Стиль ваби саби. Японская эстетика простоты в нашей жизни.
Skip to contentВаби СабиI.Heisikk2021-08-11T14:40:36+03:00
Ваби саби — японское искусство существования во внутренней гармонии с несовершенством окружающего мира, видение красоты в недостатках и несимметричности предметов, в понимании недолговечности жизни и ее постоянном обновлении.
По сути, ваби саби — это способность воспринимать прекрасное и предметы в своём естестве и без излишеств.
Мы не ставили целью создать сайт, посвященный только эстетике ваби саби, однако, ее влияние на наши предпочтения в подборе материалов сайта очевидно. На этой странице вы видите только некоторые материалы на разные темы. Посмотрите разные разделы сайта, возможно, вы откроете для себя что-то новое, интересное и полезное.
Природа и искусство, архитектура и дизайн, изделия и инструменты, образ мыслей и стиль жизни, фотография и кино, люди и животные… и гармония.
Ваби саби — японское искусство существования во внутренней гармонии с несовершенством окружающего мира, видение красоты в недостатках и несимметричности предметов, в понимании недолговечности жизни и ее постоянном обновлении.
По сути, ваби саби — это способность воспринимать прекрасное и предметы в своём естестве и без излишеств.
Мы не ставили целью создать сайт, посвященный только эстетике ваби саби, однако, ее влияние на наши предпочтения в подборе материалов сайта очевидно. На этой странице вы видите только некоторые материалы на разные темы. Посмотрите разные разделы сайта, возможно, вы откроете для себя что-то новое, интересное и полезное.
Природа и искусство, архитектура и дизайн, изделия и инструменты, образ мыслей и стиль жизни, фотография и кино, люди и животные… и гармония.
I.Heisikk2021-08-12T11:39:04+03:00Лучшее, Статьи|
Мерилами красоты у японцев служат четыре понятия, три из которых (саби, ваби, сибуй) уходят корнями в древнюю религию синто, а четвертое (югэн) навеяно буддийской философией. Попробуем разобраться в содержании каждого из этих терминов.
I.Heisikk2020-03-23T12:25:19+03:00Лучшее, Статьи|
Писательница и преподаватель, прожила 18 лет в Японии. Ее книга «Ваби — саби : искусство повседневной жизни» была опубликована в 2006 году.
I.Heisikk2020-01-23T13:37:24+03:00Лучшее, Статьи|
Когда дело доходит до правильной формы, мы видим одержимость западного мира совершенством, симметрией и идеальной пропорцией. Это вкус к красоте, […]
Новые статьи
I.Heisikk2021-10-06T15:31:20+03:00Искусство|
Джакомо Фавретто родился в Венеции 11 августа 1849 года в небогатой семье плотника Доменико и Анжелы Брунело. В 1862 году […]
I.Heisikk2021-07-05T16:40:45+03:00Искусство|
Артуро Микелена и Кристобаль Рохас Кристобаль Рохас (Cristóbal Rojas, 1858 — 1890) является одним из самых значимых и известных венесуэльских […]
I.Heisikk2021-06-04T12:42:22+03:00Искусство|
Немногие художники способны так увековечить дух времени, как это сделал американский художник Эдвард Хоппер. В офортах и акварелях, и особенно [. ..]
I.Heisikk2020-03-23T12:24:04+03:00Искусство, Лучшее|
В переводе с японского «бонсай» означает «растение в плоском сосуде» (бон — контейнер, сай- дерево). Слово «бонсай» означает не просто карликовое растение, а целую культуру выращивания растений в неглубоком контейнере.
I.Heisikk2020-02-04T15:04:58+03:00Искусство, Лучшее|
Суми-э — японская монохромная живопись тушью. Это направление возникло в XIV веке и было заимствовано из Китая. Слово суми-э (sumi-e) представляет […]
I.Heisikk2020-01-04T21:20:29+03:00Искусство, Лучшее|
Работами Джованни Лоренцо Бернини восхищались за инновационное представление скульптуры. Он открыл новую эру в европейской скульптуре, которая стала синонимом движения барокко.
I.Heisikk2020-03-23T12:00:57+03:00Архитектура, Дизайн, Лучшее|
Бельгийский дизайнер, декоратор, коллекционер, сторонник философии ваби-саби. Автор книги «Вдохновения Ваби» («Wabi Inspirations»).
I.Heisikk2019-12-28T12:02:07+03:00Архитектура, Дизайн, Лучшее|
Совсем недавно мы говорили об «Интерьере в стиле Хюгге», скандинавской тенденции дизайна, которая фокусировалась на создании простых интерьеров, наполненных комфортом. […]
Nonnius2019-12-19T11:35:07+03:00Архитектура, Дизайн, Лучшее|
В статье прослеживается значение пустоты для японской культуры, рассматривается концепт пустоты в дзэн-буддизме, влияние данного направления на японскую культуру и […]
I.Heisikk2020-03-23T11:57:26+03:00Лучшее, Фотография|
Японский свободный фотограф, снимки которого буквально пропитаны традиционной японской эстетикой. Маленькие фотографии Масао представляет зрителю как часть чего-то более масштабного и цельного.
I.Heisikk2020-03-23T11:49:14+03:00Лучшее, Фотография|
Рёсукэ Косуге (Ryosuke Kosuge) более известен как RK — японский фотограф, графический дизайнер и профессиональный диджей из Токио. Фотографии Рёсукэ отражают интенсивную городскую жизнь Азии, ее культуру, традиции и людей.
I.Heisikk2020-01-31T21:36:17+03:00Лучшее, Фотография|
Чешский фотограф Мирослав Тихий (Miroslav Tichý) последние сорок лет не делал ничего, кроме фотографирования женщин и девушек. Однако, делал он это […]
Еще больше интересных материалов вы можете увидеть в нашей группе в Facebook.
Присоединяйтесь!
Page load link Go to TopВ чём суть ваби-саби — японского мировоззрения, которое учит ценить несовершенства
1 мая 2021 Вдохновение
И как такой взгляд на мир пригодится каждому человеку.
Журналист BBC Лили Кроссли-Бакстер рассказала о собственном опыте знакомства с эстетикой «скромной простоты» и поисках красоты в изъянах.
Лили Кроссли-Бакстер
Журналист, пишет о культуре и путешествиях.
Я неохотно убираю руки от медленно вращающейся на гончарном круге миски и наблюдаю, как её неровные бока постепенно останавливаются. Вот бы ещё чуть-чуть их подправить. Я в древнем городе керамики Хаги в префектуре Ямагути. Хотя я доверяю мастеру, который убедил меня оставить миску как есть, не могу сказать, что понимаю его мотивы. Он с улыбкой произносит: «В ней есть ваби-саби». И отправляет мою миску на обжиг. А я сижу, размышляя над отсутствием симметрии, и пытаюсь понять, что же такое он имел в виду.
Как оказалось, непонимание этой фразы — вполне обычное явление. Ваби-саби — ключевая идея японской эстетики, древних идеалов, которые до сих пор регулируют нормы вкуса и красоты в этой стране. Это выражение не только невозможно перевести на другие языки — оно и в японской культуре считается не поддающимся определению. Его часто произносят в случае глубокого восхищения и почти всегда добавляют muri (невозможно), когда просишь объяснить подробнее. Короче говоря, выражение «ваби-саби» описывает необычный взгляд на мир.
Выражение зародилось в даосизме во времена существования Китайской империи Сун (960–1279), потом попало в дзен-буддизм и вначале воспринималось как сдержанная форма восхищения.
Сегодня оно отражает более расслабленное принятие недолговечности, природы и меланхолии, одобрение несовершенства и незавершённости во всём — от архитектуры до керамики и флористики.Ваби примерно означает «элегантная красота непритязательной простоты», а саби — «течение времени и наступающий вследствие этого распад». Вместе они обозначают чувство, уникальное для Японии и занимающее центральное место в культуре этой страны. Но такое описание очень поверхностно, оно мало приближает нас к пониманию. Буддистские монахи вообще полагают, что слова — его враг.
Как считает профессор Танехиша Отабе (Tanehisa Otabe) из Токийского университета, начинать знакомство с ваби-саби хорошо с изучения древнего искусства ваби-ча — вида чайной церемонии, возникшего в XV–XVI веках. Основавшие его чайные мастера отдавали предпочтение японской керамике, а не популярной в то время идеально выполненной китайской. Это был вызов тогдашним нормам прекрасного. На их чайных приборах не было привычных символов красоты (яркие цвета и затейливая роспись), и гостям предлагалось рассматривать неброские цвета и текстуры.
Взаимодействие с чем-то, что считается ваби-саби, даёт:
- осознание естественных сил, участвующих в создании предмета;
- принятие природной силы;
- отказ от дуализма — убеждения, что мы отделены от окружающей нас среды.
Вместе эти впечатления помогают смотрящему увидеть себя частью природного мира и почувствовать, что он не отделён от него, а находится во власти естественного течения времени.
Щербинки и неровности воспринимаются не как ошибки, а как проявление созидательной силы природы – точно так же, как мох, растущий на неровной стене, или согнувшееся на ветру дерево.
«Принципы ваби-саби открыли нам глаза на повседневность и создали необычный, эстетический, подход к восприятию обыденного», — говорит профессор Отобе, особо подчёркивая важность принятия в японской культуре. В ней общество регулярно вынуждено бороться с катаклизмами. Вместо того чтобы провозглашать природу лишь опасной разрушительной силой, ваби-саби помогает представить её как источник красоты, которую стоит ценить даже в мельчайших проявлениях. Она становится местом, где рождаются цвета, формы, узоры и вдохновение, силой, с которой можно не только бороться, но и сотрудничать.
Главный же ключ к пониманию ваби-саби — неизбежность смертности, заключённая в природе. Сами по себе окружающие нас формы просто красивы. Но осознание их быстротечности, подчёркивающее нашу собственную недолговечность, делает их значительнее.
Это напомнило мне историю одной японской коллеги о её детской поездке в Киото. Тогда она наскоро прошла по территории вокруг деревянного храма Гинкаку-дзи, торопясь посмотреть более знаменитый позолоченный Кинкаку-дзи, возвышающийся над озером. Он был ярким и эффектным и впечатлял гораздо больше, чем его простой и традиционный собрат.
Храм Кинкаку-дзи, КиотоОна снова побывала там через несколько десятилетий. Хотя золотой храм по‑прежнему бросается в глаза, она заметила, что кроме быстрого удовольствия от созерцания золота в нём больше ничего нет. А вот в Гинкаку-дзи она нашла новое очарование: старое дерево имеет множество оттенков и текстур, а сады камней подчёркивают разнообразие природных форм. Она не могла оценить этого в детстве, но с возрастом стала воспринимать разрушительное действие времени как источник красоты — гораздо более значительный, чем блеск золота.
Я была заинтригована этим и решила связаться с керамистом Кадзунори Хамана (Kazunori Hamana), в чьих работах часто находят элементы ваби-саби. Он тоже подчеркнул важность старения.
«Когда ты молод, у тебя другие чувства — всё новое кажется хорошим, ты начинаешь видеть развитие истории, — объясняет он. — Когда ты вырастаешь, то видишь множество историй, в своей семье и в природе: всё растёт и умирает, а ты лучше понимаешь эти концепции, чем в детстве».
Такое отношение к отметкам времени — основная черта работ Хаманы, которые он выставляет в заброшенных сельских домах. Он объясняет, что дверные косяки, почерневшие за годы от каминного дыма, и начавшие осыпаться глинобитные стены — история дома. Они создают подходящий фон для его работ и помогают избежать холодной раздвоенности обезличенного пространства белых галерей.
Хамана применяет в своей работе важную для ваби-саби концепцию о взаимотворчестве человека и природы. «Сначала я немного обдумываю дизайн, но глина — природный материал, она меняется. Я не хочу бороться с природой, поэтому следую форме глины, принимаю её», — рассказывает он.
Иногда природа становится ещё и фоном, на котором он выставляет свои изделия. Например, он оставил несколько работ в заросшем бамбуковом лесу на территории вокруг своего дома. За годы они заросли кустарником, и на них появились неповторимые узоры от перепадов температур, сколов и окружающих растений. Но это только дополняет красоту каждого объекта, а трещины расширяют его историю.
С ваби-саби также часто связывают искусство кинцуги — метод реставрации разбитой керамики с помощью лака и золотого порошка. Этот подход подчёркивает, а не скрывает трещины, делая их частью предмета.
Когда дочь Хаманы случайно разбила некоторую его керамику, он на несколько лет оставил осколки на улице, чтобы природа придала им цвет и форму. Когда местный специалист по кинцуги склеил их, разница цветов была настолько тонкой и неравномерной, что её ни за что бы не удалось воссоздать намеренно.
Принятие природных эффектов и отражение семейной истории создают неповторимую ценность предмета, который во многих культурах сочли бы бесполезным и выбросили.
Стремление к безупречности, так распространённое на Западе, задаёт недостижимые стандарты, которые только вводят в заблуждение. В даосизме идеал приравнивается к смерти, потому что он не предполагает дальнейшего роста. Стремясь создавать безупречные вещи, а затем пытаясь сохранить их в таком состоянии, мы отрицаем саму их цель. А в результате теряем радость перемен и развития.
На первый взгляд эта концепция кажется абстрактной, но восхищение недолговечной красотой лежит в основе самых простых японских удовольствий. Например, в ханами — ежегодной церемонии любования цветами. Во время цветения сакуры устраивают вечеринки и пикники, катаются на лодках и участвуют в фестивалях, хотя лепестки этого дерева быстро начинают опадать. Узоры, которые они образуют на земле, считаются такими же красивыми, как и соцветия на деревьях.
Такое принятие мимолётной красоты вдохновляет. Хотя оно и окрашено меланхолией, но учит наслаждаться каждым приходящим моментом, ничего не ожидая.
Вмятины и царапины, которые есть у всех нас, напоминают о приобретённом опыте, и стереть их — значит игнорировать жизненные сложности. Когда через несколько месяцев мне пришла миска, сделанная мной в Хаги, её неровные края больше не казались мне недостатком. Вместо этого я увидела в них желанное напоминание о том, что жизнь неидеальна и не нужно пытаться её такой сделать.
Читайте также 🧐
- Уборка по-японски: 5 способов избавиться от ненужных вещей
- Совершенство — это скучно
- 20 странностей корпоративного мира Японии
ВАБИ САБИ Эстетика | Красота в несовершенстве – Wabi Sabi Aesthetic
ВАБИ-САБИ Эстетика | Красота в несовершенстве – эстетика ваби-сабиТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА С ДУШЕЙ
Ваби-саби: японская философия поиска красоты в несовершенстве.
Магазин товаровСДЕЛАНО ДЛЯ ВАС РУКОВОДСТВОМ
Мы сотрудничаем со специализированными мастерами по всему миру, чтобы создавать для вас реликвии.
МАГАЗИН ТОВАРОВСПАСЕНИЕ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ
Мы постоянно ищем способы уменьшить выбросы углекислого газа во всех аспектах: проектирование, поиск поставщиков, производство и доставка.
НАША ФИЛОСОФИЯКРАСОТА В НЕСОВЕРШЕНСТВЕ
Товары для дома и предметы декора — это продолжение вас самих. Мы используем только нетоксичные, безопасные для пищевых продуктов глазури для всех наших работ.
МАГАЗИНКупить сейчас
Подарочная карта Ваби-Саби
От 50 долларов
Флюоритовая кашпо Кинцуги
150 долларов 180 долларов
Распродано
Чаши Natalia (набор из 5 предметов)
От $130
Набор столовой посуды New Beginnings, 18 предметов
В продаже от $299
Распродажа
Ювелирная тарелка из морского ушка
60 долларов
Подставки из консервированной смолы
От 22 долларов
Коллекция ваз Мэрайи | Массив лиственных пород и стекло
$175 190 долларов
Распродано
Плантатор мечты
36 долларов 40 долларов
Продажа
Кашпо из розового кварца кинцуги
180 долларов
Распродано
Стеклянные миски для арии
В продаже от $42
Продажа
Хотите больше?
Наша ФИЛОСОФИЯ
Мы понимаем, что все, что мы делаем, влияет на окружающую среду, поэтому мы используем только материалы природного происхождения или переработанные.
Узнать большеОпределение WABI-SABI
Наша эстетика основана на мимолетности и несовершенстве.
Узнать большеЭСТЕТИКА
Наша эстетика имеет как скандинавское, так и японское влияние.
ПодробнееНаша компания ORIGINS
Wabi-Sabi Aesthetic была создана в 2018 году.
ПодробнееВсе продукты – Эстетика ваби-саби
Подарочная карта Ваби-Саби
От 50 долларов
Ваза из капа конского каштана
100 долларов
Коллекция ваз Мэрайи | Массив лиственных пород и стекло
175 долларов 190 долларов
Распродано
Валерия Вазы
От $63
Кашпо из розового кварца кинцуги
180 долларов
Распродано