3D-печать и интеллектуальная собственность: правовая охрана 3D-моделей
KоммерсантЪ — Сибирь / Инструменты для бизнеса — цифровые технологии, февраль 2019
Николаева Наталья Игоревна
Партнер, Патентный поверенный РФ
Директор
Задать вопрос автору
Сегодня 3D-принтеры используются для производства большого многообразия продукции в сфере индустрии моды, здравоохранения, автомобильной промышленности, аэрокосмической отрасли и даже для создания продуктов питания, например, шоколадных конфет. И это лишь некоторые примеры внедрения данной инновационной технологии, развитие которой предоставляет все новые и новые возможности для реализации творческого потенциала людей посредством 3D-моделирования.
В процессе использования программ 3D-моделирования могут быть созданы объекты, дизайн которых является новым и оригинальным.
В настоящее время в профессиональном сообществе высказывается мнение о целесообразности внесения изменений в законодательство с целью включения 3D-моделей в перечень объектов интеллектуальной собственности и определения особого порядка их лицензирования и защиты прав.
Но деятельность по использованию 3D-печати может иметь и обратную сторону. Речь идет о том, что недобросовестные субъекты предпринимательской деятельности могут использовать технологию 3D-печати для копирования объектов, права на которые принадлежат третьим лицам. И в такой ситуации правообладатели наделены определенными средствами защиты своих прав. В частности, законодательство предусматривает, что одним из способов использования 3D-модели, охраняемой авторским правом, является ее воспроизведение, осуществляемое путем записи на электронных носителях, включая память ЭВМ, или изготовлением экземпляров, в том числе в форме трехмерных копий. Такие действия, совершаемые без согласия правообладателя, могут быть признаны незаконными и повлечь за собой гражданскую, административную или даже при определенных условиях уголовную ответственность.
В случае наличия исключительных прав на объемный товарный знак правообладатель вправе запретить производство, импорт и реализацию однородной продукции, сходной с товарным знаком до степени смешения, а также в рамках гражданской ответственности взыскать денежную компенсацию за нарушение своих прав.
Нормы гражданского законодательства также предусматривают эффективные средства защиты патентных прав на промышленный образец, в рамках которого может охраняться внешний вид изделия, создаваемого вследствие трехмерной печати 3D-модели.
Очевидно, что в эпоху цифровизации дальнейшее развитие и практическое применение технологий 3D-печати и 3D-моделирования окажут влияние на совершенствование законодательства и правоприменительную практику.
Правовые аспекты 3D-печати | Тренды на Рынке ИТ
3D-печать стала уникальным инструментом и теперь 3D-принтеры становятся все более доступными. Эти два обстоятельства определяют возрастающий интерес к правовым аспектам 3D-печати как со стороны бизнеса, так и со стороны рядовых потребителей…
Одной из технологий, которая стремительно набирает обороты и получает применение в различных областях, сегодня является 3D-печать. Возможность печати объектов материального мира на основе их электронных моделей возникла еще в 1980-х годах, именно тогда появились первые промышленные устройства для трехмерной печати.
За три десятка лет 3D-печать стала уникальным инструментом, который позволяет создавать самые разнообразные объекты: от примитивных пластмассовых фигурок до зданий и человеческих органов. Параллельно с усложнением технологий печати и спектра используемых материалов 3D-принтеры становятся все более доступными.
Эти два обстоятельства определяют возрастающий интерес к правовым аспектам 3D-печати как со стороны бизнеса, так и со стороны рядовых потребителей.
3D-модель как объект интеллектуальной собственности
Создание цифровых моделей производимой продукции так или иначе применяется в производственных процессах с 1960-годов. Однако с распространением технологий трехмерной печати, которые позволяют даже обычному пользователю изготовить продукцию в домашних условиях, возрастает ценность и значимость 3D-моделей как самостоятельных объектов гражданского оборота. Соответственно, приобретает все большую актуальность и вопрос их правовой охраны.
Каков правовой статус 3D-модели в соответствии с действующим российским законодательством? Вариантов может быть несколько в зависимости от следующих ключевых обстоятельств:
· создана ли 3D-модель техническим или творческим трудом и
· использовались ли при ее создании существующие объекты интеллектуальной собственности.
Рассмотрим основные варианты:
1. Модель создана техническим способом с использованием существующих объектов интеллектуальной собственности
При создании модели могут использоваться различные объекты интеллектуальной собственности. Довольно простая ситуация – 3D-модель получена в результате сканирования или конвертации (обработки набора двухмерных изображений) объекта авторского права. При этом модель, полученная при сканировании, например, дизайнерской вазы, будет охраняться авторским правом как электронная копия использованного для сканирования объекта.
Что касается 3D-моделей объектов, в которых реализованы запатентованные решения, то вопрос распространения на такие модели патентной охраны не является однозначным. С одной стороны, в главе 72 ГК РФ речь идет о способах использования запатентованных решений в контексте их реализации в продукте или изделии, а 3D-модели таковыми не являются. С другой стороны, 3D-модель, фактически содержащая информацию о запатентованном решении, – это именно то, что в условиях развития 3D-печати делает возможным предельно простое изготовление продукта или изделия любым лицом. В связи с этим свободное распространение таких моделей, в том числе через сеть Интернет, будет явно противоречить интересам патентообладателей.
Стоит отметить, что подходы к правовой охране 3D-моделей, в которых используются объекты интеллектуальной собственности, будут во многом совпадать вне зависимости от способа создания модели. Но в случае получения модели в результате творческого труда возникают дополнительные аспекты, например, необходимость получения автором модели разрешения на переработку оригинального произведения у его автора (правообладателя).
2. Модель создана творческим трудом без использования объектов интеллектуальной собственности
Например, оригинальная модель разработана в графическом редакторе и является плодом фантазии дизайнера. В этом случае модель будет охраняться авторским правом как самостоятельное произведение графики или дизайна. По общему правилу все права на такую модель будут принадлежать создавшему её автору.
3. Модель создана техническим способом без использования объектов интеллектуальной собственности
Наглядным примером в данном случае служат модели, полученные при сканировании обычного молотка или конвертации изображения, не являющегося объектом авторского права. Очевидно, что такие модели не охраняются как объекты интеллектуальной собственности. Однако можно представить и более сложные ситуации.
Так, дизайнер Ульрих Шваниц создал 3D-модель знаменитого треугольника Пенроуза и изначально ее продавал, а затем разместил для бесплатного скачивания на сайте Shapeways. Увидев впоследствии свою модель на сайте Thingiverse, Шваниц направил в адрес ресурса требование о прекращении нарушения авторских прав. Ресурс добровольно удалил модель. Однако, если бы дело дошло до суда, вероятно, решение было бы вынесено не в пользу Шваница. В рассмотренном случае со Шваницем целесообразность правовой охраны 3D-модели достаточно спорна ввиду наличия интеллектуального, но скорее нетворческого вклада в разработку модели.
Тем не менее, в отдельных случаях создание 3D-моделей может потребовать существенных временных, финансовых, организационных затрат, а также сложных интеллектуальных расчетов. В качестве примера возьмем ситуацию, когда 3D-модель создается при сканировании объекта (или группы объектов) со сложной конфигурацией и фактурой с использованием дорогостоящего 3D-сканнера. Обратная, невизуальная сторона полученной в рассмотренном примере 3D-модели – это совокупность информации о взаимном расположении тысяч точек в пространстве. Представляется, что создатель такой модели будет заинтересован в осуществлении не только фактического, но и юридического контроля над использованием соответствующей информации.
Однако возможности юридической защиты информации как таковой в действующем российском законодательстве ограничены. Вместе с тем, при наличии описанных выше обстоятельств не исключена возможность применения норм о смежном праве изготовителя базы данных.Отдельно стоит отметить, что 3D-модели как таковые могут быть зарегистрированы в качестве промышленных образцов или объемных товарных знаков и получить самостоятельную охрану в этом качестве.
Актуальные вопросы защиты интеллектуальных прав третьих лиц
Если при создании 3D-модели использовалась интеллектуальная собственность третьих лиц, то как использование и распространение самих 3D-моделей, так и непосредственно печать объектов на 3D-принтере в большинстве случаев будут нарушением прав третьих лиц. Рассмотрим некоторые актуальные вопросы.
Одним из случаев ограничения юридической монополии правообладателей является допускаемое законом безвозмездное использование без согласия правообладателя объектов авторского и патентного права в личных целях (для личных нужд). Поскольку 3D-печать открывает для каждого потребителя новые возможности самостоятельного изготовления продукции, указанное ограничение не может не отразиться на доходах правообладателей. Вероятно, со временем содержание и толкование норм об использовании для личных нужд претерпит изменения.
В ситуации, когда отправной точкой на пути потребителя к печати желаемого объекта выступает 3D-модель, вопросы защиты прав в сети Интернет, особенно с развитием площадок по распространению 3D-моделей, становятся еще более актуальными. В части нарушения авторских прав здесь работает всем известный Антипиратский закон и соответствующие процедуры Мосгорсуда. В части иных нарушений применимы общие нормы подп. 2 п. 1 ст. 1252 ГК РФ о защите прав путем предъявления требований о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Кроме того, дальнейшее развитие получит практика применения ст. 1253.1 ГК РФ об ответственности информационных посредников.
Вопросы безопасности
Технические возможности 3D-принтеров достигли такого уровня, что позволяют печатать монеты и огнестрельное оружие. Понятно, что массовое распространение сложных принтеров вопрос не самого ближайшего будущего. Но нет сомнений в том, что рано или поздно производство, возможное сегодня лишь в промышленных условиях, частично переместится в дома обычных потребителей, и логистическая цепочка «производство-потребление» существенно трансформируется. Действующее законодательство в области обеспечения безопасности продукции, очевидно, к таким изменениям не готово. Нормы о техническом регулировании рассчитаны на промышленное производство профессиональными субъектами предпринимательской деятельности. Однако в условиях, когда с использованием модели потребитель получает возможность изготовить продукцию самостоятельно, вряд ли возможно применение указанных норм напрямую или даже по аналогии. При этом требования, предъявляемые к качеству самих 3D-моделей, вопросы стандартизации материалов и процессов в области производства с использований технологий 3D-печати приобретают особую значимость.
Главный же вопрос состоит в том, как обеспечить безопасность объектов, печатаемых на принтере, снизить риски печати запрещенных или ограниченных в обороте объектов и при этом не затормозить развитие и распространение технологии 3D-печати.
Виктор НАУМОВ,
Руководитель российской практики в области ИС, ИТ и телекоммуникаций
Управляющий партнер, Санкт-Петербург
Анастасия ЗАГОРОДНАЯ,
Советник российской практики в области ИС, ИТ и телекоммуникаций
Рузанна АХОБЕКОВА,
Юрист российской практики в области
ИС, ИТ и телекоммуникаций
Смотреть все статьи по теме «Информационная безопасность»
3D-печать и право интеллектуальной собственности
Февраль 2017 г.
Автор: Эльза Малати , Юрист, сотрудник юридической фирмы Hughes Hubbard & Reed LLP, и Private Law, Paris, Doctor in France, Guilda Rostama 9001 Rostama
Технология 3D-печати появилась в 1980-х годах в основном для промышленного применения. Однако истечение срока действия патентных прав на многие из этих ранних технологий вызвало новый интерес к их потенциалу для преобразования производственных цепочек поставок. Доступность недорогих высокопроизводительных 3D-принтеров сделала эту технологию доступной для потребителей, породив огромные надежды на то, чего она может достичь. Но каковы последствия расширения использования этой быстро развивающейся и потенциально преобразующей технологии для интеллектуальной собственности (ИС)?
Используя имеющийся в продаже 3D-принтер, исследователи из Национального университета Сингапура нашли способ печатать настраиваемые таблетки, которые объединяют несколько лекарств в одной таблетке, чтобы дозы идеально подходили для каждого пациента. (Фото: предоставлено Национальным университетом Сингапура). Кратко о 3D-печатиПроцесс 3D-печати начинается либо с цифрового файла, в котором объект для печати форматируется в цифровом формате с помощью либо программного обеспечения для 3D-печати, либо 3D-сканера. Затем файл экспортируется на 3D-принтер с помощью специального программного обеспечения, которое преобразует цифровую модель в физический объект посредством процесса, в котором расплавленный материал накладывается слой за слоем, пока не появится готовый объект. Этот процесс также называют аддитивным производством.
Доступные сегодня 3D-принтеры используют различные материалы, от пластика до керамики и от металлов до гибридных материалов. Технологии развиваются с головокружительной скоростью. Например, Лаборатория компьютерных наук и искусственного интеллекта Массачусетского технологического института недавно разработала метод 3D-печати для одновременной печати как твердых, так и жидких материалов с использованием модифицированного готового принтера, открывая огромный спектр возможных будущих приложений.
Технология 3D-печати развивается стремительными темпами и может найти применение в самых разных областях: от продуктов питания и моды до регенеративной медицины и протезирования.
Расширение ассортимента материалов, используемых для 3D-печати, означает, что применение технологии оказывает влияние на целый ряд отраслей, открывая новые возможности для инноваций и развития бизнеса.
Даже еду печатают на 3D-принтере! Он позволяет автоматизировать определенные трудоемкие аспекты приготовления и сборки продуктов, упрощает приготовление свежеприготовленных закусок, имеет огромные возможности для настройки продуктов и может превращать альтернативные ингредиенты, такие как белки из водорослей, листьев свеклы и насекомых, во вкусные блюда! (Фото: предоставлено www.naturalmachines.com).В области медицины, например, исследователи из Национального университета Сингапура нашли способ печатать настраиваемые таблетки, которые объединяют несколько лекарств в одной таблетке, так что дозы лекарств идеально адаптированы к потребностям отдельных пациентов. 3D-печать также оставляет свой след в индустрии моды, о чем свидетельствует презентация на Неделе моды в Нью-Йорке в сентябре 2016 года «Oscillation», разноцветного платья, напечатанного с помощью 3D-принтера, созданного threeASFOUR и нью-йоркским дизайнером Трэвисом Финчем. Даже агропищевая промышленность изучает потенциал 3D-печати для изготовления продуктов питания по индивидуальному заказу.
Преимущества 3D-печати Солнцезащитные очки, напечатанные на 3D-принтере, созданы совместно студентом факультета моды Дэвидом Рингом ислужбой потребительской 3D-печати Materialise, i.materialise, представленной на
показе мод Королевской академии изящных искусств в Антверпене,
Бельгия, 2016 г. Солнцезащитные очки полностью напечатаны на 3D-принтере «в виде общей концепции
, не требующей шарниров или сборки» (Фото: любезно предоставлено
i.materialise.com).
Потенциальные преимущества 3D-печати для инновационных компаний многочисленны. В частности, 3D-печать позволяет им сократить накладные расходы при разработке, проектировании и тестировании новых продуктов или улучшении существующих. Им больше не нужно платить за дорогостоящие прототипы, они могут быстро и дешево выполнять несколько итераций сложных элементов самостоятельно, используя 3D-принтеры.
Содействие развитию 3D-печатиПризнавая преобразующий потенциал 3D-печати, многие страны уже приняли, хотя и неравномерно, различные стратегии по созданию экономической и технологической экосистемы, способствующей ее развитию. Европейская комиссия, например, определила 3D-печать как приоритетную область действий со значительным экономическим потенциалом, особенно для инновационных малых предприятий.
Юристы во многих странах рассматривают возможность существующих правовых положений ориентировать эту новую технологию, особенно в отношении интеллектуальной собственности (ИС). Технология 3D-печати затрагивает практически все области права интеллектуальной собственности: авторское право, патентное право, право промышленных образцов и даже географические указания. Вопрос в том, могут ли законы об ИС в их нынешнем виде охватывать такую всеобъемлющую технологию или их необходимо реформировать? Обеспечивает ли действующий закон об интеллектуальной собственности достаточную защиту для тех, кто участвует в процессах 3D-печати и производимой ими продукции? Или имеет смысл подумать о создании sui generis Право на 3D-печать для решения возникающих проблем в соответствии с действующими в некоторых юрисдикциях договоренностями по защите баз данных?
Как действующее законодательство об ИС регулирует 3D-печатьОдной из основных проблем, связанных с 3D-печатью, является то, что ее использование делает технически возможным копирование практически любого объекта, с разрешения или без разрешения тех, кто владеет правами на этот объект. Как действующее законодательство об ИС решает эту проблему?
Защита объекта от 3D-печати без авторизации не вызывает особых проблем с интеллектуальной собственностью. Авторское право защищает оригинальность произведения и право автора на его воспроизведение. Это означает, что если копии оригинального объекта печатаются на 3D-принтере без разрешения, создатель может получить защиту в соответствии с законом об авторском праве. Точно так же права на промышленный образец защищают декоративный и эстетический внешний вид объекта — его форму и форму, в то время как патент защищает его техническую функцию, а трехмерный товарный знак позволяет создателям отличать свою продукцию от продукции конкурентов (и позволяет потребителям идентифицировать ее). источник).
Традиционная конструкция очков обычно начинается с оправы, в которую вставляются корректирующие линзы.
это может отрицательно сказаться на настройке объектива и производительности. Благодаря специальному программному обеспечению
, разработанному Materialise, платформа Yuniku использует
3D-сканирование, автоматизацию параметрического проектирования и 3D-печать для
проектирования выбранной клиентом оправы вокруг оптических линз
, которые им необходимы для идеального внешнего вида и подгонки.
(Фото: предоставлено i.materialise.com)
Многие комментаторы считают, что цифровой 3D-файл может также охраняться законом об авторском праве так же, как и программное обеспечение. Обоснование такой защиты заключается в том, что «автор 3D-файла должен приложить персонализированные интеллектуальные усилия, чтобы объект, задуманный автором исходного прототипа, мог привести к печатному объекту», — отмечает французский юрист Наима Алахьян Рожон. При таком подходе автор цифрового файла, который воспроизводится без разрешения, может претендовать на неимущественное право на произведение, если его авторство ставится под сомнение. Статья 6 bis Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, устанавливающей минимальные международные стандарты охраны в области авторского права, гласит, что автор имеет «право заявлять об авторстве произведения и возражать против любого искажения, повреждение или иное изменение или иное уничижительное действие в отношении указанного произведения, которое нанесло бы ущерб его чести или репутации».
Если печатный объект защищен патентом, некоторые национальные законы, например, Кодекс интеллектуальной собственности Франции (статья L 613-4), запрещают предоставление или предложение предоставления средств для использования изобретения без разрешения . При таком подходе владельцы патентов должны иметь возможность добиваться возмещения ущерба от третьих лиц за предоставление или предложение предоставить файлы для 3D-печати на том основании, что они являются «неотъемлемым элементом изобретения, на которое распространяется действие патента».
Как обстоят дела с любителями?Но как обстоят дела с любителями, которые печатают объекты в уединении собственного дома? Есть ли риск, что они будут привлечены к ответственности за нарушение?
Стандартные исключения и ограничения, существующие в законодательстве об интеллектуальной собственности, естественно, применяются и к 3D-печати. Например, статья 6 Соглашения по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС), которая была перенесена в законодательство ЕС (Директива ЕС 2008/95/CE, статья 5), ограничивает охрану товарных знаков использованием «в ходе торговли». Аналогичным образом, в отношении патентного права Статья 30 Соглашения ТРИПС гласит, что страны-члены «могут предоставлять ограниченные исключения из исключительных прав, предоставляемых патентом». Некоторые национальные законы считают, что права владельца патента не включают действия, совершаемые в частном порядке в некоммерческих целях. Другими словами, когда объект, защищенный товарным знаком или патентом, печатается исключительно для частного использования, это не считается нарушением прав ИС. 9Платье 0003 3D Oscillation от threeASFOUR в сотрудничестве с
Трэвисом Фитчем, напечатанное на 3D-принтере Stratasys, ведущей компанией в области решений для 3D-печати
, базирующейся в США, было представлено на Неделе моды в Нью-Йорке
в сентябре 2016 года. «3D-печать преображает дизайнеров.
, целью которого является создание сложных дизайнов и воплощение их в предмет одежды, которую можно носить», — объясняет Ади Гиль из threeASFOUR (Фото: Элизабет Давидс, Ян Клиер).
В области авторского права права, предоставленные авторам, могут быть ограничены в соответствии с так называемой трехэтапной проверкой. Статья 13 Соглашения ТРИПС гласит, что «члены ограничивают ограничения или исключения исключительных прав определенными особыми случаями, которые не противоречат нормальному использованию произведения и не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателя». Соответственно, некоторые страны установили «право на частное копирование», разрешающее лицу воспроизводить произведение для личного использования. Затем страны часто взимают плату за устройства хранения, чтобы компенсировать любые убытки, понесенные правообладателем; некоторые страны изучают идею взимания платы за компенсацию частного 3D-копирования. Однако некоторые законодатели считают преждевременным распространять такую плату на 3D-печать, поскольку это будет представлять собой «неадекватную реакцию или даже негативный сигнал для компаний» и затормозит развитие и распространение 3D-печати.
Пробелы в законодательствеЗакон об интеллектуальной собственности в его нынешнем виде, таким образом, кажется достаточным для эффективной защиты как 3D-файлов, так и тех, кто использует технологии 3D-печати в некоммерческих целях. Тем не менее, особенности процесса 3D-печати означают, что есть ряд вопросов, которые судам неизбежно придется решать. Например, кому принадлежит объект, когда он впервые задуман одним человеком, смоделирован в цифровом виде другим и напечатан третьим? Может ли лицо, разработавшее произведение, и лицо, смоделировавшее его в цифровой форме, считаться соавторами совместной работы в соответствии с законом об авторском праве? И если объект имеет право на патентную охрану, будут ли эти же лица считаться соавторами?
Другие важные вопросы включают в себя тип защиты, которая должна быть доступна владельцам 3D-принтеров. Поскольку их финансовые инвестиции позволяют создать объект, могут ли они претендовать на тот же тип защиты смежных прав, что и музыкальные продюсеры, чьи инвестиции позволяют создавать звукозаписи? И считается ли оцифровка ранее существовавшего объекта нарушением прав только потому, что он напечатан или его базовый файл загружен на онлайн-платформу обмена для скачивания? Эти вопросы еще предстоит решить.
Меры по пресечению несанкционированного использованияТем временем, для пресечения несанкционированного использования, если объект защищен авторским правом, правообладатели могут использовать технологические меры защиты, обход которых прямо запрещен Договором ВОИС по авторскому праву (Статья 11). Эти меры позволяют, например, пометить объект и связанный с ним файл 3D-печати уникальным идентификатором для отслеживания использования.
Тесное сотрудничество между правообладателями и производителями 3D-принтеров в применении этих мер к моделям, предназначенным для 3D-принтеров, может быть полезным. Точно так же партнерство с платформами обмена, которые делают 3D-файлы общедоступными, может помочь ограничить несанкционированное использование.
При наличии таких мер можно было бы организовать легальное предложение загружаемых файлов для 3D-печати или объектов, напечатанных на 3D-принтере. В то время как онлайн-сервисы 3D-печати, такие как i. materialise, теперь легко доступны, можно представить, что их будущее развитие будет следовать за онлайн-доставкой музыки с появлением моделей подписки, которые позволяют пользователям загружать файлы 3D-печати в обмен на ежемесячную плату. Действительно, они уже доступны для программного обеспечения для 3D-печати, например, через Fusion 360, облачную платформу Autodesk для инновационных продуктов.
Первое в мире потребительское инвалидное кресло, напечатанное на 3D-принтере.Бенджамин Хьюберт из дизайнерского агентства Layer. Прототип инвалидной коляски GO
был разработан в сотрудничестве с
Materialise, ведущим поставщиком программного обеспечения для 3D-печати, инжинирингом
и поставщиком услуг из Бельгии
(Фото: предоставлено i.materialise.com).
Опыт онлайн-платформ потоковой передачи музыки показывает, что такие механизмы могут оказать положительное влияние на уровень нарушений. Опрос потребителей Австралии 2016 г. о нарушении авторских прав в Интернете , например, показал 26-процентное снижение числа австралийских интернет-пользователей, получающих доступ к незаконному контенту в Интернете, и заметное увеличение использования потоковых сервисов.
Технологии 3D-печати имеют множество жизненно важных и даже революционных применений: от регенеративной медицины до протезирования, от сложных компонентов самолетов до продуктов питания и моды. По мере того, как использование и применение этой захватывающей технологии набирает обороты, а цифровая трансформация продолжает набирать обороты, 3D-печать, вероятно, прочно войдет в нашу повседневную жизнь. Помимо вопросов, связанных с ИС, изложенных выше, использование 3D-печати поднимает другие важные юридические вопросы, например, в отношении обеспечения качества, юридической ответственности и общественного порядка. Все эти проблемы еще предстоит решить, и они могут быть решены.
Но по мере того, как потенциал этой увлекательной технологии продолжает раскрываться, реальной проблемой будет полное понимание последствий ее внедрения и использования в производственных процессах в экономике и ее влияние на нашу повседневную жизнь.
Ссылки по теме
- 3D-печать никуда не денется!
3D-сканирование и закон: культурное наследие — Блог сообщества Sketchfab
3D-сканирование и закон: культурное наследие — Блог сообщества Sketchfab — Блог сообщества Sketchfab Вернуться к обзору- Задачи
3D-сканы, сделанные сообществом Sketchfab, завораживают. Рассматриваемое как фотография 2.0, 3D-сканирование включает в себя все (искусство, здания, автомобили, людей и т. д.) и вызывает юридические вопросы. Чтобы помочь с любой серой зоной, мы публикуем серию статей о 3D-сканировании и Законе. Эта первая статья посвящена культурному наследию. Хотя это увлекательная тема, имейте в виду, что эти посты не являются юридической консультацией, и я не юрист.
Джерри Фишер — энтузиаст фотограмметрии, житель Су-Фолс в Южной Дакоте, США. В погожий день он снял в 3D полноразмерные бронзовые слепки Микеланджело и Давида, расположенные в парке Фавик, и Моисея, расположенные в колледже Августана, частном колледже искусств и наук. Слепки являются точными копиями шедевров прославленного итальянского скульптора и были подарены колледжу Августана в начале 1970-х годов местным изобретателем, который стал богатым предпринимателем. Вскоре после того, как Джерри опубликовал свои модели в Интернете, представитель колледжа Августана заявил о нарушении авторских прав и попросил Джерри немедленно удалить его 3D-файл из Интернета. Колледж Августана недавно отреагировал на этот спор в комментарии Slate:
«Г-н. Фишер не запрашивал разрешения ни у Колледжа Августана, ни у города Су-Фолс, прежде чем использовать технологию 3D-реконструкции или предлагать [3-D модель] другим. … В октябре 2014 года мы обратились к г-ну Фишеру, чтобы выразить свою озабоченность по поводу его действий в свете того факта, что он не запрашивал разрешения у колледжа, города Су-Фолс или у семей художника и/или семьи Фовиков. [семья, подарившая статую]. В этот момент г-н Фишер принял решение отменить публикацию файла 3D-изображения».
Мы решили рассказать всю историю группе специалистов:
- Майкл Вайнберг — вице-президент Public Knowledge. Он курирует PK Thinks, место Public Knowledge для изучения долгосрочных тенденций и прогнозирования политических проблем. Он также фокусируется на политических последствиях новых технологий, таких как 3D-печать и аппаратное обеспечение с открытым исходным кодом.
- Профессор Кристофер Спригман преподает право интеллектуальной собственности, антимонопольное право, политику в области конкуренции и сравнительное конституционное право в Школе права Нью-Йоркского университета. Он выпускник Пенсильванского университета (19 лет).88) и юридический факультет Чикагского университета (1993 год). Его стипендия посвящена тому, как правовые нормы влияют на инновации и внедрение новых технологий.
- Профессор Бернард Фришер — ведущий виртуальный археолог и автор семи печатных книг, трех электронных книг и десятков статей о виртуальном наследии, классике и выживании классического мира. Он является редактором-основателем журнала «Цифровые приложения в археологии и культурном наследии», инновационного рецензируемого онлайн-журнала, в котором ученые могут публиковать интерактивные 3D-модели. Он преподавал в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, Пенсильванском университете, Болонском университете и Пекинском педагогическом университете.
Вот три важных определения:
- Закон об авторском праве: Законное право, данное писателю, композитору, художнику или дистрибьютору на эксклюзивное производство, продажу или распространение их произведений.
- Общественное достояние: произведения искусства, права на интеллектуальную собственность которых истекли, были конфискованы или неприменимы. Как правило, произведения искусства становятся общественным достоянием через 70 лет после смерти автора или, для корпоративных произведений, анонимных работ или работ по найму, через 95 лет с даты публикации или 120 лет с даты создания, в зависимости от того, что истечет раньше. .
- Общественные места и частная собственность: Общественное пространство не означает общественное достояние. Произведение искусства, демонстрируемое в общественном месте, не обязательно является общественным достоянием и может иметь авторские права. Кроме того, произведение искусства, выставленное в частной собственности (например, в музее), не обязательно защищено авторским правом и может находиться в общественном достоянии. Обратите внимание, что владельцы могут выгнать вас из своей частной собственности.
1. Вы можете сканировать общедоступные произведения искусства или их копии и делиться ими со всем миром
В 1999 году Художественная библиотека Бриджмена сделала фоторепродукции известных произведений искусства из музеев всего мира (работы уже находятся в общественном достоянии). Корпорация Corel использовала эти репродукции для образовательного компакт-диска, не заплатив Бриджмену. Бриджмен заявил о нарушении авторских прав. В 1999 году окружной суд постановил, что точные копии произведений искусства, являющихся общественным достоянием, не охраняются авторским правом, если репродукции являются рабскими или лишены оригинальности. Их решение было одним из самых важных решений об авторских правах, когда-либо поданных в музеи. Решение было основано на законах об авторском праве США и Великобритании.
Возвращаясь к Джерри, Микеланджело умер в 1564 году, поэтому все его шедевры стали достоянием общественности много веков назад. В октябре 1973 года местная газета опубликовала статью о статуе, отсканированной Джерри. В нем говорится:
«Статуя высотой 18 футов и весом 3 ½ тонны […] считается единственной точной бронзовой репродукцией Давида Микеланджело, по словам доктора Палмера Эйде, профессора искусства на пенсии из колледжа Августана».
Авторские права на оригинальные скульптуры отсутствуют, как и на точные копии оригинальных скульптур. Джерри не нужно было спрашивать разрешения, и Колледж был не прав, заявляя о нарушении авторских прав.
2. Вы можете продавать и защищать свои творения
a. Коммерческое использование
Вы можете использовать в коммерческих целях сканы, являющиеся общественным достоянием. Вы можете продавать 3D-модели или их 3D-печатные версии. Предприятия продавали изображения произведений искусства, являющихся общественным достоянием, на протяжении десятилетий.
б. Copyrights
Оригинальность является условием права на авторское право, и прецедентное право Meshwerks против Toyota посчитало сканирование объекта недостаточно оригинальным, чтобы претендовать на защиту авторских прав. Это означает, что скан Джерри не защищен авторским правом и находится в общественном достоянии. Тем не менее, есть различные улучшения и творения, на которые вы можете распространять авторские права:
- Если вы используете программное обеспечение для 3D-моделирования для улучшения лепки и текстур вашего скана, и если улучшения можно рассматривать как отдельные, это увеличивает ваши шансы на соответствие требованиям авторского права. Другими словами, чем проще увидеть ваши улучшения независимо от исходного скана (и улучшения нужны не только для того, чтобы сделать его более точным), тем лучше будет ваша защита авторских прав.
- Если вы добавите в него творческий контент, вы сможете защитить авторские права на эти существенные улучшения, но авторские права будут ограничены вашими изменениями. Например, если Джерри добавит Дэвиду крылья, он может защитить авторские права на свое улучшение.
- Наконец, вы потенциально можете охранять авторские права на 3D-модель (модель, созданную с нуля в программном обеспечении для 3D-моделирования) произведения искусства, являющегося общественным достоянием. 3D-модели произведений искусства, являющихся общественным достоянием, не могут быть защищены авторским правом в форме (общественное достояние), но они могут быть защищены авторским правом в коде. В конце концов, 3D-модель — это часть кода, и вы можете иметь авторские права на создание, точно так же, как если бы вы пришли в музей и точно нарисовали скульптуру на бумаге. Тем не менее, нет никакого прецедентного права непосредственно по этому вопросу. Кто-то может возразить, что сверхточная скульптура, смоделированная вручную, недостаточно оригинальна, чтобы получить защиту авторских прав. Но сейчас нет веских оснований полагать, что спор победит.
в. Положения и условия
Нижеследующее основано на законодательстве США и может отличаться в других странах. Как упоминалось выше, произведения искусства, являющиеся общественным достоянием, не защищены авторским правом. Владельцы художественных галерей по-прежнему могут использовать положения и условия, чтобы запретить кому-либо доступ к их коллекциям, чтобы делать сканы для коммерческого использования. Условия могут запрещать посетителям создавать 3D-сканы или продавать сканы. Потенциально посетители могут неявно согласиться с условиями, прогуливаясь по галерее. Художественные галереи также могут использовать онлайн-условия, чтобы запретить кому-либо использовать в коммерческих целях их собственные сканы, которыми они делятся на онлайн-платформах, таких как Sketchfab.
Наконец, условия являются односторонним контрактом, который не является вирусным. У вас есть договор только с тем, кто скачивает ваш файл или сканирует вашу коллекцию. Если этот человек поделится моделью с кем-то еще, кто начнет ее продавать, вы не сможете возложить ответственность за любой ущерб на конечного посредника (ов), а только на человека, который загрузил вашу модель или отсканировал ваши коллекции. Если ваши условия не позволяют ему поделиться сканами, вы можете привлечь к ответственности лицо, загрузившее файл, за любой причиненный ущерб, но не лицо, получившее модель от него или нее.
Обратите внимание, что закон отличается в каждой стране.