Легенды джаза. Фил Вудс.
07.07.2017
В самом начале карьеры все в один голос называли его преемником великого Чарли Паркера, и понадобилось немало времени, чтобы доказать всему миру, что у него в музыке свой собственный путь, не менее яркий и самобытный, чем у кумира его молодости. Сегодня наш рассказ посвящен знаменитому американскому музыканту, виртуозу альт саксофона Филу Вудсу.
Филип Уэллс Вудс (Philip Wells Woods) родился 2 ноября 1931 года в Спрингфилде, штат Массачусетс. Так случилось, что в возрасте 12 лет в наследство от дяди ему достался альт саксофон. Чтобы такая хорошая вещь не пылилась даром в кладовке, мама уговорила Филипа посетить пробный урок игры на инструменте. Этот момент изменил всю жизнь будущего знаменитого саксофониста!
Увлекшись игрой на альт саксофоне, Филип Вудс принял решение всецело посвятить себя музыке. Его первыми кумирами были Бенни Картер (Benny Carter) и Джонни Ходжес
Официальное обучение началось для Филипа в Нью-Йорке – сначала в Манхеттенской, а затем в Джульярдской школе музыки, где он осваивал игру на кларнете за неимением там класса саксофона (он окончил ее в 1952 году). Это были очень важные годы, которые помогли сформироваться музыкальным пристрастиям и подготовили базу для его дальнейшего развития как музыканта.
В Джульярде Вудс слушал игру струнного квартета, который пробирался через дебри произведений Бартока, посещал лекции Джона Кейджа, одного из ведущих представителей послевоенного авангарда в Америке, доставал студенческие пропуска для того, чтобы присутствовать на всех репетициях оперы Стравинского «Похождения повесы».
С другой стороны, в ночных клубах на 52-й улице играли неподражаемые и сумасшедшие Бёрд, Диззи и Монк. Эта музыка увлекала и захватывала, так что Фил старался бывать практически на всех их выступлениях.
В этот период Вудс и сам начал играть в клубах, постепенно пробуя себя в качестве джазового музыканта. К середине 50-х он уже работал совместно с трубачом Кенни Дорэмом (Kenny Dorham) в квинтете под управлением Джорджа Уоллингтона (George Wallington). А затем и с Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) — в составе его коллектива он побывал с гастролями в Южной Америке и на Ближнем Востоке.
В 1955 году вышел первый альбом Вудса под названием «Woodlore», который был горячо принят критикой. Стиль Вудса отличался безупречной техникой и свободой исполнения в самом быстром темпе, так что возникало ощущение, будто инструмент играет сам по себе. Все это вызывало ассоциации с блистательным стилем игры Чарли Паркера, из-за чего Вудса и стали называть его преемником.
Однако Вудс не собирался всю жизнь оставаться в тени своего кумира, развивая свой собственный стиль. В течение следующих десяти лет он гастролировал с ансамблями Бадди Рича (Buddy Rich), Бенни Гудмена (Benny Goodman), Куинси Джонса (Quincy Jones) и Кларка Терри (Clark Terry). Это был неоценимый опыт работы, раскрывающий все подводные камни взаимоотношений в музыкальном коллективе, который пригодился Вудсу в дальнейшей его карьере.
Среди знаменитых записей этого периода — Rights of Swing (1960), где он руководит октетом, и живая запись в составе оркестра Телониуса Монка (Thelonious Monk) в Town Hall (1959), где Вудс создает длинную и постоянно расширяющуюся мелодию из темы Friday The 13th длиной всего четыре такта, чего не делал даже сам Паркер.
В 1962 году в составе оркестра Бенни Гудмена Фил Вудс побывал в Советском Союзе. Гастроли продолжались в течение месяца, и за это время у американских музыкантов завязались дружеские отношения со многими советскими коллегами.
В 1968 году Фил Вудс поехал во Францию. Европейский джаз в то время переживал период расцвета и был наполнен свежими идеями. Здесь Вудс организовал группу
В 1972 году Вудс вернулся в Америку, чтобы собрать новую команду музыкантов-единомышленников. В 1973 году он организовал квартет, а затем квинтет, работа с которым позволила Вудсу раскрыться как импровизатору боп-альта более полно и свободно, чем когда бы то ни было. В серии записей, сделанных в 1970-х, Вудс показал, насколько независимым художником он стал к этому моменту. В 1975-м композиция
Images Мишеля Леграна, в записи которой Фил Вудз принимал участие в качестве солиста, завоевала премию Гремми в двух номинациях – как лучшая инструментальная композиция и как лучшее джазовое исполнение с биг-бэндом. А в 1978-м Гремми в номинациях «Песня года» и «Запись года» получила песня Билли Джоэла Just the Way You Are, в которой звучит знаменитое соло Вудса.
На протяжении многих лет состав музыкального коллектива Фила Вудса мало менялся, что говорит как о высокой степени взаимопонимания среди его участников, так и о таланте и профессионализме руководителя. В течение десятилетий в группе работали барабанщик Билл Гудвин (Bill Goodwin) и контрабасист Стив Гилмор (Steve Gilmore).
В течение последних лет Вудс регулярно выступал как в Америке, так и в Европе, несмотря на хроническую эмфизему, которая вынуждала его постоянно иметь при себе кислородный аппарат. С ходом времени звучание его саксофона становилось все более насыщенным, а фразы – более сокровенными. Оставаясь невосприимчивым к модным джазовым течениям, он был всецело приверженцем стиля бибоп.
Очень важной частью своей деятельности Фил Вудс считал преподавание игры на саксофоне. Он был одним из основателей ежегодного фестиваля искусств в штате Делавэр и регулярно оказывал помощь в его проведении, постоянно давал мастер-классы для музыкантов и студенческих джаз-групп по всему миру, включая Национальный молодежный джазовый оркестр в Великобритании и Духовой оркестр Катании в Италии (Сицилия). Нередко он солировал в составе студенческих ансамблей как простой музыкант, невзирая на свою всемирную славу и почетные звания.
В 2007 году от Национального фонда искусств США Фил Вудс получил высшую государственную награду в области музыки – звание «Мастер джаза». В тот же год ему была присуждена награда вашингтонского Центра исполнительских искусств имени Джона Кеннеди – «Живая легенда джаза».
Последний концерт Фила Вудса состоялся 4 сентября 2015 года. Попрощавшись с публикой, он оставил свой инструмент на сцене.

Среди учеников Фила Вудса немало всемирно известных музыкантов. Один из них — Роберт Анчиполовский, которого связывали с наставником не только частые совместные выступления, но и теплые дружеские отношения. Мы предлагаем видеозапись мастер-класса Роберта Анчиполовского — A tribute to Phil Woods – посвящение великому музыканту и учителю.
Альт-саксофонист Фил Вудс (1931-2015) | «Джаз.Ру»
реклама
Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» |
«Если он сдержит слово, никто больше никогда не услышит его игру», написал журналист Рик Наулин в питтсбургском издании «Пост-Газетт» 6 сентября. Дело в том, что за два дня до этого Наулин побывал в концертном зале Manchester Craftsmen’s Guild, где перед последней пьесой своего выступления с местным джаз-трио и струнниками из Питтсбургского симфонического оркестра великий альт-саксофонист Фил Вудс объявил: он завершает исполнительскую карьеру, продолжавшуюся почти семь десятилетий. У 83-летнего музыканта была эмфизема лёгких, он вынужден был долгое время жить с кислородным баллоном под боком и с кислородными трубками в носу, и, конечно, это не облегчало ему выступления. Однако Наулин проанализировал великолепную игру легендарного альтиста на финальном концерте и признал в своём тексте, что карьера Вудса завершается «на высокой ноте».
Вудс сдержал слово — но никто не предполагал, что это станет ясно так скоро. Как описал произошедшее многолетний барабанщик квартета Вудса, Билл Гудвин, «Фил вышел из дела на собственных условиях». Вчера, 29 сентября, Фил Вудс попрощался у себя дома в Питтсбурге, штат Пенсильвания, с женой и сыном, разослал мужественные прощальные письма друзьям, коллегам и ученикам-саксофонистам (включая Роберта Анчиполовского в Израиле, для которого Фил был не просто учителем, но фактически отцом в музыке) и отключил измучившую его кислородную маску. Музыканту было 83 года.
Последний концерт Фила Вудса (2 сентября 2015)
Фил Вудс — один из тех джазовых музыкантов, кому повезло быть знакомым если и не по имени, то по одному блестящему инструментальному соло максимально широкой аудитории. Вряд ли те, кто слышал это соло, знал имя саксофониста — но для нескольких поколений массовой публики по всему миру этот изящный инструментальный эпизод был символом высочайшего уровня игры на саксофоне. Речь о песне «Just the Way You Are», которую американский певец и пианист Билли Джоэл записал в 1977 г. для своего альбома «The Stranger». Альбом получил тогда премию «Грэмми» в категории «Лучшая запись года», а «Такая, как ты есть» обрела позолоченный граммофончик как «Лучшая песня года». И в этой песне звучит царственное соло альт-саксофона Фила Вудса.
АУДИО: Billy Joel — «Just the Way You Are», 1977