Что такое эмаль — виды эмалей, их состав и свойства
Что такое эмаль — виды эмалей, их свойства
Содержание статьи
Эмаль — это пигментная суспензия на лаковой основе, которая после нанесения образует тонкий слой ЛКМ различной фактуры. Эмаль служит в качестве защитного и декоративного покрытия для изделий выполненных из самых разнообразных стройматериалов: дерева, металла, бетона и т. д.Обладая такими хорошими физико-механическими свойствами как твёрдость, прочность и эластичность, эмаль способна надолго защитить поверхности изделий от воздействия на них отрицательных факторов. А некоторые виды эмалей и вовсе не боятся влияния сильно агрессивных веществ, к примеру масел, бензина и т. д.
О том, что такое эмаль, про её разновидности и применение в строительстве, будет рассказано ниже.
Что такое эмаль
Как было сказано выше, эмаль — это пигментная суспензия на лаковой основе. По своим характеристикам, она превосходит некоторые виды масляных красок, в плане прочности слоя, его эластичности и невосприимчивости ко многим отрицательным факторам.
Основное применение эмалей, это получение прочного и надёжного верхнего слоя, который смог бы защитить металлические или деревянные поверхности, одновременно став для них красивым вариантом декоративной отделки. Чаще всего, эмали применяют именно для окрашивания деревянных и металлических изделий.
Виды эмалей
Существуют различные виды эмалей, всё во многом зависит от добавляемых составляющих и основных компонентов их изготовления. Самыми распространёнными из них, являются:
- Аэрозольная эмаль, которая отличается от других ЛКМ, очень быстрым временем высыхания;
- Акриловая эмаль, получила широчайшее применение для окрашивания самых разнообразных изделий, выполненных из бетона, дерева, металла и т. д.;
- Алкидная эмаль, чаще других используется для окрашивания мебели;
- Термостойкая эмаль, применяется там, где поверхности чрезмерно сильно подвергаются нагреванию.
Основным компонентом любого вида эмали является лак, который выступает в качестве связующего вещества.
В зависимости от того, какой лак используется для производства эмали, различаются:
- Нитроцеллюлозные эмали — основное отличие которых от других разновидностей ЛКМ в повышенной стойкости к воздействию влаги;
- Пентафталевые и кремнийорганические эмали — последняя разновидность эмалей является термостойким лакокрасочным веществом;
- Эмали на основе акрила и алкидно-эпоксидной смолы;
- Феноломасляные эмали.
Каждый из вышеперечисленных видов эмали обладает различными эксплуатационными свойствами, поэтому перед тем как выбрать эмаль, следует понимать:
- На какой тип поверхности будет наноситься данный ЛКМ;
- Каким воздействиям он будет подвергаться в процессе эксплуатации — влага, ультрафиолет, температура и т. д.;
- Требуемую механическую прочность лакокрасочного слоя;
- Декоративные функции.
Свойства эмалей
Любая разновидность эмали призвана выполнять одновременно несколько важнейших функций – защитную функцию и декоративную. Что касается защитных функций эмалей, то это в первую очередь защита изделий от влаги, небольших механических повреждений, воздействия сильных температур и ультрафиолетовых лучей.
Самыми распространёнными эмалями, которые широко применяются в строительных и ремонтных работах, являются алкидные эмали. Их широко используют как для покраски снаружи, так и при внутреннем обустройстве пространства.
Алкидные эмали максимально устойчивы к атмосферным воздействиям, они не боятся повышенных температур, поэтому нередко используются для покраски батарей отопления. Применяется алкидная эмаль также и для наружных работ, при окрашивании ограждений, скамеек и т. д.
Ещё одной разновидностью эмали, которая получила широчайшее применение, является пентафталевая эмаль. Основой для изготовления этого ЛКМ служит также алкидный лак. Пентафталевая эмаль ПФ-115 например, используется для наружных работ, а ПФ-266 для внутренних, что очень важно учитывать при выборе.
Оценить статью и поделиться ссылкой:Что такое эмаль: основные значения слова
Что такое эмаль? В современном русском языке слово может иметь несколько смыслов, как верных этимологически, так и «разговорных», не вполне корректных. Давайте рассмотрим эмаль техническую и эмаль зуба как примеры самых очевидных применений этого слова в прямом смысле. Также стоит обратить внимание на весьма употребимые в быту понятия «эмаль-краска» и «эмалированная посуда», которые не имеют прямого отношения к собственно понятию эмали.
«Эмаль»: значение слова. Прямой смысл
Так, в техническом смысле слова эмаль – это небольшой толщины стеклоподобный слой, который получают высокотемпературным обжигом. Именно в таком значении в русский язык из французского и пришло слово «эмаль». Причем сами технологии её производства известны на Руси как минимум с двенадцатого века, однако тогда в ходу было слово «финифть».
Что такое эмаль техническая? Она может нести и практический смысл (например, защита от коррозии нижележащих слоев), так и художественный (живописные миниатюры, созданные по упомянутой технологии). Надо заметить, что нередко в обиходном смысле эмалями называют и сами готовые продукты производства, особенно во множественном числе. Например, совокупность расписных эмалевых блюдец можно назвать набором эмалей.
Компоненты изготовления эмального порошка сильно отличались в зависимости от географии и времени производства. Что такое эмаль и современные технологии? Чаще всего изготовляется из смеси оксидов кремния, бора, титана, алюминия, свинца, цинка и других металлов.
Причем добавление конкретных ионов позволяет добиться нужной окраски готового слоя. Также за последние десятилетия усовершенствовались способы нанесения начального материала, так, появились пульверизаторы и электростатические камеры, которые позволяют добиться очень однородного слоя.«Зубной» смысл
Слово «эмаль» что означает еще? Так, в анатомии и стоматологии зубной эмалью называют очень прочный тонкий слой неорганических веществ (около 97%) и органических (около 3%), который защищает коронку зуба. Этот материал является самой безводной частью человеческого тела, а также и самой прочной по совместительству.
Исключительная твердость зубной эмали объясняется гидратированной формой апатита, который «армирован» вкраплениями магния, хлора, фтора, бария, хрома, небольшого числа органических веществ. Из органических компонентов надо отметить коллаген, который существенно увеличивает практическую прочность эмали за счет уменьшения хрупкости последней.
Крепкая эмаль — крепкие зубы
Для современного человека уход за эмалью – важная составляющая гигиены и профилактики заболеваний ротовой полости. Преимущественно апатитный состав защищает коронку механически, однако сам слабо защищен от агрессивной среды и крайне чувствителен к кислотности среды.
Уже при значении pH = 4,6 эмаль зуба подвергается ощутимому разрушению. В норме кислотность слюны не достигает подобных значений, однако бактерии в ротовой полости быстро «закисляют» среду. Побочным продуктом их деятельности являются органические кислоты, которые и представляют наибольшую угрозу для эмали.
Проблема решается удалением остатков пищи после еды, что лишает микрофлору собственно питания. Еще одна опасность для эмали кроется в продуктах, которые изначально имеют ярко выраженную кислотность. Так, вред могут нанести вещества, содержащиеся в некоторых фруктах (органические кислоты) или безалкогольных напитках (ортофосфорная кислота).
Что такое эмаль? Переносный смысл
Нетрудно заметить, что общим смыслом любого из определений эмали является некий тонкий защитный слой. Именно поэтому в обиходе человека возникли такие понятия, как «эмалированная посуда» и «эмальная краска». К настоящей эмали они не имеют отношения, однако словесно «эмаль» несет в них протекционный смысл.
Эмалированной посудой называются в быту кухонные принадлежности, в которых металл (чаще сталь) покрывается тонкой стеклоподобной керамикой. Слой выполняет защитную функцию, а также позволяет избежать контакта пищи и металла.
Эмальные краски — это покрытия-протекторы для металлических компонентов в промышленности, изготовляемые на основе лака. Они содержат в составе растворитель, собственно лак, красящие пигменты, наполнители и спецдобавки. Как становится ясно, обиходный ответ на ворос о том, что такое «эмаль», не является вполне компетентным по отношению к эмалям-краскам ни в плане ингредиентов, ни в плане способа нанесения на поверхность.
Горячая эмаль в ювелирных украшениях: технология нанесения
Подчеркнуть свою индивидуальность, выделиться и привлечь внимание окружающих представительницы прекрасного пола стараются стильными причёсками, дорогой обувью, маникюром и оригинальными украшениями. Многие выбирают дорогие серёжки и колечки из золота и серебра с драгоценными металлами. Другие предпочитают изделия с горячей или холодной эмалью. Эта бижутерия считается уникальной. Выполнение техники горячей эмали считается утончённым мастерством. Талантливые мастера делают украшения с ней неотразимыми.
Ювелирные украшения с эмалью отличаются особой изысканностью и красотой. Сегодня классические, авангардные, ультрасовременные кольца и серьги из серебра и золота, украшенные эмалью, находятся на пике популярности. Благодаря этой оригинальной технике мастера размещают на браслетах и подвесках настоящие произведения искусства, достойные восхищения.
Ювелиры включают креативные идеи и опыт, объединяют новые технологии обработки металла и производят красочные украшения. Цветовая гамма этих изделий может быть разнообразной. Эмаль не только дополняет поделки, но и защищает их от коррозии и механических повреждений. Со временем эти украшения не теряют свой блеск и яркость, они не боятся влаги, перепада температур и света.
Самым важным достоинством украшений с эмалью является то, что они оригинальны, подчёркивают индивидуальность своей хозяйки.
Что такое эмалирование
Выпуск бижутерии, покрытой своеобразной глазурью, налажен массово. Тем не менее такие украшения являются ручной работой. В исходном варианте каждое изделие отличается от другого, поэтому они никогда не повторяются.
Нанесение слоя стекла, которое легко плавится, на поверхность металла профессионалы называют эмалированием. Состав и нанесение глазури может быть разным. Существует несколько техник закрепления вещества.
История возникновения
Эмаль использовали для изделий ещё древние русичи. Они её называли финифтью. Ею украшали не только ювелирные изделия, но и использовали для декоративно-прикладного искусства: оформляли чаши, кубки, ларцы, шкатулки.
Древнейшие изделия с оригинальной глазурью нашли на Кипре во время раскопок. Также следы этого творчества найдены в Египте, Индии, Византии. Так как Византийская империя имела тесные связи с Киевской Русью, то эта техника пришла и в наши края.
В X-XI веке на Среднем Востоке горячей эмалью наносили орнаменты на предметы утвари. Мастера Византийской империи также наносили её на посуду.
Расцвет эмалирования пришёлся на XII-XVI столетия. Тогда китайские императоры приказывали сочетать металл с литьём. Так эмаль стали наносить на медь. Для этого был создан специальный состав голубого цвета. Позже техника в голубых тонах стала достоянием китайского прикладного искусства. Китайская техника эмалирования является популярной по всему миру. Узорами в небесной гамме покрывают не только украшения, но и шкатулки, блюдца, чашки, вазочки, бокалы.
Позже нанесение горячей эмали стали применять не только для предметов кухни, но и обрамляли ею иконы, зеркала, оклады. В XIX-XX столетиях стал популярен стиль модерн, когда художественной глазурью оформляли украшения и декоративные изделия. Химия продвинулась далеко вперёд, и благодаря этому специалисты разработали целую палитру оттенков эмали.
Перегородчатая ювелирная горячая эмаль
Самой нарядной техникой горячей эмали является перегородчатая. Сначала на медную, серебряную или золотую пластину накладывают рисунок с помощью тонких проволочек. Они выступают в роли своеобразных перегородок, между которыми заливается цветная глазурь.
В старину такая техника украшения использовалась вместо драгоценных камней. В Индии существуют украшения минанкари, в которых эмалевая пестрота сочетается с драгоценными камнями. Индусы добавляют туда ещё орнамент из металла или чеканку.
Образцовой является китайская перегородчатая эмаль. Каких только изображений не увидишь на этом узорчатом литье! Здесь и волшебные зверюшки, цветы, лепестки, гроздья винограда, витиеватые узоры. Многие наслаждались эмалевыми напольными вазами из Китая!
К перегородочной технике относится витражная эмаль. Принципы этих двух глазурей очень схожи. Промежутки в выложенном проволокой орнаменте заливают мокрой эмалью. Затем изделие сушат и подвергают обжигу. Чтобы получить многоцветный рисунок, каждый оттенок глазури обжигают в муфельной печи отдельно. В итоге сплавленная эмаль напоминает стекло.
Единственное отличие витражной техники от перегородчатой в том, что первая имеет прозрачную структуру, если её поднять на свет. Перегородчатая эмаль имеет металлическую основу, поэтому она не просвечивается.
Выемчатое эмалирование
Самой древней и самой простой по изготовлению считается выемчатая эмаль, или «шамплеве». Заключается она в создании выемок в металле. Сама глазурь наносится несложно. С её помощью выполняют цветные гравюры, а также грандиозные изображения с чередованием металла и эмали.
Чаще всего исходным металлом используют медь, так как она мягкая и в ней легко сделать выемки. Глубина их может быть разной, от этого зависит насыщенность цвета. Для производства бижутерии используют уже штампованные заготовки с углублениями, в которые только заливается эмаль разных оттенков.
Прозрачная или сквозная эмаль
Такую глазурь используют в ювелирных изделиях с драгоценными металлами. Это может быть золото, платина, серебро. Такой металл, покрытый прозрачной эмалью, будет просвечиваться через неё и очень сильно блестеть. Краски изделия будут очень сочными. Металл под прозрачной глазурью не тускнеет и защищён от механических повреждений.
Глухая эмаль
Такую глазурь ещё называют непрозрачной. Наносят её на медь и томпак. Глухие или опаловые эмали отличаются огромной цветовой гаммой, благодаря чему металл чередуется с цветом глазури.
Существует ещё что-то среднее между просвечивающимся и глухим эмалированием. Под разным углом падения света она переходит из прозрачной в опаловую, напоминая игру света с переливами.
Технология горячей эмали
Украшения из горячей эмали используют давно, и процесс их выполнения считают трудоёмким. Этот вид эмалирования является лидером в изготовлении бижутерии и других изделий. Такая глазурь прочно держится на вещах, потому что её запекают в специализированных печах (муфельных) и выдерживают при температуре 600-800 °С. Затем изделие подвергается охлаждению, очищению и полированию.
На первый взгляд процесс кажется простым, но терпение для такого дела не помешает. В начальном виде эмаль имеет вид порошка. В него входят специально подобранные шихтовые материалы: кварцевый песок, мел, полевой шпат, глина. Также в этом составе присутствуют сода, бура, поташ и вспомогательные вещества. Обязательно присутствие в нём красителей, окислителей, глушителей для получения опалового состояния.
Сначала в специальной ёмкости разводят эмалевый порошок с водой до густоты сметаны. Затем этой массой заполняют нужные участки украшений. Перед началом обжига изделие подсушивают, чтобы выпустить пузырьки воздуха. Под воздействием температуры эмаль сплавляется и становится похожей на стекло (прозрачное или глухое). Затем поделку шлифуют и подвергают повторному обжигу. В конце получается идеально гладкая поверхность.
Для многоцветной и перегородчатой глазури обжиг делают строго поочерёдно. Дольше всего обжигают белую эмаль, за ней следует розовая и синяя. Потом заполняют ячейки зелёной и чёрной глазурью. Менее жаростойкой считается красная глазурь, её выдерживают меньше всего.
Заливка эмалевой массы происходит очень ровненько, чтобы сделать безупречную поверхность. В зависимости от сложности украшение с горячей эмалью могут обжигать от 5 до 100 раз. Необходимо очень точно следить за временем и температурой обжига. Так получаются уникальные шедевры, существующие только в единственном экземпляре.
Виды холодного эмалирования
Холодная эмаль является своеобразным стеклопластиком, её легко наносить. Выделяют три вида холодного эмалирования:
- Двухкомпонентная холодная смесь. Её просто заливают на украшение. Сначала разводят массу до консистенции крема, добавив в неё катализатор. Потом с помощью инструмента наносят её на металлическую поверхность. Чтобы нанесённая смесь застыла, её выдерживают 48 часов при комнатной температуре, затем 20 часов выдерживают при температуре 70 °С. Поверхность будет похожа на керамику. Оттенки этой глазури можно смешивать.
- Теплоотверждаемая глазурь. Похожа она на горячую заливку, но обжигается при температуре 160 °С. Отличительной чертой является то, что её не полируют, чтобы не оставить на ней матовых следов. Эта глазурь не очень прочная. Если на неё сильно нажать чем-то, то останется вмятина.
- Светоотверждаемая заливка. Этот процесс напоминает пломбирование зубов жидкой пастой. Нанесённую глазурь облучают с помощью ультрафиолетовой лампы, после чего эмаль затвердевает. С помощью этой техники чаще всего заделывают сколы на бижутерии. Светоотверждаемая смесь довольно твёрдая, считается средней между холодной и горячей эмалью.
Хитрости выбора качественных изделий
Эмалирование — процесс кропотливый, поэтому украшения в такой технике стоят недёшево. Их считают изделиями премиум-класса. Покупая бижутерию с эмалью, стоит обратить внимание на наличие трещин, сколов, царапинок, пузырьков. Для нее больше всего подходит золото, потому что в нагретом состоянии оно не деформируется. Отлично смотрятся серьги с горячей эмалью из серебра. Медные вещицы также вполне гармонируют со стекловидной глазурью. Хранение и ношение украшений с эмалью требует следующих правил:
- не подвергайте бижутерию ударам, оберегайте от трения с металлическими предметами и поверхностями;
- следите за перепадами температуры, чтобы на изделия не попадал солнечный свет;
- надевайте украшения после того, как нанесёте косметику;
- избегайте контакта с химическими веществами;
- протирайте эмаль мягкой тряпочкой;
- снимайте серьги и кольца с глазурью перед походом в бассейн, душ, баню;
- выбирайте украшения известных брендов (Sokolov, Sunlight).
Отличия горячей эмали от холодной
Горячая эмаль более прочная и цена на неё выше, чем на холодную. В холодном эмалировании существует ещё одна техника — финифть. После её нанесения она расплывается разноцветными узорами, подобно бензину на воде. Получаются своеобразные цветные разводы.
Горячая заливка более ровная, потому что прочная. На холодной эмали встречаются неровности, так как её не полируют. Ещё горячая глазурь ярко блестит.
У холодных смесей также находятся достоинства. Они отличаются простотой, неприхотливостью, пластичностью. Для изготовления таких украшений не требуются специальные инструменты. Холодное эмалирование подходит для любых сплавов.
Эмаль на золоте и серебре
Потрясающие коллекции золотых и серебряных украшений с эмалью заставляют трепетать сердца самых искушённых ценителей прекрасного. Среди огромного выбора серёжек, колец, браслетов радует глаз гармония сочных оттенков, огранённые самоцветы. Классика в виде чёрного и белого также сегодня в тренде.
Серебряные кулоны, подвески с эмалью выглядят просто шедеврально. Кольца с покрытием выпускают массивные и утончённые. Они иногда инкрустируются камнями. Оригинальные комплекты с эмалью станут украшением для девушек любого возраста и статуса. Отлично смотрятся гладкие, ровные колечки по типу обручальных, на которых нанесён греческий узор.
Кто выпускает ювелирные изделия из горячей эмали
Женственные цветные украшения представлены несколькими чешскими ювелирными брендами. Самым известным из них является Style Avenue. Чешские специалисты экспериментируют с перегородчатым холодным эмалированием.
Пользуются популярностью итальянские изделия с глазурью. Вот самые известные фирмы: Damiani, Bulgari, Garavelli. Итальянские изделия удивляют своими формами в виде цветов, бутонов и бабочек.
Грузинские эмалированные изделия получили название минанкари. Оттенки в них переходят очень плавно. Это подходит для кулонов и колец.
В России особенно популярны серебряные украшения фирмы «Санлайт». Поверхность этой эмали очень гладкая, а орнаменты выполнены плавными линиями.
Горячая эмаль — что это такое?
Здраствуйте!
Когда я рассказываю о своей работе у всех возникает вопрос: «Что такое горячая эмаль?» И сегодня я решила рассказать об этом.
Проще всего было бы сказать: горячая эмаль — это цветное стекло, наплавленное на металл. Но слишком много различий между стеклом и эмалью. Начиная от температуры плавления (эмаль запекают при температуре от 700 до 900 градусов) и заканчивая составом. Основными компонентами придающими цвет эмали являются оксиды металлов, в некоторые добавляют даже оксиды золота. Это, в основном, прозрачные красные и жёлтые.
Раньше мастера сами варили эмали, сейчас с этим гораздо проще: этим занимаются специальные заводы. В России — это Дулёвский красочный завод. Большинство мастеров приобретают эмаль именно там. Не проблемой является и покупка зарубежных эмалей — Английские, Французские, Австрийские, Итальянские — все они продаются в специализированных магазинах.
Процесс изготовления начинается с подготовки эмали. Обычно горячая эмаль продаётся крупными кусками — плитками — и их надо перемолоть. Сначала эмаль разбивается в металлической ступке на мелкие куски, а затем отмучивается в фарфоровой или агатовой ступке. Лично я пользуюсь фарфоровой. И конечно нельзя забывать промагничивать эмаль от случайно попавших металлических частиц.
Вообще подготовка эмали очень важный процесс. Малейшая деталь может повлиять на цвет эмали и на её качество. и тогда придётся всё начинать сначала.
После того, как подготовка закончена, можно приступать непосредственно к эмалированию. Я обычно закладываю эмаль кисточкой, но в зависимости от техники исполнения и тонкости орнамента можно пользоваться ситечками, шпателями, иголочками.
Когда эмаль заложена можно запекать. В хорошо разогретом муфеле этот процесс занимает около минуты. В зависимости от размера изделия и от эмали время запекания сильно варьируется.
Редко желаемый результат получается с первого раза. Приходится закладывать второй слой и снова в печь.
Финишная обработка — полировка — и вуаля! прекрасное изделие с горячей эмалью готово!
Эмаль что это? Значение слова Эмаль
Значение слова Эмаль по Ефремовой:
Эмаль — 1. Непрозрачная стекловидная масса, служащая для покрытия металлических предметов с целью предохранения их от окисления.
2. Поверхность из непрозрачной стекловидной массы.
3. Густая краска, растертая со специальными лаками, дающая после высыхания ровную и стойкую окраску предмета.
1. Глазурь для покрытия художественных изделий.
2. разг. Художественные изделия, покрытые такой массой.
Видоизмененная эпителиальная ткань, твердая и блестящая, покрывающая наружную часть зуба.
Значение слова Эмаль по Ожегову:
Эмаль — Вещество, покрывающее наружную часть зуба Spec
Эмаль Непрозрачная цветная стекловидная масса, которой покрывается поверхность металлических изделий
Эмаль Сама соответствующая роспись, финифть N2
Эмаль Художественные изделия, расписанные такой массой
Эмаль в Энциклопедическом словаре:
Эмаль — (зубная) — затвердевшие выделения эпителиальных клеток, покрывающиекоронку зуба. Защищает его от износа и повреждений.
Наиболее плотноевещество в организме (97% составляют минеральные вещества).(от франц. email. др.-рус. финифть) — прочное стеклообразноепокрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом.Художественная эмаль применяется для украшения предметов, исполненияминиатюрных портретов и т. д. Различаются эмали: выемчатая (заполняющаяуглубления в металле), перегородчатая (заполняющая промежутки междуметаллическими ленточками, напаянными ребром на поверхность металла),эмаль по скани, прозрачная эмаль (с просвечиванием сквозь слой эмалиукрашенной рельефом или гравировкой поверхности металла) и расписная(живопись цветной эмалью, а также огнеупорными красками по эмалевойповерхности). Знамениты византийские, грузинские, русские, японские эмали,в Зап. Европе — французские (лиможские) и др.
Значение слова Эмаль по словарю Ушакова:
ЭМАЛЬ
эмали, ж. (фр. йmail). 1. только ед. Непрозрачная стекловидная масса вроде глазури, к-рой покрывается поверхность различных металлических предметов для предохранения от окисления или с целью украшения. Посуда, покрытая эмалью. Жетон с эмалью. || перен. Блестящая, гладкая поверхность. Как небеса, твой взор блистает эмалью голубой. Лермонтов. 2. Предмет, покрытый такой массой. Коллекция эмалей. Эмали и камеи. 3. только ед. Стекловидная кислотоупорная поверхность сетчатого клише (тип.).
Значение слова Эмаль по словарю Даля:
Эмаль
ж. финифть. полива, мурава по металлу. стеклянистая, цветная наводка. Эмалевый, эмальный, финифтяной, -тевый. Эмалировать, финифтить, наводить финифть. -ся, страдат. Эмалированый медальон, финифтяная ладанка. -рованье, -ровка, действ. по глаг. -ровщик, -щица, финивщик.
Определение слова «Эмаль» по БСЭ:
Эмаль — Эмаль (франц. email, от франкск., smeltan — плавить)
стеклоэмаль, преимущественно глухие (непрозрачные), окрашенные в различные цвета окислами металлов, легкоплавкие стекла, наплавляемые одним или несколькими тонкими слоями (эмалирование) на металл. Э. часто называют также легкоплавкие глухие белые или окрашенные глазури, применяемые для покрытия и художеств, росписи керамических и стеклянных изделий. Основными компонентами почти всех Э. являются двуокись кремния SiO2, борный ангидрид B2O3, окись алюминия Al2O3, окись титана TiO2, окислы щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, некоторые фториды и др.
Э. принято делить на грунтовые и покровные. Грунтовые Э., в которые входят сцепляющие вещества (главным образом окислы кобальта и никеля), служат для нанесения слоя, который хорошо сцепляется с металлом и является промежуточным между покровным слоем Э. и металлом. Покровные Э., которые хорошо сцепляются с металлом, наносят без грунтовой Э. Для приготовления Э. смесь полевого шпата, песка или кварца, плавикового шпата, буры, борной кислоты, соды, селитры, криолита и другие сплавляют в печах при 1150-1550 °С и выливают в воду для грануляции. Гранулы размалывают в шаровых мельницах в присутствии воды, глины и других материалов для получения устойчивой суспензии мелких частиц, т. н. эмалевого шликера. Металл сначала покрывают грунтовым шликером, сушат и обжигают (500-1400 °С, в зависимости от покрываемого металла), после чего наносят покровную Э.
Э. защищает металл от коррозии и придает ему красивый внешний вид. Наносят Э. в основном на чугун и сталь, однако в ряде случаев и на медные, алюминиевые и серебряные изделия, а также изделия из различных сплавов. Основные области применения эмалированных металлов — пищевая, химическая, фармацевтическая, электротехническая промышленность, строительство. Жароупорные и высококорозионностойкие эмалевые покрытия используются в реактивных двигателях. в аппаратах для особо агрессивных сред. при термообработке и горячей деформации специальных сплавов.
С. С. Солнцев
Эмали художественные — украшение Э. золотых, серебряных и медных изделий (сосудов, ювелирных изделий и пр.). Э. — древнейшая техника, применяемая в ювелирном искусстве: холодная (без обжига) и горячая, при которой окрашенная окисями металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. Э. различают по способу нанесения и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые Э. заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора,-передают четкие линии контура. Выемчатые Э. заполняют углубления (сделанные резьбой, штамповкой или при отливке) в толще металла отличаются большой интенсивностью цвета. Э. (чеканному, литому), прозрачная и глухая, позволяет передать объемные формы, достигать живописных эффектов, т. к. при плавлении эмалевая масса стекает с высоких частей рельефа и появляются сочетания прозрачных и непрозрачных пятен, дающие ощущение теней.
В расписной (живописной) Э. изделие из металла покрывается Э. и по ней расписывается эмалевыми красками (с 17 в. — огнеупорными). Э. бывает также по скани (филиграни), гравировке, с золотыми и серебряными накладками. Наиболее ранние из дошедших Э. — золотые украшения и амулеты Древнего Египта, близкие по технике к перегородчатым. Лучший образец ранней европейской перегородчатой Э. — облицовка стенок алтаря в церкви Сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус 9 в.). В Византии в 10-12 вв. была развита перегородчатая Э. на золоте. К началу 12 в. сложились европейские школы Э.: маасская — в долине р. Маас, в Лотарингии (мастера Годфруа де Клер и Николай из Вердена) рейнская с Кельном во главе (мастера монахи Эйльбертус и Фридерикус) школа лиможской эмали. Европейские Э. в основном украшавшие церковную утварь, органически связаны с убранством соборов, Витражами. С конца 14 — в начале 15 вв. в технике Э. выполнялись предметы светского характера. Глухие и непрозрачные Э. сменяются прозрачными Э. по гравировке с введением золотых линий и накладок. В 18 в. на первый план выдвинулись эмалевая портретная Миниатюра и живопись, стилистически близкие станковой живописи. Трудоёмкая техника Э. пришла в упадок в 19 в. и возродилась лишь в эпоху господства стиля
«модерн» в Париже, Брюсселе, Вене — изготовление украшений, табакерок, вееров в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом и пр. (К. Поплен, Р. Лалик, П. Грандом). В Китае Э. известны с 7 в., получили большое развитие в 14-17 вв. Э., украшающие детали холодного оружия, коробочки, табакерки и т. п. символическими растительными мотивами, изображениями птиц и животных. На территории СССР Э. изготовлялись в 3 — 5 вв. в Приднепровье (браслеты, фибулы с красной, голубой, зелёной и белой Э). Сохранились перегородчатые Э Киевской Руси 11 в. Влияние Византии сказалось на русских перегородчатых Э. 12-13 вв. на серебре и золоте и средневековой грузинской Э. на золоте, отличавшейся от византийской Э. менее тонкой технической проработкой, от русских — более ярким цветом (Хахульский складень, 12 в., Музей искусств Грузинской ССР, Тбилиси). В 16-17 вв. у московских мастеров получила распространение Э. по скани — прозрачная многоцветная Э. густых насыщенных тонов на золотых изделиях (мастера Оружейной палаты И. Попов и др.), по сюжетам и орнаментике близкая украшению рукописей того же времени. В 17 в. в Сольвычегодске расцвело искусство расписной Э.
(«усольской»). Развитие расписной Э. по меди удешевило эмалевые изделия и расширило круг предметов, украшенных Э. (помимо культовых предметов, ларцы, чарки, коробочки для румян, флаконы, ложки и т. д.). В 18-19 вв. в Ростове Великом изготовлялись иконы и другие изделия в технике расписной Э. В 18 в. развилась эмалевая портретная миниатюра (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, И. П. Рефусицкий, живописец А. П. Антропов). М. В. Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов. был учрежден эмальерный класс в петербургской АХ (впервые упомянут в 1781). В конце 19 — начале 20 вв. изделия с Э. изготовляли фирмы Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Грачева.
В СССР выпускают изделия с расписной Э., с Э. по скани, по гравировке, штампованному рельефу и др. Крупным центром производства Э. является фабрика «Ростовская финифть» (в Ростове-Ярославском), продолжающая идущую с 18 в. традицию живописной Э. (броши, пудреницы, коробочки), в основном с декоративными цветочными композициями, а также сюжетными миниатюрами (мастера А. М. Кокин, В. В. Горский, И. И. Солдатов, В. Г. Питслин и др.).
Лит.: Технология эмали и эмалирование металлов, 2 изд., М., 1965. Петцольд А., Эмаль, пер. с нем., М., 1958. Солнаев С. С., Туманов А. Т., Защитные покрытия металлов при нагреве, М., 1976. Пупарев А. А., Художественная эмаль, М., 1948. Разина Т. М., Русская эмаль и скань. М., 1961. Макарова Т. И., Перегородчатые эмали Древней Руси, М., 1975. Постникова-Лосева М. М., Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI — XIX вв., М., 1974. Burger W, Abendl
дndische Schmelzarbeiten, В., 1930. Medding-Alp E., Rheinische Goldschmiedekunst in ottonischer Zeit, Koblenz, [1952]. Hasenohr K., Email, Dresd., 1955.
Декоративное блюдо. Эмаль. 16 в. Франция. Эрмитаж. Ленинград.
Эмаль — зубная, обызвествлённая ткань, покрывающая коронку зуба. Вырабатывается специальными эпителиальными клетками — амелобластами, которые после образования зуба отмирают, превращаясь в так называемые эмалевые призмы, имеющие вид радиально расположенных тонких (3- 5 мкм в диаметре) волокон, плотно прилегающих друг к другу. Э. — наиболее твёрдая ткань в животном организме, содержит около 97% минеральных веществ (главным образом фосфорнокислые и углекислые соединения кальция, а также небольшое количество кремнекислых солей). Защищает зубы от износа. После повреждений не восстанавливается. Поражение Э. наблюдается при кариесе зубов, Флюорозе и др.
что это такое, плотность грунт-эмали для покраски, современные белые составы для древесины
Во время каждых ремонтных работ хозяин задумывается о цветном покрытии пола, стен и других элементов интерьера. Часто выбор падает на эмалевые краски. Они обладают рядом неоспоримых достоинств, которые привлекают покупателей. Что такое эмалевая краска, каковы ее плюсы и минусы, разновидности данных средств, расскажем в данной статье.
Особенности и преимущества
Многие считают, что эмаль и эмалевая краска – одно и то же, однако это совершенно неверно. Эмаль является стекловидным покрытием, в состав которого входят кварцевые частицы, металлическая щелочь, цветной пигмент и другие составляющие. Когда эмалью покрывают поверхность, ее обрабатывают особым термическим образом, что обеспечивает прочность и износостойкость предмета. Нередко эмалью покрывают посуду, керамику, поверхности ванной.
Эмалевая краска была создана химиками, которые смогли насытить пентафталевую олифу особыми смолами из алкиды. В отличие от них обыкновенные краски изготавливают на масляной основе натуральной олифы. Этот пункт производители отмечают на этикетке с информацией о составе. Наличие пентафтала отмечают буквами ПФ, масляные материалы имеют аббревиатуру MA. Первая имеет равномерное, плотное и блестящее покрытие, для многих эти факторы являются решающими при выборе.
Эмалевые лакокрасочные материалы представляют собой гелеобразное или водянистое средство, где присутствует органический раствор, образующий пленку. Данный процесс происходит, благодаря наличию в составе лака или алкидной смолы. Некоторые производители используют другие составляющие, но с аналогичными химическими свойствами.
После высыхания краски на основании образуется плотная пленка, выполняющая защитную функцию и повышающая износостойкость поверхности. Защищает она от истирания, неглубоких царапин, грязи и воды, благодаря своим отталкивающим свойствам.
Данный пункт важен для многих хозяек, которые не любят или не могут тратить много времени на уборку. Поверхность с эмалевым покрытием достаточно протереть влажной тряпкой, и она вновь обретет свой первоначальный вид.
Еще одним большим преимуществом эмалевых лакокрасочных материалов является их невероятный блеск, который придает основе богатый и красивый вид. Данное свойство зависит не столько от пленкообразователя, сколько от специальных добавок.
Большинство профессиональных маляров предпочитают красить поверхности именно эмалевыми средствами: работать с ними легко, они отлично наносятся и ложатся равномерным слоем. Наносить их можно на древесину, грунт и металл.
Эмалевые краски можно красить в один слой. Современные производители предлагают широкий ассортимент данных материалов, имеющий разнообразную палитру цветов. Любой покупатель сможет выбрать себе цвет в зависимости от необходимого оттенка и собственного вкуса. Демократичная цена товаров дает эмалевым лакокрасочным средствам большее преимущество перед масляными аналогами.
Помимо такого количества плюсов, эмалевые краски имеют нюансы, которые нужно учитывать при покупке. Большим минусом является токсичный и резкий запах, отсутствующий в обыкновенных красках. Работать с эмалевыми разновидностями следует аккуратно. Необходимо надевать респираторную маску для защиты организма от токсичного отравления. Хранение банок должно происходить особым образом. Они должны стоять исключительно в вертикальном положении (как можно дальше от детей).
Виды
Классификацию эмалевых красок осуществляют по составу. Их очень много, выделим наиболее распространенные.
Нитроцеллюлозные
Главным компонентом данного состава является нитрат целлюлозы. Помимо него в составе имеются пигменты, специальные добавки, наполнители и растворитель. Как правило, такими составами красят металлические, бетонные и древесные поверхности. Продают эти краски в банках, либо баллонах. Они имеют токсичный, едкий запах. Нитроцеллюлозные краски не сочетаются с другими видами.
Ни в коем случае нельзя наносить масляную краску на нитроцеллюлозный состав: она может свернуться. В случае соприкосновения этих двух материалов основа покроется мелкими пузырьками и может вздуться.
Кремнийорганические
Большим плюсом этого лакокрасочного средства является возможность его нанесения на любую основу. Эти составы полностью влагоустойчивы, они обладают повышенной плотностью и достаточно износоустойчивы.
При желании можно нанести данный материал на высохшую акриловую краску.
Пентафталевые и глифталевые
Данные эмалевые продукты похожи с масляным подвидом, так как изготавливают их из совмещенных и искусственных олиф после модификации алкидами. Эти материалы можно совмещать с акриловыми и эпоксидными красками.
Акриловые
Данные составы производят на основе латекса. Они имеют водную консистенцию, комбинировать их можно лишь с красками на основе воды. При проведении специальной подготовки возможно комбинирование и с другими видами красящих смесей.
Уретановые и алкидно-уретановые
Данные эмалевые краски достаточно прочные и износостойкие, поэтому их можно наносить поверх масляных, эпоксидных и пентафталевых лакокрасочных покрытий.
Алкидные
Данный вид красок является самым популярным и продаваемым. Алкидная эмаль имеет высокую стойкость к атмосферным явлениям, химическим средствам, минеральному маслу, бензину. Если нанести ее в два слоя на подготовленную грунтовкой поверхность, она сохранит свои характеристики в течение 3 – 4 лет. Образуемая пленка устойчива к изменениям температурного режима вплоть до -50 градусов. Применять ее можно для внешних и внутренних работ.
Грунт-эмаль
Данное средство представляет собой сочетание антикоррозийных частиц и пигментов, которые растворяются в алкидной среде. Во время изготовления в состав добавляют органические вещества, а также целевые компоненты.
Средство достаточно быстро застывает, образует равномерное и прочное покрытие, устойчивое к коррозийным процессам и атмосферным явлениям. За счет этого состава можно значительно сэкономить время на проведение подготовительных работ перед покраской.
Шаровая
Эти краски имеют особое назначение. Несмотря на один возможный цвет, представленный в разных оттенках (серый), шаровые краски востребованы. Ими красят борта военных кораблей.
О преимуществах эмалей разных видов вы узнаете, посмотрев следующее видео.
Как выбрать?
При покупке эмалевого лакокрасочного продукта следует обратить внимание на некоторые детали, которые важны и помогут определиться с выбором.
- Следует внимательно осмотреть банку со всех сторон. На ней не должно быть вмятин или других повреждений. В случае нарушения герметичности внутренний состав может потерять свои характеристики.
- Посмотреть нужно и на срок годности, так как старая краска не даст нужного эффекта.
- Следует поискать на банке надпись «ГОСТ»: это будет гарантировать высокое качество продукта.
Рекомендуется обратить внимание и на код лакокрасочного материалу, он указан крупными буквами и цифрами на лицевой стороне упаковки.
Необходимо заранее позаботиться о том, чтобы изучить значение каждого символа. Первыми являются буквы ПФ, обозначающие пентафталевую основу краски, далее идут три цифры. Первая помогает определить, для какого вида работ предназначен товар (1 – наружных, 2 – внутренних). Следующие две цифры указывают на номер краски в каталоге.
Одним из лучших отечественных производителей является компания «Лакра», выпускающая покрытия любого вида. Широкая палитра представлена красками любых цветов (особо востребованы белые, красные, черные, зеленые, желтые, темно-синие тона).
Как использовать?
Эмалевые лакокрасочные материалы имеют свою инструкцию по применению. Наносить их следует особым образом. Изначально следует тщательно подготовить основание: в противном случае краска может начать отслаиваться в течение недели после покраски. Для подготовки поверхности нужно полностью убрать старый слой краски, однако и тут есть небольшие нюансы.
- Предыдущее покрытие удаляют только в случае, если оно легко отслаивается.
- Если же оно слишком плотное, придется очистить его и обработать крупнозерновой наждачкой, затем необходимо убрать пыль и помыть основание теплой содовой водой, а затем – обычной чистой.
После высыхания основы можно приступать к покраске. При необходимости нужно развести материал специальным растворителем и размешать. Затем эмалевую краску наносят тремя слоями, причем наносить каждый слой следует после застывания предыдущего.
Определениев кембриджском словаре английского языка
В качестве примеров они привели железные горшки и эмалированных блюд, блюд, которые служат вместо калебасов старины. Потом надзирательница вылила мне в горло жидкость из олова эмалированного стакана .Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или ее лицензиаров.
Еще примеры Меньше примеров
Одно время важной отраслью в моем округе было производство чугунных эмалированных ванн . Эмалированная полая посуда , содержащая сурьму, производится как в нашей стране, так и за рубежом.определение эмали по The Free Dictionary
e · nam · el
(ĭ-năməl) n.1. Стекловидное, обычно непрозрачное, защитное или декоративное покрытие, нанесенное на металлическую, стеклянную или керамическую посуду.
2. Предмет, имеющий такое покрытие, как кусок перегородки.
3. Покрытие, высыхающее до твердого глянцевого покрытия: эмаль для ногтей.
4. Краска, высыхающая до твердого глянцевого покрытия.
5. Анатомия Твердое известковое вещество, покрывающее открытую часть зуба.
тр.в. с именами , с именами , с именами или с именами или с именами1. К пальто, инкрустацию или декорирование эмалью.
2. Для придания глянцевой или блестящей поверхности.
3. Для украшения яркой поверхности.
[от среднеанглийского enamelen, для нанесения на эмаль , от англо-нормандского enamailler: en-, на (от древнефранцузского; см. en- 1 ) + amail, enamel (от старого Французский esmail, германского происхождения ; см. Mel- в индоевропейских корнях).]
энамельер , энамель ист н.
Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторское право © 2016 Издательская компания Houghton Mifflin Harcourt. Опубликовано Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
эмаль
(ɪˈnæməl) n1. (Керамика) цветное стеклообразное вещество, полупрозрачное или непрозрачное, сплавленное с поверхностью изделий из металла, стекла и т. Д. Для украшения или защиты
2. (Керамика) изделие или изделия, украшенные эмалью
3. (Керамика) эмалеподобная краска или лак
4. (Керамика) любое гладкое глянцевое покрытие, напоминающее эмаль
5. (Парикмахерское дело и Уход) другое слово для лака для ногтей6. (Анатомия) твердое белое кальцинированное вещество, покрывающее коронку каждого зуба
7. (Керамика) (модификатор )a. № декорированные или покрытые эмалью: эмалевое кольцо.
б. № эмаль: паста для эмали.
vb ( tr ), -els , -elling или -elled , -els , -eling или -eled8. (керамика ) для инкрустации, покрытия или другого украшения эмалью
9. (Керамика) для украшения глянцевыми пестрыми цветами, как если бы с эмалью
10. (Керамика) для изображения эмалью
[C15: с Старофранцузский эсейл , германского происхождения; сравните староверхненемецкое smalz lard; см. smelt 1 ]
eˈnameller , enamellist , enameler , eˈnameler n
eˈnamelˌwork n
Издательство Collins English Dictionary, 12 Collins Publishers, полное и несокращенное издание 2014 года. 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2014
e • nam • el
(ɪˈnæm əl)n., v. -eled, -el • ing ( особенно Brit. ) -elled, -el • ling. н.
1. стеклообразное вещество, ус. непрозрачный, наносится плавлением на поверхность металла, керамики и т. д. в качестве украшения или для защиты.
3. любые лаки, краски, покрытия и т. Д., Высыхающие до твердого глянцевого покрытия.
4. художественное произведение, выполненное эмалью.
5. твердое, глянцевое, известняковое покрытие коронки зуба.
в.т.6. для инкрустации или покрытия эмалью.
[1275–1325; Среднеанглийский эмальер , enamailler = en- en- 1 + -amaler, производное от asmal, эмаль esmal , старофранцузский esmail ( -al взят как суффикс -ail ) * смальта- что-то плавилось, гр. Староверхненемецкий smalz fat; аналог корюшки 1 ; сравните смальту]э • намьель • эр, н.
е • намьель • ист, н.
е • намьель • работа, н.
Random House Словарь колледжа Кернермана Вебстера © 2010 K Dictionaries Ltd. Авторские права 2005, 1997, 1991, Random House, Inc. Все права защищены.
e · nam · el
(ĭ-năm′əl)Твердое вещество, покрывающее открытую часть зуба.
Научный словарь для студентов American Heritage®, второе издание. Авторские права © 2014 издательской компании Houghton Mifflin Harcourt.Опубликовано Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
эмаль
Past причастие: эмалированные
герундия: эмалевым
ImperativePresentPreteritePresent ContinuousPresent PerfectPast ContinuousPast PerfectFutureFuture PerfectFuture ContinuousPresent Идеальный ContinuousFuture Идеальный ContinuousPast Идеальный ContinuousConditionalPast Условное
Present |
---|
I эмаль |
вы эмаль |
он / она / она эмали |
мы эмаль |
вы эмаль |
они эмаль |
Preterite | 9029 9029 9029 9029 9029 9029 9029 9029 9029 9029 9029 эмалированный
---|
эмалированный |
эмалированный |
эмалированный |
Настоящее сплошное | |||||
---|---|---|---|---|---|
Я эмалью | |||||
эмалью | |||||
эмаль | |||||
эмаль | |||||
эмаль | |||||
эмаль | |||||
Я покрыл эмалью | |||||
Вы покрыли эмалью | |||||
он / она / она покрыли эмалью | |||||
мы покрыли эмалью | |||||
Прошлое Непрерывное | |||||
Я занимался эмалью | |||||
вы покрывали эмаль | |||||
он / она / она эмалировали | |||||
мы эмалировали | |||||
мы эмалировали | |||||