Старым домам в Москве вменяют деревянные перекрытия – Коммерсантъ FM – Коммерсантъ
Пожар в доме на Никитском бульваре напомнил властям о проблеме деревянных перекрытий. Они существуют практически в каждом здании, построенном в Москве до революции или в сталинскую эпоху. Сейчас это жилье традиционно одно из самых дорогих в столице. Насколько пожароопасны такие дома? И можно ли эту проблему решить? Разбирался Иван Корякин.
Фото: Константин Кокошкин, Коммерсантъ / купить фото
Кто живет в дореволюционном или сталинском доме, знает, что скрывает лепнина и паркет: старые потрескавшиеся доски, грубые балки и просто строительный мусор, аккуратно сложенный где-то под полом. Добавить к этому оригинальную проводку — получится не элитное жилье, а пороховая бочка. География деревянных перекрытий не ограничивается историческим центром: это и «Парк Победы», и «Автозаводская», и «Первомайская». В этих районах расположены дома номенклатурные, директорские, рядовые, а внутри все одно и то же, — хорошо просушенное дерево.
Если огонь входит в перекрытия — это катастрофа, чума.
Потому что огонь идет по этим пазухам, переходит в стену, переходит на другой этаж, эти перекрытия проваливаются. Но что поделать? Так тогда строили».
Что делать с перекрытиями, на первый взгляд, понятно — менять на железобетонные. Многие владельцы квартир в сталинских домах проводят тотальные перепланировки: потерявшие актуальность комнаты для прислуги объединяют с кухнями, демонтируют мусоропроводы на кухне. Понятно, что опасные деревянные перекрытия в таком случае в квартире не задерживаются. Но так делают в основном те, кто покупает квартиру в «сталинке» для инвестиций, чтобы сдать потом ее иностранцам, которые будут восхищаться лепниной в гостиной не меньше, чем мозаикой на станции «Маяковская».
Но у тех, кто живет в квартирах партийной элиты, все иначе: ремонт в фасадном сталинском доме, многие из которых строились на скорость, оборачивается строительным кошмаром. Зато в тех же перекрытиях можно найти много интересного и пожароопасного: автору этого материала попадались ножки от неопознанной мебели и окурки от папирос «Дели».
Но что делать тем, кто живет в домах-памятниках архитектуры? Чтобы согласовать там перепланировку, нужно собрать целую папку документов. Легче бывает ничего не трогать, говорит координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов, потому что деревянные перекрытия — не такая уж большая опасность: «То, что в доме существуют деревянные перекрытия, не означает, что он должен обязательно загореться. Дело в том, как здание используется, что в нем происходит.
Я не сказал бы, что замена перекрытий на железобетон — это единственный минимум безопасности. Разные варианты применяются.
У нас же есть здания, которые целиком и полностью деревянные, и они необязательно автоматически загораются. Если за ним есть надлежащий уход, определенная осторожность, то они стоят столетиями».
Но даже если переделывать стены, как быть с квартирами по соседству? В Европе полностью меняли начинку домов, подобное происходило и в советской Москве, но очень редко. Но как расселить элитный дом на Остоженке? Равноценного жилья просто не хватит. Поэтому Москва скорее всего так и останется — белокаменной, но с деревянными перекрытиями.
В результате пожара в доме 12 на Никитском бульваре погибли восемь человек. Основной причиной, по предварительным данным, считают короткое замыкание.
Я хочу переехать в сталинку. Что меня ждёт?
Что называют сталинками?К сталинкам относятся капитальные многоквартирные дома от двух этажей и выше, возведённые в стилистике советского неоклассицизма (или сталинского ампира). Это кирпичные дома с высокими окнами и подъездами, нередко — с лепниной, росписью или мозаичными панно, с эркерами и богато украшенными фронтонами на крыше.
Сталинский дом с эркерами в Санкт-Петербурге
Ранние сталинки строили с деревянными межэтажными перекрытиями, у элитных и более поздних домов перекрытия уже железобетонные. У сталинок толстые (от 80 до 100 см) стены, высокие многоскатные крыши, иногда — высокие первые этажи (в них распологаются магазины, библиотеки и пр.)
Сталинский дом с высоким первым жилым этажом
Жилые дома, которые стояли на центральных улицах, были призваны создать новый облик советских городов. Их строили с красивыми фасадами, за что они получили название «фасадные сталинки». У них эффектный парадный вид с улицы, но со двора всё выглядит очень скромно.
Пример фасадной сталинки в Москве
Элитные дома сталинской эпохи возводили специально для партийного руководства. Их ещё иногда называют номенклатурными. В таких домах делали усиленные железобетонные перекрытия, особо прочные стены и большие комнаты.
Пример номенклатурной сталинки в Москве
Двух-трехэтажные сталинки в некоторых городах прозвали немецкими из-за того, что их строили пленные немцы (более высокие здания требовали специальной техники, поэтому там не использовался труд военнопленных).
Иногда такие квартиры в объявлениях о продаже обозначают как «полногабаритные» или «полнометражные» (коротко — «полнометражки»). Так, например, случилось с этой квартирой в типовой сталинке конца 1950-х годов в Новосибирском Академгородке:
Сталинка конца 1950-х годов, Новосибирск
Сталинками не считаются деревянные, щитовые дома и бараки, а также кирпичные дома с удобствами на улице или одноэтажные дома (даже если они относятся к тому же историческому периоду).
В чём особенность сталинок?Эти дома возводились по авторским проектам, хотя позже жильё строилось по типовым. Поэтому у сталинок нестандартные планировки и фасады, и они могут быть даже признаны памятниками архитектуры. Кроме того, при проектировании сталинок архитекторы учитывали нормативы, которые базировались ещё на дворянских представлениях о комфорте.
Отсюда у них высокие потолки (как правило, 3,2 или 3 метра, реже — 4 или 4,5), большие кухни (чаще всего от 7 до 15 кв. м., но может быть и 6 кв. м., и 20 кв. м. — единого стандарта не было), довольно просторные комнаты (спальни — от 9 кв. м., гостиные не меньше 16 кв. м.). Однокомнатных квартир в домах сталинской постройки практически нет, а метраж многокомнатных иногда доходит до 160 квадратных метров. Также в сталинских квартирах бывает несколько ванных и туалетов.
Лишь к 1950-м годам появились типовые сталинки, которые и выглядят попроще (без лепнины и мозаики), и квартиры в них поскромнее (от 32 до 80 кв. м.), и уже встречаются однокомнатные.
Типовые сталинки на улице Савушкина в Петербурге
Типовые сталинки в Москве
Всего насчитывается более 12 серий сталинок, причём последняя, под номером 1-506, была уже панельной: такие дома возводились в Петербурге.
В переходный период между сталинским и массовым жильём возникли так называемые ободранные сталинки: эти дома лишись «украшений» вроде лепнины, сложных фронтонов и прочего, их даже не штукатурили. Поэтому основное отличие таких сталинок — фасады из серого или желтоватого кирпича.
Пример ободранной сталинки
Плюсы сталинокМесторасположение: во многих городах сталинки до сих пор остаются самым удобным жильём с точки зрения локации, так как стоят в центре.
Архитектура: сталинские дома, образующие магистральные улицы, формируют «открыточные» виды городов, многие из них признаны памятниками архитектуры.
Но даже если речь идёт о типовых сталинках позднего периода, всё равно такие районы не выглядят серыми и однотипными, как, например, кварталы хрущёвок. В вашем доме могут быть эркеры, огромные балконы, арки, паркет или лепнина. Всё это — хорошая основа стильного интерьера.
Запас прочности: сталинки довоенного времени строились с запасом прочности 125–130 лет (их срок службы истекает примерно в 2050–2070 гг.), в послевоенное время технологии позволили увеличить срок службы до 150 лет: получается, что нормативное время сноса таких домов относится уже к 2095–2105 годам. Номенклатурные дома могут эксплуатироваться минимум до 2200 года. Для сравнения: первые панельные хрущёвки имели нормативный срок службы всего 25 лет (и большая их часть не расселена до сих пор).
Высокие потолки: иногда потолки позволяют сделать второй уровень или антресоль и расширить функционал комнаты, попутно добавив ей оригинальности. Но и стандартная для сталинок высота потолка в 3–3,2 метра повышает привлекательность квартиры и с точки зрения эргономики пространства, и с точки зрения дизайна.
Внушительный метраж, нестандартные планировки: квартиры в сталинках больше и интереснее с точки зрения планировок. Здесь практически не встречается проходных комнат.
Исключения — анфилады или их элементы: в сталинках проектировались группы из нескольких комнат (например, кабинета и гостиной) с проходами между ними. При этом нередко из каждой комнаты анфилады (или почти из каждой) были сделаны также двери в коридор: то есть при желании их можно было объединять.
Вот пример планировки в «ободранной сталинке», где из четырёх комнат три — изолированные, одна — проходная. Здесь при желании можно организовать и анфиладу:
Пример 4-комнатной квартиры 112 м² в сталинке
В сталинских домах встречаются четырёх- и пятикомнатную квартиры с несколькими санузлами. Кроме того, технически в сталинках возможна перепланировка — разумеется, если дом не признан историческим наследием.
Толстые стены: это гарантия хорошей звуко- и теплоизоляции. Также за счёт толстых стен вы получаете широкие (до 50–60 см) подоконники: их удобно использовать как дополнительные функциональные зоны в кабинете или на кухне.
Большие окна: высота окон в сталинках — порядка 1,6–1,8 метра, ширина — от 1 метра и более. В таких квартирах много света (особенно если есть эркеры). А ещё в сталинках часто больше одного окна в комнате, и окна к тому же выходят на разные стороны: так, в трёхкомнатных квартирах ряда типовых сталинок 1950–1958 гг. постройки было шесть окон, выходящих на три стороны, и в двух комнатах было по два окна.
Камерность: в сталинке обычно от 3 до 5 этажей, а на лестничной площадке расположено не больше трёх–четырёх квартир (иногда всего две). Здесь вы будете знать всех соседей.
Зелёные большие дворы, красивый вид из окна: при строительстве сталинок закладывались дополнительные парки между группами из 5–10 домов и большие детские площадки. В таких районах нет ощущения «каменных джунглей» и дома не стоят «окно-в-окно».
Многоскатная крыша: она долговечнее, чем плоская. Даже без капремонта она прослужит не меньше 50 лет, а плоская крыша хрущёвок или более поздних типовых домов рассчитана на эксплуатацию в течение всего 10–15 лет.
Большие ванные: можно поставить и ванну, и душ, или, например, оборудовать прачечную.
Минусы сталинокМорально устаревшие материалы и инженерия: в некоторых сталинках встречаются пожароопасные деревянные перекрытия между этажами и так называемая сухая штукатурка. При сухой штукатурке внутренние перегородки делались из старого аналога гипсокартона, электропроводка была открытой и тянулась прямо по этим картонным стенам. Это небезопасно.
Нередко в старых сталинках (особенно в двухэтажных) отсутствуют подвалы, и магистральные трубы проходят прямо под полом у жильцов первого этажа. И если случается засор или прорыв, коммунальные службы приходят в квартиру и вскрывают полы.
Поэтому при покупке квартиры в сталинке лучше уточнить все технические детали и проконсультироваться с профессиональным архитектором или инженером. Так, например, межкомнатные перегородки реально заменить самостоятельно, а перекрытия между этажами или конструкцию инженерных сетей во всём доме — нет.
Высокая степень износа: несмотря на то что нормативный запас прочности у сталинок высокий, если дом эксплуатировался плохо или был построен с нарушениями, у него может течь крыша, разрушаться стены и фундамент, осыпаться фасады и лепнина и т. п. Трубы и электропроводка бывают в плохом или даже в аварийном состоянии. Даже «золотой» ремонт квартиры не исправит проблемы целого дома.
Дорогой ремонт: в среднем, на ремонт сталинки потребуется 40–50% от стоимости квартиры — в сравнении с 30-35% для типового жилья.
Затраты в сталинке вырастают из-за высоких потолков, больших площадей, нестандартных дверных и оконных проёмов. В компаниях по производству межкомнатных дверей и окон такие заказы считаются как нетиповые и обходятся дороже. А в домах, которые относятся к памятникам архитектуры, по правилам нужно ставить окна, рисунок перекладин которых не будет отличаться от задуманного архитектором.
Так, например, в жилой части знаменитой сталинской высотки гостиницы «Украина» нельзя по своему усмотрению поставить окна с более широкими или более узкими створками, так как фасад должен оставаться неизменным:
Сталинская высотка гостиница «Украина»
Если делать не просто капитальный ремонт, а дизайнерский. С полной реконструкцией аутентичных дверей, окон и лепнины, то издержки вырастут многократно: такой интерьер требует бюджетов от 100 тысяч за кв. м., что в пересчёте на внушительные площади сталинки может быть сравнимо со стоимостью всей квартиры.
Дорогая перепланировка: в некоторых случаях её придётся заказывать в профессиональных конструкторских бюро, так как у старых зданий бывают свои скрытые дефекты. Исследование может показать, что дому нужно дополнительное усиление всей конструкции, если вы, например, захотите объединить гостиную с кухней. Стоимость работ иногда приближается к стоимости квартиры.
Маленькие балконы или их полное отсутствие: балконы в сталинках чаще всего неудобные и их количество определялось привлекательностью фасада, а не современными нормами. Например, у вашего соседа может быть нечто, напоминающее террасу, а у вас — ничего.
Так, у этой московской сталинки есть два типа балконов — парадные на главном фасаде и обычные, выходящие во двор.
Сталинка: вид с торцевой части дома
Кроме того, теоретически, застеклить балкон в сталинке нельзя, так как это изменит фасад исторического здания. Многие нарушают этот запрет и портят внешний облик дома.
Нестандартные планировки: чаще всего это плюс, но иногда встречаются и неудобные варианты вроде слишком больших коридоров, занимающих значительную площадь квартиры, непонятных балок или ниш на кухнях и в ванных и т. п.
Во многих старых сталинках было задумано печное отопление. Оно позволяет создать собственныйо камин, но, скорее всего, необходимые инженерные решения обойдутся слишком дорого. Придётся просто мириться с лишним неудобным выступом на кухне.
А ещё в сталинках встречаются мусоропроводы, которые имеют выходы прямо в кухню. Даже если заделать выход у себя, сам мусоропровод останется и будет источником неприятных запахов или чего похуже (мы имеем в виду крыс и тараканов).
Наконец, довольно редко, но всё же бывают сталинки без ванных. Предполагалось, что их жильцы будут ходить в баню или мыться на кухне. Такие сталинки ещё носят прозвище «рабочих».
Очень старые и маленькие лифты или их отсутствие. В домах до 5 этажей лифты просто не предусматривались.
В сталинках от 6 этажей (а иногда и в пятиэтажных) лифты есть, но они очень старые, маленькие, неудобные и находятся в крайне печальном техническом состоянии (иногда их ещё и пристраивали отдельно, и получался так называемый градусник). Они будут очень дороги в коммунальном обслуживании, а ездить на них может быть просто страшно.
Во многих домах нет колясочных на первом этаже. С маленьким ребёнком в доме без лифта и места для коляски будет сложно. Тем более что и этажи в сталинках выше из-за высоких потолков — подъём будет ещё тяжелее.
Объявления Недвижимости
16,1 м², студия
7,09 млн ₽
2-я Рощинская улица, 10
Тульская 12 мин.
67 м², 3-комнатная
27,4 млн ₽
улица Сергея Макеева, 6
Улица 1905 года 14 мин.
82 м², 3-комнатная
24,2 млн ₽
Шарикоподшипниковская улица, 36/18
Дубровка 4 мин.
42,3 м², 1-комнатные
3,5 млн ₽
Средняя Первомайская улица, 46
Первомайская 13 мин.
66,7 м², 2-комнатная
18,2 млн ₽
САО, улица 8 Марта, 15
Гражданская 7 мин.
132,1 м², 2-комнатные
140,02 млн ₽
улица Новый Арбат, 32
Смоленская 9 мин.
72 м², 3-комнатная
23 млн ₽
улица Шухова, 5
Шаболовская 10 мин.
62,7 м², 2-комнатная
19,9 млн ₽
улица Академика Королёва, 9к1
ВДНХ 14 мин.
471 м², 5-комнатная
463,85 млн ₽
Мосфильмовская улица, 8
Ломоносовский проспект 13 мин.
21,9 м², студия
4,19 млн ₽
улица Петра Романова, 7с1
Кожуховская 6 мин.
76,4 м², 2-комнатная
18,9 млн ₽
Волоколамское шоссе, 13
Стрешнево 12 мин.
Смотреть сталинки
ЗаключениеКвартиры в сталинках нестандартны: в этом их преимущество, и в этом их беда. Они просторные, хорошо освещаются, а высокие потолки формируют совершенно другое, нетиповое пространство. У сталинок часто встречается оригинальная архитектура и интересные планировки. Здесь больше возможностей для дизайна, и такая квартира будет смотреться выигрышно даже при самых простых декоративных решениях.
Однако затраты на обновление интерьера в сталинке всегда выше. Кроме того, износ дома может быть большим, и не факт, что ваш дом попадёт в ближайшее время в программу капремонта. Некоторые конструктивные проблемы вроде пролегающих под полом коммуникаций или мусоропровода не решит даже капитальный ремонт.
Нежеланный подарок от Сталина, Варшавскому дворцу культуры исполняется 60 лет
ВАРШАВА, Польша — Некоторые поляки сравнивают небоскреб со слоном в кружевных трусах. Известный поэт назвал это «кошмаром пьяного пекаря». А еще шутят, что оттуда открывается лучший вид на Варшаву, потому что изнутри здание не видно.
Дворец культуры и науки в Варшаве высмеивают как бельмо на глазу с тех пор, как советский диктатор Иосиф Сталин построил его в качестве личного подарка городу. Теперь, пережив настойчивые призывы снести его, в среду здание отмечает свое 60-летие как непреходящий символ города, пережившего волны разрушения.
Концерты, выставки и фейерверки приурочены к годовщине здания, которое жители Варшавы наконец-то оценили. 42-этажное здание остается самым высоким зданием в Польше и может похвастаться более чем 350 000 посетителей каждый год. Все большее число из них составляют иностранные туристы, которым любопытно исследовать многочисленные уголки массивного здания в советском стиле.
«Мне нравится, красиво», сказала Джоанна Голабек. «Меня не особо волнует его история. У меня хорошие ассоциации с концертами и мероприятиями, которые я там посещал».
В начале 1950-х годов, когда после Второй мировой войны Варшава все еще представляла собой море руин, около 5000 советских и польских рабочих менее чем за три года построили небоскреб с мраморными интерьерами и впечатляющими хрустальными люстрами. Около 18 человек погибли в результате несчастных случаев на месте происшествия.
Сталин предложил построить здание в 1951 году, когда Советский Союз усиливал свою власть над Польшей и другими странами региона. Деньги и большинство материалов поступили из Советского Союза; Польские и советские официальные лица с большой помпой открыли здание, носившее тогда имя Сталина, 22 июля 19 года.55.
«Это был нежелательный подарок, главным образом потому, что, как мы говорим, это был подарок Сталина и по понятным причинам он не был желанным», — сказала Рената Казновская, глава правления городского управления домом. «Его трудное детство также связано с тем, что пришлось снести целый квартал старых домов, чтобы освободить для него место».
Группа советских архитекторов под руководством Льва Руднева стилизовала его по аналогии с московскими зданиями, но добавила традиционные польские черты, такие как деревянные потолки, колонны и резные каменные украшения.
Польский поэт Владислав Броневский назвал здание, сложенное как свадебный торт, «кошмаром пьяного пекаря».
Несмотря на бельмо на глазу, эта конструкция была и остается очень функциональной. Здесь расположены театры, кинотеатры, музеи, бассейн, концертный и конгресс-холл и множество научных организаций. Также «работают» 11 кошек, которые борются с грызунами в подвале.
«Для тех времен это была действительно большая поддержка культуры», — сказал 76-летний Вит Хенрик Бак, работавший в здании в 1958 в должности техника по лифтам. Он вспомнил, что центр Варшавы в 1950-х годах все еще представлял собой пустырь, где «кругом были только развалины и развалины».
Дворец также может похвастаться популярной смотровой площадкой на 30-м этаже. К сожалению, восемь человек, включая француза, выбрали смотровую площадку, чтобы броситься на смерть, пока в 1970-х годах не были установлены защитные решетки.
После того, как в 1989 году Польша сбросила коммунизм, раздались призывы к сносу дворца в знак символического отказа от советского прошлого. Но в итоге город сохранил его благодаря своей архитектуре соцреализма, которая в последние годы начала получать некоторое признание, и потому, что он является частью истории города и страны.
«Хорошо, что он еще здесь стоит», — сказал Бак. — Но было бы неплохо его немного почистить.
Это ценят и иностранные туристы.
«Я думаю, что это выдающееся произведение архитектуры», — сказал Пол Кулиг, старшеклассник, приехавший из Эдмонтона, Канада. «Просто видеть эти бальные залы и историю, стоящую за ними, как коммунисты собирались там, обсуждали политику и, очевидно, выпивали вместе, потому что именно это они и делали — это было очень аккуратно».
Посетите секретную типографию Сталина в Тбилиси, Грузия
Короткая поездка на метро от площади Свободы приведет меня прямо в сердце района Авлабари, район старого города Тбилиси, где находится современный президентский дворец со стеклянным куполом. ; Свято-Троицкий собор; и ветхие жилые кварталы, где когда-то жила армянская община. Я здесь, на восточной стороне реки Мтквари, опустив голову, смотрю в телефон, надеясь, наконец, понять, как пройти к ничем не примечательному дому, под которым, как говорят, молодой коммунист по имени Иосиф Джугашвили напечатал пропагандистский материал, звонящий за свержение Николая II, последнего императора России.
О секретной типографии Сталина я узнал всего пару дней назад, когда ехал на юг по Военно-Грузинской дороге из приграничного российского города Владикавказ. В поисках менее известных достопримечательностей, которые могли бы развлечь меня перед тем, как отправиться в сторону Азербайджана, я наткнулся на серию онлайн-комментариев, которые, казалось, давали четкие инструкции о том, как удовлетворить мое советское любопытство. Под, казалось бы, безымянным кирпичным домом недалеко от центра города скрывалась вековая машина, ответственная за усиление бунтарского духа русских пролетариев.
Пока я хожу кругами, прохожий замечает мое замешательство и предлагает помощь. «Сталин?» — спрашиваю я, делая жест рукой, который показывает, что я ищу что-то, что находится под землей. Он смеется и указывает мне за угол. Серп и молот, нарисованные на красном круге, обозначают дверь здания, которое, как я вскоре обнаруживаю, раньше было штаб-квартирой Коммунистической партии Грузии.
Иосиф Джугашвили, более известный как Иосиф Сталин, вырос в Гори, городе, расположенном в двух часах езды к западу от столицы Грузии, и переехал в Тифлис в возрасте 16 лет, чтобы учиться в Православной духовной семинарии, но его церковная карьера была недолговечный. В течение десятилетия жизнь Сталина резко изменилась. Он вступил в подростковый возраст с перспективой стать священником, а вышел атеистом, организатором забастовок фабричных рабочих, грабителем банков и тайным издателем листовок, манифестов и газет, призванных обратить весь Южный Кавказ в новую подрывную доктрину.
Фото: Анджело Зинна
«Извините, это типография?» — спрашиваю я, входя в комнату, перебивая группу мужчин, болтающих перед тяжелым красным бархатным занавесом. «Следуйте за дамой, она только начала», — слышу я, как один из них говорит по-английски, прежде чем повернуться к своим товарищам. «Дама» — русскоязычная участница вечеринки, которая вызвалась проводить немногочисленных посетителей, появляющихся здесь. Позади нее китаец и его грузинский переводчик составляют всю туристическую группу. Мы выходим из здания и оказываемся в утопающем в зелени дворе перед ветхим домом с деревянной крышей, которая, кажется, вот-вот рухнет. «В этом доме до 19 лет жили две дамы.06. Они сидели на крыльце и вязали изо дня в день», — объясняет гид с тонкой улыбкой. «У них была только одна задача: если они видели, что кто-то подходит слишком близко, они должны были один раз нажать кнопку; они снова нажали на нее, чтобы сигнализировать о ложной тревоге. Если нажали три раза, значит, пора прятаться!»
Фото: Анджело Зинна
Фото: Анджело Зинна
Звонок, сигнализирующий о прибытии полиции, был соединен с помещением, построенным на глубине 15 метров под землей, где находилась немецкая типография 1893 года.
После получения разрешения от помещика в Тбилиси из Баку (Азербайджан) контрабандой ввезли печатный станок, затем разобрали, опустили под землю по частям и снова собрали в подвале, который в 1919 году стал типографией.03. Чтобы попасть в комнату, большевикам пришлось спуститься в колодец и войти в боковой проход, вырытый в стене, ведущий в потайную комнату. Тысячи брошюр были напечатаны нелегально на русском, грузинском и армянском языках и распространены для распространения революционных идей по всему региону.Фото: Анджело Зинна
Сталин тогда покинул семинарию и стал важной фигурой в революционном движении благодаря как своим необычным методам сбора денег, так и благодаря большим рабочим демонстрациям, которые ему удалось организовать. Был арестован в 1902 и через несколько месяцев депортирован в Восточную Сибирь для отбывания трехлетнего срока. После первой неудачной попытки побега Сталину удалось вернуться в Тифлис и начать работать в типографии в 1904 году при поддержке своих союзников по большевистскому движению.
«Здесь Иосиф отдыхал в конце смены», — говорят мне, когда мы заходим в одну из комнат над землей. В одном из углов невзрачного дома стоит защищенная красным шнурком односпальная кровать, а на подоконниках возвышаются стопки книг. Старые газеты, сообщающие о приходе Сталина к власти, лежат на полках и мебели, а плакаты и вырезки свисают со стен, украшая пространство, больше похожее на святыню, чем на музей. «Мы знаем, что он сделал много плохого», — объясняет представитель партии. «Были допущены ошибки, мы этого не отрицаем. Хотя политически Сталин был гением. То, что здесь произошло, изменило мир. Это история».
Фото: Анджело Зинна
Типография была обнаружена случайно в 1906 году после того, как полиция, подозревая постоянные приходы и уходы в дом, решила осмотреть здание. Типография со всем уничтоженным оборудованием и печатной продукцией была закрыта и гнила 31 год, пока Сталин не стал лидером СССР и не решил дать ей вторую жизнь, превратив бывшую подпольную мастерскую в музей.
С восстановленным немецким печатным станком и построенной металлической винтовой лестницей в качестве альтернативного входа в подземную камеру, сталинская типография стала популярным местом для тех, кто интересовался происхождением XIX века.17 оборот. Войти в темную прохладную комнату с прессой, теперь покрытой слоем ржавчины, — это сюрреалистический опыт. Карта, освещенная подвесной лампочкой, показывает первоначальную сеть туннелей, по которым нужно было пройти, чтобы добраться до комнаты и приступить к работе с машиной. В потолке оригинальная точка доступа выходит в прямоугольную черную дыру.С распадом Советского Союза начался упадок музея, который сейчас находится под угрозой окончательного закрытия в рамках процесса десоветизации, осуществленного после Революции роз в 2003 году. «Мы нельзя называть это место музеем. Нам запрещено заниматься какой-либо рекламной деятельностью, продавать билеты или подавать заявки на государственное финансирование.