Итальянские архитекторы в санкт петербурге – Итальянские зодчие Санкт-Петербурга — Архитектурный стиль — LiveJournal

Содержание

Итальянские зодчие Санкт-Петербурга — Архитектурный стиль — LiveJournal


    Среди итальянских архитекторов, работавших в Санкт-Петербурге, без произведений которых невозможно представить нашу северную столицу, следует прежде всего назвать пятерых: Доменико Андреа Трезини, Бартоломео Франческо Растрелли, Карло ди Джиованни Росси и Джакомо Антонио Доминико Кравенги.

    Первым из них по приглашению Петра I в Россию в 1703 году прибыл Доменико Андреа Трезини (1670 — 1734), заложивший основы европейской архитектуры в нашей стране.


Памятник Трезини напротив его дома в Санкт-Петербурге:

    Архитектурный стиль Трезини получил название «петровского барокко». Самыми известными его произведениями являются Петропавловский собор, построенный им в 1712 — 1733 годах:


Здание Двеннадцати коллегий (1722 — 1742 гг.;
общий проект был составлен Доменико Трезини, заканчивал строительство
немецкий архитектор Теодор Швертфегер):

Дом Трезини, построенный в 1721 — 1723 гг. по его проекту
его учеником архитектором М. Г. Земцовым на Университетской набережной:

Летний дворец Петра I, построенный Трезини в 1710 — 1714 гг.
в Летнем саду и созранившийся в первозданном виде до нашего времени:



    Самым видным представителем «елизаветинского барокко» являлся Бартоломео Франческо Растрелли (1700 — 1771),

архитектурные творения которого представляют собой настоящую гордость Санкт-Петербурга:


Большой Петергофский дворец (1747 — 1756 гг.):

Смольный собор (1748 — 1764 гг.):

Большой Екатерининский дворец в Царском селе (1752 — 1756 гг.):

Зимний дворец (1754 — 1762 гг.):


    Творчество другого итальянского архитектора Карло ди Джиованни (Карла Ивановича) Росси (1775 — 1849) представлено уже классицизмом и ампиром.


Самые известные работы Карло Росси:


Михайловский дворец (1819 — 1825 гг.),
в котором распологается основная экспозиция Русского музея:

Здание Главного штаба на Дворцовой площади (1819 — 1829 гг.):

Здание Сената и Синода на Сенатской площади (1829 — 1834 гг.):

Александринский театр (1827 — 1832 гг.):

Улица Зодчего Росси (бывшая Театральная), (1827 — 1832 гг.):



    Якрим представителем палладианства в России являлся Джакомо Антонио Доменико Кваренги (1744 — 1817 гг.).


    Самые характерные для творчества Кваренги сооружения Петербурга:


Смольный институт (1790-е — 1806 гг.):

Эрмитажный театр (1783 — 1802 гг.):

Конногвардейский манеж на Исаакиевской площади (1804 — 1807 гг.):

Юсуповский дворец на Фонтанке (1790-е — 1802 гг.):


    Сергей Воробьев.

architectstyle.livejournal.com

Небольшой архитектурный ликбез. Часть 18: Итальянские зодчие Санкт-Петербурга

    Среди итальянских архитекторов, работавших в Санкт-Петербурге, без произведений которых невозможно представить нашу северную столицу, следует прежде всего назвать пятерых: Доменико Андреа Трезини, Бартоломео Франческо Растрелли, Карло ди Джиованни Росси и Джакомо Антонио Доминико Кравенги.

    Первым из них по приглашению Петра I в Россию в 1703 году прибыл

Доменико Андреа Трезини (1670 — 1734), заложивший основы европейской архитектуры в нашей стране.


Памятник Трезини напротив его дома в Санкт-Петербурге:


    Архитектурный стиль Трезини получил название «петровского барокко». Самыми известными его произведениями являются Петропавловский собор, построенный им в 1712 — 1733 годах:


Здание Двеннадцати коллегий (1722 — 1742 гг.;
общий проект был составлен Доменико Трезини, заканчивал строительство
немецкий архитектор Теодор Швертфегер):

Дом Трезини, построенный в 1721 — 1723 гг. по его проекту
его учеником архитектором М. Г. Земцовым на Университетской набережной:

Летний дворец Петра I, построенный Трезини в 1710 — 1714 гг.
в Летнем саду и созранившийся в первозданном виде до нашего времени:


    Самым видным представителем «елизаветинского барокко» являлся Бартоломео Франческо Растрелли (1700 — 1771),

архитектурные творения которого представляют собой настоящую гордость Санкт-Петербурга:
 


Большой Петергофский дворец (1747 — 1756 гг.):

Смольный собор (1748 — 1764 гг.):

Большой Екатерининский дворец в Царском селе (1752 — 1756 гг.):

Зимний дворец (1754 — 1762 гг.):


    Творчество другого итальянского архитектора Карло ди Джиованни (Карла Ивановича) Росси (1775 — 1849) представлено уже классицизмом и ампиром.

  Самые известные работы Карло Росси:


Михайловский дворец (1819 — 1825 гг.),
в котором распологается основная экспозиция Русского музея:

Здание Главного штаба на Дворцовой площади (1819 — 1829 гг.):

Здание Сената и Синода на Сенатской площади (1829 — 1834 гг.):

Александринский театр (1827 — 1832 гг.):

Улица Зодчего Росси (бывшая Театральная), (1827 — 1832 гг.):


    Якрим представителем палладианства в России являлся Джакомо Антонио Доменико Кваренги (1744 — 1817 гг.).

    Самые характерные для творчества Кваренги сооружения Петербурга:


Смольный институт (1790-е — 1806 гг.):

Эрмитажный театр (1783 — 1802 гг.):

Конногвардейский манеж на Исаакиевской площади (1804 — 1807 гг.):

Юсуповский дворец на Фонтанке (1790-е — 1802 гг.):

   Продолжение следует.
    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Пять самых итальянских зданий Петербурга. «Бумага»

В самом начале своей истории петербургская архитектура была ориентирована на итальянские образцы. Искусствовед и историк архитектуры Алексей Лепорк рассказывает, какие постройки в нашем городе можно считать «самыми итальянскими», где в Италии можно обнаружить их прототипы и почему вместе с тем петербургские здания невозможно представить в Италии.


Алексей Лепорк

Историк архитектуры
— Петербург — это Италия, но примененная к совершенно другому масштабу. Говорить об итальянских ансамблях в Петербурге не приходится, в Италии попросту нет таких масштабов. Мы можем сравнивать расположение дворцов вдоль реки с расположением в Венеции, но в целом масштаб, конечно, другой. Многие спросят: «Ну а Росси?». А что Росси? Никто в Италии никогда не планировал площади. Это было невозможно. А у нас — более чем реально. Сады и парки сравнивать с петербургскими тоже сложно: главные итальянские сады — это сады Ренессанса и барокко, а наши сады возникали уже в то время, когда доминировало французское влияние. Гатчинский дворец, к примеру, можно представить себе как итальянскую виллу, только слишком большого размера, но и то, скорее, не со стороны двора, а со стороны озера. Но сады в Гатчине совсем другие.

Пантелеимоновская церковь

Первое и самое итальянское здание в Петербурге — это Пантелеимоновская церковь на улице Пестеля. Ее архитектор Иван Коробов учился в Италии на примерах римской архитектуры. И они рисовали разрезы церкви Сан-Карлино (Chiesa di San Carlo alle Quattro Fontane) в Риме. Пантелеимоновская церковь и по силуэту, и по пропорциям барабана купола — это совершенно Сан-Карлино. Эта церковь даже более итальянская, чем постройки Трезини.

Фото: Егор Цветков / «Бумага»

Мраморный дворец

Мраморный дворец — это абсолютно итальянский дворец. Он каменный, каким и должен быть настоящий

paperpaper.ru

Итальянский Санкт-Петербург — ItaliaAmo

Побывав в Санкт-Петербурге и Риме, невозможно не отметить сходство этих двух городов! Сами итальянцы во все времена называли Санкт-Петербург «северной Венецией» или «северным Римом». А все почему? Потому что уже Петр I понял, что от итальянцев нужно брать их прирожденное чувство красоты. Помимо того, что он направлял на учебу в Италию видных деятелей, он еще и приглашал к себе «на постоянное место жительства» зарекомендовавших себя архитекторов на строительство нового города! Он хотел сделать Петербург европейским городом! Петр I и название городу подобрал соответствующее, в честь святого покровителя Рима – Петра (Pietro), ведь все итальянцы называют наш город – San Pietroburgo.

И кто же был первым счастливчиком, прибывшим из Италии?

Доменико Трезини (Domenico Trezini)

Родился в г. Астано, Швейцария, в 1670, в бедной дворянской семье. Он был первым, кто покончил со стихийной застройкой русских городов и сформировал план Санкт-Петербурга. Трезини заложил строительство Кронштадта, Александро-Невской лавры. Начал перестраивать Петропавловскую Крепость, превращая ее в каменную. И Васильевский остров сейчас такой, потому что именно таким его спланировал Трезини. А в 1717 году Петр I приказал архитектору построить себе дом, который будет образцовым для зажиточных жителей, и сказал это сделать на 12-й линии В. О. Но он жил в другом доме, на 2-й линии, так как на 12-й поселился барон Остерман.

Италия

Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi)

В 1751 году Антонио Ринальди приехал в Петербург прямо с юга Италии, его семья это почтенный дворянский род. Одной из главных заслуг Ринальди является проектировка Гатчинского дворца,строительство Большого театра.

 

Италия

Италия

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (Giacomo Antonio Domenico Quarenghi)

Джакомо Кваренги также вышел из аристократической семьи, в которой родился в 1744 году. Его наследие в Петербурге – самое многочисленное. Под его руководством было «рождено» около 30 построек: Смольный институт, Александровский дворец (Царское село), Екатерининский институт, Английский дворец (Петергоф), Ассигнационный банк, Юсуповский дворец. В 1812 году Кваренги выбрал единственной своей родиной Россию, когда отказался по приказу короля Италии возвращаться в родную страну.

Италия

Карл Иванович Росси (Carlo di Giovanni Rossi)

Карл Росси родился в 1775 году в неаполитанской семье в Санкт-Петербурге! Именно ему мы благодарны этими гармоничными архитектурными ансамблями. Также его заслуга – Дворцовая площадь с Триумфальной аркой и Главным Штабом, Михайловский дворец, Сенатская и Александринская площади.

Италия

 

Италия

Бартоломео Франческо Растрелли (Bartolomeo Francesco Rastrelli)

У Бартоломео Растрелли уже сам отец был известным архитектором и скульптором – Карло Растрелли. А на долю Франческо выпало в Петербурге строительство городских дворцов, пригородных усадеб – Строгановский дворец, дворец Воронцова, Аничков дворец и др.

Итлаия

Италия

Италия

Весь вклад итальянских архитекторов не поддается оценке.

Без них – не было бы Петербурга!

italiaamo.ru

от дворцов Трезини до элитных домов

Только ленивый не сравнивал Петербург с Венецией. Большинство считают, что все дело в реках и каналах, которые пронизывают город со всех сторон. Но итальянские черты нашего города на этом не заканчиваются. Пантелеимоновская церковь, здание Горного института, Троицкий собор и даже некоторые современные жилые дома — в каждом из них угадываются итальянские корни.  

Петербург строился сразу с чистого листа, ориентируясь на архитектурные шедевры эпохи Возрождения. А как иначе, ведь первым городским архитектором был как раз итальянец Доменико Трезини, которому мы обязаны появлением и здания Двенадцати коллегий, и Петропавловского собора. Многие русские зодчие учились в Италии. Позднее в городе творили самые именитые мастера: Растрелли, Ринальди, Кваренги, Росси — и каждый из них внес свою лепту в «итальянский облик» Петербурга. «Теперь этот стиль является одним из самых распространенных в Северной столице — визитной карточкой нашего города», — отмечает основатель проектного бюро Rumpu Евгений Богданов.

Одним из самых «итальянских» зданий называют Пантелеимоновскую церковь на улице Пестеля. Ее создал как раз получивший образование в Италии Иван Коробов, и по своему силуэту она очень напоминает церковь Сан-Карлино. Черты римской базилики легко угадываются в силуэте Троицкого собора. А здания Академии Наук или Горного института с их дорическими колоннами — это и вовсе классика итальянской архитектуры, построенные буквально «по учебнику», только не в южной Италии, а в северном петербургском климате. Даже своя Пизанская башня у нас есть — ее очень напоминает силуэт гостиницы Novotel Санкт-Петербург Центр, спрятавшейся в глубине улицы Маяковского.

«Сегодня маленький кусочек Италии можно найти не только в исторических здания, но и в современных жилых проектах и, как правило, дорогих», — отмечает коммерческий директор «ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад» Ольга Аветисова. То, что вариации на тему итальянского Возрождения возможны, прежде всего, в элитном сегменте, понятно — без использования натуральных материалов такие проекты выглядят как минимум подделкой. «Тот стиль, который 300 лет назад реализовывали итальянцы, стоит больших денег, — поясняет Евгений Богданов. — Для него требуются огромные глыбы натурального камня, причем не российского происхождения». Принцип «чистенько, но бедненько» тут не работает, считает он.

Например, для лицевой отделки элитного дома «Венеция» на Крестовском острове «Группа ЛСР» использовала натуральный камень. Цоколь решили выложить гранитом, а высокий карниз оформить скульптурным декором. Симметричный рисунок фасада, аккуратный внутренний двор и обилие арочных проемов сразу навевают мысли об Италии. «Мы постарались создать дом-дворец и перенести жителей Северной Венеции в Венецию южную, — рассказывает Ольга Аветисова. — Стиль итальянского палаццо, огромные грифоны на крыше, необычный для Санкт-Петербурга цвет фасадов — все это выделяет дом среди других элитных проектов».

Итальянская архитектура эпохи Возрождения настолько прочно ассоциируется в сознании современных людей с основательностью, высоким статусом и безупречностью форм, что не использовать эти преимущества при создании элитных проектов было бы упущением. Поэтому неудивительно, что творческий тандем «Группы ЛСР» и архитектурного бюро «Евгений Герасимов и партнеры» обратился к этому выверенному веками стилю и в проекте VERONA.

На этот раз вдохновением служили классическое римское палаццо и церковь XVI века Сан Джорджо Маджоре в Венеции. Портик с четырьмя колоннами, выше которых находится фронтон с декоративным карнизом — главный фасад семиэтажного дома, выходящий на Морской проспект, получился величественным. Арка, ведущая во внутренний двор, — типичное решение для римской жилой архитектуры — также поддерживает общую концепцию дома. Боковые фасады отделаны в узнаваемой манере «Группы ЛСР»: красно-коричневым кирпичом, на фоне которого выделяются каменные резные обрамления окон, входов и карнизов.

Несмотря на то что наши современники не устают обращаться к итальянскому стилю, слепого копирования дворцов 300-летней давности никто не ждет. «На мой взгляд, архитектура должна соответствовать, прежде всего, духу своего времени», — считает Евгений Богданов. И современным стандартам жизни, добавим мы. И сегодня это действительно так: профессиональный уровень российских архитекторов за последнее время сильно вырос, и большинство реализуемых в Петербурге проектов отвечают самым высоким международным требованиям и тенденциям. «Архитектура — не только внешняя оболочка здания, — уточняет Ольга Аветисова. — Это довольно многогранное понятие, включающее в себя продуманные планировочные решения, сбалансированную квартирографию и развитую инфраструктуру в составе дома». Особенно это актуально для элитного жилья — ведь покупатели в этом сегменте особенно тщательно относятся к выбору квартиры.

Поэтому, например, насколько парадно выглядит дом VERONA снаружи, настолько же торжественно он смотрится внутри: роскошная отделка холлов натуральным камнем светлых тонов, колонны, которые перекликаются с лоджией входной зоны. Вставки из деревянных панелей и зеркала дополняют образ пространства, в котором витает дух аристократизма. «Словом, проект получился таким, как его и задумывали: ярким и статусным», — резюмирует Ольга Аветисова.

Конечно, любая качественная архитектура, созданная талантливыми людьми, остается актуальной и является образцом для специалистов и простых обывателей. Особенно в Петербурге, с его долгой итальянской историей и любовью к классическому стилю.

Мария Мокейчева Все статьи автора

31 октября 2018, 23:35 655

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

www.dp.ru

Итальянцы, построившие «северную Венецию» | ОБЩЕСТВО

В «Лофт Проекте Этажи» открылась выставка актуального искусства Италии. Нужно сказать, что искусство этой страны для нашего города всегда было актуальным — итальянские архитекторы создали самые грандиозные ансамбли Петербурга.

Трезини начал «с нуля»

Первым архитектором города был Доменико Трезини (1670-1734). Мастер приехал на пустынные невские берега в июне 1703 года, здесь всё нужно было начинать «с нуля» — даже кирпич привозили из-за границы морем. Трезини успел сделать многое: построить Петропавловский собор, Летний дворец Петра в Летнем саду, Двенадцать коллегий, Александро-Невскую лавру. Архитектор разработал план Васильевского острова, а также типовые проекты жилых домов: для «именитых», «зажиточных» и «подлых», то есть — для простых горожан. До наших дней сохранился и собственный дом Трезини на Университетской набережной, 21, — напротив Благовещенского моста. Кстати, предмостной площади ещё в 1995 году присвоили имя Трезини. Дом архитектора сейчас реконструируют под отель, а перед ним в 2012 году должен появиться памятник «первостроителю». Трезини скончался в 1734 году и был похоронен у Сампсониевского собора, но могила не сохранилась.

Растрелли, сын Растрелли

Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) — создатель самых роскошных дворцов столицы и её пригородов: Зимнего, Строгановского, Воронцовского, Екатерининского в Царском Селе, Большого Петергофского, а также Смольного монастыря. Франческо был сыном известного скульптора Бартоломео Растрелли, автора конного монумента Петру у Михайловского замка. Будущий архитектор приехал с отцом в Петербург в 1716 году, затем учился в Италии и вернулся в российскую столицу, которая по размаху строительства превосходила все города Европы. Архитектурный гений Растрелли преобразил Петербург, однако с приходом к власти Екатерины II и сменой архитектурной моды — с барокко на классицизм — маэстро был вынужден удалиться от дел. Точная дата смерти и местонахождение его могилы неизвестно, но в городе есть площадь Растрелли — перед Смольным монастырём.

Ринальди: от храма до буяна

Антонио Ринальди (1709-1794) приехал в Петербург в 1751 году, и вскоре стал придворным архитектором. Мы можем любоваться его Мраморным дворцом, Князь-Владимирским собором, храмом Святой Екатерины на Невском. Занимался маэстро и утилитарными объектами — он автор Тучкова буяна — так назывались сохранившиеся до наших дней склады пеньки на набережной Малой Невы. Пригороды Петербурга Ринальди украсил Большим Гатчинским дворцом, целым созвездием изящных построек в Ораниенбауме: дворцом Петра Третьего, Китайским, павильоном «Катальная горка», а в Царском Селе он спроектировал Китайский театр, Чесменскую и Морейскую колонны. В Кингисеппе, к счастью, сохранился прекрасный Екатерининский собор.

Архитектор был автором Большого театра в Петербурге, при строительстве которого упал с лесов. По состоянию здоровья маэстро был вынужден вернуться на родину.

Кваренги, автор Смольного

Джакомо Кваренги (1744-1817) приехал в Россию по приглашению Екатерины II в 35 лет. Как «архитектор двора её величества» построил Эрмитажный театр, Академию наук, Ассигнационный банк на Садовой, Конногвардейский манеж, Мариинскую больницу, Смольный и Екатерининский институты благородных девиц, Александровский дворец в Царском Селе. В 1811 году, в связи с угрозой нападения Наполеона, итальянцам было приказано вернуться на родину. Кваренги отказался и был заочно приговорён к смертной казни. Архитектор жил в одном из помещений Эрмитажного театра, где и скончался. Его похоронили на Волковском кладбище, а в 1967-м, в год 150-летия смерти, могилу перенесли в некрополь Александро-Невской лавры, а у Ассигнационного банка установили памятник-бюст.

Ансамбли Карла Росси

Карл Росси (1775-1849) оказался в России в 12 лет с матерью — балериной. Архитектуре Карл учился в Италии, а продолжил в Петербурге, ещё у одного итальянца на русской службе — Винченцо Бренна, автора Михайловского замка. Росси подарил Петербургу роскошные ансамбли: Михайловского дворца с площадью Искусств и проложенной к Невскому Михайловской улицей, Сенатской площади с Сенатом и Синодом, Александринского театра и улицей за ним, ныне носящей имя зодчего. Архитектору пришлось работать в уже относительно застроенном городе и соперничать с шедеврами соотечественников. Так, труднейшей задачей было создать нечто достойное Зимнего дворца Растрелли, тем более что напротив него на Дворцовой площади уже были дома. Архитектор перестроил их в грандиозное здание Главного штаба, и украсил его Триумфальной аркой. Архитектор умер во время ремонта своего же Александринского театра, заразившись холерой от рабочих. Могиле Росси можно поклониться в акрополе Александро-Невской лавры.

Кстати

Шедевры были созданы во многом и благодаря соединению культур. Многие итальянцы обрусели, Трезини, к примеру, откликался на «Андрея Якимовича», Росси — на «Карла Ивановича». В благодарность зодчим в мае 2003 года, когда Петербургу исполнилось 300 лет, на манежной площади установили памятники-бюсты Растрелли, Ринальди, Кваренги и Росси.

Смотрите также:

spb.aif.ru

Экскурсия по следам итальянских архитекторов в Санкт-Петербурге

Здравствуйте, гости города. Приглашаю вас на свою авторскую экскурсию в формате «квест» «По следам сапог итальянских архитекторов».

Вы посетите исторические места Санкт-Петербурга, к строительству которых приложили свои таланты и умения великие архитекторы итальянского происхождения: Доменико Трезини, Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди, Бартоломео Франческо Растрелли, Карло ди Джовани Росси. Каждый архитектурный ансамбль, является визитной карточкой города, при этом не настолько популярен, что бы быть заезженным (храмы, дворцы, мосты и целые улицы).

Вы узнаете подробности строительства даных архитектурных памятников. Услышите биографии архитекторов и научитесь разбираться в особенностях их архитектурного стиля. Ознакомитесь с базовыми основами строительства дворцов и домов. Сфотографируетесь возле их фасадов.

Узнаете малоизвестные факты, любезно предоставленные нам институтом изучения истории Петербурга.
Что бы наша экскурсия не выглядела, монотонно и уныло, мы добавили квест-задания и награду.

Quest — игровой жанр требующий внимания, интеллекта, логического мышления. На протяжении экскурсии по-мимо путешествия по историческим ансамблям Петербурга, участники отгадывают ребусы, собирают пазлы, применяют физическую силу, отвечают на вопросы викторины.

Уверены, что данный элемент ярко преобразит наше с вами путешествие и разбудит дух авантюризма.

Передвигаемся мы все время на комфортабельном автобусе. Время нахождения на улице, не более пятнадцати минут.

Что бы узнать следующую «точку» маршрута, участникам предстоит разгадать поставленную ведущими задачу.

На некоторых «точках» вам придется взаимодействовать с аниматорами (историческими персонажами города). На некоторых предстоит применять физическую силу (все задания безопасны для жизни). В конце каждого задания, вы получаете, согласно времени исполнения, артефакты. В конце экскурсии, количество артефактов обменивается на гастрономический подарок.

Все задачи в той или иной форме связанны с историческими событиями Санкт-Петербурга.

www.sputnik8.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о