10 самых красивых зданий Москвы – Варламов.ру – ЖЖ
Вчера я показал вам 10 самых уродливых зданий Москвы. Конечно, это был субъективный рейтинг, основанный лишь на моем хорошем вкусе. Критиковать всегда проще, критика объединяет людей. «Смотри, какое говно!» – и вот уже у тебя за спиной выстраивается поддакивающая толпа, которая словно чайки повторяет: «Да-да-да-да!» А вот с хорошей архитектурой намного сложнее.Хорошей архитектуры в России практически нет. У нас выросло несколько поколений, который вообще не представляют, что такое архитектура. Последний качественный всплеск был 100 лет назад, во время расцвета искусства авангарда. И всё. После 30-х – тишина. Сталинский ампир я не считаю качественной архитектурой, но это тот шрам, который украшает город. Однако на смену ему пришла борьба с украшательством, потом брежневское монументальное говно, а потом было не до архитектуры, есть было нечего.
Так что в эстетическом плане русскому человеку остается ностальгировать по дореволюционной классике и послереволюционному модерну. Может быть, поэтому у нас так любят пародии на классическую архитектуру?
Здесь надо сделать отступление. Человек идет по городу, видит Большой театр или какую-то усадьбу – глазу хорошо и приятно, и вот человек решает построить себе дом в таком стиле. Классическая архитектура кажется простой и понятной. Все стили изучены. Вот вам готика, а вот барокко. Спутать невозможно. Вот вам ионический ордер, а вот дорический. Всё понятно как в конструкторе «Лего». Казалось бы, берешь учебник и строишь. Как только архитектору кажется, что все понятно, капкан захлопывается. Всё. Качественно проектировать в классическом стиле могут единицы. Это как играть классическую музыку: невероятно сложно, необходим огромный опыт и практика. Классика не прощает ошибок. Малейшая ошибка в пропорциях – и всё развалится. Именно поэтому из семени благих намерений («сделать красиво») почти наверняка появится на свет очередной уродец.
Каждой эпохе соответствует свой архитектурный стиль. Был модерн, был конструктивизм, был тот же сталинский ампир. Это отражение эпохи. Была архитектура застоя и «архитектура денег» лихих 90-х. В этом смысле даже лужковское говно имеет право на существование. Конечно, не в том количестве, в котором оно раскидано по городу. Сегодня мы имеем дело с архитектурой высоких технологией. Новые материалы, технологии и компьютерные программы позволяют строить немыслимые ранее конструкции. Небоскребы ставят рекорды по высоте, здания поражают невозможностью формы. И это прекрасно. Архитектура должна идти в ногу со временем, а не тиражировать пародии на успехи прошлого.
Но тут мы сталкиваемся ещё с одной проблемой. Многие годы в России вообще не было нормального архитектурного образования. Главный архитектурный ВУЗ страны, МАрхИ, чуть не прикрыли за неэффективность. Они даже молебен заказывали, чтобы лицензии не лишиться. Качество образования там крайне низкое. Знаю, так как сам учился. На весь ВУЗ всего несколько крутых архитекторов, которые действительно могут чему-то научить. В основном же молодые ребята попадают в руки старых маразматичных пердунов, которые как пауки держатся за свои места, при этом научить ничему не могут. Получить хорошее образование удается единицам. И эти единицы оказываются потом в мире, где нет заказчика. Да, мало вырастить хорошего архитектора, надо еще вырастить хорошего заказчика, у которого будет вкус. Так что травка надежды только начала пробиваться через глухую бетонную крышку совка. Возможно, наши дети будут строить прекрасные современные здания, а пока любой успех в архитектурном плане больше похож на чудо, чем на закономерность.
Сегодня я сделал подборку самых красивых зданий Москвы. У вас наверняка будет свое мнение на этот счет. Знаю, что многие из отмеченных мной строений не пользуются успехом у москвичей. Но мне они нравятся! Не согласны? Кидайте свой список в комменты!
1. Dominion Tower Захи Хадид
Фото: Александр Усольцев
России обычно не везёт с реализацией проектов мировых звёзд архитектуры, но есть несколько исключений. Одно из них – офисный центр Dominion Tower Захи Хадид, который в конце прошлого года всё-таки достроили на Шарикоподшипниковской улице.
Заха Хадид – одна из лучших архитекторов в мире. Почти все её проекты гениальны. К сожалению, совсем недавно она умерла. Хорошо, что в Москве есть здание, построенное по ее проекту.
Это семиэтажное здание с офисными помещениями и паркингом на 251 место. Центр облицован композитно-алюминиевыми панелями, которые меняют цвет в зависимости от угла зрения и освещённости. Этажи здания как будто небрежно наброшены друг на друга. Описывая здание, представители Zaha Hadid Architects говорили об «идее пространственного полёта».
Это похоже на игру дженга, стопку книг или торт со съехавшими коржами. По первоначальному замыслу «вылет» этажей друг относительно друга должен был достигать 20 метров, но из-за российских строительных норм его пришлось урезать до 8.
Фото: Александр Усольцев
Архитектурое бюро «Элис» адаптировало идею Хадид к суровой российской действительности. Возможно, из-за этого Dominion Tower получился намного скромнее, чем большинство зарубежных проектов Хадид и чем её проект нового здания Экспоцентра, которое так и не было построено.
Девелопер ставил перед Хадид задачу спроектировать здание, которое «через 50 лет не будет выглядеть устаревшим». Справилась ли с этим лауреат Притцкеровской премии, решайте сами.
Сейчас в здании гордо сидит Фонд содействия реформированию ЖКХ.
2. Жилой дом Copper House
10 самых уродливых зданий Москвы – Варламов.ру – ЖЖ
Много лет собирался написать этот пост… и вот наконец получилось. Давно пора перемыть косточки московской архитектуре. Сегодня покажу вам 10 зданий, которые уродуют мою Москву. Конечно, список таких зданий можно сделать очень длинным, но мы ограничимся современной Москвой, после развала Союза.Москве вообще очень не повезло со своим столичным статусом. Из-за близости власти город постоянно переживает набеги варваров. Каждый дорвавшийся до власти вождь пытался оставить в городе свой след. Больше всех отличился Сталин, снесший половину центра (окончательно уничтожить Москву помешала война), и Лужков, решивший изобрести свой стиль в архитектуре. Появилось даже такое понятие, как «лужковский стиль».
Что такое «лужковский стиль»? Это стиль варваров. Его характеризует презрительное отношение к истории и культуре. На первое место выходят интересы хозяина, а роль архитектора зачастую совсем незначительна. Лужковский стиль – это архитектура денег и жадности, архитектура сверхприбылей. Лужковская команда как стая саранчи налетела на город и начала его уничтожать, словно матросы, которые грабили Зимний дворец и мочились в вазы. Лужковская Москва насквозь фальшивая и нелепая. На месте исторической среды появились пластиковые коробки бизнес-центров, в Москву-реку воткнули пугало Петра, площади уничтожили, застроив их торгово-развлекательными центрами.
Лужковский стиль выплескивается из зеркальных окон пластиковых сараев на улицы в виде карнавалов ряженых, крашеных бордюров, ковшей экскаваторов, переселения москвичей из на окраины. Лужковская Москва сказочно-пряничная, это непрекращающийся праздник дурновкусия, пошлости и хамства с Газмановым на сцене и Посохиным в Моспроекте. Это Москва, непригодная для жизни. Лужковский стиль – он же не столько про архитектуру. Это отражение беспредела 90-х и демонстрация того, что один невежественный самодур может уничтожить город, если его вовремя не остановить. Его остановили, но слишком поздно.
Мэр Москвы Ю. М. Лужков:
«Это современный стиль архитектуры, и я могу мечтать о том, что этот стиль – развитие московских традиций. Вообще Москва отличается по своей архитектуре, это так называемая российская эклектика, что означает неопределенность стилей. Но она хороша и тем, что я называю не неопределенностью, а разнообразием стилей».
Итак, 10 самых уродливых зданий Москвы:
1. «Наутилус»
В моем личном рейтинге это первый кандидат на снос. Лубянская площадь вообще очень интересна как пример уничтожения красивейшей Москвы. Начал уничтожать её Сталин.
Вот так выглядело место, где сейчас стоит «Наутилус», в начале 30-х годов прошлого века:
Уже через несколько лет снесут и ворота, и церковь Целителя Пантелеймона Афонского, на месте которой сейчас и стоит «Наутилус».
На месте чудного здания страхового общества «Россия» построили безликую коробку для чекистов. Лужков не мог не пометить площадь. Он отдает своему другу, придворному архитектору Алексею Воронцову, построить тут торговый комплекс «Наутилус».
Здание выполнено в лучших традициях лужковского стиля. Безумное сочетание нелепых элементов. Пошлятина и безвкусица. Какие-то паруса, морская тематика, цветные плиточки и каша из металлических конструкций.
После всего, что было на этом месте, «Наутилус» выглядит плевком в лицо всем москвичам. «Смотрите, как мы можем изгадить Москву!» – кричит он. Кричит громко, все слышат и с ужасом отворачиваются. «Наутилус» – как аниматор из турецкого отеля, который вдруг оказывается ведущим венского бала. Почтенная публика ахнула, дамы прикрыли лицо руками, в ответ в зал летят тупые шуточки и пошлые анекдоты. Кто этого варвара пустил в мой город? Юрий Михайлович, уберите за собой!
2. Торговый комплекс «Охотный Ряд»
По поводу Охотного Ряда есть городская легенда. Говорят, что Ельцин так боялся повторения полумиллионного митинга на Манежке, что велел Лужкову чем-то застроить площадь. Недолго думая Лужков позвал своих друзей, которые площадь благополучно и уничтожили. Напротив Кремля, около могилы Неизвестного солдата, около Александровского сада появился торговый центр с колхозным благоустройством. А чтобы ни у кого не было сомнений, как сильно ненавидели Москву эти варвары, рядом с торговым центром сделали каскад фонтанов со сказочными фигурками авторства господина Церетели. Да, прямо напротив Кремля расставили каких-то бронзовых уродцев, которых ещё можно было стерпеть в провинциальном зоопарке, но не в сердце Москвы.
Я смотрю на этот ужас и плачу! Что же вы, черти, сделали! Да как же вы после такого ходите по моей Москве! Если бы от стыда можно было сгореть, Москва бы сгорела, ни оставив ни этого говна, ни Лужкова, ни его друзей.
Охотный Ряд держит уровень городской клоаки. Палатки с фастфудом, пивнушки, различные магазинчики и фудкорт привлекают провинциальную гопоту, командировочных и пакетных туристов. Ни один уважающий себя москвич не пойдет гулять на Манежку, для Москвича появление здесь неприлично. На Охотный Ряд ходят в хмельном угаре поплавать в фонтанах. Сюда любят приходить кавказцы знакомиться с доступными провинциальными девочками.
Построить такое в святом месте – преступление.
3. Памятник Петру I
Памятник Петру I не совсем здание, но вред его для города настолько велик, что не упомянуть его в своем антирейтинге я не могу. Начнем с того, что он просто бездарный. 98-м
Современная архитектура Москвы | moscowwalks.ru
Современная архитектура Москвы крепко ассоциируется с безвкусными «лужковскими» новоделами, стоящими на центральных улицах, при этом в переулках или дворах зачастую можно встретить довольно интересные современные постройки.
Сразу предупреждаем, в этой публикации представлена случайная подборка современных домов, которые показались нам интересными и не сильно известными широкой публике.
Прокатиться по современной Москве и посмотреть интересные новые дома —>
Бизнес-центр «Пульман».
Мясницкая, 50
2008 г.
Как ни странно, но проектировщик российский — Моспроект-2, мастерская №8.
Геподрядчиком выступила компания из Хорватии.
На прозрачный фасад бизнес-центра «Пульман», будто захватчики, с двух сторон наползли каменные элементы — стекло возмутилось и взбухло эркером, оставив все же за собой центральную позицию.
Из статьи Николая Малинина и Марии Фадеевой для журнала Made in Future, 2008 г.
Дом-яйцо
ул. Машкова 1/11
2002 г.
Работа архитектурной мастерской Ткаченко. По сути, последний московский особняк, пристройка на одну семью к основному дому с квартирами. То ли стоимост слишком высокая, то ли планировка не очень, но дом до сих пор пустует, а в переулок на него приходят посмотреть редкие зеваки, хотя если бы этот дом появился бы в каком-нибудь европейском городе, то он тут же стал бы изображаться на всех туристических картах и даже история с тем, что он пустует тоже была бы так вкусно предъявлена, что все бы ходили кругом и только ахали на такой архитектурный курьез.
Реконструкция здания районной АТС
Мельникова, 29
2008 г.
Была унылая типовая советская АТС
А стало офисное здание в стиле Nokia
Жилой комплекс Copper House
Бутиковский пер., 3
2004 г.
Дом облицован искусственно состаренной патинированной медью, территория ухожена и вообще все сделано с вниманием к деталям.
Дом состоит из трех кубов с неровным ритмом окон
Весь район между Остоженкой и Пречистенской набережной не зря называют «золотой милей»
Здесь совершеннейшее ощущение какого-нибудь лонднского Сити (только качество дорожного покрытия выдает)
В целом, район качественных новоделов
Жилой комплекс Посольский дом
Борисоглебский пер., 13, стр. 3
2006 г.
Главная особенность дома — это, конечно, диагонали окон и закругленная форма.
Архитектор Александр Скокан и не скрывает, что был очень вдохновлен домом Мельникова в Кривоарбатском переулке (см. нашу отдельную публикацию про этот дом)
Бизнес-центр Китеж
Киевская ул, вл. 3-7, 17
2008 г.
Это не бизнес-центр, а какой-то многопалубный лайнер, рассекающий пространство рядом с железной дорогой киевского направления.
Что отдельно приятно и продумано — у лайнера есть грузовой отсек, точнее большая крытая парковка, практически сопоставимая по размерам с самим бизнес-центром. Так и должны строить.
Бизнес-центр Линкор
ул. Авиаконструктора Микояна, 12 (на Ходынском поле)
2010 г.
Мотив здания навеян военными кораблями Второй Мировой, а именно камуфляжем Дазл (Dazzle) (в России такой камуфляж не был распространен, да и статья в Википедии только на английском, зато там фото есть кораблей). Цель такого контрастного рисунка — сбить с толку противника и размыть контур корабля, чтобы сложнее было издалека понять его габариты и направление движения.
ЖК Стольник
Малый Левшинский, 5
2003 г.
Наверное, самое странное жилое здание Москвы, удивительное своей несуразностью в целом и отдельно невписанностью в окружающую городскую среду переулков Пречистенки.
ЖК Римский дом
2-й Казачий переулок, 4-6
2005 г.
Игра в классику, пущенную вопреки канонам по кругу
И, напоследок, здание, один вид которого уже многое объясняет в современной архитектуре — Дом Союза архитекторов России:
КОНЕЦ
Спасибо компании Volkswagen за модный автомобильчик Volkswagen Scirocco (тест-драйв автомобиля и прогулку по другим интересным местам Москвы можно посмотреть в ЖЖ редактора сайта)
Также может быть интересно
Эта запись была опубликована в Среда, ноября 21, 2012 в 09:57 в теме: ГОРОД, Дома, Новый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .
Нетривиальное зодчество. Пять необычных стилей, популярных в современной архитектуре — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
В Москомархитектуре сообщили, что разработка градостроительной документации для строительства Бирюлевской линии московского метро начнется в конце 2019 года. Многие новые станции подземки возводят современные архитекторы, используя оригинальные и новые стили. Корреспондент «Вечерней Москвы» разобралась, что это за современные стили, популярные и в столице, и в мире.
Деконструктивизм
Правила, рамки, рациональность — все эти слова, кажется, ни разу не слышали архитекторы, работающие в этом стиле. Деконструктивизм появился как вызов обществу, протест против привычных устоев. В конце ХХ века классицизм, барокко, рококо и прочие традиционные стили теряли свою актуальность — зодчие стремились переосмыслить их, разобрать и собрать заново, только уже в другом, непривычном виде. Основой деконструктивизма стало одноименное направление в философии, начало которому положил французский философ Жак Деррида — он считал, что наш мир нуждается не в порядке, а в новых интерпретациях: разломай все старое на части и придай новый смысл этим осколкам. А может, смысла и вовсе нет…
— Деконструктивизм — это реакция на сложность современного мира. Стиль отражает эту самую сложность, — отмечает директор архитектурной школы МАРШ Никита Токарев.
Основные черты деконструктивизма — изломанные и нарочито деструктивные формы, визуальная усложненность. Здания будто намеренно не вписываются в окружающую среду, агрессивно вторгаются в нее. Это вызов, пощечина скучной классике, который вытесняет все старое и требует больше пространства для себя.
— Каждый архитектор по-разному интерпретирует идеи деконструктивизма. Ранние труды Фрэнка Гери (канадский архитектор, самые известные проекты — Танцующий дом в Праге и Музей Гуггенхайма в Бильбао — прим. «ВМ») — это истый манифест деконструкции. Однажды на него пожаловались соседи, которые подумали, что Гери устроил свалку металлолома в собственном дворе. А это оказался дом, где счастливо жила его мать, для которой он и построил его, — говорит архитектор.
Непривычный, непонятный стиль вскоре овладел умами общества — таких зданий стало больше. Наибольшую популярность деконструктивизм завоевал за рубежом. В качестве примера эксперт приводит здание Еврейского музея в Берлине, который спроектировал Даниэль Лебескинд, а также работы Захи Хадид, которые известны по всему миру.
— Увидеть одну из ее работ можно на Шарикоподшипниковской улице — это бизнес-центр «Пересвет-Плаза», — говорит Никита Токарев. Каждый этаж здания смещен относительно предыдущего и последующего, напоминая тектонические плиты. Заха Хадид проектировала здание так, чтобы создать открытые трехмерные пространства, не противопоставлять горизонтали и вертикали, пол и стены. С торцов можно увидеть бизнес-центр насквозь.
Еще одним примером деконструктивизма в архитектуре Москвы Токарев считает комплекс башен «Город столиц», который является частью «Москвы-Сити». Эти небоскребы тоже состоят из блоков, смещенных друг от друга, что придает им динамизм и движение.
Но хоть деконструктивизм и занял свою нишу в мировой культуре, он постепенно теряет актуальность, уверен эксперт. Стиль интересен лишь визуальными решениями, но лишен функционализма — архитекторы, проектирующие здания в столь замысловатом виде, не особо задумываются, удобно ли будет людям в них жить. Поэтому на смену деконструктивизму приходят новые веяния, направленные не столько на форму, сколько на содержание.
— Эпоха деконструктивизма заканчивается. Архитектура все больше ориентируется на реальные потребности людей, — считает Никита Токарев.
Необрутализм
Это один из архитектурных стилей, пришедших на смену деконструктивизму, уверен архитектор и градостроитель Илья Заливухин.
— Характерная его особенность — функциональное проектирование, отсутствие излишнего декора, достижение выразительности за счет простых форм. Сильное влияние на этот стиль еще до начала Второй мировой войны оказал Ле Корбюзье, пионер модернизма и функционализма, один из самых известных архитекторов мира, — утверждает Заливухин.
Смысл необрутализма кроется в самом названии стиля — «необработанный бетон». С помощью этого выражения Ле Корбюзье объяснял технологию обработки наружных поверхностей здания.
В советскую эпоху, отмечает Заливухин, тоже были архитекторы, которые работали в этом стиле — к примеру, Игорь Виноградов. Его здания известны любому москвичу — это павильон «Цветоводство и озеленение» в парке ВДНХ, а также депозитарий Третьяковской галереи.
Чем необрутализм и брутализм отличаются друг от друга? По словам Ильи Заливухина, ничем. Оба архитектурных направления отвечают единой цели. Это ответвление послевоенного модернизма, которое обрело самостоятельность и заняло определенное место в мировой культуре.
— Основная цель необрутализма — не концентрироваться на декоративных аспектах, а уделять внимание эргономичности здания: как сделать здание удобным для людей, как эффективнее вложить средства в строительство, — объясняет эксперт.
Офисное здание «Танцующий дом» на углу Рессловой улицы и набережной в Праге. Построено в стиле деконструктивизмаФото: pixabay.com
По его словам, зодчие, работавшие в традиционных стилях, украшают фасады разнообразной лепниной, а здания бруталистов выполнены в основном лишь из бетона, который прослужит многие годы. При этом дома должны быть не только надежными, но и визуально интересными.
Многие зодчие считают необрутализм стилем грубым, не признающим эстетические ценности традиционной архитектуры. Но это вовсе не так — брутализм, набирая популярность в современной архитектуре, превращался в целый стилистический язык, сводился к работе над поверхностями здания и к созданию новых эстетических ценностей.
— Необруталисты особое внимание уделяют планировочной структуре зданий. Они считают, что все проекты нужно рассматривать комплексно, исходить из функциональности использования пространства. Придумывая, как будет выглядеть будущий дом, архитекторы также создавали сценарии жизни людей в этих зданиях, — продолжает Илья Заливухин.
На Беговой улице в Москве высится Дом авиаторов, известный как «дом на курьих ножках» или «сороконожка». Это один из образцов советского брутализма.
Сегодня в Москве также часто строят здания в стиле необрутализма — торговые и бизнес-центры, спортивные комплексы и даже станции метро. Но и этот стиль начинает терять актуальность, добавляет свое слово Никита Токарев. Архитектура, отвечая на запросы общества, становится более экологичной, все больше уходит к природным формам.
— Дома все чаще возводят по принципу «зеленого строительства» с использованием экологических материалов для здоровья и благополучия жителей, уменьшения количества отходов, звукового и светового влияния объекта на окружающую среду, — говорит Токарев.
Органика
Здания, похожие на грибы, цветы, овощи и фрукты, — все это органика. Сооружения должны напоминать живой организм, а не бездушную коробку из стекла и бетона. В органике отсутствует какая-либо геометрия — динамические, неправильные формы возникают как результат контакта с реальностью. Такие здания в противовес деконструктивизму легко вписываются в окружающую среду — они стоят на тех местах, где и должны, как будто были здесь всегда.
В то же время органическая архитектура расходится с потребностями современного урбанизма, из-за чего большинство зданий в этом стиле можно встретить не в центре города, а за пределами. Создателем органической архитектуры стал американец Фрэнк Ллойд Райт — его работы называют «домами прерий», которые служат естественным продолжением окружающей природной среды.
В России органика еще не обрела большой популярности — отечественные зодчие пока еще не готовы работать в таком стиле, считает историк архитектуры Денис Ромодин.
— Но все же попытки работать в органическом стиле были, причем успешные. Так, парк «Зарядье» в центре Москвы отвечает именно этому направлению, — утверждает эксперт.
Противоположная часть фасада концертного зала «Зарядье» со стороны парка будто встроена в холм, который стал частью открытого Большого амфитеатра, а плавные архитектурные формы зала хорошо сочетаются с четырьмя природными ландшафтами, которые воссоздали в парке, — тундрой, степью, лесом и болотом.
Они спускаются террасами с верхнего уровня участка к его нижней части, с северо-востока на юго-запад, пересекаются и наслаиваются друг на друга.
Биотек
В мировом зодчестве биотек не редкость. Во многих крупных мегаполисах можно увидеть здания, похожие на пещеры и горные склоны, морские волны или капли, а также птичьи крылья и яйца. Но в то же время в биотеке не только формы природные, но и материалы.
— Первая попытка работать в этом стиле отмечалась еще в СССР. Архитектор Александр Зеленко, создавая дачу Пфеффер в Сокольниках, проектировал ее именно в этом стиле. Он считал, что природа — сама по себе творец, поэтому в сооружении использовались очень интересные решения, например крупные окна, изогнутая крыша. А в интерьере были ветки и корни деревьев в качестве архитектурных элементов. Но, к сожалению, до наших времен дача Пфеффер не дожила: она сгорела в конце 80-х — начале 90-х годов, — говорит Денис Ромодин.
Комплекс «Москва-Сити». Башни «Город столиц» (слева) — образец деконструктивизма, а «Эволюция» (справа) — пример биотекаФото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»
По его словам, в биотек-зданиях часто применяются энергоэффективные технологии: это «умные» дома, которые могут использовать внутренне накопившееся тепло в качестве обогрева, придуманы экологические формулы для охлаждения здания и другое. Это не только красивая, но и высокотехнологичная архитектура.
— Создание таких домов — очень сложная инженерная работа. Требуется качественное и грамотное проектирование, правильное применение экологических материалов, тщательная разработка энергоэффективных систем. Основную роль здесь играют не столько архитекторы, сколько инженеры, — подчеркнул историк.
Примером биотека в столице вновь служит одна из башен «Москвы-Сити». Небоскреб «Эволюция» по форме напоминает молекулу ДНК.
Фасад подчеркивает легкость и динамику формы, струящейся наперекор гравитации. Башня символизирует идею развития по спирали как итога эволюционного пути, отражает силу человеческого интеллекта, который смог подчинить себе законы физики.
Метаболизм
Наконец, прямым продолжением органической архитектуры становится метаболизм. Он появился в ХХ веке в Японии, а в его основу лег принцип индивидуального развития живого организма.
При этом метаболизм и биотек — не одно и то же. Архитекторы-метаболисты не стремятся открыто подражать природным формам. Незавершенность, недосказанность, деструктивность и открытость структуры зданий — основные черты метаболизма. Недолговечные заменяемые элементы нередко сочетаются с прочными структурами.
— Метаболисты считают, что элементы городского организма могут переживать те же процессы, что и в живой природе, — рождение, созревание, старение, смерть и перерождение, — уверен Денис Ромодин.
По его словам, пока в Москве еще не появились здания в этом стиле, но в Советском Союзе архитектор Илья Чернявский уже делал некоторые «метаболические эксперименты». Примером тому служит его дом отдыха «Красная Пахра», который находится в Новой Москве. Это пластичная постройка из кирпича, которая тонко дополняет природное окружение. Сам Чернявский считал, что архитектура говорит языком единства.
— Это функциональная скульптура или пластическая конструкция; это мир объемов — света, цвета и материалов; это иерархия пространств во времени и вне времени. Здесь действуют контрасты и нюансы, сочетаются движение и покой, мощь и легкость, — уверял он.
Столичные зодчие, считают эксперты, сегодня готовы к смелым экспериментам, но стиль метаболизм все еще остается для них новым и несколько непривычным. Нужно время, чтобы в Москве появились здания, отвечающие этому направлению.
— Все же главной целью современного столичного зодчества является не столько необычность зданий, сколько их эргономичность и удобство, — заключает Илья Заливухин.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
— Деконструктивизм — очень яркий архитектурный стиль. Для него характерны асимметричные формы, ломаные линии, острые углы, обилие оригинальных элементов. Такие здания нередко отличаются оригинальным декором.
КСТАТИ
В стиле необрутализм построят будущую станцию метро «Печатники» Большой кольцевой линии. В ее оформлении используют три цвета — черный, серый и белый. Как ранее сообщили в пресс-службе Москомархитектуры, стены выполнят из нержавеющей стали, пол — из натурального камня, потолок — из алюминия. Все детали станции будут лаконичными и сдержанными.
Мария Кафанова
Есть ли в Москве современная архитектура :: Городская недвижимость :: РБК Недвижимость
15 дек 2014, 10:430
Есть ли в Москве шедевры современной архитектуры? Такой вопрос задавали в последние дни Московского урбанистического форума
Фото: Володина Ольга / Фотобанк Лори
Московские архитекторы забили тревогу о состоянии современной архитектуры в столице и о перспективах профессии. Об этом шла речь на заседании круглого стола «Качество среды: роль архитектуры и архитектора», состоявшемся на IV Московском урбанистическом форуме в минувшую пятницу.
Резонансным стал доклад архитектурного критика, историка, искусствоведа и обозревателя «КоммерсантЪ» Григория Ревзина, который заявил, что за последние четыре года в Москве не построено ни одного здания, о котором стоило бы говорить с точки зрения архитектуры.
Григорий Ревзин: Считаю, что нам надо отменить архитектурные конкурсы вообще (Фото: ИТАР-ТАСС/ Павел Смертин)
Он отметил, что построенные в последнее время дома в Москве — результат работы архитекторов в предыдущие периоды. Критик перечислил эти постройки:- бизнес-центр Dominion Tower Захи Хадид;
- «Итальянский квартал» на Новослободской Михаила Филиппова;
- здание в Гранатном переулке Сергея Чобана и Сергея Кузнецова;
- офис «Новатэка» на Ленинском проспекте и др.
«Нет ни одного качественного архитектурного проекта, который был бы нарисован, принят и осуществлен при Сергее Семеновиче Собянине, — заявил Григорий Ревзин. — Четыре года Сергея Собянина — это поражение в правах архитектуры как вида деятельности».
Что построено за четыре года в Москве
Dominion Tower Фото: dominiontower.ru Проект Dominion Tower, расположенный на Шарикоподшипниковской ул., разрабатывался бюро Захи Хадид еще в середине 2000-х гг.
«Итальянский квартал» Фото: filippovm.ru Фото: filippovm.ru Проектирование «Итальянского квартала» архитектор Михаил Филиппов начал в 2003г. Комплекс сдан в конце 2013г.
«Гранатный переулок, 6» Фото: Миленин Константин / Фотобанк Лори Клубный дом в Гранатном переулке, 6, на 27 квартир был спроектирован архитектурным бюро Speech в 2004г., сдан в 2010г.
Офис «Новатэк» на Ленинском проспекте Фото: SPEECH Проектирование офисного объекта на Ленинском проспекте пришлось на 2005г., сдача в эксплуатацию — 2011г.
|
Кроме того, Георгий Ревзин раскритиковал систему архитектурных конкурсов, введенных в столице. По его словам, в Москве пока не реализован ни один конкурсный проект. Например, с победителями конкурса на строительство парка «Зарядье» (архитекторами американских бюро Diller Scofidio и Renfro) уже год не удается заключить контракт на проектирование. В конкурсе на «Царев сад» было объявлено пять победителей из семи участников, но за год не произошло ничего.
Эксперт также отметил, что в московской практике мнение профессионального жюри может быть заменено на решение по итогам общественного голосования. Именно так случилось с конкурсом на проектирование станций метро «Переделкино» и «Солнцево». «Профессиональное жюри заседает пять часов, после чего оказывается, что результаты уже известны благодаря голосованию уважаемых граждан на сайте «Активный гражданин», и жюри предлагается согласиться с результатами», — рассказал критик.
«Нам надо отменить архитектурные конкурсы вообще, — заключил Георгий Ревзин. — Я не вижу никакой возможности вернуть в Москву архитектуру за исключением глубоко архаических феодальных схем. Нам надо найти какого-нибудь сильного человека, олигарха и чиновника — и срочно сделать его предводителем зодчих».
Ответ главного архитектора столицы
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов (Фото: ИТАР-ТАСС/ Антон Новодережкин)
Уже в субботу глава Москомархитектуры Сергей Кузнецов заочно ответил на критику Георгия Ревзина.По словам главного архитектора столицы, за последние четыре года в Москве акцент был смещен на инфраструктурные стройки, которые очевидно не предполагают шедевров. Кроме того, за последние годы проведены крупнейшие архитектурные конкурсы:
- на строительство парка «Зарядье»;
- на строительство Государственного центра современного искусства и парка на Ходынке;
- на строительство нового здания Третьяковской галереи;
- на разработку архитектурной концепции развития ГМИИ им. А. С. Пушкина;
- на реконструкцию старого здания Политехнического музея на Новой площади и архитектурную концепцию Музейно-просветительского центра Политеха и МГУ на Воробьевых горах.
Также проведен конкурс на создание концепции развития территории «ЗИЛ», «Рублево-Архангельского», Коммунарки.
Что спроектировано за последние годы
Парк «Зарядье» Победители конкурса на создание концепции парка «Зарядье» — американские бюро Diller Scofidio и Renfro.
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) на Ходынском поле Победители конкурса — архитектурное бюро Heneghan Peng Architects из Ирландии.
Третьяковская галерея Автором лучшего образного решения фасадов нового здания музейного комплекса Третьяковки признана архитектурная мастерская «SPEECH Чобан & Кузнецов».
ГМИИ им. А. С. Пушкина В конкурсе на разработку архитектурной концепции Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина победило бюро «Меганом».
Проект реконструкции старого здания Политехнического музея на Новой площади Проект реконструкции старого здания Политехнического музея на Новой площади осуществляется по концепции бюро ARUP совместно с японскими архитекторами из Naoko Kawamura & Junya Ishigami.
Музейно-просветительский центр Политехнического музея и МГУ на Воробьевых горах Музейно-просветительский центр Политехнического музея и МГУ на Воробьевых горах. Авторы проекта: Сергей Чобан и Massimiliano Fuksas.
«ЗИЛ» Проект реконструкции территории бывшего завода «ЗИЛ» разработан архитектурным бюро «Меганом».
«Рублево-Архангельское» Победителем конкурса на концепцию Международного финансового центра (МФЦ) в Рублево-Архангельском стал немецкий консорциум TEAM MOSCOW — ASTOC HPP. |
Все эти проекты новые и находятся в стадии реализации. «Прошло мало времени, и пока они не имели никакого шанса стать физически воплощенными, — добавил главный архитектор столицы в ответ на критику. — Поэтому сегодня говорить «все не получилось» преждевременно. Сегодня проекты движутся».
При этом Сергей Кузнецов признал, что сроки реализации конкурсных проектов в Москве пока затянуты. Законодательство идет несколько вразрез с архитектурными конкурсами, так как их проведение увеличивает количество процедур по согласованию документов. Однако проведение конкурса для заказчика является плюсом, так как его результаты Москомархитектура готова принять без дополнительных рассмотрений, если соблюдены все процедуры и подготовлены все необходимые документы, сказал главный архитектор столицы.
Елена Лыкова
15 исторических зданий Москвы, в которых стоит побывать
Несколько лет я занимаюсь проектом «Москва. Детали» — рассказываю обо всем тайном, уходящем и московском и делюсь необычными местами и архитектурными находками. Среди зданий, о которых я пишу, есть экземпляры, где хотя бы раз в жизни должен побывать каждый интересующийся архитектурой.
Денис Бычков
знает Москву в деталях
Ниже — 15 из примерно двухсот таких объектов: побывайте внутри них с помощью этого материала.
По традиции все адреса из статьи есть на карте: сохраните ее себе, когда соберетесь на экскурсию по архитектурным сокровищам.
Отправьте эту карту себе в Телеграм или поделитесь с друзьями.
Отправить карту в Телеграм
Высотка на Котельнической
Кратко: знаменитая сталинская высотка, часть которой была построена еще до войны
Адрес: Котельническая набережная, 1/15
Немного истории. Одна из семи сталинских высоток, которые построили в начале 50-х. У нее есть важное отличие от остальных «сестер»: корпус, что стоит вдоль Москвы-реки, построили в 1938 году, почти за 15 лет до того, как возвели саму высотку. К 800-летию Москвы к нему пристроили еще два корпуса — в итоге получился единый архитектурный комплекс «Высотка на Котельнической».
Почему стоит здесь побывать. Увидеть величественные интерьеры холла главного корпуса и лучший вид на Зарядье и Красную площадь. Проникнуться пыльной атмосферой элитного советского жилого дома, которая по-прежнему там сохраняется.
Как попасть внутрь. На входе пропускной режим, но внутрь можно попасть в рамках экскурсии в музей-квартиру балерины Галины Улановой: она расположена в том самом главном корпусе-башне с красивым холлом. На момент написания этой статьи музей закрыт по техническим причинам, об открытии сообщат на сайте. Еще есть вариант снять недорогую квартиру в этом доме — иногда на сайтах аренды всплывают такие варианты. Или напроситься к кому-то в гости.
Государственная электрическая станция № 1 им. П. Г. Смидовича
Кратко: крупнейший индустриальный объект в самом центре Москвы
Адрес: Раушская набережная, 10
Немного истории. Эта станция — одна из старейших действующих электростанций страны. Она входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальный памятник промышленной архитектуры. Один из авторов проекта — заслуженный архитектор Иван Жолтовский. ГЭС-1 ввели в эксплуатацию еще в 1897 году. Для сравнения: ГЭС-2 неподалеку представляет аналогичную архитектурную ценность, но уже прекратила деятельность, и сейчас ее перестраивают в культурный центр.
Почему стоит здесь побывать. Даже если вас не трогают гигантские машинные залы и открывающиеся из их окон панорамные виды на Москву-реку и Зарядье, трудно остаться равнодушным, глядя на стеклянный фасад ГЭС-1, который выходит во внутренний двор и практически не виден из-за высоких заборов этого режимного объекта.
Как попасть внутрь. Изредка на территории ГЭС-1 проводят экскурсии, узнать про них стоит в «Мосэнерго». Экскурсия — единственный шанс попасть внутрь, если вы там не работаете.
Здание клуба-ресторана Powerhouse Moscow
Кратко: вечеринки с передовой электроникой в интерьерах старинного особняка с деревянной резьбой
Адрес: ул. Гончарная, 7/4
Немного истории. Это классический старомосковский дом с полуподвальным каменным цоколем и жилым вторым этажом, который украшен деревянной резьбой. Здание построили в 1899 году по проекту архитектора В. Г. Сретенского. В советское время этот дом занимали административные учреждения, а в 2013 году его арендовали для устройства ночного клуба, ресторана и студии звукозаписи Powerhouse Moscow.
Почему стоит здесь побывать. Потанцевать и выпить в интерьерах настоящего старомосковского дома. Посидеть с коктейлем у одного из окон, рассматривая старинную тихую Гончарную и понимая, что за последние сто с лишним лет пейзаж на улице практически не менялся.
Как попасть внутрь. Прийти на концерт или вечеринку или забежать днем на обед.
Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова
Кратко: позднесоветский модерн, набитый гигантскими скелетами
Адрес: ул. Профсоюзная, 123
Немного истории. История музея началась при Петре Первом, а современное здание начали возводить в 1972 году. Строили его так долго, что первые посетители увидели экспозицию только в 1987 году. Музей построен из красного кирпича на гигантском пустыре и своими формами цитирует старинную крепость с четырьмя башнями.
Почему стоит здесь побывать. Здание интересно разглядывать и снаружи, и изнутри. В музее неплохие советские интерьеры и экспозиционные залы с завораживающими названиями вроде «Кайнозой, млекопитающие». Это стоит того, чтобы приехать в отдаленный район Москвы между станциями метро «Коньково» и «Теплый стан».
Как попасть внутрь. Ознакомиться с расписанием работы музея и найти время, чтобы его посетить.
Центральный Дом ученых Российской академии наук
Кратко: тотальная позолота и запах котлет
Адрес: ул. Пречистенка, 16/2
Немного истории. Красивый особняк, в котором смешаны неоклассицизм и модерн, появился на буржуазной Пречистенке в 1910 году. Спустя несколько лет после революции 1917 года в нем открыли клуб московской научной общественности. Дом ученых, каким-то чудом выживший в лихие девяностые, по-прежнему здесь: с концертами бардов, форумами продавцов лекарств и дешевыми олдскульными кафе и столовой.
Почему стоит здесь побывать. Красивые исторические интерьеры разбавлены совершенно дикой реставрацией с обильной позолотой на каждом свободном сантиметре и аляповатыми картинами авторства нынешнего директора учреждения. В сочетании с коньяком на разлив, дешевыми обедами и конфетами, которые продаются здесь поштучно, — немыслимая картина и незабываемые ощущения.
Как попасть внутрь. Сюда можно прийти свободно практически всегда: в столовую или кафе, на концерт очередных хтонических бардов или на лекцию.
Культурный центр ЗИЛ
Кратко: светлый конструктивизм с детскими кружками и фестивалем «Боль»
Адрес: ул. Восточная, 4к1
Немного истории. Этот памятник архитектуры построен по проекту маститых архитекторов братьев Весниных в середине 30-х годов. Один из выразительных примеров типовых «досуговых» пространств для трудящихся СССР, при создании которого авторы руководствовались принципами Ле Корбюзье. В середине 60-х интерьеры реконструировали, но современный КЦ ЗИЛ по-прежнему красив и статен и остается популярным местом для съемок фильмов и сериалов.
Почему стоит здесь побывать. Посмотреть на огромные окна-витрины, из которых открывается прекрасный вид на веранду здания, и спиралевидные лесенки. Просто погулять внутри важного памятника советского конструктивизма.
Как попасть внутрь. Вход в здание свободный. Афишу публикуют на сайте.
Особняк Рябушинского
Кратко: Горький, Патрики, модерн
Адрес: ул. Малая Никитская, 6/2
Немного истории. Городскую усадьбу предпринимателя Степана Рябушинского спроектировал архитектор Федор Шехтель. Особняк и его хозяйственные постройки возвели в 1903 году, но прожил там Рябушинский недолго: в 1917 году он эмигрировал. После революции в здании сначала располагались советские учреждения, а с 1931 года и до самой смерти там жил писатель Максим Горький. С середины 60-х в бывшем особняке работает музей-квартира Горького.
Почему стоит здесь побывать. Главный предмет восхищения — волнообразная и очень «инстаграмная» лестница, которая струится с первого этажа на второй. Экспозиция самого музея тоже в порядке: старинная мебель и писательские предметы быта.
Как попасть внутрь. Купить билет и изучить интерьеры особняка и его музейную экспозицию от и до: много времени это не займет.
Газгольдеры «Армы»
Кратко: башни-газохранилища «взорвались» креативно-офисным пространством
Адрес: Нижний Сусальный переулок, 5
Немного истории. Многие считают, что эти четыре гигантских газгольдера построили в наши дни внутри модного офисного центра. Но это не так: они стоят здесь с 1865 года — с постройки газового завода. До 40-х годов в башнях хранили газ, затем завод перепрофилировали под выпуск ракетных сопел и газовых счетчиков. Сейчас этот выразительный комплекс старинной промархитектуры получил новую жизнь. Кстати, «Арма» — название не историческое: так предприятие стало называться только в 1997 году. Раньше место называлось Кобыльской слободой.
Почему стоит здесь побывать. Попытаться представить время, когда все это модное пространство было заполнено газом.
Как попасть внутрь. Зайти к знакомым, у которых есть офис в одном из четырех бывших газгольдеров.
Здание Центросоюза
Кратко: единственное в России здание, построенное при участии Ле Корбюзье
Адрес: ул. Мясницкая, 39с1
Немного истории. В середине 20-х годов советские власти объявили конкурс на постройку гигантского офисного здания в центре Москвы. Победил проект уже известного на тот момент французского архитектора Ле Корбюзье. Реализовывал он его совместно со своим братом Пьером Жаннере и советским специалистом Николаем Колли. В процессе строительства Корбюзье отказался продолжать работу, но здание все же возвели. Оно стало классикой и ярким примером «Пяти отправных точек современной архитектуры» — принципов, опубликованных Корбюзье во французском журнале в 1927 году.
Почему стоит здесь побывать. Увидеть лестницы-пандусы без ступенек и лифт-патерностер, который двигался непрерывно: сейчас он не работает, но не демонтирован. Убедиться в том, что те самые «пять отправных точек архитектуры» здесь соблюдены.
Как попасть внутрь. Недавно руководство Федеральной службы государственной статистики — а именно это учреждение занимает сейчас здание — разрешило проводить здесь экскурсии. Так что теперь есть шанс увидеть изнутри этот яркий образец авангардной архитектуры 20-х и 30-х годов. Можно записаться на одну из экскурсий, которые проводят разные экскурсионные бюро.
Dominion Tower
Кратко: единственное в Москве здание Захи Хадид
Адрес: ул. Шарикоподшипниковская, 5с1
Немного истории. Феноменальный для Москвы в плане выбора подрядчика долгострой, проектом которого занималась Заха Хадид и ее архитектурное бюро. Строительство БЦ Dominion Tower началось в 2008 году, а закончилось только спустя семь лет из-за перманентного финансового кризиса. В итоге Москва получила выдающийся образец современной архитектуры международного уровня, пусть даже ряд критиков и укоряет проект в некой клишированности и идейной усталости.
Почему стоит здесь побывать. Внутри — свойственный проектам Захи монохромный и абсолютный космос. Синкопированный ритм поверхностей, строгость и святость ослепительного сочетания белого и черного. Космический корабль, подбитый партизанами Южнопортового округа столицы.
Как попасть внутрь. Краем глаза осмотреть интерьеры атриума можно прямо у пункта охраны. Чтобы изучить все более детально, придется найти способ получить пропуск в одну из коммерческих компаний или госструктур, арендующих там помещения.
Здание «Электрозавода»
Кратко: готический завод
Адрес: ул. Электрозаводская, 21с1
Немного истории. Изначально это никакой не завод по производству трансформаторов и аккумуляторов, а фабрика, выпускавшая изделия из резины и каучука. Ее построили в 1915 году. По замыслу архитектора Г. П. Евланова проект был более величественным — он планировал намного больше готических элементов и башен, но все отвергла революция 1917 года. Сначала этот красивый замок занимали предприятия «Металлист» и «Прожектор», а в 1928 году в цехах здания образовался Московский электрозавод имени В. В. Куйбышева. Еле тлеющее электропроизводство сохраняется в новом корпусе здания и в наши дни, но большая часть исторического здания сдается в аренду под офисы, студии йоги и галереи.
Почему стоит здесь побывать. Внутри — гигантские гулкие коридоры, в которых всегда недостает освещения, и удивительные конструкции из ламп накаливания, придуманные и установленные здесь еще в советское время.
Как попасть внутрь. Вписаться в одну из студий или галерей, чьи владельцы арендуют помещения в главном историческом корпусе. Не забудьте паспорт: без него охрана внутрь не пропустит.
Печатный двор на Никольской
Кратко: московское Средневековье
Адрес: ул. Никольская, 15с1
Немного истории. Условно «новую» часть Печатного двора возвели в 1815 году по проекту архитекторов Алексея Бакарева и Ивана Мироновского. Фасад здания выходит на туристическую Никольскую улицу. Новую часть видели все: внутри располагается Историко-архивный институт РГГУ. Во дворе вуза древняя часть Двора: теремок 16 века — прави́льная (от «вносить правки») палата, а в ее основе есть еще более древние постройки. Эту древность не видят прогуливающиеся буквально в 20 метрах по шумной Никольской улице туристы.
Почему стоит здесь побывать. Чтобы оказаться в здании, которое и есть настоящая древняя Москва. Есть и супербонус: прямо из этой палаты можно выйти к сохранившемуся подлинному фрагменту стены Китай-города и прогуляться вдоль ее старинных кирпичных зубцов.
Как попасть внутрь. Поступить на любой факультет РГГУ и пройти по студенческому или записаться на экскурсию, которую иногда организовывает руководство вуза.
Завод группы компаний «Москабельмет»
Кратко: старинный завод в Лефортове, таящий сюрприз
Адрес: ул. 2-я Кабельная, 2с5
Немного истории. История, хоть она и внушительная, — не самая притягательная сторона этого гигантского промышленного предприятия в Лефортове. Здание завода построили еще в 1878 году, изначально он назывался «Товарищество для эксплуатации электричества М. М. Подобедов и К». В эпоху СССР завод не менял отрасль, только названия. Ничего особенно исторически примечательного на территории на сегодняшний день не осталось, но…
Почему стоит здесь побывать. Несколько лет назад рабочие предприятия своими силами сделали и установили на территории завода высоченную, метров в 10, копию Эйфелевой башни. Смотрится эта изящная француженка на фоне мрачных гигантских цехов завода невероятно воодушевляюще: увидеть такое должен каждый любитель острых арт-ощущений.
Как попасть внутрь. Договориться с пиар-службой предприятия или придумать повод, чтобы посетить одного из арендаторов, снимающих помещение на заводе.
Музей наивного искусства в Новогирееве
Кратко: лубок на стенах загородной богатой дачи 19 века
Адрес: Союзный проспект, 15а
Немного истории. В расположении этого модернисткого каменного особняка посреди типовой застройки спального района Новогиреево нет ничего необычного. До революции местность была аналогом современной Рублевки — загородной резиденцией богатых горожан. Это построенное в начале 20 века здание — бывшая дача. После революции ее занимали и детсад, и аптека, и много еще кто, а с 1998 года в ее помещениях поселился Музей русского лубка и наивного искусства (выставочный центр «Дача»).
Почему стоит здесь побывать. Погулять по территории и побывать внутри не просто старинной дачи, а богатого загородного особняка, выглядевшего в начале 20 века чрезвычайно передовой постройкой. Ну и сам музей очень милый.
Как попасть внутрь. Изучить расписание работы музея и приехать осмотреть его экспозицию.
Дом архитектора Мельникова
Кратко: всемирно известный частный дом в центре Москвы
Адрес: Кривоарбатский переулок, 10
Немного истории. Одно из самых авангардных зданий в Москве и стране в целом, известное любителям архитектуры по всему миру. Этот дом архитектор Константин Мельников спроектировал и построил для себя и своей семьи в 1929 году, одно из его предназначений — художественная мастерская. До недавнего времени в доме жили его потомки, а сейчас там устроен общедоступный дом-музей автора знаменитых на весь мир гаража Госплана, Дома культуры им. Русакова и ряда других выдающихся построек русского архитектурного авангарда.
Почему стоит здесь побывать. Побывать внутри этого цилиндрического здания с окнами-сотами — аналогично тому, что посетить другие шедевры мировой архитектуры вроде дома архитектора Алвара Аалто в Хельсинки или виллы «Савой» Ле Корбюзье во французском Пуасси.
Как попасть внутрь. Запастись терпением и попытаться забронировать место на экскурсию в это здание. Приготовьтесь долго ждать такой возможности: желающих очень много.
Мы пишем не только об архитектуре. О том, и как развлечься в Москве почти бесплатно, как дешево перекусить в городе и что надеть, если осень придет раньше времени — в нашем прекрасном инстаграме. Подписывайтесь и узнавайте новое про жизнь в городе каждый день.
Москва Модерн
Модерн — стиль архитектуры конца XIX — начала XX века, рубеж веков, великий разрыв от старого к новому. Открытие европейской культуры Японии дало мощный расцвет прекрасных линий, красок и философии искусства. Его рождение ознаменовало начало века великих перемен в искусстве, так как в жизни уже прочно утвердился машинный век, и полным ходом шла промышленная революция. Он взял страсть прошлого, историзм, эклектику на рубеже веков, вытесненную новым, невероятно элегантным, символическим и синтетическим универсальным стилем.Смесь искусства и самых передовых инженерных решений. Его главная особенность — отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых «естественных» линий. Линии стиля модерн часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений. Другой особенностью нового стиля было стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранство его интерьера были бы соединены в единое художественное целое.Архитекторы стиля модерн смело пошли на использование асимметричных решений в групповых объемах и расположении оконных и дверных проемов. Формы окон, дверей, лестниц становятся богаче практически бесконечно. Невероятной изысканности достигло украшение фасадов и, в особенности, интерьеров.
Новый стиль зародился почти одновременно во многих странах Европы и получил разные названия — ар-нуво во Франции и Бельгии, австрийский сецессион, ар-нуво в Германии, либерти в Италии. Были некоторые стилистические различия между всеми направлениями стиля — от современного северного до сдержанного бурного южного темпераментного сецессиона.Московским покупателям понравились все варианты этого стиля. Они разбросаны по всему городу и в одной экскурсии невозможно рассказать обо всех. Но мы постараемся выбрать самые красивые постройки в этом стиле.
Выйдите из метро Смоленская Арбат-Покровская линия, перейдите через Арбат, перейдите по денежному переулку до пересечения с Глазовской и поверните направо.
0 1 3 ноября 2020 года на VII Московской международной биеннале молодого искусства в Музее Москвы открывается вторая часть Основного проекта. Он представит три кураторских проекта в одном пространстве. Московский музей современного искусства представляет ретроспективную выставку Игоря Макаревича и Елены Елагиной «Обратный отсчет». В экспозиции представлены как сольные, так и наиболее значимые совместные работы художников. Игорь Макаревич и Елена Елагина рассматривают эту выставку как возможность оглянуться на свою карьеру и подвести итоги работы, проделанной за последние тридцать лет. Московский музей современного искусства и Бесплатные мастерские Школы современного искусства представляют проект Кати Исаевой «Музей природы» в рамках Программы поддержки молодого искусства MMOMA. Московский музей современного искусства и музей Вадима Сидура представляют проект Михаила Толмачева «Перестановки», который исследует механизмы человеческого восприятия и воображения в конструировании идей коллективного прошлого через субъективные воспоминания и опосредованный опыт. Выставка расширена Московский музей современного искусства представляет ретроспективную выставку «Павел Леонов. Зазеркалье», приуроченную к 100-летию художника. Образовательный центр MMOMA в Ермолаевском переулке, 17 открылся зимой 2017 года на одной из четырех площадок Московского музея современного искусства. Создание такого Центра стало логическим развитием деятельности музея в сфере просвещения и популяризации современного искусства, что позволяет закрепить и расширить все существующие образовательные проекты музея. | Вторник — воскресенье: 12:00 — 21:00 ЗДЕСЬ |
5 баллов современной архитектуры
Знаменитая концепция Ле Корбюзье «5 пунктов современной архитектуры» преподается в архитектурных школах по всему миру.Это список того, что, по мнению архитектора, должно быть в современных домах, чтобы обеспечить их обитателям здоровых условий .
Критический взгляд на пункты по сравнению с историзмом в архитектуре того времени неизбежно приведет нас к выводу, что это сделал Ле Корбюзье. Доступ к огромному количеству light и air , а также стерильности и эргономики его дизайнов были краеугольным камнем модернизма.
Баллов:
- пилот
- сад на крыше
- свободный фасад
- бесплатный план
- горизонтальные окна
1. Pilotis — конструктивный метод возведения зданий. Изобретение железобетонного каркаса позволило построить простой метод опор и плит.
Ле Корбюзье имел склонность организовывать пилотов в виде сетки, что добавляло порядок зданиям.На архитектора произвело глубокое впечатление классической архитектуры , особенно Парфенон и вилла Ротонда . Сетка была средством привнести эти классические качества в его современный дизайн.
Впечатление, которое Патенон произвел на молодого Ле Корбюзье, было глубоким и долговечным, что особенно подчеркивает Николаса Фокса Вебера во время его лекции о жизни архитектора.
2. Сады на крышах были средством переноса природы в дома.Ле Корбюзье был вдохновлен пароходом , надстройка которого поднималась высоко над уровнем земли, обеспечивая обзор над землей. Таким же образом Ле Корбюзье открыл крышу своего здания над этими видами, одновременно устроив на них аркадную атмосферу .
3. Свободный фасад — следствие бетонного каркасного строительства. Поскольку стены тогда лишились своей конструктивной роли, их дизайн также стал бесплатным .
4. Следствием строительства стала и свободная планировка. План больше не ограничивается конструкцией, и его дизайн также становится бесплатным .
Фактически, многие важные деятели модернистского движения выступили с идеей « открытого плана » (Фрэнк Ллойд Райт) или непрерывности пространства (Мис ван дер Роэ), которая предполагала, что архитектура в лучшем случае не разделяет пространство совершенно, но позволяет пространству перетекать между различными абстрактными композициями объемов и плоскостей.
Ле Корбюзье назвал эту идею « promenade architecturele », и важной особенностью этой концепции было строительство пандуса рядом с лестницей. В конце концов, он утверждал, что пандус — это то, что связывает этажи, а лестница разделяет его.
5. Горизонтальные окна или ленточные окна — это эффект свободного фасада. Это важный элемент крестового похода Ле Корбюзье за освобождение людей от злого историзма.
Прежде всего, они дают доступ к большому количеству света , который может равномерно осветить интерьер.
Во-вторых, он также эффективно обрамляет вид снаружи, выводя наружу внутрь.
Дойти до сути дела Ле Корбюзье работал на протяжении всех 1920-х годов . Он построил следующие и следующие виллы для богатых клиентов из художественных кругов, желающих вкладывать свои деньги во имя прогресса и владеть домом, который они могли бы выставить напоказ перед своими друзьями. Ozenfant Atelier в 1922 году, вилла La Roche-Jeanneret в 1923 году, вилла Le Lac в 1924 году — все это были эксперименты по воплощению идей Ле Корбюзье в жизнь.
Кульминацией и воплощением, наиболее близким к совершенству, стала вилла Savoye , которая сегодня считается шедевром архитектора. Это первая вилла, поднявшая весь объем в воздух . Более того, хотя атмосфера внутри может показаться холодной, Ле Корбюзье искал своего рода «математический лиризм», которого он мог достичь только путем полного использования пяти принципов современной архитектуры.
Ссылки: Ричард Уэстон, «Ключевые здания 20 века» Ле Корбюзье, «Навстречу архитектуре» Николас Фокс Вебер, «Ле Корбюзье: жизнь» [лекция в Школе архитектуры UCD, посвященная содержанию книги]Нравится:
Нравится Загрузка…