Клинская игрушка: Клинские елочные игрушки Елочка — ELI.RU

Содержание

Музей ёлочных игрушек «Клинское подворье» в Московской области

В 85 км от столицы в старинном и живописном городе Клин расположен необычный и единственный в стране музей ёлочной игрушки «Клинское подворье». Этот край издавна славится своими мастерами-стеклодувами. Уже более 150 лет они передают умение, опыт и секреты своего мастерства из поколения в поколение. Красота и качество игрушек ручной работы неоднократно завоевывали международное признание, изделия десятки раз получали награды на выставках различного ранга.

В музее 12 залов. Все они очень разные, и каждый хранит свою историю. Сначала посетителей встречает ёлка, украшенная яблоками и сахарными розами. Эта традиция пришла из рождественских празднеств. Затем идёт крестьянская изба с мастерской стеклодува. Период индустриализации показан в третьем зале.

А дальше — самый настоящий стеклодувный цех, где рождаются стеклянные игрушки.

Посетители музея имеют возможность наблюдать за интересной и завораживающей работой стеклодувов. На их глазах в умелых руках мастера происходит волшебное превращение стеклянной заготовки в шар, колокольчик, грибок или шишку. Но истинное чудо происходит в цехе росписи игрушек. Здесь появляются добродушные улыбки у Дедов Морозов, на крыши домиков ложится снег. Преобразуются и шары, раскрашенные узорами и блёстками.

Зал Щелкунчика — музыкальная гостиная музея. Здесь стоит рождественская ёлка из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». В городе Клин некоторое время жил и творил известный композитор, гений русской музыки Чайковский, здесь он написал и музыку к знаменитому балету «Щелкунчик».

Ёлочные украшения 40-х—60-х годов прошлого столетия представлены в следующем зале. Современные игрушки украшают зал фабрики «Ёлочка». Есть здесь и королева музея — десятиметровая ёлка. Возле неё посетители загадывают заветные желания.

А если вы захотите испытать себя в роли мастера, то вас пригласят на мастер-класс, где вы сами распишете ёлочную игрушку. Её вам подарят на память о посещении музея.

Музей ёлочных игрушек «Клинское подворье» проводит театрализованные праздники и представления. А ещё здесь есть фирменный магазин, который круглый год предлагает разнообразные ёлочные украшения.

Музей проводит экскурсии для детей и школьников с учётом возраста. А взрослые посетители, побывав в музее, словно возвращаются в детство — с новогодней ёлкой и очаровательными ёлочными игрушками.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

Книга из серии «секреты старых мастеров»

Елочные украшения

« А знаете ли вы, что такими красивыми наши елки стали не так уж и давно?» – все с интересом ждут, что же такое расскажет им Бабушка. И она начинает: « Вам наверно известно, что в России украшать дома хвойными ветками приказал еще Петр Первый в 1700 году, но тогда еловые ветви вывешивали над воротами и дверями на улице, и никаких елочных украшений на них не было, так как они сами и являлись украшением. Время шло, и постепенно лесная красавица проникла в дом. На Руси первые ёлочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги и фольги. Этим производством занимались специальные картонажные мастерские. Стеклянные украшения появились позднее. По некоторым сведениям, первые стеклянные ёлочные игрушки (шары) появились в Саксонии в шестнадцатом веке. По другим источникам, первые стеклянные ёлочные шары были сделаны в 1848 году в местечке Лауша в Тюрингии, затем их начали выдувать в Саксонии в середине девятнадцатого века. Позже появились сложные фигурки, птицы, виноградные грозди. Не каждый мог купить стеклянные елочные украшения, так как были они очень редкими и стоили очень дорого. Поэтому долгое время вместо елочных игрушек елку украшали сладостями, и называлась она Рождественской, потому что Рождество Христово отмечалось 25 декабря.

Макушку елки украшала не привычная нам елочная верхушка (шпиль) или пятиконечная звезда, а Вифлеемская восьми- или четырнадцатииконечная звезда, елочными украшениями служили пряники, настоящие яблоки, конфеты, шишки и орехи, завернутые в блестящую фольгу. Первые в России стеклянные ёлочные украшения стали изготавливать в имении князя Меньшикова под Клином, в начале девятнадцатого века. До сих пор в городе Высоковске недалеко от города Клин находится одно из крупнейших предприятий по изготовлению отечественных ёлочных украшений — ОАО «Ёлочка».Там еще и замечательный музей стеклянных елочных игрушек есть. После 1917 года рождественские ёлки были большевиками запрещены. Декретом Совнаркома от 24 января 1918 года был введен новый стиль ведения календаря с разницей в 13 дней. Теперь Рождество было 6 января, а новый год стал обычным рабочим днем. Невозможно стало купить елочную игрушку. Лишь в 1935 году правительством было принято решение о возобновлении празднования Нового Года и в начале января 1937 года была поставлена первая советская елка в Колонном зале Дома Союзов.
Первые отечественные елочные украшения российского производства были изготовлены из картона и ваты. Вскоре появились стеклянные елочные шары и игрушки. Первоначально они делались толстостенными и просто серебристыми, но со временем становились все тоньше и красочнее. Во время Великой Отечественной Войны елочные игрушки изготавливали артели из обрезков проволоки, из лоскутков. Когда моей маме было 14 лет, она работала в такой артели надомницей и шила клоунишек, парашютистов и какие-то еще мягкие елочные игрушки. За такую работу выдавали «рабочую» хлебную карточку – больше на 100 граммов черного хлеба в день. И только в 1947 году первое января сделали выходным днем. Елочные игрушки и гирлянды можно было купить в специальных магазинах. Они назывались “Культтовары”. В наше время уже за месяц – полтора до нового года во всех магазинах можно купить елочные украшения и оптом и в розницу: новогодние гирлянды, елочные шары, верхушки, колокольчики, наборы елочных украшений. Много, много всего, но мне, как и прежде, больше всего нравятся стеклянные елочные игрушки отечественные, сделанные в России».
Вот о чем поведала Бабушка своим близким около новогодней елки. А мы рассказали эту историю Вам, чтобы Вы узнали, как это было, а может быть вспомнили, как это было у Вас, и если уж зашли к нам в гости в наш интернет магазин, чтобы обязательно купить набор елочных украшений.

Уважаемые покупатели!

В начале сентября, как обычно, будем проводить предсезонную неделю скидок. Точную дату начала и размеры скидок сообщим позднее. Обязательно будем делать смс и почтовую рассылки.

С первого августа “Ёлочка” подняла цены на свою прокцию. Изменение цен в нашем интернет магазине на ёлочные игрушки производства ОАО “Ёлочка” будет проведено после недели скидок.

На нашем сайте появился “Архив”. В этот раздел мы планируем поместить все (или почти все) ёлочные украшения, которыми мы торговали в нашем интернет магазине. Работа большая, архив будет заполнятся постепенно. Надеемся что это будет интересный и нужный раздел.

Новые ёлочные игрушки Туймазинского завода медицинского стекла

В начале ноября на просторах интернета один наш постоянный покупатель обнаружил в продаже ёлочные игрушки Туймазинского завода медицинского стекла. Покупать или не покупать такого вопроса даже не стояло, а вот продавать в этом году или отложить новинки на следующий сезон это мы думали. Всё решилось в пользу незамедлительной продажи. Ждать десять месяцев это сликом долго, да и очень уж скудный ассортимент нам достался, красивого полноценного раздела всё равно не получится. Поэтому решили выставлять сразу всё как есть, пусть люди покупают в этом сезоне и сразу на ёлку вешают.

История Туймазинского завода медицинского стекла началась 31 декабря 1958 года. Пусть не удивляются наши молодые покупатели, 31 декабря всегда был рабочим днём . В этот день была зажжена первая стекловаренная печь, а с 18 часов началась первая трудовая вахта туймазинских стекловаров. Продукция завода была отмечена пятью дипломами ВДНХ СССР, в 2000 году завод отмечен призом международной программы “Партнерство ради прогресса” – “Хрустальной Никой”. Завод являлся дипломантом многих международных выставок.

В 2010 году предприятие было ликвидировано.

Ёлочные игрушки этого предприятия, представленные в нашем интернет магазине, датированы 1998 годом. Вы можете купить ёлочные украшения ещё одного не существующего уже ныне предприятия.

Дорогие Покупатели и Гости нашего интернет магазина,

теперь Вы можете посмотреть наши игрушки в Инстаграм. Наш адрес: shar.elka

Конечно мы не сможем показать в Инстаграм весь наш ассортимент, но это и не обязательно. Ведь на сайте интернет магазина есть все ёлочные игрушки которые имеются в наличии на складе. Инстаграм позволяет представить ёлочные игрушки в другом ракурсе, “по домашенему”. Поэтому и выглядят они там гораздо привлекательнее чем фото на сайте.

Инстаграм ведут и отвечают на ваши вопросы две очаровательные девушки Анастасия и Вероника. Работники интернет магазина отвечают на ваши обращения по телефону и электронной почте.

С 31.08 по 07.09 у нас на Инстаграм разыгрываются ёлочные игрушки – символы 2021 года, производства фабрики Ариель. Вы тоже сможете поучаствовать в розыгрыше и пусть Вам повезёт!

Рубрика: Без рубрики

Клинская фабрика новогодних игрушек — АКВА ЮНА

Музей елочной игрушки «Клинское подворье», предлагает программы для малышей,
школьников любого возраста, а также взрослой аудитории.

      

«Клинское подворье» – чудесный мир елочных игрушек!

Дети, переступив порог музея «Клинское подворье», отправляются в волшебное путешествие по его двенадцати залам, рассказывающим о возникновении и истории развития елочных игрушек.

Они увидят:

  • елочку, украшенную яблоками и сахарными розами;
  • рабочее место мастера-стеклодува в крестьянской избе конца XIX века;
  • елочные игрушки, создаваемые в разные исторические периоды;
  • музыкальный зал Щелкунчика;
  • удивительную елку – королеву Клинского дворца.

Также в экспозицию музея входят действующие мастерские фабрики «Елочка», в которых можно наблюдать весь процесс создания елочных игрушек – от выдува до росписи. В мастер-классе все посетители «Клинского подворья» могут сами изготовить и расписать настоящий стеклянный шар и взять его с собой на память.

    

Особенность музея «Клинское подворье» – яркие театрализованные экскурсии. Спецификой работы «Клинского подворья» является превращение обычной экскурсии в красочное театрализованное действие. Дети школьного возраста надолго запомнят «Приключение Бусинки», а взрослые смогут вернуться в детство во время экскурсии «Три желания».

  

На Красную горку «Клинское подворье» предлагает своим гостям театрализованное гуляние «Весна-красна». Также в апреле вы вместе с детьми можете отпраздновать появление знаменитого русского сувенира в программе «День рождения Матрешки Звонкой». Во время летних каникул дети смогут повеселиться на представлении «Дед Мороз и ЛЕТО» и узнать много нового о своем любимом лакомстве – мороженом.

Свободные даты экскурсий:

Время начала программы:

16.12 (суббота)

9:50 – экскурсия + мастер — класс

17. 12 (воскресенье)

15:20 — экскурсия + мастер — класс

19.12 (вторник)

14:30 — экскурсия + мастер — класс   

19.12 (вторник)  

15:10 — экскурсия + мастер — класс

20.12 (среда)

14:40 — экскурсия + мастер — класс    

20.12 (среда)

15:00 — экскурсия + мастер — класс

21.12 (четверг)

14:30 — экскурсия + мастер — класс

21.12 (четверг)

15:10 — экскурсия + мастер — класс    

22. 12 (пятница)

14:30 — экскурсия + мастер — класс

22.12 (пятница)

15:10 — экскурсия + мастер — класс

23.12 (суббота)

15:40 — экскурсия + мастер — класс

24.12 (воскресенье)

12:50 — экскурсия + мастер — класс

24.12 (воскресенье)

13:10 — экскурсия + мастер — класс

26.12 (вторник)

14:30 — театрализованная экскурсия «Новый год у ворот»+ мастер — класс

27.12 (среда)

15:00 — театрализованная экскурсия «Новый год у ворот»+ мастер — класс

28. 12 (четверг)

14:30 — театрализованная экскурсия «Новый год у ворот»+ мастер — класс

Мечтаете попасть в сказку? Посетите уникальный музей «Клинское подворье»!

Клинская елочная игрушка / Klin New Year Tree Toys — Волшебный сундук

Product Description

Рады предложить вашему вниманию издание из серии «Секреты старых мастеров» — книгу «Клинская ёлочная игрушка»! «Секреты старых мастеров» задуманы как серия красочно иллюстрированных книг, в простой занимательной форме рассказывающих о традициях, истории и некоторых «секретах» исконно российских промыслов.
Книги эти прежде всего адресованы молодёжи и призваны повысить интерес к искусству народных умельцев, способствуя патриотическому воспитанию юных российских граждан, а также пропаганды наследия российского народного искусства за рубежом.
Книга «Клинская ёлочная игрушка» рассказывает о зарождении и развитии промысла по изготовлению стеклянных ёлочных украшений на Клинской земле. Красочное издание станет великолепным подарком близким и друзьям.

Этой весной, к 130 — летию народного промысла по изготовлению стеклянных ёлочных украшений в клинском районе, в серии «Секреты старых мастеров» издательства «Москвоведение» вышла замечательная книга «Клинская ёлочная игрушка». Прекрасно оформленная книга издана на мелованной бумаге в твёрдом переплёте и насчитывает 80 страниц печатного текста и фотографий. Содержит интересные и новые для нас факты из истории зарождения и развития этого промысла.

Оказывается, все наши отечественные ёлочные игрушки начались со стеклянных пустотелых «дутых» бус. Первоначально они использовались для украшения женских туалетов, а с 1896 года «перебрались» на ёлку.

В настоящее время подобные ёлочные бусы выпускает только ОАО «Ёлочка» и Вы можете купить их в нашем интернет-магазине, если повезёт. Стеклянные елочные бусы пользуются у нас большим спросом.

Другим интересным фактом оказалось что ещё в 1932 году в подмосковном Загорске, ныне Сергиевом Посаде, был создан Научно-экспериментальный институт по игрушке, впоследствии ставший всесоюзным. Он занимался разработкой для предприятий новых образцов игрушек. В 1944 году было издано практическое руководство для предприятий «Ёлочная игрушка». В нём давалось полное описание процесса создания стеклянной ёлочной игрушки, были даны рецепты серебрения и окраски. Новые образцы стеклянных ёлочных игрушек разрабатывались для всей нашей огромной страны. Для знакомства с готовыми образцами елочных игрушек и технологией их производства с середины пятидесятых годов Институт издавал иллюстрированную картотеку образцов для тиражирования, которой пользовались все предприятия страны. Поэтому на многих предприятиях выпускались елочные игрушки одинаковых форм. И на страницах этой замечательной книги Вы увидите фото таких елочных игрушек как «Санитарка», «Казачок», «Снеговик», аналогичные ёлочные фигурки выпускаются и поныне на Карачевской фабрике «Интерьер Промысел», а «Крокодил» точно такой же как выпускаемый на подмосковной фабрике «Иней».

Глиняная игрушка XIX — XX вв.

Дымковская игрушка. Конец XIX в. – 1930-е годы.

В Сергиево-Посадском музее-заповеднике собрана большая коллекция народной глиняной игрушки: дымковской, каргопольской, городецкой, жбанниковской, филимоновской, орловской, скопинской и др. Можно считать, что это одна из лучших коллекций в России. Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же – глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Из глубокой древности в двадцать первый век пронесла она искусство малых пластических форм с декоративной росписью, раскраской, орнаментальными украшениями. Игрушка – особый вид народного искусства: непосредственная функция далеко не всегда играла в нем существенную роль. Многие лепные и раскрашенные фигурки предназначались не для игры, а для украшения интерьера, наподобие фарфоровых статуэток. Игрушками их называли и называют поныне условно, по традиции.

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове). Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками. Творчество дымковских мастериц уходит своими корнями в глубину веков. Самые старые образцы, которые можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Барыни и дамы; военные и всадники; барышни и кавалеры, гуляющие и катающиеся в лодке; няньки-кормилицы; водоноски, доярки и наездники; звери и птицы, реальные и сказочные, – таковы многочисленные и разнообразные персонажи дымковских игрушек этого и более позднего времени. В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного было в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

В указателе Вятского кустарного отдела, опубликованном в конце 1890-х годов, мы впервые встречаем имя Анны Афанасьевны Мезриной (1853-1938), самой первой дымковской мастерицы, чье творчество стало широко известно. Самые ранние игрушки Мезриной, известные по музейным собраниям – дамы, барыни под зонтиками, барыня и кавалер на прогулке, няня с детьми, водоноска. Их отличают тонкослойность глины, изящество и грация поз, несколько сумрачная, но изысканная в цветовых сочетаниях раскраска. Благодаря общему интересу к народной игрушке и трудам Алексея Ивановича Деньшина (1893 – 1948), художника, популяризатора и руководителя дымковского промысла в 1930-х годах, конец 1910-х – 1930-е годы стали временем расцвета творчества и славы Анны Афанасьевны Мезриной.
Художник по образованию, уроженец Вятки, А.И. Деньшин большую часть своей жизни отдал изучению и популяризации дымковской игрушки. Три книги, изданные Деньшиным, его рисунки, воспоминания о дымковских мастерицах, отдельные статьи в журналах и газетах – все это является тем фундаментом, без которого не может обойтись ни один исследователь дымковской игрушки. Сейчас книги А.И. Деньшина являются раритетом. Первое издание вышло в 1917 году в Москве. Своеобразная книжка тиражом всего в триста экземпляров включает рисованный текст и пятьдесят таблиц с изображением игрушек, каждое из которых было раскрашено А.И. Деньшиным от руки по отлитографированному контуру. В 1926 году уже в родной Вятке Деньшин выпускает новое издание своей книги, в котором текст уже не рисованный, а наборный, но рисунки выполнены, как и раньше, от руки. Это издание дополнено и переработано. В нем впервые появляется очерк об Анне Афанасьевне Мезриной. В нем уже совершенно уверенно говорится о глиняной игрушке, как об одной из лучших ветвей народного искусства. Наконец, в 1929 году в Москве выходит новая книга с рисунками А.И. Деньшина и текстом А. В. Бакушинского. Здесь рисунки исполнены уже литографским способом. Непреходящую ценность работ А. И. Деньшина составляют многочисленные факты жизни и творчества дымковских мастериц, основные сюжеты и названия игрушек, которые он старался зафиксировать как можно точнее.

В 1934 году на фабрике гипсовых изделий в Дымкове открыли цех глиняной игрушки. Яркая страница истории дымковской игрушки 1930 – 1940-х годов связана с творчеством Елизаветы Александровны Кошкиной (1871 – 1953) и Елизаветы Ивановны Пенкиной (1882 – 1948). Обе они потомственные мастерицы, но каждая обладала своим творческим почерком. Елизавета Александровна Кошкина, как все дымковские дети, с восьми лет лепила и красила игрушки. Но лишь с 1934 года можно проследить ее творческий путь. У Кошкиной совершенно особая авторская манера, ее игрушки не спутаешь с другими. Устойчивые приемы лепки и росписи, не менявшиеся с 1943 года до конца жизни, были усвоены и ее дочерью, З.Ф. Безденежных, которая также с 1934 года постоянно помогала матери сначала только красить игрушки, а с 1942 года — и лепить. Разнообразием сюжетов Кошкина уступала А.А. Мезриной. В 1937 году упоминается коллекция игрушек Е.А. Кошкиной из сорока разновидностей. Среди них есть традиционные темы и новые композиции, созданные ей самой или перефразированные с работ других мастериц и существовавших образцов. Самыми традиционными сюжетами были барыни, няньки – кормилицы и водоноски. Кошкина создала свой собственный типаж, выражавший своего рода эталон женской красоты. Ее дамы всегда статны, горделивы и величавы. В них есть свой нрав и характер. Женские персонажи у Кошкиной одеты празднично и нарядно. Даже водоноска с ведрами на коромысле в клетчатой юбке, кофте в талию, с серьгами и рядами бус не выглядит буднично. В окраске мастерица чередует яркие пятна – синие, малиновые, желтые, зеленые. Чаще они соединялись по контрасту. Раскраска сочеталась с росписью по белому фону, активному в общем цветовом решении. Юбки и передники, как правило, украшает орнамент из кружков, горошин и колец в самых различных комбинациях размеров и цвета, а иногда это обычная клетка наподобие крестьянской пестряди. Орнамент подчеркивает гладко окрашенные детали.

Младшей современницей Е.А. Кошкиной была Елизавета Ивановна Пенкина. С семи лет она помогала матери, училась делать свистульки: уточек, петушков, гусей, баранов. В молодые годы Пенкина перебрала много профессий, но в 1935 году вновь обратилась к глиняной игрушке. Игрушек Е. И. Пенкиной в музейных собраниях немало. В отличие от работ Е.А. Кошкиной произведения Е.И. Пенкиной не столь однородны. Дореволюционных игрушек ее мы не знаем. Крайние даты известных нам произведений — 1935-1946 годы. Таким образом, творческий путь мастерицы занимает немногим более десятилетия. Почерк Е.И. Пенкиной, вероятно, сложился еще в дореволюционные годы. Но определенную эволюцию ее творчества можно наметить, тем более, что ее работы более всего несут на себе печать времени, поисков нового, а подчас и отступлений от канонов местного искусства. Для ранних работ 1930-х годов Е.И. Пенкиной характерна раскраска с преобладанием темных тонов – темно-зеленой, черной, коричневой, с редким добавлением фуксина и желтого. Фигурки приземисты и коротконоги – это характерная особенность многих работ мастерицы. Поразительно разнообразие деталей в лепке и росписи этих фигур. В каждой из них неистощимая фантазия Е. И. Пенкиной находит новые варианты костюма, рисунка орнамента на платьях, построенного обычно из излюбленных мотивов колец, кругов, овалов.

Игрушки Пенкиной, сделанные, вероятно, с 1938 года, нужно считать особым периодом ее творчества и расценивать как работу в соавторстве с двумя мастерицами – Е.И. Косс-Деньшиной (1901-1979) и Л.Н. Никулиной (1906-1961). Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина – единственная из числа лауреатов Государственной премии имени И.Е. Репина (1967), кто не принадлежал ни к одной из династий мастеров дымковской игрушки, однако многие из созданных ею образов органично вошли в круг дымковской пластики. В 1930-е годы она начала помогать Е.И. Пенкиной окрашивать игрушки, а с 1936 года, когда зрение старейшей мастерице почти совсем отказало ей, уже сама красила все её изделия.

При всей разнице авторских манер и понимания местных традиций, Е. А. Кошкина и Е. И. Пенкина оставили большой след в дымковском искусстве. Многое, созданное в ответ на требования времени, осталось в арсенале его выразительных средств: укрупненные размеры, повороты и жесты фигур, некоторые приемы лепки и росписи, новые сюжеты и композиции. Если А.А. Мезрина своим огромным талантом в значительной мере определила развитие всего дымковского искусства, хотя, кроме дочерей, не оставила учеников-наследников, то Е.А. Кошкина и Е.И. Пенкина впервые специально обучали молодежь и стали непосредственным связующим звеном между старой дымковской игрушкой и современными мастерицами. У Е. А. Кошкиной было четыре ученицы, и все связаны с ней родственными узами: ее дочь Зинаида Федоровна Безденежных, сноха – Елизавета Захаровна Кошкина, вторая сноха – Мария Ермиловна Ворожцова, племянница Анисья Николаевна Ворожцова, дочь ее сесты Марии Александровны Ворожцовой, также лепившей игрушки. У Е. И. Пенкиной училось четверо: Екатерина Иосифовна Косс, Зоя Васильевна Пенкина (жена ее брата), племянница Лидия Николаевна Никулина и Тоня Шельпяхова, впоследствии оставившая занятия игрушкой.

В 1943 году на Всесоюзном конкурсе народной игрушки в Москве коллектив дымковских мастериц — Е.А. Кошкина, Е.И. Пенкина, О.И. Коновалова, Е. И. Косс получил первую премию «За образцы творческих работ». В 1944 году Екатерина Иосифовна Косс принята в члены Союза Художников СССР. Новый этап в творчестве самой Екатерины Иосифовны начинается в 1950-е годы. Больше внимания она уделяет лепке, созданию образов барынь, нянек, водоносок, всадников и других традиционных персонажей.

Как и у Мезриной, игрушки Косс-Деньшиной впечатляют своей пластической завершенностью, они обладают определенными художественными достоинствами и без росписи. Женские фигуры у нее впечатляют также особой статью. В их пластике сочетается условность дымковской лепки с общей анатомической правильностью, скульптурной выразительностью в передаче женского тела, подобно старинным игрушкам XIX века. Игрушки Е.И. Косс-Деньшиной можно узнать без труда. За годы работы в промысле она создала свой оригинальный стиль. Ее работы выделяет особенная точность глаза художницы, умеющей подчеркнуть в образе именно те черты, которые характерны для того или иного персонажа.

При всей разнице авторских манер и понимания местных традиций, Е. А. Кошкина и Е. И. Пенкина оставили большой след в дымковском искусстве. Многое, созданное в ответ на требования времени, осталось в арсенале его выразительных средств: укрупненные размеры, повороты и жесты фигур, некоторые приемы лепки и росписи, новые сюжеты и композиции. Если А.А. Мезрина своим огромным талантом в значительной мере определила развитие всего дымковского искусства, хотя, кроме дочерей, не оставила учеников-наследников, то Е. А. Кошкина и Е. И. Пенкина впервые специально обучали молодежь и стали непосредственным связующим звеном между старой дымковской игрушкой и современными мастерицами. У Е. А. Кошкиной было четыре ученицы, и все связаны с ней родственными узами: ее дочь Зинаида Федоровна Безденежных, сноха – Елизавета Захаровна Кошкина, вторая сноха – Мария Ермиловна Ворожцова, племянница Анисья Николаевна Ворожцова, дочь ее сестры Марии Александровны Ворожцовой, также лепившей игрушки. У Е.И. Пенкиной училось четверо: Екатерина Иосифовна Косс, Зоя Васильевна Пенкина (жена ее брата), племянница Лидия Николаевна Никулина и Тоня Шельпяхова, впоследствии оставившая занятия игрушкой.

Каргопольская игрушка. 1930-е – 1970-е годы.

К самой многочисленной группе среди собрания глиняной игрушки СПМЗ относится коллекция каргопольской игрушки. Её основу составляют работы мастеров из д. Гринево Каргопольского района Архангельской области: Ивана Васильевича и Екатерины Андреевны Дружининых, их однофамильцев Егора Ивановича и Ульяны Егоровны Дружининых с дочерью Любовью, Анастасии Евдокимовны Бархатовой, М. И. Вороновой, Н. Я. Замятиной, А.В. Бабкина – всего 362 предмета, выполненные осенью — зимой 1936 — 37 годов. Каргопольская игрушка, как и некоторые другие игрушечные промыслы (например, вятский), вполне достигла того высокого уровня, когда в изделия мастеров «играют» не только дети, но и умудренные отцы и деды. Она получила название по месту своего возникновения в деревнях близ старинного города Каргополя Архангельской области (бывшая Олонецкая губерния). В 1930-е годы в стране шла работа по восстановлению многих очагов традиционного народного творчества, которая коснулась и Каргополья. В это время открылись широкие возможности для развития творческих индивидуальностей народных мастеров. Таким талантливым самородком, по существу, создавшим каргопольскую игрушку, был в те годы Иван Васильевич Дружинин (1887-1949), потомственный гончар из деревни Гринёво. Его роль для промысла трудно переоценить. Именно благодаря ему и его супруге Екатерине Андреевне (1899-1978), которая расписывала вылепленные мужем формы, нам известна каргопольская игрушка с раскраской, то есть «классическая каргопольская». Именно такими образцами располагают сегодня крупнейшие музеи страны и собрания частных коллекционеров. Работы И.В. и Е.А. Дружининых являются одними из лучших не только в Каргополье, но и в России. Для них характерна монументальная пластика и роспись с тонкой цветовой разработкой орнамента. Как и в игрушках других районов, мы встречаем здесь изображения птиц, коней, оленей, медведей, козлов, баранов, собак; сюда же относятся также некоторые варианты женских фигур.

Игрушка И.В. Дружинина отмечается особым обилием фантастических животных, необычных по экспрессивности образных характеристик. Некоторые сценки довольно сложны по композиции. К примеру, собака, подстерегающая птиц, сидящих на дереве; дети, играющие с собачками; крестьянин, кормящий утку и т.д. Ни один музей не обладает таким богатым жанровым материалом, необычным по сюжетам и характеру образов. Кровная связь с земледельческой культурой в какой-то степени объясняет и определенную архаичность форм каргопольской игрушки, ее особое место среди народных глиняных игрушек. 
В 1970-е годы самой известной мастерицей каргопольской игрушки была Ульяна Бабкина. Роспись ее игрушек лаконична: у человеческих фигурок белым выкрашены открытые части тела: голова и руки; большими цветовыми пятнами – одежда и уже сверху «нарисован», «писан» узор. Фигуркам животных белила морды, тычком кисти ставила глаза, иным рисовала даже брови, цветную каемочку обводила вокруг рогов, хвоста, ног. На спинах писала узор елочкой, на боках – большие красные круги и косые кресты. В последние годы жизни она работала в основном клеевой темперой и гуашью, значительно реже – акварелью, то есть тем, что присылали и привозили ее многочисленные гости и заказчики.

Городецкая игрушка. 1930-е – 1980-е годы

Городецкий район Нижегородской области широко известен как центр резьбы по дереву. Изготовление глиняных свистулек — «дудок» — из разряда малоизвестных народных промыслов Городецкого района. Самое удивительное то, что здесь это самобытное искусство обнаруживает тесную взаимосвязь с народными росписями по дереву. Очевидно, игрушечный промысел в деревнях Жбанниково, Прокурино, Рыжухино, Роймино, Язвицы, Крутец и других существует с незапамятных времен, как и большинство других народных художественных ремесел, точную дату возникновения которых установить невозможно. Он сопутствовал гончарному производству, которое здесь было развито издавна. Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. В начале 1930-х годов новое лицо жбанниковской свистульке создал молодой мастер Ларион Трифонович Потатуев (1912-1941). В эти годы его имя уже неотделимо от городецкой глиняной игрушки. Лариона Потатуева в лепке игрушек привлекала возможность создания новых форм, а не повторение старых. Этому поистине народному художнику нравилось быть именно творцом, а не ремесленником. Он старался нешаблонно подходить к форме, всякий раз доводить до совершенства традиционные изображения животных. Например, у потатуевских коньков-свистулек сохраняется характерная форма свистульки, но изящный изгиб крутой шеи и маленькая головка создают совершенно иной силуэт. Несмотря на то, что некоторые фигурки Потатуева несколько увеличены в размерах и тяжеловаты по пропорциям, у них выразительные очертания с подчеркнутой могучей грудью и плавной линией спины, постепенно переходящей в длинный конический свисток. Другая форма коней, поставленных на четыре ноги, — уже, по существу, скульптура. Такие сказочные кони, хранящиеся сейчас в собраниях некоторых музеев, безусловно, являются лучшими творениями Лариона Потатуева. Работая над свистульками, мастер обращался порой к более сложной, чем в традиционных изделиях, расчлененной форме, создавая, например, петушков, или соединяя форму конусообразной свистульки с формой человека.

В 1980-е годы в Жбанникове плодотворно трудился потомственный мастер-игрушечник Венедикт Степанович Сироткин (1928-1985). Он создавал более сложные формы птиц-свистулек, дополняя их рельефными налепными крыльями и веерообразными хвостами.

Особняком на промысле стоит лепная «мелочь» – фигурки птичек размером не более спичечного коробка, которые всегда изготовляли в Городецком районе и продолжают изготовлять сейчас сотнями.

Свистульки-петушков, баранчиков, коров и прочих животных, лепила в 1950 – 1980-е годы одаренная народная мастерица – Прасковья Степановна Тимофеева (1925 г.р.) из деревни Рыжухино. Она редко прибегала к укрупненным формам, в основном делала небольшие игрушки, которые выгодно отличались от других местных фигурок пластичностью и разнообразием.

Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушки расставляют тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени. Затем обжигают, а после обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками – в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все тулово игрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика — свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».



Филимоновская игрушка. Конец 1950-х – 1970-е годы.

Искусство мастериц из крупного центра глиняной игрушки – деревни Филимоново Одоевского района Тульской области. Филимоновские игрушки второй половины 1950 – 1970-х годов представляют собой типичные народные творения, в которых во всей полноте и чистоте отразились традиционное мировоззрение и эстетические идеалы русского крестьянства. Впервые наши современники смогли познакомиться с филимоновскими игрушками на выставке русской народной игрушки, состоявшейся в Москве в 1959 году. Высокие барыни в широких юбках колоколом, с осиными талиями и несоразмерно маленькими головками, всадники на причудливых лошадях, похожих на жирафов, фантастические полосатые звери сразу привлекли к себе внимание посетителей. Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X — XI веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую терракотовую скульптуру.

Как правило, изготовление глиняных игрушек неотделимо от гончарного ремесла. Когда стали заниматься гончарством в Филимонове – неизвестно. Есть предание о горшечнике Филимоне, который начал здесь «глиняное дело». Прибыл он сюда по велению жены князя Воротынского – Анастасии, а было это при Иване Грозном. От старика Филимона будто бы и название деревни пошло, и гончарное дело зародилось. Однако, судя по всему, филимоновская игрушка явно связана с более глубокими пластами истории. Безусловный факт, что филимоновский промысел возник на территории бассейна Оки, где в древности обитали племена вятичей. Поэтому можно предположить, что в облике глиняных фигурок из Филимонова закрепились черты племенной магии. Ведь известно, что в далекие времена, практически повсеместно, глиняные фигурки носили культовый характер, а затем они утратили свое религиозное назначение, став любимой детской забавой или украшением жилища.

Немногочисленные образцы старых филимоновских изделий (середина XIX века – начало 1930-х годов), которые есть теперь в собраниях всего нескольких музеев, позволяют судить о том, что период с середины XIX века до конца 20- х годов XX века являлся расцветом для филимоновского промысла. Старые игрушки Филимонова привлекают внимание своеобразной пластикой и блеклой полосатой раскраской в два цвета по фону белой глины. Современная филимоновская игрушка в музеях и частных собраниях представлена, в основном довольно широко, произведениями конца 1950 – 1970-х годов. Игрушки, созданные в 1950-е – 1970-е годы, количественно превосходят редкие образцы рубежа XIX и XX веков. Поэтому на их примере можно полнее представить ассортимент старых изделий. Самые характерные персонажи — барыни, солдаты, всадники и крестьянки, все — несколько увеличенных размеров (более 20 сантиметров, иногда даже 30 – 35). Несмотря на это, в их формах по-прежнему ощущается определенное изящество, плавность, грациозность линий и особая пластичность лепки, обусловленная мягкостью и податливостью глины, а также профессионализмом мастериц, свободно владеющих местными приемами ремесла. Почти все филимоновские игрушки, независимо от сюжета, – свистульки. Образ птицы, любимый и распространенный во всех игрушечных промыслах, многократно и довольно разнообразно повторяется в Филимонове. Здесь существует много вариантов исполнения «уточек», «петушков» и «курочек». До наших дней донесли самобытный художественный стиль филимоновской пластики уроженки деревни, старейшие мастерицы: А.Г. Карпова (1911 – 1992), члены Союза художников СССР: А.Ф. Масленникова (1910 – 1970), А.И. Дербенева (1909 – 1990). Ныне традицию филимоновской игрушки продолжает Е.А. Орлова (внучка А.И. Дербеневой и А. Ф. Масленниковой).

Орловская и Курская игрушки. 1970-е годы.

Ни курские глиняные свистульки, сделанные в 1930-е годы, ни, скажем, игрушки орловских мастериц 1960-х годов, внешним обликом не свидетельствуют о времени своего создания. Несмотря на какие-то новые детали, это исконные символы крестьянского творчества, в которых продолжают воплощаться древние традиции.

Самое раннее упоминание о промысле встречается в газете «Орловские губернские ведомости» за 1866 год: «Горшечное производство в… Плешково Ливенского уезда»; в «Указателе промыслов по Орловской губернии» за 1880 год сказано: «Промысел давний». В сюжетном отношении творчество плешковцев не отличается особым многообразием. Фигурки, вылепленные обеими мастерицами, представляют собой излюбленные крестьянские персонажи – барыни, всадники, коровы, петухи.

Игрушки выглядят так архаично, словно перед тобой не изделия XX века, а древние археологические находки. Манера их исполнения несколько грубовата, формы — округлые, мягкие, с нечетким, как бы оплывшим, контуром. При единстве стиля, мастерицы подходят к созданию образов по-разному. Свистульки О.Д. Малютиной – небольшие по размеру, у А.М. Иваниловой они крупнее и ассортимент их разнообразнее. Любимые персонажи Малютиной – кони и барыни. Иванилова, кроме коней и барынь, лепит собак, коров и баранов. Ее фигуры, хотя и грубоваты, но обладают особой выразительностью, позволяющей узнать руку этой мастерицы.

  

Воронежские и курские фигурки, исполненные в 1970-е годы, по своей крестьянской сути близки к свистулькам из села Кожля Курской области, которые продолжали там лепить в 1970-е годы сестры Ульяна Ивановна Ковкина и Ольга Ивановна Дериглазова и мастерица Валентина Венедиктовна Ковкина.

По рассказам старожилов, свистульки изготавливали в Кожле с незапамятных времен, делали их многие, поэтому на местных воскресных базарах и ярмарках (их было пять в году) продать игрушки было трудно. Излюбленные цвета курских мастериц – самые активные: синий, красный, желтый, зеленый. Из красных оттенков особым предпочтением пользуется малиновый. Независимо от времени создания, все эти игрушки по существу своего изобразительного языка относятся к характерным крестьянским произведениям, которые обычно называют «крестьянским примитивом». 

Скопинская игрушка. Конец XIX века; 2003 г.

Заслуженную славу и известность городу Скопину, расположенному на юге Рязанской области, на левом берегу реки Верды, принесли оригинальные декоративные керамические сосуды, известные со второй половины XIX века и представляющие главное направление деятельности современного скопинского промысла. Игрушка Скопина представлена, в основном, выразительными фигурками животных, среди которых больше всего медведей и всадников – «солдат». Реже встречаются композиции на подставочках, очевидно, предназначенные скорее для украшения комодов, чем для игры детей. Дореволюционные скопинские изделия в коллекциях музеев, в том числе игрушка, имеют общую датировку, как предметы второй половины (или конца) XIX- начала XX веков. Лепили их из местной высококачественной беложгущейся глины и, подобно посуде, покрывали разноцветными блестящими поливами: зеленой, желтой, темно- коричневой. Ноги и хвост-свисток сохраняли цвет глины (белый, с розоватым оттенком) – иначе при обжиге могли закупориться помещенные здесь отверстия для свиста.В таком облике скопинские игрушки сохранились до наших дней и такими мы привыкли их воспринимать.

Начало комплектования коллекции Скопинской игрушки в Сергиево-Посадском музее было положено в 1937 году, когда в связи с организацией на территории Лавры Музея Народных художественных ремесел (МНХР) были переданы из Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея несколько десятков глиняных игрушек, в том числе скопинские.

Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц, медведя, всадников и барынь, типичны для любой народной игрушки. Но в Скопине, как и повсюду, сложились чисто местные приемы компоновки фигурок, их лепки, декоративного оформления. Скопинская игрушка своеобразна и оригинальна, их не спутаешь с другими.

Изготовление игрушек стало по настоящему возрождаться только на современном этапе развития промысла (с конца 1980-х годов). Во время экспедиции в октябре 2003 года, Сергиево-Посадским музеем-заповедником приобретено у современных скопинских мастериц И.А. Якушкиной и Т.А. Киселевой несколько работ, выполненных по образцу старинных изделий. Особенно хороши дымчато-серые задымленные птицы. Мастерицы также пробуют украшать игрушки обваркой, применяя разные составы (мука, молоко, квас, и даже пиво), чтобы варьировать цвет (от светло-бежевого до красно-коричневого).


Глиняные игрушки — история и описание игрушки


Глиняная игрушка – это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. Изделия из глины пользовались особым успехом у людей независимо от пола, возраста и статуса. Мастерами воссоздавались реальные или воображаемые предметы и образы, которые предназначались для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, являлись частью интерьера, украшением дома. Игрушки демонстрировали историческую сущность народов на протяжении нескольких столетий.

В давние времена глиняные игрушки в форме фигурок использовали в качестве предметов для проведения ритуальных обрядов, связанных с сельскохозяйственным календарём. Известно, что например, свистулька выполняла функции оберега, и исходящий из неё звук обладал способностью отгонять злых духов. Изготовляли игрушку-свистульку к весне, к тому времени, когда славяне начинали праздновать «свистопляску» – самобытный праздник сопровождаемый свистом и плясками. Впоследствии, когда этот музыкальный предмет перестал выполнять вышеуказанные функции, он обрёл новый статус и его развитие пошло по двум направлениям. 

В первом случае свистулька превратилась в музыкальный инструмент в виде сосудообразной флейты с десятком – окарину (гусёнок). А в другом варианте – стала народной игрушкой и могла быть представлена в виде птицы или целой композиции (филимоновская барыня со свистулькой-птицой под мышкой). Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей. Многочисленные образцы подобных глиняных изделий были найдены при раскопках на территории Киева, Рязани, Москвы, Коломны и других величественных городов России.

Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты три фигурки – это конь, птица и баба. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия. Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например, красный, означал огонь; жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца; зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос; белый издавна считался символом чистоты. Игрушки для детей создавались из расчёта возраста, соблюдались размеры, пластика, отсекалось всё лишнее, и оставалась одна суть. Фигурки были наполнены тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребёнка, вызывали эмоции и радость.

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеров-ремесленников и художников создают образцы глиняных изделий, придерживаясь многолетних традиций народа и пользующие популярностью вот уже не одно столетие.

Дымковская глиняная игрушка образовалась в 15-м столетии недалеко от города Вятка в слободе Дымково. Игрушки изготовлялись и расписывались только руками, поэтому среди них не найдёшь одинаковых и похожих друг на друга фигурок. Для нанесения орнамента использовали специальная смесь, в составе которой было яйцо, уксус и сухой анилиновый краситель. Главными элементами росписи являлись геометрические фигуры. Для создания узоров обычно использовалось яркие цвета и позолота. Формой Дымковской игрушки являются полые внутри фигурки изображающие животных, птичек, девиц и кавалеров. В давние времена готовые игрушки покрывали молочно-меловой смесью и уже, потом наносили краски. В современном мире мастера Дымковской игрушки предпочитают, используют для росписи краску на водной основе (гуашь), с добавлением яичного продукта или темперные краски. Вятская игрушка вот уже много лет считается народным искусством, отличительной чертой которого является яркость, красочность и индивидуальность.

Каргопольская игрушка появилась в г. Каргополь Архангельской обл. и была практически полностью утрачена. Благодаря мастерице-игрушечнице У.И. Бабкиной сохранились некоторые образцы. Она смогла воссоздать утраченный вид промысла и создать архаичную внешность, стилистику, типаж и методы росписи игрушки. Многочисленные фигурки (Берегиня, Полка, Бобка) и сюжетно-тематические композиции дошли до наших дней, и являются украшением музея народного творчества.

Филимоновская игрушка относится к середине 16 века. Промысел появился среди мастеров гончарного дела, проживающих в Тульской области. Лепкой игрушек занимались в основном женская половина населения и ребятня, используя местную пластичную глину. Со временем данное производство пришло в убыток и одни из последних мастериц проживали в деревне Филимоново. Одиночные и многофигурные композиции пользовались огромным спросом и покупались населением для эстетического удовольствия. Существовало более 50-и образцов филимоновской игрушки, среде них были фигурки людей и животных, целые тематические сюжеты. По своей стилистики фигурки имели вытянутые пропорции, были расписаны орнаментом, состоящим из геометрических фигур, в качестве красителей использовали синтетические краски.

Абашевская игрушка родом из села Абашево. В связи с тем, что большинство населения являлись староверами, то и игрушки носили в основном религиозные мотивы, например, оленьс необычными рогами олицетворяющие «дорогу к всевышнему». В середине 19 века изготовлением игрушки занялись мастера в одном их районов Пензенской области. Игрушки делались умельцами, каждый из которых придерживался истории, но и сам придумывал свои уникальные сувениры. Начиная с 30-х гг. изделия стали раскрашивать маслянистыми красителями, а сверху добавляли бронзовые или серебряные элементы. Хлудневская игрушка – это гончарный промысел, который начал своё существование в Калужской области, в деревне Хлуднево. Начиная с 16 века мастера, используя глину этих мест, лепили музыкально-шумовые инструменты и различные фигурки. Одна придуманная мастерицей фигурка могла содержать целую историю, и чтобы её узнать обладатель сувенира должен был повертеть игрушку и раскрыть скрытый замысел мастера. Ещё одной визитной карточкой Хлудневского гончарного промысла является «мокрый соловей» – это сосуд со свистком, звук из которого можно извлечь только налив в него воду. На сегодняшний день такие свистки делают в форме птичек.

В Липецкой области в селе Романово-Городище, где проживали бояре Романовы со своими крестьянами, возникло гончарное производство, где из глины местной добычи создавались цветная посуда, «романушки» (свистульки), и более 40 сюжетных Романовских игрушек, среди которых: летящие птицы, тройки лошадей, наездники, животные, люди и многое другое. Керамика Скопина – это изделия из глины и керамики, представленные в виде скульптур или игрушек. Появление промысла в 19 веке в Рязанской области в городе Скопине, связано с обнаружением залежей глины. Ещё во времена Древнерусского государства появились декоротивно-бытовая посуда и фигурки, отличающиеся своей простотой. Это были герои русских сказок в первую очередь драконы, и хищной птицы скопа.

До сих пор одной из визитных карточкой России является глиняная игрушка, которая является отражением русского культурного наследия. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, погружают человека в мир сказок, по-прежнему символизируя щедрость и безграничную доброту русской души. На сегодняшний день они уже не несут той функциональности и значения, что в прошлые века, но остаются объектом любования.

«РГ» выяснила, как под Воронежем берегут древние гончарные традиции — Российская газета

Карачунская глиняная игрушка на вид примитивна и неказиста. Но… попробуй слепи.

Уходящая натура 

Каких-нибудь полвека назад это умели многие жители старинного села близ Рамони — потомственные гончары-кустари, работавшие в артели при фабрике художественной керамики. Ныне ее продукция — крынки да миски с народными орнаментами — достояние истории. А технологией создания легендарной игрушки владеют и вовсе единицы.

В Карачуне свистульки-потешки для малышей лепили между делом, с натуры. Выходили похожие на кувшины с ручками бабы, ржавого цвета кони и коровы, поросята и собаки. Не гладкие и «сюжетные», как сработали бы нынче, а грубые, со следами узловатых пальцев и небрежно нанесенной зеленоватой глазурью из смеси мазута и порошка свинца.

Несколько таких игрушек хранится в Музее игрушек в Сергиевом Посаде и рамонском музее керамики, есть образцы у местной художницы Людмилы Дедовой (она забрала их из детсада, с отколотыми ушами и ногами). Искусствоведы и коллекционеры спохватились поздно — почти все старые умельцы ушли прежде, чем их секреты оказались востребованы.

Наследницы мастеров

Как часто бывает, стойкий интерес проявил человек приезжий.

— Я поселилась в Рамони в 1978 году и устроилась на фабрику, где и узнала про свистульки. Их тогда еще лепили некоторые сельские гончары, в том числе знаменитый Василий Иванович Лямзин, отдавший ремеслу 50 лет. Права была коллега: «Пока мастера живы, про них мало говорят, а умрет Лямзин — все вспомнят про карачунскую игрушку», — рассказывает народный мастер Воронежской области Галина Котельникова. — Шли годы. Я стала учителем рисования. Готовя к краеведческой конференции материал о рамонских художественных промыслах, выяснила, что село Карачун с XVII века было крупным центром гончарного дела: посуду «тянули» в каждом дворе, трижды в год проводили ярмарки. Умельцев была уйма — почти все Лямзины, там это распространенная фамилия. Ну, а до того времени, когда мы с третьеклассницей Людой Дедовой стали в Карачун наведываться, дожил один Василий Иванович.

Потому представления мастериц о карачунской традиции далеко не полные. Сведения собирают по крупицам: то сельские бабушки подскажут, как выглядели игрушки их детства, то земля «вытолкнет» осколки керамики. Но в основе — то, что подсмотрели у Лямзина.

Василий Иванович («Дед», как они его между собой называют) был неразговорчив. Промолчит в ответ — переспросить неловко. Наблюдать за собой, однако, не запрещал. Глядели во все глаза. Однажды выпросили в районе денег и попытались заснять работу гончара на камеру. Фотопленку заело, видео из-за маленьких окошек вышло слишком темным…

— Помнить-то мы все помним, но воспроизвести в точности не можем. У него каждый палец был — как два моих. Раз нажал — форма готова. А мне для того же эффекта надо заготовку 15 раз промять. И все равно ноги животных тонковаты, — признается Людмила Дедова.

Лямзин, умерший в 1998-м, жил будто в позапрошлом веке. На спине таскал глину из дальнего карьера в свою хибару. До революции у его семьи было крепкое хозяйство. При новой власти дом, для которого Лямзины сами обжигали кирпичи, отобрали. Позже там разместился гончарный цех. А в начале 1960-х открылась и рамонская фабрика, где трудилось больше двухсот человек.

Благодаря ей карачунский промысел стал известен по всему Союзу и за рубежом. В крынках, кувшинах, жбанах воссоздавались старинные формы и налепы.

Глина в «елочку»

— Посуду украшали грушевой росписью — в спринцовку набирается жидкая глина, рисунок получается объемным. Художники Муравьевы придумали целую коллекцию узоров на основе воронежской народной вышивки, — добавляет бывшая сотрудница фабрики Людмила Островерхова. — Например, самый популярный элемент — «елочка». Если его перевернуть, получится символическое «древо жизни». Полоски обозначали землю, «вилюшки» — воду. Обидно, что мало кто уже распознает эти знаки. Фабрика выпускает цветочные плошки, разрисованные акриловыми красками. Живописцы оттуда давно ушли в другие профессии. Вынужденно: с 1991-го по 1998-й мы только год получали деньги. С нами расплачивались халвой, простынями, валенками, рубашками, углем…

Людмила Островерхова тоже из «варягов». До Рамони лепила лишь в детстве, из пластилина. Училась росписи на фарфоре. Теперь делает колокольчики с рамонскими узорами, забавные глиняные куклы. Галина Котельникова лепит традиционную карачунскую игрушку, осторожно добавляя авторские штрихи. Людмила Дедова — многостаночник: и глиной занимается, и художественной обработкой стекла. Там втроем и держатся, сохраняя — каждая по-своему — технологию и колорит.

За их изделиями охотятся знатоки — народные игрушки сегодня приобретают не для детей, а для коллекций. На выставках можно заметить, куда дрейфуют промыслы: то Крокодил Гена стилизован, то «правильная» по силуэту птичка выкрашена в дикие цвета. Образцы высокого мастерства редки и дороги. Как все настоящее.

Как слепить карачунскую игрушку

Для изготовления свистульки нужна глина, палочки-проколки разного размера, нож, тряпочка и емкость с водой.

Высушить глину, удалить из нее камешки, былинки, крупные песчинки. Можно размельчить комки и просеять через сито.

Замочить глину в воде до полного растворения. Хорошо перемешать и дать отстояться. Слить воду. Верхний слой крутой глины разложить на клеенке или дощечке, дать подсохнуть.

Хорошо вымесить, как тесто. Глина не должна приставать к рукам.

Поделить массу на две части: размером с яблоко и с теннисный шарик.

Больший комок раскатать, чтобы получился усеченный конус длиной с ладонь. Согнуть его ближе к центру под прямым углом: толстый конец — туловище, тонкий — шея. Кончик шеи загнуть — будет голова.

Вдоль шеи двумя пальцами защипать «гриву». На голове сформировать уши. На месте хвоста вытянуть мундштук для будущего свистка.

Меньший кусок глины раскатать в «колбаску» диаметром 2-2,5 сантиметра и разрезать пополам. Каждую часть прикрепить к туловищу снизу, чтобы получилось две пары ног. Загладить стыки. Тонкой палочкой обозначить глаза и рот.

Край «хвоста» отрезать, проколоть мундштук с задней стороны под углом 45 градусов круглой палочкой, чтобы в туловище образовалась камера свистка. Плоской палочкой проколоть отверстие от верхушки мундштука до камеры свистка (чтобы стек прошел насквозь). В игрушке должно получиться три дырочки: две в мундштуке, одна в боку.

Чтобы сделать пустотелую свистульку (на которой можно играть музыку), туловище формируют из лепешки, оборачивая ее вокруг пальца. Затем ее также прокалывают.

Отверстия можно сделать на второй день после лепки, когда изделие чуть затвердеет. При комнатной температуре сушить его надо около недели. Перед первым или вторым обжигом можно нанести поливу-глазурь.

Глиняную свистульку обжигают в печке 6-8 часов при температуре 900-1000 градусов. Затем не менее 12 часов изделие должно остывать в той же печи.

(советует народный мастер Воронежской области Галина Котельникова)

Авторский взгляд

Карачунские игрушки оценило минкультуры

Технология изготовления карачунской глиняной игрушки внесена Министерством культуры РФ в список объектов нематериального культурного наследия. Увидеть авторские игрушки мастериц, сделанные в этой традиции, можно на фольклорных выставках и фестивалях. Например, летом 2013 года в Рамони — на биеннале «Игрушка-говорушка», посвященном памяти Василия Ивановича Лямзина.

Amazon.com: Transformers Playskool Heroes Rescue Bots Academy Wedge Игрушка-конструктор, фигурка 4,5 «, игрушки для детей от 3 лет и старше: игрушки и игры


Цена: 19 долларов.96 $ 19,96 +21,57 $ перевозки
Депозит без импортных сборов и $ 21.57 Доставка в РФ Подробности Доступно по более низкой цене у других продавцов, которые могут не предлагать бесплатную доставку Prime.
Марка Трансформеры
Размеры изделия ДхШхВ 2.36 x 7,01 x 7,99 дюйма
Возрастной диапазон (Описание) 3 ГОДА +
Наименование модели КЛИНОВЫЙ ПЛУГ
Цвет Коричневый / а

  • Убедитесь, что это подходит введя номер вашей модели.
  • Игрушка Академии спасательных ботов 2-в-1: маленькие герои могут получить вдвойне удовольствие с 2 режимами игры, превращая этот клин Фигурку строительного бота из плуга в робота и обратно
  • Как видно из сериала «Академия ботов-спасателей Трансформеров»: дети могут представить, как бегают на помощь с этим клином. Игрушка-конструктор, вдохновленная телешоу «Академия ботов-спасателей Трансформеров».
  • Легко сделать: эта фигурка, созданная с помощью простых 2 Do, которые могут сделать дошкольники, станет отличным подарком.С помощью одного простого шага дети могут превратить эту игрушку Академии спасательных ботов из робота в транспортное средство.
  • Творческая игра: веселая и огромная игрушка-робот Transformers Rescue Bots Academy вдохновляет на приключенческую творческую игру для мальчиков и девочек в возрасте от 3 лет и старше.
  • Коллекционные игрушки: поищите другие игрушки Академии ботов-роботов-трансформеров Playskool, чтобы собрать команду спасателей (другие фигурки продаются отдельно. В зависимости от наличия).

Сменная игрушка-головоломка из крутящегося змеиного куба с 24 клиньями (1, 2 или 4 шт.)

Характеристики продукта:
Это традиционная развивающая игрушка для детей и взрослых
Для детей она может развить их мозг и способность к логическому мышлению, а для взрослых она может ослабить их давление после работы
24-клиновая конструкция, может быть скручена во многие разные формы и фигуры
Изготовлен из экологически чистого АБС-пластика
Скольжение большого пальца, которое работает как маленький джойстик
Прочная конструкция, развивает мыслительные способности и практические навыки

Технические характеристики изделия:
Тип: Fidget Cube
Материал: пластик

Размер L (42 см)
Размеры: 420 x 25 x 16 мм / 16.53 x 0,98 x 0,63 дюйма
Вес нетто: 60 г / 2,12 унции

Размер S (21,5 см)
Размер: 215 x 13 x 10 мм / 8,46 x 0,51 x 0,39 дюйма
Вес нетто: 18 г / 0,63 унции

Примечание. Цвет товара может быть отправлен наугад.
Рекомендуется для детей от 6 лет.

В комплекте:
1 x Twist Cube


  • Twisty Toy для детей Дети Взрослые
  • 24-клиновая конструкция с множеством различных форм и фигур
  • упражнения на мышление и практические навыки
  • Рекомендуется для детей старше 6 лет
  • Цвет предмета высылается наугад

Сменная игрушка-головоломка-головоломка в виде куба-змеи с 24 клиньями (1, 2 или 4 шт. В упаковке) Размер S (21.5см) 1 упаковка

  • Включенные позиции: N / A
  • Материалы для игрушек и игр / Ткань: пластик
  • Рекомендуется для детей от 6 лет и старше
  • Размеры: 5,0 мм (В) x 10,0 мм (Ш) x 20,0 мм (Д)
  • Вес: 60,0 грамма

Сменный поворотный кубик-змейка-головоломка с 24 клиньями Поворотная игрушка-головоломка (1, 2 или 4 шт.) Размер L (42 см) 1 упаковка

  • Включенные позиции: N / A
  • Материалы для игрушек и игр / Ткань: пластик
  • Рекомендуется для детей от 6 лет
  • Размеры: 5.0 миллиметров (В) x 10,0 миллиметров (Ш) x 20,0 миллиметров (Д)
  • Вес: 60,0 грамма

Сменная игрушка-головоломка в виде куба-змеи с 24 клиньями (1, 2 или 4 шт. В упаковке) Размер S (21,5 см), 2 шт. В упаковке

  • Включенные позиции: N / A
  • Материалы для игрушек и игр / Ткань: пластик
  • Рекомендуется для детей от 6 лет
  • Размеры: 5,0 мм (В) x 10,0 мм (Ш) x 20,0 мм (Д)
  • Вес: 60 г.0 грамм

Сменный поворотный кубик-змейка-головоломка с 24 клиньями Поворотная игрушка-головоломка (1, 2 или 4 шт.) Размер L (42 см) 2 шт. В упаковке

  • Включенные позиции: N / A
  • Материалы для игрушек и игр / Ткань: пластик
  • Рекомендуется для детей от 6 лет
  • Размеры: 5,0 мм (В) x 10,0 мм (Ш) x 20,0 мм (Д)
  • Вес: 60,0 грамма

Сменная игрушка-головоломка-головоломка в виде куба-змеи с 24 клиньями (1, 2 или 4 шт. В упаковке) Размер S (21.5см) 4 штуки

  • Включенные позиции: N / A
  • Материалы для игрушек и игр / Ткань: пластик
  • Рекомендуется для детей от 6 лет
  • Размеры: 5,0 мм (В) x 10,0 мм (Ш) x 20,0 мм (Д)
  • Вес: 60,0 грамма

24-клинья, сменная игрушка-головоломка в виде крутящегося змеиного куба (1, 2 или 4 шт. В упаковке), размер L (42 см), 4 шт. В упаковке

  • Включенные позиции: N / A
  • Материалы для игрушек и игр / Ткань: пластик
  • Рекомендуется для детей от 6 лет
  • Размеры: 5.0 миллиметров (В) x 10,0 миллиметров (Ш) x 20,0 миллиметров (Д)
  • Вес: 60,0 грамма

Веб-камера Toy — Делайте фотографии онлайн с более чем 80 забавными эффектами

Дополнительные эффекты…

Загрузка…

Обычный

Чужой

Ягода

Черно-белое

Блум

Боке

Выпуклость

Мультфильм

Цитрус

Коктейль

Какао

Цветной призрак

Комикс

Комикс

Штриховка

Опасность

Вмятина

Дискотека

Зависть

Диафильм

Пожар

Рыбий глаз

Факельный

Фрагмент

Призрак

Глазурь

глюк

Halo

Туманные дни

Ярко-розовый

Калейдоскоп

Ломо

Ломо Квадроцикл

LSD

Журнал

Монетный двор

Нижнее зеркало

Зеркало левое

Квадратное зеркало

Зеркало правое

Верхнее зеркало

Моно

Моно Quad

Неон

Ночное видение

Старый фильм

Наброски

Щипок

Поп-арт

Поп-будка

Quad Cam

Радуга

Ретро

Пульсация

Роза

Перемешать

Шелк

Эскиз

Дым

Снег

Мягкий фокус

Искорка

Спектр

Спираль

Разделенный экран

Шпионская камера

Растяжка

Переключатель

Тепловой

Тропа

Настоящий синий

Тоннель

Твист

Подводный

В перевернутом виде

Винтаж

Акварель

клин

X-Pro

Рентген

цинк

Сделать фото

Сделать 4 фото

Твиттер

Опубликовать в Twitter

Твиттер

Пожалуйста, попробуйте еще раз!

Фото опубликовано в Твиттере!

Google Фото

Сохранить в Google Фото

Экономия

Пожалуйста, попробуйте еще раз!

Фото сохранено!

Tumblr

Опубликовать в Tumblr

Проводка

Пожалуйста, попробуйте еще раз!

Фото опубликовано!

Сохранить

Отличная картинка! Войдите и сохраните это фото… Выглядит хорошо! Теперь сохраните это фото… Отличный выстрел! Нажмите ниже, чтобы сохранить это фото… Крутая картинка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *