Интерсубъективность: Интерсубъективность как проблема философии науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

Содержание

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ | это… Что такое ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ?

ТолкованиеПеревод

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ — особая общность между познающими субъектами, условие взаимодействия и передачи знания (или — значимости опыта познания) одного для другого. Вплоть до 20 в. гарантией достоверности познания выступала универсальная структура познающего субъекта. Собственно проблема И. ставится Гуссерлем в «Пятой картезианской медитации». Поскольку Гуссерль начинает опыт феноменологической рефлексии с исключения «наивной» опоры на предшествующий сознанию мир (как тут-объективно-сущий), ему требуется новое основание для обеспечения значимости опыта рефлексии и он предпринимает попытку обоснования рефлексии через саму рефлексию. Каждый субъект, рефлексируя, выстраивает мир специфически, этот мир — опыт субъекта, зависящий только от его познания. Следовательно, решение — в проблеме взаимоотношения субъектов, в частности, Я и Другого. Гуссерль находит, что Я естественным образом выстраивает в себе Других и складывает интерсубъективную общность — общность (гипотетических) субъектов, каждый из которых имеет мир в своем опыте, и, в силу этого, мир может рассматриваться как объективно (для-всех) сущий — то есть как основание индивидуального опыта Я. В то же время в И. Я фиксирует своеобразие своего опыта в отношении других возможных опытов. На основе интерсубъективного сообщества при рефлексии над тем, как Другой выстраивает «его» Других, формируется интенциональная общность, характеризующаяся направленностью на горизонт возможностей понимания и бесконечное пространство сообщества (по сути, — преобразование идеала истинного человечества). Однако проблема выяснения корректности знания остается открытой, поскольку бесконечное самоуглубление — идеал, вещь-в-себе. Позднее Гуссерль вводит понятие Жизненного Мира — духовного образования, которое задает основные «темы» для «вариаций» — всякого действия или мысли конкретного субъекта — и посредством этого служит базисом И.

В дальнейшем тема И. рассматривается в аналитической философии (как проблема общезначимости логических и языковых форм — у Рассела, Карнапа, Куайна), феноменологии (Сартр: конфликт претензий конституирующих субъектов; Мерло-Понти: тело как общезначимое основание рефлексии всякого субъекта) и феноменологической социологии (Шюц). Шюц рассматривает И. в свете двух правил (интерпретации) социальной жизни — взаимозаменяемости точек зрения Я и Другого и признания схожести интерпретации общих фактов и программ поведения при несущественных различиях. Однако все эти программы суть отход от гуссерлевской идеи обоснования объективности рефлексии из самой рефлексии.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

Поможем сделать НИР

  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
  • ИНТРАВЕРСИЯ

Полезное


Интерсубъективность в культуре и психотерапии — Моноклер

Рубрики : Культура, Литература, Последние статьи, Психология


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование: 

Donate


Интерсубъективность как понятие, введенное для обозначения человеческих отношений, где любое «Я» рассматривается в соотнесенности с Другими, находит отражение в разных областях нашего бытия — от культуры до психотерапии.

У каждой эпохи — своя модель интерсубъективности, продиктованная доминирующим мировоззрением. Так, если в литературе модерна интерпретация автора самоценна и направлена на воздействие на читателя, то и психотерапия этого периода рассматривает интерпретацию терапевта как неоспоримую боевую единицу, которая должна проникнуть в сознание клиента, чтобы быть принятой им. Но что поменялось в человеческих отношениях с приходом постмодерна, субъект которого потерял персональную исключительность и самодостаточность, оказавшись запертым в клетку своего одиночества и воображаемой идентификации? Практикующий врач-психотерапевт Максим Пестов размышляет, какую роль в постмодернистском мире играет интерсубъективность и как в этом безвоздушном пространстве меняются отношения между людьми, в частности между психотерапевтом и клиентом.

Тема интерсубъективности получает интересное раскрытие в областях, далеких от психотерапии, например, в литературе. Причем  речь не идет об отношениях между героями, как могло бы показаться на первый взгляд. В этой области как раз все хорошо — в литературе множество примеров того, как различные формы интерсубъективности получали художественное переосмысление через изображение способов бытия героев друг для друга. Причем литературное направление обозначает пределы смысловой выразительности, то есть литература модерна будет описывать концепцию интерсубъективности, которая также будет распознаваться как модернистская. Из этого можно сделать вывод о том, что понимание интерсубъективности является имплицитным. То есть в отношениях мы разворачиваем тот способ интерсубъективности, который бессознательно разделяем. И значит, этот способ можно отрефлексировать. Про модели интерсубъективности мы поговорим позже, а теперь хотелось бы вернуться к отражению этой темы в литературе.

Проблема здесь появляется, когда мы переводим взгляд с отношений между героями на отношения писателя и читателя. Хотя сразу становится непонятно, о каких отношениях заходит речь. Поскольку совершенно неясно, кто такой этот писатель и уж подавно, к какому читателю он обращается. И это непонимание даже приблизительно  не компенсируется кокетливыми обращениями некоторых авторов со страниц своей книги к воображаемому чтецу. С таким же успехом можно проповедовать птицам. 

Литература модерна отважно игнорировала отсутствие коммуникативного мостика между читателем и писателем. Впечатление, которое оказывала книга, целиком определялось мастерством автора. Писатель использовал жанровую колею для того, чтобы “разбудить” в читателе определенные чувства — вожделение, ужас, азарт, негодование. Этот сговор читателя и писателя метафорически напоминает ситуацию про плохую шутку, в конце которой нужно сказать слово “лопата” — это означает, что после этого можно начинать смеяться.

То есть модерн предполагает, что произведение должно произвести определенное впечатление на читателя. Если этого не происходит, ничего страшного — или писатель оказался весьма посредственным, или читатель дураком. Главное, что это впечатление предполагалось. Как будто содержимое психики автора напрямую, но с разными количественными и качественными потерями, перекладывается в читателя.

Сам этот процесс трансгрессии никак не освещался, поскольку, по умолчанию, этот канал связи исправно работал. 

Если проводить параллель с терапевтическими отношениями, то психотерапия модерна рассматривает интерпретацию терапевта как самоценную боевую единицу. Она должна проникнуть в сознание клиента и занять причитающееся место вопреки разнообразным обстоятельствам. Если клиент не принимает интерпретацию — это сопротивление. Или кунг-фу терапевта недостаточно хорошо. Выход очевиден — всем участникам отношений надо просто больше стараться.  

В литературе постмодерна произошел значительный сдвиг в понимании интерсубъективности как связи читателя и писателя. По умолчанию, этой связи нет. Пишущий и читающий стоят лицом друг к другу на разных сторонах пропасти и в растерянности смотрят то вниз, то вперед. Вот эта растерянность и становится первым ростком отношений. Я не знаю тебя, ты не знаешь меня, и мы можем что-то понять друг про друга только на основании небольшого отрезка совместного времени.

В евклидовом пространстве постмодерна два субъекта не пересекаются друг с другом, как параллельные прямые; значит, придется это пространство искривлять и придумывать для этого случая новую геометрию. 

Согласно постмодернистской оптике эта связь проявляется через свое отсутствие и устанавливается с помощью переживания этого внезапного и отчасти травмирующего обнаружения. Модернисты, например, говорят — чтобы осознавать себя, я должен отличаться от других. Постмодернисты могли бы добавить —  а затем обнаружить связность как то, что есть всегда, но что необходимо устанавливать всякий раз заново. Именно связность оказывается лучшим способом обнаружить центр, который был потерян в результате постмодернистской ревизии.

Различие не является достаточным основанием для установления субъектности. Как научной теории для того, чтобы претендовать на истинность, недостаточно быть верифицируемой. Субъектность требует другого уровня самоидентификации, отличного от идентификации с нарциссическими образами. И представление о субъекте сильно трансформировались в ходе обнаружения новых элементов мозаики, из которых складывалось это понятие. Так, субъект модерна был позитивистским, самодостаточным и целостным. Этот субъект обладал самостоятельной сущностью, которая отличала его от других, не менее самостоятельных субъектов. Обнаружение бессознательного немного поколебало эту незыблемость, но не изменило ее фундамента. У субъекта оставались влечения, исходящие из самой сердцевины его природы. Эти влечения, подобно булавке энтомолога, надежно прикрепляли субъекта к бархату реальности. 

Субъект постмодерна внезапно потерял свою жизнеутверждающую исключительность. То, что он представлял о себе, оказалось вторичным набором отсылок к другим отсылкам, которые вели в никуда, а точнее, уходили за горизонт отсутствующего авторства. Субъект оказался даже не колодой карт, но списком литературы на последней странице романа, который он читал с полной уверенностью в том, что является его эксклюзивным создателем. Субъект перестал быть закрытым и самодостаточным, а вместо этого стал открытым бытию и зависимым от поля, которое придало ему форму.  

Более того, эта зависимость расширилась и за пределы социума так, что даже статус сознания как важнейшей характеристики субъектности потерял свое исключительное положение в системе связей. Витальной оказалась даже материя, а субъект стал ее переходным феноменом. В новых онтологиях объекты приобрели свое собственное бытие так, что начали оказывать влияние на субъекта в обход его психики. В конце концов, у субъекта есть тело, которое частично оказывается субъектизированным, а частично всегда остается объектом природы, не включенным в психическое пространство. 

Субъект постмодернизма одинок, но это одиночество устроено очень специальным способом. Он заперт в клетку своего нарратива, своей воображаемой идентификации, которую он вынужден постоянно подтверждать, обращаясь за этим к другим субъектам на уровне того же самого воображения. Это происходит с такой навязчивой интенсивностью, что аффект оказывается всего лишь выразительным средством для производства впечатления на другого, и, таким образом, производится не из глубин субъективного, но на поверхности обмена репрезентациями. То есть аффект рождается внутри нарратива, но не имеет никакого отношения к субъекту. Появляется интересная ситуация, когда аффект есть, но его некому испытывать. На уровне обмена образами и их взаимоподтверждения нет ничего реального — ни субъекта, ни другого, к которому он обращается. Мостик от субъекта к субъекту проложен между несуществующих берегов. 

Но и такое рассмотрение субъекта также не стало окончательным. Ирония постмодернизма отчаянно цеплялась за тающие очертания самоданных форм индивидуальности и старалась удержать песок персонального, который неумолимо просыпался сквозь пальцы. Внимательный взгляд позволял заметить, что изнанкой иронии оказывалось нежелание двигаться тем путем, на который указывало верное предчувствие. Нужно было не сопротивляться пустотности индивидуального, но совершить прыжок веры в надежде на то, что там, в этом мареве неопределенности, может оказаться самая надежная из опор. 

Пусть все, что мы наблюдаем в качестве своего, не является подлинно нашим; пусть то, что мы присваиваем, исходит не из интимного центра, доступного только нам, но сваливается снаружи, как вторсырье от других событий. Пусть внутри нас нет единого центра и индивидуальное сознание похоже на бегущую внизу экрана телевизора строку с сурдопереводом невербального опыта, важно то, что мы можем наблюдать за этим, и эта позиция наблюдателя, похоже, является той опорой, которая поддерживает саму себя. Если не скорбеть по поводу потери сущности, но наблюдать за собой как за процессом, будучи открытым к тому влиянию, которое, как волна, перетекает из окружающей среды во внутреннее пространство и, измененная, возвращается обратно, можно соединить искренность с иронией и получить нечто иное, например… для этого состояния еще нужно подобрать хорошее слово. Например, уязвимость. 

Таким образом, отказ от эссенциального характера воображаемых нарциссических идентификаций-нарративов, которые репрезентируют субъекта другому субъекту и тем самым приводят к скольжению этих образов друг относительно друга без проникновения на какую-либо, скрытую от них самих глубину, приближает нас к необходимости уделить более пристальное внимание процессу, который протекает как будто бы отдельно от субъекта, сердцевиной которого он на самом деле является. Этот процесс подобен чистым грунтовым водам, к которым необходимо получить доступ, вместо того чтобы продолжать фильтровать лужи в канавах, прочерченных персональным фантазмом. Этот процесс и есть бессознательная интерсубъективная коммуникация, которая может быть либо представлена в нашем опыте, что дает ощущение связности и принадлежности, либо быть отчуждена от него, приводя к переживанию брошенности и одиночества. Интерсубъективность может стать дверью, через которую легко совершить побег из ловушки изолирующей индивидуальности. Постмодернистское представление об отсутствии персонального оказывается не таким критичным, если по-другому кадрировать субъективность — нет никакой индивидуальности на уровне воображаемого, но она появляется на уровне интерсубъективного. 

Итак, интерсубъективность — это бессознательная коммуникация, которая наносит разрез замкнутому на самом себе порядку репрезентаций. Разумеется, на воображаемом уровне также есть место взаимодействию, однако оно носит утилитарно-функциональный характер. «Подтверди меня в том, что я о себе знаю», — просит один субъект другого, но в этом подтверждении, которое осуществляется, он, к сожалению, не способен обнаружить себя, как бы детально его поверхность не отражалась в глазах собеседника. Для того чтобы узнать о себе что-то настоящее, недостаточно просто обмениваться готовыми конструкциями и аффектами, необходимо признать свою беззащитность перед интерсубъективностью, свою уязвленность ей, которая тянется от самых ранних опытов нахождения с другими.   

Теперь, если после такого длинного отступления в сторону субъектности попробовать вновь вернуться к терапевтическим отношениям, то окажется, что за это время там произошли серьезные изменения. Внезапно оказывается, что терапевт уже не может полагаться только на самого себя. Его власть по производству смыслов, адресованных области сознательного, той, которая содержит в себе совокупность репрезентаций и схем по самоутверждению, по-прежнему остается значительной, но она уже перестает производить впечатление, поскольку центр мишени сместился в сторону.  

Теперь задачей терапевта может оказаться попытка понять, как присутствие клиента меняет его переживание себя; как он сам оказывается в какой-то степени создаваемым клиентом. Терапевту важно обнаружить баланс между отдельностью и связностью, между индивидуально-стабильным и изменчиво-процессуальным. Или, другими словами, наладить обмен между интерсубъективным как тем, что делает субъекта открытым другому (движение к-), и персональным, что оставляет пространство для аутизации и отдаления (движение от-). Где-то в этом пространстве и происходят терапевтические изменения. 


Читайте также
— Взгляд Другого: с кем мы боремся за свою идентичность
— Я и Другой в структурализме и экзистенциализме
— Реалистичность сказки и неоархетипы: что идёт на смену постмодернизму
— Фильм «Платформа» и Дон Кихот: герой классицизма и подмена понятий в постмодернизме

Впервые статья была опубликована по портале Пси-помощь.рф.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

литературапсихологияпсихотерапия

Похожие статьи

Межличностная нейробиология интерсубъективности

Обзор

. 2021 20 апр;12:648616.

doi: 10.3389/fpsyg.2021.648616. Электронная коллекция 2021.

Аллан Н Шор 1

принадлежность

  • 1 Медицинская школа Дэвида Геффена Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Лос-Анджелес, Калифорния, США.
  • PMID: 33959077
  • PMCID: PMC8093784
  • DOI: 10. 3389/fpsyg.2021.648616

Бесплатная статья ЧВК

Обзор

Аллан Н Шор. Фронт Псих. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2021 20 апр;12:648616.

doi: 10.3389/fpsyg.2021.648616. Электронная коллекция 2021.

Автор

Аллан Н Шор 1

принадлежность

  • 1 Медицинская школа Дэвида Геффена Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Лос-Анджелес, Калифорния, США.
  • PMID: 33959077
  • PMCID: PMC8093784
  • DOI: 10. 3389/fpsyg.2021.648616

Абстрактный

В 1975 году Колвин Тревартен впервые представил свои новаторские исследования раннего происхождения человеческой интерсубъективности. Его влиятельная модель диктует, что во время интимных и игривых спонтанных протобесед лицом к лицу эмоции как 2-3-месячного младенца, так и матери невербально сообщаются, воспринимаются, взаимно регулируются и интерсубъективно разделяются. Это исконное базовое межличностное взаимодействие выражается в синхронизированных ритмических поочередных трансакциях, которые способствуют взаимной координации и осознанию положительных состояний мозга у обоих. В этой работе я предлагаю межличностную нейробиологическую модель интерсубъективных протобесед Тревартена как быструю, взаимную, двунаправленную визуально-лицевую, слухо-просодическую и тактильно-жестовую имплицитную невербальную коммуникацию правого полушария с правым полушарием между психобиологически настроенной матерью и развивающимся ребенком. младенец. Эти совместно сконструированные позитивные эмоциональные взаимодействия облегчают зависимое от опыта созревание правого полушария младенца, которое находится в раннем критическом периоде роста. Затем я обращаюсь к центральной роли межличностной синхронии в интерсубъективности, выражающейся во взаимном выравнивании или соединении между разумом и телом матери и младенца в проторазговорах лицом к лицу, а также в том, как эти эмоциональные взаимодействия правого полушария мозга с правым полушарием передачи генерируют биоэнергетическую положительно заряженную межмозговую синхронность внутри диады. После этого я предлагаю недавнее исследование латеральности мозга, посвященное основным функциям правого височно-теменного соединения, центрального узла социального мозга, в невербальных коммуникациях лицом к лицу. В следующем разделе я описываю продолжающееся развитие протобеседы в течение 1-го года и далее, а также совместное создание фундаментальной энергозависимой, способствующей росту социально-эмоциональной матрицы, которая способствует возникновению высокоадаптивных человеческих функций взаимного общения. игра и взаимная любовь. В заключительном разделе я обсуждаю клиническое применение этой межличностной нейробиологической модели интерсубъективности, которая имеет долгую историю в психотерапевтической литературе. С этой целью я предлагаю совсем недавнее исследование гиперсканирования, меняющее парадигму, которое одновременно измеряет как пациента, так и терапевта во время психотерапевтического взаимодействия. Используя интерсубъективную модель Тревартена с двумя людьми, это исследование демонстрирует изменения в обоих мозгах терапевтической диады и критическую роль невербальных коммуникаций в психотерапевтическом сеансе, ориентированном на эмоции. Эти исследования специально документируют межмозговую синхронизацию между правым височно-теменным соединением пациента и правым височно-теменным соединением клинициста, системой невербальной коммуникации между правым полушарием мозга в совместно сконструированном терапевтическом альянсе. Наконец, я обсуждаю взаимосвязь между функциями передачи аффекта интерсубъективной мотивационной системы и функциями регуляции аффекта мотивационной системы привязанности.

Ключевые слова: развитие латеральности мозга; межмозговая синхронизация; межличностная синхронность; интерсубъективность; невербальная коммуникация; психотерапия; правое полушарие; правый височно-теменной сустав.

© 2021 Все права защищены.

Заявление о конфликте интересов

Автор заявляет, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Цифры

Рисунок 1

Каналы личного общения в…

Рисунок 1

Каналы общения лицом к лицу в первичной интерсубъективности. Протобеседа опосредована синхронизированными интерсубъективными…

фигура 1

Каналы общения лицом к лицу в первичной интерсубъективности. Проторазговор опосредуется синхронизированными межсубъективными ориентациями глаз в глаза, вокализациями, жестами рук, движениями рук и головы, и все они действуют согласованно для выражения межличностного осознания и эмоций. Из Тревартена (1993).

Рисунок 2

Вид сверху вниз на правосторонний…

Рисунок 2

Вид сверху вниз на правостороннюю межмозговую синхронизацию совместно созданной спонтанной невербальной коммуникации…

фигура 2

Вид сверху вниз на правостороннюю межмозговую синхронизацию совместно созданной системы спонтанной невербальной коммуникации. Из книги Дюма «К нейронауке двух тел» (2011). Разрешение Дюма.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Ранняя межличностная нейробиологическая оценка привязанности и расстройств аутистического спектра.

    Шоре А.Н. Шоре АН. Фронт Псих. 2014 23 сентября; 5:1049. doi: 10.3389/fpsyg.2014.01049. Электронная коллекция 2014. Фронт Псих. 2014. PMID: 25339916 Бесплатная статья ЧВК.

  • В психотерапии доминирует правое полушарие.

    Шор А.Н. Шоре АН. Психотерапия (Шик). 2014 г., сен; 51 (3): 388–97. doi: 10.1037/a0037083. Психотерапия (Шик). 2014. PMID: 25068194 Обзор.

  • Привязанность, регуляция аффекта и взаимная синхронность во взрослой психотерапии.

    Дейлс С., Джерри П. Дейлс С. и др. Эм Джей Психотер. 2008;62(3):283-312. doi: 10.1176/appi.psychotherapy.2008.62.3.283. Эм Джей Психотер. 2008. PMID: 18846973

  • Ранние объектные отношения в новые объекты.

    Дауни ТВ. Дауни ТВ. Психоанальное исследование ребенка. 2001;56:39-67; обсуждение 68-75. doi: 10.1080/00797308.2001.11800664. Психоанальное исследование ребенка. 2001. PMID: 12102023

  • Младенческая интерсубъективность: исследования, теория и клиническое применение.

    Тревартен С., Эйткен К.Дж. Тревартен С. и соавт. J Детская психологическая психиатрия. 2001 Январь; 42 (1): 3-48. J Детская психологическая психиатрия. 2001. PMID: 11205623 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Два режима бытия вместе: уровни интерсубъективности и человеческого родства в нейронауке и психоаналитическом мышлении.

    Уильямс Р., Трентини К. Уильямс Р. и соавт. Передний шум нейронов. 2022, 8 сентября; 16:981366. doi: 10.3389/fnhum.2022.981366. Электронная коллекция 2022. Передний шум нейронов. 2022. PMID: 36158615 Бесплатная статья ЧВК.

  • Гнездовая иерархия себя и ее травмы: в поисках синхронной динамической и топографической реорганизации.

    Скалабрини А., Муччи К., Нортофф Г. Скалабрини А. и др. Передний шум нейронов. 2022 сен 2; 16:980353. doi: 10.3389/fnhum.2022.980353. Электронная коллекция 2022. Передний шум нейронов. 2022. PMID: 36118976 Бесплатная статья ЧВК.

  • Изменения в интеграции аффектов и интернализации симптомов после ограниченной по времени интерсубъективной детской психотерапии — пилотное исследование.

    Фискум К., Андерсен Т.Г., Джонс Ю.Т., Якобсен К. Фискум С. и др. Фронт Псих. 2022 8 июля; 13:906416. дои: 10.3389/fpsyg.2022.906416. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 35874413 Бесплатная статья ЧВК.

  • Теория аутизма «примитивной дисфункции мозга»: роль верхних бугорков.

    Юре Р. Юре Р. Фронт Integr Neurosci. 2022 31 мая; 16:797391. doi: 10.3389/fnint.2022.797391. Электронная коллекция 2022. Фронт Integr Neurosci. 2022. PMID: 35712344 Бесплатная статья ЧВК.

  • Зрительный контакт в видеосвязи: опыт совместного создания отношений.

    Кайзер Н., Генри К., Эййолфсдоттир Х. Кайзер Н. и др. Фронт Псих. 2022 25 апр; 13:852692. doi: 10.3389/fpsyg.2022.852692. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 35572344 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

использованная литература

    1. Эйткен К.А., Тревартен К. (1997). Само/другая организация в психологическом развитии человека. Дев. Психопат. 9, 653–677. 10.1017/S0954579497001387, PMID: — DOI — пабмед
    1. Амманити М., Галлезе В. (2014). Рождение интерсубъективности. Нью-Йорк: Нортон.
    1. Баш М. Ф. (1976). Понятие аффекта: повторное рассмотрение. Варенье. Психоанал. доц. 24, 759–777. 10.1177/000306517602400401, PMID: — DOI — пабмед
    1. Бенджамин Дж. (2017). Помимо Делателя и Сделано для: теория распознавания, интерсубъективность и аналитическое третье. Нью-Йорк: Рутледж.
    1. Боулби Дж. (1969). Привязанность и потеря: Vol. 1. Приложение. Нью-Йорк: Основные книги.

Типы публикаций

Детская интерсубъективность: исследования, теория и клиническое применение

Обзор

. 2001 Январь; 42 (1): 3-48.

С Тревартен 1 , К. Дж. Эйткен

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Эдинбургский университет, Великобритания.
  • PMID: 11205623

Обзор

C Trevarthen et al. J Детская психологическая психиатрия. 2001 Январь

. 2001 Январь; 42 (1): 3-48.

Авторы

С Тревартен 1 , К. Дж. Эйткен

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Эдинбургский университет, Великобритания.
  • PMID: 11205623

Абстрактный

Мы рассматриваем данные исследований о появлении и развитии активного осознания себя и других в младенчестве и изучаем важность его мотивов и эмоций для практики психического здоровья детей. Это относится к тому, как коммуникация начинается и развивается в младенчестве, как она влияет на движения, восприятие и обучение отдельного субъекта, и как биологически обоснованная саморегуляция внутреннего состояния и самосознательная целеустремленность младенца поддерживается за счет активного взаимодействия с сочувствующими другими. Обнаружено, что взаимное осознание себя другим играет ведущую роль в развитии кооперативного интеллекта ребенка для культурного обучения и языка. Разнообразие предубеждений вдохновило конкурирующие исследовательские традиции, изучающие коммуникацию и познание младенцев. Мы выделяем понятие «интерсубъективность» и обрисовываем историю его использования в исследованиях развития. Трансформирующиеся тело и мозг человеческого индивидуума растут в активном взаимодействии со средой человеческих факторов — сначала органических, затем психологических или интерментальных. Адаптивные процессы, реагирующие на человека, сначала генерируются межнейронной активностью в развивающемся мозге, поскольку формирование человеческого эмбриона регулируется в системе поддержки материнских тканей. Нервные структуры получают дальнейшее развитие благодаря внутриутробным стимулам плода, а затем поддерживаются в быстрорастущем переднем мозге и мозжечке маленького ребенка опытом интуитивных реакций родителей и других людей-компаньонов. Особое внимание мы уделяем внутренним закономерностям и процессам внутриутробного и постнатального созревания мозга, которые предвосхищают психосоциальную поддержку в младенчестве. Действие внутренней двигательной формации (ВМП), развившейся в ядре мозга еще до рождения, проявляется в тесно интегрированной интермодальной сенсомоторной координации ориентации новорожденного на стимулы и преимущественного обучения человеческим сигналам, временной когерентности и внутренние ритмы младенческого поведения, особенно в общении, и экстраординарные способности новорожденных к реактивному воспроизведению и подражанию. Установлено, что правильное функционирование этой интегрированной нервной системы мотивации необходимо для развития целенаправленного сознания младенца и его или ее способности сотрудничать с действиями и интересами других людей и учиться на них. Актуальность врожденной интерсубъективности младенцев для основных проблем детского психического здоровья подчеркивается путем изучения отдельных областей, вызывающих клиническую озабоченность. Мы рассматриваем недавние данные о послеродовой депрессии, недоношенности, аутизме, СДВГ, специфических нарушениях речи и нарушениях центральной слуховой обработки, а также комментируем эффективность вмешательств, направленных на поддержку внутренних мотивов межсубъектного общения, когда они не развиваются нормально.

Похожие статьи

  • Процесс достижения консенсуса в сообществе относительно диагностики и лечения синдрома дефицита внимания/гиперактивности.

    Фой Дж.М., Эрлз М.Ф. Фой Дж. М. и соавт. Педиатрия. 2005 г., январь; 115 (1): e97-104. doi: 10.1542/пед.2004-0953. Педиатрия. 2005. PMID: 15629972

  • Ранние диадические модели взаимодействия матери и ребенка и исходы недоношенности в возрасте 18 месяцев.

    Forcada-Guex M, Pierrehumbert B, Borghini A, Moessinger A, Muller-Nix C. Форкада-Гекс М. и соавт. Педиатрия. 2006 г., июль; 118 (1): e107-14. doi: 10.1542/пед.2005-1145. Педиатрия. 2006. PMID: 16818525

  • Само/другая организация в психологическом развитии человека.

    Эйткен К.Дж., Тревартен С. Эйткен К.Дж. и соавт. Дев психопат. 1997 Осень; 9 (4): 653-77. дои: 10.1017/s0954579497001387. Дев психопат. 1997. PMID: 9449000 Обзор.

  • Нарушения слуха и психопатологические расстройства у детей и подростков. Обзор новейшей литературы.

    Bailly D, Dechoulydelenclave MB, Lauwerier L. Байи Д. и др. Энцефал. 2003 г., июль-август; 29 (4 ч. 1): 329–37. Энцефал. 2003. PMID: 14615703 Обзор. Французский.

  • Неорганическая неспособность развиваться: перспектива развития.

    Чатур И., Шефер С., Диксон Л., Иган Дж. Чатур И. и др. Педиатр Энн. 1984 ноябрь; 13(11):829-35, 838, 840-2. Педиатр Энн. 1984. PMID: 6595632

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Влияние приложения Mindfulness на послеродовой стресс.

    Медведь К.А., Цирюльник С.С., Медведев О.Н. Медведь К.А. и соавт. Внимательность (НЮ). 2022 сен 28:1-12. doi: 10.1007/s12671-022-01992-7. Онлайн перед печатью. Внимательность (НЮ). 2022. PMID: 36189185 Бесплатная статья ЧВК.

  • Гнездовая иерархия себя и ее травмы: в поисках синхронной динамической и топографической реорганизации.

    Скалабрини А., Муччи К., Нортофф Г. Скалабрини А. и др. Передний шум нейронов. 2022 сен 2; 16:980353. doi: 10.3389/fnhum.2022.980353. Электронная коллекция 2022. Передний шум нейронов. 2022. PMID: 36118976 Бесплатная статья ЧВК.

  • Интегративная модель взаимодействия человека и животных: системный подход «Одно здоровье — одно благополучие» к изучению HAI.

    Леконстан С, Шпиц Э. Леконстан С и др. Передняя ветеринарная наука. 2022 29 июля; 9:656833. doi: 10.3389/fvets.2022.656833. Электронная коллекция 2022. Передняя ветеринарная наука. 2022. PMID: 35968006 Бесплатная статья ЧВК.

  • Интерсубъективность как противоядие от стресса: использование диадической модели активного вывода интерсубъективности для прогнозирования эффективности родительских вмешательств в снижении стресса через призму зависимого происхождения в буддийской философии мадхьямаки.

    Хо С.С., Накамура Ю., Гопанг М., Суэйн Дж.Э. Хо С.С. и др. Фронт Псих. 2022 29 июля; 13:806755. дои: 10.3389/fpsyg.2022.806755. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 35967689 Бесплатная статья ЧВК.

  • Изменения в интеграции аффектов и интернализации симптомов после ограниченной по времени интерсубъективной детской психотерапии — пилотное исследование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *