Итальянские архитекторы в санкт петербурге – Итальянские зодчие Санкт-Петербурга — Архитектурный стиль — LiveJournal

Содержание

Итальянские зодчие Санкт-Петербурга — Архитектурный стиль — LiveJournal

Итальянские зодчие Санкт-Петербурга

    Оригинал взят у sergeyurich в Небольшой архитектурный ликбез. Часть 18: Итальянские зодчие Санкт-Петербурга
    Среди итальянских архитекторов, работавших в Санкт-Петербурге, без произведений которых невозможно представить нашу северную столицу, следует прежде всего назвать пятерых: Доменико Андреа Трезини, Бартоломео Франческо Растрелли, Карло ди Джиованни Росси и Джакомо Антонио Доминико Кравенги.

    Первым из них по приглашению Петра I в Россию в 1703 году прибыл Доменико Андреа Трезини (1670 — 1734), заложивший основы европейской архитектуры в нашей стране.


Памятник Трезини напротив его дома в Санкт-Петербурге:

    Архитектурный стиль Трезини получил название «петровского барокко». Самыми известными его произведениями являются Петропавловский собор, построенный им в 1712 — 1733 годах:


Здание Двеннадцати коллегий (1722 — 1742 гг.;
общий проект был составлен Доменико Трезини, заканчивал строительство
немецкий архитектор Теодор Швертфегер):

Дом Трезини, построенный в 1721 — 1723 гг. по его проекту
его учеником архитектором М. Г. Земцовым на Университетской набережной:

Летний дворец Петра I, построенный Трезини в 1710 — 1714 гг.
в Летнем саду и созранившийся в первозданном виде до нашего времени:



    Самым видным представителем «елизаветинского барокко» являлся Бартоломео Франческо Растрелли (1700 — 1771),

архитектурные творения которого представляют собой настоящую гордость Санкт-Петербурга:


Большой Петергофский дворец (1747 — 1756 гг.):

Смольный собор (1748 — 1764 гг.):

Большой Екатерининский дворец в Царском селе (1752 — 1756 гг.):

Зимний дворец (1754 — 1762 гг.):


    Творчество другого итальянского архитектора Карло ди Джиованни (Карла Ивановича) Росси (1775 — 1849) представлено уже классицизмом и ампиром.


Самые из

architectstyle.livejournal.com

Небольшой архитектурный ликбез. Часть 18: Итальянские зодчие Санкт-Петербурга

    Среди итальянских архитекторов, работавших в Санкт-Петербурге, без произведений которых невозможно представить нашу северную столицу, следует прежде всего назвать пятерых: Доменико Андреа Трезини, Бартоломео Франческо Растрелли, Карло ди Джиованни Росси и Джакомо Антонио Доминико Кравенги.

    Первым из них по приглашению Петра I в Россию в 1703 году прибыл Доменико Андреа Трезини (1670 — 1734), заложивший основы европейской архитектуры в нашей стране.


Памятник Трезини напротив его дома в Санкт-Петербурге:


    Архитектурный стиль Трезини получил название «петровского барокко». Самыми известными его произведениями являются Петропавловский собор

, построенный им в 1712 — 1733 годах:


Здание Двеннадцати коллегий (1722 — 1742 гг.;
общий проект был составлен Доменико Трезини, заканчивал строительство
немецкий архитектор Теодор Швертфегер):

Дом Трезини, построенный в 1721 — 1723 гг. по его проекту
его учеником архитектором М. Г. Земцовым на Университетской набережной:

Летний дворец Петра I, построенный Трезини в 1710 — 1714 гг.
в Летнем саду и созранившийся в первозданном виде до нашего времени:


    Самым видным представителем
«елизаветинского барокко»
являлся Бартоломео Франческо Растрелли (1700 — 1771),

архитектурные творения которого представляют собой настоящую гордость Санкт-Петербурга:
 


Большой Петергофский дворец (1747 — 1756 гг.):

Смольный собор (1748 — 1764 гг.):

Большой Екатерининский дворец в Царском селе (1752 — 1756 гг.):

Зимний дворец (1754 — 1762 гг.):


    Творчество другого итальянского архитектора Карло ди Джиованни (Карла Ивановича) Росси (1775 — 1849) представлено уже классицизмом и ампиром

.

  Самые известные работы Карло Росси:


Михайловский дворец (1819 — 1825 гг.),
в котором распологается основная экспозиция Русского музея:

Здание Главного штаба на Дворцовой площади (1819 — 1829 гг.):

Здание Сената и Синода на Сенатской площади (1829 — 1834 гг.):

Александринский театр (1827 — 1832 гг.):

Улица Зодчего Росси (бывшая Театральная), (1827 — 1832 гг.):


    Якрим представителем палладианства в России являлся Джакомо Антонио Доменико Кваренги (1744 — 1817 гг.).

    Самые характерные для творчества Кваренги сооружения Петербурга:


Смольный институт (1790-е — 1806 гг.):

Эрмитажный театр (1783 — 1802 гг.):

Конногвардейский манеж на Исаакиевской площади (1804 — 1807 гг.):

Юсуповский дворец на Фонтанке (1790-е — 1802 гг.):

   Продолжение следует.
    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Итальянцы, построившие «северную Венецию» | ОБЩЕСТВО

В «Лофт Проекте Этажи» открылась выставка актуального искусства Италии. Нужно сказать, что искусство этой страны для нашего города всегда было актуальным — итальянские архитекторы создали самые грандиозные ансамбли Петербурга.

Трезини начал «с нуля»

Первым архитектором города был Доменико Трезини (1670-1734). Мастер приехал на пустынные невские берега в июне 1703 года, здесь всё нужно было начинать «с нуля» — даже кирпич привозили из-за границы морем. Трезини успел сделать многое: построить Петропавловский собор, Летний дворец Петра в Летнем саду, Двенадцать коллегий, Александро-Невскую лавру. Архитектор разработал план Васильевского острова, а также типовые проекты жилых домов: для «именитых», «зажиточных» и «подлых», то есть — для простых горожан. До наших дней сохранился и собственный дом Трезини на Университетской набережной, 21, — напротив Благовещенского моста. Кстати, предмостной площади ещё в 1995 году присвоили имя Трезини. Дом архитектора сейчас реконструируют под отель, а перед ним в 2012 году должен появиться памятник «первостроителю». Трезини скончался в 1734 году и был похоронен у Сампсониевского собора, но могила не сохранилась.

Растрелли, сын Растрелли

Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) — создатель самых роскошных дворцов столицы и её пригородов: Зимнего, Строгановского, Воронцовского, Екатерининского в Царском Селе, Большого Петергофского, а также Смольного монастыря. Франческо был сыном известного скульптора Бартоломео Растрелли, автора конного монумента Петру у Михайловского замка. Будущий архитектор приехал с отцом в Петербург в 1716 году, затем учился в Италии и вернулся в российскую столицу, которая по размаху строительства превосходила все города Европы. Архитектурный гений Растрелли преобразил Петербург, однако с приходом к власти Екатерины II и сменой архитектурной моды — с барокко на классицизм — маэстро был вынужден удалиться от дел. Точная дата смерти и местонахождение его могилы неизвестно, но в городе есть площадь Растрелли — перед Смольным монастырём.

Ринальди: от храма до буяна

Антонио Ринальди (1709-1794) приехал в Петербург в 1751 году, и вскоре стал придворным архитектором. Мы можем любоваться его Мраморным дворцом, Князь-Владимирским собором, храмом Святой Екатерины на Невском. Занимался маэстро и утилитарными объектами — он автор Тучкова буяна — так назывались сохранившиеся до наших дней склады пеньки на набережной Малой Невы. Пригороды Петербурга Ринальди украсил Большим Гатчинским дворцом, целым созвездием изящных построек в Ораниенбауме: дворцом Петра Третьего, Китайским, павильоном «Катальная горка», а в Царском Селе он спроектировал Китайский театр, Чесменскую и Морейскую колонны. В Кингисеппе, к счастью, сохранился прекрасный Екатерининский собор.

Архитектор был автором Большого театра в Петербурге, при строительстве которого упал с лесов. По состоянию здоровья маэстро был вынужден вернуться на родину.

Кваренги, автор Смольного

Джакомо Кваренги (1744-1817) приехал в Россию по приглашению Екатерины II в 35 лет. Как «архитектор двора её величества» построил Эрмитажный театр, Академию наук, Ассигнационный банк на Садовой, Конногвардейский манеж, Мариинскую больницу, Смольный и Екатерининский институты благородных девиц, Александровский дворец в Царском Селе. В 1811 году, в связи с угрозой нападения Наполеона, итальянцам было приказано вернуться на родину. Кваренги отказался и был заочно приговорён к смертной казни. Архитектор жил в одном из помещений Эрмитажного театра, где и скончался. Его похоронили на Волковском кладбище, а в 1967-м, в год 150-летия смерти, могилу перенесли в некрополь Александро-Невской лавры, а у Ассигнационного банка установили памятник-бюст.

Ансамбли Карла Росси

Карл Росси (1775-1849) оказался в России в 12 лет с матерью — балериной. Архитектуре Карл учился в Италии, а продолжил в Петербурге, ещё у одного итальянца на русской службе — Винченцо Бренна, автора Михайловского замка. Росси подарил Петербургу роскошные ансамбли: Михайловского дворца с площадью Искусств и проложенной к Невскому Михайловской улицей, Сенатской площади с Сенатом и Синодом, Александринского театра и улицей за ним, ныне носящей имя зодчего. Архитектору пришлось работать в уже относительно застроенном городе и соперничать с шедеврами соотечественников. Так, труднейшей задачей было создать нечто достойное Зимнего дворца Растрелли, тем более что напротив него на Дворцовой площади уже были дома. Архитектор перестроил их в грандиозное здание Главного штаба, и украсил его Триумфальной аркой. Архитектор умер во время ремонта своего же Александринского театра, заразившись холерой от рабочих. Могиле Росси можно поклониться в акрополе Александро-Невской лавры.

Кстати

Шедевры были созданы во многом и благодаря соединению культур. Многие итальянцы обрусели, Трезини, к примеру, откликался на «Андрея Якимовича», Росси — на «Карла Ивановича». В благодарность зодчим в мае 2003 года, когда Петербургу исполнилось 300 лет, на манежной площади установили памятники-бюсты Растрелли, Ринальди, Кваренги и Росси.

Смотрите также:

spb.aif.ru

от дворцов Трезини до элитных домов

Только ленивый не сравнивал Петербург с Венецией. Большинство считают, что все дело в реках и каналах, которые пронизывают город со всех сторон. Но итальянские черты нашего города на этом не заканчиваются. Пантелеимоновская церковь, здание Горного института, Троицкий собор и даже некоторые современные жилые дома — в каждом из них угадываются итальянские корни.  

Петербург строился сразу с чистого листа, ориентируясь на архитектурные шедевры эпохи Возрождения. А как иначе, ведь первым городским архитектором был как раз итальянец Доменико Трезини, которому мы обязаны появлением и здания Двенадцати коллегий, и Петропавловского собора. Многие русские зодчие учились в Италии. Позднее в городе творили самые именитые мастера: Растрелли, Ринальди, Кваренги, Росси — и каждый из них внес свою лепту в «итальянский облик» Петербурга. «Теперь этот стиль является одним из самых распространенных в Северной столице — визитной карточкой нашего города», — отмечает основатель проектного бюро Rumpu Евгений Богданов.

Одним из самых «итальянских» зданий называют Пантелеимоновскую церковь на улице Пестеля. Ее создал как раз получивший образование в Италии Иван Коробов, и по своему силуэту она очень напоминает церковь Сан-Карлино. Черты римской базилики легко угадываются в силуэте Троицкого собора. А здания Академии Наук или Горного института с их дорическими колоннами — это и вовсе классика итальянской архитектуры, построенные буквально «по учебнику», только не в южной Италии, а в северном петербургском климате. Даже своя Пизанская башня у нас есть — ее очень напоминает силуэт гостиницы Novotel Санкт-Петербург Центр, спрятавшейся в глубине улицы Маяковского.

«Сегодня маленький кусочек Италии можно найти не только в исторических здания, но и в современных жилых проектах и, как правило, дорогих», — отмечает коммерческий директор «ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад» Ольга Аветисова. То, что вариации на тему итальянского Возрождения возможны, прежде всего, в элитном сегменте, понятно — без использования натуральных материалов такие проекты выглядят как минимум подделкой. «Тот стиль, который 300 лет назад реализовывали итальянцы, стоит больших денег, — поясняет Евгений Богданов. — Для него требуются огромные глыбы натурального камня, причем не российского происхождения». Принцип «чистенько, но бедненько» тут не работает, считает он.

Например, для лицевой отделки элитного дома «Венеция» на Крестовском острове «Группа ЛСР» использовала натуральный камень. Цоколь решили выложить гранитом, а высокий карниз оформить скульптурным декором. Симметричный рисунок фасада, аккуратный внутренний двор и обилие арочных проемов сразу навевают мысли об Италии. «Мы постарались создать дом-дворец и перенести жителей Северной Венеции в Венецию южную, — рассказывает Ольга Аветисова. — Стиль итальянского палаццо, огромные грифоны на крыше, необычный для Санкт-Петербурга цвет фасадов — все это выделяет дом среди других элитных проектов».

Итальянская архитектура эпохи Возрождения настолько прочно ассоциируется в сознании современных людей с основательностью, высоким статусом и безупречностью форм, что не использовать эти преимущества при создании элитных проектов было бы упущением. Поэтому неудивительно, что творческий тандем «Группы ЛСР» и архитектурного бюро «Евгений Герасимов и партнеры» обратился к этому выверенному веками стилю и в проекте VERONA.

На этот раз вдохновением служили классическое римское палаццо и церковь XVI века Сан Джорджо Маджоре в Венеции. Портик с четырьмя колоннами, выше которых находится фронтон с декоративным карнизом — главный фасад семиэтажного дома, выходящий на Морской проспект, получился величественным. Арка, ведущая во внутренний двор, — типичное решение для римской жилой архитектуры — также поддерживает общую концепцию дома. Боковые фасады отделаны в узнаваемой манере «Группы ЛСР»: красно-коричневым кирпичом, на фоне которого выделяются каменные резные обрамления окон, входов и карнизов.

Несмотря на то что наши современники не устают обращаться к итальянскому стилю, слепого копирования дворцов 300-летней давности никто не ждет. «На мой взгляд, архитектура должна соответствов

www.dp.ru

Итальянский Санкт-Петербург — ItaliaAmo

Побывав в Санкт-Петербурге и Риме, невозможно не отметить сходство этих двух городов! Сами итальянцы во все времена называли Санкт-Петербург «северной Венецией» или «северным Римом». А все почему? Потому что уже Петр I понял, что от итальянцев нужно брать их прирожденное чувство красоты. Помимо того, что он направлял на учебу в Италию видных деятелей, он еще и приглашал к себе «на постоянное место жительства» зарекомендовавших себя архитекторов на строительство нового города! Он хотел сделать Петербург европейским городом! Петр I и название городу подобрал соответствующее, в честь святого покровителя Рима – Петра (Pietro), ведь все итальянцы называют наш город – San Pietroburgo.

И кто же был первым счастливчиком, прибывшим из Италии?

Доменико Трезини (Domenico Trezini)

Родился в г. Астано, Швейцария, в 1670, в бедной дворянской семье. Он был первым, кто покончил со стихийной застройкой русских городов и сформировал план Санкт-Петербурга. Трезини заложил строительство Кронштадта, Александро-Невской лавры. Начал перестраивать Петропавловскую Крепость, превращая ее в каменную. И Васильевский остров сейчас такой, потому что именно таким его спланировал Трезини. А в 1717 году Петр I приказал архитектору построить себе дом, который будет образцовым для зажиточных жителей, и сказал это сделать на 12-й линии В. О. Но он жил в другом доме, на 2-й линии, так как на 12-й поселился барон Остерман.

Италия

Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi)

В 1751 году Антонио Ринальди приехал в Петербург прямо с юга Италии, его семья это почтенный дворянский род. Одной из главных заслуг Ринальди является проектировка Гатчинского дворца,строительство Большого театра.

 

Италия

Италия

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (Giacomo Antonio Domenico Quarenghi)

Джакомо Кваренги также вышел из аристократической семьи, в которой родился в 1744 году. Его наследие в Петербурге – самое многочисленное. Под его руководством было «рождено» около 30 построек: Смольный институт, Александровский дворец (Царское село), Екатерининский институт, Английский дворец (Петергоф), Ассигнационный банк, Юсуповский дворец. В 1812 году Кваренги выбрал единственной своей родиной Россию, когда отказался по приказу короля Италии возвращаться в родную страну.

Италия

Карл Иванович Росси (Carlo di Giovanni Rossi)

Карл Росси родился в 1775 году в неаполитанской семье в Санкт-Петербурге! Именно ему мы благодарны этими гармоничными архитектурными ансамблями. Также его заслуга – Дворцовая площадь с Триумфальной аркой и Главным Штабом, Михайловский дворец, Сенатская и Александринская площади.

Италия

 

Италия

Бартоломео Франческо Растрелли (Bartolomeo Francesco Rastrelli)

У Бартоломео Растрелли уже сам отец был известным архитектором и скульптором – Карло Растрелли. А на долю Франческо выпало в Петербурге строительство городских дворцов, пригородных усадеб – Строгановский дворец, дворец Воронцова, Аничков дворец и др.

Итлаия

Италия

Италия

Весь вклад итальянских архитекторов не поддается оценке.

Без них – не было бы Петербурга!

italiaamo.ru

итальянские архитекторы в санкт петербурге



Автор Артём Цикунов задал вопрос в разделе Архитектура, Скульптура

Какие знаменитые здания в Питере построили итальянцы? и получил лучший ответ

Ответ от Виктория Махракова[гуру]
В Петербурге работало много итальянских архитекторов, а русские учились в Италии, и многие наши шедевры архитектуры являются «вольным пересказом» творений итальянских зодчих.

Великий архитектор Карло Росси. В 1819 голу он полностью преобразил пространство перед Зимним дворцом. На месте отдельных частных домов он возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и триумфальной аркой над Морской улицей. Основой для реконструкции другого района столицы — между Невским проспектом и Марсовым полем — послужило строительство дворца для великого князя Михаила Павловича (1819—1825; ныне — Русский музей) . Преображая территорию от Невского до Чернышева моста через Фонтанку Росси возвел здесь в 1828—1834 годах Александрийский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (ныне улица зодчего Росси) . Последний из крупных ансамблей был выстроен на Сенатской площади.

Антонио Ринальди. В 1768 году Ринальди начинает строить Мраморный дворец. Заканчивает его он к 1785 году. Одновременно с Мраморным дворцом архитектор строил дворец в Гатчине. После взошествия на престол Екатерины II Антонио Ринальди стал ведущим архитектором Санкт-Петербурга. В 1770-е годы архитектор работал в основном в Царском Селе. Здесь он создал Китайский театр и Китайский павильон. Кроме этих строений Антонио Ринальди спроектировал Чесменскую и Морейскую ростральные колонны, Кагульский обелиск и Крымскую колонну. В 1766 году под руководством архитектора начинается перестройка Князь-Владимирского собора. В 1772 году по проекту Ринальди рядом было завершено строительство Тучкова буяна.
В 1768 году по желанию Екатерины II архитектор начинает строить новое здание Исаакиевского собора. Эта его работа не сохранилась, впоследствии собор был перестроен. Возможно именно авторству Ринальди принадлежат дом Мятлевых на Исаакиевской площади, дом Волконских на берегу Мойки. По проекту Антонио Ринальди был построен Большой театр, на месте которого позже возвели здание Консерватории.
Джакомо Кваренги. В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе (1780–1787),павильон в Царском Селе (1782).В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра (1783–1787),Академии наук (1783–1785),Ассигнационного банка (1783–1789),Иностранной коллегии. При Павле I Кваренги построил в Царском Селе Александровский дворец (1792–1796) и здание театра в саду близ Большого дворца. В первом десятилетии XIX века по проектам Кваренги в Санкт-Петербурге построены Конногвардейский манеж (1800–1807),здание «Кабинета его величества» (1803–1806),Мариинская больница для бедных (1803–1805),здания Екатерининского института благородных девиц (1804–1807) и Смольного института благородных девиц (1806–1808).

Франческо Растрелли-знаменитый русский архитектор итальянского происхождения. Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741—1744 годы) , не сохранился). Затем последовали многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы, такие как дворец Воронцова (1749—1752), Строгановский дворец (1753 — 1754 годы). С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве, в 1752—1757—перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе. Две его наиболее известные работы — это ансамбль Смольного монастыря (1748 — 1754) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754 — 1762).

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какие знаменитые здания в Питере построили итальянцы?

Ответ от Ѐомуальда Генриховна[активный]
Эрмитаж построил Расстрелли


Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

Архитектура Санкт-Петербурга на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Архитектура Санкт-Петербурга

2oa.ru

Архитектура Санкт-Петербурга — Википедия

Архитектура Санкт-Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.

Особенностями архитектуры Санкт-Петербурга являются продуманная регулярность застройки, соразмерность городских ансамблей, учёт влияния неброской природной среды, гармоничная полифония различных архитектурных стилей, сочетание регионального и столичного склада ума, вовлечение пригородов в единую агломерацию.

Основные этапы застройки города Санкт-Петербург[править | править код]

Предпосылки строительства[править | править код]

Геологические условия[править | править код]

В целом, место, выбранное Петром, трудно назвать удобным для строительства. На территории Санкт-Петербурга скальные породы залегают примерно на глубине до 200—300 м и даже сейчас не могут быть использованы для строительства. К тому же чуть севернее города проходит стык Русской плиты и Скандинавского кристаллического щита, что делает территорию сейсмоопасной. Имеются геологические разломы и под самим городом[1].

Древние достаточно прочные осадочные и моренные грунты залегают на глубине 20-30 м. В них, например, проходит значительная часть тоннелей петербургского метро. Эти слои почти везде покрыты слабыми и неоднородными водонасыщенными пылевато-глинистыми грунтами прочностью не выше 0,15 МПа, что затрудняет наземное строительство[2]. Для таких грунтов характерны значительные и неравномерные осадки зданий, продолжающиеся в течение десятков и даже сотен лет. Для уплотнения основания применялись деревянные сваи длиной 6-8 м, что несколько снижало деформации зданий. Однако в тяжелых случаях не помогали и сваи, которые «засасывало». Значительная часть территории города образована наносами дельты Невы, встречаются плывуны и подземные водотоки.

В петровские времена глубокий анализ несущей способности оснований был невозможен. Технология того времени не позволяла также забивать длинные сваи, намывать или заменять большие массивы грунта. Часть построенных зданий и сооружений получили из-за этого деформации, крен, трещины. Например, наклонился и осел на несколько десятков сантиметров Исаакиевский собор, пришлось исправлять фундаменты Ростральных колонн и т. д.

Гидрологические условия[править | править код]

Территория города до недавнего времени подвергалась опасности значительных наводнений, превышающих 4 м, а по древним летописям — более 7 м. Шведы, владевшие Ингерманландией в XVII веке, знали о наводнениях на Неве и не застраивали низкую дельту Невы: крепость Ниеншанц стояла на сравнительно высоком месте в устье Охты при впадении в Неву (напротив нынешнего Смольного; на этом месте собирались возводить «Охта-центр»). Согласно шведским летописям[3][4], в 1691 году произошло грандиозное наводнение, в котором погибли жители поселения на острове Енисаари.

Однако наводнения в Санкт-Петербурге бывают обычно по осени, а место для крепости выбиралось в мае. Возможно, Пётр не принял во внимание опасность наводнений, хотя уже в августе 1703 года вода поднялась на 2 метра. Свою роль сыграл положительный опыт защиты дамбами низменностей в Голландии, откуда царь недавно вернулся, а также опыт застройки низменных берегов Азова[5].

Геополитические предпосылки[править | править код]
План местности, занятой впоследствии Петербургом. Составлен в 1698 комендантом крепости Ниеншанц Авраамом Крониортом, перевод Ц. И. Шварца, 1737 г.[6]

Археологические изыскания на территории Санкт-Петербурга открывают стоянки человека эпох каменного и железного века, поселения ижоры, карелов, варягов, новгородцев, финнов, шведов. Возраст некоторых стоянок на территории Ленинградской области превышает 8 тысяч лет.

Историческая область Ижора, расположенная по берегам Невы, на протяжении веков имела стратегическое значение. Для России это был кратчайший выход на Балтику, в Западную Европу. Поэтому в августе 1700 года Пётр, нарушив шаткое перемирие, объявил войну Швеции. Для обеспечения пути в Западную Европу необходимы были морской порт, верфь, крепости — то есть город на Неве. Другого варианта у Петра не было.

Основание Санкт-Петербурга[править | править код]

Начало основания[править | править код]

В 1701 году в Москве была основана инженерная школа, выпускавшая военных инженеров и сапёров, многие из которых впоследствии участвовали в строительстве фортификационных сооружений на Неве. За фортификацию в петровской армии отвечали Ламбер и В. Д. Корчмин, впоследствии руководивший фортификационным устройством Петропавловской крепости[7].

Однако первые укрепления на Неве Петр I не построил, а захватил: это были Нотебург (октябрь 1702 г.) и Ниеншанц (1 (12) мая 1703). В боях участвовал сам тридцатилетний царь вместе с Меншиковым. Сразу же Нотебург был переименован в Шлиссельбург, а Ниеншанц — в Шлотбург. А через неделю Петр с Ламбером уже выбирали место для крепости на острове Заячий (он же Енисаари) в дельте Невы. Ламбер и начертил знаменитый неправильный шестиугольник с выступающими бастионами, занимающий почти весь остров. Первым генерал-губернатором Санкт-Петербурга и по совместительству Ингерманландской губернии был назначен вездесущий Меншиков.

Первые здания[править | править код]
Петропавловская крепость (современный вид)

Первым сооружением города считается дерево-земляная Петропавловская крепость, заложенная 16 (27) мая 1703. Собственно, она и называлась «Санктпитербурх», позднее это имя распространилось на весь город. В этом же году построен деревянный наплавной Петровский мост через Кронверкский пролив — первый мост города; в 1706 году он заменён свайным. В 1704-1705 годах с запада и с востока крепости были возведены дерево-земляные равелины, в 1705—1708 годах с наиболее опасного — северного — направления основная крепость была защищена вспомогательной — Кронверком, за которым был оставлен гласис — на его месте сейчас разбит Александровский парк[8]. В эту же зиму построены первые форты в проливе Невской губы.

Однако первым завершённым городским зданием является Домик Петра I на Берёзовом острове (от финского Койвусаари — Берёзовый остров), который был построен солдатами за три дня, к 27 мая 1703 года.

В ноябре 1704 года на левом берегу Невы была заложена вторая «фортеция» — верфь-крепость «Адмиралтейство», позже неоднократно перестраивавшаяся. Крепость прикрывала верфи с южного направления. Первые чертежи сделал сам Пётр I, руководил стройкой новый обер-комендант города Роберт Брюс. За стенами крепости также был оставлен гласис, на месте которого сейчас Александровский сад.

Таким образом, в 1703—1711 годах основными градообразующими функциями города были фортификация и судостроение, им было подчинено создание административных, жилых, торговых, транспортных объектов. Единого проекта застройки не существовало, зачастую за основу брались дороги и поселения допетровского времени. В то же время у Петра I до конца жизни сохранялся основной градостроительный замысел новой столицы: каменная застройка по образцу виденных им западно-европейских городов. Однако, в отличие от скученной компоновки старых европейских городов, северный размах территории позволял создать прямые широкие улицы, застроить набережные каналов и невских протоков[9]. В дальнейшем это послужило одной из основ своеобразия архитектуры Санкт-Петербурга.

Однако к концу десятилетия театр военных действий сместился в Центральную Европу. Атаки Швеции на петербургские укрепления продолжались до 1708 года, но до крепости они не докатились. Наступала пора развития города в новом качестве.

Начало регулярной застройки, первая половина XVIII века[править | править код]

Столица России[править | править код]

После Полтавской битвы, занятия Эстляндии и Курляндии, взятия Выборга и Кексгольма строящийся Санкт-Петербург уже не был пограничным форпостом. Примерно с 1710 года начинается регулярная застройка города. Вначале Петром предполагалась традиционная русская планировка: на Городском острове (первоначально Берёзовом, позже Троицком, Петербургском, ныне — Петроградском) предусматривались царские слободы, огороженные палисадным укреплением, вокруг должны были располагаться царские, вельможные и прочие усадьбы. Для застройки были разработаны «образцовые проекты». Петр I издает указы о принудительном переселении тысяч семей дворян и купцов на остров Котлин и в Петербург[10].

Центр города первоначально формировался не на привычном нам левом берегу Невы, а на Городском острове. Первой площадью города стала Троицкая площадь, по имени деревянной церкви «Во Имя Святой Троицы» (не сохранилась). Активно застраивался район вокруг Адмиралтейства и вдоль Большой Невы, редкая застройка тянулась вдоль стрелки Васильевского острова, по берегу Большой Невки на Выборгской стороне.

Преобладающим строительным материалом на Руси было дерево, из которого делались и стены, и кровли, и сваи. Деревянное строительство было запрещено в 1712 году, однако камень оставался дорогим и редким материалом, а технология производства обожжённого кирпича была несовершенной. Чтобы ускорить в Санкт-Петербурге каменное строительство и уберечь столицу от пожаров, Пётр в 1714 году издает указ о повсеместном (кроме Санкт-Петербурга) запрете каменного строительства (указ продержался до 1728 года). Вводятся противопожарные разрывы, сносятся деревянные строения, хотя они ещё преобладают.

В 1712 году Пётр I переводит столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Размеры города достигают 12 км², население оценивается в 8000 человек[10], однако на столицу он совершенно не похож. Необходимо было выбрать стратегию застройки, исходя из новых градостроительных задач.

Первые генеральные планы[править | править код]

Пётр рассматривает несколько противоречащих друг другу проектов, принимает и отвергает их. Основную проектную работу проводит Доменико Трезини. Эти проекты объединяет строгая регламентация застройки, общая прямоугольная разбивочная система, единые требования к зданиям.

  • По первому варианту (январь 1712 года) столица располагается вовсе не в Санкт-Петербурге, а на острове Котлин (финск. Ретусаари), где уже с 1704 года строился Кронштадт. На острове должна быть разбита прямоугольная сеть улиц и каналов, образующая жилые и общественные кварталы.
  • Второй вариант (1712 год) предусматривал также прямоугольную сеть улиц, но на левом берегу Невы (впоследствии Московская сторона, примерно от Литейного проспекта до Таврического сада). Строительство было начато и продолжалось до 1714 года, а затем было остановлено, хотя прямоугольная планировка первого регулярного района города прослеживается до сих пор.
  • По третьему варианту (1714 год), не осуществлённому, город располагался на окраинной Выборгской стороне.
  • Четвёртый вариант (1715 год) создаёт прямоугольную разбивку кварталов на Васильевском острове[11].

В 1716—1717 годах Пётр совершает путешествие по Европе, где знакомится с французскими и итальянскими архитекторами. Приглашённый Петром Жан-Батист Леблон составляет первый сводный генеральный план Санкт-Петербурга. Грандиозный план представлял город в виде правильного овала, расчлененного сетью прямоугольных улиц и каналов. Впервые предложено создать в городе несколько градостроительных ансамблей, причём главный центр должен был быть создан на Васильевском острове. Идея Леблона принимается, а план — нет. Санкт-Петербургу не нужны были ограничивающие фортификационные сооружения, пришлось бы обратно засыпать и перепланировать многие каналы, пришлось бы снести большую часть уже возведенных зданий, поэтому Пётр вернулся к первоначальной лучевой системе[12]. Тем не менее на основе идеи Леблона и в связи с учреждением городской полиции 25 мая 1718 года в Санкт-Петербурге формируются пять административных частей: Санкт-Петербургский остров, Адмиралтейский остров, Васильевский остров, Московская сторона, Выборгская сторона. Южная граница города проходила по реке Мье.

Топографический план Санкт-Петербурга, ок. 1720 г. Часть объектов (напр., Васильевский о-в) показаны по проекту Д. Трезини

Застройка Васильевского острова продолжается по плану Д.Трезини ортогональными линиями. Со стороны же Адмиралтейства сначала Георг Маттарнови в 1718 году, а затем Н. Ф. Гербель в 1719 году предлагают лучевую систему, которая и ложится в основу современной застройки центра города. Пять лучей («першпектив») Н. Ф. Гербеля — это современные Галерная улица, Вознесенский проспект, Гороховая улица, Невский проспект и Миллионная.

В этот же период активно осваивается пригородная территория. В 1714 году начинается строительство Большого Петергофского дворца, в 1720 году — Константиновского дворца в Стрельне, строятся дороги и каналы. С 1712 года прокладывается тракт Москва — Санкт-Петербург, с 1719 года — обводной канал вокруг Ладоги.

Столица империи[править | править код]

После окончания Северной войны в 1721 году Ингерманландия официально отошла к России, а Пётр I провозгласил создание Российской империи. Санкт-Петербург стал столицей империи, что ещё более повысило требования к градостроительной стратегии. Были пересмотрены планы развития частей города, однако композиционная раздробленность застройки сохранялась.

Не самым удачным начинанием Петра была попытка расселения жителей города по профессиональному признаку. Так, на Адмиралтейском острове должны быть расселены работники верфи, на Городском острове — офицеры гарнизона, на Васильевском острове — дворяне и купцы. Набережные отводились для дворцов знати. В 1720—1721 годах были изданы указы о переселении жителей, уже построивших дома, однако они плохо исполнялись. Эти указы формально были отменены только в 1761 году[10].

С 1722 года активизировались работы на Стрелке Васильевского острова, причём уничтожались уже созданные жилые здания. Продолжалось каменное строительство, создавались Немецкая, Греческая, Финская и другие иноземные слободы. Население города достигло 40 тысяч человек[13]. Иностранные архитекторы, работавшие с Петром I, получали возможность воплотить смелые замыслы, хотя, возможно, не всегда соответствовали уровню поставленных задач.

Развитие города в 1725—1736 годах[править | править код]

Со смертью Петра I в 1725 году и его вдовы Императрицы Екатерины Алексеевны в 1727 году развитие Санкт-Петербурга не остановилось, но существенно замедлилось. Продолжалось строительство Петропавловского собора (1712—1733), Летнего сада, других объектов, велись работы в Петергофе, Кронштадте, Стрельне. Однако в 1728 году Императорский двор вернулся в Москву. Император Пётр II не интересовался государственными делами, а тем более строительством Санкт-Петербурга.

Положение спас Бурхард Миних, генерал-губернатор в 1728-1734 годах. Он не допустил упадка северной столицы: проводил осушение болот юго-восточнее Лиговского канала, прокладывал дороги на Московской стороне, создавал набережные Невы и Мойки. Южная граница города дошла до Фонтанки. Однако главное нововведение Б.Миниха — фактический перевод центра города на Адмиралтейский остров, хотя, не отступая от набросков Петра I, он продолжает строительство общегородского комплекса на Васильевском острове. Возводятся каменные стены Петропавловской крепости. Б.Миних продолжил устройство дорог на Выборг, Архангельск, Москву. При Анне Иоанновне Б.Миних вернулся к военной карьере.

Единая градостроительная политика[править | править код]
План А. Ф. Трускота, 1753

В 1736 и в 1737 году по Петербургу прокатились опустошительные пожары, причиной которых были поджоги. Сгорело большинство деревянных строений. Новым градоначальником В. Ф. Салтыковым учреждена «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» (1737—1746), которая разработала новый план города и 12 «перспектив» к нему. Главным архитектором комиссии стал П. М. Еропкин.[14] В соответствии с административным делением комиссия выделила пять частей города и проводила единую градостроительную политику, составив проекты планировки районов. Были закреплены три главных луча-проспекта, сходящихся на шпиле Адмиралтейства. В 1738 году по указу Анны Иоанновны была углублена Мойка, набережные укреплены сваями[15].

В 1737 году в состав города вошла Литейная часть и Охтинские слободы. Комиссия разработала планы застройки Охтинской слободы и Выборгской стороны. На Московской стороне выделялись участки для расположения полков (Фурштатская, Моховая и др.). В создании проектов и карт города принимала участие Петербургская академия наук. Одновременно с созданием архитектурных ансамблей, дворцов и храмов строились скромные деревянные здания, расширялись пригородные дачные зоны. Численность населения столицы достигла 70 тысяч — по европейским меркам ещё очень скромно.

В 1749 году под руководством адъюнкта императорской Академии наук И. Ф. Трускота выполнен второй единый проектный генеральный план Санкт-Петербурга; иногда назывался «План М. И. Махаева», так как подмастерье Михаил Махаев выполнял гравюры к изданию 1753 года. Это было парадное проектное изображение столицы при Елизавете Петровне[16].

Вторая половина XVIII века — начало XIX века[править | править код]

1762—1780. Компактное градостроительство[править | править код]

В 1762 году указом Екатерины II создана «Комиссия для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы», получившая затем название «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Комиссией к 1769 году выполнены градостроительные проекты всех частей города, установлены стабильные границы городской застройки, предместий, выгонных земель (последние застраивать запрещалось). Тем самым было временно ограничено «расползание» столицы вширь, ускорена застройка центральных районов. Напротив, в 1766—1767 годах территория города даже несколько сократилась. Ряд городских территорий был объявлен предместьями: Петербургская сторона за Кронверком, Васильевский остров за Малым проспектом, левобережье реки Фонтанной (Александро-Невское, Лифляндское, Московское предместья).

«Новый» план Санкт-Петербурга 1776 года

В 1763 году был объявлен конкурс на разработку генерального плана Санкт-Петербурга, итоги которого остались неизвестны. В 1765 году введены ограничения на высоту зданий (10 сажен), на размещение промышленных предприятий, утверждены образцовые проекты зданий. Между Большой Невой и Фонтанкой запрещалось строить деревянные здания. К 1769 году комиссией закончены градостроительные планы частей и предместий города, на основе которых в 1769-1776 годах выполнен новый сводный генеральный план. Большая роль в создании градостроительного облика той эпохи принадлежит А. В. Квасову, под руководством которого создан генеральный план Санкт-Петербурга 1769 года; он разработал круговую застройку Дворцовой площади, планы Адмиралтейской части, набережных Фонтанки и др. Практически была создана система непрерывного обновления генерального плана: известны варианты 1769, 1776, 1792, 1796 годов.

Большое наводнение 1777 года привело к необходимости подсыпки некоторых затопляемых территорий, в частности, был насыпан остров в устье Фонтанки. Генеральный план был уточнён в 1777-1779 годах под руководством инженера и архитектора Фридриха Баура в связи с необходимостью защиты города от наводнений[11].

1780—1795. Управы и комиссии[править | править код]

В 1780-1790-х годах упомянутая комиссия носила название «Комиссия о каменном строении Санкт — петербурга и Москвы». Комисс

ru.wikipedia.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о