Кулиничева екатерина журналист: Екатерина Кулиничева — новинки

«Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви» — о том, как спортивная обувь стала модной и при чем тут феминизм

МОДА • Книга

T

Книга: «Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви», Екатерина Кулиничева

Публикуем отрывок из самой ожидаемой fashion-книги сезона.

В последние несколько лет кроссовки стали таким же объектом желания, как лодочки от Manolo Blahnik или балетки от Salvatore Ferragamo. Осмыслить этот феномен попыталась (и вполне удачно!) журналист и историк спортивной моды Екатерина Кулиничева в новой книге «Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви» (издательство «Новое литературное обозрение», серия «Библиотека журнала «Теория моды»).

На трехстах с лишним страницах Кулиничева не просто рассказывает историю восхождения спортивной обуви на модный олимп, но и объясняет, какие социальные, культурные и даже политические процессы заставили нас сменить лодочки и классические ботинки на Yeezy и All Star. Речь идет о кроссовках в кино и на ТВ; о кроссовках как атрибуте женской эмансипации и даже об увлеченных сникерхедах советской эпохи.

Публикуем один из отрывков — рассказ о том, как неоднозначно еще каких-то тридцать лет назад воспринимали женщин, которые решались предпочесть кроссовки шпилькам. 

стр.171

Кроссовки и женский вопрос

«Женщины в кроссовках — новый феномен, который становится все более опасным» — так начинается колонка манхэттенского юриста Ричарда Голдштейна, опубликованная в The New York Times в октябре 1985 года под названием «Проблема, подкравшаяся к мужчинам» (A sneaking problem for men). Поводом для возмущения автора стали нью-йоркские женщины, носившие кроссовки по дороге на работу и непосредственно в офисе и сочетавшие их со строгой формальной одеждой, привычной для делового гардероба. Такие женщины, которые «следуют модному поветрию, тренду или прихоти в ущерб профессиональному образу», по мнению автора, оказывали «негативное влияние на производительность труда, не говоря уже об экономике», а также наносили урон всему феминистскому движению: «Мили протестных маршей с плакатами легко сводятся на нет несколькими шагами по офису, сделанными в деловом костюме и розовых кроссовках.

Был бы тот гигантский «шаг» для всей женской половины человечества, сделанный Джеральдин А. Ферраро, таким впечатляющим, если бы он оставил после себя отпечаток кроссовка?» Автор отвергает и рациональные аргументы об изменившемся образе жизни, предлагая женщинам «рассказать об этом своим матерям», которые «ходили по тем же улицам» на каблуках — и ничего. Помимо знакомых аргументов о респектабельном взрослом костюме, двусмысленности удобной одежды и обуви, а также впечатления, производимого на других, в этом любопытном тексте применительно к женщинам возникает еще одна тема — апелляция к эстетике.

Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви

Поводом к написанию колонки, по словам автора, стал случай в общественном транспорте. Это описание стоит того, чтобы привести его полностью: «В трех футах от меня сидела восхитительная женщина. Волосы, мягкие и длиной до плеч, с несколькими слегка выбившимися прядями, говорили об отработанной небрежности, наводящей на мысли о женственности, которая иначе была бы затушевана дорогой одеждой в мужском стиле.

Ее фигура была подтянутой и атлетичной, ее ноги были подчеркнуты прозрачными чулками». Однако — и это вызвало возмущение рассказчика — на ногах у женщины были «пудрового оттенка кроссовки». Тип женщин, сочетавших хорошо скроенную строгую одежду с яркой спортивной обувью, автор называет «привлекательным во всех прочих отношениях», кроме последнего обстоятельства. Но почему этот образ показался адвокату таким провокационным? Почему вообще в женских кроссовках могут видеть проблему? Валери Стил однажды предположила, что женщина на каблуках вызывает у некоторых мужчин рефлекторную реакцию почти как у собаки Павлова. Хелен Перссон также указывает на то, что обувь играет важную роль в культурном конструировании понятия «сексуального». А Элизабет Семмельхак отмечает, что с женственностью и эротической привлекательностью во второй половине XX века ассоциировались не просто каблуки, а в первую очередь тонкие каблуки типа «стилетто». 

Мнение Голдштейна наводит на мысль, что вид женщины в кроссовках может вызывать у мужчин аналогичную рефлекторную реакцию — но с противоположным знаком. Если каблуки, по общему представлению, меняют женскую походку, акцентируя грудь и ягодицы, то кроссовки с точки зрения техник тела не делают ничего подобного. Получается, что, просто поменяв обувь, женщина из источника визуального удовольствия как будто превращается в источник визуального раздражения. В своей колонке Голдштейн сетует, что еще совсем недавно «ужаса и огорчения, которые испытывали мужчины, было бы достаточно для того, чтобы направить ошибочный модный тренд обратно в сторону женственности. Но не сегодня, когда мужские представления об элегантном женском костюме слишком часто воспринимаются некоторыми женщинами как антифеминистские». Автор завершает свой текст довольно эмоционально: «Так вышло, что я стал адвокатом, и пожизненное наказание за это — вечно быть окруженным мужчинами и женщинами в серых фланелевых костюмах. В таком мире неформальность и немного цвета всегда приветствуются. Но, прошу вас, леди, не на ваших ногах».

Болезненную реакцию мужчин на подобные сарториальные эксперименты иногда объясняют социальными изменениями. В 1980-х годах в Америке увеличилось число работающих женщин, в том числе занятых в тех областях, которые ранее считались мужскими. По мнению Перссон, отчасти поэтому мужской формальный дресс-код в это время стал более традиционным и строгим — в частности, исчезли мужские каблуки и платформы 1970-х годов. Сама идея женщины, делающей мужскую карьеру, воспринималась как тревожащая. Поэтому деловые женщины 1980-х годов, как и суфражистки за много лет до этого, под влиянием вечного страха маскулинизации могли восприниматься как потенциально теряющие женственность и даже мужеподобные. Традиционный женский деловой гардероб того времени включал каблуки, которые напоминали о конвенциональной женственности, но при этом не должны были быть агрессивно-сексуальными. Поскольку практически любая спортивная униформа традиционно ассоциируется с «маскулинизацией», кроссовки деловых женщин, часто становившиеся поводом для критики со стороны мужчин, могли казаться столь же провокационным объектом, каким за много лет до этого были, например, брюки.

Впрочем, негативная реакция на кроссовки в формальных городских ситуациях встречалась не только у мужчин: недовольство новой практикой разделяли и многие женщины. В письме читательницы The New York Times описывается спровоцированный кроссовками спор с матерью, приехавшей погостить в Нью-Йорк из Бостона. «Необходимость перемещаться между домом и работой — пять миль туда и обратно — превратила меня в беду и наказание матерей, такой вид женщины, которая носит кроссовки днями напролет в центре Манхэттена», — констатирует автор, признаваясь, что променяла на спортивную обувь туфли с открытым носком, через который был виден накрашенный красным лаком ноготь. Очевидно, что эти два вида обуви воспринимались самой героиней совершенно по-разному, в том числе в контексте конструирования привлекательной версии себя. Показательным можно считать описание практики переобувания из кроссовок в модельную обувь, к которой автор прибегала в начале, когда доходила до своего офиса: «Две мои идентичности, спортивная и жизнерадостная я и кокетливая я, приходили одна на смену другой».

Однако несмотря на это со временем она отказалась от переобувания, поддавшись «соблазну комфорта». Впрочем, это объяснение вызвало у ее матери предсказуемую реакцию: «Это не оправдание».

{«width»:1200,»column_width»:90,»columns_n»:12,»gutter»:10,»line»:40}false7671300falsetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}

Лучшие материалы The Blueprint — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

//= $articleUrl; ?>

теги: книги

читайте также

Екатерина Кулиничева — «Кино и музыка как культурные посредники для моды на кроссовки»

10 октября, 19:30

Моду на кроссовки сложно не заметить. Одни ее приветствуют, других она настораживает. В то же время этот феномен — настоящий подарок для исследователя. Спортивная обувь за свою более чем столетнюю историю обросла весьма обширной культурной биографией. Под этим термином понимается весь тот комплекс представлений, ассоциаций, стереотипов, мифов, который сложился вокруг того или иного типа предметов или практик и который во многом формирует наше отношение к ним. В поле материальной культуры и моды в формировании такой культурной биографии значительную роль зачастую играют культурные посредники, в том числе кинематограф и музыкальная индустрия. На лекции планируется затронуть следующие вопросы: история кино и музыкальной индустрии как культурных посредников в поле моды, дизайна и материальной культуры; на примерах из истории спортивной обуви слушатели проследят, как эти две индустрии способствовали популяризации «моды на кроссовки» и почему их роль оказывается не менее значимой, чем реклама с участием звезд спорта.

