Картины с перспективой: Картины с перспективой – купить на Ярмарке Мастеров

Содержание

Линейная перспектива в живописи. Главные секреты

Подавляющее большинство картин и фресок за последние 500 лет было создано по правилам линейной перспективы. Именно она помогает 2D-пространство превратить в 3D-изображение. Это главная техника, с помощью которой художники создают иллюзию глубины. Но далеко не всегда мастера следовали всем правилам перспективного построения. 

Разберём несколько шедевров и посмотрим, как художники выстраивали пространство за счёт линейной перспективы в разные времена. И почему они иногда нарушали некоторые ее правила. 

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан. Wikimedia Commons.

В эпоху Возрождения были разработаны принципы прямой линейной перспективы. Если до этого художники выстраивали пространство интуитивно, на глаз, то в XV веке они научились строить ее математически точно.

Леонардо да Винчи в конце XV века уже прекрасно знал, как строить пространство на плоскости. На его фреске «Тайная вечеря» мы это и видим. Перспективные линии легко провести по линиям потолка и занавесей. Они соединяются в одной точке схода. Через эту же точку проходит линия горизонта, или линия глаз.

Когда на картине изображён реальный горизонт, линия глаз как раз проходит на стыке неба и земли. При этом она находится чаще всего в области лиц героев. Все это мы и наблюдаем на фреске Леонардо.

Точка схода находится в области лица Христа. А линия горизонта проходит по его глазам, а также по глазам некоторых апостолов.

Это хрестоматийное построение пространства, выстроенное по правилам ПРЯМОЙ линейной перспективы.

Причём это пространство центрированное. Линия горизонта и вертикальная линия, проходящая через точку схода, делят пространство на 4 равные части! Такое построение отражало мировоззрение той эпохи с ярким стремлением к гармонии и балансу.

Впоследствии такое построение будет встречаться все реже и реже. Для художников это будет казаться слишком простым решением. Они будут и вертикальную линию смещать с точкой схода. И горизонт опускать или поднимать.

Даже если взять копию работы Рафаэля Моргена, созданную на рубеже XVIII-XIX веков, мы увидим, что он не… выдержал такой центричности и сместил линию горизонта выше!

Рафаэль Морген. Тайная вечеря. 1800. Частная коллекция. Meisterdruke.ru.

Но на тот момент построение пространства как у Леонардо было невероятным прорывом в живописи. Когда все выверено точно и совершенно.

Поэтому давайте посмотрим, как изображали пространство до Леонардо. И почему его “Тайная вечеря” казалась чем-то особенным.

Античная фреска

Античная фреска из виллы Фанния Синистора в Боскореале. 40-50-е годы до нашей эры. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Wikimedia Commons.

Античные художники изображали пространство интуитивно, используя так называемую наблюдательную перспективу. Именно поэтому мы видим явные погрешности. Если провести перспективные линии вдоль фасадов и поверхностей, мы обнаружим аж три точки схода и три линии горизонта.

В идеале все линии должны были сойтись в одной точке, которая находится на одной линии горизонта. Но так как пространство строилось интуитивно, без знания математической основы, получилось именно так.

Но нельзя сказать, что это режет глаз. Дело в том, что все точки схода находятся на одной вертикальной линии. Изображение симметрично, а элементы почти одинаковы с обеих сторон от вертикали. Именно это делает фреску сбалансированной и эстетически прекрасной.

На самом деле такое изображение пространства ближе к естественному восприятию. Ведь сложно представить, что человек может смотреть на городской пейзаж с одной точки, стоя неподвижно. Только так мы можем увидеть то, что нам предлагает математическая линейная перспектива.

Вы ведь можете смотреть на один и тот же пейзаж то стоя, то сидя, то с балкона дома. И тогда линия горизонта у вас то ниже, то выше… Это мы и наблюдаем на античной фреске.

Но между античной фреской и «Тайной вечерей» Леонардо – большой пласт искусства. Иконопись.

Пространство на иконах изображали иначе. Предлагаю взглянуть на «Святую Троицу» Рублёва.

Андрей Рублёв. Святая Троица.

Андрей Рублёв. Святая Троица. 1425. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.

Глядя на икону Рублева “Святая Троица”, мы сразу замечаем одну особенность. Объекты на ее переднем плане изображены явно НЕ по правилам прямой линейной перспективы.

Если провести перспективные линии у левой подставки для ног, то они соединятся далеко за пределами иконы. Это так называемая ОБРАТНАЯ линейная перспектива. Когда дальняя часть объекта шире той, что ближе к зрителю.

А вот перспективные линии подставки справа никогда не пересекутся: они параллельны друг другу. Это АКСОНОМЕТРИЧЕСКАЯ линейная перспектива, когда предметы, особенно не очень удлиненные в глубину, изображаются с параллельными друг другу сторонами.

Почему Рублёв так изобразил объекты?

Академик Б. В. Раушенбах в 80-х годах XX века исследовал особенности человеческого зрения и обратил внимание на одну особенность. Когда мы стоим очень близко к предмету, мы воспринимаем его в легкой обратной перспективе или же не замечаем никаких перспективных изменений. А значит, либо ближайшая к нам сторона предмета кажется слегка меньше дальней, либо его стороны видятся одинаковыми. Это все относится и к наблюдательной перспективе.

Кстати, именно поэтому дети чаще рисуют предметы в обратной перспективе. И мультики с таким пространством они тоже воспринимают легче! Видите: предметы из советских мультфильмов изображены именно так.

Об этой особенности зрения художники интуитивно догадывались ещё задолго до открытия Раушенбаха.

Так, мастер XIX века построил пространство, казалось бы, по всем правилам прямой линейной перспективы. Но обратите внимание на камень на переднем плане. Он изображён в легкой обратной перспективе!

Карл Фридрих Генрих Вернер. Эрехтейон, портик кариатид. 1877. Частная коллекция. Holsta.net.

Художник использует в одной работе и прямую, и обратную перспективы. И в общем-то, Рублёв делает то же самое!

Если передний план иконы изображён в рамках наблюдательной перспективы, то на заднем плане иконы здание изображено по правилам… прямой перспективы!

Как и античный мастер, Рублёв работал интуитивно. Поэтому там две линии глаз. Мы смотрим на колонны и вход в портик с одного уровня (линия глаз 1). А вот на потолочную часть портика – с другого (линия глаз 2). Но это все же прямая перспектива.

А теперь перенесёмся в XVII век. К этому моменту линейная перспектива была очень хорошо изучена: со времён Леонардо прошло более 100 лет. Посмотрим, как ее применяли художники той эпохи.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

Ян Вермеер. Урок музыки

Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон. Wikimedia Commons.

Понятно, что художники XVII века уже виртуозно владели линейной перспективой.

Видите, правая часть картины Яна Вермеера (правее от вертикальной оси) меньше левой?

Если в “Тайной вечери” Леонардо вертикальная линия находится ровно посередине, то у Вермеера она уже смещается вправо. Поэтому перспективу Леонардо можно назвать ЦЕНТРАЛЬНОЙ, а Вермеера — БОКОВОЙ.

За счет этой разницы у Вермеера мы видим две стены комнаты, у Леонардо — три.

На самом деле с XVII века помещения чаще стали изображать именно так, с помощью БОКОВОЙ линейной перспективы. Поэтому комнаты или залы выглядят более реалистично. Центрированность Леонардо встречается гораздо реже.

Но это не единственное различие перспектив Леонардо и Вермеера.

В “Тайной вечере” на стол мы смотрим прямо. И других предметов мебели в комнате нет. А если бы сбоку стоял стул, повергнутый к нам углом? Ведь в таком случае перспективные линии пошли бы куда-то за пределы фрески…

Да, в любом помещении все, как правило, устроено сложнее, чем у Леонардо. Поэтому существует ещё УГЛОВАЯ перспектива.

У Леонардо она чисто ФРОНТАЛЬНАЯ. Ее признаком является как раз одна точка схода, находящаяся в пределах картины. Все перспективные линии встречаются в ней.

Но у Вермеера в комнате мы видим стоящий стул. И если провести вдоль его сидения перспективные линии, то они соединятся где-то за пределами полотна!

А теперь обратите внимание на пол на работе Вермеера!

Если провести линии вдоль сторон квадратов, то линии сойдутся… также за пределами картины. У этих линий будут свои точки схода. Но! Каждая из линий будет находиться на одной и той же линии горизонта.

Таким образом, Вермеер соединяет фронтальную перспективу с угловой. И стул как раз тоже показан с помощью угловой перспективы. И его перспективные линии сходятся в точке схода на единой линии горизонта. Как же это математически красиво!

Вообще с помощью линии горизонта и точек схода очень легко нарисовать любой пол в клетку. Это так называемая перспективная сетка. Получается всегда очень реалистично и эффектно.

Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.

И именно по такому полу всегда легко понять, что картина написана до времён Леонардо. Потому что без знания того, как строить перспективную сетку, пол всегда кажется куда-то съезжающим. В общем, не очень реалистичным.

Робер Кампен. Мадонна с младенцем у камина. 1435. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org*.

А теперь переместимся в следующий, XVIII век.

Жан-Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена.

Жан-Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена. 1720. Шарлоттенбург, Германия. Wikimedia Commons.

В XVIII веке линейной перспективой владели в совершенстве. Это хорошо видно на примере работы Ватто.

Идеально выстроенное пространство. С таким одно удовольствие работать. Все перспективные линии соединяются в одной точке схода.

Но есть на картине одна очень интересная деталь…

Обратите внимание на ящик в левом углу. В него работник галереи укладывает картину для покупателя.

Если провести вдоль двух его сторон перспективные линии, то они соединятся на… иной линии глаз!

И правда, одна его сторона находится под резким углом, а другая – почти перпендикулярна линии глаз. Если Вы это увидели, то не замечать этой странности уже не сможете.

Так зачем художник пошёл на такое очевидное нарушение законов линейной перспективы?

Ещё со времён Леонардо было известно, что линейная перспектива может существенно искажать изображение предметов на переднем плане (где перспективные линии идут к точке схода под особо острым углом).

Это легко увидеть вот на этом рисунке XVI века.

Ханс Вредеман де Врис. Рисунок из книги «Перспектива», 1604. https://tito0107.livejournal.com.

Основания колонн справа квадратные (с равными сторонами). Но из-за сильного наклона линий перспективной сетки создаётся иллюзия, что они прямоугольные! По той же причине круглые в диаметре колонны слева кажутся эллипсоидными.

По идее круглые верхушки колонн слева также должны исказиться и превратиться в эллипсоиды. Но художник изобразил их круглыми, применив наблюдательную перспективу.

Так же и Ватто пошёл на нарушение правил. Если бы он все сделал как надо, то ящик получился бы слишком зауженным сзади.

Таким образом, художники возвращались к наблюдательной перспективе и ориентировались на то, как предмет будет органичнее смотреться. И намеренно шли на некоторые нарушения правил.

А теперь переместимся в XIX век. И на этот раз посмотрим, как сочетал линейную и наблюдательную перспективы уже русский художник – Илья Репин.

Илья Репин. Не ждали.

Илья Репин. Не ждали. 1885. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.

На первый взгляд художник выстроил пространство по классической схеме. Только вертикаль смещена влево. А если помните, художники после времён Леонардо старались избегать чрезмерной центрированности. В этом случае проще «разместить» героев вдоль правой стены.

Обратите также внимание, что головы двух главных героев: сына и матери – оказываются в перспективных углах. Они образованы перспективными линиями, идущими вдоль линий потолка в точку схода. Это подчеркивает особые взаимоотношения и даже, можно сказать, родство героев.

А ещё смотрите, как ловко Илья Репин решает проблему перспективных искажений в нижней части картины. Справа он размещает округлые предметы. Таким образом, не нужно ничего придумывать с углами, как это пришлось делать Ватто с его ящиком.

И ещё один интересный шаг делает Репин. Если мы проведём перспективные линии вдоль досок пола, то получится нечто странное!

Они не соединятся в единой точке схода!

Художник намеренно пошёл на использование наблюдательной перспективы. Поэтому пространство кажется более интересным, не таким схематичным.

И теперь перемещаемся в XX век. Думаю, что Вы уже догадываетесь, что мастера этого столетия особо не церемонились с пространством. Убедимся мы в этом на примере работы Матисса.

Анри Матисс. Красная мастерская.

Анри Матисс. Красная мастерская. 1911. Музей современного искусства в Нью-Йорке. Gallerix.ru.

Уже с первого взгляда понятно, что Анри Матисс изобразил пространство особым образом. Он явно отошёл от канонов, сформированных ещё в эпоху Ренессанса. Да, и Ватто, и Репин тоже допускали некоторые неточности. Но Матисс явно преследовал какие-то другие цели.

Сразу бросается в глаза, что Матисс часть предметов показывает в прямой перспективе (стол), а часть – в обратной (стул и комод).

Но на этом особенности не заканчиваются. Давайте проведём перспективные линии стола, стула и картины на левой стене.

И тут же обнаруживаем сразу ТРИ горизонта. Один из них выходит за пределы картины. Вертикалей тоже ТРИ!

Зачем же Матисс так все усложняет?

Обратите внимание, что изначально стул выглядит как-то странно. Как будто на верхнюю перекладину его спинки мы смотрим слева. А на всю остальную часть — справа. А теперь посмотрите на предметы на столе.

Блюдо лежит так, словно мы смотрим на него сверху. Карандаши чуть наклонены назад. А вот вазу и бокал мы видим сбоку.

Такие же странности мы можем отметить и в изображении картин. Те, что висят, смотрят ровно на нас. Как и напольные часы. А вот картины у стены изображены немного сбоку, как будто мы смотрим на них из правого угла комнаты.

Такое ощущение, что Матисс не хотел, чтобы мы обозревали комнату с одного места, с одного ракурса. Он словно водит нас по комнате!

Вот мы подошли к столу, наклонились над блюдом и рассмотрели его. Обошли стул. Затем подошли к дальней стене и посмотрели на картины, которые висят. Потом уронили свой взгляд влево, на стоящие на полу работы. И так далее.

Получается, Матисс не нарушал линейной перспективы! Он просто изобразил пространство с разных ракурсов, с разной высоты.

Согласитесь, это завораживает. Как будто комната оживает, окутывает нас. И красный цвет здесь лишь усиливает этот эффект. Цвет помогает пространству завлечь нас внутрь…

.

Так всегда бывает. Сначала правила создают. Потом начинают их нарушать. Сначала робко, а потом все смелее. Но это не является, конечно, самоцелью. Это помогает передавать мироощущение своей эпохи. Для Леонардо это стремление к балансу и гармонии. А для Матисса — движение и яркий мир.

О секретах построения пространства – в курсе «Дневник Искусствоведа».

***

Отдельная благодарность за помощь в написании статьи Сергею Черепахину. Именно его умение разобраться с нюансами перспективных построений в живописи вдохновили меня на создание этого текста. Он стал его соавтором.

Если Вас интересует тема линейной перспективы, пишите Сергею ([email protected]). Он с удовольствием поделится своими материалами на эту тему (в том числе по картинам, которые упоминаются в этой статье).

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Онлайн-курсы по искусству 

Перейти на главную страницу

English version

***

Ссылки на репродукции:

Робер Кампен. Мадонна с младенцем у камина: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.
%20Paintings/38868?lng=ru&7

Понимание перспективы и глубины картины

Одним из самых магических качеств изобразительного искусства является иллюзия глубины на плоской поверхности. Чем лучше мы понимаем две формы перспективы, связанные с иллюзией, тем легче представляется картина.

В «Свободной дороге» (“The Road Less Taken”) (пастель на пленэре, 12×16) линейная и воздушная перспективы искусно сочетаются, чтобы подчеркнуть иллюзию расстояния в этой картине.

 

Что такое перспектива?

Слово «перспектива», когда оно применяется к искусству, означает точное изображение объектов с определенной точки рассмотрения на двумерной поверхности, так чтобы их относительная высота, ширина и положение друг к другу отображали глубину. Существует два термина, используемые в изобразительном искусстве: 1) линейная перспектива, которая отвечает за точность изображения и 2) воздушная перспектива, которая отвечает за эффекты в воздухе.

Что такое линейная перспектива?

Идея линейной перспективы состоит в том, что объекты одинакового размера кажутся меньше с увеличением расстояния между объектами и зрителем. Объекты, содержащие параллельные линии, будут иметь одну или несколько исчезающих точек в зависимости от уровня глаз, который связан с линией горизонта в природе. Предметы, включая натюрморты, интерьеры и структуры, часто сильно зависят от линейной перспективы. Чем более симметричен объект, например, железнодорожные пути, тем легче видеть этот эффект, но любой объект в картине имеет некоторую степень линейной перспективы.

Что такое воздушная перспектива?

Эффект, который атмосфера оказывает на объекты, когда они отдаляются, называется воздушной перспективой. Чем дальше объекты становятся от зрителя, тем слабее их контраст. Границы света и тени, насыщенность цвета и детализация уменьшаются, а общая цветовая температура смещается в сторону более холодного голубого тона. Это объясняется в значительной степени рассеянием световых лучей в частицах водяного пара и дымке, которые содержатся в воздухе. Джон Ф. Карлсон (John F. Carlson) описал феномен воздушной перспективы в своей знаковой книге «Путеводитель по пейзажной живописи Карлсона» (Carlson’s Guide to Landscape Painting) как составную часть освещения над поверхностью земли. По мере того как предметы отдаляются, они получают больше голубого небесного света. Это имеет смысл, когда мы представляем себе солнце как лампочку, а синий озон неба как абажур.

Перспектива исчезновения

Леонардо да Винчи упоминал о воздействии перспективы на объекты как о «Перспективе исчезновения». Применяя правила линейной перспективы, понимая, что независимо от того, где стоит живописец относительно картины, он или она психологически разместит свой уровень глаз на воспринимаемой высоте линии горизонта по ширине относительно центра картины. Поэтому все объекты, изображенные на картине, должны располагаться на поверхностях в соответствии с расстоянием, которое они занимают от наблюдателя. Когда линейная перспектива правильная, самое время отобразить атмосферные эффекты, показывая удаленные объекты как более легкие, холодные и серые. Даже когда это не так легко воспринимается, тонкая манипуляция с воздушной перспективой может значительно повлиять на то, чтобы сделать живопись более реалистичной. В конечном счете, художники — волшебники, и перспектива — всего лишь один из трюков, которые мы можем держать в рукаве.

Автор: ИМЯ

Источник: Ссылка

 

Поделиться статьей:

 

Руководство по курсовой работе

Perspective | Тейт

Студенческий ресурс

От точек схода к точкам зрения, исследуйте перспективу в искусстве

Введение

Перспектива в искусстве обычно относится к представлению трехмерных объектов или пространств в двухмерных произведениях искусства. Художники используют технику перспективы, чтобы создать реалистичное впечатление глубины, «играют» с перспективой, чтобы представить драматические или дезориентирующие изображения.

Перспектива также может означать точку зрения – позицию, с которой человек или группа людей видят окружающий мир и реагируют на него. Вы можете, например, услышать, как люди говорят «с моей точки зрения» или ссылаются на точку зрения определенной группы или набора убеждений: «точка зрения молодежи» или «точка зрения феминистки».

Создай космос! … Основы

Что такое перспектива и как она работает?

Вы замечали, что предметы кажутся больше, если они находятся близко к вам, и меньше, если они находятся дальше? Это перспектива. Именно перспектива помогает сделать вещи трехмерными и создает ощущение пространства, уходящего вдаль. Существует два типа перспективы: линейная перспектива и воздушная перспектива (иногда также называемая атмосферной перспективой).

Линейная перспектива

Если смотреть вдоль прямой дороги или железнодорожных путей, края дороги или железнодорожных путей выглядят так, как будто они сходятся на расстоянии. Это называется линейной перспективой. В линейной перспективе параллельные линии движутся вместе, удаляясь от вас. Точка, в которой кажется, что линии встречаются, называется точкой схода.

Чтобы создать впечатление уходящей вдаль дороги, художник Джулиан Опи поместил единственную точку схода примерно в центре изображения. Края дороги сходятся в этом месте и создают ощущение удаляющегося пространства. (Перспектива, в которой используется одна точка схода, подобная этой, иногда называется «перспективой с одной точкой»).

Для изображения трехмерных объектов или зданий художники часто используют две (или более) точки схода. Взгляните на этот эскиз J.M.W. Тернер. Он поместил точки схода по обеим сторонам листа, а затем нарисовал верхнюю и нижнюю линии двух стен здания так, чтобы они пересекались в этих точках. Стены словно уходят вдаль, что делает здание объемным.

Художник Эд Руша использовал две точки схода (или двухточечную перспективу) в своем драматическом рисунке автозаправочной станции. Одна из точек схода находится в правом нижнем углу работы. Другой от бумаги слева. Можете ли вы решить, где должна быть точка схода, чтобы линии передней стены и крыши заправочной станции встретились там?

Эдвард Руша
Стандартное исследование № 3 (1963)

КОМНАТЫ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ Тейт и Национальные галереи Шотландии

© Эд Руша

Воздушная или атмосферная перспектива

Помимо использования линий для создания впечатления трехмерного пространства на двухмерной поверхности, художники используют и другие приемы. Воздушная перспектива или атмосферная перспектива относится к влиянию атмосферы на внешний вид вещей, если смотреть на них с расстояния.

Если вы посмотрите на вид с высокого здания или вершины холма, здания, деревья, холмы и другие ландшафтные или городские элементы на расстоянии кажутся размытыми или туманными. Чем дальше что-то от вас, тем менее четкие его детали и меньше тональный контраст (контраст между светлыми и темными). Цвета также становятся менее яркими по мере удаления и больше сливаются с фоновым цветом атмосферы — синим (если нет заката, когда он красный!).

На картине Уильяма Рэтклиффа, изображающей пригородную улицу, дома и сады на переднем плане детализированы и ярко окрашены. Но холмы, здания и деревья вдалеке окрашены в оттенки блеклого синего и пурпурного, и трудно разобрать их очертания и детали.

Кэрол Родс
Ридж (1999)
Тейт

© Кэрол Роудс

Художница Кэрол Родс использует воздушную перспективу в своих картинах пейзажей, которые выглядят так, как будто они были написаны буквально с самолета!

Ridge 1999 показывает вид сверху на огромный пустой ландшафт. На первый взгляд это выглядит как абстрактная композиция. Но мы можем различить несколько деталей, которые позволяют предположить, что это пейзаж — хребет, что-то похожее на дорогу и, возможно, взлетно-посадочную полосу аэропорта. Однако по мере того, как пейзаж простирается вдаль, черты становятся настолько нечеткими в атмосферной дымке, что их невозможно идентифицировать.

Влияй!

Энтони Эрнандес
Рим #17 (1999)
Предоставлено Американским фондом галерее Тейт, любезно предоставлено Фрэнсис Боуз, 2006 г.

© Энтони Эрнандес

Как только вы узнаете, как работает перспектива, вы можете начать с ней возиться: добавить ощущение драмы (или потусторонней странности) к пейзажу или городскому пейзажу или исследовать абстрактное пространство.

Драматические здания и пространства

Rome #17 Энтони Эрнандеса 1999 — это фотография интерьера здания. Пространство неоднозначно — оно похоже на шахту лифта в строящемся здании — но мы не можем сказать, смотрим ли мы вверх или вниз. Централизуя точку схода вала на бумаге, чтобы изображение было симметричным, он создает драматическое ощущение удаляющегося пространства. Мы словно втянуты в образ.

Точки обзора, выбранные художниками для этих фотографий, также используют перспективу, чтобы подчеркнуть и драматизировать структуру зданий.

Ютака Таканаси
Токио-дзин (1974 г., напечатано в 2012 г.)
Тейт

Сюрреалистические пейзажи и городские пейзажи

Художники-сюрреалисты использовали линейную перспективу для создания странных городских пейзажей с остроугольными зданиями и пустыми уходящими улицами.

Тристрам Хиллиер
Альканьис (1961)

Тейт

© Поместье Тристрама Хиллиера. Все права защищены 2020 / Изображения Бриджмена

Темная удаляющаяся аркада в картине Джорджио де Кирико « Неуверенность поэта» 1913 добавляет жуткий фон для его странного (и очень сюрреалистического) натюрморта на переднем плане. Тристрам Хиллиер использует перспективу, чтобы создать столь же жуткую городскую сцену с площадями, тенями и зданиями. Линия деревьев на призрачной пейзажной картине Пола Нэша Столб и Луна 1932-42 отступает к точке схода справа от изображения. Используя точку схода в центре изображения, Колин Селф переносит нас в свой кошмарный сад.

Художники Ив Танги и Джон Армстронг использовали воздушную перспективу в своих сюрреалистичных пейзажах. Пейзаж в «

Лазурном дне 1937» Танги, декорации для групп антропоморфных фигур и зданий, кажется, продолжается бесконечно, постепенно исчезая в неясной дымке. Армстронг преувеличивает контраст между резким, сфокусированным передним планом; и синий, нечеткий фон, чтобы создать сказочную атмосферу его картины.

Ив Танги
День Azure (1937)
Тейт

© ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2023

Перспектива и абстракция

Основная идея кубизма заключалась в представлении трехмерных объектов на двухмерном холсте путем объединения различных видов объектов.

Это часто приводит к дезориентации чувства перспективы. Вместо того, чтобы удаляться в пространство, объекты кажутся сплющенными или имеют углы и плоскости, которые мы не ожидаем увидеть.

Вдохновленный кубистическим пространством, Дэвид Хокни использовал реалистичную перспективу, создавая абстрактные изображения своей студии.

Картинка NY, NY No. X 1948 Гедды Стерн является ответом на Нью-Йорк, куда она переехала в 1941 году. Полуабстрактная масса линий и плоскостей, которые, кажется, изображают крыши, стены, заборы, лестницы, пожарные лестницы, башни, деревянные панели и другие конструкции предполагают ее волнение. Создается ощущение, что она все сразу вбирает в себя и выливает свои впечатления на полотно. Ее умелое использование различных точек схода на картине добавляет образу хаотической застроенной среды и ощущения шума и суеты большого города.

Хедда Стерн
Нью-Йорк, Нью-Йорк № X (1948)
Тейт

© Estate of Hedda Sterne / DACS 2023, Все права защищены

В отличие от сложных и запутанных слоев форм и перспектив Хедды Стерн, Викен Парсонс создает пространства, которые кажутся простыми, но на самом деле столь же запутанными. В основном монохроматические картины показывают то, что кажется пространствами или комнатами. Он использует перспективу, чтобы создать ощущение трехмерной глубины, но перспективы меняются и бросают вызов тому, что мы думаем, что видим. Картины одновременно приглашают, но иногда и мешают нам творчески исследовать комнаты. Хотя комнаты кажутся пустыми, присутствие создается за счет использования света и тени, что придает картинам атмосферу таинственности.

Викен Парсонс
Без названия (2010)
Тейт

© Викен Парсонс

Викен Парсонс
Без названия (2012)
Тейт

© Викен Парсонс

Оп-художница Бриджит Райли часто играет с перспективой в своих абстрактных картинах и гравюрах, исследующих оптические эффекты. Трехмерные гребни Blaze 1964 отступают по завораживающей спирали. В то время как в Untitled [Fragment 1/7] 1965 она манипулирует линейной перспективой, чтобы создать эту трехмерную абстрактную форму.

Ознакомьтесь с другими примерами произведений искусства, использующих перспективу для создания сложных многослойных или дезориентирующих изображений:

Мария Элена Виейра да Силва
Коридор (1950)
Тейт

© ADAGP, Париж и DACS, Лондон, 2023 г.

Ричард Смит
Виста (1963)
Тейт

© Фонд Ричарда Смита

Ричард Гамильтон
Интерьер II (1964)
Тейт

© Поместье Ричарда Гамильтона

Рон Дэвис
Вектор (1968)
Тейт

© Рон Дэвис

Перспектива, идеи и значение

Томас Штрут также использовал перспективу в своих фотографиях городских пейзажей. Но вместо того, чтобы подчеркивать драматизм архитектуры, он использовал перспективу, чтобы подчеркнуть обыденность. В 1991 году, через два года после объединения Восточного и Западного Берлина, Штрут начал работу над серией фотографий улиц городов бывшей Восточной Германии. Раньше города были недоступны с запада. Все фотографии сделаны с одинаковой точки зрения: он размещает камеру в центре дороги на уровне глаз, создавая одноточечную перспективу, которая ведет взгляд зрителя вдоль улиц. Слегка потрепанный восточногерманский мир, который изображает Штрут, — это мир, в котором время представлено как остановившееся.

При использовании одинакового подхода ко всем изображениям фотографии Штрута выглядят как научные записи. Он не фокусируется на интересном участке улицы, не выбирает драматический ракурс и не дает никаких намеков на то, как мы должны смотреть на фотографии или интерпретировать их. Зрителю остается задержаться на том, что в противном случае могло бы показаться непримечательной повседневной сценой. Штрут сказал о своем подходе к своим фотографиям, что он хочет «дать паузу».

На этом произведении Кэри Янга два ряда промышленных зданий (желтые с одной стороны и синие с другой) резко сводятся к единой точке схода в центре изображения. Строгая перспектива и симметрия зданий резко контрастируют со свернувшейся фигурой на переднем плане. Вокруг никого нет, и пустота сцены усиливается большим пространством облачного неба.

Фотография является частью серии Кэри Янг под названием Body Techniques . На каждой фотографии художник одет в элегантный костюм-двойку и изображен в одиночестве в окружении недавно завершенных или недостроенных строек. Фотографии были сделаны в Объединенных Арабских Эмиратах и ​​привлекают внимание к быстрому росту городов, стимулируемому частным и корпоративным богатством. Как заметила историк искусства Джулия Брайан-Уилсон, эти фотографии «изображают архитектуру многонациональной торговли как обезличенные и дегуманизирующие, футуристические, но пыльные извращенные проекты прогресса». Кэри Янг исследует, как человеческая фигура вписывается в эти суровые условия. Но, как объяснила сама Янг: «неясно, приспосабливается ли художник к пейзажу или ищет способы противостоять ему» 9.0003

Томас Струт и Кэри Янг используют перспективу для изучения идеи. Фотограф Дон Маккаллин использует перспективу, чтобы визуализировать ужасы войны. Длинная дорога уходит вдаль через акры ровных полей. На фотографии запечатлено место одного из самых кровопролитных сражений Первой мировой войны – Сомма. Выбор точки зрения Маккаллина, сосредоточение внимания на дороге, а не на полях сражений, является острым напоминанием о жалком марше, в котором погибло так много молодых солдат. Он выбирает точку обзора, смотрящую вниз по дороге, из-за чего дорога кажется бесконечной. Перспектива преувеличивает огромные масштабы полей сражений и страданий и человеческих жертв, которые там происходили.

Перспективы и голоса

Лорна Симпсон
Пятидневный прогноз (1991)
Тейт

© Лорна Симпсон, предоставлено Салоном 94, Нью-Йорк

До сих пор этот ресурс исследовал, как художники используют техники перспективы для создания впечатления трехмерного пространства, а также различные способы, которыми художники используют (и неправильно) ее, чтобы добавить драматизма или значения изображению или создать дезориентирующие абстрактные произведения искусства.

Перспектива в искусстве также может быть изучена в связи с точкой зрения художников и тем, как они используют ее в своих работах. У всех нас есть индивидуальная точка зрения, которая влияет на то, как мы думаем и реагируем на окружающий мир. На нашу точку зрения влияет множество вещей, включая наш пол, нашу расу, наше культурное происхождение, наше образование, нашу историю и опыт.

Многие художники используют искусство как инструмент для изучения своего опыта и информирования людей о своей точке зрения.

Художник Дональд Родни исследовал проблемы расы и репрезентации со своей точки зрения молодого темнокожего британского художника. Он был ведущей фигурой в британской BLK Art Group в 1980-х годах и признан «одним из самых новаторских и разносторонних художников своего поколения». Родни страдал от унаследованной неизлечимой болезни серповидноклеточной анемии, и его опыт болезни и боли также является тем, с чем он имеет дело в своем искусстве.

Просмотрите альбомы Донала Родни и узнайте больше о том, как он использовал искусство для исследования и передачи своего опыта и точки зрения.

Этот файл фильма поврежден и удаляется. Приносим извинения за доставленные неудобства.

Работа Сони Бойс От Тарзана до Рэмбо… исследует представление чернокожих в средствах массовой информации с ее точки зрения, которую она описывает как «уроженца Англии».

Произведение искусства возникло в результате ее исследования взаимосвязи между ее собственным «образом себя» и образом, предлагаемым преимущественно белым обществом через средства массовой информации (газеты, фильмы, телевидение и т. д.). Узнайте больше об идеях Бойса в этом ресурсе Look Closer.

Синди Шерман
Без названия #97 (1982)
Тейт

© Синди Шерман

Линдер
Без названия (1976)
Тейт

© Линдер

Художники, такие как Лорна Симпсон, Синди Шерман, Линдер и Партизаны, создают искусство со своей точки зрения как феминистки. Они используют искусство, чтобы исследовать свой гендерный опыт в обществе с целью выявить укоренившееся неравенство и показать альтернативы доминирующим гендерным ролям.

Группа Guerrilla Girls образовалась в 1984 году в ответ на выставку под названием «Международный обзор новейшей живописи и скульптуры » в MoMA (Музей современного искусства) в Нью-Йорке. Хотя предполагалось, что на выставке будут представлены лучшие художники мира, из 169 представленных художников только 13 были женщинами. The Guerilla Girls стремятся разоблачить сексизм и расизм в мире искусства. Они делают яркие (и часто остроумные) плакаты, размещают рекламу в газетах и ​​используют прямые действия, такие как демонстрации за пределами музеев, чтобы донести свое сообщение.

Узнайте больше о феминистском искусстве, BLK Arts Movement и других группах и движениях, созданных для представления взглядов маргинализированных групп в мире искусства:

Как понять перспективу в искусстве

К

Марион Бодди-Эванс

Марион Бодди-Эванс

Марион Бодди-Эванс — профессиональный квилтер, художник и писатель с 15-летним опытом работы в области квилтинга и живописи. Она работает художником в художественной студии острова Скай, расположенной в Шотландии, где также проводит мастер-классы.

Узнайте больше о The Spruce Crafts’ Редакционный процесс

Обновлено 31.10.19

Перспектива — это художественная техника для создания иллюзии трехмерности (глубины и пространства) на двумерной (плоской) поверхности. Перспектива — это то, что заставляет картину казаться имеющей форму, расстояние и выглядеть «реальной». Одни и те же правила перспективы применяются ко всем объектам, будь то пейзаж, морской пейзаж, натюрморт, интерьер, портрет или фигура.

Перспектива в западном искусстве часто называется линейной перспективой и была разработана в начале 15 века. Система использует прямые линии, чтобы начертить или вычислить, куда нужно двигаться. (Думайте об этом как о движении света по прямым линиям.) Художнику эпохи Возрождения Леону Баттиста Альберти и архитектору Филиппо Брунеллески приписывают «изобретение» линейной перспективы. Альберти изложил свою теорию в книге «О живописи», опубликованной в 1435 году. Мы до сих пор используем систему Альберти с одной точкой схода.

Перспектива, возможно, является наиболее опасным аспектом обучения рисованию. Одно слово «перспектива» у многих вызывает дрожь в руках. Но сложны не основные правила перспективы, а последовательное применение правил к каждому фрагменту картины. Вам нужно набраться терпения, чтобы проверять перспективу по ходу рисования и тратить время на ее исправление. Хорошая новость заключается в том, что изучение перспективы похоже на изучение смешивания цветов. Сначала вам нужно все время думать об этом, но с практикой это становится все более инстинктивным.

В перспективе используется довольно много терминологии, и если вы попытаетесь охватить ее сразу, она может показаться ошеломляющей. Делайте это медленно, один шаг или термин за раз, и освойтесь с термином, прежде чем переходить к следующему. Вот как вы осваиваете перспективу.

  • 01 of 06

    Точка зрения в перспективе

    Обратите внимание, как четкие линии в этой сцене «двигаются», когда точка обзора изменяется с высоты стоя (вверху) на низкую высоту (внизу). Фотографии сделаны с одного и того же места. Разница в том, что я сел на пятки, чтобы сделать нижнее фото. Фото © 2010 Марион Бодди-Эванс. Лицензия предоставлена ​​About.com, Inc.

    Точка обзора — это точка (точка), с которой вы, художник, смотрите (просматриваете) сцену. Линейная перспектива разработана в соответствии с этой точкой зрения. Нет правильного или неправильного выбора точки зрения, это просто первое решение, которое вы принимаете, когда начинаете планировать свою композицию и выяснять перспективу.

    Нормальная точка зрения — это то, как взрослый видит мир стоя. При рисовании в реалистичном стиле вы, вероятно, будете использовать именно эту точку зрения, потому что это то, что мы привыкли видеть. Это то, что выглядит наиболее реальным.

    Низкая точка обзора — это когда вы смотрите на сцену намного ниже, чем если бы вы стояли. Например, если бы вы сидели на стуле, присели на пятки или, еще ниже, сели на траву. Конечно, это также уровень, с которого маленькие дети видят мир.

    высокая точка обзора — это когда вы смотрите на сцену сверху вниз. Вы можете быть на лестнице, на холме, на балконе высокого здания.

    Правила перспективы не меняются между нормальной, низкой или высокой точкой обзора. Одни и те же правила применяются во всех случаях. Что меняется, так это то, что вы видите в сцене. Правила перспективы помогают нам интерпретировать и понимать то, что мы видим, и позволяют нам «правильно понять» картину.

    Перспективное задание №1: Используя карандаш или ручку в своем альбоме для рисования, сделайте по крайней мере два миниатюрных наброска двух разных сцен с точки зрения стоя и снизу. Начните с рисования контура формы вашего холста, скажем, прямоугольника 2×1, затем нанесите основные линии и формы сцены. Пометьте миниатюры как «точка зрения», чтобы вы помнили, почему сделали их позже.

  • 02 of 06

    Линия горизонта в перспективе

    Когда вы слышите термин «линия горизонта» в перспективе, думайте о «линии уровня глаз». Фото © 2010 Марион Бодди-Эванс. Лицензия предоставлена ​​About.com, Inc.

    Линия горизонта — сбивающий с толку термин перспективы, потому что, когда вы его слышите, вы, как правило, сразу думаете о «горизонте», который мы видим в природе. Это горизонт, как линия, где земля или море встречаются с небом на расстоянии. На картине линия горизонта может быть , если вы рисуете пейзаж, но лучше их разъединить. Скорее, когда вы слышите «линия горизонта», вы хотите думать «линия на уровне глаз».

    Если вы проведете воображаемую линию через сцену на уровне ваших глаз, это будет линия горизонта. Когда вы меняете положение, например, поднимаетесь в гору, линия горизонта перемещается вместе с вами. Когда вы смотрите вниз или вверх, линия горизонта не двигается, потому что уровень вашей головы не двигается.

    Линия горизонта — это воображаемая линия, используемая для создания точной перспективы на картине. Все, что выше линии горизонта, наклоняется к ней вниз, а все, что ниже линии горизонта, наклоняется к ней вверх. В зависимости от того, что это такое и как оно расположено, это может быть очень очевидным или очень незначительным. То, что выходит за линию горизонта, будет наклоняться как вверх, так и вниз. Линия горизонта важна, потому что из нее строится перспектива картины.

    Перспективное задание № 2: Потратьте некоторое время на наблюдение за тем, как объекты расположены относительно уровня ваших глаз, имеют ли они наклон вверх или вниз (или параллельно ему). Сядьте где-нибудь, где много четких линий, например, в большой комнате с большим количеством мебели и полок. Используйте один палец в качестве линии горизонта, а палец другой руки, чтобы оценить углы различных объектов относительно линии горизонта.

  • 03 из 06

    Исчезающие линии в перспективе

    В зависимости от того, где находится объект, исчезающие линии (показаны синим цветом) идут вверх или вниз до линии горизонта (показаны красным). Линии схода на одном объекте встречаются где-то вдоль линии горизонта. Фото © 2010 Марион Бодди-Эванс. Лицензия предоставлена ​​About.com, Inc.

    Исчезающие линии — это воображаемые линии, используемые для создания точной перспективы на картине. Они рисуются на верхнем и нижнем горизонтальных краях объекта, вдоль объекта, а затем продолжаются до линии горизонта. Например, на здании будет линия схода вдоль верхней части крыши и нижней части стены (стен). Для окна верхняя и нижняя часть рамы.

    Если объект находится ниже линии горизонта, его исчезающие линии наклоняются к линии горизонта. Если объект находится выше, они наклоняются вниз. Все исчезающие линии заканчиваются на линии горизонта. И исчезающие линии от параллельных краев одного и того же объекта встречаются в точке на линии горизонта.

    Наличие у объекта исчезающих линий зависит от того, как он расположен относительно линии горизонта. Края объектов, параллельные линии горизонта, не имеют линий схода. (Почему? Потому что они не уходят вдаль и никогда не пересекают линию горизонта. ) Например, если вы смотрите прямо на дом (то есть вы видите только одну сторону), передняя сторона здания расположен параллельно линии горизонта (как и его края). Вы можете легко проверить, параллельны ли они, проведя пальцем вдоль нижней части дома, а другим — на линии горизонта (на уровне глаз).

    Не переживайте, если все это кажется сложным и запутанным. Читать о перспективе сложнее, чем увидеть ее и сделать. «Линия горизонта» и «линия схода» — это вся терминология, необходимая для реализации одноточечной и двухточечной перспективы. Вы уже знаете, что такое одноточечная перспектива; хотя вы можете не знать, как это называется, вы узнаете его, когда увидите…

  • 04 of 06

    Использование часов для определения углов схода линий

    Один из способов запомнить углы перспективы — визуализировать их в виде стрелок на часах. Фото © 2010 Марион Бодди-Эванс. Лицензия предоставлена ​​About.com, Inc.

    Существуют различные методы оценки углов схода линий. Лучше всего для меня работает визуализация в виде часовой стрелки на часах.

    Пример: минутная стрелка служит либо линией горизонта (положение на 9 или 3 часа), либо вертикалью (12 часов). Затем посмотрите на исчезающую линию и представьте, что это часовая стрелка на часах. Прочтите «время» и запомните его, когда будете отмечать его на своей картине.

    Таким образом, на фотографии исчезающая линия на уровне ног появляется примерно в 8 часов. И исчезающая линия над головой фигуры приближается примерно к 10 часам. (На фото The Art Bin.)

  • 05 of 06

    Одноточечная перспектива

    В одноточечной перспективе объект удаляется вдаль в одном направлении, в одну точку. Фото © 2010 Марион Бодди-Эванс. Лицензия предоставлена ​​About.com, Inc.

    Вы смотрите в одноточечную перспективу, когда стоите на станции и смотрите на железнодорожные пути, которые сужаются, а затем исчезают в отдалении. То же самое с аллеей деревьев или длинной прямой дорогой.

    На фото очень хорошо видно, как асфальтовая дорога сужается и сужается по мере удаления все дальше и дальше. Если вы посмотрите внимательно, вы увидите, что обочины по бокам дороги делают то же самое. Как и электрические столбы слева и белые линии, нарисованные в центре дороги.

    Если вы нарисуете исчезающие линии по краям дороги, они сойдутся на линии горизонта, как показано красным на фотографии. Это одноточечный взгляд.

  • 06 от 06

    Далекие вещи меньше

    Фото © 2012 Марион Бодди-Эванс. Лицензия предоставлена ​​About.com, Inc.

    То, что предметы, находящиеся дальше от нас, кажутся меньше, не является открытием, это то, что мы видим каждый день. Фотографии здесь иллюстрируют то, что мы имеем в виду: рост человека на эскалаторе не меняется, он по-прежнему ростом пять футов с чем-то, когда достигает вершины лестницы. Он просто кажется ниже, потому что он находится дальше от того места, где я стоял, когда делал фотографии. (Кому интересно, это лестница Уэверли в Эдинбурге).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *