5 декабря исполнилось 195 лет со дня рождения Афанасия Фета — Российская газета
5 декабря исполняется 195 лет со дня рождения Фета. Дата негромкая. Рядом — и вовсе неприметная годовщина: 165 лет со дня гибели музы поэта — Марии Козьминичны Лазич.
В биографии Фета история любви к Марии Лазич обычно занимает две-три строчки. Только сейчас к исследователям приходит понимание, что встреча с этой удивительной, не от мира сего, девушкой — главная в жизни Фета. Гибель Марии в 1850 году перечеркнула всю прежнюю жизнь поэта, придала трагическое звучание всем его стихам, даже самым радостным и светлым.
Кажется, первым, кто глубоко и убедительно писал об этом, был монах Лазарь, в миру Виктор Васильевич Афанасьев — литературовед, посвятивший всю жизнь изучению русской поэзии ХIХ века. Перед вами одна из последних наших бесед, записанных прошлой зимой.
Как произошла встреча Афанасия и Марии?
— Было так: после университета Фет поступил на военную службу.
Мария знала о том, что молодой офицер — талантливый поэт?
— Конечно! Она с детства любила стихи Фета, — ведь он уже лет десять публиковал их в периодике, была у него уже и книжка. Мария прекрасно знала и русскую, и мировую поэзию.
Самым известным стихотворением Фета считается «Шепот, робкое дыханье…» Оно имеет какое-то отношение к Лазич?
— Самое прямое. Оно написано в лучшие дни их отношений. Фет писал тогда своему приятелю: «Я ждал женщины, которая поймет меня, и дождался ее». Так они полюбили друг друга. Но Фет не решался жениться. Своей нерешительностью измучил и Марию, и себя.
Ситуация вполне современная. Сейчас молодые люди оправдываются необходимостью «встать на ноги»: накопить на квартиру, сделать карьеру. Чем оправдывался Фет?
— Примерно тем же. Он действительно был беден, а Лазич была небогата. И вот Фет пошел на полный разрыв. Если б он знал, в какое отчаяние привел Марию! Она почувствовала, что от нее ускользает вся ее жизнь. Много она упрашивала, умоляла его не обрывать переписку и наконец поняла, что все кончено. А осенью 1850 года Фет был сражен страшной новостью: Мария погибла.
Что же случилось?
— Случайно вспыхнуло ее кисейное платье. Мария, вся в огне, пробежала по анфиладе комнат, открыла балконную дверь — от свежего воздуха огонь вспыхнул еще сильнее и охватил голову. Она закрыла лицо руками и крикнула сестре: «Ради Неба, спаси письма!» Мария имела в виду письма Фета, так как везде горели отпавшие куски платья. Девушка бросилась по ступенькам в сад и там упала. На крики сестры прибежали люди, которые отнесли Марию, всю обгоревшую, в спальню. Через четыре дня в неимоверных муках она скончалась со словами: «Он не виноват, а я…»
Предполагаемый портрет Марии Лазич.
Что произошло с Фетом после этого известия?
— Это был уже совсем другой Фет. Он понял, что потерял женщину, которую любил всеми силами души. Потерял счастье своей жизни. Потом он все приобрел: стал богатым помещиком, поместным дворянином, камергером императорского двора. Но Марию уже было не вернуть. И Фет всю оставшуюся жизнь мучился тем, что оставил ее, винил себя в смерти девушки.
Эта история, мне кажется, принадлежит не только и не столько истории литературы. В ней — вечное нам напоминание о том, как хрупко первое чувство, как вообще хрупок и нежен сосуд жизни…
— Фет благоговейно сберегал в душе все, что было связано с Марией Лазич. В ином стихотворении, кажется, нет ее, но это только кажется. Там все — и музыка слова, и краски природы, и чувство поэта — все о ней. Стихи, посвященные Лазич, не измышлены, не «сочинены», нет, поэт жизнью платит за память сердца. «Где ты? Ужель, ошеломленный,//Кругом не видя ничего,//Застывший, вьюгой убеленный,// Стучусь у сердца твоего?..» Фет был исповедален, весь открыт…
Но это не все чувствовали и понимали.
— Кто же мог тогда понять, что это, о чем и зачем? Даже друзья Фета не понимали, почему он, будучи в преклонных годах, продолжал писать о любви. Константин Леонтьев, писатель и философ, был в дружеских отношениях с Фетом. Он прочел «Вечерние огни» и так рассердился, что решил написать Фету письмо «с дружеским советом о любви умолкнуть». Об этом намерении узнал духовник Леонтьева старец Амвросий и запретил писать такое письмо.
Старец был знаком с Фетом?
— Только по рассказам Леонтьева или по стихам Фета. Но и этого ему было достаточно. У старца Амвросия была всепроникающая интуиция. Вот он и сказал: «Не надо». Он понял, что у Леонтьева неправильное мнение о Фете.
Душа Марии Лазич не отходила от Фета всю его жизнь: последнее стихотворение, посвященное ей, было написано в 1892 году, в год смерти поэта…
— По поводу стихотворения «На качелях» Буренин злословил: «Представьте себе семидесятилетнего старца и его «дорогую», «бросающих друг друга» на шаткой доске. .. Как не обеспокоиться за то, что их игра может окончиться неблагополучно для разыгравшихся старичков!» Вот до какой мерзости доходила критика.
Фет не мог понять, как людям приходит такое в голову.
Ведь для чистого все чисто.
— Вот именно! Афанасий Афанасьевич писал Полонскому по поводу этого стихотворения — всего-то двенадцать строк! — и поднявшейся газетной травли: «Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, и платье ее трещало от ветра, а через сорок лет она попала в стихотворение, и шуты гороховые упрекают меня…»
Но все-таки «Вечерние огни» принесли Фету славу…
— Славу? «Вечерние огни» печатались в количестве 700-800 экземпляров и при этом не были распроданы в течение многих лет.
Получается, что Фета нельзя понять без трагической истории его любви?
— Фета нельзя понять вне Марии Лазич. Земного бессмертия не существует, но пока по милости Божией мир наш стоит, пока люди читают стихи, память о Марии Лазич будет жить на земле. Образ юной страдалицы, много потерпевшей за свою любовь, как ангел летит над русскими полями. Не будь ее — не было бы того Фета, который навсегда остался в русской поэзии.
Но вот кто-то спросит: что же он со своим покаянием не шел в храм?
— Фет бывал в церкви. Когда он жил в Москве на Плющихе, то посещал службы в Новодевичьем монастыре. Но после сорока лет у него открылась астма, лечить ее тогда не умели. Афанасий Афанасьевич жил летом в своей Воробьевке, часто не имея сил даже выйти на террасу. Он еле-еле дышал.
Вообще надо сказать: он слишком себя загрыз. Отвечая на домашнюю анкету в доме Толстых на вопрос: «Долго ли бы вы хотели жить?», он пишет: «Наименее долго».
Друзья не понимали, почему он и в старости писал стихи о любви
Во многих воспоминаниях современников можно встретить язвительные и насмешливые отзывы о Фете как о скаредном и грубом старике.
— Да, он до самой старости боролся с грехами своей бедной юности: честолюбием и сребролюбием.
Но эти грехи не убили в Фете поэта, не уничтожили и огромного дара любви. И что наши человеческие суды… Ведь нам открыто о Фете далеко не всё.Афанасий Фет и Мария Лазич: история трагичной любви | Напиши шедевр
… Мы ехали по дороге из Орла. Проселочная дорога поднималась, опускалась и весело струилась как теплая речка под солнцем, огибая зеленые холмы, разгоняя воробьев. Весна торжествовала.
Еще не подъехали к селу Клейменово, как показалась церковь. Старенькая, под амбарным замком – Церковь Покрова.
Мы вошли в заброшенный сад, в двух шагах ступени между распахнутыми железными створками, круто уходящие вниз, под воду, будто в склеп. Стоит вода с растаявших снегов, вровень с землей. Застоявшаяся, застывшая и хранящая в себе груды увядших листьев с деревьев, от нее так трудно оторвать глаза, но взгляд поднимается выше — доходит до белокаменной таблички «Здесь похоронен русский поэт А.А.Фет(Шеншин)» и цифры, обозначающие годы жизни. Это и есть подземный склеп, в нем покоится прах Афанасия Фета, над ним шумит волной весенняя вода и плавают осенние листья, и все напоминает его стиль и тайну его поэзии, тайну, навсегда укрытую на окраине села Клейменово.
…В Херсонском захолустье знойное лето 1848 года. Жарко. Хотя поздний вечер. Офицеры кирасирского полка танцуют на балу.
Бал, так бал, но появляется Она. Высокая, стройная, и очень чувствительная к взглядам, брошенным на нее. Она будто из другой реальности. Дочь обедневшего помещика-вдовца с сербскими корнями зовут Мария Лазич.
А дальше…
Он встретит взгляд ее бездонных черных глаз.
А дальше…
Он узнает, что бесприданнице 24 года.
А дальше…
Он во что бы то ни стало должен быть ей представлен.
Дальше от волнения захватывает дыхание…
Она необычайно талантлива – ее игру на фортепиано оценил Ференц Лист. Есть запись в альбоме, созданная в 1847 году рукой композитора. Знали бы они, что Ференц Лист увезет из России сильные чувства в душе, они будут направлены к одной замужней женщине, поклоннице его таланта. И ждет его впереди трагичная любовь и написание ноктюрна «Грезы любви». В тот гастрольный тур по России композитор встретит свою будущую возлюбленную Каролину Витгенштейн. Ноктюрн окажется для него пророческим — грезы останутся грезами.
А дальше…
Мария Лазич станет единственной музой Фета, как Беатриче для Данте, как Лаура для Петрарки. Он будет любить ее и винить себя… Он посвятит ей сотни стихов. Благодаря ей появится тончайшая по интонации фетовская любовная лирика. Но она не услышит эти стихи – они будут создаваться в течение сорока лет после ее смерти.
А дальше…
Будет декабрьский вечер у камина. Где она спросит его: зачем он столько лет служил? И он поведает историю своего незаконного происхождения — он, выпускник философского факультета Московского университета ушел на службу за Дворянский титул.
Шумела полночная вьюга
В лесной и глухой стороне.
Мы сели с ней друг подле друга,
Валежник свистал на огне.
И наших двух теней громады
Лежали на красном полу,
А в сердце ни искры отрады,
И нечем прогнать эту мглу!
Березы скрипят за стеною,
Сук ели трещит смоляной…
О друг мой, скажи, что с тобою?
Я знаю давно, что со мной!
… Фет поделится сомнениями с другом: «Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений, она передо мной — чище снега. Прервать — неделикатно и не прервать — неделикатно… ».
А в сердце его все будут их встречи.
“…И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!”
Все изменит для них весна 1850 года…, чем-то похожая для него на весну 1843 года. Тогда он еще не встретил Марию, теперь он ее потеряет.
…Допоздна, в своей спальне она смотрит и смотрит на огонек лампы, не отрываясь ни на миг. Трепетные мотыльки слетаются на пламя и, те, что влюбляются в пламя – подлетают близко и, замирая, падают вниз, опалив хрупкие крылья… Вот вы какие предвестники смерти.
Еще один жест и огонь охватывает ее белое кисейное платье, языки пламени ринулись вверх — к ее божественным волосам. Охваченная пламенем, она выбегает из комнаты в ночной сад и мгновенно превращается в горящий живой факел. Говорили, она успела выкрикнуть: «Au nom du ciel sauvez les lettres!» («Во имя неба спасите письма!»).
Четверо суток — в жизни они пролетают мгновенно, а тогда это была четверка суток состоящих из нечеловеческих страданий – как бесконечно долго они проходили.
«Можно ли на кресте страдать более, чем я?» — единственное, что она спросит у Бога и тогда Он даст ей спокойно умереть. Мария только прошепчет слова в оправдание Фета «Он не виноват, — а я…», и в словах они, Мария и Афанасий, опять вдвоем.
И он ответит ей (неизвестно услышит ли она): «Та трава, что вдали на могиле твоей, здесь на сердце, чем старе оно, тем свежей».
Что значит его жизнь без Марии Лазич – знал только он. Мистическая связь между ними продолжалась – и они не могли отпустить друг друга, соединяя две субстанции, живую и мертвую, воедино. Только он знал, одев маску хозяйственного помещика, что его жизнь другое. Его одинокая жизнь, несмотря на брак — это его творчество , а творчество — это монологи, посвященные Марии — страстные, рыдающие, полные раскаяния.
“Не жизни жаль
с томительным дыханьем —
Что жизнь и смерть!
А жаль того огня,
Что просиял над целым
мирозданьем,
И в даль идёт, и плачет, уходя”.
Случайность или самосожжение? Как пожар унес жизнь музы Афанасия Фета | Персона | КУЛЬТУРА
«И откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?», — писал о Фете Лев Толстой. Они были знакомы около 40 лет. Их переписка, продолжавшаяся около 20 лет, насчитывает несколько сотен писем, часть которых хранится в музее Толстого.
Они стали дружны в конце 50-х годов XIX века. Тогда Толстой жил в Ясной Поляне, а Фет приезжал с семьей погостить летом в Новоселки. Так между ними завязались тесные отношения. Однажды, Афанасий Фет, отвечая на домашнюю анкету в доме Толстых на вопрос «Долго ли бы вы хотели жить?», написал: «Наименее долго»…
Этот с виду «добродушный офицер», чьи произведения были полны смелых эпитетов и эмоциональных окрасок, по мнению многих литературоведов, часто страдал от депрессивных состояний. Его не покидало чувство вины за странную гибель возлюбленной, которая произошла в самом начале его карьеры.
«Я раб твоей любви»
«Нет, я не изменил. До старости глубокойЯ тот же преданный, я раб твоей любви. И старый яд цепей, отрадный и жестокий, Еще горит в моей крови»
До последних дней своей жизни Афанасий Фет в стихах обращался к своей музе, девушке, любовь к которой отравляла его и одновременно позволяла писать пронзительные трогательные стихотворения.
Окончив университет, Афанасий Фет в 1845 году поступил на военную службу, стал кавалеристом. Фото: Public Domain«Фета нельзя понять вне Марии Лазич», — пояснял литературовед Виктор Васильевич Афанасьев, посвятивший всю жизнь изучению русской поэзии ХIХ века. По его мнению, встреча с дочерью бедного херсонского помещика осенью 1848 навсегда изменила жизнь поэта.
В то время молодой человек состоял на военной службе и квартировал со своим полком в Херсонской губернии. Там он познакомился с Марией, в гостеприимном доме отца которой часто собиралась молодежь. Девушка была хорошо образована, имела блестящий музыкальный слух, ссылала приятной собеседницей. Между молодыми людьми чувствовалась симпатия, которую нельзя было скрыть от глаз общественности. Вскоре родные Марии начали шептаться: не желает ли кавалер сделать ей предложение? Но у Фета в те годы были другие планы. Он был честолюбив и мечтал вернуть себе дворянский титул. Семья же Лазич была бедна. Хоть Афанасий и писал в то время своему другу «Я ждал женщины, которая поймет меня, и дождался ее», делать предложение он не был намерен.
В одни из вечеров гость набрался смелости объясниться с подругой, дав ей понять, что их не может связывать что-то большее. Позже он писал: «Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений… Это гордиев узел любви, который чем более затягиваю, тем туже затягиваю, а разрубить мечом не имею духу и сил…»
Разрубить этот «узел» его попросили родители девушки, понимая, что такая бесперспективная дружба бросает тень на их дочь, которая могла бы связать свою жизнь с добропорядочным мужчиной. В итоге встречи между молодыми прекратились, но они стали вести переписку.
Но Марии Лазич не суждено было стать счастливой в семейной жизни. Однажды на ней загорелось ее кисейное платье. Охваченная огнем, девушка бросилась к балкону и открыла дверь. Однако от потока свежего воздуха языки пламени еще больше охватили ее хрупкую фигуру. С криками она выбежала в сад, где и упала без чувств. Спасти ее не удалось. Через четыре дня девушка скончалась. Считается, что ее последними словами были: «Он не виноват, а я…»
В 1857 году Фет женился на Марии Петровне Боткиной, сестре критика Боткина.Фото: Public DomainЭта смерть стала сильным ударом для Фета. До сих пор нет единого мнения, был ли этот пожар случайностью или девушка могла таким образом покончить с собой.
По мнению литературоведа Виктора Афанасьева, ее смерть оставила шрам в душе поэта:
«Фет понял, что потерял женщину, которую любил всеми силами души. Потерял счастье своей жизни. Потом он все приобрел: стал богатым помещиком, поместным дворянином, камергером императорского двора. Но Марию уже было не вернуть. И Фет всю оставшуюся жизнь мучился тем, что оставил ее, винил себя в смерти девушки»
Годы спустя Фет значительно улучшил свое материальное положение, вернул дворянский титул и женился на Марии Боткиной, как поговаривали, по расчету. Тем не менее, до самой смерти образ любимой девушки, с которой так ему и не удалось изведать счастья, не покидал его.
Любовная лирика великих людей » Смерть Марии Лазич
« Мария Лазич и Фет | Главная | Константин Батюшков и Анна Фурман »
Написал: admin | Дата: 22 апреля 2011 | Категория: Поэты и писатели
Запутанный любовный узел Афанасия Фета и его возлюбленной Марии Лазич разрубила сама жизнь. Весной, когда с яблоневых деревьев облетал цвет, молодые люди повстречались в последний раз перед отбытием полка на манёвры. А осенью, когда Фет вернулся, Марии уже не было в живых. Она умерла ужасной смертью, какую даже трудно себе представить. Она сгорела в пламени огня. Эта трагедия случилась в доме отца девушки по её вине. Отец своим дочерям запрещал курить, поэтому делать это им приходилось украдкой. Вот и в последний раз Мария прилегла в белом платье с книгой и закурила. А спичку она бросила на пол, даже не посмотрев, долетела ли она до пола. А коварная непотушенная спичка упала на подол платья, который тут же загорелся. Пламя девушка заметила только тогда, когда огнём была объята вся правая сторона подола платья.
Вместо того чтобы упасть на пол и постараться затушить огонь, девушка от растерянности бросилась бегать по всем комнатам по направлению к балконной двери. Выбежав на балкон, Мария только усугубила своё плачевное состояние и всю ситуацию в целом. От прилива воздуха пламя поднялось выше головы девушки. Спасти её было уже нереально.
Никто не помог девушке потушить огонь, поскольку в тот момент в доме было безлюдно. Но те, кто был во дворе внизу, слышали как она, пробегая к балкону горящим факелом, кричала о том, чтобы берегли письма. На четвёртые сутки Мария умерла от страшных ожогов. Перед смертью она сказала, что он не виноват ни в чём.
Забыть Марию Лазич Афанасий Фет не мог до конца своих дней. Произошедшая с ним любовная драма, питала его лирику, придавая ей особое звучание. Трагедия ключом била в нём всю жизнь. Специалисты предполагают, что все любовные строки Афанасия Фета были адресованы умершей Марии Лазич. Все эти стихи исполнены страсти и раскаянья.
Многие писатели и поэты оставили после себя не только свои литературные произведения, но и не менее значимые, письма своим возлюбленным. Переписка таких поэтов и писателей, как Лорд Байрон и Вольтер открыла перед их читателями новые грани их таланта. К сожалению, многие письма и записки подобного характера уничтожались, и до нашего времени дошло небольшое количество этих произведений.
Послесловие — РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ
За рамками настоящей книги осталась интересная тема — картины пожаров в русской художественной литературе. Русские классики и многие современные писатели не обошли вниманием это извечное зло, беспощадно терзавшее русскую землю, несущее горе и страдание народу.
В повести А.С. Пушкина «Дубровский» картина пожара воспринимается читателем как акт народного возмездия за деспотизм и своеволие чиновников.
Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» воспроизвел картину пожара Москвы во время нашествия Наполеона.
Ф.М. Достоевский в романе «Бесы» с большой художественной силой передал кошмар ночного пожара в губернском городе: пылающие дома, клубы едкого дыма, ураганный ветер, паника спасающихся от огня погорельцев, беспомощность властей перед стихией огня. В этом произведении Достоевский впервые в русской литературе описывает глубокую «философскую» сущность ночного пожара, а точнее, характер воздействия открытого огня на психику человека: «Большой огонь по ночам всегда производит впечатление раздражающее и веселящее; на этом основаны фейерверки; но там огни располагаются по изящным, правильным очертаниям и, при полной своей безопасности, производят впечатление игривое и легкое, как после бокала шампанского. Другое дело настоящий пожар: тут ужас и все же как бы некоторое чувство личной опасности, при известном веселящем впечатлении ночного огня, производят в зрителе… некоторое сотрясение мозга и как бы вызов к его собственным разрушительным инстинктам…»
О пожарах в разные времена и с различных творческих позиций писали И. Тургенев, Н. Некрасов, А. Чехов, И. Бунин, М. Горький, А. Куприн, А. Блок, Н. Гумилев, В. Хлебников, М. Цветаева, а также современные писатели и поэты — В. Распутин, В. Солоухин, А. Вознесенский, Л. Ошанин и др. Эта тема, как и прежде, остается весьма актуальной.
В творчестве И. Тургенева, Ф. Тютчева, А. Фета нашли отражение события, связанные с пожарами. Приведем эпизод из жизни А. А. Фета, оказавший влияние на его творчество.
Светлой памяти историка-архивиста Веры Дмитриевны Савельевой, много лет посвятившей пропаганде пожарно-технических знаний среди москвичей.
Тайна Афанасия Фета
В светлой и радостной поэзии Фета диссонансом звучат стихи о чем-то безвозвратно утраченном. Некоторые стихотворения поэта буквально пронизаны чувством «глубокой печали и тайной тоски». Даже находясь в преклонном возрасте, Фет напишет скорбные строки:
Нет, я не изменил. До старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви
И старый яд цепей, отрадный и жестокий,
Еще горит в моей крови.
…Мелькнет ли красота иная на мгновенье,
Мне чудится, вот-вот, тебя я узнаю;
И нежности былой я слышу дуновенье,
И, содрогаясь, я пою.
…А все началось жарким южным летом 1848 г., когда херсонскому помещику Бржескому наконец удалось уговорить корнета Орденского кирасирского полка Афанасия Фета нанести визит хлебосольным Петковичам, которые всегда с большим радушием встречали офицеров этого полка, расквартированного недалеко от их богатого херсонского поместья.
— Уверяю тебя, друг Афанасий, — доверительно говорил на правах старого знакомого Бржеский, — ты не пожалеешь о поездке к чете Петковичей, твоему поэтическому дару это пойдет только на пользу. Там, в доме Петковичей, тебе, возможно, посчастливится увидеть красавицу таврических степей, подлинную Юнону.
— Кто такая? — осведомился пунктуальный Фет, избегавший случайных знакомств.
— О, это само женское совершенство, одна из незамужних дочерей мелкопоместного помещика Лазича Мария. Должен сказать, что она поклонница твоего таланта. А как изъясняется по-французски! — настоящая маркиза! В музыке ей нет у нас равных, просто чудо! В Елисаветграде сам маэстро Ференц Лист пришел в изумление от ее игры на клавикордах. Право, ради такой прелестной девушки стоит поехать на край света. Афанасий! Я уже отрекомендовал тебя Петковичам как благородного офицера, они ждут тебя.
Заинтригованный Фет обещал Бржескому при первом удобном случае обязательно навестить Петковичей, о радушии которых он уже был наслышан от офицеров полка. Почти за 4-летнюю службу в кирасирском полку ему уже порядком приелась однообразная воинская служба, на которую он определился юнкером после окончания полного университетского курса. Но военная карьера для 28-летнего кирасира должным образом не складывалась, не предвиделось и зачисления в привилегированное сословие, т.е. получения дворянства, ради которого приходилось тянуть воинскую лямку в захолустных воинских поселениях херсонщины. Особенно угнетала поэта пора распутицы, когда шли бесконечные дожди и непролазная липкая грязь покрывала дороги, а промозглые холодные туманы непроницаемой пеленой окутывали села и деревни, в которых квартировали кирасиры.
Слова Бржеского оказались пророческими. В доме Петковичей, где Фету был оказан самый теплый прием, он встречает Марию Лазич, которая станет для него источником радости и несбывшихся надежд. В ту пору Марии было 22 года. Образованная высокая и стройная девушка с пышными темными волосами и необычайно нежным лицом производит на Фета неотразимое впечатление. От всего ее облика исходили доброта и очарование молодости, не затронутой еще житейскими невзгодами. Она в совершенстве владела иностранными языками, хорошо разбиралась в классической и современной литературе. Именно от нее Фет узнает последние литературные новинки, с интересом слушает ее декларацию поэмы Тургенева «Параша». А вечером, когда в жирандолях заколебалось золотистое пламя восковых свечей, гости под музыку Марии легко и непринужденно заскользили в танцах по сверкающему паркету. Фет избегал танцев, предпочитая находиться рядом с молодой музыкантшей. Он просит Марию сыграть музыкальный мотив, который Ференц Лист собственноручно записал в ее альбом в знак признания таланта юной исполнительницы. Об этом он напишет в своем стихотворении:
Какие-то носятся звуки
И льнут к моему изголовью.
Полны они томной разлуки,
Дрожат небывалой любовью.
Фет и Мария Лазич проводят в гостях у Петковичей многие дни, совершают вечерние прогулки в степи, липовых аллеях парка. Но романтически настроенная Мария не могла понять прагматичного Фета, считавшего, что, несмотря на взаимную любовь, их брак невозможен, поскольку у них нет средств для безбедного существования.
Мария почти безвыездно гостит у Петковичей, чтобы не пропустить ни одного приезда Фета, а он, назначенный в начале 1848 г. полковым адъютантом, очень занят своими новыми обязанностями: строевые смотры, учения, походы, рапорты, реляции…
В это время в Европе происходят важные политические события, революционные бури сотрясают основы монархических династий Священного союза. Орденский полк получает приказ о срочном перемещении к западной границе империи. Во главе походного порядка вышагивает Фет, не успевший даже проститься с Марией, хотя полк идет мимо поместья, где проходили их встречи.
Об этом горестном марше Фет напишет в своих воспоминаниях «Молодые годы», вышедших уже после его смерти: «Под гром марша я шел мимо далекой липовой аллеи, даже не поворачивая головы в ту сторону. Это не мешало мне вглядываться, скосив глаза, влево, и — у страха глаза велики — мне показалось в темном входе в аллею белое пятно. Тяжелое это было прощание». Так неожиданно оборвались романтические отношения Афанасия Фета и Марии Лазич.
…Прошло несколько лет. Фет продолжает служить в кирасирском полку, расквартированном теперь в Ново-Георгиевске. Его имя уже довольно известно, он автор двух сборников стихов и поэтических публикаций в литературных журналах. Летом 1851 г. он приезжает на несколько дней к Бржеским. Вдень приезда Фета к Бржеским неожиданно пришел Петкович, который, здороваясь с Фетом, воскликнул:
— А Мария-то!
— Что?! — с испугом спросил Фет.
— Да ведь ее уже нет в живых. Она, бедняжка, умерла. И, боже мой, как ужасно!
Когда потрясенный трагической вестью Фет немного успокоился, Петкович рассказал о последних днях жизни Марии. После ухода полка она еще несколько раз наведывалась в дом Петковичей, но была сумрачна и невесела. Ее угнетала обстановка в доме брюзгливого отца, ежедневные изнуряющие уроки, которые приходилось давать строптивой младшей сестре, а также необходимость безвыездно жить в захолустном степном имении. .. После одного особенно трудного урока с упрямой сестрой Мария легла отдохнуть на диван с французским романом и папиросой. От непогашенной спички, брошенной на пол, вспыхнул подол кисейного платья, спустившийся с дивана до самого пола. Испуганная девушка вскочила и в пылающей одежде бросилась бежать из дома в сад, но как только она выбежала на открытый воздух, огонь моментально охватил ее с ног до головы. На крик Марии прибежали дворовые люди, сорвали тлеющие куски платья и отнесли пострадавшую в спальню. Страдания Марии были безмерными, и, промучившись четверо суток, она умерла.
Фет не мог не чувствовать «сердцем разума» своей косвенной вины за трагическую гибель любимой девушки. К тому же некоторые обстоятельства указывают на возможное замаскированное самоубийство Марии. Об этом туманно говорится в одном из стихотворений поэта:
Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
Множество стихотворений Фета навеяны прекрасным образом Марии Лазич, проникнуты нежностью и глубокой грустью. Но ни в одном из них он не называет ее имя — это остается его сокровенной тайной.
В благословенный день, когда стремлюсь душою
В блаженный мир любви, добра и красоты,
Воспоминание выносит предо мною
Нерукотворные черты.
Пред тенью милой коленопреклоненной,
В слезах молитвенных я сердцем оживу
И вновь затрепещу, тобою просветленный, —
Но все тебя не назову.
* * *
…Книга окончена. В меру своих возможностей автор стремился рассказать о прошлом пожарной охраны Москвы, опустошительных пожарах, героизме пожарных, особенно ярко проявившемся в годы Великой Отечественной войны, работе противопожарной службы Москвы в наше время и надеется, что эта книга вызовет интерес у читателей.
Урок 25. любовная лирика фета — Литература — 10 класс
Литература
10 класс
Урок № 25
Любовная лирика Фета
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Влияние личной жизни поэта на образную структуру стихотворений;
2. Художественный мир в поэзии Фета.
Тезаурус
«Чистое искусство» — теория, которая утверждала, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, а должны служить лишь для эстетического наслаждения прекрасным.
Ассонанс — это многократное повторение в стихотворной речи однородных гласных звуков.
Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность.
Метафора — это переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова, обозначающего предмет или явление, вместо другого, когда слова эти близки по сходству или контрасту.
Оксюморон — это фигура, основанная на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.
Список литературы
Основная литература:
1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. — 431 с.
2. Тютчев Ф. Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1980. — 382 с.
Дополнительная литература:
1. Маранцман В. Г. Литература 10 класс. Учебник. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2009г. — 383 с.
2. Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1. М.: Русское слово, 2012. — 364 с.
Электронные ресурсы:
1. Юношеская любовь, пронесённая сквозь годы. «Культура.РФ»: сайт о культуре России. https://www.culture.ru/materials/51956/yunosheskaya-lyubov-pronesennaya-skvoz-gody (дата обращения 18.08.2018).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В 1878 году Афанасий Фет написал стихотворение «Alter ego». В нём есть такие слова:
У любви есть слова, те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придём, нас нельзя разлучить!
Это стихотворение о любви написано поэтом в зрелом возрасте. В нём он придаётся воспоминаниям о трагически погибшей возлюбленной Марии Лазич. И даже спустя годы Фет чувствует её присутствие и думает о ней.
Любовь — одна из вечных тем. И чем бы ни закончились отношения, она оставляет след в сердцах навсегда.
Какой была любовь в душе Фета? Какие слова о любви не умрут?
Множество стихотворений посвящены Марии Лазич, поэт пронёс её воздушный образ через всё своё творчество. Красивая, умная, прекрасная пианистка Мария нежно и страстно любила Фета. В своих мемуарах он называл её Еленой Лариной, дав ей фамилию героини Пушкина и греческое имя, означающее «факел», «светоч». Так он писал о ней: «Меньшая Ларина Елена… мало участвовала в шумном веселье подруг и, будучи великолепной музыкантшей, предпочитала играть на рояле для танцующих. Большого роста, стройная брюнетка, она далеко уступала лицом своей сестре, но зато превосходила её необычайною роскошью чёрных с сизым отливом волос… Только после некоторого продолжительного знакомства с Еленой, я узнал, что она почти с детства любила мои стихотворения. Не подлежало сомнению, что она давно поняла задушевный трепет, с каким я вступал в симпатичную её атмосферу. Понял и я, что слова и молчание в этом случае равно значительны… Казалось, что могли бы мы приносить с собою из наших пустынь? А между тем мы не успевали наговориться. Бывало, все разойдутся по своим местам, и время уже за полночь, а мы при тусклом свете цветного фонаря продолжаем сидеть в алькове на диване. Никогда мы не проговаривались о наших взаимных чувствах. Да это было бы совершенно излишне».
Но счастье оказалось коротким… Девушка была дочерью бедного помещика, а Фет искал богатую невесту. Их отношения закончились, она трагически погибла при пожаре. Фет женился на другой, но душевная боль так и не утихла. Спустя многие годы поэт понял, что счастье не зависит от материальных благ. Горечь утраты он пытался излить в стихах, исполненных страсти и покаяния.
Призрачный образ возлюбленной узнаваем в стихотворениях «Светил нам день, будя огонь в крови…», «Долго снились мне вопли рыданий твоих. ..», «Томительно-призывно и напрасно…», «В тиши и мраке таинственной ночи.
Спустя 16 лет после трагической гибели, в 1864 году, появляется стихотворение «В тиши и мраке таинственной ночи». В нём образ Марии имеет вполне реальные черты, он приходит во снах, и только там поэт может с ней встретиться:
В тиши и мраке таинственной ночи
Я вижу блеск приветный и милый,
И в звёздном хоре знакомые очи
Горят в степи над забытой могилой.
1871 год. Прошло 20 лет с момента вечной разлуки. Появляется стихотворение «Томительно-призывно и напрасно…»:
Томительно-призывно и напрасно
Твой чистый луч передо мной горел;
Немой восторг будил он самовластно,
Но сумрака кругом не одолел.
Пускай клянут, волнуяся и споря,
Пусть говорят: то бред души больной;
Но я иду по шаткой пене моря
Отважною, нетонущей ногой.
Я пронесу твой свет чрез жизнь земную;
Он мой — и с ним двойное бытие
Вручила ты, и я — я торжествую
Хотя на миг бессмертие твое.
Безмерная тоска по утерянному подвигла Фета на создание прекрасных любовных стихотворений и раскрыла его гений. Образ Марии Лазич оказался для него бессмертным, несмотря на её трагическую судьбу. Свои любовные переживания Фет излил в стихотворной форме.
Почти через 30 лет рана поэта стала ещё более глубокой. Утомлённый годами разлуки, он мечтает лишь о том, чтобы встретиться с любимой в ином мире. Этому посвящено стихотворение 1878 года «Ты отстрадала, я ещё страдаю…»:
Ты отстрадала, я ещё страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей. —
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!
Очей тех нет — и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твоё,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твоё небытие!
В 1887 году в стихотворении «Нет, я не изменил. До старости глубокой» поэт признаётся в своей верности возлюбленной. Фет признаётся, что он по-прежнему раб любви, что «старый яд цепей, отрадный и жестокий, ещё горит в моей крови». Он отмечает, что неважно, что с возлюбленной его разделяют годы и могила, её образ по-прежнему ярок и свеж в его душе. «Не в силах верить я, что ты меня забыла, когда ты здесь, передо мной», — восклицает поэт.
Но действительно ли Мария Лазич была единственной любовью поэта? Это одна из загадок лирики Фета, одна из тайн его сердца. Вместе с тем отношение поэта и к жене, Марии Петровне Боткиной, полно нежности. Кроме того, известны и другие посвящения в его стихотворениях. Предполагается, что Фет был влюблён и в последние годы жизни, но имя этой женщины неизвестно. Ей посвящено одно из лучших произведений русской лирики — «Я тебе ничего не скажу…», написанное в 1885 году:
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Стихотворение наполнено грустью. Испытывая годами душевную боль, поэт больше не готов раскрыть своё сердце. Он будет хранить свою тайну и предаваться мечтам — таков теперь его удел. Его любовь по-прежнему призрачна, однако благодаря ей он ощущает полноту жизни.
Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…», созданное в 1850 году, тоже посвящено Марии Лазич. Картины природы сплетаются в нём с переживаниями возлюбленных. Кажется, чувства переполняют героя настолько, что малейшее промедление может спугнуть счастье.
Ещё одним шедевром лирики Фета является стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад», написанное в 1877 году. Оно было создано под впечатлением от пения Татьяны Берс (в замужестве Кузминской, сестры Софьи Андреевны Толстой, жены великого писателя), которая, кстати, стала прототипом Наташи Ростовой.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
Длинные строки придают музыкальность. Звуки здесь символичны, поэт подчёркивает, что важно жить так, как в эту восхитительную ночь — «звука не роняя». Искусство должно одухотворять, позволять сердцу петь. Здесь и любовь, и женщина сливаются в одну мелодию, которая воплощает мир прекрасного.
Как и многие стихи Фета, «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» стало основой романса. По мнению Салтыкова-Щедрина, романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия». И до сих пор современные исполнители цитируют прекрасные фетовские строки.
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
Единичный выбор.
Назовите адресата любовной лирики Фета.
Е. Денисьева
А. Керн
М. Лазич
А. Крюденер
Правильный ответ:
М. Лазич.
Множество стихотворений посвящены Марии Лазич, поэт пронёс её воздушный образ через всё своё творчество. Красивая, умная, прекрасная пианистка Мария нежно и страстно любила Фета. В своих мемуарах он называл её Еленой Лариной, дав ей фамилию героини Пушкина и греческое имя, означающее «факел», «светоч».
Множественный выбор.
Укажите литературные приёмы, наиболее часто встречающиеся в лирике Фета.
Гипербола
Метафора
Аллегория
Олицетворение
Гротеск
Эпитет
Правильный ответ:
Метафора
Олицетворение
Эпитет
Олицетворение – наделение неживых предметов свойствами живого существа. Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Метафора — это переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова, обозначающего предмет или явление, вместо другого, когда слова эти близки по сходству или контрасту.
Трагические истории, основанные на реальных событиях
Мария Лазич и Афанасий Фет . Сгорающая заживо
Ты уходил ,а я молчала
А так хотелось закричать…
***
Вскоре после рокового объяснения с Фетом Мария, надев белое платье — его любимое, — зажгла в комнате сотню свечей. Помещение пылало светом, как пасхальный храм. Перекрестившись, девушка уронила горящую спичку на платье. Она готова была стать любовницей, сожительницей, посудомойкой —да кем угодно! — только бы не расставаться с Фетом. Но он решительно заявил, что никогда не женится на бесприданнице» и уехал, покинув ее навсегда…
Она убила себя так, чтобы не затруднить жизни любимому, ничем не отяготить его совесть, — чтобы зажжённая спичка могла показаться случайной. Сгорая, Мария кричала: «Во имя неба, берегите письма!» и умерла со словами: «Он не виноват, виновата я». Письма, которые она умоляла сохранить — это фетовские письма, самое дорогое, что у неё было…
Письма не сохранились. Сохранились стихи Фета, которые лучше всяких писем увековечили их любовь.
Томительно призывно и напрасно
твой чистый луч передо мной горел,
немой восторг будил он самовластно,
но сумрака кругом не одолел.
Пускай клянут, волнуяся и споря,
пусть говорят: то бред души больной,
но я иду по шаткой пене моря
отважною, нетонущей ногой.
Я пронесу твой свет чрез жизнь земную,
он мой — и с ним двойное бытиё
вручила ты, и я — я торжествую
хотя на миг бессмертие твоё.
Что он потерял — Фет понял гораздо позже, тогда озн лишь отдал дань скорби, — ему светила гвардия, перед ним маячили другие заботы, цели… Но придёт время — и горестная тень властно возьмёт всё, в чём было отказано живой Марии Лазич
Долго снились мне вопли страданий твоих,
—то был голос обиды, бессилия плач;
долго, долго мне снился тот радостный миг,
как тебя умолил я — несчастный палач.
Проходили года, мы умели любить,
расцветала улыбка, грустила печаль;
проносились года, — и пришлось уходить:
уносило меня в неизвестную даль.
Подала ты мне руку, спросила: «Идёшь?
«Чуть в глазах я заметил две капельки слёз;
эти искры в глазах и холодную дрожь
я в бессонные ночи навек перенёс.
Сорок лет спустя после этих событий больной, задыхающийся старик бессонной ночью думает о том, чего стоило 20-летней девушке то спокойное прощание: «Подала ты мне руку. Спросила: «Идёшь?» Среди ночи поднимают его утаённые ею тогда слёзы — вопли рыданий стоят у него в ушах. Вновь и вновь вспыхивает видение: бежит пылающая фигура, загорается факелом и выплавляет строчки, которым предстоит войти в учебники: Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:там человек сгорел? И эти, Толстого поразившие: «Прочь, этот сон, — в нём слишком много слёз…» И дальше, гениальное: «Не жизни жаль с томительным дыханьем, что жизнь и смерть! а жаль того огня…»
Лечу на смерть вослед мечте.
Знать, мой удел лелеять грёзы
и там, со вздохом, в высоте
рассыпать огненные слёзы.
Так догорала любовь, которая когда-то, в херсонской глуши, обожгла жизнь практичного армейского офицера.
Но даже в самых страшных снах Фет не мог предположить, что это было только преддверие кошмара. .Мария, хоть и была девушкой умной, красивой, но у нее не было того главного ,чем так дорожил молодой Фет— богатства. Она была бесприданница.
«У меня кое-как хватает на то, чтоб самому сводить концы с концами, как же я буду и ее содержать?» Он решился на окончательный разрыв
Наступила весна 1850 года. Вновь пробуждалась к жизни природа. Но Мария ощущала себя словно в ледяной пустыне. Как согреться в этом пронизывающем душу мертвящем холоде? Поздно вечером в своей спальне она долго смотрела на огонек лампы. Трепетные бабочки слетались на пламя и, замирая, падали вниз, опалив хрупкие крылья… А что, если разом прекратить эту боль?..
Девушка порывисто встала, лампа опрокинулась на пол, огонь перекинулся на белое кисейное платье Марии, языки пламени побежали вверх — к ее распущенным волосам. Охваченная пламенем, она выбежала из комнаты в ночной сад и мгновенно превратилась в горящий живой факел. Сгорая, она кричала: «Au nom du ciel sauvez les lettres!» («Во имя неба спасите письма!»).
Еще четверо суток длились ее мучения. «Можно ли на кресте страдать более, чем я?» — шелестели ее губы. И перед самой смертью Мария успела прошептать последние слова, во многом загадочные, но в них было послано прощение любимому человеку: «Он не виноват, — а я…» На огненный жертвенник любви были возложены человеческое счастье и сама жизнь.
Ты отстрадала, я ещё страдаю.
Сомнением мне суждено дышать.
И трепещу, и сердцем избегаю
искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
язык любви, цветов, ночных лучей, —
как не цвести всевидящему маю
при отблеске родном таких очей!
Очей тех нет — и мне не страшны гробы,
завидно мне безмолвие твоё.
И, не судя ни тупости, ни злобы,
скорей, скорей, в твоё небытиё!
Марии Лазич посвящены самые пронзительные строки знаменитых «Вечерних огней», этой лебединой песни А.Фета.Смерть Марии научила его страшной красоте страдания. С беспощадной жестокостью он воплотил эту красоту в вереницу однообразных строф, мучительно раздирающих сердце. Но эта беспощадная жестокость есть в то же время всепрощающая любовь к ней.
Неизвестность, помноженная на душевные страдания, очень скоро превратила Фета в дряхлого и угрюмого старика, мечтающего о самоубийстве, чтобы воссоединиться со своей избранницей.
И снится мне, что ты встала из гроба,
такой же, какой ты с земли отлетела.
И снится, снится: мы молоды оба,
и ты взглянула, как прежде глядела
Давно забытые, под лёгким слоем пыли,
черты заветные, вы вновь передо мной,
и в час душевных мук мгновенно воскресили
всё, что давно-давно утрачено душой.
Горя огнём стыда, опять встречают взоры
одну доверчивость, надежду и любовь,
и задушевных слов поблёкшие узоры
от сердца моего к ланитам гонят кровь.
Я вами осуждён, свидетели немые
весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
как в тот ужасный час, когда прощались мы.
1 | Howard Ruble | Департамент здравоохранения и семейных услуг штата Иллинойс | 132 600 долларов США | ||||||||
2 | Megan Moore 9000 Полиция штата | $ 126,700 | |||||||||
3 | Линда Стаут | Департамент здравоохранения и семейного обслуживания штата Иллинойс | 125 500 долларов США | ||||||||
4 | Оливия Морган | 9000 9000 | Иллинойс | ||||||||
Джесси Касамайор | Министерство труда штата Иллинойс | 121 800 долларов США | |||||||||
6 | Скотт Шепард | Департамент ювенальной юстиции штата Иллинойс | 121000 долларов США | ||||||||
7 | h Департамент торговли Иллинойсаh mic Opportunity$ 116 600 | ||||||||||
8 | Дэвид Хейс | Департамент здравоохранения штата Иллинойс | 115 100 долларов США | ||||||||
9 | Элейн Хаддлстон | 9000 9000 | |||||||||
Полиция штата Иллинойс | 113000 долларов США | ||||||||||
11 | Ирма Анайя-Вилла | Департамент общественного здравоохранения Иллинойса | 112100 долларов | ||||||||
12 | Vernita King | ||||||||||
13 | Андрес Гарибей | Департамент безопасности занятости штата Иллинойс | 111900 долларов США | ||||||||
14 | Мелоди Шутц-Сандерфилд | Департамент торговли и экономики штата Иллинойс | долларов США 111 900 9000 9000 9000 9000 9000 9000 4 | Иветт Уиллингем | Департамент безопасности занятости штата Иллинойс | 111 300 долларов США | |||||
16 | Кайл Дэниэлс | Департамент здравоохранения и семейных услуг штата Иллинойс | 111 200 долларов США | Исправления | 110 000 долл. США | ||||||
18 | Джеффри Смит | Департамент исправительных учреждений штата Иллинойс | 109 800 долл. США | ||||||||
19 | Кэролайн Карстенсен | 1 | Кэролайн Карстенсен | Иллинойс | Департамент социальных служб штата Иллинойс | 109 700 долларов США | |||||
21 | Genetta Gee | Департамент социальных служб штата Иллинойс | 109 200 долларов США | ||||||||
22 | Jodi Lloyd | 22 | Jodi Lloyd | Социальные услуги | 108 900 долларов США | ||||||
23 | Джеффри Осовски | Департамент по делам детей и семьи штата Иллинойс | 108 600 долларов США | ||||||||
24 | Майкл Джонс | ||||||||||
Крисси Вашингтон | Департамент социальных служб штата Иллинойс | 108 500 долларов США | |||||||||
24 | Линда Рауфер | Департамент природных ресурсов штата Иллинойс | 108 500 долларов США | ||||||||
27 | Детский автобусный департамент штата Иллинойс and Family Services108 400 долларов США | ||||||||||
27 | Шари Хардинг | Департамент безопасности занятости штата Иллинойс | 108 400 долларов США | ||||||||
29 | Agata Fieske-Nesheiwat | Департамент гуманитарных услуг штата Иллинойс | 0 | ||||||||
29 | Мэгги Лэмб | Департамент социальных служб штата Иллинойс | $ 107 400 | ||||||||
31 | Gena Hull | Департамент здравоохранения и семейных услуг штата Иллинойс | oster|||||||||
Департамент сельского хозяйства штата Иллинойс | 106 900 долларов США | ||||||||||
33 | Мишель Морган | Департамент исправительных учреждений штата Иллинойс | 105 900 долларов США | ||||||||
34 | |||||||||||
34 | Лиза Фаулер | 35Карен Вагнер | Департамент обслуживания детей и семьи штата Иллинойс | 105 700 долларов США | |||||||
36 | Роуз Смит | Департамент социальных служб штата Иллинойс | 105 600 долларов США | ||||||||
37 | Хьюберт ois Департамент безопасности занятости105 500 долларов США | ||||||||||
37 | Лори Блисс | Департамент социальных служб штата Иллинойс | 105 500 долларов США | ||||||||
39 | Эдвард Хойт | ||||||||||
0004 Иллинойс | 000 40 | Патрисия Маккуигг | Департамент безопасности занятости штата Иллинойс | 104 400 долларов США | |||||||
41 | Тиффани Хэтфилд | Департамент по делам детей и семьи штата Иллинойс | Департамент по делам детей и семьи штата Иллинойс | долларов США | 2 Социальные услуги$ 103,300 | ||||||
43 | Эдвард Грей | Департамент сельского хозяйства штата Иллинойс | 102,500 долларов США | ||||||||
43 | Диана Шрек | Иллинойс | |||||||||
45 | Дон Браун | Агентство по охране окружающей среды штата Иллинойс | 102 100 долл. США | ||||||||
46 | Кимберли Пендлтон | Департамент исправительных учреждений штата Иллинойс | 101 900 долл. США | ||||||||
46 9a | |||||||||||
46 9a | $ 101,900 | ||||||||||
46 | Рошель Дерочи | Агентство по охране окружающей среды штата Иллинойс | $ 101,900 | ||||||||
49 | Робин Суддут | Иллинойс Стейт Маршал пожарной охраны | ,800 | 9000 9000 9000 9000 Кайтино, штат Иллинойс Полиция штата100 800 долл. США | |||||||
51 | Памела Джонс | Департамент социальных служб штата Иллинойс | 100 600 долл. США | ||||||||
52 | Кирсти Картер | Кирсти Картер | 90 0005 | 004 53Тоня Стебер | Департамент исправительных учреждений штата Иллинойс | 99 900 долларов США | |||||
53 | Адриенн Маккуин | Департамент социальных служб штата Иллинойс | 99900 долларов США | $ 99,700 | |||||||
56 | Бетти Боствик | Департамент общественного здравоохранения штата Иллинойс | 99,500 долларов США | ||||||||
57 | Тереза Брайт | Департамент здравоохранения штата Иллинойс | 000000 | 000 | Налоговое управление штата Иллинойс | 98800 долл. США | |||||
59 | Бланка Лопес | Департамент ювенальной юстиции штата Иллинойс | 98,700 долл. США | ||||||||
59 | Департамент здравоохранения Белинда Сзерлетич | Иллинойс Public Health 700||||||||||
61 | Лиза Мейсон | Департамент социальных служб штата Иллинойс | $ 98,500 | ||||||||
62 | Acacia Hatcher | Государственная полиция штата Иллинойс | Иллинойс | $ 98,400 Полиция | 98,300 долларов США | ||||||
64 | Дженнифер Хиатт | Департамент социальных служб штата Иллинойс | 98100 долларов США | ||||||||
65 | Конни Келли | 000000 | 000 | 000000 | 000 | 000 | Иллинойс Департамент общественного здравоохранения штата Иллинойс Дадли | Департамент труда штата Иллинойс | 97 800 долларов США | ||
67 | Сьюзан Пирс | Департамент исправительных учреждений штата Иллинойс | 97 700 долларов США | ||||||||
67 | |||||||||||
67 | Кэти Дэвис 12|||||||||||
69 | Клод Холмс | Департамент социальных служб штата Иллинойс | 97 600 долларов США | ||||||||
69 | Гиер Перкинс | Департамент детских и семейных услуг штата Иллинойс | 000 | 9004Мэриленд Департамент природных ресурсов штата Иллинойс | 97 500 долларов США | ||||||
72 | Кэти Сейдж | Департамент социальных служб штата Иллинойс | 97 300 долларов США | ||||||||
73 | Дебра Лойд | Debra Loyd | 000 74 | Бренда Харт | Департамент по делам детей и семьи штата Иллинойс | 97100 долларов США | |||||
75 | Сара Хагаман | Департамент общественного здравоохранения штата Иллинойс | 97000 долларов США | Gail | Gail f Здравоохранение и семейные услуги | 96 900 долларов США | |||||
77 | Мария Лазич | Департамент социальных служб штата Иллинойс | 96 500 долларов США | ||||||||
78 | Карен Девайн | ||||||||||
Иллинойс 9 Департамент здравоохранения штата Иллинойс | 79 | Сусана Самнер | Департамент общественного здравоохранения штата Иллинойс | 96 200 долларов США | |||||||
79 | Кристин Лемм | Департамент здравоохранения и семейных услуг штата Иллинойс | 96 200 долларов США | Штат | 96100 долларов США | ||||||
81 | Харидев Гарг | Государственный секретарь штата Иллинойс | 96100 долларов США | ||||||||
81 | Харл Рэй | Иллинойс | 000 Государственный секретарь штата Иллинойс | 000 90 004 Государственный секретарь штата Иллинойс | 96100 долларов США | ||||||
85 | Келли Уокер | Министерство торговли и экономических возможностей штата Иллинойс | 96000 долларов США | ||||||||
85 | Департамент занятости | Джуди Браун | Департамент занятости штата Иллинойс | ||||||||
87 | Люсия Каннингем | Департамент здравоохранения и семейных услуг штата Иллинойс | 95 800 долларов США | ||||||||
87 | Консуэло Марискаль-Гарсиа | Департамент социальных служб штата Иллинойс | 00000050005 | Департамент исправительных учреждений штата Иллинойс | 95 700 долларов США | ||||||
90 | Патрис Айви | Департамент занятости штата Иллинойс | 95 600 долларов США | ||||||||
90 | Департамент природных ресурсов Карен Боенсел | 004 95 600 долларов США||||||||||
92 | Шарон Моррис | Департамент общественного здравоохранения штата Иллинойс | 95 200 долларов США | ||||||||
93 | Мишель Борреро | Полиция штата Иллинойс | 99 Департамент лотереи | 95100 долларов США | |||||||
95 | Анджелина Уэрта | Департамент по правам человека штата Иллинойс | 94 900 долларов США | ||||||||
96 | Фрэнсис Каннингем | ||||||||||
Иллинойс Департамент по делам детей и семьи штата Иллинойс | 97 | Bonnie Hills | Департамент здравоохранения штата Иллинойс | 94 700 долларов США | |||||||
98 | Динн Лок | Штат Иллинойс Маршал пожарной охраны | долларов США | 98 tate | $ 94 500 | ||||||
100 | Макс Блэкберн | Департамент исправительных учреждений штата Иллинойс | 94 400 долларов |
Мария Лазич зарабатывает на 43 процента больше в течение 2019 года, работая в Департаменте социальных служб штата Иллинойс
Adobe Stock
Мария Лазич заработала 96 500 долларов в 2019 году, работая в Департаменте социальных служб штата Иллинойс. Согласно данным, предоставленным Управлением финансового контролера штата Иллинойс, это на 43 процента больше, чем в предыдущем году.Джордж Хардин продемонстрировал самый большой рост заработной платы в Министерстве социальных служб штата Иллинойс в 2019 году, заработав на 117 200 долларов больше, чем в 2018 году.
Неясно, являются ли различия в оплате труда, упомянутые в этой истории, результатом различий в общем отработанном времени или в ставках оплаты.
100 самых высокооплачиваемых сотрудников Департамента социальных служб штата Иллинойс
Рейтинг | Сотрудник | Прибыль 2019 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Faiza Kareemi | 941200 | 941200 | $ 379,900 | ||||||
3 | Терренс Кейси | $ 378,100 | ||||||||
4 | Sanghee Kim-Ansbro | $ 317,400 | 5 | 5 | $ 296 600 | |||||
7 | Станислав Павловский | $ 288 900 | ||||||||
8 | Рита Павате | 10 284 000 | ||||||||
9 | 279 200 долл. США | |||||||||
11 | Мадхурита Малхотра | $ 278000 | ||||||||
12 | Аджай Джитвани | $ 277 300 | ||||||||
13 | ||||||||||
15 | Субхаш Гоял | 272 600 долларов США | ||||||||
16 | Мария Васкес-Скотт | 268 800 долларов США | ||||||||
17 | Тимоти Оленек | |||||||||
Тимоти Оленек | ||||||||||
Танвир Шан | 261 200 долл. США | |||||||||
20 | Абдул Сабур | 252 400 долл. США | ||||||||
21 | Индира Ваззалвар | 0005 | Ку mar Swamy | $ 248,500 | ||||||
24 | Quadrat Shareef | $ 248,200 | ||||||||
24 | Malaya Tuazon | $ 248,200 | 2600 | 2600 Dng | $ 248,100 | |||||
28 | Мухаммед Насиб | $ 247 200 | ||||||||
29 | Габриэль Вальдес | 246 200 долларов США | ||||||||
Talwalk 242 900 долл. США | ||||||||||
32 | Викрамит Гилл | 240 600 долл. США | ||||||||
33 | Humaira Saiyed | 240 300 долл. США | ||||||||
34 | ||||||||||
34 | Mercedes36 | Шах Сайед Варси | $ 238,300 | |||||||
37 | Шарлотта Митчелл | $ 238,200 | ||||||||
38 | Оладжумок | 000000000000 | 00000000000000040 | Ева Курило | $ 230,700 | |||||
41 | Артур Блох | $ 230,200 | ||||||||
41 | Джон Нгве | |||||||||
Дороти Бэсси | 229 300 долл. США | |||||||||
45 | Элиза Скотт | 229 200 долл. США | ||||||||
46 | Мохаммад Хосейн | |||||||||
9000 | 0004Юбер Фернандес 900 05 | $ 224,100 | ||||||||
49 | Jovita Anyanwu | $ 223,100 | ||||||||
50 | Мэтью Джордж | $ 220,000 | ||||||||
51 | 217000 долларов США||||||||||
53 | Салил Васанвала | 216 700 долларов США | ||||||||
54 | Джордж Хардин | 215 300 долларов США | ||||||||
55 | 00000000000050005000500050005 | |||||||||
57 | Майкл Эк | $ 208000 | ||||||||
58 | Энтони Нидеа | $ 207,800 | ||||||||
59 | Треханзеб Шейх | 4000000 $ 208000|||||||||
61 | Анджела Смит | 206 700 долларов США | ||||||||
62 | Уэйд Хоррокс | 204 600 долларов США | ||||||||
63 | Анна Рорбахер | 63 | Анна Рорбахер | 9000 | 000Дуглас Чанг | $ 199,700 | ||||
66 | Сесилия Акпан | $ 197,600 | ||||||||
67 | Кристофер Салджер | $ 196,2003 | 9004||||||||
193 400 долл. США | ||||||||||
70 | Мандип Бхале | 192 300 долл. США | ||||||||
70 | Конни Шрам | долл. США 193 400 | ||||||||
190 $ , 700 | ||||||||||
74 | Линда Максард | $ 190,300 | ||||||||
75 | Джоэл Версайд | $ 190,500 | ||||||||
75 $ | 00050005 Samein | Samein | ||||||||
78 | Джолли Варгезе | $ 190,000 | ||||||||
79 | Дэвид Палматье | $ 189,900 | ||||||||
80 | Luzviminda | 000000000000|||||||||
82 | Коричневый Эхис | 184 900 долл. США | ||||||||
83 | Виктор Фернандес | 184 600 долл. США | ||||||||
84 | Дебра Холл | 9000 | ||||||||
$ 177,300 | ||||||||||
87 | Дайан Портер | $ 177,000 | ||||||||
88 | Шерри Райдер | $ 176,700 | ||||||||
000 | 0004 Rucker | $ 170,400 | ||||||||
91 | Perfecto Bermudez | $ 167,400 | ||||||||
92 | Lydia King | $ 166,900 | ||||||||
0004 9000 Brasil | Израиль | $ 166,600 | ||||||||
95 | Delores Hughes | $ 166,000 | ||||||||
96 | Брайан Хеннесси | $ 165,800 | ||||||||
97 | n 9000 $ 9000||||||||||
$ 164 200 | ||||||||||
99 | Келлен МакМаллин | 162 900 долл. США | ||||||||
100 | Аарон Морс | 162 600 долл. США |