Черный список поставщиков: Недобросовестные поставщики: проверьте контрагентов

Недобросовестные поставщики: проверьте контрагентов

Недобросовестные поставщики — участники госзакупок, которые по результатам анализа антимонопольной службы и решению суда попали в реестр неблагонадежных компаний. В этот реестр попадают по четырем причинам: предоставление ложных сведений, нарушение требований 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере госзакупок», отказа или уклонение от подписания договора, нарушение договорных обязательств.

Даже если вы не работаете с госзакупками, обязательно проверьте контрагента в реестре недобросовестных поставщиков и запросите их кредитную историю. Это убережет вашу компанию от проблемной дебиторки и сорванных поставок.

Реестр недобросовестных поставщиков

Сведения о недобросовестных поставщиках хранятся в реестре на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: zakupki.gov.ru


Фрагмент страницы с базой недобросовестных поставщиков

Данные по поставщикам отображаются в виде карточек. В них указывают регистрационные данные юрлица, дату включения в базу, дату исключения и причину внесения в реестр. Карточки хранятся в течение двух лет, затем удаляются.


В карточке указывают причину внесения в реестр

Причины занесения базу недобросовестных поставщиков

В черный список поставщиков могут попасть три категории компаний:
1. Поставщики, подрядчики и исполнители, отказавшиеся от исполнения обязательств или нарушившие условия контракта.
2. Юрлица, с которыми заказчик расторгнул контракт в результате судебных тяжб.
3. Юрлица, уклонившиеся от заключения контракта.

Поскольку процесс госзакупок жестко регламентирован, заказчик обязан сообщать любые отклонения от процедуры в антимонопольную службу. Разберем три ситуации:

Победил в закупке и отказался от контракта
В тендере участвуют несколько поставщиков. Определяют победителя, но тот вдруг отказывается заключать контракт. В таком случае заказчик заключает контракт со вторым участником и в течение трех рабочих дней информирует ФАС об отказе победителя заключать контракт.

Один участник — отказник
Требованиям тендера соответствует один участник, перед заключением контракта он уклоняется. Заказчик дожидается окончания срока контракта и сообщает об «уклонисте» в ФАС.

Несоблюдение условий контракта
Исполнитель нарушает обязательства. Заказчик расторгает контракт — через суд или в одностороннем порядке. Затем в течение трех дней с момента расторжения контракта заказчик передает данные в ФАС.

Процесс внесения в реестр

Заказчик сообщает антимонопольному органу о нарушениях со стороны поставщика.
Передает все документы по тендеру: контракт, задокументированный отказ поставщика с причиной отказа, судебные документы.

В течение десяти дней ФАС изучает полученную информацию о недобросовестном поставщике и выносит решение о вписании поставщика в реестр.

При этом поставщик не пассивный наблюдатель процесса. Он может отстаивать свои права — подавать оправдательные документы, участвовать в рассмотрении дела.

Последствия попадания в реестр

Попадание в реестр недобросовестных поставщиков ударяет по репутации компании. Доступ к реестру открытый — проверить компанию может любой контрагент. Также недобросовестным поставщикам на два года закрывают доступ к госконтрактам.

Поставщик может обжаловать решение ФАС о внесении в реестр через суд. Если решение останется в силе, ждать удаления из реестра придется два года.

Как проверить недобросовестного поставщика

Мы рекомендуем проверять поставщиков с помощью реестра на сайте zakupki.gov.ru и по кредитной истории.

Для поиска в реестре зайдите на сайт zakupki.gov.ru. Затем в левом меню выберите вкладку «Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок» и в выпадающем списке кликните на раздел «Сведения из реестра…». Переходите в раздел и попадаете на страницу с поисковой строкой. В строке вводите ИНН или название контрагента и смотрите, есть ли он в списке.


Вкладка с реестром на сайте zakupki.gov.ru


Строка для поиска в реестре

Проверка по кредитной истории поможет определить финансовое состояние контрагента: укажет на наличие долгов перед банками, уровень кредитной нагрузки, покажет платежную дисциплину.

Если проверяемому контрагенту банк недавно выдал кредит — это положительный признак. Банк тщательно исследовал его бизнес и счел возможным выдать требуемую сумму.

Если контрагент допускает просрочки или получает отказы в кредитовании, значит, у него нестабильное финансовое положение. От сотрудничества без предоплаты лучше отказаться.

Кредитный отчет поставщика

основания для включения и риски — СКБ Контур

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) — это «черный список» ненадежных участников закупок, которые допустили нарушения или не исполнили взятые на себя обязательства по контрактам и договорам, заключенным в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Присутствие компании в РНП серьезно влияет на ее репутацию и может оттолкнуть контрагентов.

Реестр представлен в открытом доступе в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. Его ведет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), опираясь на порядок, утвержденный Постановлением Правительства от 30.06.2021 № 1078.

Информация из РНП прежде всего важна для заказчиков. У них есть право ограничить доступ к закупкам для участников, сведения о которых содержатся в РНП. При этом они обязаны направлять в ФАС информацию об участниках и поставщиках, которые нарушили обязательства, предусмотренные контрактной системой и системой закупок отдельных видов юрлиц.

  • Риски попадания в РНП
  • Как попадают в РНП
  • РНП по 223-ФЗ и 44-ФЗ: отличия
  • Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ
  • Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ
  • РНП и санкции

Для компании попадание в реестр грозит серьезными проблемами и ограничениями:

1. Запрет на участие в закупках в течение двух лет как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

2. Потеря обеспечения заявки, которое обычно подлежит возврату (ч. 15 ст. 44 Закона 44-ФЗ). Обеспечение заявки как раз является инструментом защиты от недобросовестных поставщиков, которые участвуют в закупках и в дальнейшем уклоняются от заключения договора.

3. Лишение права обжалования действий заказчика по закупкам, в которых установлено требование по отсутствию сведений о поставщике в РНП (п. 5 ст. 105 Закона 44-ФЗ).

4. Ущерб репутации. РНП — это как доска позора, сигнализирующая о недобросовестности компании. Такая информация может оттолкнуть контрагентов от сотрудничества.

Проверьте активность контрагента. Выясните, какие признаки указывают на его благонадежность.

Попробовать бесплатно

Оказаться в числе неблагонадежных можно в двух случаях:

  • Участник побеждает в закупочной процедуре, но уклоняется от заключения контракта в рамках 44-ФЗ или договора в рамках 223-ФЗ.
  • Поставщик заключил контракт, но существенно нарушил его условия, не выполнил взятые на себя обязательства.

В рамках 44-ФЗ в качестве оснований для попадания в РНП предусмотрены уклонение от заключения контракта и неисполнение контракта на этапе его реализации.

Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков: 10 правил

В РНП по 223-ФЗ попадает информация только о тех участниках, которые уклонились от заключения договора.

При этом он не регулирует взаимоотношения заказчика и поставщика на этапе исполнения договора, заключенного в рамках закупки.

Данные ФАС

В I квартале 2021 года в РНП включены сведения о 3 900 недобросовестных поставщиках. Это на 15 % больше по сравнению с I кварталом 2020 года.

Основная причина включения сведений в РНП — одностороннее расторжение контракта (3 300 поставщиков).

В 2022 году ФАС рассмотрела более 7 000 обращений о включении недобросовестных поставщиков в РНП. Включены в него более 3 000.

Правила ведения реестров по 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Общий момент заключается в том, что направление сведений в РНП об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением договоров, является обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных).

 

В рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в реестре по 44-ФЗ. При этом допускается использование как двух реестров, так и любого из них. Таким образом, можно отклонить заявку от участника, если сведения о нем включены в реестры.  

Ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ позволяет заказчику устанавливать требования об отсутствии в РНП соответствующего участника закупочной процедуры. Поэтому в рамках 44-ФЗ компания можем установить требования и в дальнейшем отклонить заявку в том случае, если в РНП сведения содержатся по ряду параметров. В рамках 44-ФЗ заказчики могут пользоваться только одним реестром по 44-ФЗ.

Требование заказчика об отсутствии в РНП сведений об участниках закупки распространяется в том числе на учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Подробные разъяснения по этому вопросу Минфин дает в своем Письме от 08.06.2020 № 24-05-07/49487.

С недавнего времени изменился порядок внесения информации в РНП (Федеральный закон от 30.12.2020 № 539-ФЗ). Данные об участниках юрлица, которые могут влиять на его деятельность, включаются в РНП в том случае, если участники сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого юрлица — участника закупки.

Важны ключевые моменты: 

  • учредителей включают в РНП не по формальным признакам, а с учетом степени их влияния на управленческие решения;
  • степень влияния определяется размером доли в уставном капитале участника — юридического лица.

Информация об участнике и руководителе юрлица попадает в РНП на момент нарушения правил 44-ФЗ. Ответственность применяется даже в том случае, если в дальнейшем участник выйдет из состава учредителей, а полномочия руководителя будут переданы другому лицу.

Кроме того, информация теперь исключается из РНП по истечении двух лет не с даты ее внесения в РНП, а с даты, когда у контрольных органов появилась обязанность включить сведения в реестр.

Основания для направления сведений в РНП по 44-ФЗ

На этапе заключения контракта основания могут быть такими:

  1. Уклонение победителя закупки от заключения контракта.
  2. Уклонение единственного участника закупки от заключения контракта.

Под уклонением следует понимать неподписание к установленному сроку проекта контракта и непредоставление надлежащего обеспечения исполнения контракта. Достаточно одного из условий, чтобы информация об участнике-уклонисте попала в ФАС, а затем и в РНП.

Для подтверждения предоставления обеспечения участник обязан прикрепить документ (копию платежного поручения о перечислении денежных средств на счет заказчика или скан-копию независимой гарантии), в карточку контракта на электронной торговой площадке (ЭТП). В противном случае он не сможет подписать контракт. А это нужно успеть сделать в течение пяти дней.

Участник, не выполнивший эти требования, признается уклонившимся от заключения контракта. Заказчик должен составить соответствующий протокол не позднее одного рабочего дня.

В протоколе фиксируется номер и сведения о закупке, информация о заказчике и об участнике, обстоятельства уклонения и другая важная информация.

Кроме того, у заказчика есть три рабочих дня на то, чтобы составить обращение в ФАС (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Удобный инструмент для работы с закупками — гибкий поиск из 230 источников

Одним из оснований для попадания в РНП может стать несоответствие обеспечения контракта требованиям. Заказчик проверяет, поступили ли средства на счет и соответствует ли гарантия требованиям (наличие гарантии в реестре, сумма, сроки, обязанности, номер и предмет закупки).

Участник признается уклонистом:

  • Если на момент подписания контракта средства на счет заказчика не поступили.  
  • Если гарантии нет в реестре либо она не соответствует требованиям.

На стадии исполнения контракта есть два основания для попадания в РНП:

  1. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий со стороны поставщика.
  2. Расторжение контракта в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий со стороны поставщика.

Заказчик обязан расторгнуть контракт через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Для направления информации об участнике в РНП по 223-ФЗ есть только одно основание — уклонение победителя закупки от заключения договора. К нему можно отнести неподписание к установленному сроку проекта договора и непредоставление надлежащего обеспечения исполнения договора.

Заказчик вправе установить требования как об отсутствии участника в РНП, предусмотренном 223-ФЗ, так и об отсутствии в РНП по 44-ФЗ. Таким образом, закон о закупках отдельных юрлиц использует два реестра параллельно. И если участник закупки по 223-ФЗ есть только в реестре по 44-ФЗ, то его заявка на участие в закупке по 223-ФЗ может быть отклонена автоматически.   

Если участник уклоняется от заключения договора, заказчик в течение 30 календарных дней со дня заключения договора или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации, направляет в ФАС сведения. Они включают:  

  • копию протокола закупки, на основании которого должен заключаться договор;
  • копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора;
  • иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе от заключения договора участником закупки.

Случаи расторжения договора по соглашению сторон, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ, не являются основанием для включения в реестр (ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 01.12.2015 № Д28и-3552). Если стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, то признаков недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика быть не может. Следовательно, не может быть и оснований для внесения в РНП.

Заказчик не обязан направлять сведения в РНП, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер (Письмо Минэкономразвития РФ от 10.07.2015 № Д28и-1968, Письмо ФАС России от 08.12.2014 № АЦ/50130/14).

В марте было принято Постановление Правительства от 21.03.2022 № 417, в котором учитываются форс-мажорные обстоятельства, связанные с введением санкций. В нем отмечается, что «исполнителей и подрядчиков по госконтрактам, не исполнивших свои обязательства, не будут включать в реестр недобросовестных поставщиков, если исполнение контракта оказалось невозможным из-за форс-мажора, связанного с введением санкций и других ограничений иностранными государствами».

Минфин выпустил Письмо от 08.04.2022 № 24-01-09/29768, в котором даны разъяснения по вопросу применения постановления. Важно обратить внимание, что:

  • Информация в РНП не включается автоматически. Это происходит по результатам рассмотрения обращения заказчика и проверки содержащихся в нем фактов на заседании комиссии уполномоченного органа.
  • Если будет установлено, что надлежащее исполнение поставщиком контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о нем не включается в реестр.
Что относится к обстоятельствам непреодолимой силы
  • введение политических или экономических санкций иностранными государствами;
  • введение мер ограничительного характера иностранными государствами.

К ним не относится отказ поставщика от исполнения контракта по причине введения санкций в отношении заказчика.

Черный список поставщиков/покупателей (SBBL) — список A

Рекламные объявления

Глобальная база данных B2B поставщиков и покупателей (SBBL) содержит созданных пользователями списков поставщиков и покупателей (включая фабрики, брокеров, торговые компании, компании в цепочке поставок и покупателей и т. д.) со всего мира, о которых сообщалось из-за мошенничество, жульничество, неразрешенный спор, обман или неэтичные действия.

Если ваша компания стала жертвой мошенничества, мошенничества или неэтичных действий, вы можете сообщите об этом и предупредите других. Рассматриваются только инциденты массового импорта/экспорта (без отдельных покупок).

Сообщить о мошенничестве

abcdefghijklmnopqrstuvwxyz

Компания Страна Инцидент
Ахил Консалтинг и Маркетинг.
Катар 1434
ABF Chemical Industry Co., Ltd.
Китай 1
ABF Electronics Technology Co., Ltd
Китай 2
ABLE DRAGON (ГОНКОНГ) LTD
Гонконг 3
Acu-Tek Solutions DBA Bluefin International
Соединенные Штаты 4
AEDAS SNOWMOBILE VEHICLE INDUSTRY CO LTD
Гонконг 5
Афанти Музыка
Китай 6
АХ Ю ИНТЕРНЭШНЛ ТРЕЙДИНГ ЛТД.
Гонконг 7
Алико Трейдинг Ко., Лтд.
Китай 8
Аллим Мухаммед (Asmatech) HTC Inc
Египет 9
AMOI Sichuan Jiuzhou Electric Group Co Sichuan Comland Import & Export Co., Ltd L&P ACE TECHNOLOGY (HK) LIMITED
Китай 10
Anhui Guoao Sporting Goods Making Co., Limited
Китай 11
Компания Anhui Huayuan Photovoltaic Technology Co., Ltd.
Китай 12
Anhui Light Industries International Co., Limited / ALIC Center
Китай 13
Энтом Медика Лимитед
Китай 1439
Anping Linyi Hardware Mesh Product Co., Ltd.
Китай 14
Anxi County Chengguan Xinjinlong Mumen Store
Китай 15
Чайный сервиз Anxi County Fengcheng Yi Jin Xiang Firm
Китай 16
Чайная фабрика Аньси Синьюй
Китай 17
Anyd Industrial Co Ltd
Китай 18
  • Покупатель
  • Поставщик
  • Грузовое судно
  • Другое
  • Источник от мировых производителей
  • Найти инспекцию, грузовые перевозки и многое другое
  • Доступ к ресурсам и руководствам по глобальной торговле
  • Станьте частью крупнейшего мирового торгового сообщества и многое другое. ..

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ СЕЙЧАС — ЭТО БЕСПЛАТНО!

  • Доступ к импортерам по всему миру и RFQ
  • Бесплатный профессиональный веб-сайт с демонстрацией
  • Общайтесь с покупателями напрямую онлайн
  • Откройте для себя новые возможности для бизнеса и многое другое…

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ СЕЙЧАС — ЭТО БЕСПЛАТНО!

  • Будьте там, где ваши клиенты!
  • Продвигайте и продавайте свои услуги
  • Получение прямых запросов котировок
  • Поддержка бэк-офиса, создание региональных офисов и многое другое…

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ СЕЙЧАС — ЭТО БЕСПЛАТНО!

Если вашему бизнесу Торговые выставки, таможня, торговое финансирование, инспекция, страхование, торговое право, торговые решения, перевод или участие в цепочке поставок внешней торговли, вы захотите стать частью крупнейшего в мире международного торгового сообщества B2B.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ СЕЙЧАС — ЭТО БЕСПЛАТНО!

Рекламные объявления

8 вещей, которые вам нужны для ведения черного списка поставщиков – Spend Network

Новость о том, что правительство Великобритании введет новый черный список поставщиков, запрещающий неправомерным компаниям выигрывать контракты, подняла вопрос о том, как публично вести черный список торгов заключение контракта.

Ниже мы описываем 8 основных моментов, которые должны быть у правительства, чтобы черный список работал.

Процесс, на который может подписаться каждый до

Для правильного функционирования любого черного списка должен существовать согласованный процесс, с которым могут согласиться обе стороны. Поставщики должны будут согласиться со стандартами производительности, установленными правительством, и что нарушение этих стандартов может привести к внесению в черный список.

В свою очередь, поставщики также потребуют гарантий относительно процесса инициирования черного списка, например, будет ли система предупреждений перед внесением в черный список? Какое поведение было бы настолько вопиющим, что не требовалось бы предупреждения? Как черный список повлияет на существующие контракты и когда данные станут общедоступными?

Вероятно, этот процесс необходимо будет определить и согласовать в контрактах, которые поставщики подписывают с государственными органами.

Публичная информация

Первым шагом, необходимым для создания черного списка, является общедоступная страница с подробным описанием того, что черный список вступил в силу, причины его создания, на кого он распространяется, а также объем любого запрета, например. в некоторых случаях компания может быть явно занесена в черный список из-за деятельности в области здравоохранения. Крайне важно, чтобы шаги, которые компания должна предпринять для удаления из черного списка, также должны быть опубликованы вместе с временными рамками любого черного списка.

Данные компании

Очень важно, чтобы любой черный список был связан с идентификатором компании, чтобы черный список можно было применить ко всем компаниям в группе компаний. Крайне важно, чтобы изменения в названиях компаний не могли быть использованы для обхода черных списков. В некоторых случаях может быть желательно также заблокировать директора компании, чтобы любые новые компании, созданные на имя этого директора, автоматически добавлялись в любой черный список.

Использование данных о бенефициарной собственности, данных, раскрывающих корпоративные структуры и владельцев, очень ценно, когда речь идет о занесении в черный список. Данные о бенефициарном владении позволяют администраторам расширить черный список вниз по корпоративной цепочке до известных дочерних компаний данной компании или вверх по корпоративной цепочке до компаний, которые имеют значительные доли владения в данной компании. Чтобы узнать больше о данных о бенефициарной собственности, посетите наших друзей в Open Ownership.

Данные контракта

Черные списки должны быть основаны на данных контракта в открытом доступе, чтобы каждый мог видеть, какой контракт был заблокирован поставщиком, кто был покупателем и стоимость контракта. Эти данные должны быть опубликованы открыто и в стандарте данных открытых контрактов, чтобы они были доступны для других систем и чтобы государственные учреждения, имеющие действующие контракты, могли установить, не помешает ли черный список действующему поставщику подать заявку на новый контракт.

Данные черного списка

Помимо общедоступной записи черного списка важно иметь эти данные в форме, которую могут использовать компьютеры, они должны включать сведения о компаниях, к которым относится черный список, даты, когда применяется черный список и статус черного списка, например. независимо от того, является ли он активным или он был аннулирован в результате усовершенствований, вносимых компанией.

Данные черного списка должны обновляться ежедневно, чтобы их можно было использовать в качестве надежного и надежного источника правды. Затем эти данные можно использовать в качестве отправной точки для любого государственного органа, который должен обеспечить соблюдение черного списка. Если данные широко доступны, поставщик может быть проинформирован в начале процесса торгов о том, что действует черный список и что никакая заявка не будет рассматриваться.

Данные как услуга

Чтобы черный список работал, системы государственных контрактов должны иметь возможность доступа к информации программным путем, по всей вероятности, это означает API, заполненный хорошо структурированными данными черного списка. Предоставление API позволит другим программным системам проверять, был ли участник торгов внесен в черный список, а покупателям — удостовериться, применим ли черный список к их тендеру.

С помощью API правительство сможет создавать службы поверх API, например, для автоматизации публикации дополнительной информации о черном списке, такой как отозванный черный список или дополнительные доказательства в поддержку черного списка.

Открытые данные

Для того чтобы черный список функционировал как мощное средство сдерживания неправомерных действий компаний, информация о черном списке должна быть открыта для всех. Попадание в черный список должно иметь последствия, и правильно, что эти последствия выходят за рамки невыполнения государственных контрактов и включают в себя возможность для других организаций выносить суждения о том, ведут ли они бизнес с поставщиком из черного списка.

По этой причине данные черного списка должны иметь открытую лицензию и быть доступными для всех, чтобы другие компании и НПО могли получить к ним доступ. Данные о занесении в черный список особенно полезны банкам и страховым компаниям, которые хотят иметь возможность оценивать компании, которым они кредитуют или обеспечивают покрытие.

Дизайн службы

Черные списки поставщиков должны разрабатываться и работать как служба. Правительства, желающие вести черные списки, должны инвестировать как в персонал, так и в технологии, чтобы обеспечить правильное ведение черного списка, а также решать вопросы и проблемы. Например, потребуется процесс апелляции, чтобы можно было отменить любой ошибочно примененный черный список.

Таким образом, черный список не может быть просто листом Excel, хранящимся в одном из ваших отделов, он требует тщательного рассмотрения, полезного потока данных и согласованного набора политик и процедур.

Заключение

Простая на первый взгляд идея «прекратить работать с недобросовестными поставщиками» быстро становится сложной и ответственной задачей для правительств, требующей тщательного рассмотрения и инвестиций в технологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *