Расстояние между рядами парт должно быть – —

Расстояние между партами по санпину. Новые нормы санпин для школьников

4.27. В помещениях начальных классов………… устанавливаются умывальные раковины.

Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать, с учетом росто- возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1 — 4 классов и на высоте 0,7 — 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 — 15 . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 — 6 см — 2-го и 3-го номеров и на 7 — 8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам

11015-93

11016-93

Группа роста

(в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

Оранжевый

Фиолетовый

Свыше 1750

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

Между рядами двухместных столов — не менее 60;

Между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70;

Между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50;

От последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, — 100;

От демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;

От первой парты до учебной доски — не менее 240;

Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;

Высота нижнего края учебной доски над полом — 70 — 90;

Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели — не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок д

traffgui.ru

Тест «Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций»

Тест 1

«Санитарно-эпидемиологические

правила и нормативы для школы. Глава 5»

на основе материалов САН ПиН 2.1.3.2630-10 с изменениями на 2018 год для школы

Вопрос №1

Красным цветом маркируется мебель соответствующая следующим параметрам:

а) группа роста: 145 — 160 см.

б) высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику 64 см

в) высота над полом переднего края сиденья 38 см

Варианты ответа:

  • верны утверждения аб

  • верны утверждения ав

  • верны утверждения бв

  • верны все утверждения

  • верного утверждения нет

Вопрос №2

При оборудовании учебных помещений между рядами двухместных столов соблюдаются следующие размеры проходов в сантиметрах:

Варианты ответа:

Вопрос №3

При оборудовании учебных помещений между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

Варианты ответа:

Вопрос №4

При оборудовании учебных помещений от первой парты до учебной доски соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

Варианты ответа:

не менее 40 см

не менее 50 см

не менее 60 см

верное утверждение отсутствует

Вопрос №5

В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование

Варианты ответа:

  • должно соответствовать ростовым данным обучающихся.

  • может соответствовать ростовым данным обучающихся.

  • подбирается в зависимости от возможностей образовательного учреждения

Вопрос №6

Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня,

Варианты ответа:

  • могут быть совмещенными

  • должны быть раздельными для мальчиков и девочек.

  • верное утверждение отсутствует

ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ;

Глава V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций

САН ПиН 2.1.3.2630-10 с изменениями на 2018 год

 

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 — 15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 — 6 см — 2-го и 3-го номеров и на 7 — 8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1 Размеры мебели и ее маркировка

 

 

 

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 — 1300 мм — 750 мм, 1300 — 1450 мм — 850 мм и 1450 — 1600 мм — 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 — 17°.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7 — 10 мин., а для обучающихся II — III ступени образования — 15 минут.

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

— между рядами двухместных столов — не менее 60;

— между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70;

— между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50;

— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, — 100;

— от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;

— от первой парты до учебной доски — не менее 240;

— наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;

— высота нижнего края учебной доски над полом — 70 — 90;

— расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели — не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных организациях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Абзац исключен. — Изменения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72.

Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных — 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65 — 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных организаций при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

(в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72)

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 — 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600 x 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен — не менее 0,6 м, от отопительных приборов — 0,2 м, ширина прохода между кроватями — не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей — 0,3 — 0,4 м.

infourok.ru

Какое расстояние от первой парты до доски?

Сделать учебный процесс максимально продуктивным позволяет грамотная организация рабочего пространства. С этой целью правительством России были разработаны санитарно-эпидемиологические требования, которыми регламентируется расположение мебели в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10). Неправильно расставленное и развешенное учебное оборудование может стать причиной нарушения зрения у детей и развития сколиоза. Учащиеся должны хорошо видеть изображение на доске с любого места кабинета без необходимости напрягать глаза, фокусировать взгляд или приподниматься с места.

Согласно действующих на территории Российской Федерации с 2011 года нормативов, расстояние от первого ряда парт до доски в ученических кабинетах квадратной или прямоугольной формы должно равняться 240 сантиметрам. При трех- или четырехрядной расстановке мебели возможны отклонения на 60 см — до 3 м. При этом, самые удаленные столы должны находиться не далее, чем на отрезке 8,6 метров от навесного оборудования.

С целью соблюдения норм освещения и улучшения видимости рекомендуется установить светодиодную подсветку на раму доски.

Другие нюансы

Основные нормативы организации пространства учебного кабинета:

  • Угол обозрения составляет не менее 35 градусов для учащихся второй-третьей ступени образования и 45 — для первой. Примечательно, что норма установлена для доски шириной в 3 метра;
  • Нижняя поперечная планка учебной панели располагается на высоте не менее 70-90 см от пола;
  • Парты находятся на расстоянии от 0,6 метров друг от друга;
  • При наличии демонстрационного стола его следует установить в 100 сантиметрах от учебной доски;
  • Экран для воспроизведения видео или учебных презентаций нужно смонтировать не ближе, чем в двух метрах от первой парты.

Ответственность за обеспечение комфортной и соответствующей возрасту мебелью, а также ее правильной расстановкой в школьном или дошкольном учреждении лежит на заведующем учебной частью. Перед приобретением мебели важно провести все необходимые замеры для повышения результативности обучения с исключением дискомфорта.

mel-marker.ru

Методические рекомендации об использовании ученической мебели

Приложение к письму

заместителя Министра здравоохранения — Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь

от 20 марта 2017 г. № 6-16/486 

Методические рекомендации об использовании ученической мебели

(предназначены для специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, медицинских работников, осуществляющих медицинское обслуживание учащихся) 

Учреждения образования относятся к числу учреждений, в которых дети проводят значительную часть жизни в период их интенсивного роста и развития. В это время функциональное состояние организма и его здоровье в значительной степени определяется условиями организации образовательного процесса.

