Москва 1990 фото: Прогулка по Москве 1990 года

Прогулка по Москве 1990 года

Москва 1990 года. Советский Союз доживает последние дни перед развалом. Обнищавший народ стоит в бесконечных очередях за сигаретами, водкой и едой. На улицах Москвы невиданное до этого зрелище — многотысячные митинги и палаточные лагеря.

41 фото

Фотографии с сайта Паствью via zyalt

1. Начнем нашу прогулку с центра Москвы. В 1990 году здесь неспокойно.

2. Манежная площадь становится главной ареной протестных митингов. Здесь собираются десятки тысяч людей.

3. Митинг демократических сил в феврале 1990.

4. Антиправительственный митинг 25 февраля 1990 года. Один из первых митингов, собравший довольно много народу.

5. В 12 часов многотысячное шествие от парка культуры по Садовому кольцу к центру города началось. В первых шеренгах — представители Демократической платформы в КПСС, Московского объединения избирателей. К 14-ти часам демонстрация вышла на площадь 50-ти летия Октября.

Зрелище, конечно, впечатляющее: не менее 150-ти тысяч участников на площади, а по улице Горького идут и идут новые тысячи. В 14.35 народный депутат СССР Г.Попов открыл митинг. Выступили П.Шимаев, Б.Ельцин, Н.Травкин, В.Коротич, Ю.Афанасьев, Т.Гдлян, Е.Евтушенко и другие.

6. А у стен Кремля вообще возникает палаточный городок! Обнищавшие и обманутые люди разбивают палаточный городок, который просуществует почти 6 месяцев. Сейчас в это сложно поверить, а вроде было совсем недавно.

«Я в те годы работал неподалеку, часто проходил мимо. Там была сборная солянка. И беженцы из Карабаха, и потерявшие жилье, и всякие колдуны, пророки, непризнанные изобретатели. Диссиденты и ходоки к Горбачеву. Попрошайки и революционеры. Не было единого лозунга, у всех висели собственные плакаты. Все вступали в диалоги, но у каждого была своя тема. Кстати, рядом на Красной площади, в то же время, был стихийный рынок. С ящиков продавали всякую ерунду — кооперативные тапки и сумки, бананы с крупами и водку из-под полы.

Тряпки, сигареты, всякую дрянь. Чуть позже построили вдоль ГУМа однотипные ларьки.»

7.

«Странный был городок… Помесь придурков (КГБ меня облучает), искателей правды в Москве, людей, убежденных в необходимости прямого народовластия (стихийных анархов эдаких). Я работал тогда в „Комсомольце“ совсем молодым журналистом. Прямо по ходу предновогодней пьянки, кажется, 29 декабря 1990, кто-то позвонил в отдел (время было часов 10 вечера) и сказал, что лагерь будут сносить. Я приехал примерно в 11 вечера, постоял, подождал, поговорил с людьми. Они не верили, что их разгонят. Около полуночи подъехал ОМОН, всех скрутил и увез. Все как-то тихо произошло, ни серьезных побоев, кажется, не было, ни драк. Потом приехали мусорные грузовики, оттуда вышли люди, все покидали в кузова — и тоже отъехали. Журналистов почти не было: 2-3 иностранца и я. А в Новый год газеты не выходили, так что написать получилось только к концу каникул. Но тогда же случился Вильнюс, а потом Рига — так что от 3-4 страничного текста осталось „Срочно в номер!“ :(»

8.

«Раньше депутаты жили в гостинице Россия. Вот городок и развернули под её стенами по пути следования народных избранников в Кремль. Из собственных ощущений — среди палаточных жителей много было людей неадекватных а зачастую просто душевнобольных. Двинул Горбачёв лозунг „перестройка и гласность“ — и у некоторых конкретно крышу снесло.»

9.

10.

11. Митинг советских матерей около Красной площади в Москве, 24 декабря 1990 года. Около 6 000 человек погибли в 1990 году во время службы в советских вооруженных силах.

12. Пойдем вверх по Тверской. Гостиница Интурист.

13. На Пушкинской главная очередь страны — в «Макдональдс»!

14. На рассвете 31 января 1990 года свыше 5 тысяч человек собрались перед рестораном, ожидая открытия. В первый день работы ресторан Макдоналдс на Пушкинской площади обслужил более 30 тысяч посетителей, установив мировой рекорд первого рабочего дня в истории «Макдоналдс».

15.

16. Очереди были огромные. Были люди (в основном студенты и молодежь), которые стояли в них и продавали хорошие места тем, у кого были деньги. Такая вот подработка.

17.

18. В это же время на Арбате открывается первое в СССР кафе «Baskin Robbins».

19. Главная проблема советской экономики — хронический товарный дефицит. Из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. Практически во всех регионах страны вводится нормированная продажа товаров и продуктов по талонам.

20. Немного антуража тех лет… Все стоят в овощной ларек, наверное за апельсинами (судя по коробкам на тележке). Дембельская шапка — армейский хит того времени. Она обязательно должна была быть квадратной и сидеть на затылке. Уши у неё уже не опускались. В СА считалось, что с опущенными ушами ходят одни только чмошники. А этот парень на фото — «настоящий дембель».

21. Столешников переулок.

22. Там же очереди в ожидании завоза товара в ювелирный и табачный магазины.

«Сам стоял в такой очереди. В ювелирный. И именно в 1990 году. У меня как раз старшая дочка родилась. И с разницей в несколько дней — у приятеля. Решили мы подарки жёнам сделать. Поехали пораньше в Столешников — там один из лучших ювелирных магазинов был. В 7 утра очередь стояла уже немереная. Пять часов мы в ней отстояли… А когда наконец пробились к прилавку, брать (именно так!) было уже нечего… Пошли мы в „Яму“ — тут же на углу Пушкинской (Б.Дмитровки), попили пивка. А потом купили у спекулянтов у магазина желанное золотишко».

23. Очередь в винный магазин.

24. Очередь в табачный магазин. Кузнецкий мост, №17.

«Помню это время) Мы тогда еще пацанами были, начинали курить. Талоны на табак нам не полагались. Родители, как некурящие, эти талоны кому-то отдавали.. А мы покупали (за „бешеные бабки“!) „коммерческий“ „Космос“ по трешке за пачку. Ходили легенды, что за трояк продавали 3-х литровые банки с „бычками“, но сам я этого не видел)»

25. Очередь за хлебом. Климентовский переулок.

26.

27. В 1990-м году в районе м.Новокузнецкая можно было купить много всего — и водку с рук, и сигареты по талонам, как раз в этой палатке. Это как поход за грибами — что найдёшь, то и купишь. Очередь за сигаретами.

28. Очередь за сигаретами, причём в киоске даже не открывались ставни витрин. Реклама была не нужна, а могли и разбить. Быстро сметалось всё, что было, и киоскёр уходил домой. А рядом в театральных кассах продают кооперативные шмотки.

29. Метро Щелковская.

«Курильщики, возмущенные отсутствием сигарет в табачном ларьке у метро (на фото его не видно за троллейбусом), перекрыли Щелковское шоссе. Движение транспорта остановилось. В тот день я возвращался с родителями из поездки, в связи с чем впервые тогда пришлось прогуляться пешком от метро до дома (в районе 16 Парковой улицы).

Через двадцать лет такие прогулки по причине почти круглосуточных пробок на Щелковском шоссе станут ежедневными…»

30.

«Мне было лет 12, мы с друзьями играли в подпольную антиалкогольную организацию. На эту белую дверь ночью вешали самодельные плакаты „Папа, не пей!“ С картинками последствий алкоголизма, как мы их себе представляли 🙂 А днем, поднявшись на чердак, скидывали оттуда листовки на эту очередь, отпечатанные на кривой машинке одним пальцем „Товарищи, закругляйтесь с пьянством!“ или „Пьянству — бой!“ (если палец уставал) 🙂 никто особо не закруглился, и мы вынашивали планы некоторого теракта — вылить на всех ведро воды с этого же чердака. В конце концов одного из нас поймали (причем, заложила его одноклассница, жившая на пятом этаже этого дома), и нам пригрозили в следующий раз надрать нам уши. Так закончилась наша подпольная организация, террорист из меня не получился… И когда я под рюмку водки вспоминаю эту историю, перед людьми становится стыдно :)»

31. На Ордынке. Очередь за визами в Израиль в нидерландском консульстве, которое представляло интересы Израиля. Израильское посольство занимало это здание до 1967 года.

32. Универмаг «Московский».

33. В московском Универсаме «выбросили» соду!

«Я шла на свидание в гости к молодому человеку, он жил в на Веерной улице. Смотрю, у магазина клубится очередь. Выдавали туалетную бумагу, которая тогда была дефицитом, по десять рулонов в руки. Конечно, никакой сумки у меня с собой не было, пришлось нанизать эти рулоны на веревочку и надеть на себя. Так и пришла в гости. Мама молодого человека потом хвалила меня за хозяйственность».

34. На площади Белорусского вокзала был сквер с Горьким.

35. Да и Тверская была зеленой.

36. Милицейский стакан.

37. ГАИшник.

38. У ст. метро «Кировская» (Чистые пруды).

39.

«Таксофон для справок. В 80-е их вешали в разных местах, в основном у станций метро и вокзалов. За 15 копеек можно было набрать 05 и получить от дежурного Мосгорсправки любую информацию, предоставляемую этой конторой: адреса и часы работы учреждений, предприятий, магазинов; репертуар театров, концертных залов, кинотеатров и т.д. Подробная инструкция по пользованию висела в кабинке. Для того, чтобы получить справку по 05 с обычного телефона, надо было его абонировать в этой службе и покупать специальные талоны. Иногда на таких таксофонах ставили специальные диски с двумя отверстиями — над цифрами 0 и 5: наверное, чтобы никто не пытался звонить с них другим абонентам за 15 копеек (с обычного таксофона это стоило 2 копейки)».

40. На Арбате.

41. Также смотрите «Москва 1941-го глазами американского фотографа» и «Страна, которой нет».

Теги: история, Москва, Россия

Интересные фотографии 1990 -х » uCrazy.ru

2. Санкт-Петербург, 1997 год.

3. В самодеятельном клубе, 1999 год.

4. Молодежь 90-х.

5. Рыночный развал у метро «Пионерская» и ТК Аэродром на заднем плане, построенный в 1998 году. СПБ

6. У автомата, 1990 год.

7. Сергей Бодров и Алексей Балабанов во время съемок фильма «Брат». Санкт-Петербург, 1997 год.

8.

9. Фото с поклонниками. Группа «Army of Lovers» в Москве, 1990-е годы.

10. Девушка позирует на кровати, 1996 год.

11. Ларьки, они везде…

12.

13. Юра Хой и Кай Метов на гастролях по Германии, 2000 год.

14. Милицейский рейд в одном из баров Москвы, 1990-е годы.

Рассказывает Слава Ланкин владелец баров «Кому за 30», «Юность», Delicatessen, сооснователь объединения Bartender Brothers: В 1991-м, когда я работал на юго-западе Москвы, у нас были три категории посетителей. Рядом РУДН, и оттуда вот эти африканские ребята отчаянные, которые торговали всем подряд. Солнцевские всей бригадой, Михась периодически заходил. И еще были отчаянные ребята из Внуково — летчики и стюардессы, они прожигали жизнь так… Мы смотрели на них и думали: ни хрена себе, и они водят самолеты? Забухивали иногда так, что мама не горюй. Плюс у них своя клановость, семейность — живут со стюардессами. Все там перелюбили уже друг друга, и вот у них свои семейные трагедии внутренние: дома жена, а тут еще на работе две любовницы… И планы на месяц зависят от того, кого в какой рейс поставят.

15. Группа «Блестящие» на одной из «кулинарных» вечеринок в культурно-развлекательном комплексе «Golden Palace», 1999 год

16. Девушки тренируются в одном из московских клубах, 1994 год.

17. Мурат Насыров на репетиции в МГУ, 1992 год

18. Группа «Чугунныи Скороход» на съёмках клипа «Буду клубиться, буду реивиться». Санкт-Петербург, 1996 год.

19. С приветом из 90-х! Дети на фоне ларьков , Нижний Новгород, середина 1990-х.

20. Майкл Кейн, Александр Завьялов и Анатолий Сливников на съёмках фильма «Полночь в Санкт-Петербурге», 1995 год.

21. Девушки на открытии французского ресторана «Maxim`s». Москва, 1995 год.

Презентация «Максима» прошла на самом высоком уровне и стала настоящим светским событием. У входа в отель «Националь» приглашенных встречал великолепный духовой оркестр в парадной красной форме, а совладелец ресторана, глава фирмы Justo Андрей Кобзон, самолично пожимал руку каждому гостю. За порогом «Максима» участников торжества ждало еще большее потрясение — великолепный интерьер в стиле модерн, полностью воссоздавший облик парижского Maxim`s. Цены ресторана Maxim`s (*****): икра черная — $150, лосось копченый — $30, салат Maxim`s — $34, фрикасе из морского языка со сморчками — $83, медальон из налима — $64, филе говяжье Albert c белым перцем — $64, утиная грудка под горьким цитрусовым соусом — $56, креп «Сюзетт» — $24, мороженое нуга — $24. Кредитные карты к оплате принимаются. Ресторан работает в вечерние часы только по предварительному заказу.

22. Дама на отдыхе.

23. Питерская молодежь, 1998 год.

24.

25. Девушка в Париже,1995 год.

Незадолго до распада СССР на этих фотографиях запечатлены уличные сцены Москвы в 1990 году ~ Vintage Everyday

После распада СССР в 1991 году Москва осталась столицей РСФСР (25 декабря 1991 года РСФСР была переименована в Российскую Федерацию). С тех пор в Москве возникла рыночная экономика, породившая взрыв розничной торговли, услуг, архитектуры и образа жизни в западном стиле.

Москва в 1990

В период с 1990-х по 2000-е годы город продолжал расти, его население увеличилось с менее девяти до более десяти миллионов человек. С тех пор, однако, произошел резкий рост разрастания пригородов с низкой плотностью населения, вызванный высоким спросом на односемейные дома, а не на переполненные квартиры. В 1995–1997 годах кольцевая дорога МКАД была расширена с первоначальных четырех до десяти полос.

В декабре 2002 года «Бульвар Дмитрия Донского» стал первой станцией Московского метрополитена, открывшейся за пределами МКАД. Третье транспортное кольцо, промежуточное между началом 19Садовое кольцо 19-го века и внешняя кольцевая дорога советских времен были завершены в 2004 году. Зеленая полоса становится все более и более фрагментированной, а на окраинах появляются города-спутники. Летние дачи превращаются в круглогодичные жилые дома, а с распространением автомобилей возникают большие пробки на дорогах. Восстановлены многочисленные старые церкви и другие образцы архитектурного наследия, снесенные в сталинские времена, например, Храм Христа Спасителя.

В результате территориального расширения 1 июля 2012 года на юго-запад в сторону Московской области площадь столицы увеличилась более чем вдвое, с 1091 до 2511 квадратных километров (от 421 до 970 квадратных миль), в результате чего Москва стала крупнейшим городом на Европейский континент по площади; это также увеличило население на 233 000 человек.

Эти очаровательные фотографии, сделанные hasmonek, показывают уличные сцены Москвы в 1990 году, незадолго до распада СССР в 1991 году.

Arbat Street, Moscow, 1990

Arbat Street, Moscow, 1990

Arbat Street, Moscow, 1990

Арбат -стрит, Москва, 1990

0006 Arbat Street, Moscow, 1990
City building, Moscow, 1990

City building, Moscow, 1990

City Building, Москва, 1990

Gum, Москва, 1990 9000

GUM, Moscow, 1990

GUM, Moscow, 1990

KGB Лубянский штаб, Москва, 1990

9 050019
Кремль, Москва, 1990
550006
Kremlin, Moscow, 1990

Kremlin, Moscow, 1990

Kremlin, Moscow, 1990

Кремль, Москва, 1990

90
Кремлин, Moscow, 1

Kremlin, Moscow, 1990

Lenin’s Tomb, Moscow, 1990

Могила Ленина, Москва, 1990

Могила Ленина, Москва, 1990 6 5 3 9000004
Monument, Moscow, 1990

Monument, Moscow, 1990

Moscow Metro, 1990

Московский метро, ​​1990

Уличные сцены Moscow, 1
. 90

Moscow street scenes, 1990

Moscow street scenes, 1990

Уличные сцены Москвы, 1990

Храм Василия Блаженного, Москва, 1990

Собор Василия Блаженного, Москва, 1990

Вечеринки в постсоветской Москве • Георгий Пинхасов 90 • Mag01 Photos

Георгий Пинхасов Ночной клуб «Эрмитаж»: парочка развлекается. Москва, Россия. 1993. © Георгий Пинхасов | Magnum Photos

1990-е годы — очень мифологизированное десятилетие в российской культуре. Когда мы говорим о 90-х, мы говорим о переходе от рухнувшего советского порядка к глобальному капитализму, а также о культурном движении незабываемой силы. Взрыв отечественного искусства, поп-музыки, рейв-культуры и моды в водовороте политического беспорядка до сих пор отражается в современной российской культуре и образах и сформировал многие грядущие поколения. Фотографии, сделанные Георгием Пинхасовым в 1919 г.90-е годы — это уникальный взгляд на десятилетие, документирующий удовольствия, риски и поиски идентичности молодой нации.

Дискотека Георгия Пинхасова. Москва, Россия. 1993. © Георгий Пинхасов | Magnum Photos

«Я пришел в Magnum, когда Советский Союз был на грани распада, в конце июня 1988 года, — вспоминает Пинхасов. «В начале августа 1988 года я оказался в Праге с французским журналистом из Либерасьон, чтобы документировать 20-летие Пражской весны. Второй моей оценкой было землетрясение в армянских городах Ленинакан и Спитак, которое вызвало шок. Выглядело это страшнее, чем война: во время авианалетов разрушаются только отдельные здания, а там все лежало в руинах.

После того, как я снялась для французского журнала Actuel в Москве, а затем для The New York Times для статьи Эндрю Соломона «Вызывающий декаданс молодой России». Эти фотографии, которые я сделал для The New York Times, стали началом и основой моего перестроечного архива».

В начале 90-х в Москве зародилась ночная жизнь, поп-музыка, новые альтернативные журналы ОМ и Птюч (быстро ставшие библиями стиля), арт-андеграунд вылился в свободное медийное пространство — все в в рамках нерегулируемого свободного рынка. В этой новой Москве снисходительность стала инструментом исследования, путешествием в непредсказуемое и опьяняющее будущее.

«В качестве корреспондента New York Times я познакомился со всеми видами очаровательных персонажей и субкультур и почувствовал новую мощную волну юношеской энергии, жизненной силы и страсти, которая усилила социальные изменения. Я мог бы сравнить его с русским авангардом Малевича, Маяковского и Эйзенштейна, который шел рука об руку с революцией начала ХХ века», — говорит Пинхасов.

«Это было похоже на цунами. Предыдущее поколение не смогло защитить свои ценности национального единства и традиционного общественного строя — цунами поднималось, заливая и свергая зыбкую и коррумпированную политическую власть. Для меня это мало чем отличалось от Европы 19-го века.60-е годы, конфликт поколений, молодежь, свергающая своих коррумпированных родителей, жаждущая прийти к власти и провозгласить новую справедливость».

Георгий Пинхасов родился в Москве в 1952 году. Работая фотографом с конца 1970-х годов, он переехал в Париж в 1985 году. в 1993 году. С фотоаппаратом в руках он шел по пути неведомых удовольствий по дискотекам, казино, отелям и гей-клубам. Залитые красным, зеленым и синим светом или посреди дыма и лазеров на танцполе, персонажи Пинхасова кажутся погруженными в себя и статичными, украденными из краткости момента.

«Я познакомился со всеми очаровательными персонажами и субкультурами и почувствовал новую мощную волну юношеской энергии, жизненной силы и страсти, которая усилила социальные изменения»

— Георгий Пинхасов

Георгий Пинхасов Художники на корточках в доме в центре города. Москва, Россия. 1993. © Георгий Пинхасов | Magnum Photos

Пинхасов широко известен своей выдающейся работой со светом, который может превратить самые обыденные сцены в не что иное, как классические картины. Его кадры гей-пары, обнимающейся на дискотеке, или толпы, наблюдающей за фейерверком на Красной площади, — это действительно гораздо больше, чем просто документация — это взгляд на глобальную историю и природу русского ума.

Глубокая связь фотографа с искусством и кино всегда оказывала большое влияние на его фотоработы. «При всем глубочайшем уважении ко всем моим коллегам в Magnum, меня по-прежнему больше всего интересуют ее основатели, особенно личность Анри Картье-Брессона. Я чувствую близость к нему, потому что он, как и я, начинал как художник и не собирался быть репортером. Обстоятельства и страсть наблюдать за окружающим миром привели его к этой роли», — говорит он.

«Я впервые услышал имя Картье-Брессона от Андрея Тарковского. В начале моего творческого пути Тарковскому нравились мои фотоработы, но когда мы встретились лично, он сослался на пример Анри Картье-Брессона, которого я тогда не знал. «Время меняется быстро, — сказал Тарковский, — так будет не всегда, фотографируйте, пока есть возможность». Я не мог проигнорировать этот совет человека, которого считал своим гуру, хотя в то время мне не хотелось снимать репортаж или заглядывать в частную жизнь других людей. Он был прав, мир быстро изменился. Кто бы мог подумать, что Советский Союз исчезнет, ​​а все коммуникации так быстро изменятся. Когда мы сегодня смотрим на эти фотографии, мы видим эту жизнь как нечто экзотическое».

Магазин Георгия Пинхасова в ЦУМе. Москва, Россия. 1997. © Георгий Пинхасов | Magnum Photos

Составляя свой портрет десятилетия, Пинхасов фотографировал творческих пионеров, вышедших из подполья 1980-х, каждый из которых нашел свой путь в новом мире 90-х. Художник Гаррик Виноградов фотографируется в своей мастерской; в то время как Владислав Мамышев-Монро появляется на нескольких кадрах из роскошного отеля «Метрополь», одетый как его частый псевдоним Мэрилин Монро; а музыкант Борис Гребенщиков позирует у стены на ярком солнце с дочерью.

В то же время фотографические искания Пинхасова не ограничивались ночной жизнью и богемой. Он запечатлел улицы, сквоты, вокзалы, офисы и даже денежную биржу, чтобы отразить большую сложность времени. В 1993 году Белый дом сгорел во время конституционного кризиса, нехватки продовольствия в магазинах, критического уровня безработицы и всеобъемлющего экономического кризиса. И хотя зритель осознает подспудную тьму, в образах Пинхасова все же есть ностальгия. И яркие краски иностранной рекламы, и стремление к гламуру станут постоянным атрибутом русской культуры на ближайшие десятилетия — но через призму Пинхасова мы по-прежнему видим новизну, ясность и чудо.

Анастасия Федорова — писатель, куратор, культурный критик из Лондона.

Георгий Пинхасов наблюдает за фейерверком на Красной площади над Кремлем. Москва. © Георгий Пинхасов | Magnum Photos

Узнать больше

Оставайтесь на связи

Введите ваш адрес электронной почты:

Спасибо. Ваши настройки сохранены.

Спасибо. Ваши настройки сохранены.

Полевые заметки Magnum

Каждый четверг будьте в курсе событий фотографов Magnum, новых работ, историй, опубликованных на веб-сайте Magnum, и последних предложений нашего магазина.

Магазин Магнум

Будьте первыми, кто узнает о недавних выпадениях из Магазина Магнум. От новых книг и ограниченных изданий до специальных предложений — все это можно найти в еженедельном информационном бюллетене Magnum Shop.

Магнум Учись

Раз в две недели получайте советы и статьи с рекомендациями, узнавайте о последних семинарах, бесплатных онлайн-мероприятиях и курсах по запросу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *