Городской интерьер: его роль в благоустройстве города — Pillars

Актуальный дизайн городской среды: что делают они и не делаем мы

До недавнего времени основные градостроительные стратегии охватывали все аспекты городского планирования, как эстетические, так и практические: улицы, фасады зданий, парки, канализационные и водные сооружения, государственные и муниципальные объекты, коммерческие центры и общественные памятники. Но сегодня города сталкиваются с новыми вызовами, и городское планирование адаптируется к ним. Администрации должны учитывать будущее наших городов в условиях глобализации и решать такие вопросы, как смягчение последствий изменения климата, социальная интеграция и сохранение культурного наследия.

Главная проблема неустойчивого развития городов — недостатки планирования и дизайна городской среды. Но любые проблемы можно решить, ведь уже существуют определенные механизмы, стратегии, инструменты для устранения большинства из них.

Город в городе

Городские места с высокой проходимостью сдают в аренду в среднем на 74% дороже по сравнению с пригородными районами. Интерес девелоперов и инвесторов ведет к созданию концентрационных зон — мест, где высока пешеходная активность. Такая концентрация может полностью изменить облик множества городов и приведет к созданию микро-городов, по сути, «города в городе» или «района в районе».

«Город в городе» One Central Park, Сидней, Австралия. Проектировщик: Ateliers Jean Nouvel. Проект озеленения стен: Patrick Blanc. Местное арх.бюро: Johnson-Pilton-Walker & Peddle-Thorp-Walker.

Решение. Долевая экономика позволит инвесторам из разных секторов вкладываться в проекты, которые можно будет называть мультифункциональными. В итоге жилые комплексы будут совмещать квартиры, магазины, офисы, детские сады и школы, рестораны и даже муниципальные и государственные объекты.

Если в Европе и США данная концепция была внедрена сразу и лишь слегка ослабла из-за наличия нескольких «центров» или «даунтаунов», то для российских, китайских и многих других городов, построенных по принципу «децентрализации нагрузки по плотности населения», это меняет абсолютно все. Как российские города решат эту проблему, — увидим.

Электронные системы и концепция «автоматизированного города»

В городской дизайн интегрируется все больше цифровых технологий, от базовых элементов вроде ЖК-экранов вместо традиционных рекламных щитов до встроенных технологий, необходимых для компьютерной автоматизации и синхронизации процессов.

Проект пригорода от Toyota и Panasonic. 17 тысяч жилых домов с развитой коммуникационной инфраструктурой, объединяющей устройства интернета вещей (IoT), а также подключенные к интернету личные автомобили и общественный транспорт.

Информационная система Amrita Healthcare Informatics Suite для больниц и медицинских учреждений появилась на рынке в феврале 2019 года. Сертифицирована CCHIT ®. Amrita Ventures, Inc. Это полностью интегрированная, настраиваемая, независимая от платформы корпоративная информационная система, которая обеспечивает масштабируемость и производительность, в то же время обеспечивая удовлетворение всех потребностей организации здравоохранения.

Цифровая автоматизация информационных систем для общественного транспорта, социальных служб, здравоохранения и общественных пространств повсеместно внедряется во всех крупных городах ЕС, Скандинавии, в США, Канаде, Австралии и других благополучных странах.

Решение. Постепенно данные стратегии будут внедрены и в России благодаря новому программному обеспечению, которое, возможно, разрабатывается прямо сейчас. Например, в системе здравоохранения России популярны Clinic365, Medesk, БАРС.Мед, 1с: Лечащий врач, Инфоклиника, IDENT, ClinicIQ, MedWork и другие — но все эти системы очень сильно отстают от американских и, по сути, являются записными книжками, а не интерактивными системами. Самые сложные из них включают SMS-оповещения, онлайн запись к врачу, интеграцию с онлайн-кассами. В государственном секторе РФ развивается «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения».

Важно понимать, в США и Европе именно конкуренция на рынке частных клиник и больниц позволяет программистам создавать все более удобные и эффективные решения.

Формат и форма — приспособление к нуждам нового общества

Растущий спрос на отдельные квартиры для пожилых людей и изменение размеров среднестатистической семьи (в данном случае речь идет не об официально гражданском браке и детях, а о людях, которые по той или иной причине живут в одной квартире или доме) требует новых жилищных решений. Они повлияют на то, как будут выглядеть новые жилые комплексы.

Проект «Eco-Neighbourhood in Brussels» в Брюсселе, Бельгия. Архитекторы: Vincent Callebaut Architectures.

Результат тенденции — «больший выбор планировок», причем дело касается не только формы, но и формата. В Европе развиваются такие направления, как квартиры для общественного пользования (где заведомо будет жить 5–8 арендаторов с отдельными для всех спальнями и ванными, но общей кухней и гостиной), студии, лофты и микролофты, таунхаусы, пентхаусы и многие другие типы жилья, отвечающие тем нуждам, которых раньше в обществе не было (или на удовлетворение которых не тратились определенные ресурсы).

Проект небоскреба в Хошимине (Сайгон), Вьетнам. Buro Ole Scheeren Unveils.

Проблема отсутствия выбора планировок и типов жилья не уходит корнями в коммунистические времена СССР, как считают многие. В СССР дома строились простыми и универсальными, потому что власти хотели обеспечить максимальное количество людей городским жильем. Архитектура не упразднялась властями в СССР — ее до этого просто не было, как и «среднего класса» в принципе.

Проект Southbank by Beulah от UNStudio в Мельбурне, Австралия.

Автомобильная лихорадка

Загрязнение от личных автомобилей и других транспортных средств достигла апогея — города становятся опасными. Из-за выбросов углекислого газа квартиры на верхних этажах стоят дороже, а первые этажи в центре и квартиры возле трасс покупают семьи с низким доходом. Риск заболеваний у них выше.

Велосипедный коридор Баана в Хельсинки, Финляндия. Фото: Alamy

Статистика. ICCT (International Council on Clean Transportation) говорит, что в мире в год умирает около 400 тысяч человек из-за диоксида азота, углекислого газа и мелкодисперсной пыли в ЕС (а также около 100 тысяч в Китае, 75 тысячи в Индии, 20 тысяч в США и около 15 тысяч в России).

Город будущего. Генеральный план города Масдар-Сити (Абу-Даби). Здесь в центре города запрещен въезд любому автомобилю — все передвигаются на общественном транспорте и велосипедах. Foster + Partners

О создании более экологичных условий для жизни думают во многих городах мира, и Москва не исключение. Совместно с GreenPeace Russia осенью 2018 года московское правительство одобрило революционный план по развитию современной городской транспортной системы. Он должен сократить выбросы на четверть благодаря внедрению зон с низким уровнем содержания диоксида азота и углекислого газа. Такие зоны уже существуют в Берлине, Брюсселе, Роттердаме и Копенгагене.

Проект сети трамваев в Лондоне, Великобритания.

Проект с пешеходными зонами от COBE в Кельне, Германия. Общественный бассейн и водопад для нового района гавани.

Решение. Первый вариант — преобразование общественного транспорта. Пример Кёльна вдохновляет больше всего. Вместе с KVB (оператором общественного городского транспорта) Кёльн идет к развертыванию на 100% электрического автобусного парка к 2030 году, причем общественный транспорт для городских жителей будет бесплатным. Все для того, чтобы как можно больше людей отказались от личных автомобилей.

Новая пешеходная зона в центре города, Нью-Йорк, США.

Второй вариант — расширение пешеходных зон. Кёльн реализует свой «Генеральный план Зеленого города», в который включены велодорожки и комплексное, глобальное расширение пешеходных зон за счет уменьшения площади трасс. Генеральный план представляет собой сложный комплекс мягких и жестких мер по улучшению качества воздуха. Это очень важно понимать: некоторые проблемы / аспекты требуют кардинальных мер и больших затрат, тогда как другие зоны могут меняться постепенно. Например, «вырезать» из общественной городской сети автотрассы гораздо сложнее, чем закупить новые эко-автобусы. Даже в Европе большинство городов использует лишь мягкие меры по борьбе с загрязнениями, но ситуация все равно меняется. Девиз «Clone Cologne» («Делай, как Кёльн») сейчас берут на вооружение по всему миру.

The High Line — общественный парк (а также пешеходный мост) в районе манхэттанского Вест Сайда, Нью-Йорк, США.

Промышленный кризис в крупных городах

Европа уже пережила этот кризис определенным образом, выведя всю промышленность в страны третьего мира. Сейчас же азиатские промышленные зоны страдают от перенаселения и загрязнения воздуха от фабрик и заводов. С теми же проблемами сталкиваются и многие африканские страны. Загрязнения, о которых идет речь, такого масштаба, что уже идут вразрез с правом человека на возможность жить и работать в неопасных для жизни условиях.

Город Лиль, Франция, 1900 год.

Город Лиль, Франция, 2018 год.

Российские города Норильск, Красноярск, Магнитогорск, Челябинск, Хабаровск, регионы Бурятия и Таймыр, Кемеровская, Свердловская и Челябинская области, по данным The Moscow Times, самые проблемные. Сегодня более 16 млн. российских граждан дышат опасным для здоровья воздухом. Но ситуация меняется: за последние 5 лет многие фабрики были оборудованы фильтрами, которые решили множество проблем.

По данным CNN и согласно докладу AirVisual, более 7 млн человек в мире умрет преждевременно (за 5–15 лет до естественной смерти) из-за загрязнения окружающей среды в 2019 году. В первую очередь здесь стоит упомянуть Бангладеш, Пакистан и Индию, Афганистан, Бахрейн, Монголию и Кувейт. Здесь окружающая среда признана нездоровой для любого, даже сильного, здорового и молодого человека. В Непале, ОАЭ, Индонезии, Китае (а также в не-азиатских Нигерии, Уганде и Боснии-Герцеговине) окружающая среда опасна для определенных «чувствительных групп» (sensitive groups), в которые входят дети до 18 лет, пенсионеры и люди с любыми хроническими заболеваниями.

Город Линьфэнь в Китае.

Статистика. 22 из 30 самых опасных с точки зрения загрязнения окружающей среды городов мира находятся в Индии. 55 из 100 самых загрязненных городов находятся в Китае. Это данные Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization).

Актуальная карта мира по загрязнению воздуха (включает не только загрязнение от промышленных зон) www.airvisual.com.

Решение. Решение данной проблемы кроется во внедрении работающих взаимосвязей между общественными или государственными структурами по контролю качества воздуха и охраны окружающей среды со всеми коммерческими организациями. И это возможно только при установлении четких и жестких законопроектов.

Благополучные страны Европейского союза, США, страны Скандинавии вытеснили промышленность за пределы своих границ насколько это возможно. При этом именно они являются теми 90% потребителей товаров.

Реорганизация города ради самого города

Статистика. В интересной книге New City Life датский архитектор Ян Гейл приводит данные опроса населения Копенгагена. Его проводили дважды, в 1970-х годах и повторно в 2005 году. Вопрос был один и тот же: «Почему вы обычно приезжаете в центр?». В 1970-х годах большая часть респондентов ответила, что ради шопинга, а вот в 2005 году самым популярным ответом стал (если выражаться простыми словами) «чтобы выбраться в город». Городской центр эволюционировал: общественные зоны стали важны не меньше, чем торговые центры.

Многофункциональный центр Zorlu, Стамбул, Турция. Объединяет коммерческую и жилую недвижимость, развлекательные и вспомогательные учреждения.

У городского пространства исторически были три жизненно важные функции: место встречи, рынок и место связи / обмена. Но за последние десятилетия город как место, посвященное главным образом работе и предметам первой необходимости, был преобразован в центр отдыха и развлечений. Здесь в ход вступает градостроительное не планирование, а проектирование, направленное на физическое улучшение общественной среды.

Многофункциональный отель Park Royal в Сингапуре. Автор проекта WOHA.

Решение. Дизайн — это не только набор функций, помноженный на эстетическую составляющую. Он все чаще становится стратегическим элементом в инновационных бизнес-процессах и других процессах развития общества. Иными словами, с помощью дизайна сделать город безопаснее и комфортнее.

В Европе город давно воспринимают как развлекательный центр. В Москве и Санкт-Петербурге ситуация похожая, но вот в других российских городах проблема отсутствия развлекательных зон стоит остро. Региональные центры, как правило, ограничиваются торговыми центрами, кинотеатром и ресторанами, а также точками быстрого питания. Отсутствие развлекательных зон связано с низкой покупательской способностью, поэтому формирование центра так и не происходит. Инвестиции не решат проблему полностью — большинство россиян по-прежнему предпочитает развлекаться с помощью телевизора и компьютера.

Контроль за новыми видами транспорта

Наверное, каждый архитектор когда-либо задумывался о том, как изменится облик города, когда появятся летающие автомобили. Но вместо них — у нас другие новые виды транспорта. Так, за последние пять лет для различных транспортных стартапов в европейских городах были куплены несколько сотен тысяч электрических самокатов. 99% из них сдаются в аренду в специальных конторах (как краткосрочную, так и долгосрочную).

В итоге электрические самокаты, а также отсутствие законодательства по поводу соблюдения транспортных правил в этой сфере, вызвали настоящий хаос. Десятки тысяч людей оказываются в экстремальных ситуациях, грозящих крупными и мелкими автомобильными авариями. Самая главная проблема — в том, что оставить самокат можно где угодно: следующим арендатором он будет активирован через QR–код. Так, самокаты в итоге просто валяются везде без присмотра и надзора.

По данным Statista.com, важно и то, что электробайки можно арендовать без лицензии на вождение. 80% происшествий связаны с падением из-за невозможности справиться с управлением, около 9% — из-за столкновений с другими транспортными средствами и целых 11% — из-за столкновения со статичными предметами.

Ретро-фотография 1900 годов, Лондон, Великобритания. Автомобили только появились и о них мечтали даже семьи аристократов. Чуть более, чем через 100 лет будет введена плата за въезд автомобилей в центр города из-за пробок. С 2009 по 2019 годы интенсивность движения снизилась на 30% (!) за счет принятых властями мер (платный въезд, улучшение систем общественного транспорта).

Сейчас мэрия Парижа принимает новые законопроекты насчет того, в какую категорию транспортных средств входят электроскутеры, и какие правила движения на них распространяется. Мэрия Барселоны и вовсе запретила электроскутеры в центре города, а мэрия Лондона пока запретила использование электроскутеров на дорогах и тротуарах. В Германии планируют ограничить зону их использования велодорожками.

Так и не построенная галерея-эстакада для трамвая, Лондон, Великобритания (проект начала XX века).

Удобный для пешеходов центр города Лион, Франция. Фото: Alamy.

В России тоже предпринимаются шаги по урегулированию новых видов транспорта, но вовсе не так, как в Великобритании, Испании и других странах. Даже согласно новым законопроектам, скорее всего, электросамокаты будут доступны без водительских прав и будут приравнены к пешеходному движению.

Площадь Пикадилли, Лондон, Великобритания, 1969 год. Парковка в центре все еще была бесплатной.

Городской дизайн

За предыдущие четыре урока вы узнали достаточно много о застройке городов и планировании городского пространства, транспортных коммуникациях и городской среде, разобрались, что такое «умный город» и новый урбанизм.

И уже наверняка поняли, что все это должно быть как-то оформлено, чтобы подчеркнуть функциональное значение и обеспечить комфорт использования. Вот это самое оформление как раз и есть городской дизайн. В сегодняшнем уроке мы разберем, что входит в это понятие.

Цель урока: разобраться, что такое городской дизайн, понять, из чего он складывается и каковы его основные элементы. Пройдя данный урок, вы получите представление о том, как решаются задачи городского дизайна, наружной рекламы, освещения и озеленения в разных городах и странах, и, возможно, найдете способ позаимствовать что-либо для своего города, в котором вы живете.

Содержание:

  • Что такое «городской дизайн»?
  • Городское освещение
  • Уличная реклама
  • Фасады зданий и колористика городов
  • Озеленение города
  • Проверочный тест

Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городской дизайн».

Что такое «городской дизайн»?

Прежде, чем перейти к понятию «городской дизайн», стоит разобраться, что же такое дизайн в принципе. Под дизайном обычно понимают проектирование и разработку эстетического оформления промышленных изделий, производственного оборудования, зданий, строений снаружи и изнутри, а также то, что получается в результате такого проектирования и разработки.

Так, словосочетание «дизайн интерьера» давно вошло в обиход, и мы все примерно представляем себе, что подразумевается в данном случае. Это не только красивое оформление, но еще и удобство пользования всем, что есть в квартире, начиная от письменного стола и заканчивая микроволновкой. Для этого все предметы интерьера должны быть расположены так, чтобы обеспечить легкую доступность всего, чем пользуешься наиболее часто, и при этом элементы интерьера должны сочетаться между собой.

Примерно по такому же принципу должен быть организован городской дизайн. Наиболее востребованные здания и сооружения должны быть в транспортной либо пешеходной доступности для всех жителей города. При этом жилые и промышленные зоны должны быть «разбавлены» парками и скверами, чтобы обеспечить нормальное качество воздуха.

Сами парки и скверы должны быть приспособлены для разных форматов массового отдыха так, чтобы тинейджеры на роликах не мешали пенсионерам, сидящим на лавочке, а катающиеся на электросамокатах не представляли опасности для родителей с детьми, направляющихся в сторону детской площадки.

В идеале, в каждой такой зоне отдыха должно найтись место для выгула и дрессировки собак, а также все необходимое для быстрой уборки продуктов жизнедеятельности домашних питомцев. В цивилизованных странах обязанность хозяина убрать за своим питомцем сама собой разумеется, а ящики с пакетами для экскрементов органично «вписаны» в городской ландшафт.

Есть подвижки и у нас. Так, в Пензе в одном из городских парков установили весьма стильные приспособления для выдачи так называемых dog-пакетов [ПензаИнформ, 2019]. Некоторые горожане посчитали это излишеством и полагают более эффективной мерой полицейский патруль с правом выписывать штраф. Но, как говорится, привычка – дело наживное. Тем более что боксы с пакетами реально смотрятся органично:

Таким образом, городской дизайн – это комплексное формирование предметно-пространственной среды города с тем, чтобы обеспечить комфортное, удобное и эстетически приятное пользование всей городской инфраструктурой и объектами. Теперь разберем подробнее основные элементы городского дизайна.

Городское освещение

Чтобы оценить всю красоту городского пространства, его нужно увидеть. А чтобы точно увидеть и внимательно рассмотреть дома, здания, мосты, торговые центры, парки, скверы и прочее, это все должно быть хорошо освещено.

Стандарты наружного освещения для городов Российской Федерации прописаны в ГОСТ Р55706-2013[Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 2014]. Нормы освещенности улиц и различных городских объектов регламентируются сводом правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение» [Минстрой РФ, 2017].

При разработке правил и стандартов учитывается все вплоть до яркости неба и угла солнца над горизонтом, отражающей способности дорожного полотна, а также контрастности объекта и загруженности той или иной зоны. Так, для освещения магистральных дорог общегородского значения применяются классы освещения от А1 до А4, для дорог районного значения – классы Б1 и Б2, для улиц местного значения – классы В1-В3.

Пешеходные зоны, площадки перед входом в торговые центры и другие объекты массового посещения, аллеи, парки, скверы, внутриквартальные проезды распределены по классам от П1 до П6 в зависимости от расположения и загруженности объекта.

Регламентирующие документы содержат множество формул, по которым производится расчет с учетом всех параметров, влияющих на освещенность. Основная суть в том, что объекты должны быть достаточно хорошо различимы в любое время суток.

Для Российской Федерации, где заметная часть территории находится за полярным кругом, да и в средней полосе зимой в 16 часов уже абсолютно темно, наружное освещение городов является актуальной темой. При этом важно соблюсти баланс.

Так, на улицах не должно быть темно, однако при этом освещение не должно быть настолько избыточным, чтобы «слепить» людей и машины на улицах, «бить» в окна вторых этажей так, чтобы не спасали даже плотные шторы, и, в принципе, доставлять какой-либо дискомфорт жителям и гостям города.

Будучи элементом городского дизайна, уличное освещение должно отвечать определенным эстетическим и функциональным требованиям, таким как высота опор, мощность излучения, способ подвода электроэнергии, тип лампы, форма и цвет светового прибора.

Кроме того, светильники должны иметь определенный класс защиты от влаги, пыли, мелких твердых частиц. Для улиц нужен класс защиты не ниже IP44, для осветительных приборов, находящихся возле фонтанов и прочих водоемов, – не ниже IP54. А в городах с очень влажным и дождливым климатом используются световые приборы с классом защиты IP65.

Именно такой минимальный класс защиты для наружного освещения указан в методических рекомендациях комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга [Администрация Санкт‑Петербурга, 2018]. В зависимости от локальных условий в Санкт-Петербурге рекомендуется устанавливать светильники с классом защиты от IP65 до IP68.

Дизайн светового прибора должен органично «вписываться» в городской дизайн. В некоторых странах это решают очень просто. Например, в США по всей стране можно увидеть однотипные светильники на улицах, дорогах, фасадах зданий, возле исторических достопримечательностей, причем многие светильники весьма «убитые», однако практичные американцы их не меняют, пока светильники светят [Д. Ходырев, А. Опалинская, 2014].

А вот в Объединенных Арабских Эмиратах на уличном освещении не экономят совсем. Там можно увидеть потрясающее разнообразие используемых световых приборов и подсветок домов, зданий, отелей, мечетей. Наилучший способ оценить все это великолепие – увидеть ночной Дубай из иллюминатора самолета:

В России «видовое разнообразие» уличного освещения тоже достаточно велико, хотя до такой роскоши пока не дотягивает даже в столице. Под каждый вид предусмотрены свои разновидности световых приборов.

Виды уличного освещения:

  • Ландшафтное – сады, парки, скверы, придомовые территории.
  • Фасадное – подсветка входа и наиболее значимых элементов декора на фасаде.
  • Архитектурное – для светового оформления памятников, скульптур и скульптурных групп, объектов исторического значения.
  • Дорожное и тротуарное – освещение проезжей части, остановок транспорта, пешеходной зоны, стоянок, парковок.
  • Специальное – освещение охраняемых объектов по периметру, подсветка запасных и аварийных выходов, пунктов пропуска на объект.

Для каждого вида уличного освещения применяют определенные разновидности светильников. Например, стандартные торшерные, настенные, подвесные, встраиваемые в асфальтное покрытие, в виде невысоких столбиков и т.д. При определенной доле креатива наружное освещение может стать элементом рекламы бренда, как это сделали в McDonald’s: 

и в агентстве Law & Order:

К слову, уличная реклама – это тоже элемент городского дизайна.

Уличная реклама

В Российской Федерации всю рекламу, в том числе уличную, регламентирует закон «О рекламе», новая редакция которого действует с 25 августа 2021 года [Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 2021]. Наружной рекламе и установке рекламных конструкций посвящена статья 19 данного закона. Там достаточно подробно расписано, что именно подразумевается под наружной уличной рекламой и какие рекламоносители могут быть использованы на улице.

Уличная реклама – виды рекламоносителей:

  • Щиты.
  • Стенды.
  • Электронные табло.
  • Перетяжки.
  • Строительные сетки.
  • Проекционное оборудование.
  • Стены и крыши зданий.
  • Остановки общественного транспорта.
  • Воздушные шары.
  • Аэростаты.

Таким образом, реклама может быть статичной и динамичной со сменой локации. Отдельный пункт – это реклама на транспортных средствах, что тоже является элементом городского дизайна.

Рекламе на транспорте посвящен пункт 20 закона «О рекламе».

Впрочем, необходимость перемен на местном уровне осознают иногда даже раньше, чем на государственном. Так, в Рыбинске еще в 2018 году вышло распоряжение местных властей, предписывающее бизнесу заменить вывески, выполнив их в ретро-стиле так, чтобы они гармонировали с историческим обликом города [Д. Дейнека, 2020]. Местный бизнес с честью принял вызов, и сейчас стилизованные «под старину» вывески создают ощущение удивительной гармонии эпох:

Разумеется, рекламная индустрия не стоит на месте, и в мире можно найти намного более сложные рекламные конструкции, которые было бы сложно «вписать» в приведенный выше перечень. Например,

огромная 3D-кошка, ставшая достопримечательностью Токио:

Сама по себе кошка ничего не рекламирует, однако рекламодатели активно пользуются самим фактом «захвата» внимания и размещают свою рекламу на этом же билборде, чередуя изображение кошки и показ рекламы.

Рекламодатели могут превратить уличную рекламу в самое настоящее шоу с участием зрителей, как это сделали производители питьевой воды в Марселе (Франция). Там световое шоу с мужским стриптизом транслируется на стену одного из исторических зданий, а электроэнергию для световой проекции вырабатывают сами зрители с помощью велотренажеров, из которых сделали

велогенераторы электроэнергии:

По окончании сеанса мужского стриптиза восторженным зрительницам сообщают, что они сожгли 2 тысячи калорий, просто крутя педали велогенератора во время светового шоу.

Заметим, что инновации используются в наружной рекламе уже давно. Так, реклама нижнего белья Calvin Klein намокает под дождем, демонстрируя, в зависимости от погоды, разные элементы дамского гардероба:

Впрочем, оригинальную наружную рекламу можно создать и с меньшими затратами, по-новому переосмыслив традиционные рекламоносители, как это сделали производители краски натуральных оттенков:

и клейкой ленты:

Можно еще и сэкономить на материалах, вырезав из рекламного щита «лишнее» по примеру производителей

краски для волос:

и автомобильной сигнализации:

Можно пойти и другим путем, слегка дополнив традиционную рекламную конструкцию буквально одним элементом, как это сделали дилеры лекарства от диареи:

 и строительного инструмента:

а также стирального порошка:

А еще можно превратить в рекламу обычный жилой дом, раскрасив балконы разными цветами, как это сделала IKEA:

Как вариант, можно сделать рекламу в виде граффити там, где это не нарушает эстетику городского пространства:

Заметим, что цветовое оформление зданий и сооружений тоже является элементом городского дизайна. И поговорим об этом подробнее.

Фасады зданий и колористика городов

Чтобы дома и прочие строения органично «вписались» в городское пространство, они должны сочетаться по цвету и стилю. В Российской Федерации балансодержатели зданий должны иметь так называемый «колористический паспорт здания» или «Паспорт колористического решения».

Наличие колористического паспорта подтверждает, что наружный цвет фасада соответствует нормативным документам, утвержденным местной властью. Ввиду того, что российские города весьма разнообразны по возрасту, специализации, оформлению и расположению, единые рекомендации для всех городов от Сочи до Воркуты разработать попросту невозможно. Поэтому колористика городов – это прерогатива местной власти.

Например, в столице Российской Федерации цвет фасадов регламентируется Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2012 N 114-ПП «О колористических решениях фасадов зданий, строений, сооружений» [Официальный портал Мэра и Правительства Москвы, 2012]. Получить такой паспорт можно бесплатно в комитете по архитектуре и градостроительству [Официальный портал Мэра и Правительства Москвы, 2021]. Паспорт колористического решения является бессрочным.

Практика регламентации цвета фасада в странах постсоветского пространства зародилась в 90-е годы прошлого столетия после развала СССР. В Советском Союзе жители наблюдали «50 оттенков серого российских городов», а всевозможные СНиПы и СанПиНы регламентировали лишь внутреннее окрашивание помещений в зданиях общественного назначения.

Так, можно встретить рекомендацию по окраске стен и потолка в школьных спортзалах такой краской, которая не будет сохранять следы от попадания мяча. Что же касается наружного цветового оформления, в те годы ограничивались нанесением штукатурки, которая, в зависимости от марки, качества и способа разведения, могла приобретать какой-либо оттенок серого.

Исключение составляли разве что школы и детские сады, где в штукатурку добавляли краситель, обычно тот, который был на складе. Уточним, что в СССР были плановая экономика и централизованное снабжение бюджетных учреждений всем необходимым из числа доступного. Для зданий детских садиков концентрация красителя была выше, а цвет ярче, школьные строения выполнялись в более сдержанной цветовой гамме.

В целом, мировая практика регулирования цветового оформления фасадов берет начало в 17-18 веках, когда города начали активно расширяться и разрастаться. Тогда на повестку дня встал вопрос, как обеспечить разнообразие и при этом гармонизировать разнообразное цветовое оформление жилых домов, лавок, магазинок, пабов, мастерских и прочих построек.

В основном, регламентирующие документы ориентировались на уже сложившиеся традиции. Так, в жарких южных странах часто окрашивали дома в белый, синий или голубой цвет. Эти цвета лучше отражают солнечные лучи, поэтому такое здание меньше нагревается. Кроме того, белила отпугивают насекомых и являются профилактикой того, что в доме заведутся москиты, скорпионы и прочая нечисть.

В странах Средиземноморья есть целые города, где дома окрашены в синий, белый или бело-голубой цвет. Это, например, Бодрум в Турции:

«бело-голубой город» Сиди-бу-Саид в Тунисе: 

а еще Хускар в Испании:

и Санторини в Греции:

Хотя, можно встретить и другие объяснения подобных цветовых решений. Например, будто бы в Шавене в Мрокко стали красить дома в небесно-синий цвет для того, чтобы быть «ближе к небу», а следовательно, и ближе к Богу:

В северных странах с большим количеством пасмурных дней в году традиционно отдавали предпочтения ярким цветам фасадов. Примером могут служить яркие дома Хельсинки:

дома Риги:

дома Стокгольма:

или кирпично-желтые улицы Эдинбурга:

К слову, если вы изучите обзор «22 реальных города со всего мира, которые выглядят, как сказочные», вы увидите, что такой «сказочный» эффект достигнут во многом благодаря цветовому оформлению фасадов зданий [fishki, 2017].

Отдельной темой является сохранение исторических зданий, в том числе их первоначального цвета. Здесь ориентиром служит «Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест», она же «Венецианская хартия» [Венецианская хартия, 1964]. В частности, пункт 6 гласит, что «всякое новое строительство, разрушение и переделки, которые могли бы изменить взаимосвязь объемов и цветовую гамму, недопустимы».

А вот что поможет защитить памятники архитектуры и город в целом от вредного воздействия окружающей среды, так это зеленые насаждения.

Озеленение города

Озеленение городов в Российской Федерации регламентируется действующим в настоящее время государственным стандартом, принятым еще во времена СССР [Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 1991].

Веяния времени, имевшие место за последние три десятка лет, отражены в правилах благоустройства территорий, принятых в 2017 году [Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов, 2017]. Озеленению застраиваемых территорий посвящен раздел 9 данных правил.

Здесь содержатся общие предписания наподобие «сохранять естественное озеленение или создавать озелененные поверхности, приближенные к естественным, на дворовых территориях, вблизи фасадов домов». А также запреты высадки, к примеру, «женских экземпляров тополей и шелковиц, засоряющих территорию и воздух во время плодоношения».

Ввиду природно-климатического разнообразия территории России, единых для всех рекомендаций чего и сколько сажать не может быть в принципе. Правила озеленения и благоустройства принимаются на местном уровне, а минимально допустимой нормой озеленения считается 5 квадратных метров зеленых насаждений так называемого «общего пользования» на человека.

Нормы озеленения города могут очень сильно варьироваться в зависимости от статуса (районный или областной центр), специализации (промышленный, курортный, наукоград), размера территории, плотности застройки и прочих факторов. Для мегаполисов и в частности для Москвы применяются сниженные нормы ввиду того, что там попросту негде разместить больше количество зеленых насаждений [ЦИАН, 2017]:

Впрочем, примеры успешного озеленения городов-миллионников существуют. Так, город Куритиба (Бразилия) с населением почти 2 миллиона человек претендует на статус самого зеленого и экологически благополучного в мире.

Сэкономить место для высадки многочисленных парков и скверов удалось, «пересадив» почти 80% населения с личных авто на общественный транспорт. Причем в Куритибе это, в основном, электротранспорт. Таким образом, потребность в гаражах, парковках и стоянках заметно снизилась, и освободившиеся площади засадили деревьями и кустарниками. А практически полное отсутствие автотранспорта избавляет город от выхлопных газов и загрязнения, что делает его экологически благополучным.

Кроме того, город освободил значительную часть площадей, избавившись от мусорных свалок, коих в 70-е годы прошлого столетия было превеликое множество. Граждан мотивировали к раздельному сбору мусора и биологических отходов выдачей бесплатных билетов на общественный транспорт и пластиковых карточек, которые можно обменять на наборы овощей и фруктов.

Подсчитано, что за короткое время с момента старта программы в беднейших районах города жители поменяли 11 тысяч тонн мусора на миллион автобусных билетов и более тонны овощей и фруктов [М. Скляревская, 2014]. Фактически, это «внутренние деньги» Куритибы, которые можно заработать, собирая, сортируя и сдавая мусор, и потратить их целевым образом на транспорт и продукты.

Насколько этот опыт мог бы пригодиться у нас? Напомним, что в России с начала 2021 года совершенно серьезно обсуждается возможность адресной продуктовой помощи нуждающимся семьям, и у этой идеи все больше сторонников [А. Лесных, 2021]. Учитывая, что спрос на бесплатные продукты есть, а проблема мусора во многих городах Российской Федерации стоит достаточно остро, опыт Куритибы вполне можно было бы адаптировать к нашим российским реалиям.

Завершая тему городского дизайна, обратим ваше внимание, что тема озеленения городов всегда обсуждается в контексте благоустройства, которое невозможно без личной заинтересованности и участия горожан. И в целом городской дизайн в понимании комфортной и функциональной предметно-пространственной среды теряет смысл, если всюду будут горы мусора и разбитые дороги.

Проблема дорог актуальна не только в России. Иногда на ремонт дорожного покрытия не хватает денег даже у благополучных и живущих намного лучше нас немцев. Муниципалитет Нидерциммерн (Германия) нашел оригинальный выход из ситуации, устроив… распродажу выбоин на дорогах [lenta.ru, 2010].

Яму на дороге можно было купить за 50 евро, а в обмен горожане получили возможность «увековечиться» в истории Нидерциммерна. Для всех были изготовлены именные таблички участников акции с тем, чтобы в ходе ремонта «вмонтировать» их в дорожное полотно:

Всего таким способом было продано 257 выбоин на дорогах. Окончание акции отметили грандиозным фестивалем с живой музыкой, алкоголем и закусками [Niederzimmern, 2010]. У нас в России такого «добра», как выбоины на дорогах, заметно больше в любом населенном пункте, а живую музыку, алкоголь и закуски россияне традиционно приветствуют. Так что этот опыт тоже вполне можно попробовать перенять.

Больше интересных мыслей на тему «Благоустройство и участие в этом жителей города» вы найдете в интервью урбаниста Аркадия Гершмана [Эхо Москвы, 2021]. По теме урока в целом можем дополнительно рекомендовать книгу «Дизайн и оборудование городской среды» [В. Покатаев, С. Михеев, 2012].

Для интересующихся темой уличного освещения и рекламы будет интересна книга «Световой дизайн города» [Н. Щепетков, 2006]. Конечно, технические возможности за прошедшее со времени издания книги время ушли вперед, однако базовые основы светоурбанистического проектирования и светового моделирования знать всегда полезно.

Итак, времена меняются, меняются традиции и наполнение понятия «городской дизайн». Сегодня недостаточно просто построить дом и посадить дерево. Нужно еще получить землеотвод, согласовать проект и другие документы на дом, в том числе колористический паспорт, и получить разрешение на высадку конкретного вида дерева в конкретном месте.

Хорошо это или плохо? В любом случае, при нынешних темпах роста городского населения в мире определенное внешнее регулирование необходимо. Поэтому важно понимать, что такое городской дизайн, из чего он складывается и каковы его основные элементы. А чтобы убедиться, что вы разобрались в теме, рекомендуем пройти проверочный тест.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *