Ландшафтный дизайн участка в Cмоленске — заказать у компании «ДивоСад»
Услуги ландшафтного дизайна от компании «ДивоСад»
В компании «Дивосад» вы можете заказать ландшафтный дизайн участка, который будет выполнен в соответствии со всеми требованиями и пожеланиями клиента. Специалисты приступают к работе только после того, как заказчик изучил и внес все правки в проект. Чтобы иметь представление о том, как будет выглядеть участок после выполнения работ, используется 3-D визуализация.
Мы предлагаем своим клиентам следующие виды услуг:
- Исследование участка – анализа почвы, рельефа, особенности месторасположения
- Проектирование – с заказчиком согласуются виды объектов и их размещение на участке
- Монтаж инженерных систем
- Благоустройство участка – оформление тропинок, газонов, фонтанов, скульптур, зон отдыха и т.
- Озеленение – высадка любых растений и деревьев по желанию заказчика
Стоимость ландшафтного дизайна
Для оформления ландшафта на участках своих клиентов компания «Дивосад» не привлекает посредников и сторонних подрядчиков, что позволяет самостоятельно формировать цены на услуги. Мы поможем создать уникальный проект, который позволит создать максимально привлекательную и уютную территорию вокруг коттеджа или дачи.
На стоимость ландшафтного дизайна влияют следующие факторы:
- Площадь и конфигурация участка
- Сложность рельефа
- Степень изменения геопластики участка:
- Глубина залегания грунтовых вод
- Угол наклона участка
- Состав рабочего проекта
- Стоимость материалов, необходимых для проведения всего комплекса ландшафтных работ
- Вид выбранной заказчиком системы автополива
- Состав высаживаемых растений
Убедиться в профессионализме сотрудников компании «Дивосад» можно, изучив портфолио. Также на нашем сайте вы сможете почерпнуть идеи для оформления ландшафта вашего участка.
Для заказа ландшафтного дизайна участка в Смоленске, звоните по контактному номеру телефона +7 (4812) 400-262 или лично приезжайте в наш офис.
Примерные цены можно увидеть в разделах услуг или позвоните.
Ландшафтный дизайн участка в Смоленске
Мероприятия, связанные с озеленением и благоустройством территории, классифицируют как ландшафтные работы. В начале работ формируется план действий, в соответствии с которым разрабатывается индивидуальный дизайн-проект. Проводится планировка территории, применительно к рельефу ландшафта, обустраивается дренажная система, участок очищается от дикой растительности и подготавливается к работе, проект выносится в натуру. Наша компания «Смоленск-ДомСтройПрофи» давно находится на строительном рынке и имеет большой опыт строительства домов под ключ с благоустройством территории участка.
- Геопластика рельефа;
- Создание искусственных водоёмов;
- Мощение дорожек;
- Озеленение территории (посадка растений, укладка газонов, создание цветников и миксбордеров).
- Геологическая пластика и Лэнд-арт
Далеко не всегда рельеф участка соответствует разработанному дизайнерами проекту, в таких случаях, используются схемы, позволяющие добиться его искусственного изменения, подобные технологии носят название — геопластика.
- Подпорные стены;
- Лестницы;
- Террасы;
- Каскадные построения;
- Валы;
- Амфитеатры;
- Холмы и горы.
Подпорные стенки позволяют с высокой эффективностью изменять ландшафт, с их помощью выравниваются склон, осуществляется борьба с эрозийными процессами, происходящими в почве и разрушающими структуру участка.
Если участок располагается на склоне, то осуществляется его террасирование.
Террасы — это горизонтальные ступени, создаваемые при помощи подпорных стенок, которые в данном случае призваны воспрепятствовать размыванию грунта. Благодаря использованию террас, на склоне становится возможным высевание газонов, обустройство гравийных садов, огородов и даже небольших водоёмов.
Мощение дорожек и создание искусственных водоёмов
Ландшафтное строительство немыслимо без обустройства дорожек, которые помимо практической функции, имеют декоративное назначение. Покрытие должно подчёркивать красоту усадьбы, чаще всего отдают предпочтение следующим материалам: натуральный камень, брусчатка, клинкерный кирпич, плитка.
Искусственные водоёмы являются неотъемлемым элементом ландшафта, так как способствуют улучшению микроклимата и доставляют дополнительное эстетическое наслаждение. Сегодня возможно разбить на участке пруд, сделать небольшое озеро или даже, декоративный бассейн. Питание озера осуществляется посредством грунтовых и поверхностных вод, соблюдается специальная технология, препятствующая возникновению в воде личинок насекомых и быстрому зарастанию берегов растительностью.
Профессиональное озеленение территории
Озеленение территории является одним из важнейших этапов работы дизайнера, так как именно растительность позволяет придать участку неповторимый вид. Осуществляются работы, связанные с высадкой кустарников и деревьев, обязательно создаются многолетние и однолетние цветники.
Наиболее популярны следующие элементы:
- Альпийская горка и рокарий;
- Миксбордер;
- Живая изгородь.
Альпийская горка — это сегмент участка, на котором создаются условия для выращивания растений, ареалом обитания которых является одноимённая горная гряда.
Рокарий представляет собой каменистый сад, здесь принято выращивать вересковые, низкорослые кустарники, а также подушковидные и стелющиеся растения, которые эффектно располагаются между крупными булыжниками. Укладывать камни можно параллельно друг другу или же хаотично.
Миксбордер представляет собой цветник вытянутой формы, при этом растения смешиваются в таком порядке, что период цветения одних видов совпадает со временем увядания других представителей флоры. Благодаря этому создается непрерывное цветение круглый год.
Озеленение участка немыслимо без живой изгороди, которая может является эффектной разделительной полосой между сегментами усадьбы, а может служить и внешней оградой. Преимущественно, изгородь создаётся из деревьев, часто используются кустарники, высаживаемые плотными рядами, которые имеют равную высоту.
Уход за растениями и анализ почвы
Поскольку разработанный дизайн-проект, состоит из множества элементов, необходимо обеспечить безопасность растений, тем самым гарантировав их быстрый и беспрепятственный рост. Делается это двумя методами, а именно посредством обработки растений и проведением анализа почвы.
Используется несколько эффективных методик, позволяющих оценить состояние почвы:
- Выявления уровня гигроскопической влаги;
- Определения объёмов минеральных веществ;
- Обнаружение азота;
- Состав и объёмы перегноя;
- Уровень карбонатов;
- Содержание в почве углекислот.
По их результатам создается план внесения органических и минеральных удобрений, необходимых для роста, активного бурного цветения и плодоношения. Обработка растений также является важным аспектом ухода. Выполняется она в определённые периоды, например, до распускания почек, в процессе цветения или плодоношения.
Если в семье есть дети, то на обширной территории, есть смысл создания для них игровых и спортивных площадок. Учитывая возраст ребёнка, на территории с соблюдением техники безопасности монтируются тренажёры, устанавливается инвентарь для игр и активного образа жизни.
Полноценное обустройство участка осуществляется профессионалами, способными учесть все особенности местности. Наша компания «Смоленск-ДомСтройПрофи» имеет в своем штате высококвалифицированных ландшафтных дизайнеров, которые преобразят территорию вашего участка.
Садоводство и ландшафтный дизайн в вузах Смоленска: профиль бакалавриата
Садоводство и ландшафтный дизайн, Смоленск: проходные баллы, минимальные баллы, экзамены, в каких вузах учат, стоимость обучения, вступительные экзамены
Сводная информация
Проходной балл: от 108
Мест: 18
Сводная информация
Проходной балл: от 99
Мест: 40
Стоимость: от 35000
Параметры программы
Квалификация: Бакалавриат;
Язык обучения: Русский;
На базе: 11 классов;
Курс: Полный курс;
Города: Смоленск;
Варианты программы
В вузах Смоленска данную программу преподают в 2 вариантах.Посмотрите их
О программе
Область профессиональной деятельности бакалавров включает: исследования и разработки, направленные на решение комплексных задач по организации и производству, хранению и первичной переработки продукции плодовых, овощных, лекарственных и эфиромасличных культур, винограда; проектированию, озеленению и эксплуатации садово-парковых и ландшафтных объектов; созданию новых сортов и разработке технологий выращивания садовых культур.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: плодовые деревья, плодово-ягодные кустарники, декоративные, овощные, лекарственные культуры, виноград и их сорта, генетические коллекции садовых растений, селекционный процесс, вредные организмы и средства защиты растений от них, технологии производства продукции садоводства, садово-парковые ландшафты, почва и её плодородие, сады и виноградники, культивационные сооружения для выращивания садовых культур.
Вы научитесь:
- проводить оценку агроландшафтов, определённых под овощные, плодовые, лекарственные, декоративные и эфирномасличные культуры;
- по морфологическим признакам определять различные культуры;
- подбирать породы, виды и сорта растений в зависимости от агроэкологических условий;
- внедрять передовые технологии производства посадочного материала, семян разных гибридов и сортов садовых культур;
- определять формы, виды и дозировку удобрений;
- применять технологии защиты культурных садовых, овощных, лекарственных растений, виноградников от вредных организмов и неблагоприятных метеорологических условий;;
- осуществлять обработку продуктов садоводства и закладку на хранение;
- применять энерго-ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии выращивания конкурентоспособной, качественной продукции садоводства;
- разрабатывать бизнес-планы по производству садоводческой продукции и другое.
В рамках данной программы вы будете изучать следующие дисциплины:
- Ботаника и физиология растений
- Основы агрономии
- Основы животноводства и пчеловодства
- Основы механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства
- Микробиология, санитария и гигиена
- Основы аналитической химии
- Метрология, стандартизация и подтверждение качества
- Экономика отрасли
- Основы предпринимательской деятельности
Дизайн — Смоленск и Смоленская область
Дизайн частных и общественных интерьеров. Полный комплект рабочих чертежей, авторский надзор, подбор материалов. Предпроектное предложение — бесплатно.- г. Смоленск
- 8 (920) 330-04-55
- г. Смоленск, ул. Крупской, 30Б, офис 3
- 8 (4812) 69-12-22
- г. Смоленск, ул. Нахимова, д. 2
- +7 (4812) 56-61-76
- Смоленск
- +7 (920) 317-28-20
- Смоленск, ул. Красина, 2А
- +7 (4812) 29-46-09
- Смоленск
- +7 (919) 045-16-36
- Смоленск, Октябрьской революции, 9
- +7 (908) 286-78-08
- г. Смоленск
- +7 (920) 313-94-74
- г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д.30а
- 8 (4812) 35-84-74
- г. Смоленск, 2-й Рославльский переулок, 14Б
- +7 (951) 710-96-29
- г. Смоленск, ул. Докучаева, д. 4
- +7 (4812) 32-65-20
- г. Смоленск, ул. Твардовского, д. 16
- 8 (4812) 31-06-67
«Школа дизайна»
Содержание программы.
1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с детьми, с традициями ДДТ и творческого объединения. Проведение инструктажей: вводного, по ПТБ, ПДД. Введение в программу. Знакомство с содержанием программы. Просмотр работ выпускников. Знакомство с соответствующей литературой, наглядными пособиями.
2. Дизайн.
Теория. Ознакомление с темой » Дизайн». Рассказ о дизайне изделий: мебели, коллекции одежды, компьютера, офиса, ткани, посуды и т. д.
Практика. Упражнения.
Формы подведения итогов. Демонстрация эскизов.
3.Фитодизайн.
Теория. Виды растительного материала. Технология засушивания растений. Область применения растений в фитодизайне. Композиции. Язык цветов.
Практика. Подготовка растений к работе. Разработка эскизов, работа с фоном, основой, раскладка засушенного материала, изготовление композиции. Оформление в рамку. Составление стильных букетов. Флористическое оформление. Оформление интерьеров из сухоцветов.
Форма подведения итогов. Выставка.
4. Ландшафтный дизайн.
Теория. Дизайн открытого пространства. Ознакомление с моделированием рельефа–геопластикой. Правила планировки открытого пространства. Дизайн клумбы с учетом вегетации растений.
Практика. Разработка эскизов, схем, рисунков. Творческая работа над геопластикой. Минимакеты.
Формы подведения итогов. Выставка эскизов, зарисовок, минимакетов.
5.Архитектурный дизайн. Интерьер.
Теория. Ознакомление с понятием интерьер. Функция, комфорт, эстетика в современной архитектуре. Факторы интерьера: освещение, цвет, звук.
Практика. Разработка эскизов, чертежей. Построение перспективы интерьера. Развертки стен, потолка, пола. Выбор техники (отмывка, размывка, графика). Исполнение в цвете.
Форма подведения итогов. Выставка работ.
6.Скульптура – как стиль оформления интерьера.
Теория. Ознакомление со скульптурой. Гармония, эстетика в оформлении интерьера. Виды лепки. Технология изготовления панно, картин, сувениров.
Практика. Разработка эскизов. Изготовление сувениров, панно, картин. Декорирование, роспись, сушка, обжиг, лакирование изделий.
Форма подведения итогов. Выставка лепных изделий.
7.Разработка и реализация проектов.
Теория. Ознакомление с понятием творческий проект. Художественный рисунок, архитектурный чертеж, генплан, пояснительная записка, смета – составляющие проекта. Основы, необходимые, для проектирования.
Практика. Разработка художественного рисунка, архитектурного чертежа, генплана, составление пояснительной записки, сметы расходов для практической реализации проекта.
Форма подведения итогов. Выставка творческих проектов.
8. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов за учебный год.
Яркие краски делают жизнь лучше! — Экономика
Эксперт АО «Монолит» — о достоинствах цветного щебня и особенностях его использования в ландшафтных и оформительских работах
Применение гранитного щебня при производстве железобетонных изделий позволяет делать продукцию долговечной и прочной. В дорожном строительстве гранитный щебень является залогом надежной и крепкой дороги. По этой причине без щебня сегодня сложно представить любую строительную площадку. Однако щебень — прекрасный материал в дизайне.
Щебень, окрашенный яркими цветами — это доступный и экологически безопасный материал, который имеет ряд преимуществ:
1) он не мешает воздухообмену почвы;
2) он красив и хорошо смотрится при любой погоде;
3) он помогает скрыть любой сложный или неприглядный участок земли.
«Для производства цветного щебня мы используем красящий пигмент, который устойчив к внешним факторам и одновременно нетоксичный, абсолютно безвредный для почвы и растений. Поэтому без тени сомнения используйте его на садовых клумбах, детских площадках, для художественно оформленных надписей на земле»,- поясняет первый заместитель генерального директора АО «Монолит» Сергей Пехтерев.
Декоративный крашеный щебень, используемый для ландшафтного дизайна, устойчив к морозам и солнечным лучам. Цветной щебень — это не только гармоничное сочетание цвета, но и практическое применение. Он поддерживает водный баланс в почве, свободно пропускает влагу, при этом способствует ее сохранению и не дает выветриться. Технология укладки разноцветного камня с применением пленки не дает сорнякам разрастаться. Достаточно постелить на почву пленку, а сверху насыпать декоративный щебень. Щебень, по желанию, можно выкладывать в разных стилях. Он прекрасно смотрится в сочетании с белым гравием.
Использовать цветной щебень можно и для декорирования домашних цветов. Завод «Монолит» производит щебень любых цветов, по желанию клиента.
Сделайте свои будни яркими!
на правах рекламы
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Мы будем Вам благодарны!
204038204038
Сейчас читают:
Ландшафтный дизайн в Смоленске и Смоленской области
Специалисты компании «СтроимДоМ» создадут и реализуют для вас индивидуальный ландшафтный проект с учетом ваших предпочтений, сильных и слабых сторон участка, архитектуры дома и выбранного стиля, климатических условий или выполнят работы по вашему проекту на объектах в Московской, Тверской, Владимирской, Тульской, Калужской, Рязанской, Новгородской и других ЦФО.
Преимущества компании «СтроимДоМ»
- Более чем 20-летний опыт работы
- Всегда оптимальные цены
- Выполнение проекта в короткие сроки
- Специалисты высокого уровня, с фантазией, любящие свою работу
- Экологичные материалы, устойчивые к внешним факторам
- Комплексный подход к выполнению ландшафтных работ
Дизайнерское решение команды «СтроимДоМ» (Смоленск) позволит выделить и оформить функциональные зоны придомовой территории, гармонично соединить ваш дом с окружающим пространством и создать уникальный архитектурно-природный ансамбль.
Наша компания специализируется на изготовлении деревянных элементов и конструкций для ландшафтного дизайна. Декоративные объекты природного происхождения позволят создать уютную атмосферу, отлично благоустроят пространство и подчеркнут эстетику растительных компонентов.
«Есть несколько способов создавать красивый ландшафтный дизайн:
лучший из них — поручить это дело профессионалу»— Карел Чапек
Мы изготовим и установим на вашем участке такие деревянные конструкции как:
- Беседки
- Скамейки
- Качели
- Детские городки
- Декоративные заборы
- Фигурные ограждения
- Ворота
- Калитки
- Арки
Заказать проект/работы по ландшафтному дизайну, запросить смету или задать вопросы можно нашим специалистам в Смоленске и Смоленской области по телефону +7 (980) 624-24-24, электронной почте или через онлайн-форму на нашем сайте.
Путеводитель по Смоленску — Жемчужное ожерелье Святой Руси
Перед тем, как приехать в наш город, предлагаем вам подумать о месте вашего проживания в Смоленске. Смоленская епархия предлагает льготное размещение в общежитии Катынского мемориального комплекса или в гостинице Смоленского государственного университета. Также можно обратиться в паломнический центр епархии, где вам предложат услуги гида. Более подробную информацию о необходимой гостинице Вы можете уточнить по телефону: +7 (4812) -24-08-15
.Пролог
В то время, когда столицы и другие крупные города теряют свой исторический облик под видом монолитных зданий и становятся международной железнодорожной станцией для представителей бизнеса, провинции — единственные, в которых сохранились следы прошлых эпох.На самом краю нашего государства, как и прежде, старый солдат хранит свой ключ к сердцу нашей страны, и его имя — город-герой Смоленск. Придя к нему в гости, можно послушать его солдатские сказки, в которых чувство печали и гордости за наших предков разделяет сердца слушателей пополам. Смоленск гостеприимный хозяин и не откажет вам в еде и ночлеге, покажет вам храмы и монастыри, которые не раз давали ему духовную силу в тяжелые годы.
В нашем городе можно окунуться в настоящую колыбель времени, посетив церкви-свидетели домонгольской Руси, прогулявшись по Крепостной стене, смело выдержавшей осаду грозного Сигизмунда III, а затем поклонившись воинам Великая Отечественная война у многочисленных памятников нашего города. Фронтовые рассказы храброго солдата Василия Теркина, ведущего веселые беседы со своим творцом Твардовским, поднимут настроение и поднимут настроение, а М.В. Исаковский сможет спеть с вами свою знаменитую «Катюшу».Перед тем как покинуть вокзал и отправиться в путешествие, необходимо выяснить маршруты, которые могут быть вам полезны.
Все дороги не ведут в Рим…
Недалеко от станции находится Колхозная площадь (далее — КП), в виде которой просматривается архитектура 18 века, рыночные элементы, характерные для «нулевых» годов начала нынешнего века и, конечно же, современный шоппинг. центры новой эры. Одно из самых популярных мест в городе — торговый центр Galaxy, где можно найти не только множество магазинов, но и развлекательные зоны для детей.Также есть возможность перекусить или выпить кофе на свой вкус перед тем, как отправиться в дальнее путешествие по дорогам Смоленской области. Пешком от вокзала до КП можно посетить один из старейших храмов города — церковь Петра и Павла, которая была построена в 1146 году. КП, помимо неприметного названия, имеет свои плюсы, а главный плюс — отсюда можно уехать практически в любую точку города. Но пока мы еще здесь, важно отметить, что на территории КП находятся брендовые кафе, где можно недорого перекусить.
Паром — паром!
Левый берег, правый берег.
Безусловно, основным направлением поездки в любой город будет поездка в центр. Добраться от КП до центра можно на многих маршрутках (9, 27,17, 46, 35…), независимо от выбранного номера вы дойдете до площади Победы или, как говорят смоленские ультраконсерваторы, до площади Смирнова. Дойдя до площади, вы увидите отставной кинотеатр «Октябрь» — одну из достопримечательностей города, где люди назначают друг другу встречу.В нескольких шагах от кинотеатра находится этнографический музей «Русская старина» (ул. Тенишева, 6), основанный известным меценатом Марией Клавдиевной Тенишевой.
Также поблизости есть бастион, который был оборонительной стеной для защиты города от армии Наполеона, где нашел свою смерть генерал Гуден, останки которого были обнаружены летом 2019 года. Рядом с бастионом легко найти место, где можно выпить кофе, а если заранее посмотреть расписание, тоже можно попасть на какое-то мероприятие.Это место называется «Штаб» (ул. Маршала Жукова, 9) и в последнее время является одним из культовых центров сбора городской молодежи. В штабе проходят поэтические вечера, «бойни мозгов» и другие интересные мероприятия.
Недалеко от кинотеатра «Октябрь» известный русский скульптор Михаил Осипович Микешин смотрит на проезжающие трамваи. Его работы до сих пор являются украшением таких городов, как Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Киев, а его самое известное творение с его архитектурным звоном воспевает историю Отечества в Великом Новгороде.Колоколообразный монумент «Тысячелетие государства Российского» призван «сообщить потомкам о героическом прошлом России», но мало кто знает, что таких памятников два. Да ровно два!
Голос второго колокола радует его создателя, который также наблюдает, как поколения Смолян сменяют друг друга на трамвайной остановке, ведь копия монумента «Тысячелетие государства Российского» является одним из важнейших элементов памятника Михаил Осипович Микешин.Размер копии в 25 раз меньше оригинала, находящегося в Новгороде, и порой не каждый, проходя мимо памятника архитектору, может разглядеть рядом с ним его главное творение. Но, поскольку теперь вы знаете, откуда исходит звон, который вы слышите, колокольчик будет служить проповедником великой истории России и тем, кто делает все возможное, чтобы эта евангелизация была как можно громче.
Размер копии в 25 раз меньше оригинала, находящегося в Новгороде и иной не всякий проходящий мимо памятника архитектору может разглядеть его главное творение рядом с ним.Но, так как вам теперь известно, откуда тот звонит, этот маленький колоколит благовестником великой русской истории и тех, кто делает всё возможное, чтобы это благовестие стало как можно громче.
Пройдя подземный переход возле кинотеатра «Октябрь», в небольшом уютном сквере вы увидите уже упомянутый дуэт писателя и персонажа. Василий Теркин и Александр Трофимович ведут теплый дружеский диалог и будут рады приветствовать вас в своей компании.Памятник «Теркин и Твардовский» выполнен в живом стиле, а фронтовая съемка с опытными бойцами сможет украсить ваш фотоальбом воспоминаний Смоленска.
Еда рядом: кафе-пицца «Домино» (пр. Гагарина, 1, м-н «ЮНОНА»)
Феникс Сити
Когда вы решите продолжить знакомство с городом, ветераны войны обязательно предложат вам интересный маршрут, на котором откроется геральдический образ Смоленска, образ Феникса. Пройдя через арку возле парка, вы попадете на «Площадь Героев», которая примыкает к Крепостной стене и является одним из самых значимых мест города в истории его памяти.
Здесь находится музей Великой Отечественной войны, во дворе которого можно увидеть образцы советской военной техники. А напротив самого музея необычайно красивый памятник «Благодарная Россия — героям 1812 года». Памятник посвящен Отечественной войне с французами, на высоком постаменте изображен солдат, пытающийся добраться до орлиного гнезда, где отважные птицы отчаянно защищают свое детище.То, что музей и памятник рядом, только напоминает о пограничной судьбе Смоленской области. Эта роль неоднократно приносила Смоленской земле славу и горе.
Во время наполеоновского нашествия наш город оказался в артиллерийском окружении французской армии, и в процессе мощного обстрела города с яблонь можно было сорвать уже спекшиеся плоды. Тогда Смоленску удалось остановить наступление Наполеона на Москву, а главное — добиться объединения двух русских армий с дальнейшим отступлением вглубь суши. До этого город не знал огня войны на своей земле почти 150 лет. Смоленску потребовалось время, чтобы воскреснуть из пепла, но это обновление огнем закрепило за ней статус Феникса. Нацистская оккупация 1941 года почти ничего не оставила от Смоленска, и многие эксперты полагали, что городу понадобится более ста лет, чтобы полностью восстановиться, но и здесь город расправил свои огненные крылья. Благодаря трудам Смоляна реставрация прошла за пять лет. В конце переулка, в память о павших воинах, не гаснет пламя вечного огня, в котором находится изображение постоянно оживающего Феникса.
Во всех глазах какой огонь,
Куда ты смотришь, Гордая Конь.
Вы, наверное, обратили внимание, как крепостная стена сопровождала вас на всем пути прогулки по площади. Борис Годунов назвал это чудо фортификации «украшением земли русской». Она до сих пор напоминает жителям и гостям города о его военной судьбе и, несмотря на утраченную первоначальную функцию, стена является настоящим символом Смоленска. Выйдя с площади, вы увидите задумчивого сидящего мужчину. О чем он думает, известно только ему, но он не отступает от своего детища. Как вы уже догадались, это великий русский архитектор Федор Кон, отец крепостной стены. А рядом — одна из самых известных сохранившихся башен, башня со звучным названием Гром, в которой находится Музей военной истории Российского военно-исторического общества.
«Ты на правильном пути, товарищ»
«Мы строили коммунизм 70 лет, а потом выбрали Pepsi», но пока ни одна площадь не переименована в честь напитка со вкусом капитализма, надо спеть «Я просто живу на улице Ленина».В каком городе нашей страны нет улицы или площади с именем вождя мирового пролетариата? Такого города, как коммунизм, еще не построили. Смоленск тоже в советское время не избежал этого идеологического мейнстрима. Идя на главную площадь города, где находится городская администрация, с застывшим призывом что-то экспроприировать и, конечно, отдать землю крестьянам, — окаменевший Ильич. В общем, это произведение массового искусства тоже есть в каждом городе и это совсем не удивительно.Однако на этот раз он действительно смотрит в правильном направлении. Вы, наверное, уже проголодались, послушайтесь совета лидера-гида и идите в сторону Blonie Park. Это уютное место, где в жаркий день можно укрыться в тени, сфотографировать кленовый лист в красно-желтое осеннее время и понаблюдать за снегопадом в холодные зимние дни. Сердцем парка можно назвать «Русский двор» (ул. Октябрьской Революции, 1Б) — интересно оформленное место, со своим уютом и вкусным меню. Если это первое место в Смоленске, где вы решили перекусить, то этот блин явно не будет комковатым.
Auf Wiedersehen, Wilhelm
Что такое еда без хорошей истории? — Это банальный метаболизм, лишенный всякой эстетики. Мы не станем лишать ее благородства трапезы и слушать то, о чем шепчет флора парка. Заметив, что вы слушаете, каждое дерево в парке захочет рассказать вам об одном интересном представителе местной фауны. Многие говорят, что он иностранец и не похож ни на одного представителя своего вида.Кто-то назовет его немецким диссидентом. Точно известно только одно: он явно любимец местных жителей. И, впрочем, его биография нам хорошо известна. Еще в 1910 году кайзер Вильгельм II отправился на августовскую охоту и увидел в своих владениях удивительно красивого оленя. Кайзер хоть и имел свою корону, возложенную на него по статусу, но даже он восхищался необычайно красивыми рогами своей будущей жертвы. Бедный олень упал от выстрела монарха, как позже пала империя самого Вильгельма.Но, пока не наступила Первая мировая война, монарх приказал воссоздать копию зверя из бронзы, после чего следы призрачного оленя пропали до 1944 года, когда советские солдаты нашли его в коттедже у Геринга. 1945 год в биографии нашего рогатого друга прошел под лозунгом «Солдат не обидит ребенка», а олень спокойно принимает на своей стороне надпись: «Дар Восточной Пруссии детям Смоленска от гвардии N-корпус! » С тех пор их уже восьмой десяток, так как он имеет смоленскую прописку и радует не только местных жителей, но и наших дорогих гостей. Не будь Уильямом и щелкай по нему фотопистолетом. Удачной охоты!
«Назад в СССР»
А теперь вернемся к памятнику Ленину, конечно, как указатель, свою функцию он уже выполнил, но еще полезен для начала нового пути, от него можно пройти в нескольких интересных направлениях.
Ленин — Гриб, или «Нам и дым Отечества сладок и приятен»
В нескольких шагах от Ильича находится внушительное здание, построенное в стиле неоклассицизма или иначе в стиле «сталинского ампира».Здание построено в 1939 году по проекту архитектора С.А.Ильинского и является пристанищем для главного театра Смоленской области, театра имени А.Грибоедова. Получите радость от души и посетите наш театр; в театре успешно проходят спектакли «Женитьба» Гоголя, «Собачье сердце» Булгакова и, конечно же, «Горе от ума» Грибоедова. Если вы не спешите «к тете в Саратов», проведите вечер, совмещая приятное с полезным, наблюдая за постановкой великих русских произведений.
Еда поблизости: Кафе «Шведский стол» (ул. Пржевальского, 2), Малевич БАР (Пржевальского, 3)
«И в городе сад…»
Место, где царит спокойствие и непринужденность, тоже находится недалеко от памятника Ленину. Пройдя мимо гимназии имени великого русского путешественника Пржевальского, вы увидите вход в Лопатинский сад. Свое название он получил благодаря мэру Лопатину, памятник которому находится здесь. В парке можно послушать уличных музыкантов, выпить кофе, если вас застала непогода, а также осмотреть весь город с высоты обновленного колеса обозрения.Если вам надоело быть пешеходом, вы можете перейти в воду и арендовать катамаран, на котором можно купаться в воде на территории Лопатинского сада рядом с аквавитами местных вод — утками. Как и в любом уважающем себя парке, здесь есть все, что нужно уставшему путешественнику, а местная флора защитит вас своими многочисленными ветвями от палящего солнца.
The Hill’s
И, снова начав маршрут с «нулевого километра» бессменного лидера, мы идем по аллее вдоль зданий классической архитектуры современности и выходим на одну из центральных улиц города Большая Советская. Как известно, Смоленск, как первый и третий Рим, тоже расположен на семи холмах, на одном из холмов просто Большой Совет. По обе стороны дороги расположены исторические здания города, фасады которых являются украшением Смоленска. Сейчас в этих зданиях можно найти сувенирный магазин, кафе и другие заведения, которые могут быть интересны туристам. Спустившись по Советской к Свято-Успенскому собору, вы можете разместиться с несколькими фотографиями, которые станут украшением вашего фотоальбома.Если вернуться к теме семи холмов, то можно сказать, что с каждого из холмов города вам откроется чудесный вид, где по вечерам вы услышите такой же монотонно-романтический голос встретившего вас диктора станции. по приезду в город.
Еда рядом: кафе «Дом 20» (Большая Советская, 20)
От малого до большого
Спустившись до конца по Большой Советской, невозможно не посетить поистине одну из главных жемчужин города — Свято-Успенский собор.Масштаб этого архитектурного шедевра потрясает воображение каждого человека. Но и великие мира сего, как и не великие, не могли остаться равнодушными к духовному центру города. Итак, грозный Наполеон, посетив собор, снял треуголку в знак уважения и позже назначил охрану, чтобы предотвратить ограбления его солдат в храме. На этом комплименты собору не заканчиваются. В ХХ веке, после того как Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе, за ним последовали и другие космонавты, среди которых был Алексей Леонов — советский космонавт № 11 и дважды Герой Советского Союза, который помимо орбиты, также посетили наш собор.Во время экскурсии космонавт осмотрел величественный иконостас и назвал его «полетом в космос тысячу лет назад». Среди святынь главного храма Смоленска можно найти сандалии святого Меркурия, а также центральную святыню города — Смоленскую икону Божией Матери «Одигитрия». Почитание этой иконы выходит далеко за пределы Смоленской области, и паломники приезжают на ее праздник не только из наших, но и из других стран. Соборную гору по праву можно назвать центром города для туристов, ведь побывать в Смоленске и не посетить Свято-Успенский собор невозможно.
«Редкая птица…»
Вот уже второе тысячелетие Смоленск плывет по рекам своей истории, но всего несколько лет назад нашел свою пристань и наконец нашел набережную. Великий Днепр, до середины которого могут летать только редкие птицы, теперь украшает длинная набережная, ставшая одним из излюбленных мест горожан и гостей города. Он оборудован детскими площадками, а его главной достопримечательностью является памятник равноапостольному князю Владимиру — крестителю Руси.Днепр — духовная артерия нашей страны, источник русского христианства, поэтому набережная имеет не только эстетическую и культурную ценность, но и имеет глубокое духовное значение. Если задуматься, какая птица осваивает середину Днепра, можно назвать ее птицей-орлом.
Орел, как известно, является символом нашего государства и этот орел определенно преодолел его середину, но знаете ли вы, что орел является геральдическим символом любимого ученика Спасителя — Иоанна Богослова? Богословская глубина его произведений является предметом споров одного поколения богословов, а их сюжет поражает даже нерелигиозных людей. Именно этот орел парит над Днепром в городе Смоленске, ведь рядом с набережной находится старинный храм 12 века — церковь апостола Иоанна Богослова. Такое сочетание прошлого и настоящего — характерная черта нашего города, и вы можете стать точкой пересечения этих времен, посетив это красивое место.
На этом мы завершаем прогулку по Смоленску, где мы, конечно, не увидели всех достопримечательностей, достойных вашего внимания, но обязательно увидели те, которые говорят о прошлом, настоящем и будущем нашего города.Пусть эти воспоминания оставят теплый отпечаток в вашем сердце, и вы посетите наш родной Смоленск не раз!
участников конкурса
Участники конкурсной программы
1. Архитектурное бюро SMArt-project, Москва
2. Студия интерьера Алены Паутовой, Москва
3. Студия House Flat Чебоксары
4. Студия Geometrix Design, Москва
5. Дизайн Студия MART, Москва
6. Высокий сад, Москва
7.Архитектурное бюро Натальи Шевченко, Москва
8. Студия дизайна CARTELLE DESIGN, Санкт-Петербург
9. Ландшафтный дизайнер Александра Лаврухина, Москва
10. Архитектурное бюро Романа Леонидова, Москва
11. Архитектурное бюро GREN, Москва
12. Компания Ясно Поле Москва
13. Архитектурное бюро ABD architects Москва
14. Архитектурное бюро WHITEBOX Новокузнецк
15. Творческая группа Architipai Литва, Вильнюс
16. Проектное бюро 7.4.2, Санкт-Петербург
17.Студия Upland Studio Москва
18. Бюро ARCHPOINT, Москва
19. Территория ландшафтных решений GREEN PARK Екатеринбург
20. Студия дизайна Марины Кутузовой «Детали» (дизайн, Калининград)
21. Дизайнер Наталия Иксанова Орел
22. Компания MAX FABRIQUE Санкт- Петербург
23. Открытая студия архитектуры и урбанистики Смоленск
24. Архитектурное бюро «Новая Р.А.С.А.» Ростов-на-Дону
25. Архитектурная дизайн-студия Match Architects, Москва
26. Ландшафтные архитекторы Сокольская О.Б., Вергунова А.А., Токарева В. М., Хохлова К.К., Медведева Н.Л., Медведев М.С., Аблязов Д.Г., Саратов
27. Дизайн бюро интерьеров WIDE DESIGN GROUP Санкт-Петербург -Петербург
28. Ландшафтная компания «Северное поместье», Санкт-Петербург
29. Дизайн-мастерская АТТИК Новосибирск
30. НПО «Архстрой» Нижний Новгород
31. Ландшафтная мастерская NB-GARDEN Москва
32. Архитектор Ирина Картун, Санкт- Петербург
33. Бюро Horomystudio Санкт-Петербург
34. Ландшафтный архитектор Людмила Бубаник Москва
35.Компания Hillpark Санкт-Петербург
36. Дизайнер Яков Зайцев Томск
37. Архитектурное бюро V12 Architects Москва
38. Архитектурное бюро XFORMA Москва
39. Ландшафтная компания «Очарование Природы» Новосибирск
40. Дизайн-студия Алеси Черновой
41. Мастерская дизайна iDworkshop (Санкт-Петербург)
42. Проектный институт «АС-Проект» Уфа
43. МАСТЕРСКАЯ №4 (М4) Москва
44. Дизайнер Ольга Овчинникова
45. Международное архитектурное бюро SILENT ARCHITECTURE
46. Студия ландшафтного дизайна «Аквилегия» Ярославль
47. Студия дизайна интерьера DESIGN NEXT Санкт-Петербург
48. Архитектурное бюро «Золотые головы» (GoldenHeads) Москва
49. Бюро ландшафтной архитектуры М-Дизайн Воронеж
50. ОАО Проектно-изыскательский институт « Костромапроект »Кострома
51. ГК« КС-групп »Санкт-Петербург
52. Архитектурное бюро Патрушевых Красноярск
53. Градостроительное бюро« MASTER’S PlanМосква
54. Ландшафтная компания AFgardens Белоруссия, Брест
55.Ландшафтное бюро Giardini Москва
56. Дизайн-студия Гагарин Москва
57. Архитектурное бюро SHKAF ARCHITECTS Москва
58. Архитектор Дмитрий Казахстан, Алматы
59. Архитектурное бюро «Парижские интерьеры» Москва
60. Компания «СибЛанд» Новосибирск
61. Студия ландшафтного дизайна и строительства «Эстетика сада» Екатеринбург
62. Группа ПСН Москва
63. АПФ «РЕТРО» Санкт-Петербург
64. Мастерская NOOR Architects Москва
65. Архитектурное бюро Кирилла Соколова Брянск
66. Ландшафтная компания «Ле Парк» Москва
67. Архитектурное бюро «АВК» Москва
68. Архитектурное бюро ZARYA Санкт-Петербург
69. Компания PRISM GROUP Москва
70. Группа компаний «Ядро» «Архитектурное бюро« О-КРУГ », Санкт-Петербург -Петербург
71. АО Жуковский Гражданпроект Московская область, Жуковск
72. МАРХИ (Государственная академия), Москва
73. Архитектурная мастерская «Архитектуриум» Владимира Биндемана Москва
74. Архитектурно-ландшафтная компания PRIMULA
75.Мастерская Михаила Филиппова Москва
76. Студия Дизайн интерьеров (CUB) Молдова, Кишинев
77. Студия дизайн интерьера Площадь Москва
78. Проектно-конструкторское бюро T- Москва
79. Архитектурное бюро ZUN Москва
80. Компания «АРХИКУМ» Москва
81. Ландшафтный архитектор Ольга Жильцова Москва
82. Ландшафтный архитектор Анна Борисова
83. Архитектурное бюро АРДЕПО Москва
84. Студия ландшафтного дизайна «Эйри» Московская область, Обнинск
85. Дизайн студия GM-interior Москва
86.Студия ландшафтного дизайна Yarinich Design Челябинск
87. Архитектор Надежда Платонова, Санкт-Петербург
88. Архитектор MAXIM CALUJAC (Calujac Architecture) Молдова, Кишинев
89. db-arch studio Германия, Штутгарт
90. Архитекторы Надежда Маций и Денис Лысов Краснодар
91. Архитектор Георгий Засеев
92. Архитектор Дмитрий Григорьев, Новосибирск
93. Архитектурное бюро архитектора ИНТЕРПРОЕКТ иектор Дмитрий Григорьев, Новосибирск
94. Ландшафтная компания «РАЗУМНЫЙ САД» Москва
95.Архитектурное бюро ARCHFORM Молдова, Кишинев
96. Архитектурное бюро Шамсудина Керимова Москва
97. Творческая мастерская Екатерины и Анастасии Ульяновых Ульянова Architects, Москва
98. Студия архитектуры Анастасии Пугачевич Студия Пугачевича Москва
99. Дизайнер Ольга M16орейнис, 100-дизайнер Ольга M16орейнис, 100-Санкт-Петербург. Компания «CHA-DESIGN» Москва
101. Ландшафтные дизайнеры Зварич Светлана, Кузьмина Евгения, Моисеева Светлана, Сапунова Светлана Соломенцева Ирина и питомник Савватеевых в лице директора Савватеевой Ирины Москва
102. Архитектурная мастерская Мельниченко Санкт-Петербург
103. Студия интерьерного дизайна Shvetsov design, Екатеринбург
104. Компания PROGRESS-88 Москва
105. Chiza architecture Азербайджан, Баку
106. Дизайн-бюро RIFINTERIORS Москва
107. Дизайнер Алена Горская Москва
108. Ландшафтный архитектор Ирина Леонова Москва
109. Дизайнер Олег Иваненко (Uno Design)
110. Ландшафтный архитектор Вероника Булушева Санкт-Петербург
111. Архитектор Андрей Игнатюгин (Тюмень)
112.Компания «Цветущий сад» Москва
113. Компания ТрансТерминалПроект
114. Дизайн бюро интерьеров WIDE DESIGN GROUP Санкт-Петербург
115. Архитектурная студия Storaket (архитектурная студия Storaket) Армения, Ереван
116. Архитектор Виктор Елисафенко
117. ГБУ «Главное архитектурно» -планировочное управление Москомархитектуры », Москва
118. Студия дизайна Privilege Санкт-Петербург
119. Архитектурное бюро« Реформа »
120. Компания« Юнистрой Проект »и ГК« ЕКС »
121. Компания «Юнистрой Проект»
122. Группа компаний Marmalade Москва
123. Проектная группа 8 линий
124. Архитектор Игорь Черешнев, Волгоград
125. Школа Дизайна Интерьера «ДЕТАЛИ» Москва
126. Проектная компания «Архитекторы неба» (SKY architects) Екатеринбург
127. Компания ProjectCityGroup
128. НИиПЦ «Интерра» Казанский Государственный Архитектурно-Строительный Университет, Казань
129. Архитектор Анастасия Дубовских Москва
130. АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО Андрея Карцева и Юлии Вишнепольской Москва
131.Архитектурно-производственная группа «Иолла» Москва
132. Институт Гродногражданпроект Белоруссия, Гродно
133. Дизайнер Юлия Барискина, студия InteriorDance.ru Москва
134. Архитектурная мастерская Генне Калининград
135. Ландшафтный дизайнер Марина Бойко Москва
136. Архитектурное бюро «Архитектурное бюро и Партнеры Москва
137. Архитектор Никита Васильев
138. Компания LINE Architects Москва
139. Архитектурное бюро YO architects
140. Ландшафтный дизайнер Елена Быкова Белоруссия, Минск
141.Мастерская интерьеров Дарьи Харитоновой Москва
142. Архитектурное бюро URBAN DESIGN STUDIO Москва
143. Проектный институт «Гипрокоммундортранс» Воронеж
144. Архитекторы Оскар Мамлеев и Евгений Сауткин Москва
145. Архитектурная мастерская «Сергей Киселев6. и Москва 143» Москва
Партнеры 8 Городской дизайн и ландшафтная архитектура BV Нидерланды, Роттердам
147. Архитектурное бюро «PROEKTOR» Москва
148. Студия дизайна DesignRocks
149. Архитектурная мастерская Рaraneba Санкт-Петербург
150.Архитектурное бюро Кремнев Ателье Ярославль
151. АБ Амалии Тальфельд «Три А Дизайн» Москва
152. Мастерская архитектуры FUTURA ARCHITECTS Санкт-Петербург
153. Персональная творческая архитектурная мастерская №2 Москва
154. Группа архитекторов «u And» Санкт-Петербург
155. Архитектурное бюро We Architects Москва
156. Усадьба Марьино Ленинградская область
157. Архитектор Алексей Левчук Санкт-Петербург
158. АРХИТЕКТУРНАЯ ГРУППА URA, Латвия, Рига
159.Творческая архитектурная мастерская «Лантерна» Новосибирск
160. Дизайнер Олеся Буцерова, Москва
161. Дизайнер Анастасия Петрова-Крусева
162. Студия DESIGNIC Санкт-Петербург
163. Архитектурное бюро «АРЧКОН» Москва
164. Архитектурная студия TK project Москва
165 . Проектная мастерская «Завод архитектуры»
166. Творческое объединение B-architects Санкт-Петербург
167. Архитектурное бюро NERPA
168. Студия ID • DESIGN
169. Архитектурное бюро MEGABUDKA Москва
170.Дизайн-бюро OWL Тюмень
171. Дизайн-бюро MEGRE INTERIORS Москва
172. Студия ub.design Москва
173. Архитектурная мастерская Анжелики Марзоевой Москва
174. Лаборатория Дизайна Школы Дизайна Высшей Школы Экономики, Москва
175. Архитектурная студия «INSCALE»
176. Дизайн студия Нечаев и Сенчугов, Санкт-Петербург
177. Архитектор Дмитрий Стоянов Москва
178. Дизайн-студия MNdesign Михаила Новинского Москва
179. Дизайнер Александр Коваль
180. АНО «Экология и Благо»
181.ЗАО «ГОРПРОЕКТ» Санкт-Петербург
182. Студия дизайна и архитектуры Юдин и Новиков, Санкт-Петербург
183. Архитектурная Мастерская Лызлова «АМЛ» Москва
184. Компания Tesler Architects Москва
185. Консорциум «Проектная группа 8» + «ПАРК Казань + Москва
186. Архитектурное бюро HAAST Москва
187. Архитектурное бюро GORA Станислава Горшунова Нижний Новгород
188. Дизайн-студия Larsstudio Сергея Ларичева Москва
189. Архитектор Евгения Бурка
190. Дизайнер Анастасия Ковальчук Москва
191.ГАУ «Институт Генплана Москвы Москва
192. Архитектурное бюро ARCHINFORM Екатеринбург
193. Группа Компаний ПИК
194. Творческое объединение« Дмитровка »Москва
195. СПб ГКУ« НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга »Санкт-Петербург
196. Администрация Петроградского района -Петербурга Санкт-Петербург
197. Архитектурное бюро «Поле-дизайн» Москва
198. Дизайнер Виталия Романовская Москва
199. Архитектор Борис Успенский (Калининград)
200. Дизайнер Рустэм Уразметов
201.Архитектурная студия son architecture Москва
202. Дизайнер Екатерина Ткаченко Москва
203. Группа Компаний «Фундамент» Москва
204. Студия дизайна Евы Бергман Москва
205. Студия дизайна ЁRoomDesign
206. Дизайнер Владимир Горохов Иркутск
207. Архитектурная группа А + А Москва
208. Студия дизайна интерьеров Sundukovy Sisters (S + S) Москва
209. Дизайн-студия Асии Орловой Калининград
210. Студия TB.Design Москва
211. Студия архитектуры и дизайна Terapolis Казань
212.Архитектурная компания «Ahmadullin Architects» Уфа
213. Студия Дизайна Интерьеров Korshunov Architects Москва
214. Дизайнер Евгения Михайлова
215. Cтудия дизайна Rina Lovko Studio, Украина, Киев
216. Архитектор Сергей Овсяников
217. Студия INBLUM
архитектуры, 218. Архитектурная лаборатория «АК и Партнеры» Москва
219. Архитектурное бюро BAZA 14, Якутск
220. Архитектурное бюро BUREAU ARD, Краснодар
221. Архитектор Саша Соло, Санкт-Петербург
222.Лаборатория дизайна Людмилы Вербы, Москва
223. Архитектурное бюро Zrobym architects, Белоруссия, Минск
224. Бюро WA-project
225. Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева, Москва
226. Victoria Vlasova Interiors, Москва
227. Группа компаний Aurora Group, Москва
228. Архитектурно-проектная мастерская ПроектГрупп, Москва
229. Архитектурное бюро «PK AID», Москва
230. Архитектурное бюро NRJA, (Латвия, Рига)
231. Архитектурная мастерская XYZ, Москва
232.Архитектор Евгений Зеленов, Москва; Италия, Милан
233. Архитектор Иван Золотько, Москва
234. Компания Передовые Мультимедийные Технологии, Москва
235. Дизайнер Екатерина Ефанова, Москва
236. Архитектурное бюро «Лаборатория интерьеров» (ЛВА-Интерьер)
237. Авторский коллектив Екатерина и Сергей Коневы
238. Дизайнер Анастасия Емельянова
239. Компания cox architecture, Австралия, Мельбурн
240. Архитектурное бюро HEADS GROUP Москва, Казань
241.Архитектор Арина Волкова, Санкт-Петербург
242. Студия дизайна FullHouseDesign, Москва, Санкт-Петербург
243. Дизайнер Елена Канакина
244. Архитектурная студия ТУДА, Москва
245. Дизайнер Евгений Аринин
246. Студия дизайна интерьера Buro 2D
247. Архитектор Илья Филимонов, Санкт-Петербург
248. Дизайн-студия СHASHKINA INTERIOR,
249. Студия Radugadesign
250. СТУДИЯ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ Quadrum, Саратов
251. Студия Старикова Design, Екатеринбург
252.Архитектурное бюро ZIMAA Московская область, Обнинск
253. Архитектор Карина Бронникова, Краснодар
254. Проектное бюро Уникум, Москва
255. Дизайн-компания FRANDGULO, Крым, Ялта
256. Мастерская интерьерного дизайна «SVOIметры»
257. Студия архитекторов Латышевых « Мечты сбываются », Челябинск
258. Архитектурная компания ARCHIMATIKA, Украина, Киев
259. Архитектурное бюро KRNV, Томск
260. Архитектурное бюро MAParchitects, Москва
261. Дизайнер Ольга Райская, Москва
262.Архитектор Полина Болдырева, Москва
263. Авторский коллектив Жанна Науменко и Ангелина Брылева, Москва
264. Архитектурно-строительное бюро HAUBAUS, Санкт-Петербург
265. Архитектор Анна Вениченко, Москва
266. Студия «o2designmoscow», Москва
267. Архитектурная мастерская ТАНДЕМ Москва
268. Студия декора SovaSofa interiors, Москва
269. АРХИТЕКТУРНАЯ СТУДИЯ КСЕНИИ БОРОВИКОВОЙ BOROART Санкт-Петербург
270. Проектное бюро TM / проектное бюро, Самара
271.Архитектурное бюро Buro 108
272. Сотрудничество Архитектурное бюро Arch-D и EuroDom Эстония, Таллин + Екатеринбург
273. Архитектурное бюро Arch-D, Эстония, Таллин
274. Группа компаний «БОН — ЛК Парклэнд»
275. ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ R3 Москва
276. Архитектурная студия ASTRAGAL-DESIGN Санкт-Петербург
277. Архитектурное бюро «Проект-Инвест», Улан-Удэ
278. Студия ARTSPACEBURO + декоратор Андрей Дмитриев Санкт-Петербург, Италия, Флоренция
279. Cтудия дизайна Greinge Studio Москва
280.Компания ONEHOUSE
281. Интерьер и архитектурное бюро Suite n. Seven Санкт-Петербург
282. Проектная компания «РД-Проект» Орел
283. Творческое объединение VAN, Москва, Армения, Ереван
284. Ландшафтная компания «Felixx Landscape Architects & Planners (Роттердам, Нидерланды)
285. Архитектурная мастерская Кашириных, Москва
286. Архитектурное бюро Никиты Маликова Нижний Новгород
287. Архитектурное бюро АРХСТРОЙПРОЕКТ Воронеж
288. Архитектурное бюро Orange Architects Нидерланды, Роттердам
289.Дизайн-студия «Studio 25. Авторские интерьеры»
290. Дизайн-студия PETROV DESIGN, Санкт-Петербург
291. Сотрудничество Архитектурное бюро Orange Architects & KCAP Architects & Planners Нидерланды, Роттердам
292. Архитектурное бюро Андрея Стубе Москва
293. Архитектурное бюро DA архитекторы, Санкт-Петербург
294. Интерьерное бюро BERGER BUREAU, Москва
295. Дизайнер Анастасия Медведева, Латвия, Рига
296. Дизайн-студия PapaUrban, Санкт-Петербург
297.Архитектурное бюро «ВЕЩЬ», Пенза
298. Студия Рублева Дизайн, Москва
299. Архитектурная группа BIGO Москва
300. Междисциплинарная команда ZOLOTOgroup Москва
301. Бюро АРХДВОР, Санкт-Петербург
302. Архитектурная мастерская Мамошина, Санкт-Петербург
303 Архитектурная студия Chado Ростов-на-Дону
304. Архитектурная студия MAST
305. Архитектурное бюро MERALSTUDIO Москва
306. Проектно-творческая архитектурная мастерская VISSARIONOVA, Москва
307.Студия дизайна CONCEPT 58, Москва
308. Архитекторы Алена и Владислав Ярош, Екатеринбург
309. Архитектурное бюро MODUL
310. Студия Андрея Жарницкого, Москва
311. Архитектурное бюро СОЗОНЫЧ, Санкт-Петербург
312. STUDIO SHOO, Москва
313. Архитектор Ольга Семина Томск
314. СТУДИЯ АНАТОМИЯ АРХИТЕКТУРЫ, Санкт-Петербург
315. Студия mptns, Санкт-Петербург
316. Дизайн-студия DYDYKIN Studio, Тольятти
317. Дизайнер Петр Зайцев
318. «Компания ШЕФ дизайн», Пермь. 319.Компания Меббюро
320. Дизайн-бюро Privalov Design (Харьков, Украина)
321. Архитектор Максим Любецкий
322. Студия дизайна интерьера ArtCrafts
323. Студия Юлианны Никулиной YNinterior
324. Компания OZ art, Киев, Украина
325. Архитектурная мастерская MEMarch
326. Архитектурное бюро PLUSARCH
327. Архитектурная студия MT.A
328. АО «Моспроект»
329. Компания «Агава-М»
330. Архитектурное бюро MA PROJECT
331. Архитектор-дизайнер Ксения Феоктистова
332.Архитектурная мастерская METAarchitects, Санкт-Петербург
333. Проектно-инжиниринговое бюро М.К. 3
334. АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО «МЕЗОНПРОЕКТ»
335. Студия ландшафтного дизайна «Lilium», (Санкт-Петербург),
336. Проектное бюро UNK project
337. Ландшафтная компания Melba
338. Компания ЦЕНТРОСАД
339. Проектная мастерская №1
340. Дизайн-бюро АртДьяконов, Санкт-Петербург
341. Группа ландшафтных архитекторов Елена Герасимова, Светлана Зварич, Светлана Сапунова, Светлана Моисеева, Илья Шешин
342.Компания MERA makers
343. Архитектурная студия Фон, Санкт-Петербург
344. Дизайнер Дарья Носова Тверь
345. Лаборатория архитектуры и дизайна LAD, (Челябинск)
346. Дизайнер Анна Елина
347. Интерьерная студия REDLINE (Санкт-Петербург)
348. Ландшафтное бюро «Александровский сад» (Санкт-Петербург)
349. Мастерская керамики BAJENO, Санкт-Петербург
350. Компания «Дизайн Флора», Ульяновск
351. Архитектурное бюро BUROMOSCOW
352. Группа компаний AVG Group Киев, Украина
353.Компания BUGAEV Parks & Gardens
354. Дизайнер Елена Скутова
355. Архитектурная Мастерская на Смоленке
356. Студия дизайна ARTUP BUREAU
357. Архитектурно-градостроительная лаборатория «AFFlab-Фундамент Архитектурного Будущего»,
358. Архитектурное бюро КОЛ165. Студия Justplant
360. Акционерное общество «МОСГАЗ»
361. Архитектурное бюро Adetail
362. Архитектурно-ландшафтная студия «Лiлiя», г. Москва, ул. Ульяновск
363.Архитектор Ксения Рыбачук
364. Художник Иван Смирнов
365. Группа компаний Спектрум
366. Архитектор Юлия Гриднева
367. Студия ландшафтного дизайна «Меларди»,
368. Садовый центр «Ромашкино парк»,
369. Ландшафтная студия DEREVO PARK, Санкт-Петербург -Петербург)
370. Архитектурная студия KUDIN architects (Киев, Украина)
371. Студия MSarkisyan & Architects
372. Архитектурное бюро Arch.funk
373. Компания CHEF DESIGN
374. Ландшафтный архитектор Александр Бобылев (Санкт-Петербург)
375.Скульптор Денис Аксенов
376. Дизайн-студия CONTRAST (Екатеринбург
377. Ландшафтное бюро «FiveSeasons»
378. Ландшафтный дизайнер Елена Конькова (Санкт-Петербург)
379. Ландшафтное бюро AFA Group
380. Студия NEUMARK design & architecture Санкт-Петербург
381. Ландшафтно-архитектурное бюро GeoGraffiti
382. Архитекторы Дарья Созыкина и Елена Прислонова Екатеринбург
383. Архитектурное бюро Syntaxis
384. Ландшафтная компания ЗЕФИР
385.Компания КРОНА (Челябинск)
386. Компания «Вертикальные лечебные сады»
387. Архитектурное бюро MAD Architects
388. АО «ТАШГИПРОГОР» Ташкент, Узбекистан
389. Ландшафтная компания «ЁЛКИ» (Воронеж),
390. ГлавУпДК при МИД России
391. Бюро БАРХИН АРХИТЕКТОРЫ Санкт-Петербург
392. Архитектурное бюро MOON STUDIO
393. Дизайнер Алена Санаева
394. Ландшафтная компания «Изумрудный мир»
395. Архитектурное бюро Олега Клодта
396. АО «Мосинжпроект» 9016.Архитектурное бюро spirin architects
398. Ландшафтный дизайнер Ксения Еременко
399. Архитектурное бюро LEVEL80 | architects Минск, Республика Беларусь
400. Архитектор Иван Шалмин
401. Архитектор Мария Демидова (Екатеринбург)
402. АО «Институт экологического проектирования и изысканий»
Обеспечение процесса подготовки архитекторов-дизайнеров в соответствии с требованиями ФГОС ВО в областном вузе
Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №6 (35) Июнь 2019
УДК 378. 016
Дата публикации 30.06.2019
Жахова Ирина Геннадьевна
к.пед.наук, доцент, зав.кафедрой архитектурной среды и технической графики, Смоленский государственный университет, РФ, Смоленск [email protected]
: В статье рассмотрены особенности подготовки студентов, обучающихся на подготовке подготовки 07.03.03 «Дизайн разработки архитектурной среды» по программе бакалавриата в процессе использования образовательной программы, раскрытия особенностей ее реализации в образовательной организации небольшого регионального вуза.В статье также указан подход к формированию структурных ориентированных программ бакалавриата профиля «Комплексное проектирование архитектурно-пространственной среды» при максимальном учете требований к подготовке кадров архитектурно-проектной сферы, продиктованных особенностями региона. Подходы к реализации образовательной программы раскрытия через примеры создания циклов учебных дисциплин, позволяющих осуществить взаимосвязь художественных, инженерно-конструкторских и проектных проектов, структурирование учебных заданий по основным проектным дисциплинам «Архитектурно-дизайнерское проектирование», «Дизайн интерьера», «Ландшафтный дизайн», содержание и направления проектирования в рамках выпускной квалификационной работы.
Ключевые слова: образовательная программа, дизайн архитектурной среды, учебные дисциплины, выпускная квалификационная работа, архитектурно-дизайнерское проектирование, профессиональная деятельность.
Жачова Ирина Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой проектирования архитектурной среды и технической графики Смоленского государственного университета, Россия Смоленск
Аннотация: В статье рассматриваются особенности подготовки студентов по направлению подготовки 07.03.03 «Дизайн архитектурной среды» по программе бакалавриата в процессе разработки содержания образовательной программы, особенностей ее реализации в образовательной организации малого регионального вуза. В статье также определен подход к структурированию рекомендаций бакалавриата по профилю «Комплексное проектирование архитектурно-пространственной среды» в максимальном соответствии с требованиями подготовки кадров и региональной спецификой. Подходы к реализации образовательной программы раскрываются на примерах формирования циклов учебных дисциплин, позволяющих осуществлять взаимосвязь художественного, инженерного и дизайнерского и дизайнерского направлений, структурирования учебных заданий по основным проектным дисциплинам «Архитектурное проектирование». , «Дизайн интерьеров», «Ландшафтный дизайн», содержание и направление дизайна в рамках выпускной квалификационной работы.
Ключевые слова: образовательная программа, дизайн архитектурной среды, учебная дисциплина, дипломная работа, архитектурные и дизайнерские проекты, профессиональная деятельность
Готовность к профессиональной деятельности архитектора-дизайнера означает способность осуществлять проектную деятельность, направленную на формирование функциональной и эстетически выразительной среды, предполагает умение разрабатывать различные архитектурно-пространственные решения на основе всестороннего анализа, возможности предвидеть направления развития всего комплекса исходных условий, объединять требования практичности и художественной выразительности в процессе проектирования. Как показывает процесс освоения профессиональной практики в сфере архитектурно-дизайнерского проектирования, оказывается непростым для студентов и требует напряженной работы по обеспечению качества подготовки специалиста в современных условиях.
Изучение опыта в сфере отечественного архитектурно-дизайнерского образования показывает: изменения, произошедшие за последние десятилетия, приводят к необходимости интенсивных поисков, позволяющих оптимизировать процесс подготовки профессиональных кадров в области архитектурно-дизайнерского проектирования [1,2].Так, связанные с переходом от одноэтапной модели подготовки специалистов на двухэтапную ступенчатую подготовку бакалавров и магистров, естественно, необходимы переосмысления архитектурно-дизайнерского образования. Переход от монополизации архитекторов к созданию программных средств отечественных систем развития системы разнопрофильного обучения требует в каждом конкретном случае решения по формированию образовательной программы и обеспечения оптимальной ее реализации в соответствии с особенностями конкретного учебного заведения.
Естественно, оптимизация подготовки архитекторов-дизайнеров взаимосвязана с процессом работы над образовательной программой. Как известно, сегодня образовательная организация формирует учебную программу, ориентируется на текущие виды профессиональной деятельности выпускника, определяет профиль подготовки в реализуемой программе. Образовательный стандарт 2016 года в соответствии с определенным этапом подготовки архитекторов-дизайнеров, дает возможность образовательной организации самостоятельной деятельности, виды основной деятельности, сферу, предмет и направления [3].В этих условиях учебному заведению предоставляется уникальная возможность максимально соотнести выдвигаемое им предложение на рынке образовательных услуг с особенностями региона.
Рассмотрим конкретный пример. Социальные, географические и экономические сферы Смоленской области показывает, что небольшая численность населения, отсутствие крупного производства, близость Московского региона и республики Беларусь, к сожалению, не отражаются положительно на функционирование архитектурно-проектной сферы деятельности. Так нехватка специалистов с архитектурно-дизайнерским образованием в административных структурах часто приводит отсутствию единой архитектурной и градостроительной политики в областном и районных центрах. В таких условиях появление в областном университете архитектурного направления подготовки дает возможность вырастить собственные кадры для архитектурно-проектной отрасли. А комплексный анализ исходных условий позволяет определить требования к подготовке выпускников и ориентироваться на них при проектировании образовательной программы.
. дальнейшему развитию, обучению и росту.
Остановимся на вопросе о содержании и особенностях образования архитектора по направлению подготовки «Дизайн архитектурной среды» в условиях областного вуза.В настоящее время существуют четыре направления подготовки в архитектурном образовании: архитектура, реконструкция и реставрация архитектурного наследия, дизайн архитектурной среды, градостроительство. Сравнительный анализ сферы, предмета и направления деятельности, определенных образовательных стандартов по направлениям подготовки 07. 03.01 Архитектура, 07.03.02 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия, 07.03.03 Дизайн архитектурной среды, 07.03.04 Градостроительство, показывает: подготовки направления 07.03.01 Архитектура и 07.03.03 Дизайн архитектурной среды наиболее близки по сферам, предметам и направлениям деятельности [3,4]. Основы представления направления градостроительной политики, нормативных правовых актов, ценности исторической материально-пространственной среды — неотъемлемая часть подготовки каждого студента, обучающегося на направлении «Дизайн архитектурной среды», а это приводит к пересечению сфер влияния подготовки подготовки 07.03.02 Реконструкция и реставрация и реставрация и реставрация 07.03.04 Градостроительство [3,5,6].
Наверное, это естественный процесс, так как в жизненных ситуациях мы сталкиваемся с необходимой нераспределением в практической работе, а с их сближением. Ведь качественную работу, даже учебную, в сфере архитектурно-дизайнерского проектирования выполнить невозможно, учета и градостроительных, и исторических фактов, да и реализация профессиональных компетенций, определенных образовательных стандартов, не исключает это единство и взаимодействие. Таким образом, проектирование образовательной программы в одном блоке невозможно осуществить обособленно от других направлений, и рационально ориентироваться на разумное взаимодействие.
Определение профиля образовательной программы позволяет очертить границы реализации программы в сфере проектной деятельности. При этом целесообразно ориентироваться в направлениях проектной деятельности наиболее востребованных в данном случае индивидуальных индивидуальных объектов: проектирование среднего и муниципального жилья, небольших общественных объектов, промышленных объектов с несложной технологической организацией производства, реновация построек, проектирование средовых пространств.Сегодня работа в сфере проектной деятельности невозможна без установки на средовое проектирование, осуществляемое в рамках контекстных средств существования объекта [7]. Таким образом, название профиля «Комплексное проектирование архитектурно-пространственной среды» обеспечивает обозначить собственный подход, ориентированный на особенности региона, в реализации образовательной программы в блоке «Архитектура».
Мониторинг мнения студентов, проводимый в 2013-2018 годах, показал:
— к сожалению, более 70% студентов не имеют четко выраженной мотивации к будущей профессии при поступлении в высшее учебное заведение,
— практически все опрошенные ориентированы на общую привлекательность художественной сферы деятельности,
— основная часть студентов на начальном этапе обучения либо имеет ошибочные представления об особенностях профессиональной деятельности, либо не задумывалась об этом.
Данные факты подтверждают целесообразность ориентирования образовательной программы бакалавриата на изучение комплексных основ архитектурно-проектной деятельности, что в целом в рассматриваемом случае наиболее гармонично соотносится и со спецификой профессиональной деятельности в регионе.
Таким образом, всестороннее изучение исходных условий на этапе разработки структурных ориентированных образовательных программ позволяет четко определить предмет, сферу, направление деятельности, а также уровень реализации программы и ее профиль. В результате образовательная программа по направлению «Дизайн архитектурной среды» в Смоленском государственном испытательном режиме получила проектирование по профилю «Комплексное проектирование архитектурно-пространственной среды» в рамках практико-ориентированного уровня бакалавриата по двум основным направлениям деятельности: проектное и художественно-эстетическое. Ориентирование на художественно-эстетическое направление деятельности максимально соотнести особенности кадрового состава и материально-техническую базу образовательной организации.
Определение структурных ориентиров программы сформировать основной вектор движения и перейти к проектированию учебного плана. Учебные дисциплины, созданные на формирование профессиональных и общепрофессиональных компетенций, были разбиты на блоки, позволяющие не только логически выверено выстроить подготовку в определенном учебном направлении, но и систематизировать взаимосвязи между отдельными блоками. Например, в блок общих художественных дисциплин помимо учебных дисциплин «Рисунок» и «Живопись», формируются базовые основы изобразительной грамотности, вошли дисциплины «Конструктивный рисунок», «Колористика», «Скульптура и пластическое моделирование», «Объемно-пространственная композиция», « Графический дизайн »и т. д., последовательно развивающие умения использовать особенности изобразительного языка в профессиональном контексте. При этом учебная дисциплина «Профессиональные средства подачи проекта», изучаемая в 7 и 8 семестрах, позволяет не максимально быстро обучать художественным дисциплинам, но и формирует навыки работы в сфере компьютерной презентации проекта. Выполнение практического задания по формированию демонстрационного материала уместно выполнить собственные проектные разработки студента, выполненные при изучении проектных дисциплин.Таким образом, в учебной деятельности студент получает возможность решить разноплановые профессиональные задачи при выполнении одной проектной работы.
Изучение инженерных дисциплин («Конструкции архитектуры и дизайне», «Инженерно-технологическое обеспечение архитектурно-дизайнерских решений», «Основы строительных технологий» и т.д.). Архитектурно-дизайнерское проектирование ».Очередность в разработке проектируемых объектов зависит не только от их функциональной сложности. Положительно зарекомендовало выполнение курсового проекта в рамках инженерного блока дисциплин, посвященного разработке проектной документации по разделам, обеспечивающим инженерную подготовку конструирования и возведения проектируемого объекта. Базовая основа профессиональных, полученных при работе курсовым проектом, не только комплексно объединяет разноплановые учебные задачи в разработке одного проекта, но и единую основу для работы в рамках инженерного направления при архитектурном проектировании, в том числе и дипломном.
Особенности и характер образовательной программы дает возможность наиболее ярко реализоваться в комплексе проектных дисциплин. В этот блок вошли следующие: «Архитектурно-дизайнерское проектирование», «Архитектурно-дизайнерское проектирование средовых пространств», «Ландшафтный дизайн», «Дизайн интерьера», «Предметное наполнение архитектурной среды». При этом основные проектные дисциплины «Архитектурно-дизайнерское проектирование», изучаемая с первого по шестой семестры и «Архитектурно-дизайнерское проектирование средовых пространств», изучаемая седьмого по девятый семестры, образуют единое направление в изучении основ проектной грамоты, выстроенное с последовательным усложнением учебных заданий . Остальные дисциплины изучить специфику работы с проектной ситуацией в направлении работы с ландшафтом, интерьерными пространствами или предметными формами. Как правило, разработка одного из учебных заданий работает с помощью решения взятой из задания, разработанного самим студентом в проектировании. Все это позволяет подойти к проектируемым ситуациям и максимально решать задачи средового проектирования в учебных заданиях, выполняемых на четвертых и пятом курсах.
Полнее осознать особенности работы со средой и вспомогательные профессиональные дисциплины: «Основы градостроительства», «Светоцветовой дизайн», «Предполагаемый и проектный анализ в проектировании». Эти предметы изучаются на четвертом и пятом курсах и дополняют проектную ситуацию в учебных заданиях комплексом новых условий. Таким образом, комплекс изучаемых дисциплин максимально направлен на формирование базовых профессиональных знаний в соответствии с выбранным способом реализации образовательной программы.
Определение оптимальных схем проектирования в рамках данной квалификационной программы всего было взаимоувязано с профилем реализуемой образовательной программы, изучение современных тенденций и предпочтений в архитектурных разработках, мнений и предпочтений студентов обозначить следующие тематические группы:
— проектирование «небольшого» архитектурного объекта ,
— разработка комплексных решений территорий и общественно-значимых объектов,
— организация зон в городской среде,
— реновация различных объектов на территории области.
Таким образом, направление профиля подготовки «Комплексное проектирование архитектурно-пространственной среды» определило основные направления в итоговом проектировании.
Остановимся на содержании выпускных работ каждого направления. Медицинские учреждения для временного пребывания, медицинские учреждения, медицинские учреждения. Проекты, посвященные разработке комплексных решений территорий и-значимых объектов, включают в себя отдельные решения проблем небольших построек и решают задачу по планировочным решениям на конкретной территории.Предложенные проекты должны быть обоснованными.
Работы, посвященные организации зон в городской среде, наиболее близки по содержанию к работам предыдущей группы. Но проектная деятельность строится в данном случае на решении более сложных и подробных планировочных задач, разработке вариантов форм малой, функциональной, конструктивной и эстетической проработке всего ансамбля.Тема реконструкции архитектурных построек сегодня актуальна, а для города с богатым историческим прошлым особенно востребована.
Таким образом, в дипломном проектировании максимально соединяются все направления проектной деятельности, формируется сформированность компетенций и выявляется готовность студента к самостоятельной профессиональной работе. Не только максимально проявить свои способности и возможности в проектировании, но и помочь ориентироваться на дальнейший профессиональный путь.
Последующие мероприятия и работа по включению студентов в профессиональную среду города: организация практик в ведущих проектных организациях города, участие архитекторов в просмотрах проектных материалов студенческих работ и защитных выпускных работ, организация совместных выставок с участием студентов и студентов к исполнению архитектурных проектов в процессе обучения.
Как показала практика, основная часть выпускников, завершивших обучение в 2015-2018 годах трудоустроилось по месту жительства в областном и районных центрах.При этой сфера профессиональной архитектурной деятельности выпускников оказывается достаточно разнообразна: это управленческая деятельность в различных структурах, разнообразная проектная деятельность в организациях, занимающихся проектированием архитектурных объектов, интерьеров, ландшафтных территорий, предметного наполнения. Таким образом, для нашего региона комплексное направление подготовки оказалось действительно наиболее востребованным.
Итак, содержание образовательной программы в области подготовки «Дизайн архитектурной среды» условия максимально возможного увязать с функционированием архитектурно-проектной среды конкретного региона, профиль конкретной образовательной программы, реализуемой в условиях университета небольшого областного центра, может иметь комплексный характер, который проявляется в формировании блоков дисциплин учебного плана, их содержании и особенностях выполнения выпускных квалификационных работ.А в реализации образовательной программы желательно предусмотреть максимальную взаимосвязь дисциплин проектного, инженерно-конструктивного и художественного блоков, проявляющуюся в организации учебной работы по комплексному проектированию объектов и включение студентов в профессиональную архитектурную среду в процессе обучения.
Список литературы
1. Дизайн архитектурной среды: Учеб. Для вузов / Г.Б.Минервин, А.П.Ермолаев, В.Т.Шимко, А.В.Ефимов и др. — М .: Архитектура-С, 2006 — 504 с., ил.
2. Кольсет Л.А.История архитектурного образования в России: Дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. — ЮФУ, 2007. -172 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 07.03.03. Дизайн архитектурной среды [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/7 (дата обращения: 9.01.2019)
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 07.03.01. Архитектура [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // fgosvo.ru / fgosvo / 92/91/4/7 (дата обращения: 9.01.2019)
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 07.03.02. Реконструкция и реставрация архитектурного наследия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/7(дата обращения: 9.01.2019)
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 07.