Тарифное замыкание: в РФ предложили ввести лимит на потребление электричества | Статьи
В России предложили перейти на обязательную прогрессивную шкалу тарифов на электроэнергию для населения, когда за потребление свыше максимальной нормы устанавливается более высокая плата. Такую инициативу премьер-министру Михаилу Мишустину направил Союз потребителей РФ. За ориентир организация предложила взять максимум в 100 кВт•ч в месяц на человека, но дать региональным властям право корректировать норматив. Сегодня россияне потребляют в среднем по 90 кВт•ч в месяц на человека, говорят эксперты. Но инициативу стоит проработать более тщательно, предусмотрев защиту малообеспеченных граждан, которые пользуются техникой низкого класса энергоэффективности, указали специалисты.
Механизм для экономныхСоюз потребителей РФ направил письмо в адрес премьер-министра Михаила Мишустина (документ есть у «Известий»), в котором предложил ввести по всей стране прогрессивную шкалу тарифов на электроэнергию. Она предполагает, что в случае потребления больше установленной нормы граждане будут платить более высокую цену за единицу энергии. Это позволило бы экономить электричество, считают в союзе. Там полагают, что сокращение потребления поможет решить проблему перекрестного субсидирования в электроэнергетике, когда заниженные тарифы для населения компенсируются завышенными расценками для бизнеса.
— За ориентир предлагается взять максимум в 100 кВт• ч в месяц на человека. На дополнительного человека, проживающего вместе с ним, добавлять еще по 50 кВт• ч, а при наличии электроплиты умножать показатель на 1,5. Но каждому региону дать возможность устанавливать свой норматив — например, в зависимости от географической широты, то есть длины светового дня, — сказал «Известиям» председатель Союза потребителей Петр Шелищ.
Для предприятий организация предложила предусмотреть существенную скидку «при использовании ресурса в объеме не выше соответствующего использованию ими наилучшей доступной технологии своей отрасли», сказано в обращении к главе правительства.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Повышать плату за превышенную норму разумно постепенно — к примеру, предусмотреть увеличение цены за каждые новые 100 кВт•ч, уточнил Петр Шелищ. Расценки за потребление сверх нормы нужно приблизить к экономически обоснованным тарифам (то есть без учета механизма перекрестного субсидирования), сказал он.
Письмо союза поступило в аппарат правительства и будет рассмотрено в установленном порядке, сообщили «Известиям» в пресс-службе кабмина. Подобные предложения в министерстве не рассматриваются, сказали в Минэнерго. В Минстрое на запрос «Известий» на момент публикации не ответили.
— Дифференцированные тарифы по объемам потребления установлены во многих странах мира. Их основной принцип заключается в стимуляции людей к экономии. Те, кто умудряется рачительно расходовать электроэнергию, платят меньше, — сказала «Известиям» председатель экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое Ирина Булгакова.
В 2013 году вступило в силу постановление правительства РФ (№614 от 22 июля), по которому регионы могут устанавливать соцнорму потребления электричества. В ее пределах устанавливается более низкий тариф. Правом установить норму потребления воспользовались власти шести субъектов (Забайкальский и Красноярский края, Владимирская, Нижегородская, Орловская и Ростовская области), сказала «Известиям» председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая. В Ассоциации «НП Совет рынка» считают, что это обусловлено сложной схемой администрирования.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков
«Известия» направили запросы в перечисленные субъекты.
— Если вводить этот механизм, то правильнее независимо от числа проживающих установить определенную планку потребления, в пределах которой субсидировать тариф. Какую именно — вопрос дискуссионный, но главное, чтобы она отсекала от субсидируемого тарифа зажиточные домохозяйства с большими объемами потребления (частные дома, коттеджи), чтобы они начинали оплачивать электроэнергию по справедливой цене, — высказала мнение Наталья Невмержицкая.
Дело техники
Сегодня тарифы на электроэнергию для населения регулируются государством: как правило, возможное подорожание близко к уровню инфляции. Чтобы сдержать рост цен для граждан, затраты энергетиков сверх возможного повышения тарифа компенсируют за счет повышения стоимости услуг для бизнеса. Этот механизм называется перекрестным субсидированием.
Реализация инициативы будет способствовать всё большему переходу к энергоэффективным технологиям, а также поможет решить проблему перекрестного субсидирования, считает доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве РФ Станислав Шубин.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Но переход к экономически обоснованным тарифам целесообразно начинать с наиболее обеспеченных домохозяйств и многоэтажек с высоким классом энергоэффективности, считают в ассоциации «Сообщество потребителей энергии». Для остальных категорий доведение тарифов до экономически обоснованного уровня должно быть постепенным, добавили там.
— Сегодня не все граждане могут себе позволить использовать бытовую технику с низким классом потребления. Они не смогут уложиться в соцнорму в 100 кВт•ч, и им придется переплачивать, как бы они не старались экономить, — считает депутата ГД Илья Осипов.
Ирина Булгакова считает инициативу в целом полезной, но призвала тщательно проработать защиту потребителей. Например, если вводить такие правила повсеместно, стоит выбрать больший объем потребления для нормы — от 200 кВт•ч на человека, полагает директор НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. Для многодетных семей и прочих незащищенных категорий граждан стоит ввести поправочные коэффициенты, отметила Ирина Булгакова. Устанавливать норму можно только при наличии счетчиков, добавила она.
Сейчас россияне потребляют в среднем 90 кВт•ч в месяц, рассказала исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Прогрессивную шкалу следует использовать только для фактически использованной энергии, исключив из учета общедомовые расходы (сейчас эти виды потребления считают вместе), говорит она.
Кроме того, нужна как системная программа повышения энергоэффективности самих домов, так и помощь гражданам на покупку экономной бытовой техники, добавила эксперт.Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Если будут предусмотрены разумные нормы, электричества по сниженным тарифам хватит всем, а больше придется платить тем гражданам, которые потребляют излишне много, отметил гендиректор ГК «Юнисервис» Денис Троценко. Это приведет к выравниванию потребления, уменьшению количества аварийных ситуаций и позволит направить дополнительные средства на реконструкцию электросетей, считает гендиректор ПАО «ГИТ» Сергей Минко.
Пока инициатива на рассмотрение Госдумы не поступала, заявила «Известиям» глава комитета ГД по жилищной политике и ЖК Галина Хованская. По ее мнению, в первую очередь необходимо усиливать адресную помощь нуждающимся гражданам, в частности, изменить стандарт допустимой доли расходов на оплату ЖКУ в общем доходе семьи, уменьшив показатель с 22% до 15%.
Россиянам могут установить лимиты на дешевое электричество
© Игорь Самохвалов/ПГ
Власти регионов с 2023 года смогут определять объем электроэнергии, в пределах которого жители будут платить по более низкому тарифу, а сверх него — по более высокому. Соответствующий приказ Федеральной антимонопольной службы, утверждающий методику расчетов, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Для многодетных и некоторых других категорий граждан может быть установлен минимальный тариф без ограничений объема, а для квартир с электроплитами — с понижающим коэффициентом до 0,7, пояснили «Парламентской газете» в пресс-службе ФАС.
В расчет возьмут электроплиту и число детейДокумент разъясняет, каким образом регионы смогут определять и применять дифференцированный объем потребления электроэнергии. «Если органы власти субъектов РФ установили определенный объем электропотребления и граждане его не превысили, то он оплачивается по низкому тарифу», — пояснили «Парламентской газете» в пресс-службе ФАС. Соответственно, если выйти за эти рамки — тариф будет больше.
Власти вправе определить разные «пороговые» объемы в зависимости от того, находится ли помещение в городе или сельской местности, есть ли в нем стационарная электроплита или электроотопление, а также от продолжительности отопительного сезона. Методика существенно расширяет возможности регионов учитывать в тарифах климатические, социально-экономические и инфраструктурные особенности их территорий, считают в ведомстве.
Для определенных категорий, например, многодетных семей и семей с приемными детьми, установили возможность применения минимального тарифа без ограничения объемов потребления. Для других категорий граждан регионы могут самостоятельно определять диапазоны электропотребления, в которых действует низкий тариф, рассказали в антимонопольной службе.
«Также ФАС предусмотрела возможность установления тарифа с понижающим коэффициентом до 0,7. Он распространяется на граждан, которые проживают в жилых помещениях городской или сельской местности, оборудованных электроплитами или электроотопительными установками», — добавили в пресс-службе.
Применять новые методические указания, выпущенные взамен приказа от 2014 года, регионы смогут с 2023 года. Но устанавливать такие объемы — это право, а не обязанность регионов, так что, если глава субъекта решит не дифференцировать тарифы для населения, тарифные органы будут применять другие методики расчета, пояснили в ФАС.
Ударит ли по кармануСкорее всего, «пороговые» объемы электропотребления предполагается рассчитывать с учетом реальных потребностей домохозяйств на бытовые нужды в соответствующем регионе, сказал «Парламентской газете» директор института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов. По его словам, регионы, если они станут внедрять такой инструмент, будут делать это в качестве заградительной меры, чтобы бороться с потреблением электроэнергии далеко не для бытовых нужд по тарифам для населения.
К тому же Россия — одна из немногих стран, где население платит за киловатт-час меньше промышленности, добавил он. «У нас создана масса механизмов контроля над динамикой платежей граждан за коммунальные услуги, реализуются дополнительные меры по линии социальной поддержки. Поэтому с уверенностью можно прогнозировать, что нововведение не будет бить по карману граждан, использующих электроэнергию исключительно в бытовых целях», — отметил Долматов.
Напомним, что в целом тарифы на коммунальные услуги, включая электроэнергию, не могут вырасти больше, чем предусмотрено распоряжением Правительства, которое оно утверждает каждый год. Средние индексы устанавливают для каждого региона. Например, во втором полугодии этого года в среднем по Московской области коммуналка не может подорожать больше, чем на 4,5 процента, Нижегородской — 4,4 процента, Ленинградской — 3,4, по Москве — на 6 процентов, а Санкт-Петербурге — на 6,3.
По мнению Долматова, опция дифференцирования объемов вряд ли приобретет массовый характер, судя по тому, что по старым правилам регионы уже имеют право вводить социальную норму потребления, но ее используют только шесть субъектов.
Например, социальная норма установлена в Нижегородской области. Согласно постановлению правительства региона, она составляет 50 киловатт-час в месяц на человека. Это не значит, что нельзя потреблять больше энергии, но за все, что выше этого показателя, нужно заплатить по повышенному тарифу.
Для городских жителей, у которых стоит газовая плита и нет льгот, тариф в пределах соцнормы — 4,12 рубля, а выше — 7,23. Если есть электроплита, то тариф — 2,98 и 5,23 рубля, соответственно. Цифры немного отличаются, если тариф дифференцирован по времени суток. Для примера приведем платежку, которую получила за июнь семья из двух человек, живущая в Нижнем Новгороде. Она израсходовала по дневному тарифу 15 киловатт-часов, а по ночному — 30. Днем тариф — в пределах соцнормы — 4,51 рубля, ночью — 2,20 рубля. Соответственно, жильцы заплатили 133,65 рубля. Если бы они потребили больше 100 киловатт-час, платили бы по 8,31 рубля и 4,34 рубля за каждый дополнительный киловатт-час, соответственно.
Антимонопольная служба отмечает, что методика имеет социальный характер. «В совокупности с действующим индексом платы граждан за ЖКХ принятие методики является продолжением политики ФАС по сдерживанию роста тарифов для населения», — сказали в пресс-службе.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: Ограничение доходов Кремля и стабилизация глобального энергоснабжения за счет ограничения цен на российскую нефть
2 декабря 2022 г.
По соглашению между 27 государствами-членами Европейского Союза (ЕС) члены Большой семерки (США, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония и Великобритания) и Австралия (совместно именуемые «Коалиция ограничения цен») присоединяются к ЕС и устанавливают верхний предел цен на морскую сырую нефть из Российской Федерации в размере 60 долларов США за баррель. Ограничение цен — важный инструмент для ограничения доходов, которые Россия получает для финансирования своей незаконной войны в Украине, а также для поддержания надежных поставок нефти на мировые рынки. Эта политика особенно важна для обеспечения поставок нефти в страны с низким и средним уровнем дохода, сильно пострадавшие от последствий войны с Россией.
На следующей неделе Коалиция по ограничению цен запретит широкий спектр услуг, включая морское страхование и торговое финансирование, связанных с морской транспортировкой сырой нефти из Российской Федерации («Российская нефть»), если только покупатели не купят нефть по цене или ниже 60 долларов за баррель. Импортеры, покупающие российскую нефть по предельной цене или ниже, сохранят доступ к целому ряду услуг стран Коалиции, жизненно важных для торговли нефтью. С 5 февраля 2023 г. этот запрет на услуги будет распространяться на морские перевозки нефтепродуктов российского происхождения, за исключением случаев, когда нефтепродукты продаются по предельной цене или ниже, которая будет объявлена до 5 февраля 2023 г.
ЦЕЛИ ЦЕНОВОГО ОГРАНИЧЕНИЯ
Политика ограничения цен направлена на поддержание поставок российской нефти на мировой рынок при одновременном снижении доходов, которые Российская Федерация получает от продажи нефти, особенно в свете повышения цен, вызванного войной России против выбор. Для достижения этой цели ЕС и другие страны, входящие в Коалицию за предельную цену, разработали предельную цену, чтобы поддерживать поток российской нефти по сниженной цене.
Ограничение цен особенно выгодно для стран с формирующимся рынком и стран с низким уровнем доходов, которые сильно подвержены риску роста цен на энергоносители. Бессовестная война России в Украине нарушила энергетические рынки и вызвала широкомасштабные экономические трудности, от нехватки природного газа в Европе до повышения цен на нефть по всему миру. Повышение цен на энергоносители оказалось особенно пагубным для тех стран, которые особенно уязвимы к скачкам цен на энергоносители. Эти страны имеют хорошие возможности для того, чтобы извлечь выгоду из стабилизирующего воздействия ограничения цен на цены по двум причинам. Во-первых, страны, входящие в Коалицию за ограничение цен, уже взяли на себя обязательство запретить или постепенно прекратить импорт российской нефти и не получат прямой выгоды от более низкой цены. Соответственно, потенциальные покупатели в других местах, особенно на развивающихся рынках, могут напрямую выиграть от дешевой российской нефти. Во-вторых, страны с формирующимся рынком и страны с низким уровнем доходов, как правило, более подвержены ценовым шокам, чем страны с развитой экономикой. Таким образом, ценовой потолок особенно выгоден импортерам из этих стран, помогая стабилизировать мировые цены на нефть.
КАК РАБОТАЕТ ЦЕНОВОЙ МАКСИМАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Ценовой предел зависит от жизненно важного элемента мировой торговли нефтью: индустрии морских услуг, которая включает страхование, торговое финансирование и другие ключевые услуги, обеспечивающие сложную транспортировку нефти по всему миру. . Трейдеры, брокеры и импортеры полагаются на эти услуги для защиты и финансирования своей торговли, а владельцы судов полагаются на страхование для защиты своих судов. Кроме того, почти все порты и основные каналы требуют, чтобы суда имели защиту и страховку возмещения убытков. Компании, базирующиеся в G7, контролируют около 90 процентов рынка соответствующих продуктов морского страхования и перестрахования. Предельная цена работает, предоставляя доступ к этим критически важным услугам от поставщиков стран Коалиции для российской нефти только в том случае, если эта нефть покупается по цене или ниже предела.
- Предельная цена работает, создавая исключение из предстоящих ограничений на использование морских услуг. Мы знаем, что статус-кво, когда Россия может свободно торговать на уровне, близком к преобладающим рыночным ценам, которые были подняты российским вторжением, неприемлем, но мы также стремимся поддерживать стабильность на мировых энергетических рынках. Политику ограничения цен следует рассматривать как дополнение к реализации предстоящих санкций ЕС, объявленных в июне 2022 года, для поощрения стабильных поставок энергии. Ценовой потолок структурирован как исключение из этих ограничений, что позволяет компаниям, базирующимся в странах Коалиции, предоставлять услуги, связанные с морской транспортировкой российской нефти, только если нефть торгуется по цене 60 долларов США за баррель или ниже. Этот подход основан на доминирующей роли G7 в сфере морских услуг. Как только ценовой потолок будет установлен, любой импортер российской нефти, который будет платить цену выше этого предела, будет вынужден пользоваться услугами исключительно компаний, не входящих в Коалицию, которые представляют собой лишь часть рынка и часто являются более дорогими и менее надежными. .
- Уровень предельной цены в 60 долларов за баррель установлен достаточно высоко, чтобы поддерживать четкий экономический стимул для России продолжать продавать нефть на мировых рынках. Эта цена установлена на исторически принятом Россией уровне, который выше ее себестоимости и сопоставим с ценами, по которым Россия продавала до войны на Украине.
- У России есть несколько вариантов ответа на ограничение цен. Россия может продавать по максимальной цене или ниже и поддерживать поставки своей нефти на мировые рынки по более низким ценам для импортеров и с использованием лучших в своем классе услуг G7. В качестве альтернативы Россия может полагаться на поставщиков услуг, не входящих в «Большую семерку», которые ограничены в масштабах, более дороги и менее надежны. Учитывая эти ограничения, сокращение объема продаж не отвечало бы экономическим интересам России, особенно потому, что это означало бы сокращение продаж на ключевые развивающиеся рынки, включая союзников России.
- Коалиция рассмотрит и, при необходимости, скорректирует предельную цену, исходя из целей Коалиции и основ рынка. Коалиция будет продолжать взаимодействовать с участниками рынка, чтобы гарантировать, что обновления не вносят нестабильности и практичны в реализации (включая оценку возможных сроков внедрения).
СТРУКТУРА СОБЛЮДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ
Политика предельной цены устанавливает «безопасную гавань» для поставщиков услуг G7, которые соблюдают простой процесс ведения документации и аттестации, предназначенный для того, чтобы каждая сторона в цепочке поставок российской нефти, перевозимой морским транспортом, могла продемонстрировать или подтвердить что российская нефть была куплена по максимальной цене или ниже ее. 22 ноября 2022 г. Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) выпустило руководство о реализации США политики ограничения цен на российскую нефть. Как ясно указано в этом руководстве, эта «безопасная гавань» для поставщиков услуг посредством процесса ведения учета и аттестации предназначена для того, чтобы оградить таких поставщиков услуг от строгой ответственности за нарушение санкций в случаях, когда поставщики услуг непреднамеренно совершают сделки по покупке российской нефти, проданной по цене выше установленной. ценовой потолок из-за фальсифицированных или ошибочных записей, предоставленных теми, кто действует недобросовестно или вносит существенные искажения. Правительство США ожидает сотрудничества с другими членами Коалиции для обеспечения соблюдения ценового предела, в том числе путем обмена информацией.
Использовать избранное изображение
Выкл.
План из 10 пунктов по снижению зависимости Европейского союза от российского природного газа – анализ
МЭА (2022), План из 10 пунктов по снижению зависимости Европейского Союза от российского природного газа , МЭА, Париж https://www.iea.org/reports/a-10-point-plan-to-reduce -Европейский-союз-зависимость-на-российском-природном-газе, Лицензия: CC BY 4.0
- Поделиться в Твиттере Твиттер
- Поделиться на Facebook Facebook
- Поделиться в LinkedIn LinkedIn
- Поделиться по электронной почте Электронная почта
- Выложить в печать Печать
Скачать
- Скачать сводную инфографику Скачать «Скачать сводную инфографику»
- Отчет + инфографика (французский) Скачать «Отчет + инфографика (французский)»
- Отчет + инфографика (немецкий) Скачать «Отчет + инфографика (немецкий)»
- Отчет + инфографика (итальянский) Скачать «Отчет + инфографика (итальянский)»
- Отчет + инфографика (японский) Скачать «Отчет + инфографика (японский)»
- Отчет + инфографика (испанский) Скачать «Отчет + инфографика (на испанском языке)»
- Отчет + инфографика (китайский) Скачать «Отчет + инфографика (китайский)»
- Сводная инфографика (польский) Скачать «Сводная инфографика (польский)»
Газоснабжение
- Срок действия контрактов на импорт газа с «Газпромом» на объем более 15 млрд куб. в год должны истечь к концу этого десятилетия.
- Это дает ЕС четкое краткосрочное окно возможностей для значительной диверсификации своих поставок газа и контрактов с другими источниками, используя возможности для импорта, предоставляемые его крупной инфраструктурой СПГ и трубопроводов.
Воздействие: Использование истекающих долгосрочных контрактов с Россией снизит минимальные контрактные уровни «бери или плати» для российского импорта и обеспечит большее разнообразие поставок.
1. Отсутствие новых договоров на поставку газа с Россией
- В дополнение к предыдущему пункту наш анализ показывает, что добыча внутри ЕС и импорт трубопроводов за пределы России (в том числе из Азербайджана и Норвегии) могут увеличиться в течение следующего года на 10 млрд м3 с 2021 года. Это основано на предположениях о более высокая загрузка импортных мощностей, менее плотный график летнего технического обслуживания и производственные квоты/потолки пересматриваются в сторону повышения.
- ЕС имеет больший краткосрочный потенциал для наращивания импорта СПГ, учитывая его широкий доступ к резервным мощностям по регазификации.2 Торговля СПГ по своей природе является гибкой, поэтому решающими переменными в ближайшей перспективе являются наличие те, у которых есть некоторая свобода действий по контракту в отношении пункта назначения, и конкуренция за эти поставки с другими импортерами, особенно в Азии.
- Теоретически ЕС может увеличить приток СПГ в краткосрочной перспективе примерно на 60 млрд куб. которые ограничивают спрос на импорт в других регионах) это будет означать исключительно тесные рынки СПГ и очень высокие цены.
- Принимая во внимание текущие форвардные цены и баланс спроса и предложения СПГ, мы предусмотрели в нашем Плане из 10 пунктов увеличение импорта СПГ ЕС на 20 миллиардов кубометров в следующем году. Своевременной закупке СПГ может способствовать активизация диалога с экспортерами и другими импортерами СПГ, повышение прозрачности и эффективное использование мощностей регазификационных терминалов СПГ.
- Увеличение нероссийских трубопроводных поставок и поставок СПГ предполагает согласованные усилия по устранению утечек метана как в Европе, где утечки оцениваются в 2,5 млрд куб. которые сегодня сжигают значительное количество газа.
- В краткосрочной перспективе потенциал для расширения поставок биогаза и биометана ограничен из-за сроков реализации новых проектов. Но этот многообещающий низкоуглеродный сектор предлагает важный среднесрочный потенциал роста добычи газа в ЕС. То же самое относится к производству низкоуглеродистого водорода посредством электролиза, который зависит от новых проектов по производству электролизеров и ввода в эксплуатацию нового низкоуглеродного поколения. Увеличение производства низкоуглеродистых газов жизненно важно для достижения целей ЕС по сокращению выбросов к 2030 и 2050 годам.
Влияние: Около 30 млрд м3 дополнительных поставок газа из нероссийских источников.
2. Замена российских поставок газом из альтернативных источников
- Хранение газа играет ключевую роль в удовлетворении сезонных колебаний спроса и обеспечении страховки от непредвиденных событий, таких как скачки спроса или дефицит предложения, которые вызывают скачки цен. Ценность безопасности, обеспечиваемой газовыми хранилищами, еще выше во времена геополитической напряженности.
- Нынешние узкие сезонные ценовые спрэды на европейских газовых рынках не создают достаточных стимулов для закачки в хранилища в преддверии отопительного сезона 2022-2023 гг., о чем свидетельствуют результаты недавних аукционов по хранению газа в ЕС. Согласованный подход к минимальным обязательствам по хранению для коммерческих операторов на едином газовом рынке ЕС вместе с надежными рыночными механизмами распределения мощностей обеспечат оптимальное использование всех доступных мощностей по хранению в ЕС.
- Наш анализ, основанный на опыте последних лет, показывает, что уровень заполнения не менее 90% от рабочей емкости хранилища к 1 октября необходим для обеспечения адекватного буфера для европейского газового рынка в течение отопительного сезона. Учитывая истощенные сегодня объемы хранилищ, закачка газа в 2022 г. должна быть примерно на 18 млрд куб. м выше, чем в 2021 г.
- Региональная координация уровней хранения газа и доступа к ним может стать важным элементом солидарности между государствами-членами ЕС и укрепить их безопасность поставок газа в преддверии следующего зимнего сезона.
Воздействие: Повышает устойчивость газовой системы, хотя более высокие требования к закачке для пополнения хранилища в 2022 году увеличат спрос на газ и поддержат цены на газ.
3. Ввести минимальные обязательства по хранению газа для повышения устойчивости рынка
Энергетический сектор
- Уже ожидается, что в 2022 году рекордное увеличение мощностей солнечной фотоэлектрической и ветровой энергии и возвращение к средним погодным условиям увеличат выработку в ЕС этих возобновляемых источников более чем на 100 тераватт-часов (ТВтч), т. е. более чем на 15%. по сравнению с 2021 годом.
- Согласованные политические усилия по ускорению дальнейшего добавления мощностей возобновляемых источников энергии могут обеспечить еще 20 ТВт-ч в течение следующего года. Большинство из них будут представлять собой ветровые и солнечные фотоэлектрические проекты коммунального масштаба, сроки завершения которых могут быть перенесены на более ранний срок путем устранения задержек с получением разрешений. Это включает в себя уточнение и упрощение обязанностей между различными разрешительными органами, наращивание административного потенциала, установление четких сроков для процесса выдачи разрешений и оцифровку заявок.
- Более быстрое развертывание солнечных фотоэлектрических систем на крышах может сократить счета потребителей. Краткосрочная программа грантов, покрывающая 20% затрат на установку, может удвоить темпы инвестиций (по сравнению с базовым прогнозом МЭА) при стоимости около 3 миллиардов евро. Это увеличит годовую выработку солнечных фотоэлектрических систем на крышах до 15 ТВтч.
Воздействие: Дополнительные 35 ТВт-ч производства новых возобновляемых источников энергии в течение следующего года, сверх уже ожидаемого роста от этих источников, сократят потребление газа на 6 млрд кубометров.
4. Ускорить развертывание новых ветровых и солнечных проектов
- Атомная энергетика является крупнейшим источником электроэнергии с низким уровнем выбросов в ЕС, но в 2021 году несколько реакторов были отключены для технического обслуживания и проверки безопасности. Возврат этих реакторов к безопасной эксплуатации в 2022 году, наряду с началом коммерческой эксплуатации завершенного реактора Финляндия может привести к увеличению выработки атомной энергии в ЕС на 20 ТВт-ч в 2022 году. и еще одно в 2023 году. Временная отсрочка этих закрытий, проведенная таким образом, чтобы обеспечить безопасную работу электростанций, может сократить спрос на газ в ЕС почти на 1 млрд кубометров в месяц.
- В 2021 году большой парк биоэнергетических электростанций в ЕС работал примерно на 50% от своей общей мощности. Эти станции могли бы производить на 50 ТВтч больше электроэнергии в 2022 году, если будут созданы соответствующие стимулы и устойчивые поставки биоэнергии.
Воздействие: Дополнительные 70 ТВт-ч выработки электроэнергии из существующих управляемых источников с низким уровнем выбросов, что снижает использование газа для производства электроэнергии на 13 млрд м3.
5. Максимально увеличить выработку электроэнергии из существующих управляемых источников с низким уровнем выбросов: биоэнергетика и ядерная энергия
- При сегодняшней структуре рынка высокие цены на газ в ЕС приводят к высоким оптовым ценам на электроэнергию, что может привести к неожиданной прибыли для компаний. Это имеет серьезные последствия для доступности электроэнергии, а также для экономических стимулов для более широкой электрификации конечных пользователей, что является ключевым элементом перехода к экологически чистой энергии.
- По нашим оценкам, расходы государств-членов ЕС на смягчение последствий кризиса цен на энергоносители для уязвимых потребителей уже составляют около 55 миллиардов евро.
- Рост стоимости электроэнергии в определенной степени неизбежен, когда цены на газ (и CO 2 ) высоки. Но нынешние оптовые рынки создают возможности для получения прибыли многими производителями электроэнергии и их материнскими компаниями, которые значительно превышают затраты, связанные с эксплуатацией или возмещением капитала. Текущие рыночные условия могут привести к сверхприбыли в размере до 200 миллиардов евро в ЕС от газа, угля, атомной энергии, гидроэнергетики и других возобновляемых источников энергии в 2022 году. Затем эти налоговые поступления должны быть перераспределены среди потребителей электроэнергии, чтобы частично компенсировать более высокие счета за электроэнергию. Меры по налогообложению сверхприбылей уже приняты в Италии и Румынии в 2022 г.
Воздействие: Снижает счета за электроэнергию для потребителей, даже когда цены на природный газ остаются высокими, предоставляя до 200 миллиардов евро для смягчения воздействия на уязвимые группы.4
6. Принять краткосрочные меры для защиты уязвимых потребителей электроэнергии от высоких цен
Секторы конечного использования
- Тепловые насосы представляют собой очень эффективный и экономичный способ отопления домов, заменяющий котлы, использующие газ или другие ископаемые виды топлива. Ускорение ожидаемого развертывания за счет удвоения текущих темпов установки тепловых насосов в ЕС позволит сэкономить дополнительно 2 млрд кубометров газа в течение первого года, что потребует дополнительных инвестиций в размере 15 млрд евро.
- Наряду с существующими рамками политики адресная поддержка инвестиций может стимулировать расширение установок тепловых насосов. В идеале это лучше всего сочетать с модернизацией самих домов, чтобы максимально повысить энергоэффективность и снизить общие затраты.
- Замена газовых котлов или печей тепловыми насосами также является привлекательным вариантом для промышленности, хотя масштабирование развертывания может занять больше времени.
- Переход с газа на электричество для отопления зданий может привести к увеличению спроса на газ для производства электроэнергии, в зависимости от ситуации. Однако любое увеличение будет намного ниже, чем общее количество сэкономленного газа. Такой сдвиг также перенесет сезонные колебания спроса с рынка газа на рынок электроэнергии.
Воздействие: Сокращает потребление газа для отопления еще на 2 млрд м3 в год.
7. Ускорить замену газовых котлов тепловыми насосами
- Энергоэффективность — это мощный инструмент для безопасного перехода на экологически чистую энергию, но для достижения значительных результатов часто требуется время. В этом плане мы рассмотрим, как повысить скорость прогресса, сосредоточив внимание на мерах, которые могут быстро изменить ситуацию.
- В настоящее время только около 1% строительного фонда ЕС обновляется каждый год. Быстрое увеличение до дополнительных 0,7%, нацеленное на наименее эффективные дома и нежилые здания, было бы возможно за счет стандартизированной модернизации, в основном за счет улучшения изоляции. Это сэкономит более 1 млрд кубометров газа в течение года, а также принесет пользу для занятости, хотя и потребует параллельных усилий по совершенствованию цепочек поставок материалов и развитию рабочей силы.
- Это ускорение темпов модернизации зданий и развертывания тепловых насосов в краткосрочной перспективе ускоряет изменения, которые являются частью политики ЕС. Согласно прогнозам, к 2030 году Директива Европейского Союза по энергоэффективности и Директива по энергоэффективности зданий в рамках программы «Fit for 55» сократит спрос на газ в зданиях на 45 млрд кубометров в год по сравнению с сегодняшним днем.
- Многие домохозяйства устанавливают интеллектуальные средства управления отоплением (интеллектуальные термостаты), чтобы сократить счета за электроэнергию и повысить домашний комфорт, и это простой процесс, который можно быстро масштабировать. Утроение текущей скорости установки, составляющей около одного миллиона домов в год, снизит потребность в газе для отопления домов дополнительно на 200 млн кубометров в год при общей стоимости в 1 миллиард евро. Эти устройства можно стимулировать с помощью существующих программ, таких как субсидии домохозяйствам или схемы коммунальных обязательств.
- Ежегодное техническое обслуживание газовых котлов может быть использовано для обеспечения того, чтобы водогрейные котлы в домах устанавливались на оптимальную для эффективности температуру, не превышающую 60 °C.
- Помощь малым предприятиям (МСП) в повышении эффективности позволит сэкономить энергию, а также поможет защитить эти предприятия от волатильности цен. Во многих государствах ЕС действуют эффективные программы, предлагающие МСП аудит энергоэффективности и консультации, которые могут быстро и эффективно экономить энергию. Расширение их масштабов до 5% малых и средних предприятий обеспечит немедленную ежегодную экономию энергии в размере 250 млн м3.
Результат: Сокращает потребление газа для отопления еще почти на 2 млрд куб. м в год, снижая счета за электроэнергию, повышая комфорт и повышая конкурентоспособность промышленности.
8. Ускорение повышения энергоэффективности зданий и промышленности
- Многие граждане Европы уже по-разному отреагировали на вторжение России в Украину, сделав пожертвования или, в некоторых случаях, напрямую помогая беженцам из Украины. Еще одним способом временных действий, позволяющим сэкономить значительное количество энергии, стала бы регулировка систем отопления в зданиях, отапливаемых газом в Европе.
- Средняя температура отопления зданий по ЕС в настоящее время превышает 22°C. Регулировка термостата для отопления зданий обеспечит немедленную ежегодную экономию энергии в размере около 10 миллиардов кубометров на каждую степень снижения, а также снизит счета за электроэнергию.
- Кампании по информированию общественности и другие меры, такие как обратная связь о потреблении или корпоративные цели, могут способствовать таким изменениям в домах и коммерческих зданиях. Положения, регулирующие температуру отопления в офисах, также могут оказаться эффективным политическим инструментом.
Воздействие: Уменьшение температуры термостата для отопления зданий всего на 1°C снизит потребность в газе примерно на 10 млрд кубометров в год.
9. Поощрение временной регулировки термостата потребителями
сквозной
- Ключевой политической задачей ЕС в ближайшие годы является расширение масштабов альтернативных форм гибкости энергосистемы, в частности сезонной гибкости, а также сдвига спроса и снижения пиковых нагрузок. На данный момент газ является основным источником такой гибкости, и, таким образом, связи между газовой и электрической безопасностью в ближайшие годы будут углубляться, даже если общий спрос на газ в ЕС снизится.
- Таким образом, правительствам необходимо активизировать усилия по разработке и внедрению работоспособных, устойчивых и экономически эффективных способов удовлетворения потребностей в гибкости энергосистем ЕС. Потребуется портфель вариантов, включая улучшенные сети, энергоэффективность, усиление электрификации и реагирование на спрос, управляемое производство с низким уровнем выбросов и различные крупномасштабные и долгосрочные технологии хранения энергии наряду с краткосрочными источниками гибкости, такими как батареи. . Государства-члены ЕС должны обеспечить адекватные рыночные ценовые сигналы для обоснования этих инвестиций.
- Гибкие меры по снижению промышленного спроса на электроэнергию и газ в часы пик особенно важны для снижения нагрузки на спрос на газ для производства электроэнергии.
- Низкоуглеродистые газы из местных источников, включая биометан, низкоуглеродистый водород и синтетический метан, могут стать важной частью решения, но потребуются гораздо большие усилия по демонстрации и внедрению.
Воздействие: Крупный краткосрочный толчок к инновациям может со временем ослабить тесные связи между поставками природного газа и электроэнергетической безопасностью Европы. Сигналы о ценах на электроэнергию в режиме реального времени могут способствовать более гибкому спросу, что, в свою очередь, снижает потребность в дорогостоящих и газоемких пиковых поставках.
10. Наращивание усилий по диверсификации и обезуглероживанию источников гибкости энергосистемы
Дополнительные возможности переключения топлива
У ЕС есть и другие возможности, если он желает или ему необходимо еще быстрее сократить зависимость от российского газа, но с существенными компромиссами5. Основной краткосрочный вариант предполагает отказ от использования газа в энергетическом повышенный спрос на угольный парк Европы или использование альтернативных видов топлива, в первую очередь жидкого топлива, на существующих газовых электростанциях.
Учитывая, что эти альтернативы использованию газа увеличат выбросы в ЕС, они не включены в описанный выше План из 10 пунктов. Однако они могли относительно быстро вытеснять большие объемы газа. По нашим оценкам, временный переход с газа на уголь или мазут может снизить потребность в газе для производства электроэнергии примерно на 28 млрд м3 до того, как произойдет общее увеличение выбросов, связанных с энергетикой, в ЕС.
Большая доля этого потенциального снижения спроса на газ была бы возможна за счет перехода с газа на уголь: дополнительные 120 ТВт-ч в угольной генерации могли бы сократить спрос на газ на 22 млрд куб. м в год. Помимо возможности работать на биометане, почти четверть парка газовых электростанций ЕС способна использовать альтернативные виды топлива — почти все в виде жидкого топлива. Использование этой возможности может сократить потребность в природном газе еще на 6 млрд куб.
Если этот вариант перехода на другой вид топлива будет реализован в полном объеме в дополнение к полной реализации 10-точечного плана, описанного выше, это приведет к общему годовому сокращению импорта газа ЕС из России более чем на 80 млрд кубометров, или значительно более чем наполовину, но все же приводит к небольшому снижению общих выбросов.
Быстрее и дальше – дополнительные возможности переключения на другой вид топлива в энергетике
Ссылки
Мы не включили дополнительные краткосрочные меры по сдерживанию промышленного спроса из-за риска более широкого опосредованного воздействия на европейскую экономику.
ЕС имеет доступ к более чем 200 млрд м3 в год регазификационных мощностей, включая возможность ввоза газа через СПГ-терминалы Великобритании. Однако в некоторых районах, особенно от Испании до Франции, пропускная способность межсетевого соединения ограничена, что ограничивает использование регазификационных мощностей Испании для импорта в другие европейские страны.
При цене на газ 22 евро/млн БТЕ и CO 2 цены 90 евро за тонну.
Суммы будут зависеть от того, как будут разработаны меры, а также от других факторов, влияющих на общую прибыльность электроэнергетических компаний.
Мы также изучили возможности сокращения промышленного использования, особенно сырья. Что касается последнего, возможности повышения эффективности конверсии ограничены, поэтому сокращение спроса на газ в качестве исходного сырья на практике будет означать сокращение производства химической продукции с серьезными потенциальными эффектами домино в цепочках создания стоимости (например, в 2021 году пищевая промышленность в некоторых странах была нарушено, потому что подача CO 2 для компаний, занимающихся расфасовкой продуктов питания, был получен с заводов по производству аммиака, производство которых было остановлено из-за высоких цен на природный газ).
Мы не включили дополнительные краткосрочные меры по сдерживанию промышленного спроса из-за риска более широкого опосредованного воздействия на европейскую экономику.
ЕС имеет доступ к более чем 200 миллиардам кубометров в год регазификационных мощностей, включая возможность ввоза газа через британские СПГ-терминалы.