Екатерина Кулиничева — исследователь спортивного дизайна, искусствовед, журналист. Постоянный автор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура». Автор книги «Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви», которая выходит осенью в издательстве «Новое литературное обозрение». Как журналист писала для таких изданий, как «Медуза», «Афиша», Esquire, «Сноб», «Спорт-Экспресс», «Houzz Россия» и так далее.

Мероприятие организовано совместно с Высшей школой экономики в Санкт-Петербурге. Куратором направления выступает Маргарита Кулева, преподаватель и научный сотрудник НИУ Высшая школа экономики (СПб).

Вход свободный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.

 18+


Лекторий по социальным наукам Высшей школы экономики в СПб

В рамках лектория широкая аудитория сможет по-новому взглянуть на те социальные явления и процессы, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Лучшие российские и зарубежные социальные исследователи на неочевидных примерах и с помощью новых методов расскажут, как на наших глазах меняется мир. Лекторы покажут посетителям возможности оптики социальных наук на основе не только классических концепций, но и собственных эмпирических исследований, осуществленных в последние 2–3 года. Каждая лекция — своеобразное введение в социальные науки. В этом сезоне цикл будет состоять из трех курсов.

«Социология и антропология повседневности» — лекторий откроет серия выступлений о знакомых каждому явлениях и опытах, на которые мы попытаемся взглянуть с другой стороны. Почему люди едят, читают, ходят на свидания так, а не иначе? Как передвижения по городу на такси или велосипеде меняют городские экономики? Как смартфон переопределяет наши представления о том, что значит «быть человеком»?

«Локальная история» — попытка говорить о прошлом и современности городов через истории их жителей, локальных сообществ,  их специфические культуры и практики. Открываем Петербург и другие города заново.

«Культура и данные» — социологическая альтернатива классическому искусствоведческому взгляду.  В рамках серии лекций разговор пойдет не о самих произведениях искусства, а о социальных условиях их создания, распространения и потребления – как на киносъемках или в галереях, так и в Youtube или на улицах.

Как российская журналистка борется за правду

Уложив двух сыновей в постель, русская журналистка Екатерина Котрикадзе с тревогой ждала в их московском доме мужа , вернувшегося с работы. «Я полностью ожидал, что его арестуют перед домом, где мы жили, — рассказывает Котрикадзе ELLE.

Если они поймают его, то обязательно придут за ней, а если это произойдет, есть большая вероятность, что она больше никогда не увидит своих детей. Всего за несколько часов до этого российское правительство объявило о планах принять ответные меры против независимых СМИ за то, что они назвали жестокую войну в Украине «войной», а вторжение — «вторжением». 37-летняя Котрикадзе и ее муж помогали управлять телеканалом «Дождь», последней независимой новостной сетью в России. Упорная решимость их канала сообщать правду вопреки президенту России Владимиру Путину и Кремлю означала, что теперь у них есть цели на спине.

2 марта Котрикадзе решил, что нельзя просто сидеть и ждать худшего. Она собрала только самое необходимое и вовремя сбежала с семьей: два дня спустя Путин подписал закон о так называемых «фейковых новостях», фактически предусматривающий уголовную ответственность за распространение того, что правительство считает дезинформацией о войне против Украины. Наказание – до 15 лет лишения свободы.

Как и многие другие независимые журналисты в России, Котрикадзе была вынуждена соизмерять свою работу с безопасностью своих близких. Сегодня она содрогается при мысли о том, что было бы, если бы она осталась. «Нас бы объявили чем-то вроде экстремистов… может быть, врагом государства или врагом народа», — говорит она. «Они пытались сделать все возможное, чтобы наказать нас за то, что мы журналисты в этой стране».

Котрикадзе с мужем, главным редактором ТВ Дождь Тихоном Дзядко, в декабре 2020 года.

Екатерина Котрикадзе/Instagram

Котрикадзе с 7-летним сыном Давидом в 2021 году.

Екатерина Котрикадзе/Instagram

После подбора рейсов Выехав из Москвы, Котрикадзе и ее семья остановились у друзей в Стамбуле на несколько дней, прежде чем отправиться в Тбилиси, Грузия, куда с прошлого месяца уже прибыло не менее 20 000 других россиян. Печальная ирония пребывания в Тбилиси не ускользнула от Котрикадзе: она вернулась в ту же страну, где, будучи маленькой девочкой, бежала от других, прежних ужасов войны.

Котрикадзе разговаривает со мной по WhatsApp из той же комнаты в квартире ее дедушки, где она жила до начала 90-х. Тогда, в разгар гражданской войны в Грузии, здесь не было ни газа, ни электричества, ни телевидения. Каждый вечер юная Котрикадзе собирала семью в гостиной и «докладывала» новости осажденного края. Она выписывала карточки-подсказки и рисовала картинки в качестве «видеозаписи». Уже тогда она чувствовала призвание. «У меня никогда не было сомнений, что мне нужно быть журналистом, — вспоминает она.

История по теме
  • Как поддержать народ Украины прямо сейчас

К тому времени, как ей исполнилось 10 лет, ее семья в Грузии зашла в тупик. Они были голодными, замерзшими и без денег. Они бросили все и переехали в Москву, надеясь на какое-то подобие нормальности. Котрикадзе выросла там и в 2005 году окончила Московский государственный университет, сосредоточившись на том, чтобы воплотить в жизнь свою журналистскую мечту. После работы на новостных станциях в Тбилиси и Нью-Йорке она вернулась в Москву, чтобы помогать управлять телеканалом «Дождь» (также известным как «Дождь»), одним из немногих независимых СМИ в стране.

Смелая миссия телеканала «Дождь», основанного в 2010 году, заключалась в том, чтобы освещать острые политические вопросы, которые другие каналы государственного телевидения не затрагивали. Он был исключен из официальных кабельных предложений в 2014 году после публикации опроса, в котором зрителей спрашивали, нужно ли было сдавать Ленинград (ныне Санкт-Петербург) нацистам во время Второй мировой войны, чтобы спасти жизни. После этого телеканал «Дождь» транслировал фрагменты на YouTube и на собственном веб-сайте. Муж Котрикадзе, Тихон Дзядко, был главным редактором канала, а Котрикадзе руководил его глобальными новостями. Она также вела сегмент под названием Котрикадзе Министерства иностранных дел по вторникам вечером. «У меня была лучшая работа в мире, и я была очень довольна своей жизнью», — говорит Котрикадзе о своей жизни до войны. «Но в один момент из-за решения одного человека мы потеряли все».

«Не все россияне поддерживают это ужасное дело».

Во время телеобращения 24 февраля Путин заявил, что Россия не может чувствовать себя «в безопасности, развиваться и существовать» из-за того, что он считает постоянной угрозой со стороны южного соседа страны. С тех пор российские военные начали широкомасштабное наступление на Украину, в результате которого 3 миллиона человек были вынуждены Украинцы бегут из страны. В то время как большинство средств массовой информации в России повторяли путинскую пропаганду — невольно или из страха, — телеканал «Дождь» был полон решимости пролить свет на правду. Многие из 200 сотрудников канала работали сверхурочно, освещая разворачивающийся гуманитарный кризис. За пять дней до объявления Путиным войны Котрикадзе даже добилась встречи с госсекретарем США Энтони Блинкеном, который сказал ей, что «международное сообщество едино в том, что ясно дает понять, что если Россия совершит новую агрессию против Украины, это будет иметь очень серьезные последствия». ».

В один из последних дней своей работы в отделе новостей Котрикадзе связалась с украинским журналистом, ищущим убежища в бункере в Киеве. «Она плакала и рассказывала мне все эти ужасные вещи о том, что ее страну бомбили, как ее жизнь была разрушена, и о том, что она была напугана до смерти», — говорит Котрикадзе. «Она спросила меня: «Ребята, зачем вы это делаете?» Слова украинки задели, но Котрикадзе не могла ее винить — она не понаслышке знала о жертвах войны. «Это было ужасно, потому что вы пытаетесь сказать ей: «Это не моя вина», но все же вы гражданин [России], и все же это ваш президент, который бомбит невинных людей», — говорит Котрикадзе. «Есть миллионы россиян, которые до сих пор поддерживают свободу и мир, и которые не поддерживают эту катастрофу… Не все россияне поддерживают это ужасное дело».

Мужчина держит плакат «Нет войне» во время акции протеста в Москве.

Константин Завражин//Getty Images

1 марта российские интернет-провайдеры закрыли сайт телеканала «Дождь», обвинив канал в «адресном и систематическом размещении… информации, призывающей к экстремистской деятельности, насилию и заведомо ложной информации о действиях Российские силы в рамках спецоперации» на Украине, по данным The Guardian .

TV Rain продолжал транслировать сегменты в прямом эфире на YouTube, но опасаясь массовых арестов — или чего похуже — канал провел свою последнюю трансляцию 3 марта. BBC сохранила кадры последнего шоу TV Rain, где сотрудники собрались вокруг отдела новостей и призвали «не было войны.» Когда они выходили из студии, на канале крутили старые кадры из спектакля Чайковского «Лебединое озеро. » Это была символическая отсылка к легендарному неудавшемуся перевороту в августе 1991 года, когда государственные телеканалы по кругу транслировали кадры балета. Котрикадзе говорит, что они также приняли трудное решение удалить все свои старые видео с YouTube, чтобы уберечь своих сотрудников от преследований. «Мы были вынуждены все прекратить, как и все», — объясняет она.

Котрикадзе и ее младший сын Михаил в парке в 2021 году.

Екатерина Котрикадзе/Instagram

С тех пор 35 сотрудников телеканала «Дождь» — многие из них молодые репортеры или молодые корреспонденты — последовали за Котрикадзе в Грузию. Другие нашли убежище в Турции, Армении и Казахстане. «Слава богу, они, конечно, избежали этого режима, но я все еще беспокоюсь об их будущем», — говорит Котрикадзе.

Эксперты опасаются, что драконовские репрессии Путина в отношении СМИ приведут к полному отключению новостей в России. «Российские власти вели скрытую войну против инакомыслящих, арестовывая журналистов, подавляя независимые отделы новостей и заставляя владельцев СМИ вводить самоцензуру… Российский медиаландшафт [превратился] в пустыню», — директор Amnesty International по восточному региону. Европа и Центральная Азия Мари Стразерс говорится в заявлении. За последние несколько недель лауреат Нобелевской премии мира газета «Новая газета » удалила репортажи о войне со своего веб-сайта, чтобы защитить своих журналистов, а любимая Москвой «Эхо Москвы » независимая радиостанция была распущена. Другие издания, такие как The New York Times , BBC и Bloomberg , прекратили свою деятельность внутри страны.

В ходе экстраординарной демонстрации несогласия в понедельник государственный журналист Марина Овсянникова, продюсер Первого канала, выступила против Путина и его правительства, появившись в прямом эфире вместе с ведущим новостей с плакатом «ВОЙНЫ НЕТ». Она была оштрафована за нарушение законов о протестах и, как сообщается, все еще может быть приговорена к тюремному заключению. Президент Украины Владимир Зеленский позже поблагодарил Овсянникову в телеобращении. «Я благодарен тем россиянам, которые не прекращают попытки донести правду. Тем, кто борется с дезинформацией и говорит правду, реальные факты своим друзьям и близким», — сказал он. «И лично женщине, вошедшей в студию Первого канала с плакатом против войны».

Марина Овсянникова (с табличкой сзади) признана виновной в организации «несанкционированного публичного мероприятия», за которую предусмотрен штраф в размере 30 000 рублей или 280 долларов США.

—//Getty Images

Как и кем будет рассказана истинная трагическая история войны внутри России, становится все более неясным. Пока Кремль продолжает преследовать независимых журналистов, Котрикадзе и другие продолжают свою важную работу. На этот раз, как сосланные журналисты, разбросанные по миру. Многие обратились к приложению для обмена сообщениями Telegram, де-факто платформе для репортеров, чтобы предоставлять нефильтрованные новости о вторжении, и той, которой следят как украинцы, так и россияне, бежавшие из своих стран.

На данный момент телеканал «Дождь» не планирует возвращаться в эфир, но Котрикадзе пытается обновить лояльную аудиторию своего канала как на своих страницах в Twitter, так и в Instagram. где угодно и как можно скорее», — говорит она.

А пока Котрикадзе проводит время, успокаивая своих неустроенных детей и оплакивая их жизнь в Москве. Но не ждите, что она будет не в сети надолго. «Я не умею заниматься чем-то еще, кроме журналистики, я имею в виду, что больше ничем не могу заниматься — это единственное, в чем я хороша, и многие мои коллеги думают так же», — говорит она. «Мы делаем все возможное, чтобы вернуться к работе».

Роуз Минутальо

Старший редактор

Роуз — старший редактор журнала ELLE, курирует статьи и проекты, посвященные проблемам женщин. Она опытный и сострадательный рассказчик и редактор, который преуспевает в получении эксклюзивных интервью и обнаружении интересных особенностей.
 

Российский журналист о том, что россияне слышат об Украине из государственных СМИ

Российский журналист о том, что россияне слышат об Украине из государственных СМИ

01:35

Сейчас играет

— Источник: CNN

Зеленский выступил с обращением к гражданам России

02:19

Сейчас играет

— Источник: CNN

CNN посещает город недалеко от линии фронта, пострадавший от недавнего обстрела

01:00

Сейчас играет

— Источник: CNN

«Это не будет бескровно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *