Никишин фотограф: Алексей Никишин — официальный сайт

Содержание

Алексей Никишин: «Фотография – не ответ. Это вопрос»

Чем красота отличается от гармонии, а профессиональный фотограф — от художника? Что хорошего в маленьких камерах? Почему стоит снимать не задумываясь? Как тренировать свой внутренний «прибор прекрасного» и что такое айфонография? Об этом всём Bird In Flight поговорил с Алексеем Никишиным.

37 летАлексей Никишин,

Московский фотограф, автор масштабного проекта «В роли себя» — цикла психологических портретов известных российских рок-музыкантов и актёров. Фотографии Никишина выставляли в России, Европе и США. Преподаватель спецкурса «Современная фотография» в МГУ им. Ломоносова и New York Institute of Photography. Проводит мастер-классы по фотографии. Последние три года посвятил айфонографии.

Меняйтесь

Старайтесь, как Пикассо, за свою жизнь пройти не одно направление. Чему-то научились — и забудьте. В освоенном направлении можете снимать за деньги, а для себя открывайте новое. Честный художник как живёт, так и творит. Он растёт, и его фотография меняется. У меня есть коллеги, которых я очень уважаю, но странно видеть, когда человек в шестьдесят лет снимает так же, как снимал в тридцать. Так не должно быть: к шестидесяти годам он уже две жизни прожил — и он сам, и его фотография. Как же они могут не измениться?

Ограничения — в голове

Где есть место искусству, нет места ограничениям. Ограничения накладывают общество потребления и система ценностей — это проблема зрителя, а не искусства. В Америке я хотел сфотографировать школьников, которые играли на пляже. Ко мне подошли и попросили спрятать камеру. Американцы объясняют это тем, что если я снимаю детей в купальниках, у меня в голове детская порнография. Но понятие «детская порнография» существует только в головах у американцев. И вообще, покупайте книги Салли Манн, пока американцы её не запретили. В Европе люди открытые. Если кто-то вдруг тебя фотографирует, значит ты интересен. Все, кого я там снимал, улыбались и вели себя свободно. Я провёл эксперимент: снимал в Фонтенбло, как на фоне фонтанов фотографируются люди. Я стоял за спиной фотографирующего — в кадр попадала часть его спины и те, кого он фотографировал. Когда они меня замечали — смеялись. Буквально можно было подходить и фотографироваться вместе с ними.

Cнимать можно как угодно

Не задумывайтесь над тем, что снимаете — портрет, пейзаж. Снимайте и всё. Пусть критики потом решают, в какую папочку это положить. Стоит только подумать: «Я снимаю портрет», и сразу возникают рамки: так снимать нельзя, и так нельзя, и так. А на самом деле снимать можно как угодно. Картье-Брессон говорил: «Не думайте — снимайте». Это не означает, что нужно переводить камеру в режим серийной съёмки — постоянно меняйте точку съёмки. Каждый ваш новый кадр должен отличаться от предыдущего, потому что именно смещение на чуть-чуть может «сделать» кадр.


{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/05/alexey-nikishin-iphonography-2.jpg»,
«alt»: «Алексей Никишин айфонография 2»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/05/alexey-nikishin-iphonography-1.jpg»,

«alt»: «Алексей Никишин айфонография 1»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/05/alexey-nikishin-iphonography-12.jpg»,
«alt»: «Алексей Никишин айфонография 12»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/05/alexey-nikishin-iphonography-18.jpg»,
«alt»: «Алексей Никишин айфонография 18»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/05/alexey-nikishin-iphonography-19.jpg»,
«alt»: «Алексей Никишин айфонография 19»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/05/alexey-nikishin-iphonography-17.jpg»,
«alt»: «Алексей Никишин айфонография 17»
}

Учитесь выбирать

Не оправдывайтесь за свои работы. Если чувствуете, что всё со снимком хорошо — оставляйте. Не можете определиться сейчас — вернитесь к нему через год. Важно не то, что вы снимаете, а то, что потом выбираете. Случайная фотография — это здорово, но только в том случае, если вы знаете, как из этих фотографий выбрать хорошие. У фотографов-любителей нет правил и клише, поэтому часто случаются хорошие снимки: не «красивые», а чистые и свободные. Вот только любитель не может их распознать. Но если ему встретится хороший куратор, то он сможет собрать из его работ отличную выставку.

Тренируйте насмотренность

Тренируйте свой внутренний «прибор прекрасного» — смотрите живопись, кино, фотографию. Работы коллег по цеху лучше не смотреть — будете дублировать прошлое, а смотреть нужно в будущее. И нужно не переставать удивляться — это очень важно для фотографа. Вот идёте по улице, что-то подмечаете и думаете «Ух ты!». Если так будет, то хороших фотографий точно не избежать! Ценность имеет только тот кадр, который нельзя повторить.

Композицию невозможно измерить

Понятие «красота» — для обычных людей. Для сложных — гармония. Гармония — это когда у вас красиво всё вместе в раме, а не «красивый ребенок», «красивая собачка», «красивая женщина». Композиция не подчиняется простым формулам, а решается индивидуально внутри каждого кадра. Фотографии Хельмута Ньютона невозможно измерить линейкой. Там есть какие-то элементы, связанные между собой. Если что-то выкинуть или по-другому кадрировать, кадр рушится.


{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/05/viktor-rizhakov-foto-fotograf-alexey-nikishin.png»,
«alt»: «Виктор Рыжаков, фото Алексей Никишин»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/05/polina-agureeva-foto-fotograf-alexey-nikishin.png»,
«alt»: «Полина Агуреева, фото Алексей Никишин»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/05/polina-agureeva-foto-fotograf-alexey-nikishin-3.png»,
«alt»: «Полина Агуреева, фото Алексей Никишин 3»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/05/kirill-serebrennikov-foto-fotograf-alexey-nikishin.png»,
«alt»: «Кирилл Серебренников, фото Алексей Никишин»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/05/chulpan-hamatova-foto-fotograf-alexey-nikishin.png»,
«alt»: «Чулпан Хаматова фото Алексей Никишин»

},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/05/andrey-makarevich-foto-fotograf-alexey-nikishin.png»,
«alt»: «Андрей Макаревич, фото Алексей Никишин»
}

Совершайте открытия

Портрет — это высказывание об индивидуальности человека, то есть о том, что отличает этого человека от всех остальных. Каждый новый портрет должен отличаться от предыдущего. Работа портретиста — это исследование. Если все портреты выходят одинаковыми, стоит задуматься. Психологический портрет — это открытие о человеке, которого вы фотографируете. Он приезжает к вам за открытием, а не за фотографиями, на которых будет похожим на себя. Для этого можно сходить и сфотографироваться на документы.

Когда снимаешь портреты, самые удачные кадры зачастую выходят либо в самом начале съёмки, либо в самом конце. Вначале — потому что человек не фотографируется ещё, а в конце — потому что он уже закончил фотографироваться.

Снимайте примитивными камерами

Я вообще за то, чтобы камеры были маленькими. В студии с большим фотоаппаратом нормально, а вот в путешествиях – нет. Большинство хороших фотографий из путешествий привозил только потому, что камера (iPhone – прим. ред.) у меня в кармане лежала. Достал – снял. Айфонография – творчество в чистом виде. Ты ничего не устанавливаешь и не настраиваешь, выдержки и диафрагмы тебе не нужны – занимаешься только творчеством. Камера, которой снимаю за деньги, – Canon 5D, ей лет шесть, уже поменял на ней затвор и кнопку. В плёночную фотографию пришёл из «цифры» – снимаю камерами Rolleiflex 2.8FX и Leica M7. Использую широкоугольную оптику – люблю, когда изображение немного искажается.

Фотография – это вопрос

Чем любитель отличается от профессионала, а профессионал от художника? Любитель может снять хорошую фотографию, но никогда не может предсказать результат. Профессионал гарантирует результат, потому что знает, как его добиться. Художник же не может предсказать результат, так как его работа — поиск нового, открытие. Кто заранее знает, что это будет? Фотография — это вопрос, а не ответ. Если на снимке всё сразу понятно, его неинтересно смотреть.


{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/05/alexey-nikishin-iphonography-7.png»,
«alt»: «Алексей Никишин айфонография 7»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/05/alexey-nikishin-iphonography-13.png»,
«alt»: «Алексей Никишин айфонография 13»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/05/alexey-nikishin-iphonography-14.png»,
«alt»: «Алексей Никишин айфонография 14»
},
{
«img»: «/wp-content/uploads/2014/05/alexey-nikishin-iphonography-16.png»,
«alt»: «Алексей Никишин айфонография 16»
}

Понимайте контекст

Современная фотография — это один блок, а современное искусство — другой. Перейти из каталога фотографии в каталог искусства очень непросто. Только трое из ныне живущих смогли это сделать — Нан Голдин, Юрген Теллер и Синди Шерман. У них не красивая фотография — она умная. Если знаешь контекст, в котором работают современные художники, то начинаешь понимать, что и зачем они снимают. И когда приходит понимание, что фотографируют эти, эти, эти и эти, сам понимаешь, как хочешь жить и что снимать. В России нет современной фотографии. Есть несколько авторов, которые пытаются цитировать западных, но никто не работает с российским контекстом. Видимо, трудно его сформулировать или стесняются.

Проект Алексея Никишина «В роли себя» – психологические портреты российских селебрити


Он поставил перед собой задачу создать серию уникальных психологических портретов знаменитостей.

Российский фотограф Алексей Никишин (Alexey Nikishin) известен как мастер современной чёрно-белой художественной фотографии. Для проекта «В роли себя» он сделал серию портретов современных звёзд рок-музыки, театра и кино. Примечательно, что герои съёмок на фотографиях не похожи на привычных глянцевых моделей. В них гораздо больше искренности и естественности. Автор стремился исключить из фотографий всякую пластмассовую пластику и синтетику.

«Яркий талант многих «звёзд» часто сочетается с их внутренней неуверенностью и нежеланием быть самим собой «у всех на виду». Я вижу, что им гораздо проще и привычнее позировать мне в определенной «роли», когда своё истинное «я» можно спрятать за чужим образом. Даже когда им приходится мысленно обнажиться душой, и тогда не так просто вычислить, каковы же они на самом деле», – говорит фотограф о своих именитых моделях.

Популярные личности результатом довольны:

«Прекрасный фотограф, ему удалось меня поймать даже не такой, какая я есть, а такой, какой бы мне хотелось быть, а это намного лучше! Эти фотографии я сохраню как образец перевоплощения!» – Чулпан Хаматова.


Сергей Безруков


Евгений Пронин


Чулпан Хаматова


Игорь Кваша


Александр Ревва


Кирилл Малов


Антон Макарский и Виктория Морозова


Тимофей Трибунцев


Марина Голуб


Евгений Маргулис


Марина Александрова


Артур Смольянинов


Валерий Яременко


Андрей Макаревич


Вячеслав Бутусов


Алла Юганова


Артур Смольянинов


Ирина Апексимова


Инга Оболдина


Маша Шалаева


Мадлен Джабраилова


Фархат Махмудов


Виктор Вержбицкий


Антон Комолов


Андрей Мерзликин


Ксения Кутепова


Анастасия Волочкова


Сергей Галанин


Иван Волков

Смотрите также:

Невер Эндинг Фан. Персональная выставка фотохудожника Алексея Никишина

Дом-музей М.С. Щепкина

20 октября в Доме-музее М.С. Щепкина открылась выставка работ московского фотохудожника Алексея Никишина под авторским названием «Невер Эндинг Фан». Автор переосмысливает жанр фотовыставки в российской музейной традиции и рассуждает о месте фотографии в современной культуре и её эстетической ценности.

Алексей Никишин – один из самых успешных мастеров арт-фотографии, член Международного союза художников (IFA UNESCO), Творческого союза художников России и Союза фотохудожников России, автор масштабного фотопроекта «В РОЛИ СЕБЯ» – уникального цикла выставок психологических портретов известных российских деятелей культуры и искусства. Работы Алексея Никишина выставлялись в ЦДХ, Гостином дворе, на «Винзаводе» и других актуальных площадках.

Для выставки «Невер Эндинг Фан» Алексей Никишин решил перенести фотоизображения «звёзд» театра и кино на различные носители современной бытовой реальности: чашки, тарелки, пепельницы, футболки, дождевики, пакеты-майки, скатерти, торты-муляжи. Согласно концепции автора, все эти предметы являются в наше время новыми медиа, окружающими нас повсюду.

Творческая идея фотографа отражает бесконечное тиражирование фотографии, присущее нашей эпохе, когда изображения постоянно присутствуют в повседневности, однако контакт с каждым из них может длиться меньше секунды. Мы не распечатываем фотографии на бумажных носителях,  но мы устанавливаем «контакт» с футболкой или чашкой для чая, на которые нанесены цифровые изображения. Произведения автора больше не претендуют на сочувствие зрителя и эстетическую оценку.

На экспонатах выставки представлены фотопортреты артистов российского театра и кино первого ряда, среди которых уже узнаваемые черно-белые портреты Чулпан Хаматовой, Марии Мироновой, Тимофея Трибунцева, Андрея Мерзликина, Сергея Безрукова, Марины Александровой, а также новые фотопортреты актёров театра «Современник», «Мастерской Петра Фоменко», «Гоголь-Центра», мастерских Дмитрия Брусникина и Виктора Рыжакова, сделанные в 2017 году.

Александр Рубцов, заместитель генерального директора ГЦТМ им. А.А. Бахрушина по научно-просветительской деятельности, и Алексей Никишин, фотограф
Наталья Пивоварова, заведующий домом-музеем М.С. Щепкина, доцент кафедры истории театра России театроведческого факультета ГИТИСа, и Алексей Никишин, фотограф
Алексей Никишин рассказывает гостям вернисажа о выставке
Анна Бутусова, куратор выставки, в пространстве экспозиции
Фрагмент экспозиции выставки «Невер Эндинг Фан»
Фрагмент экспозиции выставки «Невер Эндинг Фан» /на фото 8: Агния Кузнецова, актриса театра и кино/
Фрагмент экспозиции выставки «Невер Эндинг Фан»
Мария Шалаева, актриса кино, в пространстве постоянной экспозиции Дома-музея М.С. Щепкина
Григорий Калинин, актер театра и кино, Алексей Никишин, фотограф, Ирина Горбачёва, актриса театра и кино
Рома Зверь, российский музыкант, лидер и вокалист группы «Звери»

Фотограф: Никита Бережной

СМИ о выставке:

Афиша Daily. 18 главных премьер, спектаклей, концертов, выставок и фестивалей

Фотограф Алексей Никишин — презентация, доклад, проект

Описание слайда:

Биография Известный российский фотограф Алексей Никишин — один из ярких, запоминающихся и узнаваемых мастеров современной черно-белой арт-фотографии. Алексей Никишин родился в 1976 году в Москве. Закончив с отличием университет, долгое время работает в области Рекламы и Интернет. В 2000 году оставляет работу в области дизайна, чтобы посвятить себя Фотографии. Начиная снимать портреты, обнаженную натуру, моду, жанр, изучает работы мировых мастеров фотографии. Постоянно совершенствуясь, Алексей концентрируется на одном направлении — Портрет. Именно Портрет увлекает его больше всего своей глубиной и неоднозначностью. «Портрет, — говорит автор, — это великое счастье прикосновения к душевному миру человека, к его таланту, чувственности, внутренней красоте. Порой портрет открывает человека настолько, что изображение приобретает удивительную самостоятельную магическую силу. Отбросить все лишнее, чтобы увидеть настоящее, — в этом и состоит философский смысл проекта». В 2007 году Алексей начинает снимать в России свой первый крупный фотопроект «В роли себя», приглашая участвовать в нем звезд рок-музыки, а за тем и актеров. Съемка за съемкой на протяжении нескольких лет . Именно в то время формируется узнаваемый теперь авторский стиль и появляются первые фотографии серии, о которой потом будут писать все российские журналы и газеты. Совершенно нехарактерные для российского глянца черно-белые изображения Звезд с закрытыми глазами, искренними эмоциями, сильными характерами и совершенно без превычного широкой публике лоска. Все это выглядит как вызов российской журнальной фотографии. Так на свет появляются первые «психологические портреты» (true portrate) российских звезд.   В 2008 году в Москве в одном из лучших московских выставочных пространств «ВИНЗАВОД» проходят сразу две авторские выставки Алексея Никишина — две части проекта «В роли себя». Открытие выставок освещают ведущие российские телеканалы, фотографии с выставки облетают все топовые журналы. Они пишут о выставке, о необычных «живых» фотографиях Звезд и о новом для России направлении в фотографии — «Психологическом портрете».   В 2011-2012 год -12 персональных выставок в художественных музеях, галереях России и за рубежом Алексей Никишин преподает в МГУ им. М.В.Ломоносова авторский курс лекций «Современная фотография», выступает с лекциями по России и за рубежом. Он является обладателем международной премии Photograph Of The Year на «International Color Awards» и Золотой Медали «Trierenberg Super Circuit»; член Международного союза художников (IFA UNESCO), Творческого союза художников России и Союза фотохудожников России. Сотрудничает с журналами «Billboard», «GQ», «Rolling Stone», «Психология», «Караван». Постоянные публикации с аналитическими статьями по фотографии в журналах «Digital Photo», «Фотомастерская» и «Zoom»

Биографический словарь. Н…. Никишин Олег Геннадьевич, известный фотограф

15 апреля 2015 г.

1 018 просмотров

Никишин Олег Геннадьевич родился в 1965 году в городе Казани. С 1985 года начал профессионально заниматься фотографией. Несколько лет работал в драматическом театре имени Качалова, снимал актёров, спектакли. С 1987 года работал в газете «Вечерняя Казань». С 1990 года сотрудничает с агентством Франс Пресс и Sygma и переезжает жить в Москву. С 1994 года работает штатным фотографом агентства ЕРА/AFP. В 1996 году некоторое время работал в газете «Известия» и в этом же году перешёл в агентство Associated Press, где проработал до 1999 года. В 1999 году работал как фрилансер и, в основном, сотрудничал с журналами TIME и LIFE. За эти годы Олег успел поработать в Азербайджане, Грузии, Нагорном Карабахе, Приднестровье, Абхазии, Осетии, Югославии, Таджикистане, Узбекистане, Чечне. После войны в Югославии уезжает в Нью-Йорк. Зимой 1999 года ему было предложено вернуться в Москву для работы штатным фотографом в только что образованном агентстве Getty Images. Будучи фотографом, Getty получил международное признание за освещение войны в Афганистане в 2001 году и повседневной жизни в Ираке в 2002—2003 годах. В 2005 году организовал частное Российское фотоагентство «Прессфотос», позднее переименованное в «Эпсилон».

Фотограф, основатель Фотоагентства «Эпсилон», многократный лауреат премий: российской «ПрессФотоРоссии» и американской «Picture Of the Year» NPPA/National Press Photographers Association.

Награды на конкурсах
  • 1996 год — Первое место в категории новости история, ИнтерФото
  • 1998 год — Третье место в категории культура, ПрессФотоРоссии (в рамках фестиваля ИнтерФото)
  • 2001 год — Первое место в категории Magazine News, NPPA
  • 2001 год — Второе место в категории Magazine News Story (Picture Of the Year)]
  • 2002 год — Первое место в категории новости, ПрессФотоРоссии
  • 2003 год — Третье место в категории Magazine Feature, NPPA
  • 2003 год — Поощрительная премия в категории Magazine Feature Picture Story, NPPA