Раз так сказал Док МакГи, вот когда. МакГи, если мы забудем, был тогда менеджером пяти из семи известных групп, которые появятся в московском афише: Bon Jovi, The Scorpions, Mötley Crüe, Skid Row и местной русской группы Gorky Park.
В то время как единственными другими известными артистами, появившимися на фестивале, не связанными с МакГи, — Оззи Осборном и Золушкой — управляли люди, с которыми он много раз работал на протяжении многих лет (в частности, Шэрон Осборн во время прорывного тура Crüe по США). открытие для Оззи шестью годами ранее, и когда Док отплатил услугой, позволив Лите Форд, которой тогда управляла Шэрон, открыть для Бон Джови на его 1988 мировое турне). МакГи также был осужденным преступником.
Или, как сказал барабанщик Томми Ли в официальной биографии Mötley Crüe 2001 года, The Dirt: «До того, как [МакГи] встретил нас, он вел тайную жизнь, которая рухнула на него, когда его арестовали за помощь в контрабанде 40 000 гребаных фунтов горшок из Колумбии в Северную Каролину.
Это был не единственный его арест, потому что его также обвиняли в связях с некоторыми сумасшедшими с хорошими связями, которые в начале 80-х сговорились ввезти более полумиллиона фунтов кокаина и травки в Соединенные Штаты.
Причина, по которой он смог отделаться таким легким приговором, заключалась в его дополнительном предложении создать организацию по борьбе с наркотиками, Make A Difference Foundation, для которой он собирал деньги единственным известным ему законным способом: через свою связи в музыкальном бизнесе.
Как сказал Томми: «Док знал, что любой другой, вероятно, сидел бы в тюрьме не менее 10 лет за это дерьмо, поэтому он должен был сделать что-то громкое, чтобы показать суду, что он приносит миру какую-то пользу как свободный человек. мужчина. И его мозговой штурм состоял в том, чтобы отметить 20-летие Вудстока Московским музыкальным фестивалем мира».
Но, как печально заключил Томми: «Все стало плохо с того момента, как мы вошли в самолет… На борту был так называемый доктор, который снабжал трезвых банд теми лекарствами, в которых они нуждались. ясно, что это будет монументальный праздник лицемерия».
Не то чтобы я знал об этом, когда стоял там, потный и голодный, в аэропорту Шереметева в августе 1989 года, ожидая посадки самолета. Я все еще был слишком сбит с толку самой Москвой, чтобы беспокоиться о том, что может подумать какая-либо группа. Я приехал за 48 часов до этого и обнаружил, что город охвачен такой страшной жарой, что все здравомыслящие (читай: богатые) люди бежали из города на свои летние дачи. Не то, чтобы там было что-то, что держало бы их там в холодные месяцы.
Тогда, до падения Берлинской стены, образ Москвы представлялся в воображении большой, серой, несчастной цитаделью, полной длинных лиц и еще более длинных очередей за едой. Реальность, однако, была намного хуже, чем это. Правило номер один, которое я обнаружил в свою первую ночь там, было «Еды нет». То есть ничего съедобного.
Рестораны, конечно, были, но в основном все они были закрыты. Обычно для «уборки», которая, кажется, происходила примерно шесть ночей из семи. Даже когда вы находили открытый ресторан, в нем неизменно не стоило есть. Научиться выживать в дороге — значит научиться есть что угодно. Привередливые едоки первыми бросают полотенце.
В результате на протяжении многих лет я в разные трудные моменты ловил себя на том, что ем копченую оленину и медвежьи бифштексы в Хельсинки; пить грязную воду из-под крана Рио-де-Жанейро; потягивая чили-доги и картофель фри в прилавках фаст-фуда по всей Америке; и объедаюсь сырой рыбой и холодным рисом в Токио.
Но никогда во всех своих путешествиях я не встречал ничего столь откровенно – или иронично – вызывающего рвоту, как Котлета по-киевски в России. «Как вы думаете, почему на улицах Москвы нет собак?» — заговорщицки прошептал Дмитрий — один из многих официальных «гидов» и «переводчиков», одобренных КГБ, — когда однажды ночью я снова отодвинул тарелку.
Правило номер два: Русских денег не бывает. Ну, вообще-то были — назывались «рубли», но ни один уважающий себя российский торговец их в качестве валюты не принимал. Официально рубль был эквивалентен 1 фунту стерлингов. Но на черном рынке за фунт можно было получить до 10 рублей.
Но даже тогда они просто не стоили того. На пачку рублей можно было купить только деревянную куклу и большую пушистую шапку. Единственные доступные настоящие потребительские товары продавались в магазинах только для туристов, которые принимали все основные кредитные карты, включая American Express. На самом деле, основной валютой в Москве тогда, как ни странно, были доллары США. А если у вас не было точной суммы, вы могли бросить пачку Мальборо. В качестве сдачи вы можете получить набор долларовых банкнот, 10-франковых монет и иногда серебряную немецкую марку. В качестве сдачи вам могут вручить пачку Tic-Tac со вкусом апельсина. Без шуток.
Что касается музыки… ну, в наши дни, без сомнения, в Москве скачать любимую эмо-музыку из интернета так же легко, как и где-либо еще. Однако тогда пластинки и кассеты покупались почти исключительно на черном рынке. На всю Москву был только один официальный музыкальный магазин, и когда я был в нем, там продавали тот хлам, какой можно найти на автомобильной распродаже, — пыльные пластинки Фрэнка Ифилда и самодельные кассеты The Beatles третьего поколения.
Все остальное либо было запрещено, либо просто недоступно на российском рынке. Причина этого, как позже сказал мне Джон Бон Джови, заключалась в том, что «они не платят гонорары». Он сказал, что они действительно позволили бы им выпустить альбом «Slippery When Wet» в СССР, «но мы сделали это, зная, что никогда не увидим за него денег». Если бы не тот факт, что альбом уже заработал 100 миллионов долларов по всему миру, они бы никогда не были такими щедрыми. Вместе с большинством западных групп, прилетевших на фестиваль, я остановился в «пятизвездочной» дыре за 125 фунтов стерлингов в самом сердце Москвы, в одном квартале от Красной площади и внушительной тени Кремля.
Секс-работники выстроились у входа в отель, а охранники в темных костюмах с толстыми шеями и более грубым акцентом злодеев Бонда проверяли документы у всех желающих войти. Огромные черные тараканы лениво цеплялись за стены и потолок вестибюля. В моем номере на 16-м этаже один из передовых бригад посоветовал мне проверить наличие клопов, прежде чем лечь спать.
В моей ванной из кранов текла вода насыщенно-коричневого цвета вчерашней мочи; в мыльнице лежала разлагающаяся огрызок яблока. Единственное предоставленное полотенце было тонким и хрустящим, как старая тряпка. Два окурка безжизненно плавали в унитазе. Я был действительно сбит с толку. Что, черт возьми, там произошло, когда у них была Великая революция? Разве никто не вышел на первое место в конце? А если и были, то куда эти ребята ходили есть и спать?
Я пролежал в постели всего 10 минут, когда в дверь постучали. Я думал, что это может быть КГБ. Но когда я чуть-чуть приоткрыла дверь, в вестибюле была только одна секс-работница, которая спрашивала, не хочу ли я купить шампанского («Всего десять долларов, США», — она непрошено ухмыльнулась) или, возможно, больше («Я держу вас компании, да?» Э-э, нет… спасибо).
Это происходило каждую ночь, когда я был там. На третью ночь, уже пьяная и воодушевленная после очередного дня собачьих бургеров и тик-так, я пригласила ее войти. Она спросила, может ли привести подругу, и из ниоткуда появилась еще одна женщина. Я дал им 20 долларов, и мы открыли пару бутылок шампанского. Он был настолько приторно сладким, что по вкусу Asti Spumanti напоминал Dom Perignon.
Я угрюмо сидел на кровати, пил и расспрашивал их о России. Они сошлись во мнении, что русская жизнь «очень плоха». Неважно, сказал я, Горбачев работал над этим, верно?
«Нет!» — закричали они в унисон. Горбачев был «очень, очень, очень плохой!»
Они сказали, что предпочли бы жизнь при старом режиме. По крайней мере, говорили они, можно было купить мяса и хлеба и не надо было за всем стоять в очереди. Я дал им еще 20 долларов, когда они ушли, и пошел спать, чувствуя себя хуже, чем когда-либо. Горби, возможно, был тогда огромным героем для Запада, но, очевидно, он не имел ничего общего с обычными шлюхами и пожирателями шампанского в Москве.
Я пошел спать, думая, что понял, но, конечно же, нет. Само собой разумеется, что банды были еще более растеряны, когда прибыли. Прогуливаясь под дождем по Красной площади с Оззи на следующий день после приземления, он угрюмо огляделся и резюмировал общее настроение, связанное с подготовкой к фестивалю, когда сказал: «Если бы я жил здесь постоянно, я бы вероятно, умер от алкоголизма или нюхания автомобильных покрышек — что угодно, лишь бы избавиться от этого. Я понимаю, почему здесь такая проблема с алкоголем. Больше нечего делать».
Винс Нейл и Никки Сикс из The Crüe были так же подавлены, когда я столкнулся с ними за кулисами на стадионе имени Ленина за день до первого из двух концертов.
«Для кого-то это может быть антинаркотический концерт, — пожала плечами Никки, — но не для нас. Мы говорим о противодействии злоупотреблениям. Это наша вера. Мы здесь не для того, чтобы проповедовать. Если вы скажете маленькому ребенку не употреблять наркотики, он все равно это сделает. Я знаю, что я сделал. Мы просто говорим: если вы переходите грань между использованием и злоупотреблением, то это действительно трагедия. Я пересекал эту черту много раз. И я знаю по опыту, что это плохо, и стараюсь говорить детям, чтобы они не переходили черту. Остальное зависит от них».
Но тогда Ozzy и The Crüe были единственными группами в списке, которые все еще боролись со своими собственными проблемами «злоупотребления психоактивными веществами». Действительно, Оззи арестовали за попытку задушить Шэрон через несколько недель после возвращения домой из Москвы, после того как он выпил ящик с миниатюрами русской водки, который ему подарил промоутер. В то время как Никки, Винс и ребята тогда, как известно, только что вышли из принудительного заклинания в реабилитационном центре, ехали на фургоне, за который едва цеплялись.
The Scorpions, единственная группа с Запада, выступавшая там раньше — 10 аншлаговых вечеров в Ленинграде в марте 1988 года, — были предсказуемо более оптимистичны в отношении перспектив фестиваля на хорошие дела, испортили его во время саундчека. на стадионе имени Ленина с запредельной версией Снова в СССР.
Как сказал мне впоследствии вокалист Клаус Майне: «Проблема наркотиков есть везде, во всем мире. Так что я думаю, это хорошо, что группы стоят вместе на одной сцене и говорят детям всего мира: забудьте о наркотиках. Лучший наркотик — это музыка».
В конце концов, все более серьезному Джону Бон Джови пришлось рассказать о фестивале и представить его в какой-то исторической перспективе. Однажды днем, проезжая с Джоном по городу на заднем сиденье лимузина «Зил» российского производства, я терпеливо слушал, как он лирично отзывался о Нельсоне Манделе, Бобе Гелдофе и невозможности купить холодное пиво в Москве. Двумя основными проблемами, по словам Джона, были «деньги и осведомленность».
После «производственных затрат» вся выручка от двух концертов была явно предназначена для различных наркологических и алкогольных «реабилитационных центров» и программ «Осведомленность о злоупотреблении психоактивными веществами», особенно в Советском Союзе, где до начала горбиевской перестройки этого не было. официально признал, что проблема с наркотиками или алкоголем даже существовала.
Дополнительной «вишенкой на торте» была возможность «сделать то, чего еще не делала ни одна другая рок-группа». Live Aid была посвящена помощи жертвам голода в Африке; Москва была о помощи детям ближе к дому.
«Знаете, на этом этапе игры вы как будто спрашиваете себя: «Что мы можем сделать такого, чего еще не сделали Led Zeppelin, Rolling Stones или Beatles?». Мало того, что мы приедем ради благого дела, мы также устроим такое рок-шоу, какого еще не было в Советском Союзе». Майне выглянул из окна сквозь свои солнцезащитные очки на льющий дождь, а затем добавил: «Люди всегда готовы задаться вопросом о мотивах, стоящих за тем, почему группа рок-звезд захотела собраться вместе и сделать что-то подобное. И, конечно же, время от времени вы неизбежно сталкиваетесь со столкновением эго. Это не самая простая вещь в мире, мы точно это выяснили! Но в конце концов, я смотрю на это так.
«Я бы не знал о ситуации с Нельсоном Манделой так, как сейчас, если бы меня не привлекли к ней художники из Amnesty. Или я не думаю, что когда-либо знал об Эфиопии так, как знаю. теперь, если бы не Боб Гелдоф. Так что это замечательная вишенка на торте. Вы можете увидеть всех этих больших исполнителей, которые мне тоже нравятся, но в конечном итоге за этим стоит причина. И это то, что повышает вашу осведомленность ».
Все это было правдой. И все же за кулисами все еще маячили несколько призраков. Не в последнюю очередь призрак Aerosmith, который не только отказался от участия в одиннадцатом часу, но и настоял на своем вкладе в официальный 9Альбом 0299 Make A Difference (версия альбома The Doors Love Me Two Times) был изъят из окончательного тиража после того, как в частном порядке выразил беспокойство по поводу того, куда именно уходят все деньги.
Затем Оззи пригрозил отказаться от участия в мероприятии за ночь до первого выступления, когда МакГи внезапно сменил свое место в списке с третьего на четвертое, подняв Mötley Crüe на место выше Оззи. МакГи отнесся к угрозе достаточно серьезно, чтобы вернуть Оззи на его первоначальное место в списке, чуть ниже Scorpions и Bon Jovi, и Оззи сдержал свое обещание и выступил на шоу.
Что Mötley Crüe думает об этом, стало ясно только 12 лет спустя, когда вышла The Dirt. По словам Томми, «Док говорил каждой группе что-то свое, чтобы заставить их выступить с концертом. Джон Бон Джови думал, что это просто еще одна остановка в его мировом турне в качестве хедлайнеров, в то время как мы думали, что это должно было быть небольшим, сокращенный набор. Затем менеджер по производству сообщил нам, что нас понизили в должности. Мы были впереди Оззи и Скорпионов, я был чертовски в ярости.
Док должен был быть нашим менеджером, заботящимся о наших интересах, и он отдавал предпочтение одному из своих новых клиентов, Бон Джови, а не нам и Scorpions, которые в России были массовыми. «Идите вы, Док, — сказала ему Никки. — Мы не летели всю дорогу до России». выступать на разогреве, в то время как Bon-fucking-Jovi будет хедлайнером на полтора часа. Что с этим делать?»
После окончания шоу, по словам Томми, он «выследил Дока и нашел его за кулисами». Я подошел прямо к нему и толкнул его в его толстую маленькую грудь, повалив его на землю, как сломанного Weeble. Пока он лежал, Никки сообщила новость: «Док, вы снова нам солгали. На этот раз ты, блядь, уволен!»
Последний раз, когда я видел Джона Бон Джови в той поездке, он был на Красной площади, все еще ища холодного пива.
«Вы уже открыли для себя здесь ночную жизнь?» — с надеждой спросил он меня.
Я покачал головой. Мы стояли на ступенях Азильского собора на Красной площади вместе со всеми иногородними и туристами, ожидая смены караула у ворот Кремля. Я не думаю, что кто-то из нас знал, что это действительно имело значение…
Среди всего закулисного хаоса, как же провалились концерты в Москве?
Несмотря на закулисные споры – барабанщик Mötley Crüe Томми Ли даже ударил промоутера Дока МакГи, когда понял, что хедлайнеры Bon Jovi должны использовать пиротехнику, что, как было сказано всем группам, строго запрещено – с точки зрения музыки Московский музыкальный фестиваль мира прошел с триумфом.
Несмотря ни на что, каждая группа наконец вышла на сцену и сыграла по шесть песен. Skid Row пронесся через сет, в котором были представлены песни Sex Pistols Holidays In The Sun , Оззи Осборн смешал свой собственный сольный материал ( Shot In The Dark и Suicide Solution ) с парой классических композиций Black Sabbath ( Sweet Leaf). , Paranoid ) на огромный отклик.
Золушка была на пике своих возможностей — превратилась в набор, который включал высоковольтные версии Falling Apart At The Seams и Coming Home , в то время как Mötley Crüe направили свой гнев в сгусток панковской энергии с помощью свирепого набора , в который вошли Girls Girls Girls и Wild Side .
Группа Scorpions была встречена с большим энтузиазмом – в то время они были, пожалуй, самой популярной группой в списке – и Парк Горького не отставал.
В довершение всего, Джон Бон Джови продемонстрировал свое мастерство в завоевании популярности среди местных жителей, надев пальто и шапку русской армии, когда группа прорвалась через шоу, в котором участвовали Кровь на крови, Разыскивается живым или мертвым и Возложи на меня руки . Обе ночи завершились незабываемым джем-сейшном; участники всех групп, к которым присоединился барабанщик Джейсон Бонэм, приняли участие в Hound Dog Элвиса (первая ночь), Long Tall Sally Литтл Ричарда (вторая ночь) и Rock And Roll Led Zeppelin (обе ночи).
Зарегистрируйтесь ниже, чтобы получать последние новости от Classic Rock, а также эксклюзивные специальные предложения прямо на ваш почтовый ящик!
Свяжитесь со мной, чтобы сообщить новости и предложения от других брендов FutureПолучайте электронные письма от нас от имени наших надежных партнеров или спонсоровМик Уолл — самый известный в Великобритании рок-писатель, автор и создатель теле- и радиопрограмм, а также автор многочисленных книг, получивших признание критиков, в том числе бестселлеров о Led Zeppelin ( Когда гиганты ходили по Земле ), Metallica ( Войди в ночь ), AC/DC ( Ад — неплохое место для жизни ), Black Sabbath ( Симптом Вселенной ), Лу Рид, The Doors ( Любовь становится погребальным костром ), Guns N’ Roses и Лемми.