Использование ученической мебели, соответствующей гигиеническим требованиям, имеет большое значение для профилактики нарушений осанки и зрения у детей, а также обеспечения гармоничного физического развития, длительной работоспособности детей. 

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ 

Оснащение учреждений образования ученической мебелью регламентировано действующими Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 № 206 (далее – Санитарные правила).

Согласно Санитарным правилам:

«п. 74. В зависимости от назначения учебных помещений в учреждениях образования используют различные виды ученической мебели:

школьная парта;

столы ученические одноместные и двухместные аудиторные или лабораторные в комплекте со стульями;

конторки.

Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера.

Использование вместо стульев табуреток и скамеек запрещается.

Шкафы и другое оборудование устанавливаются у задней стены учебного помещения.

77. Углы и ребра крышек столов, сидений и спинок стульев должны быть закруглены, не иметь острых выступающих частей и заусенцев.

При ремонте ученической мебели не должны изменяться основные размеры каждой группы столов и стульев, парт.»

В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащегося. Одновременно возникают условия, способствующие нарушениям остроты зрения, осанки.

Гигиенические требования, предъявляемые к ученической мебели, в первую очередь касаются ее размеров. Специальными антропометрическими измерениями было установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели, и их соотношения, при колебании роста детей в пределах 15 см существенно не разнятся. Поэтому данный принцип заложен в Санитарных правилах и межгосударственных стандартах, устанавливающих требования к функциональным размерам ученической мебели (парта, стол, стул). 

Основные размеры ученической мебели 

Номер ученической мебели

Цвет маркировки ученической мебели

Рост учащегося,

в см

Размеры ученической мебели

Высота ученических столов (парт),

в см

Высота ученических стульев,

в см

1

Оранжевый

от 100 до 115

46

26

2

Фиолетовый

от 115 до 130

52

30

3

Желтый

от 130 до 145

58

34

4

Красный

от 145 до 160

64

38

5

Зеленый

от 160 до 175

70

42

6

Голубой

свыше 175

76

46

7

Черный

свыше 185

82 (столы)

50

Кроме высоты столов и стульев в ученической мебели должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, спинки и сиденья стула. Эти соотношения нормируются значениями дифференция, дистанция спинки и дистанция сиденьяи используются при установлении размерных параметров ученической мебели (приложение 1).

У каждого стула должна быть профилированная спинка, которая используется как дополнительная опора.

На видимых наружных поверхностях столов, парт и стульев должна быть нанесена фабричная цифровая и (или) цветовая маркировка, соответствующая номеру мебели маркировка в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы не менее 10×15 мм, хорошо видимая со стороны прохода между рядами. Способ нанесения цветовой маркировки должен обеспечивать ее длительную сохранность. Допускается нанесение цветовой маркировки выполненной печатным способом с самоклеящейся основой.

Ученическая мебель выпускается нерегулируемой и регулируемой по высоте на три, четыре и пять номеров(приложение 2).

Нерегулируемая по высоте ученическая мебель является оптимальной при подборе в соответствии с ростом.

В регулируемой по высоте мебели невозможно обеспечить все размеры стула в соответствии с антропометрическими данными учащихся. Вместе с тем, регулируемая по высоте мебель получила наиболее широкое распространение с учетом ряда ее преимуществ над нерегулируемой. Так, регулирование ученической мебели на 3, 4 и 5 номеров дает возможность подбора ее по росту практически всем учащимся,  не требуется ежегодное в начале и середине учебного года передвижение мебели из одного учебного помещения в другое, что способствует сохранности мебели.

Преимущественным видом ученической мебели для учащихся              1 — 4-х классов должна быть парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7 — 12°. При использовании ученических столов и стульев существует вероятность подмены стульев (при проведении уборки помещения, к примеру) и их несоответствия номеру стола, также повышается вероятность неправильной позы учащегося ввиду значительного отодвигания стула от стола или его задвигания под стол. В парте же величина дистанции сиденья остается постоянной величиной (передний край поверхности сиденья заходит за край рабочей плоскости парты со стороны сидящего на 4 см).

При выборе ученических столов предпочтение должно отдаваться столам с наклонной рабочей поверхностью (под углом от 7 до 16°).

В соответствии с законодательством Евразийского экономическогосоюза и Республики Беларусь ученическая мебель подлежит обязательной сертификации, ее безопасность должна быть подтверждена сертификатом соответствия. 

ТРЕБОВАНИЯ К РАССТАНОВКЕ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ 

Согласно требованиям Санитарных правил:

«76. При расстановке столов и парт должны соблюдаться следующие требования:

столы и парты расставляются преимущественно в три ряда по номерам: меньшие – ближе к классной доске, большие – дальше;

для детей с нарушением слуха и зрения парты (столы) независимо от их номера ставятся первыми;

столы и парты устанавливаются параллельно стене со световыми оконными проемами при обязательном левостороннем освещении;

расстояние между рядами одноместных столов должно быть не менее 0,5 м, двухместных – не менее 0,6 м;

расстояние первого ряда столов и парт от стены со световыми оконными проемами – не менее 0,5 м;

расстояние третьего ряда столов и парт от внутренней стены – не менее 0,5 м;

расстояние последних столов, парт до задней стены – не менее 0,7 м;

наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной     доски – не более 8,6 м;

расстояние от первых столов, парт до доски должно быть 1,6 — 2,0 м в среднем ряду и 2,4 м – в крайних рядах (должно обеспечивать угол рассмотрения 35º).

Могут использоваться другие варианты расстановки столов и парт с обязательным соблюдением установленного гигиенического норматива уровня естественной освещенности рабочих мест, правостороннее освещение должно быть кратковременным.

82. Высота подвеса нижнего края классной доски должна быть     85 см в учебных помещениях для учащихся 1 — 4-х классов и 95 см  для учащихся 5 — 11- х (12-х) классов. Классные доски должны иметь лоток для задержания меловой пыли, хранения мела, уборочных салфеток или ветоши, держатель для указки и чертежных принадлежностей.». 

ТРЕБОВАНИЯ К РАССАЖИВАНИЮ УЧАЩИХСЯ

ЗА УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛЬЮ 

Основным критерием при подборе ученической мебели для организации оптимального рабочего места учащихся является длина его тела.

Для рационального подбора мебели рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

Измерения длины тела проводят в обычной обуви. При измерении длины тела ребенок становится спиной к ростовой линейке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова – в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены в одной горизонтальной плоскости. Для измерения длины тела горизонтальную планку опускают до соприкосновения с головой ребенка без надавливания. Необходимо следить за тем, чтобы обследуемый ребенок не прислонялся затылком к вертикальной стойке ростомера и не запрокидывал голову. Измерение длины тела проводится с точностью до 0,5 см.

Если используются данные роста из медицинских документов учащегося, необходимо к указанным показателям прибавить 2 см на высоту каблука.

Каждый учащийся должен знать, каким цветом должно быть промаркировано его рабочее место, следить за тем, что бы совпадала маркировка парты (стола) и маркировка стула.

В каждом учебном помещении должна быть установлена ученическая мебель 2 — 3 размеров в соответствии с ростом учащихся. Как правило, в каждой возрастной группе учащихся один из номеров мебели преобладает (1-е классы – № 1,  2-е классы – № 2,  3-и классы – № 3,         4-е классы  – № 4,  5 — 9 классы – № 5,   10 — 11 классы  – № 6).

Для оптимального подбора ученической мебели для учащихся            5 — 11-х классов нецелесообразно использование кабинетной системы обучения,за исключением кабинетов информатики, химии, физики, трудового обучения.

При необходимости организации занятий в две смены оптимальным является размещение в одном учебном помещении учащихся одного возраста (третий-третий классы, четвертый-четвертый классы) или смежных по возрасту классов (третий-четвертый классы или пятый — четвертый классы). Однако на практике распространено, когда все третьи и четвертые классы обучаются во вторую смену, при этом третьи классы размещают в помещениях первых классов, а четвертые – в помещениях вторых классов. В данном случае ориентироваться при установке мебели необходимо на более старшую возрастную группу и предусмотреть установку дополнительных парт для оптимального подбора мебели. В случае невозможности подбора мебели в соответствии с ростом, возможно рассаживание учащихся за мебелью на один номер больше и исключение рассаживания за мебелью меньшего номера.

Согласно требованиям Санитарных правил:

«128. Рассаживание учащихся проводится с учетом их роста и состояния здоровья дважды в течение учебного года (сентябрь, январь).

Рассаживание учащихся с нарушениями и отклонениями в состоянии здоровья за ученической мебелью должно проводиться с учетом рекомендаций врача с соблюдением следующих требований:

учащихся со сниженной остротой зрения и слуха рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом – в первый и третий ряды;

учащихся с ревматическими заболеваниями, часто болеющих ангиной, острым воспалением верхних дыхательных путей необходимо рассаживать дальше от окон;

учащихся, пишущих левой рукой, рассаживают за партой парами или по одному, либо слева от пишущих правой рукой;

не менее двух раз за учебный год учащиеся, сидящие в первом и третьем рядах, меняются местами, не нарушая соответствия мебели росту.»

Учащихся с нарушением остроты зрения целесообразно рассаживать в ряду у окна, при хорошей коррекции зрения – в любом ряду.

Для учащихся 1 — 4 классов с избыточной массой тела целесообразно использование вместо парты стола и стула ученического.

В школах все более активно стали использоваться конторки. Использование конторок в учебном процессе повышает двигательную активность детей на уроке, уменьшает статическую нагрузку на позвоночник, восполняет дефицит механической нагрузки на стопы и суставы нижних конечностей. Особое значение использование конторок в процессе обучения имеет для первоклассников, так как это помогает адаптировать их к вынужденным статическим нагрузкам.

Целесообразно устанавливать в учебном помещении не менее 2-х конторок (для возможности использования двух возрастных групп без регулирования высоты столешницы).

К конторкам согласно Санитарным правилам предъявляются следующие требования(пункты 75, 76, 128):

высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к учащемуся, должна быть 75 см для учащихся ростом        115 — 130 см, 85 см  ростом 130 — 145 см, 95 см  ростом 145 — 160 см;

угол наклона столешницы должен быть 15 — 17°;

конторки устанавливаются последними в рядах или в первом ряду от стены, противоположной стене со световыми оконными проемами с соблюдением требований по размерам проходов;

продолжительность непрерывной работы за конторкой – 7 — 10 минут для учащихся 1 — 4 классов, 15 минут — для учащихся 5-11-х (12-х) классов.

Оптимальными являются конторки, у которых столешница закреплена на 2-х опорах с размером не менее 60 см×60 см, регулируемые по высоте, имеющие держатель для учебника.

При рассаживании учащихся за ученической мебелью используются рекомендации врача согласно медицинским справкам, рекомендации врача должны быть отражены в классном журнале в сведениях о состоянии здоровья учащихся.

Сведения о результатах рассаживания учащихся заносятся учителем  в классный журнал по установленной форме. В случае невозможности подбора мебели в соответствии с ростом учитель должен сообщить завучу для решения проблемы подбора мебели.

Контроль за правильностью рассаживания учащихся за мебелью, как правило, возлагается на завуча учреждения.

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения воспитывать и формировать правильную рабочую позу учащихся за партой (столом).

Для формирования правильной осанки необходимо научить ребенка сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу:

сидеть глубоко на стуле;

ровно держать корпус и голову;

ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол;

при размещении учащегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь;

предплечья должны свободно лежать на столе, не прижимаясь к нему, на тетради лежит правая рука и пальцы левой руки;

расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев;

при овладении навыками письма учащийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя – сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Оценка соответствия между столом и стулом  – согласно приложению 3.

В учебном помещении следует поместить рисунок «Правильно сиди при письме», чтобы учащиеся всегда имели его перед глазами. Выработка определенного навыка достигается объяснением, подкрепленным показом, а также систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки учитель должен повседневно контролировать правильность позы учеников во время занятий. Роль учителя в формировании среди учащихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения, когда у них формируется этот навык.

Целесообразно в пределах компетенции педагогических работников согласно данным Методическим рекомендациям предложить заместителям директоров по учебно-воспитательной работе учреждений общего среднего образования проводить ежегодно тестирование учителей по теме «Ученическая мебель» по предлагаемым вопросам согласно приложению 4. 

ГП НПЦГ– Грекова Н.А., Полянская Ю.Н., ГУ РЦГЭ и ОЗ – Малахова А.А.

                                                        Приложение 1

к Методическим рекомендациям

об использовании

ученической мебели 

Основные гигиенические принципы, заложенные при установлении размерных параметров ученической мебели 

Кроме высоты столов и стульев межгосударственными стандартами устанавливается ряд других немаловажных параметров мебели. Размеры и соотношения основных частей ученических стола и стула (парты) установлены на основании специальных антропометрических исследований учащихся.

Так, для определения высоты сиденья в качестве ведущей величины принята средняя длина голени со стопой. Рассчитывая глубину сиденья, исходят из неполной средней величины бедра учащегося.

Посадка учащихся устойчива и менее утомительна, площадь опоры достаточна, если глубина сиденья предусматривается не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра.

В ученической мебели должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, спинки и сиденья стула. Эти соотношения нормируются значениями дифференция, дистанция спинки и дистанция сиденья. 

Основные параметры, определяющие соответствие парты росту ребенка:  1 – высота обращенного к ученику края крышки; 2 – высота сиденья;  3 – дифференция; 4 – отрицательная дистанция; 5 – дистанция спинки;    6 – откидная часть крышки;  7 – глубина сиденья. 

Расстояние (по вертикали) от края стола со стороны сидящего до сиденья – дифференция, равна разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки учащегося с добавлением 5 — 6 см: заниженная или завышенная дифференция вынуждает учащегося опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к ассиметрии тела, нарушению осанки, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).

Расстояние (по горизонтали) от края крышки стола со стороны сидящего до спинки стула – дистанция спинки, считается оптимальной, если она не превышает передне-задний диаметр туловища учащегося более чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки учащийся лишен возможности использовать спинку стула как дополнительную опору: центр тяжести туловища по отношению к точке опоры смещается вперед. При недостаточной дистанции спинки учащийся оказывается зажатым между крышкой стола и спинкой сиденья: рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается, утомление прогрессирует, работоспособность падает.

Расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола со стороны сидящего и краем сиденья – дистанция сиденья, должно быть только отрицательным (не менее 4-х см и не более 8 см). При нулевой и особенно положительной дистанции сиденья учащийся, для правильного размещения предплечья на столе, вынужден тянуться вперед: рабочая поза становится неудобной, усугубляющей статическую нагрузку.

Согласно межгосударственным стандартам ученическая мебель выпускается нерегулируемой и регулируемой по высоте на три, четыре и пять номеров (приложение 2).

В регулируемой по высоте ученической мебели ряд размерных параметров остаются неизменными (к примеру, ширина и глубина сиденья, ширина и длина спинкии нормируются по наибольшему номеру, а отдельные параметы стульев (эффективная глубина сиденья, высота линии перегиба спинки, высота нижнего края спинки над сиденьем и высота верхнего края спинки над сиденьем) нормируются по среднему размеру.В связи с вышеуказанным иногда можно услышать мнение о несоответствии производимой мебели отдельным пропорциям тела учащегося.

Приложение 2

к Методическим рекомендациям

об использовании

ученической мебели 

Выдержки из межгосударственных стандартов по ученической мебели

В соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 11016-93 (ИСО 5970-79) «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры» (с внесенными изменениями № 1 в 2012 г. и № 2 в 2013 г.) стулья производятся 7 размеров.

Таблица 1

Наименование размера

Значение для стула (в мм), номера

1

2

3

4

5

6

7

Высота сиденья h5

260

300

340

380

420

460

500

Эффективная глубина сиденья* (допускается отклонение минус 20 мм) t4

260

290

330

360

380

400

420

Ширина сиденья b3, не менее

250

270

290

320

340

360

360

Высота линии перегиба спинки w, не более

160

170

190

200

210

220

230

Высота нижнего края спинки над сиденьем h6, не более

120

130

150

160

170

190

200

Высота верхнего края спинки над сиденьем h7, не более

250

280

310

330

360

400

440

Ширина спинки b4, не менее

250

250

250

280

300

320

320

Радиус изгиба переднего края сиденья r1 **

20-50

20-50

20-50

20-50

20-50

20-50

20-50

Радиус спинки в плане r2, не менее***

300

300

300

300

300

300

300

Угол наклона сиденья δ, град

0-4

0-4

0-4

0-4

0-4

0-4

0-4

Угол наклона спинки β, град

95-130

95-130

95-130

95-130

95-130

95-130

95-130

* Эффективная глубина сиденья –размер по горизонтали от передней кромки сиденья до наиболее выпуклой части спинки, измеряемый по оси стула и соответствующий минимальной глубине сиденья.

** Отсутствует при наличии наклона передней половины сиденья.

*** Допускается прямая спинка, не имеющая радиуса в плане.

Допускается угол наклона передней половины сиденья до плюс 8°.

Ученические стулья изготавливаются двух типов: I – стулья с постоянными параметрами; II – стулья с регулируемыми параметрами.

Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление не должно быть более 10 мм и должно занимать задние 2/3 эффективной глубины сиденья. Самая глубокая часть должна приходиться на точку, расположенную от передней кромки сиденья на 3/4 его эффективной глубины.

Углы сиденья и спинки стула должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10 — 30 мм.

Высота сиденья h5в стульях типа II должна регулироваться по размерам: 1 — 3, 3 — 5 и 5 — 7. 

В стульях номеров 1 — 3 эффективная глубина сиденья, высота линии перегиба w спинки, высота нижнего края спинки над сиденьем hи высота верхнего края спинки над сиденьем h7должны соответствовать нормам для стула номера 2. Ширина сиденья b3, ширина спинки b4 и остальные размеры должны соответствовать значениям, указанным для стула номера 3.

В стульях номеров 3 — 5 эффективная глубина сиденья, высота линии перегиба спинки w, высота нижнего края спинки над сиденьем hи высота верхнего края спинки над сиденьем h7должны соответствовать нормам для стула номера 4. Ширина сиденья b3, ширина спинки b4 и остальные размеры должны соответствовать нормам для стула номера 5.

В стульях номеров 5 — 7 эффективная глубина сиденья, высота линии перегиба спинки w, высота нижнего края спинки над сиденьем hи высота верхнего края спинки над сиденьем h7должны соответствовать нормам для стула номера 6. Ширина сиденья b3, ширина спинки b4 и остальные размеры должны соответствовать нормам для стула номера 7.

            В соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79) Столы ученические. Типы и функциональные размеры (с изменением № 1 в 2013 г.)  столы производятся 7 размеров.

Наименование размера

Значение для стола, номера

1

2

3

4

5

6

7

Высота рабочей плоскости h1, не менее

460

520

580

640

700

760

820

Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног) h2,   не менее

350

410

470

530

590

650

710

Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях)h3, не менее

350

350

400

400

450

500

550

Ширина рабочей плоскости t1, не менее

450

500

500

500

500

500

sopockin.schools.by

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 — 15 . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 — 6 см — 2-го и 3-го номеров и на 7 — 8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 — 1300 мм — 750 мм, 1300 — 1450 мм — 850 мм и 1450 — 1600 мм — 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 — 17 .

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7 — 10 мин, а для обучающихся II — III ступени образования — 15 минут.

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

— между рядами двухместных столов — не менее 60;

— между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70;

— между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50;

— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, — 100;

— от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;

— от первой парты до учебной доски — не менее 240;

— наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;

— высота нижнего края учебной доски над полом — 70 — 90;

— расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели — не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных — 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65 — 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2 столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных учреждений при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 — 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен — не менее 0,6 м, от отопительных приборов — 0,2 м, ширина прохода между кроватями — не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей — 0,3 — 0,4 м.

studfile.net

Нормы есть?

Шутите???
5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

— между рядами двухместных столов — не менее 60;

— между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70;

— между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50;

— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, — 100;

— от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;

— от первой парты до учебной доски — не менее 240;

— наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;

— высота нижнего края учебной доски над полом — 70 — 90;

— расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели — не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

5.7. — требования к классной доске

Ну как так можно, а?

eva.ru

Об использовании школьной мебели. Методические указания, Методические указания Минздрава СССР от 14 марта 1985 года №3225-85,

Настоящие методические указания разработаны Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР, НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, НИИ физиологии детей и подростков и НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР, подготовлены к утверждению Управлением снабжения школ учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием Министерства просвещения СССР.

Методические указания разрешаются к размножению в необходимых количествах.

УТВЕРЖДЕНЫ

Зам. Главного Государственного санитарного врача СССР В.Е.Ковшило 14.03.85 N 3225-85

Заместителем Министра просвещения СССР К.Г.Ножко


Во исполнение основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 313 «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» совершенствуется структура общеобразовательной школы, обеспечивается дальнейшее развитие и укрепление ее материально-технической базы, улучшение условий работы.

В деле улучшения условий работы важное место занимают вопросы оснащения школ мебелью. Для обеспечения работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у детей и подростков большое значение имеет использование школьной мебели, соответствующей гигиеническим требованиям.

В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащихся. Возникают условия, способствующие нарушению осанки, развитию близорукости и ее прогрессированию.

Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, в первую очередь, касаются ее размеров.

Специальными измерениями установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели и их соотношений, при колебании роста детей и подростков в пределах десяти-пятнадцати сантиметров, существенно не разнятся.

С 1972 года для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 см. В соответствии с этой шкалой в стандартах на школьную мебель (приложение 1) предусмотрено изготовление для учащихся парт, столов и стульев пяти групп: А, Б, В, Г и Д (табл.1).

Таблица 1

Размеры парт, столов и стульев

Группы мебели

Группы роста школьников, в см

Высота края крышки стола, обращенного к ученику, над полом, в см

Высота переднего края сиденья над полом, в см

Цвет маркировки

А

до 130

54,0

32,0

желтая

Б

130-145

60,0

36,0

красная

В

145-160

66,0

40,0

голубая

Г

160-175

72,0

44,0

зеленая

Д

свыше 175

78,0

48,0

белая

МАРКИРОВКА МЕБЕЛИ

Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь фабричную и цветовую маркировки.

На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула, на внутренних поверхностях крышки и сиденья парты наносится обозначение группы мебели (в числителе) и диапазон роста школьников, для которых мебель предназначена (в знаменателе), например, .

Цветовая маркировка мебели наносится на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм (табл.1) и должна быть видна со стороны прохода межу рядами.

РАССТАНОВКА МЕБЕЛИ

Первыми во всех трех (четырех) рядах ставят мебель группы А, вторыми — группы Б, третьими — группы В и т.д. При необходимости поставить мебель больших размеров ближе к доске, ее следует ставить только в крайних первом или третьем (четвертом) рядах.

Рабочие места в учебных кабинетах за первыми и вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепотная — от 0,5 до 1 м). Школьникам с пониженной остротой зрения отводятся места ближе к окну за первыми столами (партами), где наиболее благоприятные условия освещения естественным светом. При хорошей коррекции остроты зрения очками, школьники могут сидеть в любом ряду.

Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.

Не менее 2 раз в год школьников, сидящих в крайних первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся. Это необходимо проводить с целью профилактики нарушения осанки.

Между рядами столов (парт) и стенами учебного помещения соблюдаются следующие установленные расстояния:

— в учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации от наружной стены до ряда столов (парт) — не менее 0,5 м; от внутренней стены — не менее 0,5 м; от задней стены до столов (парт) — не менее 0,65 м; от классной доски до первых столов (парт) — не менее 1,6-2,0 м, а в кабинетах, имеющих демонстрационные столы — не менее 2,5 м; между рядами одноместных столов — не менее 0,5 м, двухместных — не менее 0,6 м;

— в учебных помещениях квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от классной доски до первых столов (парт) должно быть не менее 2,5 м, что при длине доски в 3 м обеспечивает угол рассматривания для школьников, сидящих за первыми столами (партами) в первом и четвертом рядах, не менее 30°.

Для обеспечения угла рассматривания в 35° расстояние от доски до первых столов в крайних рядах должно быть увеличено до 2,4 м при трехрядной расстановке и 3,0 м — при четырехрядной.

ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА ШКОЛЬНИКОВ

Рост школьников измеряют в обычном обуви ростомером или специальной рейкой длиной 2 м. На одной стороне рейки наносят деление с интервалом в 15 см, начиная с 130 см. В промежутках между делениями проставляют обозначения групп мебели.

Если используются данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах, то в этом случае к показателю роста прибавляют 2 см на обувь.

Учитель, классный руководитель или заведующий кабинетом, с учетом полученных данных о росте школьников, рассаживает их за парты или столы соответствующей группы.

Рекомендуется в каждом учебном помещении рядом с дверью иметь цветную мерную линейку, на которую наносятся, соответственно группам мебели, цветовые полосы шириной 15 см: желтая — на высоте от 115 до 130 см от пола, красная — от 130 до 145 см, голубая — от 145 до 160 см, зеленая — от 160 до 175 см, белая — от 175 до 190 см. Школьники могут самостоятельно измерить свой рост и найти маркировочный цвет необходимой мебели.

Данные о дате измерения роста, группе мебели, состоянии зрения и слуха школьников заносятся в классный журнал. Каждый школьник должен знать цвет маркировки, соответствующий его росту.

Для облегчения рассаживания школьников I-IV классов рекомендуется в начале каждого учебного года заполнять лист здоровья с указанием фамилии, роста, состояния зрения и слуха каждого школьника, а также цвета маркировки столов (парт) и стульев. Лист подписывается классным руководителем и школьным врачом, утверждается директором школы и должен являться действенной формой контроля за правильным использованием школьной мебели.

ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДБОР ПАРТ, СТОЛОВ И СТУЛЬЕВ

Классы и учебные кабинеты должны оборудоваться мебелью двух или трех ростовых групп в соответствии с ростом школьников в разных классах (табл.2).

Таблица 2

Примерное распределение школьников I-XI классов по группам роста

в %

Группы роста школьников в (cм)

Группы мебели

Классы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

до 130

А

80

70

40

130-145

Б

20

30

60

80

70

35

146-160

В

20

30

65

80

50

30

160-175

Г

20

50

70

80

80

св. 175

Д

20

20



Распределение школьников по принятым в настоящее время группам роста из года в год меняется мало. Зная число параллелей каждого класса и пользуясь табл.2, можно определить примерную потребность школы в мебели разных ростовых групп.

Учебные помещения для школьников начальных классов рекомендуется оборудовать партами по ГОСТ 5994-79* или ученическими столами (ГОСТ 11015-77**) в комплекте со стульями (ГОСТ 11016-77***).
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 5994-93, здесь и далее по тексту;

** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 11015-93, здесь и далее по тексту;
*** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 11016-93, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

Запрещается использовать в классах и кабинетах табуреты и другую мебель без спинки, а также не соответствующую стандартам на школьную мебель.

Столы ученические, предназначенные для оборудования 1-х классов, должны иметь приспособление, позволяющее устанавливать крышку под углом 7-12° и горизонтально.

Таблица 3

Ориентировочное распределение парт двухместных (комплектов ученических) в начальных классах

Группа мебели:

Классы

I

II

III

IV

А

12

10/14

7/9

Б

3

5/6

8/11

12/16

В

3/4


Примечание:

1. В числителе указано количество двухместных парт (комплектов ученических) при наполняемости 30 человек; в знаменателе — 40.

2. Комплект ученический состоит из стола 2-местного и 2 стульев соответствующих ростовых групп.

3. При оборудовании учебных помещений одноместными столами количество комплектов удваивается.


При необходимости организации занятий в две смены в учебных помещениях, занятых в I и II смене, должны размещаться учащиеся смежных по возрасту классов, например, III и IV. При этом в помещении, предназначенном для III и IV классов, расставляются 2-3 парты группы A, 11-15 — группы Б и 1-2 — группы В, что позволит рассадить большинство детей и в III и в IV классе в соответствии с их ростом.

Учебные кабинеты для школьников V-XI классов оборудуются комплектами двухместных столов ученических по ГОСТ 11015-77 со стульями по ГОСТ 11016-77.

Оборудовать учебные кабинеты мебелью в соответствии с ростом учащихся возможно лишь при наличии раздельных кабинетов для учащихся разных возрастных групп. Поэтому во всех школах необходимо оборудовать кабинеты с учетом возрастного состава школьников, выделяя кабинеты для учащихся V-VI классов. Это необходимо в связи с особенностями роста и развития 10-11-летних детей и особенно важно для таких предметов, как родной язык, литература, математика, по которым уроки проводятся во все дни недели.

Кроме кабинетов родного языка и литературы, математики комплектами ученическими двухместными оборудуются кабинеты иностранного языка, истории, географии, начальной военной подготовки, методические кабинеты по основам производства и профориентации.

Таблица 4

Ориентировочное распределение комплектов ученических двухместных в учебных кабинетах


в %

Группы мебели

Классы

V-VI

VII-IX

VI-XI

V-XI

VII-XI

X-XI

Б

50

20

В

50

50

50

40

40

Г

50

40

30

50

80

Д

10

10

10

20



При оборудовании кабинетов физики, химии и биологии используются двухместные ученические лабораторные столы групп В, Г, Д по ГОСТ 18314-73*, кабинетов изобразительного искусства и черчения — специальные одноместные или двухместные столы групп В и Г по ГОСТ 19549-74** в комплекте со стульями по ГОСТ 11016-77 соответствующих ростовых групп.
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 18314-93, здесь и далее по тексту;
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 19549-93, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.


Таблица 5

Ориентировочное распределение лабораторных столов и столов для черчения и рисования в комплекте со стульями в учебных кабинетах

в %

Группы мебели

Кабинеты

физики

химии

биологии

изобразит. искусства и черчения

В

30

30

50

80

Г

60

60

40

20

Д

10

10

10



В приложении 2 приведен состав наборов мебели для общеобразовательных школ по учебным кабинетам и другим помещениям.

РАБОЧАЯ ПОЗА И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

Важно не только обеспечить рабочее место, соответствующее росту школьника, но и приучить его сохранять во время учебных занятий наименее утомительную позу — сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

Размеры и соотношения основных частей ученических стола и стула (парты) устанавливаются на основании специальных антропометрических исследований школьников.

Для определения высоты сиденья в качестве величины принята средняя длина голени со стопой; рассчитывая глубину сиденья, исходят из неполной средней величины длины бедра школьников.

Посадка учащихся устойчива и менее утомительна, площадь опоры достаточна, если глубина сиденья предусматривается не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра, а профиль сиденья соответствует форме бедра и ягодиц.

У каждого стула (скамьи) обязательно должна быть профилированная спинка, которая используется школьниками как дополнительная опора.

В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, сиденья и спинки стула (скамьи). Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции сиденья и дистанции спинки.

Расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья — дифференция — равно разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника с добавлением 5,0-6,0 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к ассиметрии тела и искривлению позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).

Расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки стула (скамьи) — дистанция спинки — оказывается оптимальным, если оно не превышает передне-задний диаметр туловища школьника более, чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки школьник лишен возможности использовать спинку стула (скамьи) как дополнительную опору: центр тяжести туловища по отношению к точке опоры смещается вперед. При недостаточной дистанции спинки школьник оказывается «зажатым» между крышкой парты и спинкой скамьи: рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается, утомление прогрессирует, работоспособность падает.

Расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола и краем сиденья — дистанция сиденья (скамьи) — должно быть только отрицательным (не менее 4 и не более 8 см). При нулевой и особенно положительной дистанции школьник, для правильного размещения предплечья на столе, вынужден тянуться вперед: рабочая поза становится неудобной, создаются условия, усугубляющие статическую нагрузку и форсирующие утомление.

Воспитывать правильную посадку у школьников необходимо с первых дней посещения школы; для обучения школьников первых классов следует выделить специальный урок.

Учитель обращает внимание на подбор мебели, соответствующей росту ученика, по цветовой маркировке одинаковой для стола и стула, демонстрирует таблицу «Правильно сиди при письме». После рассмотрения школьниками таблицы учитель спрашивает, как ученик (ученица) держит голову, руки, как опирается на спинку парты (стула), где находятся ноги; обращает внимание на то, что сиденье стула должно заходить за край стола.

Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь.

Далее учитель предлагает школьнику сесть за парту (стол), соответствующую его росту так, как это показано на таблице; еще раз объясняет, как надо держать голову, плечи, руки и т.д. и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола) и что расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки на столе (парте) лежат свободно: на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При письме школьник опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя — сидит более свободно, опираясь о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки просит школьников всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости их позу.

Таблицу «Правильно сиди при письме» следует поместить в классе, чтобы школьники всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем, школьникам необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки учитель должен повседневно контролировать правильность позы школьников во время занятий, особенно в течение первых трех-четырех лет обучения в школе, когда у них формируется этот навык. Об этом не следует забывать и в последующие годы обучения.

ПОЛЬЗОВАНИЕ МЕБЕЛЬЮ И РЕМОНТ ЕЕ

При транспортировке мебели должны соблюдаться меры, обеспечивающие ее сохранность. В местах соприкосновения изделий друг с другом, кузовом транспортных средств, увязочными материалами и тарой должны быть проложены мягкие прокладки.

Сборку мебели, поставляемой в разобранном виде, следует производить, придерживаясь порядка, указанного в инструкциях, избегая неосторожных ударов и излишних усилий. В процессе эксплуатации надо периодически проверять затяжку болтов и стяжек.

Изделия школьной мебели должны храниться в закрытых отапливаемых помещениях при температуре не ниже +10 °С.

При использовании мебели ее следует оберегать от ударов и не ставить на нее предметы, повреждающие покрытие.

Поверхности, отделанные нитроцеллюлозными лаками и эмалями, особенно следует оберегать от попадания растворителей (ацетона, спирта, бензина и др.), кислот и щелочей.

Мебель следует систематически протирать от пыли. Лицевую поверхность крышек столов рекомендуется слегка освежать мыльной теплой (не более +60 °С) водой с последующей протиркой сухой чистой мягкой тряпкой.

Поступающие от поставщика новые изделия, в которых будут обнаружены скрытые недостатки, изготовитель обязан бесплатно заменять или ремонтировать. Гарантийный срок на изделия школьной мебели при соблюдении надлежащих условий ее транспортирования, использования и хранения установлен ГОСТ 22046-76* для изделий 1-й категории качества — 24 месяца, для изделия со Знаком качества — 30 месяцев. В течение этого срока потребитель имеет право и обязан предъявлять к поставщикам претензии с необходимыми обоснованиями.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 22046-2002, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

Мелкий ремонт мебели, не связанный с использованием стационарного оборудования и специальных приспособлений, производится в школе. К мелким ремонтным работам относятся: укрепление каркасов различных конструкций мебели, укрепление и замена фурнитуры (стяжек, болтов, винтов, шурупов, полкодержателей, замков, ручек и пр.), переклейка шиповых и шкантовых соединений, устранение незначительных механических повреждений, замена отдельных деталей, заделка мелких сколов, отщепов и трещин шпатлевкой, а глубоких — вставками из древесины на клею, приклеивание пластиков, ремонт нитроцеллюлозных эмалевых и лаковых покрытий.

При ремонте мебели должны соблюдаться требования, предъявляемые к ее размерам, устройству и покрытиям. Это особенно следует учитывать при ремонте ученических столов, стульев и парт.

В отремонтированных изделиях не должно быть острых углов и ребер, выступающих винтов и шурупов, всего, что создает опасность ушибов, ущемлений и других травм.

Наиболее частыми дефектами ученических столов являются повреждение рабочих поверхностей и кромок крышек, отрыв крышек от каркасов, деформация кронштейнов для портфелей (в металлических каркасах). При креплении оторвавшихся крышек их следует устанавливать в прежнее положение. Разрушенные места под крепежную фурнитуру (втулки, шурупы) следует заделать вставками или пробками на клею. К деревянному каркасу крышку целесообразно дополнительно прикрепить сверху «на проход» двумя-четырьмя шурупами 5х50 (рис.1). Головки шурупов следует утопить на 1-2 мм ниже плоскости крышки и зашпатлевать.


Рис.1

К металлическому каркасу крышку целесообразно дополнительно прикрепить двумя винтами М6 с полукруглой головкой и усом или с полупотайной или потайной головками (рис.2), установленными с двух сторон на расстоянии 350-400 мм от кромки крышки, обращенной к ученику. При исправлении погнутых металлических кронштейнов для портфелей надо обеспечить внутренний размер емкости не менее 130 мм, и расстояние по горизонтали от кромки крышки, обращенной к ученику, до кронштейнов — не менее 300 мм для столов группы А и Б и 340 мм — для столов группы Г и Д (рис.3).


Рис.2


Рис.3

При ремонте стульев следует соблюдать размеры, указанные в таблице 6 и на рис.4.

Таблица 6

Основные размеры стульев

Размеры

Нормы для стульев группы, мм

А

Б

В

Г

Д

1. Высота переднего края сиденья Н

320

360

400

440

480

2. Ширина сиденья, не менее

270

310

340

360

380

3. Глубина сиденья В

260

290

320

350

docs.cntd.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *