Резные украшения русских изб: какой бывает резьба?
Нарядные кружевные полотенца на стыке причелин, голова коня, птицы или рога оленя на заднем коньке крыши. Рассматривая эти элементы на крышах и фасадах деревянных домов в архитектурных заповедниках и любуясь ими в декоре современных домов, мы часто завидуем умению мастеров и задаёмся вопросом — а как же это сделано?
Традиция эта очень давняя, и наши предки украшали резьбой свои деревянные жилища ещё задолго до крещения Руси. Сначала эти попытки были очень примитивными – просто зарубки на дверных и оконных косяках. Они служили оберегами и охраняли, таким образом, дом от злых духов и всяческих невзгод. Одна к одной, и зарубки – кресты, звёздочки, треугольники из простеньких узоров превращались во всё более сложные фигуры. На фасаде и в интерьере избы они располагались согласно определённым законам. Но постепенно смысл символов утратился, и большинство из них превратились в простой декор.
Вся домовая резьба по технике выполнения и характеру условно делится на такие подвиды:
Объект изображён объёмный. Такой резьбой украшали торцы шпонок-сорок, торцы кокор и опорных столбов крыльца избы или деревянного дома.
Рельефная (глухая)
Её ещё называли корабельной. Узоры, выполненные в такой технике, имеют высокий рельеф и глухой сплошной фон. Это могут быть различные орнаменты, как правильные геометрические, так и растительные. Таким способом можно вырезать животных и сказочных персонажей. Глухая рельефная резьба украшала двери и ставни, часто встречалась и на наличниках.
Прорезная (или пропильная)
Самый распространённый вид резьбы. Рисунок выпиливается пилой или лобзиком. Она намного дешевле глухой резьбы, но, несмотря на это, элементы декора, выполненные в этой технике более интересны в плане игры света и теней.
Многослойная прорезная
Эта резьба имитирует глухую резьбу. Доски с прорезным узором (узоры могут быть совершенно различного рисунка) накладываются друг на друга. Таких досок в конструктивном элементе может быть две, три или четыре.
Накладная
Представляет собой элементы рисунка, выполненные в технике прорезной резьбы и закреплённые на клей или гвозди на резную или сплошную доску. Это тоже имитация глухой резьбы, но изготовить её можно намного быстрее и легче, а изображение при такой технике получается намного чётче.
При наличии такого количества наработанных техник в каждом российском регионе часто предпочтение отдавалось какому-нибудь одному виду. В разных местах вырабатывались и собственные, отличные от других орнаменты. Но при этом нечасто можно было увидеть дом, во внешнем наряде которого использовался бы только один-единственный резной узор. Сюжеты оформления декоративных элементов дома гармонировали друг с другом, даже переплетались между собой, а несквозная резьба при этом соседствовала с прорезной.
Украшения для избы делали и мастера, и сами хозяева. Занимались они этим обычно начиная с поздней осени и всю зиму, в свободные месяцы от забот об урожае. Отсюда и пошло известное выражение «точить балясы» (или балясины). Оно и в наше время означает занятие, которым можно заниматься, когда делать совсем уж нечего.
Сегодня традиции художественной резьбы по дереву во многом утрачены и их приходится создавать заново, по крупицам собирая опыт старых мастеров. Современные мастера осваивают (чаще всего) какую-нибудь одну технику и совершенствуются в ней. Мастеров «на все руки», которые владеют сразу двумя-тремя видами резьбы немного. Но прогресс коснулся и этой сферы. Рынок предлагает резные изделия из доски, изготовленные с помощью компьютерных программ. Этим занимаются небольшие фирмы.
Отделка дома из дерева — только натуральными материалами!
Сборный деревянный дом – экологичность и долговечность!
Русская изба: внутреннее убранство — Щи.ру
Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Не так много традиционных русских домов сохранилось по сей день, но всё же в некоторых регионах их можно встретить.
Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Это обеспечивало большую надёжность и долговечность сооружения. Чаще всего в ней была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.
Крыльцо русской избы
Архитектура крыльца всегда была тщательно продумана, ей владельцы дома уделяли достаточно много времени. В ней сочетался отличный художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность зодчих. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям или прохожим. Интересно, что на крыльце вечерами после тяжёлой работы часто собиралась вся семья, а также соседи. Здесь гости и владельцы дома танцевали, пели песни, а дети бегали и резвились.
В разных областях России форма и размеры крыльца кардинально отличались. Так, на севере страны оно было достаточно высоким и большим, а для установки выбирался южный фасад дома. Благодаря такому ассиметричному размещению и уникальной архитектуре фасада весь дом смотрелся очень своеобразно и красиво. Также достаточно часто можно было встретить крыльца, поставленные на столбы и украшенные ажурными деревянными столбиками. Они были настоящим украшением дома, делая его фасад ещё более серьёзным и добротным.
На юге России крыльца устанавливали со стороны передней части дома, привлекая внимание прохожих и соседей ажурной резьбой. Они могли быть как на две ступеньки, так и с целой лестницей. Некоторые владельцы дома украшали своё крыльцо навесом, а другие оставляли открытым.
Сени
Для того, чтобы сохранить в доме максимальное количество тепла от печи владельцы отделяли жилую зону от улицы. Сени — это именно то пространство, которое сразу же видели гости при входе в избу. Кроме сохранения тепла сени также использовались для хранения коромысла и других нужных вещей, именно здесь многие делали чуланы для продуктов.
Для разделения сеней и отапливаемой жилой зоны также делали высокий порог. Он делался для предотвращения проникновения холода в дом. Кроме этого по многовековым традициям каждый гость должен был поклониться при входе в избу, а зайти внутрь не приклонившись перед высоким порогом было невозможно. В противном случае гость просто ударялся голой об косяк.
Русская печь
Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.
Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины.
С древних времён с печкой связывали множество поверий. Наши предки верили, что именно на печи обитает домовой. Мусор никогда не выносили из избы, а сжигали в печи. Люди верили, что так вся энергия остаётся в доме, что способствует увеличению достатка семьи. Интересно, что в некоторых областях России в печи парились и мылись, а также использовали для лечения серьёзных заболеваний. Лекари того времени утверждали, что вылечить болезнь можно просто полежав на печи несколько часов.
Печной угол
Его также называли «бабий угол», поскольку именно сделать находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.
Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись — это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.
Лавки в избе
В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами. Подстава могла быть плоской или сужаться к середине, в её декоре часто присутствовали резные узоры и традиционные орнаменты.
Также в каждом доме были передвижные лавки. Такие скамьи имели по четыре ножки или устанавливались на глухие доски. Спинки часто делали так, чтобы их можно было перекинуть на противоположный край лавки, а для украшения использовали резной декор. Скамью всегда делали более длинной чем стол, а также часто покрывали плотной тканью.
Мужской угол (Коник)
Он находился справа от входа. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют «коник». Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы.
На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал.
Женский угол (Середа)
Это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от посторонних глаз, скрываясь за занавеской.
Также именно в женском углу дома понравившегося парня девушка должна была спрятать обметалочку, чтобы в скором времени выйти замуж. Верили, что такая обметалочка поможет невестке скорее подружиться со свекровью и стать хорошей хозяйкой в новом доме.
Красный угол
Это самый светлый и важный угол, поскольку именно его считали священным местом в доме. По традиции при строительстве ему выделяли место на восточной стороне, где два смежных окна образуют угол, таким образом свет падает, делая угол самым светлым местом в избе. Здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники, а также в некоторых избах — лики предков. Обязательно в красном углу ставили большой стол и принимали пищу. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб.
И по сей день известны некоторые традиции связанные со столом. Так, молодым людям не желательно сидеть на углу, чтобы в будущем создать семью. Дурная примета оставлять грязную посуду на столе или сидеть на нём.
Крупы, муку и другие продукты народ хранил в сенниках. Благодаря этому хозяйка всегда могла быстро приготовить еду из свежих продуктов. Кроме этого были предусмотрены дополнительные постройки: погреб для хранения овощей и фруктов зимой, хлев для скота и отдельные сооружения для сена.
Русский стиль: из прошлого в будущее
Русский стиль декора интерьера становится в последние годы все более популярным, причем не только в России, но и за рубежом. В эпоху стремительного развития промышленности и роста городов люди все чаще задумываются о возвращении к природе. И только русский стиль дает им такую возможность в полной мере: бревенчатый домик, простота и непритязательность интерьера, натуральные материалы создают неповторимое ощущение единения с природой.
Русские деревни состояли из деревянных домов, церкви, бани, ветряных мельниц, амбаров и других хозяйственных построек, расставленных для предотвращения распространения огня.
Дома были построены из бревен и не сильно различались по планировке, но имели особые архитектурные особенности, которые могли быть украшены . К ним относятся конек крыши, концы фронтона (или фронтоны), горизонтальная доска, отделяющая треугольный фронтон от квадратного основания дома, вертикальные доски на каждом углу («полотенца»), а также рамы окон и двери.
Декоративные детали , формы растений и животных, мифические и волшебные существа или инициалы и даты были среди персонализирующих мотивов.
Древесина была наиболее распространенным строительным материалом. Металл был ценным и редко использовался в гвоздях для зданий. Все части здания были вырезаны и соединены ручным топором. Пилы использовались редко.
На севере и в Приволжье расположение хозяйственных построек предусматривает множество площадей для оформления, например крытые лестницы и переходы между домами. Резьба , в виде ажурного ажурного орнамента, украсила карнизы, оконные рамы и балкон.
Краску иногда наносили под широкие карнизы и балконы, чтобы защитить от непогоды. Другим важным архитектурным элементом на севере был охлупень , или конек , крупная фигура, вырезанная из корня лиственницы и служившая коньком дома. Они принимали форму лошади, утки, курицы или оленя и, вероятно, представляли собой древнюю славянскую или скандинавскую форму, возможно, когда-то представлявшую божество природы или духа-защитника.
Доминантой любой избы была большая глиняная печь , занимавшая угол слева или справа от главного входа. Прилегающая территория, чулан, была женской стороной дома и содержала бочку с водой, стол для приготовления пищи и шкафы для хранения посуды и кухонных принадлежностей. Приподнятые спальные площадки, полаты, укладываются рядом с печью, иногда доходят над входной зоной до противоположной стены. Низкие скамьи, лавки , были построены вдоль других стен и использовались для сидения, сна или иногда для поддержки отдельно стоящих шкафов.
Большой украшенный ткацкий станок обычно стоял в центре комнаты. Кованые светильники держали деревянные шины, чтобы обеспечить свет для вечерних и зимних работ. Духовным центром дома был иконный уголок , расположенный по диагонали от печи.
Ну вот историческая история традиционного русского зодчества . И, в то же время, большое вдохновение для украшения собственного дома, если вы любите, чтобы вас окружали разные, уникальные вещи. Конечно, не каждый может воссоздать русский стиль в вашем доме – многое зависит от архитектурных особенностей вашего дома (или квартиры). Но, безусловно, даже в мельчайших деталях можно привнести дух русского фольклорного стиля.
Маленькие (или даже большие) сокровища можно найти на ebay, антикварных распродажах, в антикварных магазинах или даже попытаться сделать их самостоятельно.
Попробуйте поиграть со специфическими цветами (красный, синий, желтый…), народными орнаментами, крупными цветами… Вы можете использовать текстиль с похожим дизайном, обои и широкий выбор украшений – классические русские матрешки, постеры, расписные деревянные коробочки, высокодекоративные пасхальные яйца…
Fairy Tail House — Сказочные домики в русском стиле
29 августа 2022 г. Блог, образование, Новости
Почему в России так популярны сказки? Давным-давно, когда большинство русских были неграмотными, они придумали тысячи сказок, которые передавались из поколения в поколение. Слушание сказок было любимым занятием не только детей, но и взрослых. Они собирались по вечерам, чтобы послушать хорошую байку, занимаясь домашними делами. Из этой традиции произошли русские сказочные домики. В этой статье мы рассмотрим несколько наиболее известных «домов в сказочном стиле».
Украшенные резными балконами, яркими перемычками и мозаичными фасадами эти московские особняки выглядят как дворцы прямо из русских сказок. На рубеже прошлого века Россию охватила тенденция возрождения средневекового русского искусства и объектов культурного наследия. Художники и архитекторы по-новому оценили уникальность и художественную ценность древнерусской иконы и архитектуры. Они стали включать в свои работы образы и элементы Старой России, одновременно переосмысливая их.
Средневековое русское искусство оказало сильнейшее влияние на русский авангард. В архитектуре появление этого русского стиля (также называемого неорусским стилем) было дополнительно подкреплено отменой строгих правил, регулирующих проектирование зданий. На нескольких выставках в Москве и Санкт-Петербурге были представлены дома и интерьеры, вдохновленные средневековой русской архитектурой. Впоследствии дома и целые кварталы, построенные по этим проектам, стали появляться во многих городах России и за ее пределами. Русский стиль состоит в вылепливании современных построек по деревянному зодчеству славянских мастеров, иногда намеренно преувеличивающих их наиболее ярко выраженные черты.
В Москве сохранилось несколько уникальных особняков, словно сошедших со страниц сборника русских народных сказок. Здесь мы выделяем некоторые из них:
- Особняк Лопатиных- Этот дом украшен красочной мозаикой и находится в самом центре Москвы на Большой Никитской улице. До большевистской революции он принадлежал Анне Лопатиной, которая занималась поставками морепродуктов в Москву. Помимо квартиры владельца, в здании находились квартиры, которые сдавались внаем, а также склады и административные помещения на первом этаже. Архитектор Александр Каминский спроектировал здание. Его фасад он украсил орнаментом из мелких разноцветных кирпичиков и керамики, напоминающим вышивку крестиком, а оформление арочных окон заимствовано из боярских палат. Третий этаж был надстроен в 19 веке.20-х годов, когда особняк перешел в руки советских властей и был превращен в общежитие. Сейчас в нем находится посольство Бразилии.
- Дом Цветкова- 1899-1901. Этот небольшой дом на Пречистенской набережной был построен по заказу коллекционера Ивана Цветкова. Он был преданным поклонником русского искусства и задумал этот особняк как художественную галерею, наняв Виктора Васнецова для создания ее архитектурного проекта. Получился дом канонически «русский» как снаружи, так и внутри. Он имеет куполообразную крышу над резными каменными балконами, яркую черепицу на перемычках, комнаты с массивными кадильными люстрами и деревянными скамьями-сундуками. Вид из дома открывался на кондитерскую фабрику «Красный Октябрь» в 1909. Цветков передал дом и свою обширную коллекцию картин (в том числе более 1800 полотен и скульптур) городу, сохранив за собой право жить в доме и перестроить галерею. После его смерти в 1917 году здание было превращено в художественный музей. В 1930-е годы коллекция была распределена по краеведческим музеям, а дом был превращен в общежитие. Во время войны в здании располагался штаб истребительного полка «Нормандия». В настоящее время он используется в качестве иностранной дипломатической резиденции.
- Дом Перцовой- 1905-1907. Этот сказочный дом на Пречистенской набережной — одно из самых ярких зданий Москвы. Его заказал инженер-железнодорожник Петр Перцов, который зарегистрировал дом на свою жену Зинаиду Перцову. Он загорелся идеей построить особняк в русском стиле после посещения своего друга Ивана Цветкова. Рядом был участок земли, на котором Перцов построил свой доходный дом. Большой поклонник русского искусства, он планировал сдавать квартиры в этом доме художникам, писателям и другим представителям творческих профессий по очень скромной цене. Дом был спроектирован архитектором Сергеем Малютиным, автором знаменитой русской матрешки. Он намеренно включил окна разного размера и асимметричные фасады. На чердаке располагались мастерские, а внутри были лифты и даже телефон. Дом стал популярным местом встречи московской арт-сцены. В подвале располагалось кабаре, и прохожие часто останавливались возле этого особняка, чтобы полюбоваться замысловатыми деталями его фасада. С 1970-х годах особняк использовался МИД.
- Дом Игумнова, 1888 – Владелец этого особняка на Большой Якиманке Николай Игумнов построил его по мотивам старинных русских палат. Игумнов владел золотым прииском, который по тем временам стоил немыслимую сумму. (Участок земли в центре Москвы, на котором стоит дом, стоит всего около 17 000 рублей). Красный кирпич для здания был заказан из Нидерландов, а каждый элемент фасада — окна, двери, балконы — имеет свой неповторимый декор. Мозаика, украшающая особняк, изображает птиц, цветы и растения из сказок. Крыша здания была выполнена в различных формах. В 1901 Игумнов уехал в Абхазию и больше в Москву не вернулся. После революции он добровольно передал имущество Советскому правительству. Сейчас в здании находится резиденция посла Франции.
- Особняк Щукина , 1893-1898-Дом, расположенный на Малой Грузинской улице, принадлежал купцу Петру Щукину. Он был заядлым коллекционером древнерусского искусства. По мере роста его коллекции он решил построить для нее отдельное здание в русском стиле. Главное здание имело широкое крыльцо, украшенное балконом, и многоуровневую стрельчатую крышу. Внутри посетители оказывались в сводчатых залах, расписанных растительным орнаментом. Через несколько лет рядом с первым зданием было построено еще одно.
сказочный домик