Пермакультурный дизайн: Пермакультурный дизайн, теплотехника и улучшение почв

Содержание

Пермакультурный дизайн

Пермакультурный дизайн — это, по сути, многогранный, интегрированный и экологически гармоничный метод проектирования ориентированных на человека ландшафтов.

Под ориентированностью на человека следует понимать то, что идеальный дизайн пермакультуры способен максимально эффективно удовлетворить многие потребности семьи или общины в сравнительно локализованной среде. Интегрированность дизайна данного типа относится к предельно рациональной и продуманной взаимной связи элементов в общей системе.

Во всех проектах пермакультурного дизайна важно работать с естественными принципами, учиться у природы и пытаться жить в гармонии с ней. Принципиально важно восстанавливать деградировавшие земли и создавать естественные системы, которые поддерживают жизнедеятельность человека на планете Земля.

Пермакультура охватывает многие дисциплины. Чтобы понимать как данный дизайн работает, необходимы знания из множества областей (почвоведение, гидрология, биология, животноводство, климат, архитектура, геология, география и т. д.). Только в таком случае можно увидеть и грамотно реализовать функцию каждого элемента во взаимосвязанной системе.

Но я уверен, что по мере развития данного направления в сфере проектирования жилья, будут формироваться целые команды высококвалифицированных специалистов, которые смогут выходить за существующие рамки и создавать действительно впечатляющие проекты. Лично для меня наблюдать за этим процессом будет невероятно захватывающе.

Пермакультура на данном этапе своего развития преподается в форме 72-часового курса, который охватывает теоретические концепции и научные основы, формирующие предпосылки для развития и использования пермакультурного дизайна. Уверен, что в будущем данную дисциплину будут преподавать в университетах и даже школах.

Крайне важно, чтобы человечество перешло к экологически устойчивым методам производства продуктов питания, а также переосмыслило существующие планы формирования и обустройства поселений. Произойти данные изменения должны как на индивидуальном уровне строительства личного жилья, так и на общественном уровне в областях городского, пригородного и сельского планирования. Я уверен, что только принятие этих интеллектуальных, интегрированных и целостных принципов проектирования помогут в будущем поступательно развиваться современному человечеству.

Далее я обрисую в общих чертах основные методы, которые мы используем в процессе создания проектов пермакультурного дизайна, и его ключевые особенности. Мы рассмотрим

  1. Проектирование мэйнфреймов

  2. Секторный анализ

  3. Планирование зон

  4. Рабочие процессы

  5. Анализ и подключение компонентов 

1. ДИЗАЙН МЭЙНФРЕЙМОВ

Проектирование мэйнфреймов часто является отправной точкой в создании проекта пермакультурного дизайна. Мэйнфрейм состоит из определения и проектирования основных характеристик ландшафта. В порядке важности ключевыми среди них являются:

1.1 ВОДА

Вода — жизненно важный компонент для полноценной жизнедеятельности человека. Каждый аспект нашего существования зависит от воды. Растения и животные, которых мы выращиваем и затем потребляем в пищу, также нуждаются в воде. Кроме этого мы используем воду для мытья различных предметов и решения многих других бытовых целей.

К сожалению, современное общество халатно относится к данному ресурсу. Открывая кран, мы получаем воду и воспринимаем это как данность.

Однако запасы чистой и питьевой воды ограничены. Важно помнить, что при нынешних масштабах человеческой деятельности мы потребляем и загрязняем водные ресурсы гораздо быстрее, нежели они пополняются. Вода на нашей планете существует как циклическое явление и взаимосвязана с жизнью на Земле, особенно с растениями, водорослями и фитопланктоном.

Водный цикл на нашей Планете на самом деле намного сложнее, чем показано на этой диаграмме. Он включает множество биологических процессов, многие из которых мы до сих пор не до конца изучили и понимаем.

Важно осознавать, что оборот воды в природе — это цикличный процесс. Поэтому в пермакультурном дизайне мы используем имеющиеся знания для того, чтобы максимально взаимодействовать с водой, когда она проходит по ландшафту. Основными принципами пермакультурного дизайна в аспекте водных ресурсов являются размеренность, рациональность и возобновляемость.

Принцип размеренности чаще всего связан с методами хранения воды. Он предусматривает её удерживание в резервуарах на протяжении длительных периодов времени, пока нам не понадобится использовать данные ресурсы. Обычно решение поставленной задачи достигается за счет обустройства надземных хранилищ воды в виде плотин/прудов, а также сбора дождевой воды с твердых поверхностей в резервуары.

Размещение участков плотины, а также расчеты, касающиеся хранения резервуаров воды на крыше, являются важными характеристиками пермакультурного проекта. Это одна из первых вещей, на которые хороший дизайнер обращает внимание в начале работы.

Размеренность использования воды предусматривает получение максимальной эффективности от её присутствия на участке. Профессиональный дизайнер должен увидеть множество возможностей грамотного применения воды благодаря взаимосвязанности компонентов в рамках проекта.

Благодаря нашему доскональному пониманию ландшафта, принципов силы тяжести и потока воды, мы разрабатываем так называемую систему «источник для погружения». Главной её задачей является многократное использование свойств воды, которые улучшают качество жизни человека, в одной системе.

Принцип рациональности расширяет эту концепцию и позволяет нам максимально эффективно использовать воду по всему участку. Благодаря умелому дизайну мы распределяем имеющиеся водные ресурсы таким образом, чтобы покрыть весь участок, в том числе зоны, откуда вода обычно вытекает и где она не задерживается ввиду существующих ландшафтных особенностей.

Особое место вышеуказанный принцип находит в проектировании ирригационных систем. Все участки, если мы хотим выращивать какие-либо культуры, нуждаются в тщательно продуманном орошении. Для решения этой задачи может использоваться доставка воды с высоких плотин или работа с коллекторными резервуарами и насосами. Независимо от выбранного способа правильное и разумное проектирование ирригационной конструкции избавит от многих проблем в будущем.

Принцип возобновляемости находит своё применение в том, что для достижения истинного уровня устойчивости запасов водных ресурсов мы должны возвращать их в почвы и водоносные горизонты. К сожалению, современное человечество преимущественно лишь извлекает воду из наземных хранилищ, не пополняя их, что уже в ближайшем будущем наверняка может стать причиной большой катастрофы. В пермакультурном дизайне используются стратегии погружения воды в почву. Там она служит долгосрочным резервом для систем, ориентированных на деревья и многолетние растения, а также для постоянного сохранения окружающей среды.

Мы можем достаточно быстро восстановить деградировавшую среду и даже в конечном итоге изменить местный климат за счет использования стратегий пермакультуры, особенно в условиях сухого климата, габионовых плотин и бассейнов инфильтрации.

Разработка принципов и правил использования водных ресурсов находится на первом месте, поскольку в конечном итоге это будет основным мотивом, который в будущем непосредственно повлияет на все последующие элементы проекта. Стоит подчеркнуть, что топографические карты часто невероятно полезны при проектировании водных объектов на участке.

1.2 ДОСТУП

В данном разделе кратко описывается, как мы попадаем на участок и территорию, окружающую его, а также передвигаемся по нему. Это важный этап планирования, поскольку плохая или недостаточно продуманная доступность может стать ограничивающим фактором в процессе реализации проекта и последующего проживания людей на участке. К примеру, дорожки на объекте могут нуждаться в постоянном обслуживании, в особенности в случае плохого территориального расположения участка. Это негативный фактор, сопряженный с временными и денежными затратами.

Распространенная ошибка – поспешный выбор места для строительства дома без обеспечения тщательно продуманного доступа к нему. Стоит отметить, что в данном разделе проекта рассматриваются не только дорожки, но и ограждение, ворота и множество других предметов ландшафтного дизайна.

Основные правила при проектировании доступа состоят в том, чтобы, по возможности, пересекать долины вдоль водоема, максимально пересекать ландшафт по контуру, а также подниматься и опускаться по ландшафту вдоль линий хребта. Использование этих принципов приводит к эффективному взаимодействию воды и минимальному разрушению дорожек и других элементов ландшафтного дизайна.

Сегодня в мире недостаточно внимания уделяется данному вопросу. В результате на постоянные нужды ремонта дорог выделяются миллиарды долларов. Если бы мы начали рассматривать доступность как интегрированную характеристику ландшафта, то это позволило бы избежать огромного количества неоправданных расходов.

1.3 ОБЪЕКТЫ

Особое внимание уделяется и объектам, которые будут располагаться на участке. Дом и другие здания должны быть возведены в соответствии с представленными выше принципами. Этот подход к дизайну является единственно правильным и избавляет от многих трудностей в будущем. Строительство не обязательно должно осуществляться в строгом соответствии с рассмотренным порядком. К примеру, дом может быть возведен до обустройства хранилищ воды или постройки дорожек на участке.

Обращаем внимание, что принципиально важно не просто размещать дом там, где открывается лучший вид, как это часто бывает с домами, расположенными на вершинах скал или гор с грубым нарушением всех принципов рациональности и здравого смысла. Эти дома являются невероятно неэффективными, поскольку они должны полагаться исключительно на механические источники подачи воду под давлением на участок. При этом размещение и обслуживание дорожной доступности в гору также обладает минимальной эффективностью и требует огромных ресурсов.

Когда мы разрабатываем структуру участка, исследуем топографию ландшафта и природные водные объекты, а также схемы доступа и прочую информацию. В процессе этого анализа мы часто автоматически без проблем находим оптимальное место для размещения дома. В результате Вы получаете хорошо расположенное и эффективное жилье, которое построено в гармонии с природой.

Наконец, сам дом. Это огромная тема и выходит за рамки данной небольшой обзорной статьи. Среди главных принципов стоит выделить учет климатических особенностей местности, где строится дом. Только в таком случае мы понимаем как правильно планировать функции водоснабжения и доступа, создавая невероятно красивые и функциональные дома. Спроектировать дома, требующие минимум затрат для отопления холодной зимой или охлаждения жарким летом, без учета указанных принципов почти невозможно.

2. СЕКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

Важнейшим вопросом на этом этапе является анализ сил и проявлений природы, которые воздействуют на участок и чаще всего являются неконтролируемым. Среди этих факторов особого внимания заслуживают солнце, ветер, дождь, зоны затопления, опасность возникновения и распространения пожаров, шум, риск поступления химического загрязнения с соседних участков и т.д.

Проектирование обязательно необходимо осуществлять с учетом этих характеристик. Перед началом работ мы изучаем направление, откуда приходят преобладающие ветры, определяем летние и зимние углы солнца, рассматриваем откуда могут прийти потенциальные стихийные бедствия и т.д. Проще говоря, мы уделяем особое внимание тому, что происходит вокруг нас, как от природы, так и от взаимодействия с другими людьми.

Иногда сбор этих данных может занять довольно много времени. При этом наибольшей ценностью обладают прямые наблюдения, которые можно получить, находясь исключительно непосредственно на объекте. Хотя многие из этих данных доступны и в форме исторических записей, другую информацию можно найти в Интернете или даже получить за дружеской чашкой чая в процессе увлекательной беседы с соседями, которые долгое время жили в этом районе. Чаще всего именно давние жители, особенно те, чьи семьи жили в данной местности в течение нескольких поколений, очень хорошо понимают местную погоду и стихийные бедствия. Влияние климата не стоит недооценивать, ведь от него и зависит наш повседневный комфорт и условия для жизнедеятельности.

После того, как мы определили различные силы природы и воздействия человека, которые могут присутствовать на нашем участке, мы начинаем размещать их на концептуальной карте участка по мере сбора необходимой информации. Нам принципиально важно разработать эффективные стратегии для работы со всеми этими силы.

Движение солнца на участке имеет огромное значение, поскольку оно во многом определяет наши возможности в дизайне. Чаще всего от этого фактора зависит расположение дома и возможность выращивания на участке разных сортов культур либо деревьев. Важным требованием для обеспечения комфорта будущих жильцов дома является выработка эффективной стратегии защиты от ветра для смягчения или перенаправления холодных либо горячих ветров.

Другие факторы могут требовать использования и внедрения конструктивных решений для смягчения или создания буферов безопасности. Например, нам может потребоваться проектирование противопожарных блоков или сборка огнезащитных установок в секторе, который особенно подвержен опасностям возникновения и распространения пожара.

Возможно, потребуется создать живые изгороди из растений и деревьев для защиты участка от неприятных взглядов прохожих и ненужного внимания соседей. При этом данные ресурсы могут выполнять множество полезных дополнительных функций от использования в качестве корма для животных до применения в виде источника получения хвороста дров. Именно в таком случае мы приближаемся к главной задаче – максимально эффективному применению имеющихся возможностей.

Секторный анализ занимает особе место в процессе разработки проекта по причине неизбежности и неконтролируемости сил природы, с которыми мы имеем дело. Если мы планируем строить дом на века, то эти факторы обязательно должны быть рассмотрены, разработаны и проанализированы до фактического начала создания проекта. Знание максимального объема информации об этих силах природы обеспечит более глубокий уровень формирования паттернов, которые, по мере того, как мы продолжим процесс проектирования, начнут раскрывать нам детали.

Когда мы четко понимаем, что дизайн — это не прихотливый процесс навязывания нашей воли ландшафту, а скорее то, что мы вступаем в гармоничное взаимодействие с окружающей средой, только тогда начинает проявляться истинное творчество. Именно в адаптации к существующим ограничениям дизайна и находит своё воплощение настоящий талант и профессионализм дизайнера.

3. ЗОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Зональное планирование — это локальный подход к элементам, которые мы хотим видеть на своём участке. Представленное далее определение «зон» не является обязательным. Это больше стандарт, который в большинстве случаев помогает создавать комфортабельное и гармоничное жилье, но в случае необходимости может адаптироваться под индивидуальные нужды клиента и особенности участка.

Зональное планирование осуществляется в процессе проектирования, так как этот этап значительно более гибок в подходе, нежели разработка мэйнфреймов или секторов. В данном случае мы имеем возможность выбирать, что мы хотим включить или нет. Этой особенностью зональное планирование выгодно отличается от стадии работы с мэйнфреймами и секторами.

Можно сказать, все зоны являются своего рода производными «Зоны 0», которая является центральной зоной обитания, чаще всего главным домом. Каждая последующая зона оценивается с точки зрения потребностей в энергии и обслуживании. Зона 1 имеет наивысшую постоянную потребность во внимании, а зона 5, которую часто называют зоной дикой природы, практически не требует нашего участия.

3.1 ЗОНА 0

Это наше основное жизненное пространство. Именно здесь мы проводим большую часть времени. Обычно мы в этой зоне люди будут спать, есть, отдыхать и, возможно, даже работать. Это сердце, с которым связаны все остальные зоны. Наши дни обычно начинаются и завершаются здесь, и вся наша работа над участком будет брать своё начала именно с этой позиции. Обращаем внимание, что при желании Зону 0, можно рассматривать и в качестве места для размещения персонала, который и будет заниматься обслуживанием объекта.

3.2 ЗОНА 1

Зону 1 обычно рассматривают в качестве зоны ухоженных садов, где деревья гармонично сочетаются с различными декоративными растениями, которые добавляют участку красоты и наполняют его приятными ароматами. Это зона обычно находятся в непосредственной близости с зоной 0. Для обеспечения оптимальных условий выращивания растений могут использоваться методы полного мульчирования и точечного компостирования.

Зона 1 может также включать тепличные и/или теневые постройки, прикрепленные к дому для выращивания подходящих по климату местности насаждений. Интересным решением могут стать часто посещаемые питомники. Нередко в этой зоне размещают резервуары с дождевой водой, решетки, небольшие декоративные рыбные пруды и другие соответствующие объекты.

3.3 ЗОНА 2

В этой зоне мы локально продолжаем движение от центра, которым является Зона 0. Зоны 2 должны получать необходимое ежедневное внимание, однако в процентном отношении они часто занимают более обширную территорию, но при этом требуют меньше непосредственного обслуживания. Эти области могут включать в себя более обширные огороды, разнообразные многопрофильные многослойные сады, курятники, доильный навес для молочных животных, плотины для аквакультуры и пруды для разведения рыбы и т.д.

3.4 ЗОНА 3

По мере движения от центра обитания, следующей может стать зона, предназначенная для производства в промышленных масштабах. В неё могут входить пастбища для животных свободного выгула, производство основных культур или овощей (кукуруза, картофель и зерновые культуры), а также более обширные фруктовые либо ореховые сады. Эта зона требует значительно меньше обслуживания. Необходимо лишь регулярно выполнять обрезку деревьев, заниматься посадкой или сбором урожая и выполнять другие сопутствующие операции.

3.5 ЗОНА 4

Последней основной зоной, которая должна рассматриваться на участке пермакультуры, является зона 4. Часто её называют «фермерским лесным хозяйством». Эта зона нередко располагается локально, дальше всего от зоны проживания человека. После создания она требует минимального ежегодного обслуживания и внимания.

Элементы зоны 4 чаще всего обладают обширными площадями. Это могут быть пастбища для животных и/или лесные участки, засаженные древесиной или деревьями для дров. Многие из деревьев, отобранных для этой области, будут расти в течение многих лет. Более того, они даже могут взращиваться для будущих поколений. Умный дизайнер обязательно заранее планирует возможное расширение площади активной жизнедеятельности человека на годы или даже на будущие поколения.

Опять же, не на каждом участке достаточно места для обустройства Зоны 4. Более того, далеко не каждому собственнику такая зона нужна. Поэтому еще раз обращаем внимание, что все рассматриваемые зоны не обязательно должны присутствовать в проекте, чтобы он считался пермакультурным.

3.6 ЗОНА 5

Зона 5 — это зона «дикой природы». Еще раз, подчеркиваем, что участок может не иметь области дикой природы. При этом в случае наличия эта зона может быть естественно дикой либо же представлять собой небольшую искусственно созданную среду обитания дикой природы на облагороженном человеком участке.

Здесь уже природа начинает учить дизайнера. Эти места предназначены для наблюдения, релаксации и медитации. Мы не тратим энергию на поддержание этих областей, скорее, мы позволяем себе быть учениками и учиться на дарах, которые природа может предложить нам.

Подведем итоги

Для дизайнера в процессе выполнения зонального планирования важно не концентрироваться на разграничении зон, рисуя воображаемые линии между ними. Зонирование — это концептуальная основа, и, в конечном счете, детали в данном случае не имеют определяющего значения. Зонирование — это просто процесс проектирования, который мы используем для пространственного размещения элементов в системе относительно центра внимания с учетом потребностей в их обслуживании и обеспечении необходимыми ресурсами. Это все.

Сами зоны являются произвольными и воображаемыми, и в ландшафте нет «линий», определяющих, что делает одну область конкретной зоной. Организация зонирования может быть выстроена любым удобным для клиента способом. Например, прямо за входной дверью дома может находиться зона дикой природы, если человеку будет действительно комфортно жить в таких условиях.

Если мы принимаем данные принципы, то зонирование становится относительно простым этапом проектирования и связывается со следующей стадией реализации проекта — пониманием рабочих процессов.

4. РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ

На мой взгляд, это часто упускаемая из виду и неправильно понимаемая область дизайна. Я на самом деле предпочитаю называть этот этап «жизненные процессы», а не рабочие процессы. Для меня, когда мы создаем проект пермакультурного дизайна, мы фактически создаем цельный образ жизни. Человеку нужно чувствовать себя комфортно и гармонично с окружающим ландшафтом. Мы должны ощущать, что являемся живым, дышащим, функциональным элементом, как бы становясь его частью.

Вкратце: разработка рабочих процессов требует от нас творческого взгляда на участок, поэтапного развития и обдумывания того, как мы можем взаимодействовать с ним ежедневно, ежемесячно и ежегодно.

Когда мы разрабатываем рабочий процесс, мы понимаем как собираемся перемещаться по участку, и мы размещаем элементы реляционно, используя наше планирование зон в качестве ориентира. Подобный подход позволяет максимизировать эффективность и сократить количество непродуктивного и зря потраченного времени. В результате мы создаем направление, которое позволяет сразу выполнить, к примеру, все утренние задачи.

Таким образом, разработанный путь может привести человека к молочной ферме для утренней дойки, и параллельно он будет проходить мимо птичника, чтобы собрать яйца и покормить птиц. В свою очередь на обратном пути к кухне человек можно пройти через сад и огород, где можно собрать фрукты и/или овощи для завтрака. В результате Вы получаете возможность войти в кухню, загруженным всем необходимым для приготовления вкусных блюд.

Следует отметить, что реализация рабочих процессов находит своё применение не только на частных участках, но и на коммерческих производственных площадках.

Плохое планирование рабочего процесса может стоить много часов бесполезного труда и зря потраченного времени, а также способствовать формированию неприятной рабочей среды. В свою очередь грамотный подход к решению этого вопроса позволяет значительно повысить эффективность работы и обеспечить получения удовольствие от взаимодействия с участком для персонала.

Неудачное размещение сараев для инструментов и складских помещений гарантирует, что приспособления наверняка останутся в поле. Почти каждая ферма борется с этой проблемой. Я же благодаря накопленному опыту и имеющимся знаниям могу с полной уверенностью утверждать, что это не проблема людей, а вопрос дизайна.

Естественно, каждый человек стремится делать то, что проще всего. Если для возврата инструмента на место его хранения потребуются дополнительные несколько минут из нашего естественного пути, то это вряд ли вызовет положительные эмоции у персонала. В результате приспособления легко забудут на участке или просто поспешно бросят в пространство для хранения, а не будут тщательно обслуживать и помещать в правильное место. Если нам придется значительно отклониться от нашего самого легкого пути, это в конечном итоге станет неприятной рутиной, которой чаще всего пренебрегают.

Такое понимание важности ландшафтного дизайна может использоваться по отношению к любому рабочему процессу. Чем проще, эффективнее и гармоничнее наши естественные ритмы и модели движения, тем более приятной будет наша работа с ландшафтом.

5. АНАЛИЗ И ПОДКЛЮЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ

Анализ компонентов — это процесс определения и выбора объектов, которые будут находиться на участке. На данном этапе у нас уже есть представление о том, где на местности все будет размещено, а также имеется понимание о том, как мы будем взаимодействовать с этими элементами на ежедневной основе. Теперь необходимо более детально рассмотреть каждый из них.

Эта часть планирования может выполняться немного раньше в процессе проектирования, когда мы планируем зоны и обдумываем, какие именно элементы мы хотели бы использовать. Проектирование не является абсолютно линейным процессом. Поэтому мы можем переключаться между всеми рассмотренными этапами проектирования в процессе создания общего проекта.

Анализ компонентов, по сути, представляет собой процесс перечисления всех функций каждого компонента, их анализа и сравнения. Главная задача – найти оптимальный вариант, который сможет максимально полно удовлетворить наши потребности.

Стоит отметить, что, рассматривая функции каждого конкретного компонента в системе, мы начинаем видеть как разные элементы могут взаимодействовать друг с другом. В результате мы получаем возможность расширить этот анализ, создавая функционально интегрированный целостный дизайн.

Для наглядности в качестве примера давайте рассмотрим исследование характеристик курицы. Сначала мы на бумаге перечислим потребности, функции, возможности, поведение, а также внутренние показатели этого объекта. Первые две характеристики являются самыми важными, поскольку от них зависит как мы будем сочетать курицу с другими элементами системы. В последнюю очередь рассматриваются внутренние свойства птицы, которые мы используем при выборе конкретной породы в соответствии с нуждами клиента.

По мере того, как мы начинаем понимать потребности цыплят в пространстве и пище (насекомые, семена и т.д.), а также особенности их поведения и развития (содержания, кормления и т.д.) мы можем прийти к единственно правильному решению. К примеру, чаще всего на участке в саду имеется идеальное место, где птицы смогут предупреждать разрастание сорняков, обеспечивая столь необходимое удобрение для деревьев, и убирая опавшие фрукты и семена посредством использования их в пищу. В процессе проектирования мы обязательно подготавливаем аналогичный список характеристик для сада, и на данном этапе проектирования соединяем эти два компонента.

Есть много способов, с помощью которых можно справиться с поставленной задачей. Поэтому если мы занимаемся разработкой долгосрочного проекта, то может потратить достаточно много времени на этот процесс. Так, к примеру, мы часто создаем детализированную карту для каждого элемента, который хотим видеть в системе, перечисляя потребности, поведение и внутренние характеристики для каждого из них. Затем с каждой из этих карт мы подбираем подходящие места, где потребности одной удовлетворяются продуктами/поведением другой.

Этот процесс проектирования может длиться до бесконечности, поскольку мы всегда находим много новых возможностей для полезного взаимодействия между компонентами на участке.

Хороший способ понять важность этого процесса проектирования состоит в том, что независимо от выбранного варианта соединениях двух компонентов, мы неизбежно придем к получению как новых полезных функций, так и ненужных ресурсов (отходов и т.д.). Однако, когда компоненты соединяются разумно, эти «отходы» фактически становятся ресурсом для другого компонента. В результате оптимизируются издержки, и максимально эффективно используется каждый элемент общей системы.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эта разбивка процесса создания проекта пермакультурного дизайна на этапы является лишь одним из способов более детально взглянуть на обустройство участка. В любом случае готовые проекты представляют собой достаточно сложные, изменчивые и развивающиеся системы. Поскольку мы работаем с живыми элементами, важно стараться выходить за рамки рационального разума и постоянно находить креативные и нестандартные сочетания элементов. Чем больше и рациональнее мы используем возможности природы, тем эффективнее будут создаваемые системы.

Разрабатывая проекты от общих шаблонов, таких как дизайн мэйнфреймов, до мельчайших деталей, присутствующих во взаимодействиях конкретных живых систем, мы создаем невероятно креативные, эффективные, продуктивные, а также естественно эстетичные решения.

Пермакультурный дизайн, когда он действительно успешно и правильно реализован, является предметом элегантности, красоты и, в конечном счете, улучшения качества жизни человека.

Мы стремимся создавать захватывающие и вдохновляющие места, в которых действительно хочется жить!

Пермакультурный дизайн | ПермакультУРА — стратегия личной продовольственной безопасности

Водоемы и аквакультура, Все статьи, Новости, Пермакультурный дизайн

Галка Мартынова

Прошедший ливень, наконец, позволил оценить, как работают валоканавы, которые мы построили еще в прошлом году. В этот день выпало максимальное количество осадко за раз за все время, пока мы живем в поселении.

У нас построено два типа валоканав:

  • водозадерживающие, которые предназначены для задержки водостока на склоне и способствуют впитыванию воды в почву, вместо ее прямого стока в реку;
  • водоотводящие,  которые сделаны под небольшим уклоном, перехватывают воду, в нашем случае, прямой водоток с дороги и поверхностный сток с участка, и отводят лишнюю воду, которая не успела впитаться в пруд и в кратерный сад.

Вот так работает водозадерживающая валоканава.

Мы задернили валоканаву сидератами для предотвращения ее высыхания и заростания сорняками до посадки деревьев.

На фото ниже водоотводящая валоканава, которая сделана под уклоном к пруду.

Ее мы сделали выше, чем обычную валоканаву, чтобы ее сильно не размывало.

Здесь встречаются два потока: из валоканавы и с дороги.

Они вливаются в маленький отсойный пруд.

Воды было много и труба не справлялась, из канавы вода просто переливалась через поверхностный задерненный перелив и ниже по склону улавливалась холмами, окружающими пруд.

Из отстойного пруда вода переливается в небольшое болотце выше основного пруда. При этом вся муть частично оседает в отстойнике.

Далее из болотца идет уже в основной пруд.

Пруд держит воду и стоит полный с начала сезона. До строительства валоканав пруд собирал только талую воду и после отмерзания почвы быстро пересыхал, так как дождевой воды собиралось мало.

Чуть позже выложим видео о том, как течет вода по валоканавам.

Автор: Мартынова Галина

валоканавыпруд

Все статьи, Пермакультурное хозяйство, Пермакультурный дизайн

Галка Мартынова

Проект нашего поместья — это основной наш проект, дизайном и реализацией которого мы занимаемся полностью самостоятельно. Мы приехали в чистое поле, открытое всем ветрам и палящему солнцу, и с энтузиазмом. не зная пока что нас ожидает приступили к планировке.

Об этапах реализации этого проекта можно прочитать здесь.

1.1 Местоположение и описание участка

Местоположение

Участок расположен в Поселении родовых поместий «Долина Радости» на склоне холма рядом с рекой Беспутой в 4 км от села Акимовка, Ясногорского района Тульской области.

Описание участка

Участок находится в умеренной климатической зоне на границе 4 и 5 зоны зимостойкости. Площадь участка составляет 26700 метров квадратных. Участок расположен в середине холма имеет восточный уклон (5%).


Бывшее колхозное поле интенсивного использования, сильно истощённая, уплотненная земля, микрофлора убита пестицидами, в период с 1992 по 2012 год не использовалась. Тип почвы – суглинок, почвы кислые, проницаемость почвы слабая. Вода в виде естественных осадков стекает по поверхности почвы в овраги и в итоге попадает в реку.

Из растительности присутствует только ярус трав, стелющаяся ежевика (куманика). Местами плотный ковер мульчи из злаковых трав, местами, наоборот, залысины на почве и сорные колючие травы.

Из животных присутствую ящерицы, полевые мыши, муравьи. Естественных укрытий для животных крупнее нет. Мигрируют кабаны, косули, олени, забегают зайцы.

Осадки мм в год500-600 мм в год, распределено по году равномерно, максимальное количество: июнь-июль
ГТК Селянинова
К=1,10715
Ветра летомапрель-ноябрь-западный, юго-западный
Ветра зимойДекабрь-январь— юго-восточный,

февраль-март – северный, северо-восточный

Структура подпочвенных горизонтовСуглинок, красная проницаемая глина на глубине 1 м, белая непроницаемая глина – на глубине 6-7 метров.
Высота над уровнем моря (м)180 м
Возможность оползнейнет

 

 

1.2 Концепция проекта

Целью проекта является создание родового поместья с  возможностью круглогодичного пребывания с детьми, обеспечение семьи из 5-7 человек основными продуктами питания, такими как фрукты овощи, молочные продукты, яйца, рыба, травяные чайные сборы, частичное обеспечение дровами и строительной древесиной, поместье является местом отдыха для семьи. Поместье должно быть комфортно и интересно для маленьких детей и подростков. Поместье должно являться источником дохода семьи.

Требования к растениямпродуктивность, высокие декоративные качества, ветроустойчивость
Требования к животнымвыбор сделан в пользу малоуходных небольших по размеру животных — это черви, пчелы, рыба, куры/утки, козы, овцы, альпаки
Требования к зданиям: Временный дом (5-7 лет) – в дальнейшем баня

Большой дом

Гараж

Биовегетарий

Беседка

Мастерская

Игровая зона

Червятня

Хозблок

Возможно спорт-танцзал

Сараи для животных

Теплица

Летняя кухня

Овощехранилище

 

Приоритеты

Нашими приоритетами является эффективность выстроенного хозяйства, эстетичность пространства, экологичность выбранных технологий и способов хозяйствования.

Хозяйство должно быть большей частью саморегулируемым и требующим небольшого ухода.

На начало реализации поместья именно как пермакультурного проекта, мы уже начали осваивать свой участок. уже имелись строения, были проделаны некоторые земляные работы. Ситуационный план выглядел так

пермакультурный дизайнпоместьепроектирование

Все статьи, Пермакультурный дизайн

Галка Мартынова

Пермакультура использует несколько специальных методов проектирования. К ним относятся:

  • метод зон — элементы должны располагаться исходя из их функций и того внимания, которое на них уделяет человек по пяти функциональным зонам. К ним относятся: зона огорода. зона лесосада, зона для расположения животных и основных питательных культур, зона продуктивного леса и зона нетронутого первозданного леса.
  • метод секторов — наибольшая эффективность работы элементов достигается исходя из тех или иных факторов, влияющих на сектор, в котором они располагаются.
    Участок может быть разделен на солнечные и теневые сектора, на пожароопасный и подтопляемый сектора, на ветреный и безветренный сектора и др.;
  • метод учета уклонов — сам по себе рельеф является базовой отправной точкой для проектирования пермакультурного хозяйства, учет расположения, протяженности и угла уклонов — главный метод в пермакультурном дизайне;
  • метод учета ориентации — северная или южная сторона участка требуют своих подходов к проектированию;
  • метод функционального анализа — взаимное расположение элементов осуществляется исходя из тех функций, которые они выполняют, их потребностей и особенностей;
  • метод случайной компановки — собственно творческий подход к размещению элементов относительно друг друга;
  • метод исключений — при проектировании можно действовать не только исходя из того, где разместить элемент, но и из того, где ему точно быть не следует;
  • метод наложения данных — имеется виду наложения данных по водной системе на данные топосъемки, наложение расположения дорог, зданий и сооружений на данные по размещению водной системы, чтобы не получилось так, что сараи с животными у нас располагаются прямо под дамбой;
  • метод уроков природы — какими бы не были теоретические знания человечества о земле, растениях и животных на этой земле, самым верным способом выбрать место посадки или места расположения домиков животных, это подглядеть аналогичные ситуации в самой природе

Возможно не все методы пермакультурного дизайна Вы сможете применить при проектировании своего пермакультурного хозяйства, но чем больше вы поработаете над своим проектом, тем меньше в дальнейшем Вам придется переделывать «по живому»

 

дизайнметодыпроектирование

Все статьи, Пермакультурный дизайн

Галка Мартынова

Всем, кто решил создать пермакультурное хозяйство следует прежде всего знать три основных принципа пермакультуры:

  • принцип заботы о земле — в ходе вашей деятельности природные ресурсы должны возрастать, а не убывать
  • принцип заботы о людях — все живущие на земле люди являются ценностью, они должны быть обеспечены продуктами питания, получать иные возможные блага от пермакультурного хозяйства
  • принцип возврата излишков — природа изобильна, она может обеспечить различными ресурсами не только всех людей и животных, живущих на земле, но и многих других, всегда вкладывайте полученный излишек в само хозяйство, будь то скошенная трава на мульчу или денежные ресурсы на усовершенствование пермакультурных систем.

Кроме трех основных принципов, пермакультурный дизайнер, создающий проект пермакультурного хозяйства, должен знать и  руководствоваться и дополнительными принципами пермакультуры:

  • принцип приоритета биологических ресурсов над минеральными — мы должны стараться преимущественно использовать возобновляемый ресурс вместо ископаемых ресурсов, например, лошадей вместо техники, работающий на бензине;
  • принцип относительного расположения элементов — использование таких элементов рядом, которые друг друга усиливают, например, бархатцы рядом с капустой для защиты от гусениц, лох узколистный рядом с орехом черным для увеличения урожайности орехов;
  • принцип функциональности элементов — один элемент должен исполнять минимум три функции (красота — 4-я функция), одна функция должна быть обеспечена тремя элементами
  • принцип увеличения разнообразия — чем больше мы используем разнообразных продуктивных растений и животных, тем устойчивей будет система
  • принцип ускорения сукцессии (смены видов) — вырастить настоящий продуктивный лес дело не быстрое, но с помощью пермакультуры, этот процесс может быть значительно ускорен;
  • принцип работы заодно с природой, а не против нее — пермакультурный дизайнер должен искать пути сотрудничества с природой, бессмысленно бороться со стихией, если нельзя убрать ветер, лучше придумать, как он поможет нам в достижении поставленных задач;
  • принцип «проблема и есть решение» — если Вы считаете, что Ваш участок — это сплошные проблемы, переверните проблемы верх ногами и посмотрите, как они могут стать решением, например, если у Вас проблема с перенаселением, подумайте, как использовать «лишние» людские ресурсы на развитие пермакультурного хозяйства,
  • принцип наименьших усилий для получения максимального результата

В действительности это не все принципы пермакультуры, но  и их достаточно, чтобы спроектировать эффективное пермакультурное хозяйство.

дизайнпринципы пермакультурыпроектирование

Сертификат дизайна пермакультуры Онлайн

Эндрю Миллисон

Сертификат дизайна пермакультуры

Эндрю Миллисон изучает, проектирует, строит и преподает системы пермакультуры с 1996 года и является инструктором на кафедре садоводства в Университете штата Орегон. Он преподает на продвинутых курсах по пермакультуре, а также является приглашенным преподавателем многих курсов по пермакультуре на западе США.

Подробнее

Мариша Ауэрбах

Мариша Ауэрбах — всемирно признанный преподаватель пермакультуры, дизайнер и спикер из Портленда, штат Орегон. Она практикует, изучает и преподает пермакультуру более двадцати лет на северо-западе Тихого океана. Мариша работала в самых разных условиях: от влажного умеренного климата до тропических лесов Белиза и засушливых ландшафтов Колорадо и Монтаны. Ее международный опыт включает работу в Белизе, Гаити, Никарагуа и Вьетнаме.

Девон Бонади

Девон Бонади практикует и преподает пермакультуру уже 20 лет. Она работала на Тихоокеанском северо-западе и совсем недавно на северо-востоке США. Она специализируется на размножении растений, съедобном ландшафтном дизайне, многолетних овощах, плодовых кустарниках, а также на исторической и современной этноботанике Северо-Запада.

 

Яван Керби Бернанкевич

Яван Керби Бернанкевич работал в США, Канаде, Кении, Уганде, Кубе и отдаленной Монголии. Он специализируется на геоморфологическом дизайне, сборе дождевой воды, многолетних системах, а также на оценке бизнеса и дизайне. Джаван является редактором-консультантом журнала Permaculture Magazine в Великобритании и Северной Америке, а также автором журнала Urban Farm, Communities and Permaculture Magazine.

Тао Орион

Тао Орион работает в области пермакультуры более 15 лет и специализируется на проектах пермакультуры на Западном побережье. Она специализируется на реставрации, системном мышлении и дизайне, управлении приусадебными и небольшими фермами, лесном хозяйстве, этноэкологии и этноботанике. Она является автором книги «За пределами войны с инвазивными видами: пермакультурный подход к восстановлению экосистемы».

Нил Бертрандо

Нил обогащает биорегионы и развивает экологию. Он имеет ученые степени в области биологии и наук об окружающей среде. Он является владельцем RT Permaculture, экологической дизайнерской и образовательной фирмы, специализирующейся на эффективных и регенеративных ландшафтах. Он является частью группы преподавателей пермакультуры OSU с 2014 года и имеет более чем десятилетний опыт работы в области экологического проектирования и восстановления водоразделов. Нил привносит ряд навыков в свои проекты, включая садоводство, ирригацию, сбор воды, борьбу с эрозией и небольшие фермы. разработка. Проекты Нила обычно включают интегрированные системы агролесоводства для сбора воды, приусадебные производственные сады с продлением сезона, среду обитания медицинских опылителей и восстановление окружающей среды.

Джейми Уоллес

Джейми Уоллес работал в основном в районе Ванкувера в Британской Колумбии, Канада. Он специализируется на пермакультурном ландшафтном дизайне городской, земельной и коммерческой недвижимости; услуги по установке и управлению проектом; проектирование и установка сбора дождевой воды; и размножение растений.

Келда Миллер

Келда Миллер работала на Тихоокеанском Северо-Западе, в Оклахоме, Гаити, на Кубе и на Гавайях. Она специализируется на создании региональных сетей пермакультуры и мероприятий; планирование пермакультуры применительно к городскому планированию пешеходной доступности и муниципальным кодексам; работа против угнетения, связанная с пермакультурой; и совместное садоводство.

Карен Тейлор

Карен Тейлор работает в области пермакультуры более 20 лет и работала в Орегоне, Аризоне, Нью-Мексико и Северной Калифорнии. Она специализируется на проектировании и установке систем сбора дождевой воды; проектирование и монтаж систем водоотведения; альтернативные технологии; социальное лесное хозяйство; комплексный уход за садом; геодезия и приусадебный участок; здоровый дизайн дома; организация курсов и мероприятий; а также наставничество и коучинг.

Дж. Р. Морган

Дж. Р. Морган занимался пермакультурой в Орегоне, Зимбабве и Пуэрто-Рико. Он специализируется на органическом садоводстве и производстве продуктов питания, уходе за растениями, сборе воды и городской пермакультуре. Он также обладает обширными знаниями и опытом работы в качестве педагога в области экологического ландшафтного дизайна, деревообработки и экологической справедливости.

Джесси Блум

Джесси специализируется на дизайне пермакультуры на северо-западе Тихого океана. Она специализируется на экологическом дизайне, интеграции животных и проектировании систем, а также на гидрологии и проектировании водных систем. Она также обладает значительными знаниями и опытом в области выращивания многолетних пищевых продуктов и выращивания растений, пермакультуры и травничества. Кроме того, она работает над заботой о людях посредством обучения, основанного на информации о травмах, а также над созданием священного пространства.

Саншайн Роуз

Саншайн Роуз Клеймор — мать из резервации Стэндинг Рок. Выпускница Колледжа Сидящего Быка со степенью бакалавра наук об окружающей среде стремилась лучше понять естественные процессы на нашей планете. Недавно заняв должность координатора пермакультуры и пищевых систем в NDSU и координатора по управлению регенеративными землями в Earth Activist Training, экологическое образование наряду с проектированием систем было давней страстью.

6 Карты для дизайна участка пермакультуры

Процесс проектирования эффективного участка похож на сборку пазла. Нарисовав эти шесть карт, вы можете создать дизайн пермакультуры, который максимизирует ваши усилия для сада, ландшафта или всего участка, не требующего особого ухода.

Эта страница может содержать партнерские ссылки. Пожалуйста, прочитайте мое раскрытие для получения дополнительной информации.

Пермакультура — это система создания экологически безопасных сельскохозяйственных ландшафтов. Цель состоит в том, чтобы работать с природой, не требуя особого ухода и обеспечивая высокую производительность.

Подробнее: Что такое пермакультура? Проектирование устойчивого сада

Проектирование участка пермакультуры представляет собой многоэтапный процесс, который начинается с наблюдения за ландшафтом и заканчивается определенным набором пассивных и активных наблюдений . Во-первых, вы можете ознакомиться с тем, как использовать силу пассивного наблюдения с помощью упражнения из 10 шагов.

В этой статье мы сосредоточимся на активном наблюдениях, рассмотрев шесть основных карт для рисования. Вы узнаете, как собирать данные о своем участке с помощью исследований и наносить их на физические карты собственности.

Эти карты дают вам визуальное представление обо всех точках данных, которые могут повлиять на проектные решения, и являются основой дизайна пермакультуры. Они помогают вам продумать множество возможных сценариев и результатов, прежде чем вы примете определенные стратегии или концепции. Работая с уникальными характеристиками вашего сайта, вы сможете более легко достичь своих целей.

Рисовать карты просто дополнительная работа?

Лично я занимаюсь дизайном пермакультуры уже более 10 лет, и у меня есть довольно хорошее представление о том, как я хочу, чтобы мой новый домашний сайт выглядел, когда я закончу его разработку. Так что вы могли бы подумать, что я смогу пропустить всю эту чепуху и просто копнуть глубже.

Но я этого не сделал. Я все равно нарисовал все карты. Я не пропускал ни шага, даже когда хотел.

И знаете что? В процессе я обнаружил некоторые вещи — вещи, о которых я бы не подумал, пока не стало слишком поздно, вещи, которые стоили бы мне много времени, чтобы вернуться и исправить.

Поверьте, если вам кажется, что рисование карт — пустая трата времени, то это не так. Но вы никогда не узнаете, пока не попробуете. 🙂

Если вы хотите пройти курс дизайна пермакультуры, вот несколько советов.

Пермакультура похожа на выпечку печенья.

То, как мы соединяем компоненты в дизайне, определяет, будет ли он работать.

Например, если вы хотите испечь печенье, сначала вы найдете рецепт (дизайн). Создатель рецепта продумал всевозможные сценарии — какие ингредиенты (компоненты) включать, сколько каждого и в каком порядке их добавлять.

Если следовать рецепту, то обычно получается вкуснейшее печенье.

Мы все готовили рецепты и по ошибке делали шаги не по порядку. Иногда мы даже случайно пропустили ингредиент (компонент). В большинстве случаев это приводит к катастрофе, и все наши усилия (и стоимость ингредиентов) оказываются напрасными.

Иногда приходится тратить кучу дополнительного времени на исправление того, что пошло не так, или начинать заново.

Возможно, это не лучший пример, потому что даже испорченное печенье обычно бывает очень вкусным. Но Вы получаете идею! 🙂

Когда вы начинаете с дизайна (рецепта), это просто отправная точка, но это важная отправная точка. В этом суть дизайна сайта пермакультуры.

Погрузившись в работу, вы можете обнаружить, что, пропуская шаг или комбинируя шаги, вы можете сделать работу более эффективной. Но без стартового дизайна сайта вы просто его накручиваете, а это может привести к напрасной трате времени и/или других ресурсов.

Устали от общих советов по дизайну пермакультуры, которые вы не можете применить к своим конкретным целям?  Если да, ознакомьтесь с моей Программой дизайна пермакультуры и получите инструменты и поддержку, необходимые для создания и реализации собственного дизайна пермакультуры.

6 основных карт для рисования при проектировании участка пермакультуры

Эти шесть карт необходимы для разработки проекта пермакультуры, отвечающего вашим потребностям:

  1. Базовая карта
  2. Карта солнца
  3. Карта сектора
  4. Карта зоны
  5. Генеральный план
  6. Карта воды

Ниже я подробно расскажу о каждом из них.

Найм профессионального дизайнера вместо самостоятельного

Наем дизайнера может быть отличным способом поделиться идеями с опытным профессионалом и получить в процессе профессионально разработанные карты. Если вы хотите нанять профессионального дизайнера, который сделает эту работу за вас, сначала прочтите это.

Сделай сам

У меня довольно низкий уровень технологий, поэтому я рисовал свои карты вручную. Я считаю, что это самый доступный способ создания карт. Почти каждый может рисовать на бумаге!

И наоборот, технически подкованные люди смогут создавать карты на компьютере. Это позволяет легко перемещать компоненты, когда вы экспериментируете с их размещением, или нажимать «отменить», если вы ошиблись. Если вы хорошо знаете компьютерную программу, вы довольно быстро создадите карты.

Чтобы изменить свое мнение о дизайне на бумаге, вам придется рисовать его снова и снова.

Важно, чтобы вы следовали процессу, чтобы учитывать основные факторы дизайна участка пермакультуры.

Часто задаваемый вопрос: Могу ли я использовать этот процесс, если я уже начал разработку своего сайта?

Да! Вы можете выполнить эти шаги, как если бы ваш сайт не был разработан, чтобы увидеть, насколько (или отличается ли) он от того, что у вас есть в настоящее время. Или вы можете отобразить свой сайт как есть и улучшить, используя существующее размещение компонентов. Все зависит от того, насколько постоянными являются существующие компоненты.

В любом случае карты могут помочь вам рассмотреть изменения, которые вы могли бы внести, чтобы сделать существующий участок более эффективным, биоразнообразным и не требующим особого обслуживания.

Начнем!

Этап предварительного проектирования: сбор карт вашего сайта

Прежде чем рисовать 6 основных карт, вам нужно получить несколько существующих карт вашего сайта, чтобы использовать их. Мне очень помогли карты Google. Я также бесплатно получил карты от моего местного округа охраны почв и водных ресурсов штата Огайо (министерство сельского хозяйства), а также от отдела лесного хозяйства штата Огайо (департамент природных ресурсов).

В каждом штате разные услуги, предлагаемые населению, и, действительно, для иностранных читателей вам придется немного покопаться, чтобы найти хорошие карты.

Вот карта, которая оказалась наиболее полезной для моего участка пермакультуры и этого упражнения:

Это контурная карта (необходима для этого упражнения).

Методом проб и ошибок я увеличил это до полного размера листа бумаги 8,5 x 11. Это будет работать в вашу пользу, если вы сможете сделать то же самое. Отредактировано для добавления: Недавно я научился импортировать изображения в Notes на iPad, и на нем очень легко «рисовать» и сохранять изображение в качестве карты.

Хотели бы вы выращивать еду у себя во дворе, не жертвуя привлекательностью? Ознакомьтесь с моим мини-путеводителем, Съедобный пейзаж, вдохновленный пермакультурой .

#1: Базовая карта для проектирования участка пермакультуры

Базовая карта является отправной точкой перед обустройством участка для сельскохозяйственных целей.

Чтобы получить свою базовую карту, я наложил кальку на изображение выше и обвел контур участка, а также основные неподвижные элементы, такие как дом, подъездная дорога и ручей.

Укажите север (если вы находитесь в северном полушарии), а также шкалу расстояний.

С этой отправной точкой вы можете провести мозговой штурм о том, как лучше всего использовать это пространство.

Вот моя базовая карта, моя отправная точка:

Это моя базовая карта.

#2: Карта солнца для дизайна пермакультуры

Чтобы спланировать участки для выращивания продуктов питания, вам нужно найти самые солнечные места, а также тени.

Хотя вы можете сделать некоторые предположения, просто наблюдая, картографирование может привести к удивительным открытиям. Например, я обнаружил, что у меня на заднем дворе немного больше солнца, чем я думал.

Нанесите на карту области полного солнца (6+ часов), частичного солнца (3–6 часов) и полной тени (менее 3 часов) в день летнего солнцестояния (21 июня в северном полушарии).

Вот два низкотехнологичных способа нанести на карту солнце без какого-либо оборудования или устройств:

  • Как отслеживать тени, чтобы выбрать лучшее место для своего сада
  • Картографирование Солнца 101

Я использую на своем смартфоне приложение Sun Seeker (доступно для iPhone или Android). С помощью этого приложения я могу видеть из любого места, где именно будет солнце на небе во время любого из солнцестояний или равноденствий.

Я использовал 11 точек во дворе, чтобы точно определить, где я получу полное солнце или полную тень. Я измерил каждую точку и ее расстояние от дома. Наличие другого человека для управления другим концом рулетки очень помогает. Затем я нанес эти расстояния на карту.

Вот как получилась моя карта солнца:

Моя карта солнца

Хотите узнать больше об использовании пермакультуры для улучшения биоразнообразия вашего сада, сокращения расходов на обслуживание и увеличения урожайности?

Вы найдете множество подобной информации в моей отмеченной наградами книге The Suburban Micro-Farm .

#3: Карта секторов для дизайна пермакультуры

Секторы — это те элементы, над которыми у вас нет большого контроля. Вы можете усиливать или перенаправлять их, но обычно вы не можете покончить с ними всеми вместе.

Некоторые примеры (в произвольном порядке):

  • Контур : Горизонтальные линии говорят нам, где склоны земли и куда гравитация направляет воду в сток.
  • Ветер : Мы не можем помочь, откуда дует ветер, но мы можем защитить его.
  • Шум : Большинству из нас приходится иметь дело с каким-то шумом, который находится вне нашего контроля, например шумом дороги или соседом с тявкающей собакой.
  • Солнечный свет : Включите эффекты соседних деревьев, а также свои собственные.
  • Снег/огонь : Если они являются обычным явлением для вас, наметьте, откуда они могут исходить, чтобы вы могли смягчить их эффекты.
  • Дикая природа : Нанесите на карту образцы дикой природы, которые представляют собой серьезные проблемы. Я нанес на карту самый популярный маршрут оленя на моей карте ниже.
  • Наводнение/дренаж : продемонстрируйте, как вода перемещается по вашему участку в соответствии с изолиниями и сезонными наводнениями.
  • Просмотры/Конфиденциальность : Отметьте, где вы хотели бы улучшить или сохранить насаждения конфиденциальности, и где вы можете улучшить красивые виды.
  • Преступление : Откуда могут прийти воры или незваные гости? Некоторые компоненты могут помочь уменьшить угрозу.
  • Загрязнение воздуха/воды/света : Сосед с прожектором, соседний фермер, который опрыскивает свой урожай и т. д.

Выявление этих секторов может помочь вам провести мозговой штурм, чтобы свести к минимуму их воздействие или найти способ превратить проблему в преимущество (т. сторону забора).

Наносите на карту только те сектора, которые важны для вашего сайта.

Вот посмотрите на мою карту сектора:

Карта моего сектора

#4: Карта зон для дизайна участка пермакультуры

Зоны помогают нам думать о том, как использовать различные области участка для выращивания, сидения, хранения материалов , и т. д.

Зоны пермакультуры варьируются от 0 до 5, при этом нулевая зона находится внутри дома, а зона 5 находится дальше, в нетронутой дикой природе.

Количество зон на участке пермакультуры зависит от того, насколько он велик и как расположен. Хотя на участке может быть до пяти зон, например, исходная ферма «Десять акров» на 0,10 акра включала только зоны один и два.

Ниже приведен примерный план использования зон. Зона:

  • 1 : Ближайшая к дому и наиболее интенсивно используемая площадь. Там, где ведется интенсивное садоводство; где дорожки ведут к дверям.
  • 2 : Немного дальше от дома, но по-прежнему является неотъемлемой частью повседневной жизни. Мелкий домашний скот, съедобные многолетники, компост и т. д.
  • 3 : Еще дальше, регулярно посещаются компоненты, не требующие особого внимания: основные культуры, сады, пастбища.
  • 4 : Граничит с дикой природой: управляемые лесные угодья для выращивания древесины, выращивания орехов, кормления, дикой природы, выпаса крупного рогатого скота.
  • 5 : Дикая природа без вмешательства человека: Дикая природа свободно передвигается, люди отправляются на тихую передышку или на охоту.

Зоны изменчивы и адаптируются к уникальным характеристикам каждого объекта.

Например, моя новая усадьба, Ферма Десятого акра в Твистед-Крик, занимает чуть более 3 акров. Он включает в себя все пять зон. Склон и лес делают большую его часть непригодной для застройки (зоны 4 и 5).

С другой стороны, другой участок площадью 3 акра, ровный, расчищенный и скошенный, не будет иметь всех пяти зон, если только некоторые из участков не будут преднамеренно восстановлены или оставлены дикими.

Вот как выглядит моя карта зон:

Моя карта зон.

Хотели бы вы получать вкусные урожаи, сотрудничая с природой? Ознакомьтесь с моим мини-путеводителем, Огород, вдохновленный пермакультурой .

№5: Генеральный план (карта) дизайна участка пермакультуры

Генеральный план — это ваше долгосрочное видение вашего участка. Это кульминация ваших наблюдений и открытий на предыдущих картах.

Мастер-план Шаг A:

Составьте список всего, что вы хотите включить в дизайн вашего участка пермакультуры. Это будет все, от огорода до компоста и курятника: реалистичные вещи, которые вы действительно хотите.

Мастер-план, этап B:

Поместите кальку на базовую карту и поэкспериментируйте с размещением компонентов из этапа A на своем участке. Это называется схематический дизайн. Не беспокойтесь о том, чтобы сделать это правильно — вот почему вы используете кальку.

Нарисуйте не менее четырех различных схем, каждый раз располагая компоненты в разных положениях или местах.

Раздвинь границы возможного. Часто случаются моменты «ага». Есть ли в первой зоне солнечное место, где можно разместить огород, о котором вы раньше не думали? Можно ли перевернуть сарай, чтобы сделать его более доступным из сада или оставить место для теплицы?

Окончательная карта генерального плана

Решите, какие идеи будут наиболее практичными, эффективными и не требующими особого ухода. Окончательный дизайн сайта обычно представляет собой гибрид идей из четырех схематических проектов на шаге B выше. Продолжайте работать, пока не будете удовлетворены макетом, затем набросайте его на бумаге для окончательного мастер-плана.

Генеральный план — это ваше общее видение. Он показывает такие компоненты, как пищевой лес, но не покажет, что именно вы собираетесь там выращивать. Эти подробности позже.

«Окончательный» генеральный план на самом деле не является окончательным.

Скорее, это отправная точка для создания экологически чистой, продуктивной усадьбы, не требующей особого ухода.

Лучший способ увидеть генеральный план в действии — взглянуть на мой:

Мой генеральный план фермы «Десять акров» в Твистед-Крик.

Как видите, я создал удобный «центр активности» рядом с огородом, который включает в себя множество полезных конструкций и доступ к материалам. Сгруппировав их вместе, вы сэкономите время. Хотя я бы хотел разместить пищевой лес рядом с этой рабочей зоной, но на заднем дворе не было достаточно солнца, чтобы вместить его.

Поэтому я поставил его во дворе на опушке леса, где много солнечного света. Его не будут посещать так часто, как огород, поэтому я решил переместить пищевой лес подальше от «центра активности».

#6: Водная карта для дизайна участка пермакультуры

Здесь вы должны стратегически подумать о воде на своем участке: откуда она берется и куда уходит? Можете ли вы захватить его и пассивно орошать растущие участки? Можно ли использовать воду с крыши?

Золотое правило: всегда сначала создавайте водную инфраструктуру. В противном случае вы будете тратить много времени на полив вручную, что неэффективно и не требует минимального обслуживания.

Вот посмотрите на мою карту воды:

Моя карта воды.

С огородом на моем заднем дворе будет сложно справиться с водой. Это потому, что в задней части дома нет крана для воды. Ближайший кран находится в 180 футах, а это много шланга!

К счастью, я планирую это упражнение. Два водосточных желоба на ближайшем к саду доме могут направлять воду в низину наверху огорода. Это 2500 галлонов пассивной самотечной воды в год, что может значительно сократить работу и инфраструктуру водоснабжения.

В районе садового сарая я буду собирать воду с крыш различных строений в емкости и направлять перелив через одну трубу в садовую низину. Я также отметил, где в моем мире грез я бы добавил проточную воду в сарай через кран.

Эта карта была особенно ценна для меня, потому что я не мог решить проблему отсутствия крана возле сада. Как только я вытащил его, я увидел возможность пассивно направлять воду в сад с крыш дома и небольших построек.

Узнайте больше о пермакультурных болотах.

Резюме

Требуется время, чтобы продумать этот процесс и составить карты, которые приведут к генеральному проекту участка пермакультуры. Однако, как и при сборке пазла, окончательные результаты чрезвычайно удовлетворяют, вдохновляют и успокаивают.

Вам больше не нужно беспокоиться о том, стоят ли ваши усилия на ферме. Ваша общая картина — это преднамеренный план работы по созданию экологически чистой усадьбы с низким уровнем обслуживания, спроектированной пермакультурой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *